Земная кора верхняя часть литосферы. Литосфера как элемент географической оболочки. Океаническая и континентальная кора Земли

Внутреннее строение Земли. Принято делить тело Земли на три основные части — литосферу (земную кору), мантию и ядро.

Литосфера — верхняя оболочка «твёрдой» Земли, включающая земную кору и верхнюю часть подстилающей её верхней мантии Земли.

Земная кора — верхняя оболочка «твёрдой» Земли. Мощность земной коры от 5 км (под океанами) до 75 км (под материками).

Различают континентальную и океаническую земную кору. В континентальной земной коре различают 3 слоя — осадочный, гранитный, базальтовый. Гранитный и базальтовый слои названы так потому, что в них распространены горные породы, похожие по физическим свойствам на гранит и базальт.

Океаническая отличается от континентальной отсутствием гранитного слоя и значительно меньшей мощностью (от 5 до 10 км).

Положение слоев в континентальной коре свидетельствует о разном времени её образования. Базальтовый слой является самым древним, моложе его — гранитный, а самый молодой — верхний, осадочный, развивающийся и в настоящее время. Каждый слой коры формировался в течение длительного отрезка геологического времени.

Горные породы — основное вещество, слагающее земную кору. Твёрдое или рыхлое соединение минералов. По происхождению горные породы делят на три группы:

  1. магматические — образуются в результате затвердевания магмы в толще земной коры или на поверхности. Выделяют:
    • а) интрузивные (сформировавшиеся в толще земной коры, например, граниты);
    • б) эффузивные (сформировавшиеся при излиянии магмы на поверхность, например, базальты).
  2. осадочные — образуются на поверхности суши или в водоемах в результате накопления продуктов разрушения ранее существовавших пород разного происхождения. Оса дочные горные породы покрывают около 75% поверхности материков. Среди осадочных пород выделяют:
    • а) обломочные — образовавшиеся из различных минералов и обломков горных пород при их переносе и переотложении (текучими водами, ветром, ледником). Например: щебень, галька, песок, глина; самые крупные обломки — валуны и глыбы;
    • б) химические — образуются из растворимых в воде веществ (калийная, поваренная соли и др.);
    • в) органические (или биогенные ) — состоят из остатков растений и животных или из минералов, образовавшихся в результате жизнедеятельности организмов (известняк-ракушечник, мел, ископаемые угли);
  3. метаморфические — получаются при изменении других видов горных пород под действием тепла и давления в глубинах земной коры (кварциты, мрамор).

Полезные ископаемые — природные минеральные образования в земной коре неорганического и органического происхождения, которые при данном уровне развития техники и экономики могут быть использованы в хозяйстве в естественном виде или после соответствующей переработки. Полезные ископаемые классифицируются по многим признакам. Например, выделяют твёрдые (уголь, руды металлов), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (горючие природные газы) полезные ископаемые.

По составу и особенностям использования обычно различают:

  • а) горючие полезные ископаемые — уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф;
  • б) металлические — руды чёрных, цветных, благородных и других металлов;
  • в) неметаллические полезные ископаемые — известняк, каменная соль, гипс, слюда и пр.

Иногда по происхождению выделяют две группы: рудные и нерудные (осадочные) полезные ископаемые. С происхождением тесно связаны особенности распространения полезных ископаемых на Земле.

Литосферные плиты — крупные жесткие блоки литосферы Земли, ограниченные сейсмически и тектонически активными зонами разломов.

Плиты, как правило, разделены глубокими разломами и перемещаются по вязкому слою мантии относительно друг друга со скоростью 2-3 см в год. В местах схождения континентальных плит происходит их столкновение, образуются горные пояса. При взаимодействии континентальной и океанической плит плита с океанической земной корой пододвигается под плиту с континентальной земной корой, в результате образуются глубоководные желоба и островные дуги.

Движение литосферных плит связано с перемещением вещества в мантии. В отдельных частях мантии существуют мощные потоки тепла и вещества, поднимающегося из его глубин к поверхности планеты.

Рифт — огромный разлом в земной коре, образующийся при её горизонтальном растяжении (т. е. там, где расходятся потоки тепла и вещества).

В рифтах происходит излияние магмы, возникают новые разломы, горсты, грабены. Формируются срединно-оке-анические хребты.

Срединно-океанические хребты — мощные подводные горные сооружения в пределах дна океана, занимающие чаще всего срединное положение. Близ срединно-океанических хребтов происходит раздвижение литосферных плит и возникает молодая базальтовая океаническая кора. Процесс сопровождается интенсивным вулканизмом и высокой сейсмичностью.

Континентальными рифтовыми зонами являются, например, Восточно-Африканская рифтовая система, Байкальская система рифтов. Рифты, так же как и срединно-океанические хребты, характеризуются сейсмической активностью и вулканизмом.

Тектоника плит — гипотеза, предполагающая, что литосфера разбита на крупные плиты, которые перемещаются по мантии в горизонтальном направлении. Близ срединно-океанических хребтов литосферные плиты раздвигаются и наращиваются за счёт вещества, поднимающегося из недр Земли; в глубоководных желобах одна плита подвигается под другую и поглощается мантией. В местах столкновения плит образуются складчатые сооружения.

Сейсмические пояса Земли. Подвижными областями Земли являются границы литосферных плит (места их разрыва и расхождения, столкновения), т. е. это рифтовые зоны на суше, а также срединно-океанические хребты и глубоководные желоба в океане. В этих зонах наблюдаются частые извержения вулканов и землетрясения. Это объясняется возникающей напряженностью в земной коре и свидетельствует о том, что процесс формирования земной коры в этих зонах интенсивно происходит и в настоящее время.

Таким образом, зоны современного вулканизма и высокой сейсмической активности (т. е. распространения землетрясений) совпадают с разломами земной коры.

Области , где происходят землетрясения, называются сейсмическими.

Внешние и внутренние силы, изменяющие поверхность Земли. Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности. На формирование рельефа одновременно влияют внешние и внутренние силы, порождающие множество геологических процессов.

Процессы, изменяющие поверхность Земли, делятся на две группы:

  • внутренние процессы — тектонические движения, землетрясения, вулканизм. Источником энергии этих процессов является внутренняя энергия Земли;
  • внешние процессы — выветривание (физическое, химическое, биологическое), деятельность ветра, деятельность поверхностных текучих вод, деятельность ледников. Источником энергии является солнечное тепло.

