Литературный крым. Исследовательская работа "крым в русской литературе". Жемчужина от екатерины

Незабываемые виды и дух полуострова вдохновили многих русских поэтов, писателей и художников на создание бессмертных шедевров. На кого из них Крым произвёл особенное впечатление?

Александр Сергеевич Пушкин

«Наше всё», Солнце русской поэзии оказался в Крыму из-за опалы и благодаря семейству героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского. В компании генерала и его очаровательных дочерей Пушкин начал своё путешествие из Тамани. Он посетил здесь Керчь , античные развалины которой только разочаровали его, и Феодосию, показавшуюся ему просто большим купеческим городом. Однако самое глубокое впечатление на поэта произвёл Гурзуф , особенно древняя гора Аю-Даг: здесь из-под пера Пушкина вышла элегия «Погасло дневное светило», начало «Кавказского пленника», стихотворение «Нереида». По дороге из гостеприимного Гурзуфа Пушкин и его спутники посетили древний Монастырь Святого Георгия, который также отпечатался в памяти поэта. По пути на север Пушкин достиг места в Крыму, благодаря которому связь поэта и полуострова сегодня известна каждому - древнюю ханскую столицу Бахчисарай. Хотя ветшающий ханский дворец и мечети выглядели удручающе, Александра Сергеевича поразила услышанная здесь легенда о дворцовом «Фонтане слёз», и она легла в основу знаменитой поэмы «Бахчисарайский фонтан». Интересно, что крымские впечатления сопровождали Пушкина и в пору его творческой зрелости: их можно найти в нескольких строфах из «Евгения Онегина ».

Антон Павлович, чрезвычайно любопытный и наблюдательный, буквально «впитывал» всё, что видел и слышал во время своих поездок в Крым. Он бывал здесь в разных городах, однако по-настоящему привязался к Ялте, её размеренной курортной жизни и крымским татарам, которых очень уважал и нередко гостил. Сначала писатель бывал в Крыму только в качестве туриста и отдыхающего, однако с 1894 года, когда «чахотка» обострилась, посещения курорта стало жизненно необходимым. В Ялте писатель обзавёлся собственным домом - «Белой дачей», сад вокруг которой он высадил сам. Кстати, хотя Чехов вложил немало сил и средств в строительство дома, он не любил его и называл «тюрьмой», а сам уединялся на другой даче, в Гурзуфе. Здесь, как считается, родились всемирно известные «Три сестры». В ялтинском доме Чехова бывали многие тогдашние знаменитости: Куприн, Бунин и даже Максим Горький . Здесь же развивались отношения между Чеховым и актрисой Ольгой Книппер , ставшей супругой писателя в 1901 году. Под впечатлением о ялтинской жизни Антон Павлович создал один и самых известных своих рассказов - «Даму с собачкой».

Лев Николаевич Толстой впервые оказался в Крыму в качестве артиллерийского офицера: в ноябре 1854 года он был по собственному желанию направлен в Севастополь , чтобы принять участие в его обороне. Молодой офицер сражался на самом ответственном участке, знаменитом четвёртом бастионе. Живые картины бомбардировок, смелых вылазок и жизни в осаждённом городе легли в основу написанных там же первых серьёзных рассказов писателя: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года». Толстой искренне восхищался героизмом и стойкостью русских людей, до последнего защищавших город и, кроме того, впервые пришёл к выводу об отсталости крепостной России и необходимости перемен. В Крым писатель вернулся только через 30 лет, в 1885 году он сопровождал больного князя Урусова. Третье и последнее посещение Крыма состоялось в 1901-1902 гг., где остановился в Гаспре у графини Паниной. В Крыму Толстой работал над «Хаджи Муратом», а также встречался с Горьким, Куприным и Чеховым, с которым провёл немало вечеров. Даже когда Толстой тяжело заболел, Чехов навещал великого писателя и подолгу беседовал с ним о литературе.

