Сила мысли. Что говорит наука. Сознание и мысль Антитезис: Сознание есть бессубъектное сознание

в понятиях происходит объективация сознания в форме мысленного обнаружения и терминологического определения отдельных объектов и явлений действительности.

СУЖДЕНИЕ это мысль, выраженная предложением, и содержащая в себе ложное или истинное утверждение («Вода замерзает и испаряется» – истинное, «Вода горит» – ложное).

Суждение может выражаться не только в предложениях языка, но и в символах (2 + 2 = 4 – истинное суждение, 2 + 2 = 6 – ложное).

Всё, что не может оцениваться с точки зрения истинности или ложности, не является суждением, и относится к другим формам мысли (Принесите мне воды! Вода холодная? Вода – сколько смысла в этом слове… 2 + 3; 4, 5, 6, 9, 48).

Таким образом, структура суждения должна содержать в себе такие понятия и смысловые связки между ними, которые могут быть доказаны или опровергнуты с точки зрения объективности. Исходя из этого,

суждение – это объективация сознания в форме выявления истинности или ошибочности существующих между понятиями связей и отношений, которые мышление обнаруживает или создает самостоятельно.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений логически выводится новое суждение. Исходные суждения в составе умозаключения называются посылками, а новое суждение, получаемое логически из посылок, называется заключением (или следствием). Например:

Все преступления наказуемы законом (1-я посылка).

Воровство есть преступление (2-я посылка).

Воровство наказуемо законом (заключение из двух посылок).

Все умозаключения подчиняются одному условию: если истинны исходные посылки, то истинно и выводимое из них заключение. Истинное заключение делает умозаключение правильным. Правильное умозаключение, таким образом, представляет собой истинное (или правдоподобное) выводное знание о действительности. Исходя из этого,

умозаключение – это объективация сознания в результатах осмысления мышлением действительности.

Таким образом, мышление объективирует сознание, воплощая и представляя его содержание в различных результатах своей работы.

Но сами результаты работы мышления требуют, в свою очередь, дополнительной собственной объективации для того, чтобы стать продуктом информационного обмена между людьми. Без этой объективации все результаты мышления оставались бы субъективным достоянием отдельных личностей (субъектов), неведомым для других субъектов.

Объективация субъективного мышления человека в формы, объективно понятные другому субъекту (человеку), осуществляется средствами языка .

ЯЗЫК это знаковая система, хранящая и передающая информацию . Языки бывают естественными (речь), или искусственными (алфавит, математические формулы, ноты, цифры, условные сигналы и т.д.). Благодаря языку устанавливаются точные и всеобще принятые обозначения объектов и явлений действительности, что создает условия для понимания процессов мышления отдельных субъектов другими субъектами и для обмена результатами этого мышления между ними.

Таким образом, язык является средством объективации сознания, в процессе которой мысли приобретают какую-либо материальную формусвоего выражения, общепринятую для всех и понятную всем.

Исходя из этого, элементы языка (слова, предложения, знаки, формулы и т.д.) – это средства, существующие в структуре языка, которые обозначают соответствующие понятия, суждения, заключения, образы и т.д., существующие в структуре мышления.

Но при этом нельзя говорить о тождестве языка и мышления , поскольку структура языка и структура мышления специфически разные:

языковой знак не имеет смысла вне структуры своего языка ,

– а элемент мышления обладает универсальным смыслом вне любой структуры сознания и в любой структуре сознания .

Следовательно, языковые функцииотносительно объективации сознания можно сформулировать двунаправлено:

1.Формулирование мыслей и результатов мышления в универсально понятных формах для хранения и обмена.

2. Коммуникация мыслей и результатов мышления.

Таким образом, соотнесенность языка и мышления выражается в том, что мышление объективирует содержание сознания в мыслимые формы, а язык обеспечивает их универсальное понимание, хранение и коммуникацию.

Основные термины

ГНОСЕОЛОГИЯ (эпистемология) – учение о познании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (следствие) – заключительное суждение, логический вывод из исходных суждений (посылок).

ЗНАНИЕ – система результатов познавательной деятельности сознания.

ИНТЕЛЛЕКТ – рациональное, основывающееся на деятельности разума, сознание.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ – повышение степени разумности, насыщенности смыслом.

МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ – оторванное от реального опыта, не имеющее аналогов в реальной действительности.

МЫШЛЕНИЕ – способность разума формировать мысли.

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии, то есть о том, что реально существует.

ОБЪЕКТИВАЦИЯ – превращение смыслового содержания какой-либо реальности в объект для познания (в предмет, мысль, идею, модель, схему, и т.д.).

