Когда появилась первая женская сумочка. История сумок. История вязания крючком

Первая сумка

История возникновения сумки сопряжена с одним спорным моментом. Как люди не могут понять, что же появилось первым – яйцо или курица, так и здесь есть своеобразная загадка: что было раньше – карман или сумка.

Некоторые источники гласят, что первой сумкой может называться даже то, что первобытные люди в доисторические времена носили на длинной палке – мешочек из шкуры животного (так называемый «узелок»). В других исторических справках говорится, что именно карман, появившийся на камзоле Людовика XIV, – главнейший праотец современной сумки.

Мы собрали для вас все данные воедино и расскажем о самых интересных и ярких фактах из истории сумки.

Столетие за столетием: как видоизменялась сумка

Появление сумки – процесс закономерный: людям нужно было где-то хранить мелкие предметы, чтобы освободить руки. Первые прообразы этого аксессуара крепились к палкам, а примерно с V ст. н. э. их стали носить привязанными к поясу.

В XI веке в Европе подвесные сумки служили монетницами. В них складывали мелочь для милостыни. Такие изделия были простыми и универсальными – «унисекс».

С XIV века люди начали разделять сумки на женские и мужские. Мужчины носили в кисетах табак, а женщины в небольших полотняных или кожаных мешочках – туалетные принадлежности, монеты, другие мелкие предметы. Аксессуары для дам стали делать более яркими – украшать камнями, мехом. Особенно броско выглядели сумки богатых женщин – их декорировали золотой колоритной вышивкой, дорогим на то время бисером.

В XV столетии у дам появилась привычка прятать сумочку от воров – ее начали носить под юбкой. Иногда мешочек был не просто привязанным на шнурке, но и вшитым в платье, что еще больше защищало его содержимое.

В следующем веке появился рамочный замок, который используется в производстве и сегодня (преимущественно на кошельках и ретро-сумочках). Также в XVI столетии был сделан первый прототип «кросс-боди». Такие сумки оснащались длинными металлическими цепочками или тканевыми ручками и их носили на плече.


В XVII веке происходит прорыв в истории сумок. На одежде Людовика XIV появляется первый карман, и с этого времени мужчины на долгое время перестают использовать классические сумки. Исключение – маленькие кошельки для денег, которые все равно носили в тех же объемных карманах жилетов, а затем и брюк.

На переломе двух веков женщины получили в свое распоряжение исконно женский атрибут и начали изобретать для себя широчайший ассортимент: чем богаче была дама – тем вычурнее и более оригинально выглядел ее аксессуар. В нем носили духи, книжечку с именами партнеров на балу, зеркало, табакерку.

С XVIII столетия в гардеробах представительниц прекрасной стати появились бархатные компактные ридикюли, которые носили в руке на цепочке, вязаные кисеты, кружевные «помпадуры». Именно 1790 год называют датой рождения первой женской сумки современного образца!

В следующем веке женщины уже разделяют сумочки по назначению, и у богатых представительниц их может быть несколько: одна – для посещения театра (в ней хранили бинокль), другая – для бала (носили книжечку с записями), третья – для свиданий (в ней лежало зеркальце, духи, веер). Украшением служили атласные ленты, кисточки, бисер, сложные сюжетные рисунки, словно настоящие вышитые картины.


В этом же веке появляется первый объемный саквояж с ручкой для путешествий, который используется как мужчинами, так и женщинами.

Отчетливо видно прогресс в производстве сумок в XX веке. Если в начале столетия дамы все еще носили в руках мешочки разного объема и отдекорированные вручную, то в 90-ых годах они могли выбрать себе сумку любой формы (даже самой причудливой) и окраса. В послевоенное время этот необходимый атрибут стали выпускать Дома Моды в условиях фабрики и большими партиями.