Внутренние процессы рельефообразования (эндогенные). Тектонические движения механические движения земной коры, вызываемые силами, действующими в земной коре и мантии Земли. Приводят к существенным изменениям рельефа. Тектонические движения разнообразны по форме проявления, глубине и причинам. Тектонические движения делят на колебательные (медленные колебания земной коры), складчатые и разрывные (образование трещин, грабенов, горстов). По времени выделяют древние (до кайнозойской складчатости), новейшие (начиная с неогенового периода) и современные. Новейшие и современные иногда объединяют в неогенчетвертичные движения.

Неогенчетвертичные движения земной коры. К ним относятся тектонические процессы неогенчетвертичного периода (последние 30 млн. лет), охватившие все геоструктуры и определившие основной облик современного рельефа. В новейшее время продолжаются движения многих ранее образовавшихся крупных форм рельефа — поднимаются возвышенности, горные хребты, а отдельные части низменностей опускаются и заполняются осадками.

Землетрясения. Землетрясениями называют сотрясения земной поверхности, вызванные естественными причинами.

В течение года на Земле бывает около 100 000 землетрясений, или около 300 в сутки. Землетрясения обычно происходят быстро, в течение нескольких секунд или даже долей секунд. Область в недрах Земли, в пределах которой возникает землетрясение, называется очагом землетрясения, его центр — гипоцентром , а проекция гипоцентра на поверхность Земли — эпицентром. Очаги землетрясений могут находиться на глубине от 20-30 км до 500-600 км. Наиболее сильные землетрясения имели глубину очага от 10-15 до 20-25 км. Землетрясения с глубоким расположением очага обычно не отличаются большой разрушительной силой на поверхности.

Сила землетрясений определяется по 12-балльной шкале. Одним баллом обозначают самое слабое землетрясение, самые сильные, в 10-12 баллов, имеют катастрофические последствия. Землетрясения регистрируются специальными приборами — сейсмографами. Наука, изучающая причины землетрясений, их последствия, связь землетрясений с тектоническими процессами и возможность их предсказания, называется сейсмологией .

Одной из основных задач является предсказание землетрясений, т. е. прогноз — где, когда и какой силы произойдет землетрясение. Определить это можно с помощью карты сейсмического районирования.

Сейсмическое районирование — деление территории на районы по их сейсмической активности, оценка и отображение на картах потенциальной сейсмической опасности, которую необходимо учитывать при сейсмостойком строительстве.

В России сильные землетрясения возможны в Прибайкалье, на Камчатке, на Курильских островах, в Южной Сибири.

В России же к сейсмоопасным зонам относятся Камчатка, Курилы, Сахалин, район Байкала, Алтай, Саяны, Кавказ и Крым.

В мире выделяют Тихоокеанский сейсмический пояс, окружающий Тихий океан, и Средиземноморский, проходящий от Атлантического океана через Центральную Азию до Тихого. Активный сейсмический пояс, проходящий через Восточную Африку, Красное море, Тянь-Шань, котловину Байкала, Становой хребет, значительно моложе.

Таким образом, большинство землетрясений приурочено к окраинам литосферных плит, к местам их взаимодействия. Существует значительная связь между землетрясениями и вулканизмом.

Вулканизм — совокупность процессов и явлений, связанных с излияниями магмы на земную поверхность.

Магма — расплавленный материал горных пород и минералов, смесь многих компонентов. В магме всегда содержатся летучие вещества: пары воды, углекислый газ, сероводород и т. д. Возникновение и движение магмы обусловлено внутренней энергией Земли.

Вулканизм может быть:

  • 1) внутренним (интрузивным) — движение магмы внутри земной коры приводит к образованию лакколитов — недоразвитых форм вулканов, в которых магма не достигла земной поверхности, а вторглась по трещинам и каналам в толщи осадочных пород, приподняв их. Иногда верхний осадочный покров над лакколитами смывается, и на поверхности обнажается ядро лакколита из застывшей магмы. Известны лакколиты в окрестностях Пятигорска (гора Машук), в Крыму (гора Аюдаг);
  • 2) внешним (эффузивным) — движение магмы с выходом её на поверхность. Магма, излившаяся на поверхность, потерявшая значительную часть газов, называется лавой .

Вулканы — геологические образования, имеющие обычно конусообразную или куполовидную форму, сложенную продуктами извержения. В центральной части их находится канал, по которому происходит выброс этих продуктов. Реже современные вулканы имеют вид трещин, по которым время от времени происходит извержение вулканических продуктов.

Современные вулканы распространены там, где происходят интенсивные движения земной коры:

  • Тихоокеанское вулканическое кольцо.
  • Средиземноморско-Индонезийский пояс.
  • Атлантический пояс.

Кроме этого, вулканическая деятельность также бывает развита в зонах рифтов и срединно-океанических хребтов.

Внешние процессы рельефообразования (экзогенные). Выветривание — процесс разрушения горных пород на месте их залегания под влиянием колебания температур, химического взаимодействия с водой, а также действия животных и растений.

В зависимости от того, чем именно вызван процесс разрушения, различают выветривание физическое, химическое и органическое.

Деятельность ветра. Эоловые процессы (так называют геологическую деятельность ветра) наиболее развиты там, где отсутствует или слабо развит растительный покров. Ветер, переносящий рыхлые отложения, способен создавать различные формы рельефа: котловины выдувания, песчаные гряды, холмы, в том числе и серповидные — барханы.

Деятельность поверхностных текучих вод. Поверхностные воды создают формы размыва (эрозионные) и накопления отложений (аккумулятивные). Образование этих форм рельефа происходит одновременно: если в одном месте размыв, в другом должно быть отложение. Различают две формы разрушительной деятельности текучих вод: плоскостной смыв и эрозию. Геологическая деятельность плоскостного смыва заключается в том, что дождевые и талые воды, стекающие по склону, подхватывают мелкие продукты выветривания и сносят их вниз. Таким образом, склоны выполаживаются, а продукты смыва все больше отлагаются внизу. Под эрозией , или линейным размывом , понимают разрушительную деятельность водных потоков, текущих в определенном русле. Линейный размыв приводит к расчленению склонов оврагами и речными долинами.

Овраг — линейно вытянутая рытвина с крутыми, незадернованными склонами.

Речная долина — линейно вытянутое углубление, на дне которого есть постоянный водный поток.

У равнинных рек на склонах, как правило, существуют ступени (речные террасы), свидетельствующие о врезании реки. Каждая терраса была дном долины, в которое врезалась река. Об этом свидетельствуют речные отложения, покрывающие террасы или полностью слагающие их. Речные отложения называют аллювиальными отложениями , или аллювием. Реки переносят большое количество различного материала, отлагая его в дельте.

