К методологии анализа и измерения. Методы системного анализа объектов исследования. Качественные методы исследования

2. Анализ методологии

2.1 Понятие и виды

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

Широко распространены: индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает, в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не обязательны для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен их описать.

Используя исторический метод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить особенности различных экономических систем.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление - обмен товаров.

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определять причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции - это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются в нашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии французский экономист Морис Алле писал 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

Графики - это изображение зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой Y) и горизонтальной (X).

Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него -). Зависимость может быть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению - кривая Филлипса,).

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др.

Схемы наглядно демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.


Др., третья волна - "новейший институциональный подход" к изучению общества и хозяйства (90-е годы) - Д.Норт, Дж. М. Ходжсон. Глава 2. Использование институционального метода в исследовании экономических процессов 2.1. Институциональный подход в пенсионной реформе На протяжении последних десяти лет реформа пенсионной системы декларируется в качестве одной из первоочередных задач...

Перспективу. Вторая задача - оценка использования организациями своих материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Наиболее рациональное и эффективное использование ресурсов - важнейшая экономическая задача. На основе экономического анализа дается оценка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В промышленности, например, в этом плане исследуются эффективность...

Институтов не всегда отбирает лучшие варианты. Экономическая теория развивалась и делилась на многообразные направления вместе с развитием ее объекта – экономической системы. Место экономической теории в системе социально-гуманитарных наук Экономическая жизнь общества противоречива и сложна, представляет собой многоуровневую структуру, которую можно познать лишь с помощью...

В политической экономии" (1897) изложил суть теории Джевонса – крупнейшего английского экономиста-математика XIX в., немало сделавшего для того, чтобы математика стала объективным методом исследования экономических процессов и явлений. Заключение История развития российской экономической науки отличается определенным своеобразием. Можно назвать ряд российских традиций и особенностей, которые...

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ

methodos -■-■ путь познания и logos

1. Философская методология

2. Общенаучная методология,

3.

ontos - бы­тие, существование и logos

и т. д.

ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИИ

и самокритическую.

о научной практ

Э. ДЮРКГЕЙМА

Дюркгейм предполагал, что социальная действительность столь же устойчива, как и другие действительности. Дюркгейм считает, что об­щество - реальность особого рода, не сводимая к другим реальностям. Он решительно выступает против методологического редукционизма, т. с. такой методологической установки, которая допускает возможность объяснения одних видов реальности, одних явлений с помощью законо­мерностей и свойств, присущих другим видам реальностей, или других явлений. Он считает необходимым различать индивидуальные факты и социальные факты, индивидуальные представления и коллективные пред­ставления, индивидуальное сознание и коллективное сознание. Дюрк­гейм считает, что социальная реальность по отношению к отдельным индивидуумам выступает в роли принудительной силы. Социальная ре­альность также характеризуется внешним существованием по отноше­нию к индивидуумам. Эта реальность - вне- и надындивидуальная.

Из этих онтологических представлений Дюркгейм вывел правила со­циологического метода и обосновал логику социологических исследо­ваний. По Дюркгейму, социальное познание ничем принципиально не отличается от изучения несоциальных реальностей. В методологичес­ком плане социология должна быть подобна наукам о природе. Основ­ной задачей социолога является изучение причинно-следственных свя­зей, существующих в социальной действительности, и установление объективных закономерностей, которым подчиняется развитие социаль­ной действительности. Социолог должен использовать объективные методы, которые доказали свою эффективность при изучении природ­ной действительности.

Основной принцип социального познания, по Дюркгейму: социология должна изучать социальные факты как вещи. При этом изучать нсобхо-

димо нс понятия о реальности, а ее саму. Чтобы социология приобрела статус самостоятельной науки, она должна решительным образом избав­ляться от протопонятий (нредпонятий), т. с. понятий, заимствованных из здравого смысла и других форм общественного сознания. Дюркгейм счи­тает, что право на самостоятельное существование социологии может быть обосновано характеристикой своеобразия социальной действительности, объекта и предмета социальной науки, которые отличаются от других наук. Дюркгейм усматривает в социологии науку наук. Он полагал, что социо­логия должна эмансипироваться от философии. По Дюркгейму, социоло­гические объяснения - единственно правильные объяснения социальных явлений.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

По указанным выше причинам предпочтительнее говорить об истори­ческом подходе, а не о методе. Определим онтологическую основу исто­рического подхода.