Яркие пятна в истории возникновения сумки:

  • В 1896 году выходит первая коллекция дорожных сумок от Louis Vuitton.
  • В 1923 году изобрели застежку-молнию, и с того времени сумочки не только затягивались ремешком или застегивались на «поцелуйчик».
  • В 1984 году компания Hermès выпустила для модели Джейн Биркин легендарную сумочку «Биркин». Сегодня она продается за 9 тыс. долларов и больше. Причем женщины делают на нее предзаказ и ждут свою «золотую» (почти в прямом значении слова) сумочку около года!
  • Наиболее известная в мире сумочка, которая не выходит из моды уже более 60 лет, - Chanel55. Стеганая и с эмблемой на клапане, она первоначально была выпущена для личного пользования самой мадам Коко Шанель.

  • Самая дорогая и эксклюзивная сумка, выполненная вручную и занесенная в Книгу рекордов Гиннеса – от Модного Дома Mouawad. Ее оценочная стоимость – около 4 млн. долларов, так как она сделана из чистого золота и 4,5 тыс. шт. бриллиантовых камушков.

История возникновения сумки очень интересная и загадочная. Более полноценно окунуться в нее вы сможете, прочитав нашу следующую статью, которую мы посвятим Музеям сумок. Следите за новостями!

  • Городские стильные рюкзаки для тех, кому утром в офис, а вечером на тренировку! Видеообзор от GRIZZLY!

    22.01.2020

  • Видеообзор на рюкзаки-фруктики для самых маленьких ценителей GRIZZLY!

    22.01.2020

  • Подробнее

    Первый выпуск программы "Здоровая Спина. Врач-реабилитолог Марк Леонтьев расскажет, как укреплять спину, какой должна быть правильная осанка, как часто нужно делать гимнастику, как правильно подобрать рюкзак.

    22.01.2020

  • Рюкзак, вне зависимости от выбранной модели, производителя, стиля или изысков проектировавшего его дизайнера, был, есть и будет оставаться наиболее простым, функциональным предметом, в котором важнее вместимость/удобство каждодневного использования, нежели внешний вид, следование моде, применённые решения или использованные «фенечки».

Как появилась сумка и её история. Этапы развития сумок в разные эпохи человечества.

Каменный век

Потомок сегодняшней сумки появился ещё в далёкие времена первобытнообщинного строя. Уже у первобытных людей возникла необходимость переноски различных предметов, освободив при этом обе руки. Первые сумки делали из шкур убитых животных, множества переплетённых между собой верёвок или веток, которые вешали потом на палку. Палку можно было положить на плечо и, таким образом, переносить ношу. Первобытные люди использовали сумки для транспортировки пищи, кремня и других предметов первой необходимости.
На землях, где сегодня расположена современная Германия при проведении раскопок археологи откопали сумку, период создания которой относится к 2500 году до нашей эры. Древняя сумка была обвешана множеством собачьих зубов.
Также на Сималаунском леднике, что в далёких Альпийских горах, археологи нашли останки первобытного человека, возраст которого составляет от 4.5 до 5.5 тысяч лет. Недалеко от его останков учёные обнаружили предмет очень похожий на сумку-рюкзак: кожаная основа была натянута на V-образную конструкцию, выполненную из пары палок орешника, соединённых снизу горизонтальными планками. Особенности такой необычной конструкции позволяли осуществить жёсткую фиксацию сумки-рюкзака на спине человека.

Античные времена

Общество быстро развивалось и с приходом товарно-денежных отношений у человека появляется острая необходимость постоянно носить с собой деньги. В древнем Риме деньги носили в специальных карманах, которые тогда назывались синусы. У сильного пола синусы пришивались к одежде и прятались в изгибах тоги. У милых дам такие кармашки были расположены в самых потаённых местах под пышными рясами юбок. При подробном исследовании и детальном анализе росписей древнеегипетских пирамид учёными было найдена необычная фреска с изображённым на ней фараоном, который держит в руках сумку. Сумка имела форму прямоугольника расшитого золотом.
Общество неизбежно развивалось и прогрессировало, пока не достигло классового разделения. Теперь сумка показывала социальный статус своего владельца. Женщины из высших каст общества не были обременены тяжкими ношами - ведь за них это делали специально предназначенные для тяжёлой работы слуги. Сумки же простых девушек были выполнены в виде свёртков или узелков. Неоднозначный характер носили сумки у африканских девушек. Они наделяли этот предмет мистическими свойствами, применяя сумку, как мощный оберег от злых духов и храня в ней магические заклинания.
На более позднем этапе становления античного общества огромную популярность заслужили так называемые переметные сумки. Они представляли собой прямоугольные мешки, которые крепились к седлу лошади. Чаще всего они шились из кожи животных или специальной ковровой ткани. Индейские племена перевозили свои личные вещи в сумках-рюкзаках очень схожими с аксессуаром, найденным рядом с останками первобытного человека в Альпийских горах.