Деятельность ледников. Ледники образуются там, где снег, выпавший в течение зимы, летом не стаивает полностью.

Различают два типа ледников:

  • горные
  • материковые (или покровные).

Горные ледники встречаются на высоких горах с острыми, зубчатыми вершинами. Ледники здесь залегают в различных углублениях склонов или движутся по долинам, наподобие ледяной реки. В горах выделяют снеговую линию — высоту, выше которой снег не стаивает полностью даже летом. Высота снеговой линии зависит от географической широты места, количества атмосферных осадков, характера и положения горных склонов.

Материковые ледники развиты в полярных областях (Антарктида, Новая Земля, Гренландия и др.). Подо льдом здесь погребены все неровности рельефа. Льды покровных ледников движутся от центра к краям.

Скопление обломочного материала (валунов, гальки, песка, глины), переносимого и отлагаемого ледниками, называется мореной .

При общем таянии неподвижного ледника на подстилающую поверхность проектируется весь содержащийся в нём материал, и возникают обширные моренные равнины , преимущественно холмистые. Если край ледника долго задерживается на одном месте, образуются конечно-моренные валы и гряды . Песчаные равнины, называемые зандровыми , образуются потоками талых вод ледника, несущими мелкообломочный материал.

Имеется ряд фактических данных, указывающих на то, что в истории Земли неоднократно наблюдались периоды оледенения. Главными центрами оледенений в Евразии были Скандинавские горы, Новая Земля, Северный Урал. Например, на Восточно-Европейскую равнину спускались ледники со Скандинавских гор и с Полярного Урала, на Западно-Сибирскую равнину — с Полярного Урала, гор Путорана и Бырранга. На Северо-Сибирскую низменность и в северную часть Среднесибирского плоскогорья — с гор Бырранга и Путорана.

Формы земной поверхности. Равнины — обширные участки суши с ровной или холмистой поверхностью, имеющие разную высоту относительно уровня Мирового океана.

Равнины, в зависимости от характера рельефа, могут быть плоскими (Западно-Сибирская, Береговые равнины США и т. п.) и холмистыми (Восточно-Европейская, Казахский мелкосопочник).

В зависимости от высоты, на которой находятся равнины, они делятся на:

  • низменности — имеющие абсолютную высоту не более 200 м;
  • возвышенности — находящиеся на высоте не выше 500 м;
  • плоскогорья — выше 500 м.

Горы — определенные территории поверхности суши,

возвышающиеся над уровнем Мирового океана выше 500 м и имеющие расчлененный рельеф с крутыми склонами и четко выделяемыми вершинами. В зависимости от высоты горы делят на низкие (до 1000 м), средние (от 1000 до 2000 м) и высокие — выше 2000 м.

Нагорья — обширные горные территории, включающие отдельные хребты, межгорные впадины, небольшие плоскогорья. Разница высот в нагорьях не достигает большой величины.

Тектонические структуры — совокупность структурных форм земной коры. Элементарные структурные формы — слои, складки, трещины и т. п. Наиболее крупные — платформы, плиты, геосинклинали и др. Образование тектонических структур происходит в результате тектонических движений.

Платформа — наиболее устойчивый участок литосферы, имеющий двухъярусное строение — складчатое кристаллическое основание внизу и осадочный чехол сверху. Щиты — места выхода кристаллического фундамента платформы на поверхность (например, Балтийский щит, Анабарский щит).

Плитой называется платформа, у которой фундамент глубоко скрыт под осадочным чехлом (Западно-Сибирская плита). Платформы разделяют на древние — с фундаментом докембрийского возраста (например, Восточно-Европейская, Сибирская) и молодые — с фундаментом палеозойского и мезозойского возраста (например, Скифская, Западно-Сибирская, Туранская). Древние платформы составляют ядра материков. Молодые платформы расположены по периферии древних платформ или между ними.

В рельефе платформы обычно выражены равнинами. Хотя возможны и горообразовательные явления (активизация платформы). Причиной может служить горообразование, происходящее рядом с платформой, или продолжающийся напор литосферных плит.

Краевой прогиб — линейно вытянутый прогиб, возникающий между платформой и складчатым горным сооружением. Краевые прогибы заполняются продуктами разрушения гор и прилегающих платформ.

Складчатые области , в отличие от платформ, являются подвижными участками земной коры, испытавшими горообразование. Складчатые области в рельефе выражены горами разного возраста. Складчатые области и горы образуются обычно в местах столкновения литосферных плит.

В истории Земли было несколько эпох усиления процессов складчатости — эпох горообразования. Фундамент древних платформ, например, образовался в эпоху докембрийской складчатости. Далее были эпохи байкальской, каледонской, герцинской, мезозойской, кайнозойской складчатости, в каждую из которых образовывались горы. Так, например, горы Прибайкалья образовались в эпоху байкальской и раннекаледонской складчатостей, Урал — в герцинскую, Верхоянский хребет — в мезозойскую, а горы Камчатки — в кайнозойскую. Эпоха кайнозойской складчатости продолжается и в настоящее время, о чем свидетельствуют землетрясения и извержения вулканов.

Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро и их отличительными особенностями. Дать понятие – литосфера.

2. Продемонстрировать результат движения литосферных плит.

3. Развивать умения учащихся анализировать информацию, читать схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию, работать с географической картой.

4. Обучать учащихся работе с электронными учебниками.

5. Способствовать формированию географического мышления школьников, географической культуры.

На уроке используется электронный учебник - приложение к учебнику А.И.Алексеева "География. 6 класс". М., Просвещение, 2012г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №85»

города Тайшета, Иркутской области

Урок географии в 6 классе.

Тема: «Земная кора - верхняя часть литосферы»

Провела учитель географии

Феськова Вера Павловна

Тайшет, 2014г.

Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро и их отличительными особенностями. Дать понятие – литосфера.

2. Продемонстрировать результат движения литосферных плит.

3. Развивать умения учащихся анализировать информацию, читать схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию, работать с географической картой.

4. Обучать учащихся работе с электронными учебниками.

5. Способствовать формированию географического мышления школьников, географической культуры.

Методы . Словесный, словесно-наглядный, практический.

Форма работы : ра б ота в парах.

Тип урока. Комбинированный.