1. Существование и развитие социальной действительности в простран­стве и времени.

2. Постоянство изменения социальной действительности.

3. Обусловленность социальных изменений сложным взаимодействи­ем объективных и субъективных факторов.

Исторический подход требует изучения социальной действительнос­ти как изменяющейся во времени и пространстве, как процесса, кото­рый подчинен объективным закономерностям. Исторический подход возник в новое время (XV1I-XVIII вв.) и был развит представителями французской философской и исторической мысли, а также представите­лями немецкого классического идеализма (Дж. Вико, Вольтер, Г. Гер-дер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Фихте и Г.В.Ф. Гегель).

Развернутое обоснование необходимости использовать исторический подход было осуществлено в рамках так называемой философии истории в XVIII и первой половине XIX в. Исторический подход был реакцией на недостатки, присущие подавляющему большинству исторических и со­циально-философских работ в прежнее время:

Провиденциализм - предустановленность развития истории в со­ответствии с божественной волей.

С точки зрения представителей философии истории, общество необ­ходимо понимать как часть и продолжение природы. Общественные яв­ления в своем развитии подчиняются естественным закономерностям. В общее i вс должна быть выявлена специфическая социальная причинность. Исторический процесс предполагает собственное единство. Одна из глав­ных особенностей исторического подхода - утверждение идеи социаль­ного прогресса. Социальные явления развиваются по объективным зако­нам, от низших форм к высшим.

Немецкий классический идеализм привнес новые моменты в мето­дологию социального познания, основы которых были заложены пред­ставителями философии истории. Гегель утверждал, что историческое развитие подвержено, прежде всего, внутренним закономерностям, при­сущим самой истории и отдельным социальным явлениям. Развитие - это не искусственно принесенные извне изменения, а объективная не­обходимость существования истории и всех социальных явлений.

По существу исторический подход представляет собой форму орга­низации познавательного процесса, в ходе которого осуществляется изучение социального явления посредством воспроизведения его при­чинно-обусловленного и закономерного становления и развития. К ис­торическому подходу необходимо обращаться, когда существует потреб­ность объяснить наличие свойств, присущих данному явлению в данное время, при определении исторического места и роли данного явления и для понимания прошлого через настоящее. Используя исторический подход, исследователи отвечают на вопрос: как возникло явление, какие

этапы прошло в развитии, каковы причины перехода данного явления от одного состояния в другое и чем стало данное явление на последующей стадии своего развития?

Исторический подход должен опираться на диалектический подход. Исторический подход предполагает анализ качественных изменений в структуре явления и анализ развития данного явления в форме его само­движения, т. е. через анализ единства и борьбы противоположностей, ко­торые характерны для данного явления. При использовании историческо­го подхода следует избегать двух крайностей: архаизации и модернизации.

Архаизация - способ рассмотрения явления, при котором для объяс­нения свойств, присущих данному явлению в новое время, используют­ся категории, отражающие свойства, которыми явление обладало в про­шлом. Модернизация - способ рассмотрения социальных явлений, при котором формы описания современного состояния общественного явле­ния применяются для объяснения того же явления на раннем этапе его существования.

Рис. 5. Познавательная ситуация в комплексном исследовании.

НИПр -- единые исходные представления о сущности объекта и предмета исследования. СОМП - системно-организованный междисциплинарный предмет исследования, ЕИЗн - единые интегрированные знания.

В комплексном исследовании вырабатываются такие представления о предмете, которые включают в себя знания различных наук. Все уча­ствующие в исследовании ученые эти знания переосмысливают с це­лью построения системно-организованного междисциплинарного пред­мета.