Александр Иванович Куприн

Впервые ещё никому не известный журналист Александр Иванович Куприн оказался в Крыму в 1900 году. Именно тогда он попал в круг Антона Павловича Чехова и уже в нём познакомился с Буниным и Горьким. Считается, что без этих судьбоносных крымских знакомств Куприн так никогда бы не сформировался как настоящий писать. Но Крым оказал на творчество Александра Ивановича и другое, привычное уже действие: в полюбившейся ему Балаклаве он наблюдал жизнь во всех её проявлениях. Здесь он специально вступил в артель к рыболовам-грекам, чтобы точнее описать их быт. В результате, на свет появился цикл рассказов «Лестригоны» - так в гомеровской Одиссее назывались древние жители мифических земель, описание которых считается первым упоминанием Крыма в истории. Сама атмосфера полуострова вдохновляла писателя: здесь он создал знаменитые «В цирке», «Трус», «На покое». А самое известное произведение, написанное под впечатлением от Крыма - «Белый пудель». Куприн планировал навсегда обосноваться в Балаклаве, особенно его увлекала идея разбить здесь свой «сад на камнях». В перерывах между приготовлениями к строительству и посещением питейных заведений он писал рассказ «На глухарей», работал над «Видом с высоты Ай-Петри», «Восточной легендой» и «Ялтинским жанром».

Максим Горький

Талант Максима Горького (Алексей Максимович Пешков) отчасти «ковался» в Крыму. Сюда народный писатель попал в 1891 году во время своего «хождения по Святой Руси». Горький исходил полуостров вдоль и поперёк, всюду наблюдая за течением жизни и пробавляясь случайным заработком. В Симферополе ему довелось поработать над созданием кафедрального собора, недалеко от Бахчисарая - мостить дорогу, а в Ялте - разгружать баржи и пароходы. Впечатления от жизни на полуострове, а также великолепные пейзажи, виденные им в южной части Крыма дали жизнь многим рассказам. Основой же для этих рассказов были легенды, которые автор слышал на привалах или гостя у случайных хозяев. В старинном Бахчисарае слепой татарин поведал ему легенду, ставшую впоследствии рассказом «Хан и его сын», здесь же он услышал будущую «Легенду о соколе». Став признанным маститым писателем, Горький не раз возвращался в Крым, где встречался с Чеховым. В советское время признанный классик, вернувшись с острова Капри, уделял большое внимание преображению Крыма во «всесоюзную здравницу».

Творчество лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Бунина невозможно представить без Крыма: полуостров стал колыбелью его таланта. Именно в Севастополь в 1889 году прибыл восемнадцатилетний Бунин в самом начале своей журналистской и писательской карьеры. Сюда его влекла любовь к Пушкину и рассказы отца - ветерана Крымской войны. В пору зрелости Иван Алексеевич особенно любил останавливаться у Чехова в Ялте: здесь он мог найти кров и беседы, наполненные тонким юмором и проницательными замечаниями. Крымским наблюдениям Бунин обязан целым рядом ярких стихотворений, таких как «Вино», Кипарисы», «Купальщицы» и «К прибрежью моря длинная аллея». Именно в Крыму развился талант Бунина - пейзажиста, мастерски описавшего Чёрное море. Позднее, в эмиграции Бунин с теплотой вспоминал время, проведённое на полуострове, в пору, когда раскрывались его писательские и поэтические способности. В автобиографическом романе Бунина «Жизнь Арсеньева» также нашлось место для крымских воспоминаний.

Впервые в жизни автор «Алых парусов» и «Бегущей по волнам» увидел Крым с борта парохода «Платон», на котором служил юнгой. Опыт работы во время каботажного плавания вдоль берегов полуострова, а также впечатления от портов Ялты и Феодосии легли в основу будущего романа «Алые паруса». Александр Гриневский вернулся на полуостров в 1923 году в ходе туристической поездки, в ходе которой написал рассказ «На облачном берегу». Возвращение в места моряцкой юности натолкнули писателя на мысль обосноваться в Крыму. Он выбрал для себя Феодосию. Атмосфера южного города стала той необходимой для творчества средой, в которой родились замечательные произведения Грина-мечтателя: «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана» и другие. В 1930 году писатель по совету врача перебрался в Старый Крым в восточной части полуострова. Здесь, продолжая работу над главным детищем своей жизни, романом «Недотрога», он умер в 1932 году.