Средневековье

Приход одиннадцатого века в средневековом обществе ознаменовался широким использованием кошельков. Первые кошельки средневековья были достаточно примитивны и имели вид тканевых мешочков затянутых кожаным шнурком. Такая сумочка-кошелёк вешалась на пояс верхней одежды. Ещё одно название кошелька - монетник (фр. Laumonier). Сумка на пояс была неотъемлемой частью одежды средневековых менял и купцов. Денежные монеты Китая и Японии изготавливались с дырками для того чтобы их можно было удобно носить на кожаном шнурке, привязанном к верхней одежде. Европейские костюмы характеризовались наличием специальных кисетов, предназначенных для ношения табака. Статус обладателя кисета определял материал, из которого он выполнен: кожа козы или телёнка, холщёвое сукно, парчовый материал, замшевая кожа, натуральный бархат. С приходом двенадцатого века кроме сумочек на пояс стали использовать также прямоугольные сумочки для ношения молитвенников. Они были расшитыми нитями с золотым и серебряным отливом и украшены красивыми бубенчиками. В древней Руси мужчины имели привычку носить большие сумки из кожи животных, называемые мехами.

Времена эпохи Возрождения

С приходом четырнадцатого века первоначальная функция сумки стала отходить на второй план, тогда когда более важную роль стала играть её эстетическая функция. Появляются женские и мужские сумки. Женские сумочки отличались яркими и привлекающими всеобщее внимание цветами. Их изготавливали, как правило, из бархата, затем расшивали золотыми и серебряными нитями, бисером, дорогими камнями. Такие сумочки вешались на пояс верхней одежды с помощью элегантной цепочки или шнурка. Такая необычная сумочка на пояс именовалась, как "омоньер". От уровня статуса владелицы сумки зависело её качество и отделка. Чем выше дама занимала положение в обществе, тем соответственно дороже и красивее была отделка её сумки: золото, серебро, драгоценные камни, натуральные шелка, морские жемчужины. У самых простых девушек были омоньеры, выполненные из обычных холщёвых тканей. У представителей сильного пола сумки расшивались символикой родовых гербов и элементами геральдического орнамента. Уже в шестнадцатом веке у охотников появились сумки, сшитые из животной кожи или парусины с несколькими отделениями внутри, которые имели длинные лямки, что позволяло носить их через плечо.
Приход семнадцатого века ознаменовался возвращением карманов пришитых на одежду. Это позволило мужчинам отказаться от омоньеров. Впервые карман был зафиксирован на штанах у самого Людовика четырнадцатого. Военные офицеры полюбили так называемую сумку-ташку , которая предназначалась для хранения и транспортировки патронов для карабина. Снаружи такая сумка была покрыта сукном и имела вензель или отличительный гербовый знак. У женщин вошли в моду сумочки для ношения на запястье руки. Армии европейских стран обзавелись сумками-рюкзаками из кожи и парусина. Они выполняли единственную важную для солдат функцию - освободить руки для возможности эффективного ведения боя. Мушкетёрские сумки вешались на массивный ремень и носились через плечо.
В Японии огромную популярность получил так называемый furoshiki, что в переводе означает "банный ковёр". Это не что иное, как ткань квадратной формы, в которую заворачивались личные вещи и, таким образом, переносились. Посещение бани обязывало жителей страны восходящего солнца приходить в сие заведение облаченными в традиционное одеяние - кимоно, которое приносилось с собой в качестве сменной одежды. По окончании банной церемонии самурай снимал с себя мокрое кимоно и бережно заворачивал его в тканевый коврик, чтобы отнести его домой. Спустя годы такие коврики-фуросики японцы стали применять в качестве подарочной упаковки, переноски вещей, хранения личных предметов. Фуросики используется по назначению в Японии и по сей день. Восемнадцатый век относится к зарождению нового веяния в мире моды - неоклассики. Датой рождения первой в мире женской сумочки с ручкой для переноски в руках считается именно 1790 год. Маркиза де Помпадур по воле случая стала законодательницей нового модного течения. Именно в это время на свет появляется дамская сумочка, имевшая трапециевидную форму, выполненная из текстиля и закрывающаяся с помощью шнурка из шёлка. Такие сумочки обильно были украшены бусинками, бисером, кружевными элементами, ручной вышивкой. Сумочка превратилась в необходимый аксессуар европейской леди. Кокетливые красотки того времени использовали сумочки для хранения любовных писем, нюхательных порошков, косметики, зеркальца и прочей дамской дребедени.