3. Принцип мобилизации релевантных знаний, требующий от исследо­вателей проведения ретроспективного анализа структуры и содержания имеющихся знаний об объекте и выбора того, что имеет прямое отноше­ние к изучению данного объекта.

4. Принцип базовой дисциплины требует, чтобы в рамках исследова­ний была определена главная наука, в которой содержится наиболее общее представление об изучаемом объекте, раскрывается сущность объекта. Как правило, в комплексных социальных исследованиях ба­зовой дисциплиной, выступающей в роли организатора междисципли­нарного взаимодействия, служит социология. Однако базовой дисцип­линой могут быть и другие дисциплины, что определяется целями исследования.

5. Принцип системной организации предмета исследования означает, что предмет исследования должен быть построен не как случайное собра­ние знаний, заимствованных из разных дисциплин, а как новая компози­ция уже полученных знаний, привносящая в понимание предмета иссле­дования новые качества.

6. Принцип конгруэнтности, совместимости знаний говорит о том, что в комплексные исследования должны вовлекаться знания, которые совме­щаются, дополняют друг друга, а знания, не соответствующие единым представлениям, должны отбрасываться, хотя забывать об их существо­вании нельзя. Иногда к этим знаниям следует возвращаться.

7. Принцип единства познавательного процесса и единомыслия учас­тников конкретного исследования раскрывается с помощью двух других принципов: принципа единства цели исследования, которая разбивается на разнообразные познавательные задачи, согласованные друг с другом, и принципа единства идейного замысла.

8. Принцип интеграции частных результатов в единый целостный результат требует синтезирования отдельных результатов в непротиворе­чивую конструкцию, дающую целостную характеристику изученному яв­лению.

Из сформулированных принципов следует, что не может быть ком­плексного социологического исследования, а может быть комплексное социальное исследование, в котором социология, как правило, зани­мает ведущее место базовой дисциплины, поскольку только социоло­гия предлагает наиболее общие представления о всех социальных яв­лениях.

Комплексные социальные исследования реализуются в четырех основ­ных формах.

1. Комплексное междисциплинарное исследование, в котором доста­точно двух дисциплин.

2. Комплексное междисциплинарное исследование, включающее от­дельные области социогуманитарных дисциплин, а также дисциплин дру­гих рядов, например, комплексное социально-биологическое исследова­ние.

3. Междисциплинарные комплексные терминальные программы (вре­менные), как правило, включающие в себя комплекс социогуманитарных и других наук.

4. Междисциплинарные программы-стационары, носящие постоянный характер, которые создаются в целях длительного изучения сложно орга­низованных объектов, в них вовлекается большое количество разнооб­разных дисциплин.

О назначении курса «Методология социологии» ...............................................5

\ i Методология социологии......................................................................................6

\/Функции методологии...........................................................................................7

Виды методологического анализа........................................................................8

у Социологический реализм и социологический номинализм............................9

у Онтологические и методологические представления Э. Дюркгейма.............10

Онтологическая и социокультурная обусловленности

социологического познания...........................................................................11

Основные представления о специфике социологической методологии.........13

Основные парадигмы развития социологического знания..............................14

v Структура социологического знания.................................................................16

Теоретическое исследование и формы теоретизирования...............................1 8

Эмпирическое исследование и структура эмпирического знания..................20

Диалектический подход в социологии...............................................................2 1

Исторический подход..........................................................................................23

Критика исторнцизма К. Понпсром...................................................................25

Сравнительный подход и сравнительные социальные исследования.............25

Системный и комплексный подходы.................................................................29,

Методологические установки структурно-функционального анализа...........35 j

Гуманитарно-личностная парадигма.................................................................40 f

Основные черты социологического мышления...............................................Al .

у/ Соотношение чувственного и рационального

в социологическом познании.........................................................................48

v Структура и целостность социологического познания....................................50

Организация социологического исследования.................................................52

V Логика социологического исследования...........................................................53

Литература

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ

Понятие «методология» образовано от греческих слов methodos -■-■ путь познания и logos ----- слово, мысль. Методология - учение о путях научного исследования. Однако содержание методологии шире. Оно включает изложение основных принципов, онтологических предпосы­лок, подходов, методов, обосновывающих и объясняющих способы по­лучения научного знания, его приращения, развития и применения.