Обоснование и особенности используемых приёмов/методов обучения, педагогических технологий. Ведущая технология данного урока - развивающее обучение с использованием ИКТ. В рамках данной технологии использованы активные методы обучения (АМО): словесные – проблемное изложение нового материала, беседа ; иллюстративные - презентационный материал, рельефный глобус «Внутреннее строение Земли», образцы горных пород; практические – самостоятельная работа, заполнение таблицы, работа с физической картой полушарий; игровые - для объяснения понятия «Литосферные плиты», релаксация.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, 15 ноутбуков, атласы, учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, рельефный глобус «Внутреннее строение Земли», образцы горных пород: базальт, гранит, сера, видеоролик «Профессор Почемушкин - Земная кора», физическая карта полушарий, раздаточный дидактический материал, карточки: коричневого цвета - «Континентальная литосферная плита», голубого - «Океаническая литосферная плита», яблоко.яйцо, презентация «Земная кора».

Ход урока

Орг. момент.

Сл. 1

Сегодня у нас необычный урок.

К нам пришли гости.

Повернитесь. Поприветствуйте гостей улыбкой .

Пожелайте друг другу удачи! Ладошками!

Вы сегодня работаете в парах.

Сл. 2

I.Этап инициация. Использование метода «Пусть говорят».

Как понимаете эти слова?

II. Вхождение в тему: (Сообщение темы и целей урока)

Космонавты, летавшие в космическом пространстве, говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина.

Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и тем, что Мировой океан покрывает 71% её площади. О чём или о ком идет речь?

О планете Земля. Верно. Показываю глобус.

Что вы знаете о Земле? (форма и размер)

Шар, геоид, Радиус = 6371 км,

Длина экватора =40 00 км, самая длинная параллель

Все меридианы одной длины = 20 000 км

Какие оболочки Земли вы знаете?

Атмосфера

Гидросфера

Литосфера

Биосфера

Оболочки взаимодействуют между собой?

Да

Сл. 3

- Просмотрите видеоролик «Профессора Почемушкина» и выскажите предположение, чему будет посвящён наш урок?

Ваши версии.

- «Строение Земли».

Да, мы рассмотрим строение Земли, но подробно в течение нескольких уроков будем говорить о земной коре - верхней части литосферы .

(на слайде тема урока).

Слайд 2

Литосфера.

Какая это оболочка?– твердая оболочке Земли. «Литос» - по - гречески - камень, (показать базальт, гранит).

Какую цель, какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке?

Ваша точка зрения? (дети формулируют цель урока):

Цель - сформировать представление о внутреннем строении Земли,

Узнать о типах земной коры,

Научиться устанавливать причинно-следственные связи;

Развивать умение строить свою речь. Будете получать за это бонусы

Понимать и воспринимать другую позицию,

Работать в парах, коллективе

- будем продолжать учиться работать с электронным учебником

III Интерактивная лекция. (Передача и объяснение информации)

Работать будете на рабочих листах, которые дома вклеите в тетрадь.

Подчеркните тему и поставьте дату.

Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы.

Сегодня Вы сами будете учить друга

Сл. 4

1. Самостоятельная работа по рядам . Метод «Творческая лаборатория».

- Право работать на головном КТ и учить других, тем, кто быстро читает, быстро находит нужную информацию, вносит её в таблицу рабочего лиса и показывает готовность отвечать.

1 ряд – ядро

2 ряд – мантия

3 ряд – земная кора

4 - Состав земной коры

Работайте по инструкция

Откройте § 20. Найдите данные понятия в тексте. Заполните таблицу только там, где указан термин вашего ряда. Приготовьтесь отвечать. Дома вклеить рабочий лист в тетрадь.

Название оболочки

Из чего состоит

Толщина

Температура

1ряд Ядро

2ряд Мантия

3ряд. Земная кора

Строение

земной коры

Материковая земная кора = ___ слоя:

1_________________________

2_________________________

3_________________________

1._________________________

2__________________________

2. Проверка

1 ряд – Ядро . Выходит к доске и методом перетаскивания вставляет:

Из железа и никеля. Внешнее ядро – 2250 км. Внутреннее ядро – 1250 км. 3500км. 6000 °. Твёрдое. Жидкое.

Кто-то из ряда дополняет. Остальные вписывают в свой лист. Оценим.

Я - Внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы. (Показать серу)

2 ряд - Мантия . Выходят к доске и методом перетаскивания вставляют:

2800 км. 2000 °. Покрывало Пластичная

Название оболочки

Из чего состоит

Толщина

Температура

Ядро

Мантия

- 3 ряд. Земная кора . Выходят к доске и методом перетаскивания вставляют:

80км Твёрдая

Название оболочки

Из чего состоит

Толщина

Температура

Ядро

Мантия

Земная кора

Сл. 10

3. Коллективная работа.

- Стр.68 последний абзац.

Читаем.

Один уч-ся идёт к головному КТ и вставляет методом перетаскивания:

2 3 осадочный осадочный гранитный базальтовый базальтовый.

4. Создание проблемной ситуации

А. - Почему Землю сравнивают с яблоком? Яйцом?

Показываю разрезанное яйцо.

Если сравнить Землю с яблоком, то ЗК будет только его тонкой кожицей. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На её поверхности построены города, промышленные здания, из её недр добывают полезные ископаемые. Она даёт человеку воду, энергию и мн.др.

Б. - Как вы думаете, возможно ли путешествие Профессора Почемушкина в недра нашей удивительной планеты? (Нет)
– Почему? (Давление, температура)
– Я думаю, у каждого из вас возник вопрос:
как же люди узнали, что у Земли внутри?

Показываю рельефный глобус и внутреннее строение Земли.
– Существуют 2 современных метода изучения. Это – космический и сейсмический.

Снимок из космоса.

Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.

Сл. 11

Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы.

Сейсмограф – прибор, записывающий колебания земной коры.

(Видеофрагмент. Работа сейсмографа.

5. Релаксация . Физ.пауза. Изобразим одно из состояний « Земля, воздух, вода»

Земля. Мы должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность . Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол , стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте . Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Сл. 12

Откройте Э.У.

6. Закрепление . Выполнение интерактивных заданий из ЭУ.

А.- Потренируемся выполнять интерактивные задания в электронном учебнике.

Откройте ЭУ, § 20

Слайд№6. Выполните интерактивные задания №6.

Определите элементы строения Земли. Молодцы!!! Всё верно!

Задание сложнее первого, поэтому помогайте друг другу! Кому нужна моя помощь - рука.

Раскрасим строение Земли. Молодцы!!! Всё верно!

Порадуемся успехам друг друга! Похлопаем!!!