Девятнадцатый век

С приходом девятнадцатого века размеры сумочек несколько увеличились и их формы разнообразились. Внутреннее пространство обзавелось сразу несколькими отделениями для хранения различных предметов. На женской сумочке впервые появляется замок рамочного типа. Такие модные и новые в те времена дамские аксессуары стали называть - "ридикюль".
Постепенно произошло разделение дамских аксессуаров по их назначению. То есть стали появляться конкретные сумочки для того чтобы пойти с ней на прогулку, взять с собой на торжественное мероприятие, на любовную встречу, для похода в театр и на другие особые случаи. Изделия украшали морскими жемчужинами, драгоценными камнями, ручной вышивкой, декоративными ленточками. Также стоит отметить тот факт, что в девятнадцатом веке впервые появился исключительно женский аксессуар - нессер. Он использовался для хранения предметов рукодельного искусства. В этом же веке потерпели модернизацию армейские рюкзаки. Они получили облегчённые материалы для изготовления основы, что самым наилучшим образом повлияло на их мобильные характеристики и невероятную практичность. Огромную популярность получает почтовая сумка (messenger bag) . Необычную квадратную конструкцию имела сумка почтальона, а также пару ручек - одну короткую, другую длинную - для возможности носить сумку, как в руках, так и на плече. Аналогичные модели сумок имели на вооружении также представители медицины и армии.
Середина 1850-х годов ознаменована мировым "ожелезнодороживанием". В мире к этому времени было уже проложено свыше пяти тысяч километров полноценного железнодорожного полотна. В связи с этим фактом люди получили уникальную возможность практически беспрепятственно путешествовать, перемещаясь по миру посредством железной дороги. И как следствие у всё тех же людей появилась острая необходимость транспортировки личных вещей в сумках более совершенной и более вместительной конструкции. Наступила новая эра производства багажных сумок. Широкое распространение получили на то время сумки для перевозки багажа от Louis Vuitton. Новомодным дорожным аксессуаром является так называемый саквояж. Он становится одинаково популярным, как среди мужчин, так и среди милых дам. В качестве материала для его изготовления вначале использовалось ковровое сукно, несколько позже - животная кожа.
К середине девятнадцатого века обязательным атрибутом настоящего шотландца становится так называемый сорран. Кстати он актуален в Шотландии и по сей день. Национальная шотландская сумочка вешалась при помощи ремешков и цепочек к поясу поверх одежды. Праздничный сорран был изготовлен их меха, а обычный из кожи.

Начало двадцатого века

Первая мировая война внесла свои корректировки в дизайн и функционал сумок. Подсумки использовались для хранения и транспортировки патронов для оружия. Она крепилась на ремень. Девушки из простого рабочего класса использовали бульварные сумки , которые носили на специальных лямках через плечо. Мужчины представляющие деловое общество того времени полюбили портфели с множеством карманов и отделений для документов и бумажных денег. Дамы из высших сословий общества обожали сумочки а-ля помпадур.

Двадцатые годы двадцатого века

Знаменательным событием того времени стала премьера нового бродвейского мюзикла под названием Runnin Wild. В нём была исполнена песня «Чарльстон», которая стала чуть позже настоящим хитом. Актрисы, исполняющие песню, были одеты в красивые платья, украшенные эффектной бахромой, которая также обильно украшала и дамские сумочки. Именно эти сумочки стали популярными на весь мир и получили название "сумочки Чарльстона".
Привычная застёжка-молния появилась на сумочках только с 1923 года.