Выделяются несколько уровней методологии.

1. Философская методология изучает наиболее общие законы разви­тия человеческого мышления, познания, включая и познание научное. Философская методология в основном совпадает с гносеологией. Гно­сеология концентрирует внимание на анализе знания. Методология де­лает акцент на процессуальных характеристиках познавательного про­цесса.

2. Общенаучная методология, в которой рассматриваются принци­пиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках.

3. Специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук: биологии, физики, истории, социологии и т. д. Специально-научная мето­дология получила свое развитие и конкретизацию в методике и технике научных исследований, характерных для той или иной конкретной науч­ной дисциплины.

Социологическая методология - учение о системе онтологических предпосылок, принципов, подходов, методов, объясняющих структуру социологического знания, способы его получения, его приращение, раз­витие и применение. Она является способом самосознания социологии как науки, представляет собой особый вид рефлексии по поводу сущно­сти, назначения, возможности и границ научного социологического по­знания.

Необходимость выделения методологического анализа в особую об­ласть научной деятельности является обшей закономерностью разви­тия всех видов человеческой деятельности, в том числе и научной. Чем сложнее научная деятельность, тем острее потребность в ее анализе.

Первоначально методологические разработки в социологии осуществ­лялись в рамках развития социологических теорий, в рамках обоснова­ния объекта и субъекта социологических теорий. У классиков социологи­ческой мысли, кроме Э. Дюркгейма. нет специальных работ по анализ} 1 методологических проблем. Социологическая методология как специаль­ная область социологического знания начала формироваться уже в XX в. И к середине века в социологической методологии сложились различные направления. Они различались по онтологическим основаниям социоло­гических исследований, по подходу, который в них использовался, по ме-

тодам, котрые становились предметом самой социологической методо­логии.

Специфика методологии и се направлений определяется тем, как со­циолог определяет онтологию, т. е. формы существования социальной дей­ствительности. Онтология является исходным пунктом формирования социологических методов и социологического знания.

Понятие «онтология» образовано от двух греческих слов: ontos - бы­тие, существование и logos - слово. Онтология - учение о бытии, о форме существования тех или иных явлений.

I Структура социологической методологии состоит из семи основных "{Разделов.

1. Онтологические и гносеологические основания и предпосылки со­циологического познания.

2. Принципы социологического познания.

3. Основные способы понимания и объяснения социальной действи­тельности, т. е. основные парадигмы развития социологического знания.

4. Основные подходы и методы, используемые в социологическом по­знании.

5. Структура социологического знания, виды социологических знаний.

6. Логика социологических исследований, последовательность и взаи­мосвязь процедур получения социальных знаний.

7. Проблемы использования знаний в общественной практике.

Различаются три группы понятай_мстодологии. I. Понятия, фиксирую­щие результаты позтавательной деятельности, - идея, концепция, гипоте­за, теория, факт и др. 2. Понятия, фиксирующие исходные предпосылки сознания познающего субъекта. - картина мира, образ социальной дей­ствительности, онтологические представления,- подход и др. 3. Понятия, описывающие познавательную деятельность исследователя, ее отдельные аспекты, - парадигма, метод, эксперимент и т. д.

ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИИ

Методология существует не только как абстрактная область рефлек­сии научной деятельности," но и как область, устанавливающая правила организации деятельности, призванная подвергнуть анализу существу­ющую и будущую практику. Методология ■-- это помощник социолога, который выполняет задачи разгребания завалов на пути к объективному научному знанию. Социологическая методология выполняет несколько функций: описательную, объяснительную, предсказательную, конт­рольную, критическую и самокритическую. В этих функциях выражает­ся практическая направленность социологической методологии.