Закройте слайд.

Сл. 14

Б. Откройте Тренажёр . Интерактивное задание 7

Слайд№7. Работайте по инструкции в паре. Время 2 мин. Первые 5 чел. получают оценки.

Поставьте себе оценки: 100% = «5»; 80% = «4»; 60% «3»

8. Литосферные плиты. § 20

Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты. Учебник стр.70

Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких.

Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой.

Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других – сталкиваются друг с другом.

Работа с картой учебника стр.70.

Задание:

Найдите и покажите на рисунке границы раздвижения и границы столкновения литосферных плит.

Перечислите названия плит.

Определите, на какой литосферной плите вы живете.

9. Практическая работа. Фишки!!

Работа с физической картой. Найдите на карте горы, протянувшиеся вдоль литосферных плит и отметьте их фишками.

Гималаи - Эверест –Джомолунгма – 8848м

Альпы – Монблан- 4808 м

Кордильеры – Мак – Кинли – 6194м

Анды – Аконкагуа- 6960м

Сл. 15

10. Подведение итогов. Рефлексия

Игра «Эрудит»

Расскажи о литосфере, земной коре, как можно больше.

Разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что…». Нельзя повторяться.

Слайд Я знаю, что…

Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.

Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.

Я знаю, что литосфера - объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли.

Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую.

Ответили на все вопросы, поставленные в начале урока?

Да. Продуктивной была наша работа?

Девиз урока подтвердили?

« Спорьте , заблуждайтесь , ошибайтесь , но , ради Бога , размышляйте и хоть криво , да сами ».

11. Выставление оценок . Откройте дневники!

Сл. 16

12. Домашнее задание

1. Изучить § 20, вопросы 2,5,7,8

2. Дома вклеить рабочий лист в тетрадь.

3. Э.У. § 20 - слайд 8 «Контроль».

Приложение №1

Раздаточный материал к уроку.

Рабочий лист

Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы.

Инструкция

Откройте § 20. Прочитайте материал на стр. 68. Посмотрите на рис.42. Найдите данные понятия в тексте. Заполните таблицу только там, где указан термин вашего ряда. Дома вклеить лист в тетрадь.

Строение

земной коры

Материковая земная кора = ___ слоя:

1_________________________

2_________________________

3_________________________

Океаническая земная кора = ____ слоя:

1._________________________

2__________________________

Используемая литература :

1. Алексеев А.И. Учебник: «География. 5-6 классы », учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений.М.Просвещение, 2012.

2. Гусева Е.Е. География. 6 класс. «Конструктор текущего контроля». Пособие для учителя. . М., «Просвещение», 2012.

3. Николина В. В.География. 6 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений М.Просвещение, 2008.

4. Николина В.В. География. Поурочные разработки, 5-6 классы. Пособие для учителей образовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012.

Используемые интернет – ресурсы:

1. http://www.nature.com

2. http://nature.worldstreasure.com/ - чудеса природы

4. http://demonstrations.wolfram.com – 3D изображения

5. http://ru.wikipedia.org/wiki


Общая характеристика литосферы.

Термин "литосфера" был предложен в 1916 году Дж. Барреллом и вплоть до 60-х гг. двадцатого столетия выступал синонимом земной коры. Затем было доказано, что в состав литосферы входят также и верхние слои мантии мощностью до нескольких десятков километров.

В строении литосферы выделяются подвижные области (складчатые пояса) и относительно стабильные платформы.

Мощность литосферы варьируется от 5 до 200 км. Под континентами толщина литосферы меняется от 25 км под молодыми горами, вулканическими дугами и континентальными рифтовыми зонами до 200 и более километров под щитами древних платформ. Под океанами литосфера более тонкая и достигает минимальной отметки в 5 км под срединно-океаническими хребтами , на периферии океана, постепенно утолщаясь, доходит до 100-километровой толщины. Наибольшей мощности литосфера достигает в наименее прогретых областях, наименьшей – в наиболее жарких.

По реакции на длительно действующие нагрузки в литосфере принято выделять верхний упругий и нижний пластичный слой . Также на разных уровнях в тектонически активных областях литосферы прослеживаются горизонты относительно пониженной вязкости, для которых характерны пониженные скорости сейсмических волн. Геологи не исключают возможности проскальзывания по этим горизонтам одних слоёв относительно других. Это явление получило название расслоенности литосферы.

Наиболее крупными элементами литосферы являются литосферные плиты с размерами в поперечнике 1–10 тыс. км. В настоящее время литосфера разделена на семь главных и несколько малых плит. Границы между плитами проводятся вдоль зон наибольшей сейсмической и вулканической активности.

Границы литосферы.

Верхняя часть литосферы граничит с атмосферой и гидросферой . Атмосфера, гидросфера и верхний слой литосферы находятся в прочной взаимосвязи и частично проникают друг в друга.

Нижняя граница литосферы располагается над астеносферой – слоем пониженной твёрдости, прочности и вязкости в верхней мантии Земли . Граница между литосферой и астеносферой нерезкая – переход литосферы в астеносферу характеризуется уменьшением вязкости, изменением скорости сейсмических волн и увеличением электропроводности. Все эти изменения происходят вследствие повышения температуры и частичного плавления вещества. Отсюда и основные методы определения нижней границы литосферы – сейсмологический и магнитотеллурический .

) и жесткую верхнюю часть мантии. Слои литосферы отделены друг от друга границей Мохоровича . Рассмотрим подробнее части, на которые разделена литосфера.

Земная кора. Строение и состав.

Земная кора – часть литосферы, самая верхняя из твердых оболочек Земли. На долю земной коры приходится 1% от общей массы Земли (см. Физические характеристики Земли в цифрах).

Строение земной коры различается на континентах и под океанами, а также в переходных областях.

Материковая земная кора имеет толщину 35-45 км, в горных областях до 80 км. Например, под Гималаями - свыше 75 км, под Западно-Сибирской низиной – 35-40 км, под Русской платформой – 30-35.

Материковая земная кора делится на слои:

- Осадочный слой – слой, покрывающий верхнюю часть континентальной земной коры. Состоит из осадочных и вулканических горных пород. Местами (преимущественно на щитах древних платформ) осадочный слой отсутствует.

- Гранитный слой – условное название для слоя, где скорость распространения продольных сейсмических волн не превышает 6,4 км/сек. Состоит из гранитов и гнейсов - метаморфических горных пород, главными минералами которых являются плагиоклаз, кварц и калиевый полевой шпат.