Владимир Владимирович Маяковский

Знаменитый поэт Владимир Владимирович Маяковский впервые прибыл в Крым в 1913 году для участия в Олимпиаде Футуризма, организованной Вадимом Баяном. Тогда Маяковскому, прибывшему на «состязания» вместе с поэтом Игорем Северяниным , на полуострове ужасно не понравилось. Он писал, что в Ялте скучно, точно «у эскимоса в желудке» и предлагал поскорее убираться из этого «склепа». Совсем с иным настроем вернулся поэт сюда в 1924 году. Теперь он прославлял «Всесоюзную здравницу», только начинавшую развивать «Людей ремонт, ускоренный в огромной крымской кузнице». На разный лад восхваляя в своих стихотворениях-агитках крестьянские санатории на месте великокняжеских и царских дворцов, он, тем не менее, не забывал восхищаться красотами Крыма, в особенности Евпатории, Алушты и Гурзуфа. Маяковский и сам был не прочь отдохнуть на новых курортах, а параллельно и подзаработать: привыкший к импровизациям поэт множество раз выступал для отдыхающих и очень гордился, когда Совнарком ввиду большой идеологической значимости его выступлений постановил освободить его «гастроли» от налогов.

Владимир Владимирович Набоков

В отличие от многих героев этой статьи, Владимир Владимирович Набоков попал в Крым не по своей воле. После Октябрьской революции семейство видного члена партии Кадетов Владимира Дмитриевича Набокова решило направить сыновей в Крым, подальше от петроградских волнений. Пребывание Владимира и его брата Сергеем в Крыму затянулось: к ним успели присоединиться мать и отец, не дождавшийся контрреволюционного удара. В Крыму, превратившемся в один из центров Белой России, Набоковы сняли дом напротив Ливадийского дворца и вели вполне светскую жизнь. Юный Владимир тем временем пополнял свою коллекцию бабочек, готовился к учёбе в Лондоне и писал стихи. В местной периодике даже вышли его «Бахчисарайский фонтан» и «Ялтинский мол». Свою жизнь в удивительно «нерусском Крыму» Набоков описал в русскоязычной автобиографии «Другие берега».

В крымской Феодосии поселился ещё отец великого художника, Константин Гаврилович Гайвазовский. Именно в этом многонациональном городе-порте прошло небогатое детство Ивана Константиновича, отсюда от отправился на учение в Петербург и сюда он вернулся на три года после получения Золотой медали в Императорской академии художеств. В Феодосии были созданы первые его характерные «марины», здесь он вдохновлялся красотой местной природы, экспериментировал с различным освещением. Так уже в начале его самостоятельной карьеры появились незабываемые картины «Лунная ночь в Гурзуфе» и «Морской берег». Айвазовский работал также на благо Черноморского флота, создавая как исторические («Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», Чесменский бой») так и современные батальные полотна («Синопский бой»). Особое место в творчестве Айвазовского занимает «пушкинская тема» - связь великого поэта и Крыма, Чёрного моря. Айвазовский, имея возможность посетить все тропы, которыми хаживал Александр Сергеевич, написал серию вдохновенных полотен, самая известная из которых - «Прощание Пушкина с Чёрным морем» (1877 год). Сегодня в Феодосии в большом доме, некогда принадлежавшем художнику, работает музей, где собраны множество картин этого плодовитого автора.

Русский поэт, писатель, художник и критик Максимилиан Волошин, обожавший Париж и посетивший множество городов мира, родным всё же считал крымский Коктебель. Впоследствии он писал, что местные пейзажи - одни из самых красивых в его жизни. В Коктебеле семье поэта и художника владела большим домом. В пору творческой зрелости Волошина его Дом Поэта превратился в настоящий центр русской культуры, ведь здесь собирались самые видные творцы Серебряного века: Валерий Брюсов , Марина Цветаева , Николай Гумилёв , Александр Блок, Андрей Белый . Сам же Волошин поражал современников своими разнообразными талантами: никогда не учившись живописи, он создал замечательные акварели окрестностей Коктебеля, причём на манер японских граверов подписывал свои работы короткими стихотворениями. Волошин создавал и вполне самостоятельные стихотворные произведения, многие из которых были посвящены Крыму и его дому в Коктебеле. В годы советской власти Дом Поэта не был национализирован и отобран у владельца. При поддержке наркома Луначарского в нём Волошин открыл дом отдыха для деятелей науки и культуры.

