Как выучит артикли в немецком языке. Ужасные артикли немецкого языка. Как с помощью мнемотехники выучить немецкий

Любой, кто только начинает изучать немецкий язык, сталкивается с проблемой артиклей. Русскоговорящему сложно понять эту тему, ведь в нашей речи мы не используем ничего похожего на артикли в немецком языке. В этой статье мы доступно и просто отвечаем на самые распространенные среди новичков вопросы по этой теме.

Артикли в немецком языке бывают нескольких видов: определенные, неопределенные и нулевой. Рассмотрим каждый из них по порядку.

Определенный артикль

Их существует всего четыре:

Der - для существительных мужского рода (дер);

Die - для женского рода (ди);

Das - для среднего рода (дас);

Die - множественное число (ди).

Используются они в следующих случаях:

  1. Когда мы знаем, о чем идет речь. Если об этом предмете уже говорили ранее. Например: der Hund (определенная собака, о которой уже упоминалось).
  2. Для обозначения явлений, единственных в своем роде, аналогов которым не существует в природе (die Erde - Земля).
  3. Для обозначения многих географических объектов: рек, городов, гор, морей, океанов, улиц и так далее (die Alpen - Альпы).
  4. Если перед нашим существительным стоит (der dritte Mann - третий человек), или же прилагательного (der schnellste Mann - самый быстрый человек).

Неопределенный артикль

Ein - мужской и средний род (айн);

Eine - женский род (айне).

Для множественного числа в данном случае артикля нет.

В немецком языке употребляется в случаях:

  1. Когда мы говорим о незнакомых нам предметах (ein Hund - какая-то собака, о которой мы слышим в первый раз).
  2. После словосочетания «es gibt» (дословно «имеется»), для простоты можно провести аналогию с английским «there is» (Es gibt einen Weg - здесь есть дорога).
  3. Для обозначений вида или класса (Der Löwe ist ein Raubtier - лев - хищное животное).
  4. С глаголами Haben (иметь) и Brauchen (нуждаться). Например: «Ich habe eine Arbeit» - у меня есть работа.

Нулевой артикль

Не все артикли в немецком языке на самом деле есть. Существует такая вещь, как По сути, это отсутствие артикля совсем. Итак, мы ничего не пишем перед существительным, если:

  1. Оно обозначает профессию или род деятельности (Sie ist Ärztin - она - врач).
  2. Перед многими собственными именами (London ist die Hauptstadt von Großbritannien - Лондон - столица Великобритании).
  3. Для обозначения множественного числа (Hier wohnen Menschen - здесь живут люди).
  4. При обозначении какого-либо химического вещества, материала (aus Gold - из золота).

Почти всегда в русском и соответствующие ему артикли в немецком языке отличаются друг от друга. Например, если «девочка» у нас женского рода, то в немецком - среднего - «das Mädchen». То есть как бы «девочко». Есть набор окончаний, с помощью которых можно облегчить определение рода существительного, но в большинстве своем выход только один - запомнить.

Еще одна сложность - склонение артиклей в немецком языке. Как в русском мы не говорим: «Я вижу девочка», так же и в немецком. Каждый артикль склоняется по падежам. Задача облегчается тем, что здесь падежей всего четыре: Nominativ (именительный), Genetiv (родительный), Dativ (дательный) и Akkusativ (наподобие винительного). Склонение нужно просто запомнить. Для вашего удобства мы приведем ниже таблицу.

Что касается неопределенных артиклей, то они склоняются по тому же приниципу. Например, мужской артикль ein в Akk будет einen, к нему просто добавляется -en. Так происходит и со всеми остальными артиклями.

Каждое немецкое существительное имеет род. Род в немецком языке определяется артиклями.