- Базальтовый слой - условное название для слоя, где скорость распространения продольных сейсмических волн находится в диапазоне 6,4 - 7,6 км/сек. Сложен базальтами, габбро (магматическая интрузивная горная порода основного состава) и очень сильно метаморфизованными осадочными породами.

Слои материковой земной коры могут быть смяты, разорваны и смещены по линии разрыва. Гранитный и базальтовый слои часто разделены поверхностью Конрада , которая характеризуется резким скачком скорости сейсмических волн.

Океаническая земная кора имеет толщину 5-10 км. Наименьшая толщина характерна для центральных районов океанов.

Океаническая земная кора делится на 3 слоя :

- Слой морских осадков – толщина менее 1 км. Местами отсутствует вовсе.

- Средний слой или «второй» - слой со скоростью распространения продольных сейсмических волн от 4 до 6 км/сек – толщина от 1 до 2,5 км. Состоит из серпентина и базальта, возможно, с примесью осадочных пород.

- Самый нижний слой или «океанический» – скорость распространения продольных сейсмических волн находится в диапазоне 6,4-7,0 км/сек. Сложен из габбро.

Выделяют также переходный тип земной коры . Он характерен для островно-дуговых зон на окраинах океанов, а также для некоторых участков материков, например, в районе Черного моря.

Земная поверхность в основном представлена равнинами континентов и океанического дна. Континенты окружены шельфом - мелководной полосой глубиной до 200 г и средней шириной около 80 км, которая после резкого обрывчатого изгиба дна переходит в континентальный склон (уклон изменяется от 15-17 до 20-30°). Склоны постепенно выравниваются и переходят в абиссальные равнины (глубины 3,7-6,0 км). Наибольшие глубины (9-11 км) имеют океанические желоба, расположенные в основном в северной и западной частях Тихого океана.

Граница (поверхность) Мохоровичича

Нижняя граница земной коры проходит по границе (поверхности) Мохоровичича – зоне, в которой происходит резкий скачок скоростей сейсмических волн. Продольных с 6,7-7,6 км/сек до 7,9-8,2 км/сек., а поперечных – с 3,6-4,2 км/сек до 4,4-4,7 км/сек.

Для этой же области характерно резкое увеличение плотности вещества – с 2,9-3 до 3,1-3,5 т/м³. То есть на границе Мохоровичича менее упругий материал земной коры заменяется более упругим веществом верхней мантии.

Наличие поверхности Мохоровичича установлено для всего Земного шара на глубине 5-70 км. По всей видимости, данная граница разделяет слои с разным химическим составом.

Поверхность Мохоровичича повторяет рельеф земной поверхности, являясь его зеркальным отражением. Под океанами она выше, под континентами – ниже.

Поверхность (граница) Мохоровичича (сокращенно Мохо) открыта в 1909 году хорватским геофизиком и сейсмологом Андреем Мохоровичичем и названа в его честь.

Верхняя мантия

Верхняя мантия – нижняя часть литосферы, находящаяся под земной корой. Другое название верхней мантии – субстрат.

Скорость распространения продольных сейсмических волн около 8 км/сек.

Нижняя граница верхней мантии проходит на глубине 900 км (при делении мантии на верхнюю и нижнюю) или на глубине 400 км (при делении ее на верхнюю, среднюю и нижнюю).

Относительно состава верхней мантии однозначного ответа нет. Одни исследователи на основании изучения ксенолитов полагают, что верхняя мантия имеет оливин-пироксеновый состав. Другие считают, что вещество верхней мантии представлено гранатовыми перидотитами с примесью в верхней части эклогита.

Верхняя мантия не однородна по составу и строению. В ней наблюдаются зоны пониженных скоростей сейсмических волн, также наблюдаются различия в строении под разными тектоническими зонами.

Изостазия.

Явление изостазии было обнаружено при изучении силы тяжести у подножия горных массивов. Ранее считалось, что такие массивные сооружения, как, например, Гималаи, должны увеличивать силу притяжения Земли. Однако исследования, проведенные в середине 19 века, опровергли эту теорию – сила тяжести на поверхности всей земной поверхности остается одинаковой.

Было установлено, что крупные неровности рельефа компенсируются, уравновешиваются чем-то на глубине. Чем мощнее участок земной коры, тем глубже он погружен в вещество верхней мантии.

На основании сделанных открытий, ученые пришли к выводу, что земная кора стремится к уравновешенности за счет мантии. Это явления получило название изостазии .

Изостазия иногда может нарушиться из-за действия тектонических сил, но со временем земная кора все равно возвращается к равновесию.

На основе гравиметрических исследований было доказано, что большая часть земной поверхности находится в состоянии равновесия. Изучением явления изостазии на территории бывшего СССР занимался М.Е.Артемьев.

Наглядно проследить явление изостазии можно на примере ледников. Под тяжестью мощных ледниковых покровов четырех- и более километровой толщины земная кора под Антарктидой и Гренландией «просела», опустившись ниже уровня океана. В Скандинавии же и в Канаде, сравнительно недавно освободившихся от ледников, наблюдается поднятие земной коры.

Химические соединения, из которых состоят элементы земной коры, называются минералами . Из минералов образованы горные породы.

Основные виды горных пород:

Магматические;

Осадочные;

Метаморфические.

В составе литосферы преобладают в основном магматические горные породы. На их долю приходится около 95% всего вещества литосферы.

Состав литосферы на континентах и под океанами существенно различается.

Литосфера на континентах состоит из трех слоев:

Осадочные породы;

Гранитные породы;

Базальтовые.

Литосфера под океанами двухслойная:

Осадочные породы;

Базальтовые породы.

Химический состав литосферы представлен в основном всего восемью элементами. Это кислород, кремний, водород, алюминий, железо, магний, кальций и натрий. На долю этих элементов приходится около 99,5% вещества земной коры.

Таблица 1. Химический состав земной коры на глубинах 10 - 20 км.

Элемент

Массовая доля, %

Кислород

Алюминий

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Нужно больше информации по теме "Литосфера Земли"? Воспользуйтесь поиском от Гугл!

Избранные мировые новости.

Видеоурок 2: Литосфера. Рельеф. Человек

Лекция: Земная кора и литосфера. Состав и строение. Рельеф земной поверхности. Тектоника литосферных плит

Земная кора и литосфера

Литосфера – твердая оболочка, покрывающая Землю.

Её толщина достигает 280 км. Залегает она на верхнем расплавленном слое мантии, которая называется астеносферой. В состав литосферы входит земная кора и верхний слой мантии.