Знаменитый русский баталист Франц Алексеевич Рубо, одесский француз, посвятил все свои творческие силы увековечению подвигов российского оружия. В Москве он известен благодаря монументальной «Панораме Бородинской битвы», а в Севастополе находится его шедевр «Оборона Севастополя», конечно, тоже панорама. Заказ на создание полотна о Крымской войне Рубо получил в 1901 году. Для точного воспроизведения сражения за Малахов Курган художник отправился в Севастополь, где работал с историческими документами, очевидцами и «натурой». Получив одобрение на общий эскиз в Петербурге, он завершил работу в Мюнхене, где баталисту помогала целая артель немецких художников. По желанию высочайшего заказчика Рубо сделал изображения моряков и солдат менее «портретными» и убрал фигуру Нахимова. Позднее его первоначальный замысел был воплощён, но при каких обстоятельствах! В 1942 году полотно сильно пострадало во время второй в истории осады Севастополя: хранители музея и бойцы успели спасти лишь около 80% Панорамы. Когда после войны советские художники-реставраторы взялись за восстановление полотна, они возвратили на него фигуру Нахимова и даже «добавили» матроса Кошку.

Исаак Ильич Левитан поехал в Крым, быстро набиравший популярность среди российских элит в 1886 году. Для Левитана это была и увеселительная прогулка (он недавно заработал неплохие деньги у Саввы Мамонтова) и попытка новых поисков. До этого момента он писал только пейзажи в окрестностях Москвы. По почти единодушному мнению искусствоведов, эта поездка стала настоящим открытием «нового Крыма», отличного от торжественно-монументального у Айвазовского. Левитан в Крыму обратился не к «лицевой» стороне полуострова, проигнорировав и красоты моря, и великолепные дворцы. Его привлекала крымская «изнанка»: самые незатейливые виды он умел превратить в незабываемые полотна. Считается, что за время своей крымской поездки Левитан успел посетить Ялту, Массандру, Алупку и Гурзуф, оставив несколько картин, например, одну из самых знаменитых - «В крымских горах», или «Дворик в Ялте». В 1899 году Левитан, уже объездивший немало городов и весей, вернулся в Крым зрелым мастером. Теперь он переносил на полотно свои опыты от знакомства с творчеством импрессионистов, создав созвучные им «Весна в Крыму» или «Сумерки. Стога».

В крымской Феодосии началось «учение» знаменитого мастера света Архипа Ивановича Куинджи. Юноше из небогатой семьи посоветовали отправиться к известному маринисту Айвазовскому, но здесь Архипа ждало разочарование: ему доверили только растирать краски. Однако время в Феодосии не пропало даром: в 1868 году он неожиданно продемонстрировал публике свой талант, выставив крымский пейзаж - «Татарскую деревню при лунном освещении на южном берегу Крыма». Юного художника заметили, позволив быть вольным слушателем в Императорской Академии художеств, с ним познакомились знаменитые «Передвижники», заметив в его работе «социальный подтекст». До 1882 года продолжался творческий взлёт Куинджи, после чего художник неожиданно для всех исчез из художественного мира. Свое самовольное «изгнание» он проводил на Кавказе и в Крыму, где обзавёлся сначала землёй, потом домами и даже стал хозяином целого поселения - посёлка Кикинеиз. Именно в Крыму Архип Иванович продолжал свои эксперименты с красками и светом, выработав полностью самостоятельный стиль. Крымские работы Куинджи, такие как «Лунная ночь на море» или «Красный закат» отличаются особыми световыми эффектами.

Русский импрессионист Константин Алексеевич Коровин по-настоящему писал именно в двух местах: на родине течения, во Франции и в любимом Крыму. Художник обосновался на полуострове при активном содействии друга, Антона Павловича Чехова. Писатель даже был готов уступить Коровину свою «уединённую» дачу в Гурзуфе, однако она художнику не подошла. Вскоре он в 1912 году всё же построил по собственному проекту дом «Саламбо», где часто работал и принимал знаменитых гостей. Примечательно, что Коровин в Крыму писал не только замечательные пейзажи («Ялтинский порт», «Севастопольский базар», «Гурзуф»), но и жанровые сцены («Бахчисарай») и натюрморты. В Крыму Коровину дышалось легко, и, самое главное, здесь был тот особенный свет, столь необходимый для неуловимого мгновения, столь любимого импрессионистами. Разумеется, внимание художника не остановилось на Ялте, он также написал несколько работ в Симферополе и Севастополе, где его задержала болезнь. Крыму и счастливому периоду творчества на полуострове отведено особое место в мемуарах художника, написанных в эмиграции.