Артикль der – мужской род die – женский род das – средний род. К сожалению, как таковых правил о распределении рода для существительных, нет. Например: Слово Wand (стена) – женского рода и используется с артиклем die. Слово Apfel (яблоко) – мужского рода и используется с артиклем der. Cлово Mädchen (девочка) – среднего рода (!) и используется с артиклем das. На вопрос учеников «Как запомнить артикли?», учитель обычно отвечает: «Вы это должны просто выучить». А как выучить такое большое количество новой бессвязной информации? Сделать это очень сложно. Более того, заученные артикли через некоторое время забываются. И это очень злит, и желание учить язык дальше пропадает. Согласно проводившимся исследованиям, ученики из разных стран мира самым сложным в немецкой грамматике считают именно запоминание артикля. Мой собственный опыт преподавания также подтверждает данные результаты. Как и многие преподаватели, я не могла помочь ученикам в изучении артиклей. Я говорила: «Это нужно просто запомнить». Честно говоря, меня саму не устраивало данное утверждение. И я стала интересоваться вопросом, есть ли какой-то способ выучить род немецких существительных не простой зубрежкой? Оказывается, есть. С помощью мнемотехники. Способ 1. К счастью кое-какие правила распределения рода для существительных есть. Например, род мы можем вычислить по некоторым окончаниям существительных. Вот как обычно звучит такое правило в справочниках по грамматике: Для существительных мужского рода характерны следующие окончания: -ismus, -ig, -or, -ling Для существительных женского рода характерны следующие окончания: -schaft, -heit, -ei, -ik, -ung, -tion, -(i)tät, -keit, Для существительных среднего рода характерны следующие окончания: -tum, –um, -chen, –ma, –ment, -lein Итак, правило есть. Но возникает вопрос: а как запомнить эти несвязанные друг с другом окончания? Опять проблема. Но решение есть: из несвязных окончаний нужно придумать звучное, запоминающееся слово. Преподаватель немецкого языка Peter Heinrich предлагает такие варианты. Для окончаний, характерных для мужского рода, запомнить вот такое несуществующее, но очень интересное слово: DerIglingorismus Представьте себе, что так зовется некое существо, например, вот такое… Это злое существо пытается помешать выучить Вам немецкие артикли. За окончания женского рода отвечает дама по имени: DieHeitungkeiteischafttionitätik Это дама является ученой и ее цель – найти средство от злого существа der Iglingorismus За окончания среднего рода отвечает милое и доброе существо по имени: DasTumchenmamentumlein Эта фея, которая будет помогать Вам запоминать артикли. Итак, Ваша задача, запомнить всего 3 слова. Внимание: слова обязательно нужно запоминать с артиклями и картинками! Вы также можете придумать свои слова и свои картинки-образы. Главное – они должны легко запоминаться и также легко воспроизводиться. Подытожим: Итак, 1-ый способ запомнить немецкое артикли: придумать звучное и запоминающееся слово из окончаний, характерных для того или иного рода и к нему картинку-образ.

В немецком языке существительные употребляются с артиклями. Артикль показывает определенность и неопределенность существительного, а также род, число и падеж. Если сравнить немецкий язык с русским, то во многом артикли напоминают окончания, вот только стоят они не в конце слова, а перед ним, например:

  • der — определенный артикль мужского рода,
  • die – определенный артикль женского рода,
  • das – определенный артикль женского рода.

Чтобы правильно употреблять существительные в речи, нужно точно знать артикль, какого рода им соответствует. К сожалению, объяснить род многих существительных невозможно. Именно поэтому все учителя немецкого рекомендуют заучивать существительные вместе с определенным артиклем. В этой статье мы расскажем о 4 способах, которые облегчать Вам запоминание артиклей.

СПОСОБ 1: ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ

Для этого Вам понадобится тетрадь и три ручки разных цветов. Каждый из цветов будет соответствовать одному из трех артиклей, например:

  • синий цвет = der
  • зеленый цвет = das
  • красный цвет = die

Теперь, когда Вы находите новое существительное, обращайте внимание на его артикль и выписывайте его в свою тетрадь соответствующим цветом.