Тридцатые годы

Мужской гардероб пополнился таким важным и необходимым, особенно в деловой среде, аксессуаром, как барсетка. Носить её можно было на запястье руки.

Сороковые годы

Сороковые годы двадцатого века ознаменовались появлением необычных сумок-пуделей Walborg Poodle bags. Невероятно модными стали большие по размеру сумки в форме квадратов. Для производства сумок стали применять синтетические материалы. Простые рабочие девушки использовали недорогие городские сумки из дешёвых материалов.

Пятидесятые годы

В это время огромную популярность завоевали клатчи, минодьеры и пошеты. Также модными были модели сумочек с короткими ручками и дном в форме трапеции.

Шестидесятые годы

Время хиппи и рок-н-ролла внесло свои поправки в моду на сумки. В моду вошли сумки-мешки свободного покроя из простых материалов. Оформлены они были этническими орнаментами, психоделическими мотивами и цветочными принтами.

Семидесятые годы

Семидесятые годы вознесли на пик популярности в мировой моде спортивный стиль. Миучча Прада создала знаменитую коллекцию рюкзаков из нейлона - Pacone.

Восьмидесятые - девяностые годы двадцатого века

Это период времени запомнился созданием сумок самых различных форм и размеров с использованием принтов и отделки из дорогих камней. У мужчин популярностью пользовались почтальонки и саквояжи.

Двадцать первый век

Ничего принципиально нового придумано не было, и модельеры проводили эксперименты, используя модели минувших лет, меняя материалы, способы отделки и декор. Проследив историю сумок от самого их создания до появления современных моделей от именитых гуру мировой моды можно сделать единственный вывод - сумка всегда была, есть и будет для каждой девушки неотъемлемым атрибутом её неповторимого образа и отличным поводом привлечь внимание противоположного пола!

  1. Типы, виды женских сумок

Предназначенный для хранения и транспортировки различных предметов. Является предметом мужского, женского и детского гардероба. Обычно подбирается под определенный стиль и случай, вследствие чего имеет множество видов.

Основные виды сумок

По назначению

Повседневные, дорожные, спортивные, пляжные, вечерние, хозяйственные, деловые, рабочие (военные, медицинские и т.д.).

По форме

Цилиндрические, прямоугольные, квадратные, трапециевидные, треугольные, круглые, полукруглые.

По жесткости

Мягкие, жесткие, полужесткие.

По способу закрывания

С открытым верхом, с клапаном (flap), с рамочным замком (frame), с застежкой-молнией, со вздержкой (верхняя часть затягивается ремнем либо шнурком), на кнопках или пуговицах.

Основные модели сумок

Для повседневного использования

Конверт (flap)

Особенности : модель большого, среднего или маленького размера, закрывающаяся с помощью клапана.

Форма : прямоугольная, квадратная, полукруглая.

Ручки : обычно одна, длинная, часто регулируемая.

Тип застежки: клапан.

Использование : женская сумка для повседневной носки или торжественных мероприятий (в зависимости от фасона).

Саквояж

Особенности : модель среднего или большого размера с устойчивым широким дном и твердыми боковыми стенками.

Форма : прямоугольная, к замку сужается в трапецию.

Ручки

Тип застежки: рамочный замок, иногда дополняется клапаном.

Использование : женская сумка для повседневной носки, путешествий, делового стиля (в зависимости от фасона).

Название : sac voyage - фр. «дорожная сумка».


Планшет (field bag, полевая сумка)

Особенности : плоская модель среднего или большого размера для ношения на плече.

Форма : квадратная либо прямоугольная, иногда с закругленными углами.

Ручки : широкий ремень, обычно регулируемой длины.

Тип застежки : клапан или молния.

Использование : женская или мужская повседневная сумка, преимущественно для стиля .

Почтовая сумка (messenger bag, почтальонка, мессенджер)

Особенности : вместительная модель, формой напоминающая сумку почтальона.