Введение 3

Глава I. Крым в жизни А.П.Чехова 6

1.1. Белая дача А.П.Чехова 6

1.2. Гурзуфский домик А.П.Чехова 15

1.3. Имение А.П.Чехова в Кучук-Кой 19

Вывод к главе 1 30

Глава II. Крым в творчестве А.П.Чехова 32

2.1. Ялтинский рассказ А.П.Чехова «Дама с собачкой» 32

2.2. «Крымские произведения» Чехова. 38

2.3. Пространство сада в картине мира Чехова. 46

Вывод к главе 2 50

Заключение 51

Список использованной литературы 56

Введение

Антон Павлович Чехов - русский писатель, прозаик, драматург. Родился 17(29) января 1860 года в г. Таганроге. Умер 2(15) июля 1904 года в г. Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

С именем Чехова связано много ярких страниц отечественной литературы, а его творчество стало предметом подробного изучения со стороны как его современников, так и далеких потомков, вплоть до наших дней. Одним из самых важных и интересных для изучения периодов его жизни можно назвать период его нахождения в Крыму (отдельными приездами это от 1888 года до года его кончины - 1904).

Актуальность темы исследования связано сразу с целым рядом факторов, главным из которых можно назвать воссоединение Крыма с Россией. Наше воссоединение это не только политическое, но и культурное, в том числе и литературное событие, когда необходимо снова и снова напомнить всем о той роли, какую полуостров играл в истории нашей страны. Творчество Чехова этого периода напрямую связано с тем местом, где он пребывал на лечении, и поэтапное детальное исследование этих событий поможет более объективно оценить эту страницу литературной истории полуострова.

Данная сторона биографии А.П. Чехова достаточно хорошо изучена, одним из самых ярких трудов можно назвать труд Н.А. Сысоева «Чехов в Крыму» , где автор подробно и широко рассказывает о крымском периоде жизни Чехова.

Объектом исследования в работе является биография Антона Павловича Чехова.

Предмет исследования - крымский период жизни и творчества Антона Павловича Чехова.

Гипотеза исследования - крымский период жизни Антона Павловича Чехова и обстановка его окружающая оказала существенное значение на его творчество и проявилась в произведениях рассматриваемого периода.

Цель исследования - изучить крымский период жизни Антона Павловича Чехова и проанализировать влияние Крыма на его творчество рассматриваемого периода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько тактических задач:

1) изучить обстоятельства жизни Чехова в Ялте, а также факты, связанные с Белой дачей;

2) рассмотреть ряд фактов и событий, связанных с домиком Чехова в Гурзуфе;

3) рассмотреть значение имения А.П. Чехова в Кучук-Кое;

4) проанализировать влияние крымских событий жизни Чехова в его произведение "Дама с собачкой";

5) обзорно ознакомиться с крымскими произведениями Чехова;

6) изучить тему пространства сада в крымских произведениях А.П. Чехова.

Хронологические рамки исследования - период пребывания и фактического проживания А.П. Чехова в Крыму - 1888г.-1904г.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы - анализ и синтез научной и исследовательской информации по теме работы, так и специальные методы, такие как литературный анализ творческих произведений автора в период рассматриваемых фактических обстоятельств через призму жизненных событий автора.

Практическая значимость исследования заключается в совокупном изучение в рамках одной работы обстоятельств жизни Чехова в период его пребывания в Крыму и анализ его произведений рассматриваемого периода. В рамках одного исследования появляется возможность проследить фактическую составляющую жизни Чехова, и то, как это обстоятельства отразились в его творчестве тех лет.

Научная новизна исследования заключается в проведение связанного и широкого литературного анализа произведений крымского периода жизни Чехова с его обстоятельствами и фактами проживания в Крыму.

Крым во все времена был для людей творчества не просто красивым и вдохновляющим, но каким-то сакральным местом. Сюда приезжали поэты, писатели, художники творили свои шедевры. Чем же этот маленький полуостров так цеплял за живое?

Берем и едем смотреть на Крым другими глазами, чтобы понять, откуда черпали вдохновение русские и современные классики.

Крым глазами писателей

Первым вспомним Антона Павловича Чехова. Жил писатель в Гурзуфе, снимал комнатку в Ялте, лечился, отдыхал и создавал бессмертные произведения. Окончательно он поселился в Ялте в 1899 году, закончив строительство собственного дома. Антон Павлович писал друзьям: “Моя ялтинская дача вышла очень удобной. Уютно, тепло и вид хороший. Сад будет необыкновенный. Сажал я сам, собственноручно ”.