ОБЪЕКТИВАЦИЯ СОЗНАНИЯ – это превращение мышлением содержания сознания в объекты (мыслимые формы), с которым мышление может работать.

ОЩУЩЕНИЕ – отражение свойств реальности органами чувств человека.

ПОНЯТИЕ – терминологически сформулированное средствами языка представление, фиксирующее в себе наиболее существенные признаки объекта или явления.

ПОСЫЛКА – исходное рассуждение.

ПСИХИКА – совокупность душевных процессов и явлений человека, образующих его субъективный внутренний мир.

РАЗУМ – способность мышления к преобразованию интеллектуального материала и к его творческому синтезу в различные системы знаний о действительности.

РАССУДОК – способность мышления расчленять действительность на отдельные смысловые факты, классифицировать их по отличительным признакам, понятийно наделять определениями и тестировать на соответствие сложившемуся порядку вещей.

СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ – преобразование чувственных ощущений в интеллектуальные абстракции.

СОЗНАНИЕ – способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера

СООТНЕСЁННОСТЬ – проявление единства несоединимых понятий, объектов или явлений через их закономерно неразрывную связанность в своём бытии.

СУЖДЕНИЕ – мысль, выраженная предложением, и содержащая в себе ложное или истинное утверждение.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) логически выводится новое суждение (заключение, следствие).

ЯЗЫК – знаковая система, хранящая и передающая информацию.

26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.

Познание – это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности .

В познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действительности абстрактными образами, и, оперируя ими, получает возможность теоретически воспроизводить в сознании порядок реальной действительности.

Таким образом, познание является результатом взаимодействия двух участников познавательного процесса: субъекта и объекта. Субъект познания – это познающее мышление, познающий индивид или группа индивидов, а объект познания – это то (в составе действительности), на что направлено познающее мышление, познавательная деятельность субъекта.

Взаимодействие субъекта и объекта познания характеризуется тем, что объект в процессе познания остается пассивным, а субъект познания проявляет активность:

– обнаруживает объект в опыте своих ощущений;

– получает из ощущений некоторое чувственное знание;

– создает с помощью разума абстрактную модель объекта и формирует его теоретическое объяснение.

Таким образом, процессы познания начинаются с простых форм знания, и переходят к более сложным, постоянно увеличивая полноту и глубину познания действительности.

В качестве наиболее простой формы знания выступает чувственное познание.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – это процесс формирования знания непосредственным опытом чувственных ощущений человека.

Чувственные ощущения – это отражение свойств реальности органами чувств человека. Ощущения, таким образом, есть не только наиболее простые, но и наиболее приблизительные формы знания действительности, поскольку :

1. Ощущения единичны , и в момент познания дают собой представление только об отдельных свойствах познаваемого объекта.

2. Полнота характеристик объекта , его связей и отношений в действительности всегда превосходит познавательные возможности ощущений .

3. Ощущения не являются всеобще необходимой формой знания, они слишком субъективны, поскольку формируются в индивидуальном сознании человека, предварительно возникнув в его индивидуальном теле. Таким образом, они напрямую зависят от физиологических способностей к полноте отражения тех или иных свойств действительности того или иного человека, а также от особенностей его организма.

4. Ощущение существует только при наличии ощущаемого объекта . Образ познаваемого объекта в виде ощущения не может существовать в сознании субъекта без контакта органов чувств субъекта с объектом познания, и, следовательно, ощущение не может участвовать в отвлеченных познавательных операциях мышления.

Таким образом, ощущения – это первая ступень чувственного познания, с которой чувственное познание переходит к следующей своей ступени, к восприятиям.

ВОСПРИЯТИЯ возникают на основе ощущений, но являются более сложной формой чувственного познания. Именно на стадии восприятия начинается интеллектуализация рассудком материала единичных ощущений и формирование из них общего понятийного образа объекта познания.

В этот понятийный образ входят только те свойства объекта, которые непосредственно в момент познания обнаруживаются органами чувств.

Таким образом, восприятие – это обобщенный чувственный образ объекта познания, расширенный мышлением за счет сложения в совокупность всех его ощущений.

Восприятие дает более полное представление об объекте познания, но, всё-таки, не может еще участвовать в сложных операциях мышления, поскольку восприятие недостаточно абстрактно , потому что всегда привязано к какому-либо определенному объекту, который чувственно дан в конкретный момент познания.

Следующей ступенью чувственного познания, которая имеет достаточно абстрактный характер, чтобы стать участником абстрактных логических операций мышления, является представление.

Этого единства на познающую, субъектную, и познаваемую, объектную, стороны, это разделение носит достаточно условный и ограниченный характер, поскольку осознавание – лишь несовершенный способ описания единого по своей сути познавательного акта.