Методология собирает, систематизирует, каталогизирует сведения

о научной практ

икс. Она также считает своей задачей понять и объяс-

нить, почему и в каких условиях социолюги использовали те или иные познавательные средства. Она объясняет, как надо использовать по­знавательные средства в исследовательской деятельности. Методоло­гия, опираясь на анализ прошлого и настоящего в социологии, опреде­ляет перспективные пути эффективного использования всей гаммы познавательных средств, которыми располагает современная социоло­гия. Методология осуществляет методический контроль за организа­цией познавательного процесса, в том числе с точки зрения того, на­сколько правильно в нем используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тотг или иной объект. Используя методологические знания, каждый социолог может осуществлять кон­троль за собственной познавательной деятельностью и за деятельнос­тью предшественников и современников. Рефлексируя над осуществ­лением научного поиска, методология проводит анализ познавательных действий, дает оценку их правильности, выявляет недостатки, пробле­мы и трудности познавательного процесса, вырабатывает рекоменда­ции по его улучшению, устанавливает шормы и правила научной дея­тельности.

ВИДЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Методология как общее учение о путя>х познания свои функции реали­зует в нескольких видах методологического анализа.

1. Анализ онтологических представлений о социальной действитель­ности и вытекающих из них гносеологических основ.

2. Анализ принципов познания, главными из которых являются объек­тивность, всесторонность, причинность, историзм, развитие, системность, комплексность.

3. Анализ подходов и методов, которые используются в практике соци­ологического исследования.

4. Анализ применимости в социологических исследованиях общена­учных методов и понятий (вещь, свойствю, отношение и т. д.).

5. Анализ отдельных специфических,для предметной области социо­логии понятий, теоретических схем и наручных теорий, а также фактов.

6. Логика научного исследования, анализ познавательного процесса.

7. Анализ отношений исследователей при организации коллективного научного поиска.

8. Анализ типов отношений между социологом и различными видами общественной практики.

Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

Что такое методы исследования

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Отличие метода от методики и методологии

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Классификация методов научного исследования

Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

Философские методы

Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

Общенаучные методы

Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

  1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
  2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
  4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
  5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Примеры методов исследования

Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

Классификация общенаучных методов

Методы эмпирического уровня

Метод Определение Пример
Наблюдение Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
Описание Фиксация сведений Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
Измерение Сравнение по общим признакам Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
Эксперимент Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
Сравнение Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях

Методы теоретического уровня

Метод Определение Пример
Формализация Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
Аксиоматизация Применение аксиом для построения теорий Геометрия Эвклида
Гипотетико-дедуктивный Создание системы гипотез и выведение из этого заключений Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

Конкретно-научные (специальные) методы

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

Биология:

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.

Юриспруденция:

  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.

Экономика:

  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.

Психология:

  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Анализ данных эмпирического исследования

Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

  1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
  2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
  3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
  4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
  5. Группировка.

Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

Вместо заключения

А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “ ” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.

Методы исследования, как они есть обновлено: 15 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Методология проведения расчетов строится в соответствии с иерархической схемой анализа сверху вниз . Основой вертикального факторного анализа служит сводный отчет о финансовых результатах предприятия (выходная форма операционного бюджета - см. табл. 46), детализированный (ди-сагрегированный) по . Анализ имеет многоуровневый характер, то есть проводится в несколько этапов.  

Анализ методологии, используемой в странах с развитой рыночной инфраструктурой , позволяет сделать заключение о том, что основу системы управления предприятием как субъектом рыночного хозяйствования составляет стратегия направления капиталовложений на достижение конкурентных преимуществ.  

Адамов В.Е. Факторный индексный анализ (методология и проблемы). - М.  

Организация должна анализировать выходные данные по проектированию и/или разработке, а также процессу с целью удовлетворения запросов и ожиданий заинтересованных сторон. Необходимо убедиться, что эти данные соответствуют спецификациям по проекту, утверждены и отвечают запросам потребителей. Следует получить достаточное количество данных посредством проверки и утверждения действий, позволяющих проанализировать методологии и процесс принятия решений по проекту и/или разработке. Анализ методологий должен включать возможность улучшения процесса и продукции, действия по расследованию отказов и будущие потребности, которые могут возникнуть в процессе проектирования и/или разработки.  