СПОСОБ 2: РИФМОВАННЫЕ СТИШКИ

В одной из наших предыдущих статей мы уже писали о том, что иногда род существительного можно определить по его суффиксу. Например:

  • суффикс ung – die,
  • суффикс er – der,
  • суффикс chen – das.

Подробнее о том, как определить род существительного по суффиксу читайте .

Выучить все суффиксы немецких существительных – не самая простая задача. Именно поэтому мы приготовили для Вас несколько рифмованых памяток с большей частью немецких суффиксов.

Мужской род
Der, der der, ein einfach Ding,
wenn’s Nomen endet mit
-et, -ant, -or, -eur, -loge und –ling

Средний род
Neutrum oder „das“ ganz fein,
wenn am End steht
-um, -o, -ment, -chen oder –lein

Женский род
Substantive heißen „die“
wenn sie enden auf
-ät, -ion, -anz, -ur, -nis und -ie
und natürlich jederzeit,
wenn’s Ende heißt
-schaft, -tum, -ung, -ik, -rei, -heit und -keit.

СПОСОБ 3: КВАЗИСЛОВА

Если у Вас плохая память на рифмы, то мы приготовили для Вас еще один способ для запоминания артиклей – квазислова. Квазислова – это выдуманные слова, которых не существует в языке. Вы можете составлять квазислова из суффиксов существительных одного рода и использовать их как ассоциацию для запоминания артиклей.

В качестве примера давайте рассмотрим квазислово из суффиксов –ent, –ling и, –er. Эти суффиксы являются показателями мужского рода. Если сложить их вместе, получается der Entlinger. Выучите это слово вместе с артиклем и больше у Вас никогда не возникнет проблем с этими суффиксами.

Для лучшего запоминания можно придумать визуальную ассоциацию с этим словом. Представьте, на что оно похоже. Предмет? Человек? Животное? Нарисуйте свою ассоциаю, чтобы лучше закрепить слово в памяти.

Квазислова можно придумывать и для других суффиксов, например:

  • die Inkeitschaftung (суффиксы -in, -keit, schaft, -ung).
  • das Leinchenment (суффиксы -lein, -chen, -ment).

СПОСОБ 4: КАРТОЧКИ СО СЛОВАМИ

Возьмите стопку стикеров (карточки на липкой основе) и подпишите ими по-немецки все предметы в Вашем доме. Не забудьте про артикли и форму множественного числа. Вот как может выглядеть типичная карточка:

das Regal — e
Substantiv, m
кровать

После того, как Вы подпишите все предметы в доме, возвращайтесь к привычному образу жизни. Теперь карточки со словами всегда будут у Вас на виду и уже скоро Вы выучите какой артикль соответствует какому существительному.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ

Теперь настало время проверить свои знания на практике. Ниже Вы найдете несколько упражнений, которые помогут Вам это сделать.
Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить.

БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ С НОСИТЕЛЕМ НЕМЕЦКОГО

Если Вы хотите в совершенстве овладеть немецкими предлогами, запишитесь на бесплатное занятие с Кристофом Данингером . Кристоф — это профессиональный репетитор немецкого из Германии , который с удовольствием ответит на все Ваши вопросы связанные с немецким языком и культурой Германии, а также поможет составить оптимальное расписание.

По поводу запоминания немецких артиклей (не правило спряжение, а именно то, какое слово - какого рода). Понятно, что есть ряд слов, типа слов с окончаниями -heit, keit, ung, hen и других, которые указывают на род существительного, но их ничтожное количество по сравнению с теми, род которых так легко не определяем. Как запомнить род существительных? Методика визуализации слова в конкретном цвете, типа, das Auge - представляем глаз зеленым, der Bär - представляем медведя синим, die Hand - руку красной и т.п.

В идеале можно заучить артикли со словами, как заучиваются сами слова. Можно попробовать фонетически. Например, если учите слово «das Hemd» (рубашка), попробовать запомнить именно как «Dashemd» (лично мне аудиовариант заучивания больше подходит).