Таким образом , земная кора и литосфера два разных понятия. Земная кора простирается на глубину от 5 до 130 км. Толщина земной коры зависит от её вида. Океаническая тонкая, так как в ней отсутствует слой гранита, материковая может достигать толщины 130 км., в её состав входит гранитовый слой.

Состав и строение литосферы

Литосфера - это совокупность литосферных плит. Плиты дрейфуют по пластичной астеносфере. Одни плиты сдвигаются со скоростью 1-6 см. в год, другие отдаляются друг от друга. Этот процесс может идти со скоростью 18 см. в год.

Немецкий ученый Альфред Вегенер выделяет семь крупных плит:

    Австралийская,

    Африкано-Аравийская,

    Антарктическая,

    Евразийская,

    Тихоокеанская,

    Североамериканская,

    Южноамериканская.

Выделяют более мелкие:

  • Хуан-де Фука,

  • Эллинская,

    Карибская.

Изучая побережье материков, Вегенер выдвинул теорию, что когда-то был один материк Пангея . Материк раскололся, и образовалось два материка: южный - Гондвана и северный - Лавразия . Эту гипотезу поддержали многие ученые.

В Антарктиде были найдены залежи угля, а это значит, что когда-то на этой территории был жаркий климат.

Плиты меняют свои очертания. При столкновении двух материковых плит, образуются области складчатости. При столкновении материковой и океанической плиты, океаническая «подныривает» под материковую, образуются краевые прогибы, желоба . Причем нижняя плита расплавляется в мантии.

Материковая кора древняя, порядка 2 млрд. лет. Океаническая относительно молодая, обновляется каждые 100 млн. лет.

Плита Фаралон, занимавшая большую часть дна Тихого океана исчезла под Северной и Южной Америкой. Под толщей океанической воды, находятся основные места столкновения плит. Они разламываются, поглощаются друг другом. На месте разломов образуются трещины, из которых выливается магма . Магма, остывая под действием воды, образует кору из магматических пород.

Континентальная кора стабильна, поэтому на её поверхности образовался толстый слой осадочных пород. За исключением щитов, где земная кора выходит на поверхность.




Выделяют две подгруппы земной коры:

    субконтинентальная

    субокеаническая

Субконтинентальная находится на месте контакта океанической и материковой, она тоньше, характеризуется активной вулканической деятельностью, выходом магмы на поверхность.

Субокеаническая приурочена к глубинным прогибам и имеет толстый слой осадочных пород (внутренние моря).


Рельеф земной поверхности

Рельеф – это неровности земной поверхности, образованные под воздействием внутренних и внешних сил.

Внутренние силы, как правило, образуют неровности земной поверхности, внешние выравнивают эти неровности.


Материки и впадины океанов – самые крупные формы рельефа.

Формы рельефа преобладающие на суше являются горы и равнины . Большая часть территории суши равнинная. Равнинные участки суши с максимальной высотой 200 м., выше 200 м. поднимаются возвышенности. От и выше 500 м. начинаются плоскогорья и горы.

Выделяют три вида равнин:

  • холмистые

    ступенчатые

Равнинные места имеют наибольшую плотность заселения.


Гора имеет четко выраженную структуру:

По размерам выделяют низкие, средние и высокие горы. Отдельно стоящие горы почти не встречаются. Как правило, горы образуют системы: Тянь-Шань, Гималаи и т.д.


Тектоника литосферных плит

Литосферные плиты находятся в постоянном движении. Есть два вида движения литосферных плит: вертикальные и горизонтальные. Вертикальные(поднятия и опускания) движения медленные и не ощущаются. Горизонтальные – это когда происходит столкновение плит, можно наблюдать землетрясения. За один год происходит примерно 1 млн. землетрясений, но они слабые или происходят на дне океана. Сильные землетрясения сопровождаются разломами, разрушениями.


На нашей планете выделяют сейсмические пояса: Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский. В этих зонах наблюдаются землетрясения и извержения вулканов. Температура магмы высокая, в её недрах скапливается много газов. Когда давление в магматическом очаге становится критическим, магма прорывает земную кору в местах трещин, или где слой коры тоньше. Под давлением газов магма с силой выталкивается на поверхность. Излившаяся магма называется лавой. Вместе с магмой вырываются газы, осколки земной коры, тучи пепла.

Территории вулканов – это территории горячих источников и гейзеров. Из-за высокой температуры в магме, подземные воды нагреваются, расширяются и вырываются на поверхность. Вертикальные движения земной коры происходят вне сейсмических поясов. Например, известно, что Скандинавский полуостров поднимается в год на 1 см.




Каменная оболочка Земли – земная кора – прочно скреплена с верхней мантией и образует с ней единое целое – литосферу. Изучение земной коры и литосферы позволяет учёным объяснять процессы, происходящие на поверхности Земли, и предвидеть изменения облика нашей планеты в будущем.

Строение земной коры

Земная кора, состоящая из магматических, метаморфических и осадочных горных пород, на материках и под океанами имеет разную толщину и строение. В континентальной земной коре принято выделять три слоя. Верхний – осадочный, в котором преобладают осадочные породы. Два нижних слоя условно называют гранитным и базальтовым. Гранитный слой состоит преимущественно из гранита и метаморфических горных пород. Базальтовый слой – из более плотных пород, сравнимых по плотности с базальтами. Океаническая кора двухслойная. В ней верхний слой – осадочный – имеет небольшую мощность, нижний слой – базальтовый – состоит из горных пород базальтов, а гранитный слой отсутствует.

Мощность континентальной коры под равнинами составляет 30 50 километров, под горами – до 75 километров. Океаническая кора намного тоньше, её мощность от 5 до 10 километров. Кора есть на других планетах земной группы, на Луне и на многих спутниках планет-гигантов Солнечной системы. Но только Земля обладает корой двух типов: континентальной и океанической. На других планетах в большинстве случаев она состоит из базальтов.

Литосфера

Происхождение названия

Литосферой называется твердая оболочка Земли. В ее состав входят земная кора, а также верхняя часть мантии. Термин «литосфера» был предложен в 1916 году Дж. Барреллом и вплоть до 60-х гг. двадцатого столетия выступал синонимом земной коры. Затем было доказано, что в состав литосферы входят также и верхние слои мантии мощностью до нескольких десятков километров. Само это понятие произошло от двух греческих слов, первое из которых обозначает «камень», а второе – «шар» или «сферу».