Анализ методологии зарубежного опыта нормирования труда позволяет сделать следующие выводы  

Для удобства анализа, методологии разработки эффективности управления предлагается классификация инновационных проектов по различным признакам (рис.7.1).  

Анализ методологии К. Маркса был бы неполным без характеристики факторов производства . Марксизм и западная мысль практически не имеют расхождений по поводу состава факторов производства . Существенное различие заключается в трактовке роли факторов в процессе производства . К. Маркс исходил из особой роли наемного труда. Производительным был объявлен только труд наемного рабочего, и именно он служил единственным источ-  

Хозяйственную реальность микроэкономика изучает, опираясь на методологию познания и специфические методы исследования. Методология является учением о принципах построения, формах и способах научного познания. Конкретная методология зависит от специфики объекта исследования , а также от идеологических позиций исследования. Методология должна всегда предшествовать отдельным или групповым техническим приемам исследования, т.е. методам исследования . Нельзя логический подход смешивать с инструментами анализа . Методология и методы образуют последовательные ступени экономиче-  

Как он этого добился Внимательный анализ методологии, которой пользуется Билл Гейтс при управлении своей компанией, указывает на десять секретных факторов его успеха. Для тех, кто хотел бы пойти по его стопам, мы приводим их здесь.  

В связи с тем, что учебным планом данной специальности предусмотрен ряд экономических и экономико-управленческих курсов основы бухгалтерского учета и финансы, технико-экономический анализ производственно-хозяйственно "] деятельности, научная организация и нормирование труда , теория управления производством , АСУ в химической промышленности и другие, некоторые вопросы (например, организация и нормирование труда , планирование финансов) вообще не включены в учебник, чтобы избежать дублирования. Часть вопросов затронута только в той степени, какая необходима, чтобы охарактеризовать их связь с проблемами, излагаемыми в других курсах (теория и методология определения экономической эффективности новой техники и капитальных вложений , теория управления производством и др.) или ознакомиться с ними лишь в общих чертах (применение теории надежности к управлению производством и др.).  

Нам представляется, что чудеса и парадоксы японского управления - это продукт парадоксов методологии го исследования. Укажем на два наиболее ярких таких парадокса. Первый - это то, что на японское управление смотрят так же, как на западное, не предполагая либо глубоко не анализируя сущностных различий в этих явлениях. В действительности же японское управление имеет целый ряд сущностных отличий от западного управления, которые позволяют сделать вывод о том, что это особый тип управления. А раз это особый тип управления, то изучать его надо, исходя из его сущностных характеристик как целого, а не путем анализа его отдельных элементов. Например, пожизненный наем, как ни изучай его в отрыве от системы управления в целом, все время будет требовать ссылок либо на чудеса, либо на парадоксы. Второе - это то, что японское управление пытаются описать в тех же понятиях, что и западное (соответственно японское управление сводят к тем же элементам, что и западное). Но содержание скрывающихся за этими понятиями проявлений японского управления отлично от западного.  

Данный курс включает в себя два вида занятий лекции и практические занятия . Лекции формируют у студентов необходимую теоретическую базу, знакомят с методологией формирования и анализа ассортимента.  

Не менее важным фактором принятия правильных решений по ценам является наличие достоверной информации и всесторонний анализ ценовой ситуации на рынке. Для решения этих проблем необходимы знания методологии сбора, обработки и анализа данных, характеризующих цены, процессы их образования и изменения. Неквалифицированно собранная и обработанная ценовая информация обесценивает любое маркетинговое решение . Следовательно, ознакомление учащихся с аналитической составляющей маркетинга цен также является важной задачей курса.  

Анализ существующей методологии нормирования МТР и направления ее совершенствования  

В основу разработки методологии построения системы нормирования МТР в газовой промышленности положена формула К. Маркса, характеризующая формирование продукта производства ....Процесс угасает в продукте, и следствия ее углубленного анализа. В основе любого процесса - действия лежит использование полезного энергетического эффекта (рис. 7).  