“Белая дача” сохранилась для потомков в неизменном виде, здесь находится музей Чехова. В Ялте драматург написал “Даму с собачкой”, великолепные пьесы “Вишневый сад”, “Три сестры”, повесть “В овраге” и несколько рассказов.

В 1900 году Чехов увидел постановку своих пьес “Дядя Ваня” и “Чайка” на сцене севастопольского драматического театра.

Лев Николаевич Толстой участвовал в Крымскую войну в обороне Севастополя, здесь он написал “Севастопольские рассказы”. Через 30 лет побывал писатель в Симеизе и, по его признанию, посмотрел на все по-новому. “Вот где, или вообще на юге надо начинать жить тем, которые захотят жить хорошо… Уединенно, прекрасно, величественно …”

Лев Толстой два года лечился в Кореизе, куда к нему в гости приезжали Шаляпин, Куприн, Короленко, Горький, и все они были очарованы Крымом. Знаменитая “Песнь о соколе” была написана Максимом Горьким под впечатлением великолепия южной природы.

Куприн приезжал отдыхать в Балаклаву каждое лето и осень, часто выходил в море с рыбаками. Он посвятил им очерки “Листригоны”. Писатель был свидетелем восстания на крейсере “Очаков” и гневно высказался против жестокой расправы над восставшими, после чего командующий Черноморским флотом организовал высылку писателя из Крыма. В Балаклаве на набережной установлен памятник Александру Куприну.

В Феодосии находится Литературный музей Александра Грина, который жил здесь шесть лет. Тут был написан блестящий роман “Бегущая по волнам”, посвященный жене писателя.

В восстановление творческого наследия Грина неоценимый вклад внес Константин Паустовский, он часто приезжал в Старый Крым, работал здесь над повестью “Черное море”, где прообразом Гарта стал Александр Грин.

Бунин, Грибоедов, Гоголь, Сергеев-Ценский, Станюкович оставили след на крымской земле, вдохновляющей их на гениальные произведения.

Крым поэтический

В 1820 году Александр Сергеевич Пушкин посетил Тавриду, попав сюда в южную ссылку. За такое “наказание” он был безмерно благодарен властям, потому что влюбился в живописную природу. О пребывании в поэт писал, что купается в море, объедается виноградом.

В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество ”. Этот кипарис и сейчас растет в Гурзуфе недалеко от фонтана, к которому Пушкин приходил каждое утро попить воды.

В Бахчисарайском дворце поэт был очарован Фонтаном слез:

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы .”

Пушкин проехал полуостров от Керчи до Симферополя, посетил Бахчисарай, весь южный берег, и вот каким предстал Крым перед Пушкиным:

Волшебный край! очей отрада!

Все живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда,

Долин приютная краса .”

Добраться до Гурзуфа легко на автомобиле, чтобы своими глазами увидеть молчаливых старинных современников поэта. Сейчас здесь открыт музей Пушкина, состоящий из шести залов.

В 1825 году польский поэт Адам Мицкевич совершил путешествие от Тарханкута до Евпатории, посетив Алушту, Чатырдаг. Итоги путешествия вылились в цикл “Крымские сонеты”.

В 1876 году полуостров посетил Николай Некрасов, приехавший сюда поправить здоровье по совету доктора Боткина. В Ялте была завершена поэма “Кому на Руси жить хорошо” и написано несколько стихотворений.

Неразрывно связано с Крымом имя Максимилиана Волошина. В открыт Дом поэта, который он основал и завещал друзьям. На горе Кучук-Енишар находится могила Волошина, куда не иссякает поток почитателей его творчества. Похоронен он здесь по своему пожеланию.

И над живыми зеркалами

Возникнет темная гора,

Как разметавшееся пламя

Окаменелого костра .”

Неоднократно гостил у Волошина Осип Мандельштам. В 1920 году он был арестован в Феодосии белогвардейской контрразведкой и после этого вернулся на полуостров только в 1933 году, поселившись в Старом Крыму.

Не обошел вниманием Крым и Владимир Маяковский:

Чуть вздыхает волна,

и, вторя ей,

Ветерок

над Евпаторией .”

В 1913 году вместе с Игорем Северяниным поэт совершил турне по полуострову, читая стихи и лекции.