Другими словами, как субъект, так и объект сознания содержатся в нем самом, выступая лишь как условные составляющие.

Тем не менее, с относительной точки зрения, как познающая активность, так и познаваемая аттрактивность воспринимаются как вполне самостоятельные аспекты, и даже создается впечатление об их относительной независимости друг от друга.

Магический миф описывает этот условный аспект в виде четырех бинеров, приписывая сознанию четыре познающих активности, а познаваемому, « », — четыре познаваемых качества.

Еще одной активностью сознания является его способность дифференцировать, различать энергии по их собственным свойствам. Это различение находит выражение в описании «цвета», «вкуса», «деталей формы», «запаха» и других свойств. Вступая во взаимодействие с энергиями, сознание описывает их свойства в виде отдельных категорий, соответствующих тем возможностям, которые для этого предоставляет , формируемый сознанием. В Среде этой активности соответствует стремление быть «различенной», «описанной», «дифференцированной», что именуется ее « ».

В то же время, акцентируясь на отдельных деталях, свойствах, качествах энергий, сознание, на фоне восприятия их как «приятных» или «полезных» запутывается в этом многообразии, цепляется за него, стремиться удержать и им. Так формируется к проявленному бытию.

Наконец, сознание способно не только воспринимать новые энергии, оно может и стремится интегрировать новое восприятие в уже существующую в нем картину, и для этого создает описание, характеризующее как свойства самого воспринимаемого «объекта», так и его место в «картине мира», уже существующей в этом сознании. Такая активность лежит в основе дальнейшего расширения сознания, перехода его к следующим познавательным актам, к следующим актуализациям своих . На этом этапе сознание существует как поток образов, клише, моделей, взаимодействующих с ним и друг с другом. Стремление же среды к такому восприятию соответствует ее . При этом сознание может впасть в стремление двигаться только в направлении тех блоков, которые ему кажутся «приятными» или «желательными», игнорируя внутреннюю логику своего развития и свои внутренние . Таким образом, действие получает цель, и эта цель начинает «оправдывать средства». Так появляются алчность, зависть и ревность.

Восточные школы кроме этих четырех активностей приписывают сознанию активность к целостному, полному познанию и соответствующее ему стремление среды быть осознанной в своей тотальности, чему соответствует Элемент «Пространство».

Таким образом, хотя Миф и утверждает закономерность и целесообразность субъект-объектных отношений и их разных проявлений, он также подчеркивает важность «незагрязненного» восприятия, восприятия «как такового», при котором сознание, отражая форму, не отделяет себя от нее, оценивая объект, не выделяет его как более или менее важный, дифференцируя элемент, не прицепляется к нему а вписывая этот элемент в общую картину, старается сделать это максимально гармонично а не для обладания.

Находясь между этих двух возможностей – «чистого» и «помутненного» сознания, маг может находить в себе элементы загрязнений, очищать их, и тем самым открывать возможности для дальнейших реализаций. Осознавая мир с позиций своей уникальной индивидуальности, своим неповторимым способом, маг делает именно то, в чем и заключается его природа – природа потенциальной бесконечности, превращающейся в бесконечность актуальную.

В составе сознания с совершенною очевидностью наличествуют следующие три слагаемые: нечто сознаваемое, т.е. объект сознания, некто сознающий, т. е. субъект сознания, и какое-то отношение между субъектом и объектом. Об отношении между субъектом и объектом речь будет позже; теперь сосредоточимся на субъекте. Субъект сознания есть то существо, которое обозначается словом «я». Субъект и объект суть два полюса сознания, отличающиеся друг от друга следующим образом: объектов сознания много, они постоянно сменяются; гуляя среди полей и лугов, я радуюсь наступлению весны, слежу за полетом жаворонка, через минуту, получив известие о болезни друга, переживаю и сознаю печаль и т.д., и т. д. При всех этих сменах объектов субъект все время есть одно и то же мое я. Благодаря тожеству я существует единство сознания", и недавняя радость и теперешняя печаль, и все восприятия во

== 140

время прогулки принадлежат к составу единого индивидуального сознания, которое я называл своим сознанием.

Я, служащее объединяющим центром сознания, глубоко отличается от таких объектов, как радость, печаль, полет жаворонка: эти объекты имеют временную форму; они возникают, протекают и исчезают во времени, а. я не имеет времен ной формы.