Основой экономической методологии является широкий системный подход к анализу и планированию деятельности предприятия . Это означает, что предприятие рассматривают как часть ("элемент") некоторой системы более высокого уровня (акционерного общества , регионального рынка продуктов и ресурсов, топливно-энергетического комплекса страны, региональной природной среды и т.п.). Правильно понять и оценить эффективные направления развития и шансы предприятия можно только путем тщательного анализа его связей с этой "внешней средой " и другими ее элементами.  

В соответствии с принятой в нашей стране методологией контроля накладных расходов по каждой из указанных статей составляют смету расходов . В данных сметах разграничения расходов на переменные и постоянные не предусматривается, что затрудняет их анализ и планирование.  

Анализ методологии проектирования, доводки и производства авиадвигателей позволил предложить методы повышения ее эффективности на основе системного подхода и автоматизации, а также получить IDEF-модели, которые используются как основа системного проекта автоматизации.  

В полной мере подобная методология комплексного системного анализа проблем территории с высокой антропогенной нагрузкой была реализована в Свердловской области и Уральском отделении РАН (Институт промышленной экологии) в ходе выполнения "

состояния динамика отражения от некоторой базы сравнения (п. б), затем количественно оцениваются факторы, причины, вызвавшие переход к этому очередному состоянию.

Иногда анализ характеризуют двумя этапами: позитивный анализ (обработка данных) и нормативный анализ (оценка результатов позитивного анализа и выработка управленческих решений). Одни и те же результаты технических расчетов могут получить неблагоприятную или благоприятную оценку для различных целей анализа.

Проводя АХД, необходимо руководствоваться определенными принципами и правилами, выработанными наукой и практикой.

  • 1. Научный подход. Использование научного метода - наблюдение, формулирование гипотезы, верификация или подтверждение достоверности гипотезы. Системное представление - предприятие рассматривается как система. Использование моделей: главная их особенность - упрощение реальности для увеличения возможности понимания и разрешения проблем.
  • 2. Комплексность - требует охвата всех сторон деятельности, понимания причинно- следственных взаимосвязей между всеми элементами системы, показателями.
  • 3. Системный подход - каждый объект имеет элементы (структуру), которые характеризуются свойствами и отношениями (взаимосвязями) элементов. Таким образом, каждый объект экономики - большая, сложная, динамическая, вероятностная, открытая или развивающаяся система.

К принципам относятся также: объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, эффективность анализа.

Кроме принципов в анализе следует понимать и учитывать наличие закономерностей, концепций:

  • * неопределенности и риска;
  • * деловой информации;
  • * временной стоимости денег и др.

Учет этих концепций повышает качество аналитических выводов и принимаемых решений.

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования предмета. Каждая наука имеет свой предмет и метод исследования. Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода являются: использование системы показателей, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязей между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

Другими словами: метод экономического анализа - способ системного комплексного измерения и обобщения влияния факторов на развитие хозяйственных процессов на конкретном объекте управления.

На основе общего подхода к исследованию хозяйственной деятельности (как методологии анализа), на основе принципов (всеобщих правил), концепций (специфических для данной науки складывающихся частных закономерностей) разрабатывается методика выполнения анализа (инструкция по осуществлению процесса аналитической деятельности).

Методика состоит из последовательности способов, приемов или методов анализа в узком смысле (в отличие от методологии - метода исследования, анализа в широком смысле), применяемых для обработки экономической информации о работе конкретного объекта.

Методика может быть общей (типовой) и частной (для отрасли, для конкретного предприятия, аналитика).

Специалист по экономическому анализу должен уметь исследовать конкретную реальность и обеспечить пользователя, принимающего решение, объективной аналитической информацией. При необходимости специалист должен выбрать или разработать методику экономического анализа. Теория экономического анализа содержит развивающуюся систему знаний, необходимых для формирования профессионального аналитического суждения, для обучения умениям планирования и осуществления аналитических расчетов.

Методология экономического анализа определяет общий подход к построению методики его проведения. Она определяет последовательность трех обязательных действий:

  • а) идентификация ситуации с использованием знания экономических показателей, алгоритмов их расчета;
  • б) оценка изменения значений показателей преимущественно количественными методами в сравнении с планом, с предыдущим фактическим значением (используя методы анализа динамики, сравнения, индексный);
  • в) количественная оценка влияния различных факторов на динамику исследуемого показателя (используя методы и приемы факторного анализа).