Анна Ахматова посвятила Крыму и Севастополю около 20 стихотворений и поэму “У самого моря”, где описывает свое детство.

Список можно продолжать, талантливые личности в любом веке находили отраду для души в крымских просторах. На вы быстро и легко доберетесь в любое место, связанное с именем вашего любимого поэта или писателя.

Тип тура: Автопешеходный маршрут
Тур по маршруту: Старый Крым - Феодосия - Коктебель - Ялта
Продолжительность тура: 3 дня / 2 ночи

Стоимость тура: 9600 руб. на одного участника тура.

Во время путешествия туристы узнают о известных поэтах и писателей живших в Крыму. В г. Старый Крым увидят усадьбу А. Грина и место его упокоения.
В г. Феодосия путешественники познакомятся с творчеством и Дом - музеем сестер Цветаевых. В пос. Коктебель туристы посетят Дом – музей художника и поэта М. Волошина. В г. Ялта паломники познакомятся с Ялтинским Дом — музеем А.П.Чехова и его театром.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Россия, Крым

МАРШРУТ: Старый Крым — Феодосия - Коктебель - Ялта

УРОВЕНЬ СЕРВИСА: Стандарт

Тематическая программа
Благодаря чарующей красоте природы, Крым всегда был источником вдохновения для многих деятелей культуры, искусства и литературы. Одним приходилось задерживаться здесь на несколько месяцев, другие предпочитали намного дольше не расставаться с музой и оставались на несколько лет. Они останавливались в гостях, на дачах или строили собственные дома.
Всем, что мы знаем о Крыме, мы обязаны русской литературе, Державину, Пушкину, и даже одна из главных идей мировой литературы «война есть сумасшествие» тоже родилась в Крыму у Льва Толстого во время обороны Севастополя.
Но самое литературное место на полуострове – это Коктебель. Дача Максимилиана Волошина стала сначала центром притяжения художников и поэтов Серебряного века, а потом и советских писателей. В конце 19 века здесь на много километров вокруг не было ни одного колодца пресной воды. Но Волошин решил, что раз профиль на Карадаге напоминает его собственный, это – предопределение, и строит дом. Волошин опередил гениального Ле Корбюзье, вписав свой дом в окружающий ландшафт. В него же он вписал и русскую литературу. Здесь гостили Цветаева, Гумилёв, Мандельштам, Ходасевич, Булгаков, Остроумова-Лебедева… В советские годы за сезон бывало более сотни художников и писателей.
Марина Цветаева приезжала к Волошину из Феодосии, о которой говорила, что это «сказка из Гауфа, кусочек Константинополя». Теперь, какой она была, мы можем увидеть в музее Цветаевых.
Чтобы исполнить мечту Александра Грина о собственном доме, его жена втайне продала его же подарок – золотые часы – и купила вот этот домик в Старом Крыму. Ненадолго, но он продлил ему жизнь.
Тур знакомит гостей с историческими местами и творчеством поэтов и писателей проживавших в Крыму в разные периоды времени. Это такие известные поэты и писатели: А.С. Пушкин, А. Грин, А.П.Чехов, М. Волошин и другие. Гости посетят города и Дома - музеи русских поэтов и писателей, где были написаны яркие шедевры, пополнившие коллекцию русской литературы.

Программа тура

1 день
Встреча в аэропорту г. Симферополя.
Поездка в г. Старый Крым. Посещение Дом - музея А. Грина, знакомство с его романтическим творчеством, с известными литературными произведениями, местом его упокоения. Посещение старо крымского Литературного Дом-музея. Знакомство с творчеством Паустовского. многих писателей. Пешеходная экскурсия на водопад Паустовского.
Обед в татарском кафе (татарская кухня).
Прибытие в г. Феодосия.Посещение картинной галереи И.К.Айвазовского–художника-мариниста.
Посещение Феодосийского Дом-музея А. Грина. Знакомство с литературными экспонатами и личными вещами писателя.
Посешение Дом-музея сестер Цветаевых. Знакомство с творчеством сестёр Цветаевых в Феодосии.

2 день
Завтрак.
Трансфер в пос. Коктебель. Экскурсия по Дом — музею М. Волошина.
Экскурсия знакомит гостей с историей возникновения литературного и художественного общества русской интеллигенции в Коктебеле. Паломники посетят Дом – музей художника и поэта Максимиляна Волошина, услышат историю о необыкновенном человеке, объединившего лучшую половину русской интеллигенции. Также посетят гору М. Волошина - место паломничества художников поэтов, писателей.
Прогулка по Коктебелю.
Трансфер в Ялту. Экскурсия по Южному берегу Крыма.
Размещение в гостинице. Ужин. Свободное время.