Назовем все, что имеет временную форм> словом событие. Полет жаворонка, радость, печаль суть нечто ежемгновенно меняющееся, отпадающее в прошлое и все вновь нарождающееся Но я, сознающее все эти события, само не течет bi времени, не отпадает в прошлое и не нарождается вновь и вновь: оно не совершается, а незыблема есть как одно и то же я, стоящее над головокружительным течением событий во времени. Итак я не есть событие; оно онтологически (бытийственно) принадлежит к иной области бытия, чем события. Назовем события, т. е. все, что имеет временную форму и, следовательно, течет во времени, словом реальное бытие, а все, что не имеет временной формы, словом идеальное бытие. Со гласно этому словоупотреблению, я есть идеальное бытие.

Найдя субъекта сознания, можно установить что следует называть словами «субъективный и «психический». Когда я, субъект сознания, переживаю радость или печаль и путем различения опознаю их, я нахожу эти процессы как «мои» состояния: они суть проявление моего я во времени, мою жизнь; я есмь источник и носитель этих чувств что и выражается вполне точно словами «я радо стен», «я печален». Точно так же интенциональ-

== 141

ные акты, например акт внимания, акт различения, непосредственно испытываются как «мои» акты, что и выражается словами «я внимательный», «я различающий». Во всех перечисленных случаях строение найденного мною таково, что в нем есть два резко различные элемента- стоящее выше времени я и принадлежащие ему проявления его во времени. Я не имеет временной формы, однако оно есть источник не только содержания своих проявлений, но и их временной формы; некоторые из своих проявлений, например акты внимания, различения, я легко могу начать, продлить, прекратить. Это распоряжение мое формою времени следует отметить, называя я не только невременным, но еще к тому же и сверхвременным существом.

Сверхвременное существо, которое есть источник и носитель своих проявлений во времени, есть субстанция. Ввиду того, что многие люди привыкли разуметь под этим словом мертвый пассивный субстрат качеств, я предпочитаю заменять слово «субстанция» словом субстанциальный деятель, имея в виду тот смысл понятия субстанции, который придан ему Лейбницем. Словами «субъективное состояние», «субъективный акт» и т. п. мы будем обозначать все то, найденное в сознании, что непосредственно переживается как «мое»,-моя радость, моя печаль, мое внимание и т. п. Непосредственное наблюдение открывает, что между я и этими процессами существует отношение их принадлежности нашему я.

== 142

тывая отвращение, отталкиваю тарелку от се Совершенно очевидно, что акт отталкивания это мое проявление, по крайней мере в том смысле что я инициатор этого действия и соучастник в осуществлении его *.

Сравним теперь такие содержания сознаю как «мои» радость, печаль, акт внимания, чувство отвращения, с одной стороны, и сознаваемое отталкивание тарелки-с другой стороны. Явным образом это крайне различные друг от друга явления моего я: первые имеют временную форму и не имеют никакой пространственной формы тогда как второе имеет и временную и пространственную форму. Первые суть психические, т душевные процессы, отталкивание есть физический, т. е. материальный процесс. Под слове «психический процесс» мы будем разуметь те процессы, которые имеют только временную форму а под словом «материальный процесс» - те, которые имеют пространственно-временную форм}

Итак, опираясь на абсолютно достоверное самосвидетельство предметов, имманентных сознанию, мы установили две существенно важных истины. Во-первых, одно и то же я, т. е. один и те же субстанциальный деятель способен совершать не только психические, но и материальные акты. Во-вторых, в составе сознания могут находиться не только психические, но и материальные процессы: отталкивание может быть в такой я

* Подробности о строении таких актов см. в моей стат «Психология человеческого я и психология человеческого тела». Зап. Русск. Научн. Инст. в Белграде, 1940, вып. 17; Psych logie des menschlichen Ich und Psychologie des menschlichen Kc pers, Зап. Русск. Научно-Исслед. Объединения, № 75, 194 Prag.

== 143

мере непосредственно осознано, как и моя радость. Итак, психологизация всего состава сознания, т. е. утверждение, что все имманентное сознанию есть психическое, опровергается свидетельством опыта.

Первая истина устраняет такие ложные, но весьма распространенные учения, как, например, мысль Декарта, что существует субстанция-дух/ или душа, которая есть носитель только психических процессов, и другая субстанция, материя, которая есть носитель только материальных процессов. В действительности мы нашли, что один и тот же субстанциальный деятель, я, способен творить как психические, так и физические процессы. Следовательно, я, субстанциальный деятель, есть существо метапсихофизическое (термин В.Штерна), стоящее выше области психических и материальных процессов, способное, творя эти процессы, сочетать их в единое целое, например, производить акт отталкивания осмысленно и целесообразно под руководством своего стремления освободиться от неприятного предмета.