Форма : прямоугольная, квадратная или полукруглая.

Ручки : длинный широкий ремень, обычно регулируемый. Может иметь дополнительную короткую ручку.

Тип застежки : клапан или молния.

Использование : женская или мужская сумка для повседневной носки.

Ридикюль (réticule)

Особенности : сумочка маленького или среднего размера, часто украшенная декором.

Форма : трапециевидная, овальная, квадратная и др.

Ручки : без ручки либо текстильный шнурок, цепочка.

Тип застежки : рамочный замок.

Использование : женская сумка для повседневной носки или торжественных мероприятий (в зависимости от модели).

Название : от reticulum - лат. «сетка».

Особенности : вместительная модель мягкой формы, скроенная вместе с ручками из цельного куска материала.

Форма : прямоугольная, трапециевидная, квадратная, иногда с закругленными углами.

Ручки : широкие, средней длины, скроенные вместе с сумкой. Торбу носят на плече или в руках.

Тип застежки : молния либо кнопка.

Использование : женская сумка для повседневного использования.

Хобо (hobo, сумка бродяги)

Особенности : вместительная модель, формой напоминающая полумесяц.

Форма : полукруглая.

Ручки : одна либо две, средние или длинные.

Тип застежки : молния или кнопка.

Использование

Название : hobo — англ. «странствующий рабочий, бродяга».

Багет (baguette)

Особенности : модель небольшого размера, формой напоминающая французский хлеб багет.

Форма : продолговатая с закругленными углами.

Ручки : одна, средней длины (цепочка либо ремешок).

Тип застежки : клапан с застежкой, часто являющейся декоративным элементом.

Использование : женская повседневная сумка.


Ранец (satchel, сэтчел)

Особенности : вместительная сумка с плоским дном, формой напоминающая студенческий ранец.

Форма : прямоугольная.

Ручки : длинный ремень, часто с регулируемой длиной, иногда – две дополнительные короткие ручки.

Тип застежки : клапан, молния.

Использование : женская сумка для повседневной носки.

Название : satchel — англ. «ранец, сумка».

Цилиндр

Особенности : горизонтальная модель в форме цилиндра.

Форма : цилиндрическая.

Ручки : одна или две, короткие или средние.

Тип застежки : молния.

Использование : женская сумка для путешествий или повседневной носки (в зависимости от модели).


Тоут (tote, объемная сумка)

Особенности : вместительная мягкая сумка, формой напоминающая пакет.

Форма : прямоугольная, квадратная, трапециевидная.

Ручки : две, средней длины. Может иметь дополнительную длинную ручку для носки на плече.

Тип застежки : открытый верх, кнопка или молния.

Использование : мужская или женская сумка для повседневного использования.

Название : tote — англ. «нести, везти, транспортировать».

Пошет (pochette)

Особенности : плоская модель небольшого размера четкой формы.

Форма : квадратная или прямоугольная.

Ручки : одна, короткая или длинная, ремешок либо цепочка. Существуют модели с короткой петлевой ручкой.

Тип застежки : клапан.

Использование : женская сумка для повседневной носки и торжественных случаев.


Бакетбэг (bucket bag)

Особенности : вертикальная модель с устойчивым дном, формой напоминающая ведерко.

Форма : цилиндрическая с широким дном.

Ручки : одна или две, длинные либо средние.

Тип застежки : клапан или молния.

Использование : женская повседневная сумка.

Уикендер (weekender bag, баррел бэг)

Особенности : модель среднего либо большого размера, напоминающая бочонок.

Форма : бочонок с широким плоским дном и боковыми стенками.

Ручки : две, средней длины.

Тип застежки : молния.

Использование : женская сумка для повседневной носки и путешествий (в зависимости от модели).

Муфта (muff)

Особенности : модель маленького размера с открытыми боковыми сторонами, в которые можно спрятать руки. Внутренняя часть обычно имеет отделку из меха и потайные карманы.

Форма : продолговатая.

Ручки : без ручек.

Тип застежки : клапан.

Использование : женская сумка для повседневной носки.

Для спорта, отдыха и путешествий

Особенности : модель для носки за спиной.