3 день
Завтрак.
Посещение Дом — музея А.П. Чехова. Знакомство с творчеством писателя, его личными вещами, с историей написания произведения «Дама с собачкой».
Прогулка по набережной г. Ялта, знакомство с театром А.П.Чехова и скульптурной композицией «Дама с собачкой».
Переезд в Гурзуф.
Обед в Гурзуфе в ресторане.
Посещение дома-музея Пушкина и экскурсия по Гурзуфскому Парку (фонтаны «Ночь» и «Рахиль»).
Трансфер в аэропорт. Отъезд.

В СТОИМОСТЬ ТУРА ВХОДИТ:
Проживание, трехразовое питание, экскурсионная программа, транспортное обслуживание, медицинское страхование

Чехов, Пушкин, Волошин, Грин… Это лишь небольшой перечень великих писателей и поэтов, так или иначе связанных с прекрасной землей Тавриды. Наш краткий тур поможет Вам поближе познакомиться с их жизнью и приоткроет некоторые тайны литературных гениев.

1 день

«Литературная Ялта»

Встреча группы.

Обзорная поездка до Ялты.

Экскурсия в . Здесь гости смогут познакомиться с ялтинским периодом в жизни великого писателя и раскроют малоизвестные факты его биографии. В небольшом домике великий писатель отдыхал и собственноручно занимался любимым садом. Путешествие в Гурзуф приоткроет полную романтики и приключений французскую страничку крымской истории, связанную с творчеством знаменитого Дюма, а посещение – познакомит с историей пребывания великого поэта в Крыму.

Свободное время.

2 день

«Страна голубых вершин»

Обзорная экскурсия до Коктебеля. Посещение . Великий писатель и публицист жил здесь с 1917 г. постоянно. Его гостями были люди, которые составляли цвет русской литературы и искусства начала XX в. – А. Толстой, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Грин, М. Булгаков, В. Брюсов, М. Горький, В.Вересаев, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский и множество других знаменитостей. М. Цветаева здесь познакомилась со своим будущим мужем – С. Эфроном.

Свободное время.

3 день

«Бегущая по волнам»

Обзорная экскурсия до Феодосии. Этот город навсегда связан с именем А. Грина , здесь открыт его имени. В Феодосии он жил с 1924-го по 1930-й год. Здесь им написано 4 романа и более 30 рассказов. Среди них романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Дорога в никуда». Музей замечательного писателя-романтика открыт в небольшом доме с необычным внутренним убранством, стилизованным под старинный парусный корабль.

Поездка в Старый Крым. Скромный городок занимает заметное место на литературной карте Крыма. Здесь есть литературно-художественный музей, где можно узнать о многих известных писателях и поэтах, судьба которых так или иначе была связана со Старым Крымом. На городском кладбище покоится поэтесса Ю. Друнина, трагически ушедшая из жизни в 1991 г. Ее могила рядом с могилой мужа – А. Каплера, писателя и киносценариста, популярного ведущего «Кинопанорамы» в 60-е годы. В Старом Крыму долго жил известный поэт-футурист и переводчик Григорий Петников, здесь он и похоронен. В городе часто бывали М. Богданович, сестры М. и А. Цветаевы, М. Волошин, Б. Чичибабин, многие другие поэты и писатели. Подолгу жил тут К. Паустовский. В Старом Крыму А. Грин провел последние два года жизни. Могила писателя со скромным памятником, который венчает бегущая по волнам девушка, – на городском кладбище.

Проводы группы.

Также программа может быть дополнена любыми экскурсионными объектами, по Вашему выбору. В этом случае программа требует пересчета стоимости.

Проживание:

  • первая ночь - частный пансионат недалеко от набережной Гурзуфа.
  • вторая ночь - гостевой дом в Феодосии.

Стоимость тура *

Место проживания

* Обращаем Ваше внимание на то, что указанная выше стоимость тура может измениться в зависимости от колебаний цен на проживание.

В стоимость входят: проживание, питание, транспортное и экскурсионное обслуживание. Входные билеты на экскурсионные объекты оплачиваются отдельно.



Статьи по теме