Вторая установленная выше истина показывает ошибочность мысли, будто все имманентное сознанию должно быть моим психическим состоянием: мое материальное проявление тоже может быть осознано мною непосредственно в подлиннике.

Теперь необходимо сделать еще один важный шаг вперед, касающийся вопроса о познании внешнего мира.

07.03.2017

Тайна сознания: кто создает реальность?

Герои выбирают то, что хотят.

Находятся во многих местах одновременно.

Переживают все возможности сразу.

Затем схлопывают лишь одну.

Все дороги ведут в Рим. Всё переплетено. Вечный город. Вечный вопрос, вечная тайна сознания: я ли творю реальность, или она творит меня?

Каждый из нас неизбежно, так или иначе, отвечает на вопрос: творю ли я свою реальность или я - только лист на ветру?

Я сам определяю свою жизнь или она - лишь одно из звеньев цепи предопределённых событий?

Сознание формирует реальность или моя реальность создает мое сознание?

Нам приходится отвечать на вопрос о природе реальности всякий раз, когда мы встаём с кровати, всякий раз, когда вступаем во взаимодействие с «внешним миром».

Может быть, нам приходится отвечать на вопрос «Творю ли я свою реальность?» или «Мое сознание определяет реальность» в каждый миг взаимодействия с «внутренним миром»?

И если правда, что мы сами творим свою реальность, тогда «внутренние» моменты являются

Именно поэтому данный вопрос - самый главный.

«Я творю свою реальность, мое сознание меняет реальность» - эта идея была и остаётся центральной концепцией всех духовных, метафизических, оккультных и алхимических традиций.

«Как вверху, так и внизу, как внутри, так и снаружи» - это считается фундаментально-правильным взглядом на реальность.

Но даже если здравый смысл подсказывает, что вы сами создаёте некоторые события своей жизни (что съесть на завтрак, на ком жениться, какую машину купить), не слишком ли большая натяжка - утверждать, что вы имеете какое-то отношение к падению дерева на чью-то машину?

На самом деле у концепции, согласно которой вы творите реальность (в конце концов, кто-то же должен её творить - ведь она существует!), есть масса нюансов.

Она вызывает целый ряд вопросов и возражений. Например:

Если я творю реальность, и вы творите реальность, и они разные - что тогда?
- Я никогда не создал бы ___________ (нужное вписать) к своей жизни!
- Как понимать совпадения?
- Творит ли умирающий от голода ребёнок свою судьбу?
- А что можно сказать о природных катаклизмах?
- Кто этот «я», творящий реальность?

Все эти вопросы, в свою очередь, переплетены с концепциями кармы, трансцендентного «я», частотного резонанса, отношений, личной ответственности, виктимизации и власти.

Но суть в следующем: наибольшее влияние на вашу жизнь оказывает то, как именно вы отвечаете на этот вопрос, который, подобно забору, разделяет мир надвое.

По какую сторону забора оказываетесь вы?

Принимаете ли вы тот факт, что ваше сознание управляет реальностью?

Все слова, действия и поведение представляют собой флуктуации сознания.

Вся жизнь рождается из сознания и поддерживается сознанием, вся Вселенная является проявлением сознания.

Реальность Вселенной представляет собой единый безграничный океан беспрестанно движущегося сознания.

Махариши Махеш Йоги.

Тайна сознания в лаборатории

Лауреат Нобелевской премии принстонский физик Джон Уилер говорит:

Как ни удобно в повседневной жизни утверждать, что «внешний» мир существует независимо от нас, ныне отстаивать этот взгляд уже не представляется возможным.

Говоря словами того же Уилера,

Мы не просто зрители перед космической сценой, но творцы и обитатели интерактивной Вселенной.

Физик и писатель Амит Госвами говорит:

Мы привыкли думать, что всё вокруг нас изначально вещественно и существует независимо от нашего личного выбора.

Однако, продолжает Госвами, дабы не вступать в противоречие с открытиями квантовой физики

Мы должны отказаться от мышления подобного рода.

Вместо этого мы вынуждены признать, что даже окружающий нас материальный мир: эти стулья, эти столы, этот ковер, эти комнаты - всё это не более чем возможные движения сознания.

И я каждый миг выбираю, какое из этих движений будет реализовано через мой личный опыт .

Эти физики, и новая физика вообще, декларируют смерть дуализма.

Не разум первичен, а материя вторична, но «разум = материя». Не сознание творит реальность, но «сознание = реальность». Сознание как реальность.

Восприятие реальности

Одной из самых странных идей, возникших в неврологии, является различие между восприятием и реальностью.

Мы переживаем наше восприятие, но не реальность. Что является субъективным восприятием реальности.