Можно также опираться на статистику.

К мужскому роду по статистике чаще всего относятся:

Одушевленные мужского пола:

der Bruder, der Junge

Названия времён года, месяцев, дней недели:

der Januar, der Montag, der Abend

Название валют

К женскому роду по статистике чаще всего относятся:

Одушевлённые существительные женского пола

die Henne, die Kuh, die Tante

Слова заканчивающиеся на «е»:

die Liebe, die Woche,

Плоды, ягоды, цветы:

die Linde, die Aster, die Apfelsine

Названия судов и самолетов:

К среднему роду по статистике чаще всего относятся:

Географические названия (стран, материков, городов)

das München, das Australien

Название детей и детёнышей

Есть способы обнаружения рода по суффиксам слов, по окончанию, по части речи и т.д.

Кстати, важный момент. Некоторые слова в зависимости от того, какой артикль применяется, будут иметь разное значение:

der Tor (глупец) – das Tor (ворота)

der Bauer (крестьянин) – das Bauer (клетка)

der See (озеро) – die See (море)

Также хочу отметить, что не во всех немецкоговорящих странах активно применяются артикли. Например, в Швейцарии не всегда их используют в речи (упрощая, тем самым, язык общения), однако люди в этой стране работают и взаимодействуют в разных сферах и это им не мешает выполнять свои основные задачи.

Чаще всего большинство людей, кто учит язык и затем сразу применяет его на практике, доучивает род артиклей, как и само их спряжение, уже в процессе общения. Именно во время общения легче всего заучить фонетически произношение того или иного артикля в том или ином его контексте. Если, скажем, у вас мало времени для изучения языка (например, не более месяца), в этом случае стоит сделать акцент на заучивании именно слов и на аудировании (распознавании немецкой речи). А на то, какой род имеет то или иное слово не акцентировать внимание, так как это уже двойная задача и большая нагрузка на мозг. А в случае цейтнота времени важно отключить как можно больше лишней информации, чтоб лучше усвоить только самое важное. Поверьте, когда вы учите язык первые полгода, и оказываетесь в экстремальной ситуации, где вам придется общаться только на немецком языке, то вы вряд ли в этот момент будете вспоминать какого рода то или иное слово, или как проспрягать тот или иной глагол. В этот момент ваш мозг в срочном порядке будет требовать от вас только СЛОВА, как можно больше слов, которые максимально точно смогут объяснить местному жителю произошедшее, чтобы как можно быстрее решить ваш вопрос. Поэтому, если времени мало – делать акцент именно на заучивании самих слов. И только потом по мере общения доучивать грамматические особенности немецкого языка. Лично я до сих пор не знаю всех артиклей слов, которые я заучила, однако это мне не мешает общаться с немцами, слушать лекции на немецком языке, или работать с немцами. Чем чаще практикуешь язык, тем быстрее идет заучивание. Если же время позволяет досконально учить грамматику, тогда можно прибегнуть ко всем способам выше.

Изучение немецкого языка сопряжено с большим числом трудностей, основным из которых является изучение артиклей. Артиклей в немецком три, они склоняются в зависимости от числа, рода и падежа. Артикли зависят от рода существительного, но совершенно не совпадают в этом с нашим языком. В связи с этим изучающие немецкий частенько просят предложить им какое-то общее правило, дабы не учить все эти артикли и варианты их склонений.

Сразу стоит сказать, что единого правила нет, и намного проще сразу заучивать слова с артиклями, чтобы в общении не получалась сплошная белиберда вроде «Я читаю этот интересный газета».

Немецкий относится к тем языкам, которые сложны в самом начале, когда его грамматика лавиной накрывает человека с головой. Приходится проявлять терпение и создавать прочную основу из окончания глаголов и падежей. После этого все идет как по маслу. Поэтому в любом случае на начальном этапе придется учить артикли всех новых лексических единиц.