Таким образом, сначала дается характеристика состояния хозяйственных процессов (пункт а), затем количественно измеряется, выражается динамика или отклонение этого последнего очередного, текущего отражения от некоторой базы сравнения (п. б), затем количественно оцениваются факторы, причины, вызвавшие переход к этому очередному состоянию (п. в).

На основании выполненных преимущественно количественных технических методов, приемов, способов обработки информации делается вывод, интерпретация результатов аналитических расчетов.

Иногда анализ характеризуют двумя этапами: позитивный анализ (обработка данных) и нормативный анализ (оценка результатов позитивного анализа и выработка управленческих решений). Одни и те же результаты технических расчетов могут получить неблагоприятную или благоприятную оценку для различных целей анализа.

  • 1) общее изучение финансового состояния и динамики;
  • 2) углубленный (детальный, факторный, SWOT-анализ);
  • 3) синтез (поиск оптимальных увязок конфликтных целей, формулировка окончательных нормативных оценок, определение направлений и задач управленческой политики).

Методы, способы, приемы (в не делается различий между ними) составляют инструментарий выполнения количественного экономического анализа (технического анализа). Из них выстраивается последовательность операций по обработке информации.

  • * статистические, рассматриваемые в учебной дисциплине «Экономическая статистика» и предназначенные для обработки массовых данных;
  • * бухгалтерские, связанные с составлением и анализом балансов, в том числе бухгалтерских;
  • * математические, использующие математический аппарат;
  • * качественные методы, не использующие количественных экономических измерений, расчетов, а предназначенные для качественной оценки ситуации;
  • * количественные методы, противовес качественным, составляющие основу и специфику экономического анализа. В эту группу входят:
  • * традиционные способы и приемы, которые находили применение почти с момента возникновения экономического анализа как обособленной отрасли специальных знаний, как самостоятельного учебного курса (использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода);
  • * математические, основанные на системном кибернетическом подходе, на комплексе экономико-математических моделей, отражающих количественную характеристику экономических процессов.

Экономико-математические методы в анализе включают :

  • 1) методы элементарной математики;
  • 2) классические методы математического анализа (дифференциальное, интегральное, вариационное исчисление);
  • 3) методы математической статистики (изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей);
  • 4) эконометрические методы (производственные функции, межотраслевой баланс «затраты - выпуск», национальное счетоводство);
  • 5) методы математического программирования (линейное, блочное, нелинейное, динамическое);
  • 6) методы исследования операций (управление запасами, теория игр, теория очередей, сетевые методы планирования и управления и др.);
  • 7) методы экономической кибернетики (системный анализ, методы имитации, методы моделирования, методы обучения, деловые игры);
  • 8) математическая теория оптимальных процессов (максимум Понтрягина для управления технико-экономическими процессами и ресурсами);
  • 9) эвристические методы.
  • * группировка;
  • * абсолютные величины;
  • * средние величины;
  • * определение показателей структуры, вертикальный анализ, а также определение темпов роста;
  • * расчет показателей коэффициентов;
  • * горизонтальный анализ, определение абсолютных изменений и темпов роста;
  • * трендовый анализ;
  • * факторный анализ;

Любая методика экономического анализа использует такую логику очередности. При этом в методику аналитик не обязательно включает все методы, иногда они повторяются (абсолютные величины, их динамика; относительные показатели, их динамика). Факторный анализ, если и применяется, то обязательно после анализа динамики.

В логике очередности выражается методология: показатели, их изменение, объяснение причин изменения (сравните: характеристика состояния через абсолютные, средние, относительные показатели; определение их динамики; оценка количественного влияния факторов).

В курсе теории экономического анализа студенты получают умения и навыки применения только традиционных методов экономического анализа. Они используются для решения задач экономического анализа, классифицируемых в литературе по разным принципам.



Статьи по теме