С тех пор как физиология цвета была впервые исследована в 1960-х годах Дэвидом Хьюбелом и Торстеном Визелем, ученые поняли, что цвета не существует в любом абсолютном смысле.

Длины волн света существуют, но цвета, которые мы воспринимаем как зеленый и синий, не соответствуют никаким простым способом длинам этих волн. Цвет — относительное свойство.

Он зависит от выборки длин волн, воспринимаемой глазом от многих поверхностей в пределах всей визуальной сцены, и от сравнения мозгом одной поверхности с другой. Одна и та же длина волны может выглядеть зеленой в одной визуальной сцене, красной — в другой, серой — в третьей.

Но никто не думает, что на основе этих выводов объяснение «покончило» с цветом или показало его ложность. Когда мы наблюдаем волны, мы воспринимаем их как цвет. Когда мы наблюдаем мозг, приводящий в действие тело, мы воспринимаем его как сознающего субъекта. И то и другое имеют «реальную» сторону и реконструированную, перцептивную сторону.

Мы живем, движемся и действуем в мире наших восприятий и должны принимать их как они есть.

Новое осознание

Подумайте о том, что находится с разных сторон этого забора:

Что является причиной, а что следствием?

Существует ли связь между этими явлениями? Существует ли грань между ними? Кто создаёт эту грань, и кто сидит на заборе, свесив ноги по разные стороны? Это мы, и это всегда были мы.

Но со смертью дуализма исчезает также связь, или причинность (или забор). Всё - одно. Всё взаимозависимо, о чём всегда и твердили исследователи сознания.

Госвами признаёт, что очень сложно приспосабливаться к новому образу мышления, который, казалось бы, противоречит нашему повседневному опыту. Он говорит:

Это единственная радикальная мысль, которую вам необходимо принять, но она слишком радикальна.

Она даётся с таким трудом, поскольку мы склонны полагать, что мир уже существует независимо от нашего опыта. Но это не так.

Квантовая физика не оставляет никаких сомнений по этому поводу.

Всё это в 1970-е годы побудило Фреда Алана Вольфа сказать:

Я создаю свою реальность.

Последователи зарождавшегося в то время движения Нью Эйдж сразу же подхватили эту фразу и включили в свою парадигму.

Но, как не устают повторять многие физики, это сложная идея и охватить её полностью не так просто.

Мы вынуждены признать, что даже окружающий нас мир: эти стулья, эти столы, этот ковёр, эти комнаты - всё это не более чем возможные движения сознания.

Амит Госвами, доктор философии

Мой сын Эван, физик, говорит, что на практике реализуется сумма разных реальностей: у меня одна реальность, в него - другая…

Например, сегодня вечером разыгрывают кубок по бейсболу, и реальность команды «Орлов» отличается от реальности команды «Патриотов», но на практике воплотится только одна их этих реальностей.

Кэндаси Перт, доктор философии

Кто что создаёт?

Доктор Вольф продолжает:

Вот один из вопросов, возникающих в связи с концепцией создания реальности: что происходит, если два человека создают разную реальность?

В связи с этим следует понимать: если ты думаешь, что «я» - это эгоистическая личность (своего рода постановщик личного шоу), тогда идея о том, что ты создаёшь свою реальность, скорее всего, неверна. Тогда, скорее всего, реальность создаешь вовсе не ты».

А вот что говорит Амит Госвами:

Стало ясно, что место, откуда я решаю создавать с вою реальность (место пребывания сознания), представляет собой очень необычное состояние бытия, где субъект и объект разрушаются и исчезают.

Я делаю выбор именно в этом необычном состоянии, - а поэтому ликование последователей Нью Эйдж поутихло, когда им пришлось осознать, что в реальности бесплатных обедов для них не будет.

Для того, чтобы стать творцом своей реальности, нужно медитировать и учиться входить в необычные состояния сознания.

(Здесь речь идет про состояния сознания изменяющие реальность, немного об этом читайте в статье , а если хотите попрактиковать, то инструкцию читайте тут: ).

Итак, концепция «сознание творит реальность» порождает вопросы «Какое сознание? Какие уровни сознания? Что есть творящее «я»?»

Прекрасной иллюстрацией этого вопроса может служить фильм «Запретная планета».

Жители этой планеты создали машину, которая мгновенно воплощает их мысли в физическую реальность. Настал день, когда работа над машиной завершена, и - Ура! - что за дивный день!

Люди создают роскошные особняки, «феррари» возле каждого дома, прекрасные парки, роскошные банкеты, после которых люди разъезжаются (на «феррари») по собственным особнякам и ложатся спать. И видят сны.

А наутро все просыпаются на опустошённой планете.