Отдушиной в этом процессе станут некоторые приемы, которые помогут как-то структурировать получаемые знания. Есть и правила, которые могут подсказать, какой артикль использовать в зависимости от формы или смысла слова. Однако тут важно понять, с какой целью вы учите язык. Если он вам необходим только для общения во время туристических поездок иди деловых встреч, то вам нужно фильтровать те правила, которые никогда вам не пригодятся. Если же человек изучает язык на более глубоком уровне, правила и исключения необходимо будет запомнить все.

Все ориентиры можно поделить на 3 группы:

  • По форме существительного (окончания, корни, суффиксы и прочие тонкости словообразования)
  • По значению (слова, которые можно скомпоновать в одну смысловую группу зачастую относятся к одному роду)
  • Согласно фонетической структуре (это не правило, а, скорее, интересное наблюдение)

Род существительного зависит от того, каким образом слово появилось. Для новичков это будет сложно, потому что когда-то и в родном языке сложно было найти корень, окончание и суффикс, а теперь это нужно сделать в иностранном. Однако некоторые ориентиры – это просто спасение. К примеру, суффиксы –heit, -ung или -keit используются для женского, а -chen и -lein — для среднего рода. Сразу становится ясно, почему девочка в Германии среднего рода. В этой статье, конечно же, нельзя привести абсолютно все правила этой и следующей категории, но их не составит труда обнаружить в любой книге по грамматике.

Многие существительные сознательно или бессознательно мы компонуем по смыслу, то есть согласно семантическому принципу. То есть мы знаем Эльбрус, Гималаи и Монблан, которые являются горами. Сама по себе гора в немецком мужского рода, отсюда и производные от нее получают артикль der. Тонкость состоит в том, что есть в этих правилах исключения, такие как die Zugspitze (ведь die Spitze) или das Erzgebirge (das Gebirge).

По аналогии, большая часть алкогольных напитков мужского рода, кроме любимого немцами пива, овощи, цветы и фрукты женского рода, а металлы среднего. Подобных нюансов много, и тут следует вспомнить то, о чем говорилось в начале статьи: отсеивайте ненужные лично для ваших целей правила. К примеру, знать то, что дни недели мужского рода должны знать все изучающие язык, а вот род цветов, металлов вам может никогда не пригодиться.

Существует еще одна тенденция, которая ни в коем случае правилом не считается, но может помочь угадать род, если вы силитесь вспомнить его в какой-то момент. Суть в том, что односложные существительные с большим числом согласных в окончании и начале слова зачастую мужского рода, как der Strumpf. В свою очередь существительные в один слог с -ft и –cht часто женского рода: die Frucht. Правилом, конечно, эта тенденция не является и есть много исключений, которые ее опровергают.

Как помочь себе заучивать артикли немецких слов?

Используйте маркеры, карандаши, цветные ручки

Очень действенный метод для тех, кто лучше запоминает информацию зрительно. Новые лексические единицы можно выделять одним из трех цветов в зависимости от их рода. Если нужно, множественное число, его можно отдельно выделять четвертым цветом. Сразу стоит отметить, метод подойдет не всем, но если подойдет, это станет прекрасным подспорьем в учебе. В определенный момент, когда будет сложно вспомнить род существительного, на помощь придет цвет, в который он окрашен. Кстати сказать, современные издательства используют этот же принцип для учебников, причем не только для детей, но и для взрослых.

Создавайте картинки

Методика не на каждый день, но дает возможность запоминать слова, даже имеющие мало отношения друг к другу. Уметь красиво рисовать в данном случае не нужно. Главное, чтоб вы сами понимали, что изображено на картинке и сгруппировали новые существительные по роду.

Помните, что вам не всегда придется заучивать новые слова и их артикли. В определенный момент вы поймете, что знания начали работать на вас, и слова из нескольких корней совершенно не кажутся страшными или непонятными. А артикль этих новых слов будет уже известен, так как он всегда предопределяется последним корнем.



Статьи по теме