Форма : обычно прямоугольная.

Ручки : две регулируемые лямки. Может иметь дополнительную короткую ручку.

Тип застежки : молния или клапан.

Использование : мужская или женская сумка для спорта, активного отдыха, путешествий.

Поясной кошелек (бельтбэг, сумка на пояс)

Особенности : модель, надеваемая на пояс.

Форма : прямоугольная, треугольная или квадратная.

Ручки : ремень вокруг пояса.

Тип застежки: клапан или молния.

Использование : женская или мужская сумка для активного отдыха.

Спортивная сумка (duffel bag, дюффель, дорожная сумка)

Особенности : вместительная модель, которую можно носить на плече, либо за спиной. Часто имеет накладные карманы на лицевой стороне и колесики.

Форма : прямоугольная.

Ручки : одна или две лямки, дополнительная длинная ручка.

Тип застежки : молния.

Использование : женская или мужская сумка для спорта, путешествий.

Название : duffel — англ. «толстая шерстяная ткань с густым ворсом», duffel bag -«вещмешок».

Шоппер (сумка для покупок, shopping bag)

Особенности : вместительная модель простой конструкции, обычно текстильная.

Форма : прямоугольная или квадратная.

Ручки : две, длинные или средние.

Тип застежки : без застежки или с пуговицей.

Использование : женская сумка для прогулок, походов по магазинам, пляжного отдыха.

Особенности : габаритная дорожная модель жесткой конструкции. Часто имеет 2 – 4 колесика.

Форма : прямоугольная, иногда с закругленными углами.

Ручки : одна короткая, две средние либо одна выдвижная.

Тип застежки : замок-защелка или молния.

Использование : женская или мужская сумка для путешествий.



Для официально-делового стиля

Особенности : модель небольшого размера жесткой формы с устойчивым дном.

Форма : жесткая прямоугольная, с широким дном и несколькими отделениями.

Ручки : одна, короткая. Существуют модели с короткой петлевой ручкой.

Тип застежки : клапан или молния.

Использование : мужская повседневная сумка.

Дипломат (кейс)

Особенности : вместительная модель жесткой формы с устойчивым дном.

Форма : прямоугольная, с жестким каркасом. По форме имеет сходство с чемоданом.

Ручки

Тип застежки : клапан, иногда с кодовым замком.

Использование : женская или мужская сумка, обычно используемая для ношения документов, бумаг.

Особенности : вместительная модель с устойчивым дном и несколькими отделениями. Часто имеет два накладных кармана на лицевой стороне.

Форма : прямоугольная, со складчатыми боковыми частями, с четкими или закругленными углами.

Ручки : одна, короткая. Может иметь дополнительную длинную ручку для ношения на плече.

Тип застежки : клапан с одной или двумя застежками, иногда с кодовым замком.

Использование : женская или мужская повседневная сумка.

Для торжественных мероприятий

Клатч (clutch)

Особенности : модель небольшого размера без ручек, формой напоминающая кошелек.

Форма : прямоугольная или овальная.

Ручки : без ручек.

Тип застежки : клапан, молния или рамочный замок.

Использование : женская сумка для тожественных мероприятий и повседневной носки (в зависимости от фасона).

Название : clutch — англ. «обхватывать, хватать».

Кисет (pouch)

Особенности : модель небольшого размера, формой напоминающая мешочек.

Форма : мягкая с плоским округлым дном.

Ручки : обычно одна, короткая или длинная.

Тип застежки : стягивающийся текстильный шнурок или цепочка.

Использование : женская вечерняя сумка.

Минодьер (minaudiere bag)

Особенности : модель маленького размера с жестким металлическим или пластиковым каркасом.

Форма : прямоугольная, квадратная, овальная, круглая, многоугольная.

Ручки : без ручки или на цепочке.

Тип застежки : рамочный замок.

Использование : женская сумочка для торжественных мероприятий.


Первобытно-общинный строй

Прообраз современной сумки появился в доисторические времена. Уже у первобытного человека возникла потребность переносить какие-либо предметы, оставляя руки свободными. Сумки изготавливали из шкур животных, сплетенных веревок или трав, а затем привязывали к палке. Такую конструкцию первобытные люди носили на плече. Они помещали туда пищу, кремень и прочие необходимые предметы.