По мнению доктора Дина Радина, есть веская причина, почему наши мысли не воплощаются сразу.

Всё, что ты делаешь, всё, о чём думаешь, все твои планы - всё это распространяется по Вселенной и влияет на неё.

Однако, в конечном счёте большая часть Вселенной остаётся незатронутой - наши маленькие индивидуальные мысли не изменяют сразу же всю Вселенную, как мы её видим.

Полагаю, если бы было иначе и наши мимолетные капризы могли непосредственно влиять на Вселенную, мы бы разрушили этот мир почти мгновенно.

Вспомните моменты, когда кто-то подрезал вас на трассе и вы подумали… в общем, вы сами знаете, чего вы ему мысленно пожелали. А теперь представьте себе, что такие вещи немедленно реализовываются. Весело будет, правда? «А чтоб тебя… !» - «Да иди ты сам в …!»

Наверное, есть какой-то смысл в том, что наши мысли не воплощаются в реальность немедленно. Пожалуй, это помогает нам защититься от самих себя.

Доказательства того, что сознание формирует реальность

В космическом масштабе есть ли свидетельства в пользу концепции «сознание творит реальность»?

Похоже, эта концепция подтверждается на различных уровнях опыта («как наверху, так и внизу»), но есть ли у нас доказательства или хотя бы разрозненные свидетельства?

В пользу этой концепции говорит всё - начиная от поведения электронов и позитронов и заканчивая заявлениями заслуженных физиков и кинематографистов.

Как отмечает Дин Радин «Слово доказательство не используется в науке. Мы можем приводить свидетельства . Мы можем с большей или меньшей уверенностью утверждать, что то или иное явление таково, каким оно нам кажется. Но «доказал» ли кто-то гравитацию?

Ньютон сказал, что гравитация - это сила притяжения между массами.

Эйнштейн сказал, что массы искривляют геометрию пространства времени, и это служит причиной того, что массы притягиваются друг к другу.

Но они не могли доказать, что дела обстоят именно так, а не иначе.

Так и мы еще не скоро сможем доказать тайну сознания и его способность формировать реальность.

3.4. Структура сознания

Сознание существует как фундаментальное свойство мозга. При этом нужно понимать, что между сознанием и материальными объектами есть существенное различие. Отражение внешних объектов в мозгу – не образование их физических отпечатков. Образ объекта, мысль о нем и сам объект – не одно и то же. Образы сознания не имеют тех свойств и не подчиняются тем законам, которые присущи материальным объектам; у них, например, нет объема, массы, твердости и т. п. Образы сознания – нечто субъективное, духовное, идеальное. Сознание – это субъективные образы объективного мира. Субъективность здесь заключается в том, что сознание принадлежит отдельным людям, субъектам, а также в том, что, хотя образы сознания объективны (более или менее верно отражают действительность), тем не менее в этих образах есть субъективный момент – зависимость от состояния организма, от опыта человека, условий восприятия и т. д.

Сознание – отражение объектов в виде идеальных образов. Объекты отражаются в чувственно-наглядных и логически-абстрактных образах. Система этих образов и составляет содержание сознания. Сознание как отражение действительности представляет собою знание, информацию об объектах.

Отражение действительности в сознании – не простое зеркальное отражение, копирование, а очень сложный процесс, в ходе которого вновь возникающие образы сочетаются с прежними, перерабатываются, осмысливаются. В сознании могут создаваться представления и понятия о том, чего нет или что может появиться. Но и любые, в том числе самые фантастические представления и идеи, в конечном счете возникают на основе данных, полученных в процессе отражения.

Важным моментом сознания является память – способность мозга сохранять и воспроизводить информацию. Сознание без памяти не может существовать, строить сложные образы на основе простых, создавать абстрактные образы и идеи.

Сознание включает в себя не только познавательные , но и эмоциональные, мотивационные, волевые компоненты.

Человек не только отражает те или иные явления действительности; в его сознании возникают эмоциональные переживания, оценки этих явлений. Эти переживания, оценки могут быть как положительными (радость, удовлетворение и т. п.), так и отрицательными (печаль, тревога и т. п.). Эмоциональные состояния различаются по своей силе и длительности. Эмоции как бы выделяют объекты с точки зрения потребностей человека, стимулируют его действия, мотивацию.