Литосферой называют твёрдую оболочку Земли, которая включает в себя земную кору и часть верхней мантии. Толщина литосферы на суше в среднем колеблется от 35-40 км (на равнинных участках) до 70 км (в горных районах). Под древними горами толщина земной коры ещё больше: например, под Гималаями мощность её достигает 90 км. Земная кора под океанами – это тоже литосфера. Здесь она самая тонкая – в среднем около 7-10 км, а в некоторых районах Тихого океана – до 5 км.

Общая характеристика литосферы

В строении литосферы выделяются подвижные области (складчатые пояса) и относительно стабильные платформы.

Мощность литосферы варьируется от 5 до 200 км. Под континентами толщина литосферы меняется от 25 км под молодыми горами, вулканическими дугами и континентальными рифтовыми зонами до 200 и более километров под щитами древних платформ. Под океанами литосфера более тонкая и достигает минимальной отметки в 5 км под срединно-океаническими хребтами, на периферии океана, постепенно утолщаясь, доходит до 100-километровой толщины. Наибольшей мощности литосфера достигает в наименее прогретых областях, наименьшей – в наиболее жарких.

По реакции на длительно действующие нагрузки в литосфере принято выделять верхний упругий и нижний пластичный слой. Также на разных уровнях в тектонически активных областях литосферы прослеживаются горизонты относительно пониженной вязкости, для которых характерны пониженные скорости сейсмических волн. Геологи не исключают возможности проскальзывания по этим горизонтам одних слоёв относительно других. Это явление получило название расслоенности литосферы.

Наиболее крупными элементами литосферы являются литосферные плиты с размерами в поперечнике 1–10 тыс. км. В настоящее время литосфера разделена на семь главных и несколько малых плит. Границы между плитами проводятся вдоль зон наибольшей сейсмической и вулканической активности.

Границы литосферы

Верхняя часть литосферы граничит с атмосферой и гидросферой. Атмосфера, гидросфера и верхний слой литосферы находятся в прочной взаимосвязи и частично проникают друг в друга.

Нижняя граница литосферы располагается над астеносферой – слоем пониженной твёрдости, прочности и вязкости в верхней мантии Земли. Граница между литосферой и астеносферой нерезкая – переход литосферы в астеносферу характеризуется уменьшением вязкости, изменением скорости сейсмических волн и увеличением электропроводности. Все эти изменения происходят вследствие повышения температуры и частичного плавления вещества. Отсюда и основные методы определения нижней границы литосферы – сейсмологический и магнитотеллурический.

Литосферные плиты

Несмотря на то, что литосфера на девяносто процентов состоит из четырнадцати литосферных плит, многие с этим утверждением не согласны и рисуют свои тектонические карты, говоря о том, что существует семь больших и около десяти малых. Это разделение довольно условно, поскольку с развитием науки учёные или выделяют новые плиты, или же признают определенные границы несуществующими, особенно когда речь идёт про малые плиты.

Стоит отметить, что самые крупные тектонические плиты очень хорошо различимы на карте и ими являются:

  • Тихоокеанская – самая большая плита планеты, вдоль границ которой происходят постоянные столкновения тектонических плит и образуются разломы – это является причиной её постоянного уменьшения;
  • Евразийская – покрывает почти всю территорию Евразии (кроме Индостана и Аравийского полуострова) и содержит наибольшую часть материковой коры;
  • Индо-Австралийская – в её состав входит австралийский континент и индийский субконтинент. Из-за постоянных столкновений с Евразийской плитой находится в процессе разлома;
  • Южно-Американская – состоит из южноамериканского материка и части Атлантического океана;
  • Северо-Американская – состоит из североамериканского континента, части северо-восточной Сибири, северо-западной части Атлантического и половины Северного Ледовитого океанов;
  • Африканская – состоит из африканского материка и океанической коры Атлантического и Индийского океанов. Интересно, что соседствующие с ней плиты движутся в противоположную от неё сторону, поэтому здесь находится наибольший разлом нашей планеты;
  • Антарктическая плита – состоит из материка Антарктида и близлежащей океанической коры. Из-за того, что плиту окружают срединно-океанические хребты, остальные материки от неё постоянно отодвигаются.

Геологическая активность

Литосферные плиты движутся очень медленно – они наползают друг друга со скоростью 1–6 см/год, и отдаляются максимально на 10-18 см/год. Но именно взаимодействие между материками создает геологическую активность Земли, ощутимую на поверхности – извержения вулканов, землетрясения и образование гор всегда происходят в зонах контакта литосферных плит.

Однако есть исключения – так называемые горячие точки, которые могут существовать и в глубине литосферных плит. В них расплавленные потоки вещества астеносферы прорываются наверх, проплавляя литосферу, что приводит к повышенной вулканической активности и регулярным землетрясениям. Чаще всего это происходит неподалеку от тех мест, где одна литосферная плита наползает на другую – нижняя, вдавленная часть плиты погружается в мантию Земли, повышая тем самым давление магмы на верхнюю плиту. Однако сейчас ученые склоняются к той версии, что «утонувшие» части литосферы расплавляются, повышая давление в глубинах мантии и создавая тем самым восходящие потоки. Так можно объяснить аномальную отдаленность некоторых горячих точек от тектонических разломов.

Интересный факт – в горячих точках часто образуются щитовые вулканы, характерные своей пологой формой. Они извергаются много раз, разрастаясь за счет текучей лавы. Также это типичный формат инопланетных вулканов. Самый известный из них вулкан Олимп на Марсе, самая высокая точка планеты – высота его достигает 27 километров!

Литосфера и кора Земли в астрономии

Изучение Земли редко когда происходят просто так – часто поиски ученых имеют вполне четкую практическую цель. Это особенно актуально в изучении литосферы: на стыках литосферных плит выходят наружу целые россыпи руд и ценных минералов, для добычи которых в ином месте пришлось бы бурить многокилометровую скважину. Многие данные о земной коре были получены благодаря нефтепромыслу – в поисках месторождений нефти и газа ученые немало узнали о внутренних механизмах нашей планеты.

Поэтому астрономы не просто так стремятся к подробному изучению коры других планет – ее очертания и внешний вид раскрывают все внутреннее устройство космического объекта. Например, на Марсе вулканы очень высокие и многократно извергаются, когда на Земле они постоянно мигрируют, возникая периодически в новых местах. Это свидетельствует о том, что на Марсе отсутствует такое активное движение литосферных плит, как на Земле. Вместе с отсутствием магнитного поля, стабильность литосферы стала главным доказательством остановки ядра красной планеты и постепенного остывания ее недр.



Статьи по теме