Мотивация – это совокупность целей, побуждений человека к определенным действиям. Мотивация связана с постановкой цели; в основе целепо-лагания – недовольство миром и собой. Большую роль в мотивации играет творческое воображение, представление о результатах своей деятельности, выработка идеалов. Человек строит идеал, некоторый образ того, как должен быть устроен мир и каким он сам должен быть, а затем ставит вопрос о том, как достичь этого идеала. Для последнего нужна воля. Воля – способность сознательно действовать, добиваясь реализации поставленной цели. Для этого требуется специфическое психическое напряжение – усилие воли. Благодаря воле сознание реализуется в практическом действии. Волевое усилие как бы завершает динамику сознания. Волевое управление поведением человека опирается на знания, эмоции и мотивации.

В ходе раскрытия структуры сознания далее необходимо указать на самосознание. Формирование самосознания начинается у человека в раннем детстве, когда он начинает отличать себя от всего другого. В последующем у человека постепенно складывается целостное представление о своем «Я». Самосознание можно охарактеризовать как осознание человеком своих чувств, мыслей, интересов, положения себя в системе отношений с другими людьми и т. д. В самосознании важную роль играет общение с другими людьми, учет их мнений о себе.

В самосознании человек подвергает себя рефлексии. Рефлексия (самоанализ) может быть представлена аналогично рассмотренной выше структуре сознания.

1. Самопознание, самонаблюдение, познание себя, своего положения, способностей и т. д.

2. Эмоциональная оценка (положительная или отрицательная) своих качеств.

3. Выработка мотивации, определение целей и способов самоизменения.

4. Волевые усилия для достижения целей, саморегуляция, самоконтроль.

С понятием сознания часто коррелируется понятие сознательности. Понятие сознательности, конечно, предполагает сознание у человека, при этом сознание и сознательность не тождественны. Сознательность связана с пониманием общественного долга, чувства ответственности за свои поступки; можно сказать, что чем большее место в мотивации занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности человека.

Продолжая анализ структуры сознания, нужно выделить уровень сознания и подсознательного (бессознательного).

Из книги Ангелы страшатся автора Бейтсон Грегори

XV. СТРУКТУРА (ГБ)

Из книги Идеология и утопия автора Маннгейм Карл

2. Изменение формы утопического сознания и стадии его развития в новое время а) Первая форма утопического сознания: оргиастический хилиазм анабаптистов Решающим поворотным пунктом в истории нового времени был - под углом зрения нашей постановки проблемы - тот момент,

Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

3. СТРУКТУРА Понимаемая и расположенная таким образом естественная история имеет условием своей возможности общую принадлежность вещей и языка к представлению: но она существует в качестве задачи лишь в той мере, в какой вещи и язык оказываются разделенными.

Из книги Галактика Гутенберга автора Маклюэн Герберт Маршалл

Обнажение жизни сознания и ее редукция к одному-единственному уровню создала в семнадцатом веке новый мир бессознательного. Архетипы индивидуального сознания покинули сцену, уступив место архетипам коллективного бессознательного Таким образом, семнадцатый век,

Из книги Здоровое общество автора Фромм Эрих Зелигманн

Структура капитализма А. Капитализм XVII и XVIII вв. Капитализм - это экономическая система, которая начиная с XVII–XVIII вв. стала преобладающей в странах Запада. Несмотря на большие изменения, произошедшие в этой системе, определённые особенности сохранялись на протяжении

Из книги Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие автора Волков Вячеслав Викторович

ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА Общество (в широком значении) - это общность, совместная жизнь людей, мир социальных явлений. Это форма бытия, характеризующаяся целенаправленной совместной трудовой деятельностью людей, создающих мир социокультурных явлений, отличных от мира

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность Сознание - это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять

Из книги Картезианские размышления автора Гуссерль Эдмунд

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание Общественное сознание - это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им

Из книги Введение в феноменологию Гуссерля автора Прехтль Питер

§ 17. Две стороны исследования сознания и его коррелятивная проблематика. Направления описания. Синтез как изначальная форма сознания Если же начало и то направление, в котором будут ставиться задачи, уже стали ясными для нас, то мы благодаря нашей трансцендентальной

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

Из книги Фантастика и футурология. Книга 1 автора Лем Станислав

98. Структура сознания Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты сознания.1. Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства

Из книги Исследования по феноменологии сознания автора Молчанов Виктор Игоревич Из книги автора

1. Можно ли избавиться от сознания с помощью самого сознания? Сознание находится сейчас в гораздо худшем положении, чем когда-то давно, точнее, до Бытия и Времени, находилось Бытие. Бытием просто не занимались, ибо не могли ему дать дефиницию, считали его самым общим, а

Из книги автора

2.2. Структура суждения Суждение – это более сложная форма мышления по сравнению с понятием. Неудивительно поэтому, что суждение имеет определенную структуру, в которой можно выделить четыре части.1. Субъект (обычно обозначается латинской буквой S) – это то, о чем идет



Статьи по теме