На территории современной Германии во время раскопок ученые обнаружили сумку, относящуюся к 2500 году до н.э. Аксессуар был украшен несколькими сотнями собачьих зубов.

В 1992 году на леднике Симилаун в Альпийских горах ученые обнаружили тело доисторического человека (возраст 4,5 — 5,5 тысяч лет). Рядом с ним был найден предмет, напоминающий рюкзак: основа из кожи была закреплена на V-образной раме из двух вертикальных брусков орешника, скрепленных снизу горизонтальными досками из лиственницы. Данная конструкция обеспечивала фиксацию рюкзака на спине.

Античность

С развитием общества и возникновением товарно-денежных отношений у людей появилась потребность всегда иметь при себе деньги. Древние римляне стали использовать карманы, которые в то время называли синус. У мужчин их пришивали к верхней одежде и прятали в складках тоги. У женщин потайные карманы располагались под . При изучении росписей египетских пирамид ученые обнаружили изображение фараона с сумкой в руках. Она имела прямоугольную форму и была расшита, предположительно, золотыми нитями.

Когда возникло классовое разделение, сумка стала считаться показателем социального положения владельца. Женщины из высших сословий не носили в руках какие-либо предметы — за них это делали слуги. Сумка представительниц низшего класса имела вид свертка либо узелка. Особое значение этому предмету придавали африканские народы. Они наделяли сумку магическими свойствами, использовали ее в качестве оберега от злых духов, хранили в ней заклинания.

В более поздний период античности широкое распространение получили переметные сумы. Они имели вид прямоугольного мешка и крепились к седлу лошади. Как правило, переметные сумы изготавливались из шкур животных или ковровой ткани. Индейцы для транспортировки вещей использовали рюкзаки, по конструкции схожие с предметом, найденным у пещерного человека в Альпах.

Средние века

С XI века в Европе начали пользоваться кошельками. Этот предмет представлял собой тканевую мошну, стянутую в верхней части шнурком, что препятствовало потере монет. Кошелек крепился к поясу мужской и женской одежды. Данный аксессуар получил название монетник (фр. Laumonier). Поясной кошель был неотъемлемым атрибутом одежды у менял и купцов. В Китае и Японии монеты чеканились с дырками, сквозь которые продевался шелковый или кожаный шнурок, затем его привязывали к одежде. Принадлежностью мужского костюма в Европе являлись кисеты, которые использовались для хранения табака. В зависимости от статуса обладателя их изготавливали из козьей или телячьей кожи, холщового материала, сукна, замши, и т.д. В XII веке, помимо подвесных кошелей, широкое распространение получили изделия прямоугольной формы, выполненные из текстиля. Такие сумки использовали для хранения молитвенников. Их расшивали золотыми или серебряными нитями, украшали бубенцами. На Руси мужчины носили сумки, сшитые из кожи или шкур животных. Их называли мехами.

Эпоха Возрождения

С XIV века сумка начала выполнять не только практическую функцию, но и стала украшением костюма. Появились мужские и женские модели. Дамские сумки стали более яркими, их шили преимущественно из бархата, украшали золотыми нитями, бисером и драгоценными камнями. Они крепились к поясу цепочкой или шнурком. Аксессуар получил название «омоньер». Качество и отделка сумочки являлись показателем статуса дамы: чем выше было положение в обществе, тем более дорогие материалы и отделка (золотые нити, жемчуг, шелк, драгоценные камни) использовались при пошиве. Женщины из низших сословий носили холщовые омоньеры. У мужчин данный аксессуар был расшит геральдическими фигурами или родовым гербом. В XVI веке охотники использовали сумку-ягдташ, изготовленную из парусины или кожи с одним либо несколькими отделениями. Ее носили на плече.

XVII – XVIII века

В XVII веке на одежду вновь стали пришивать карманы. Мужчины перестали пристегивать омоньеры к поясу. Первый карман был замечен на Людовика XIV. С XVII века офицеры стали использовать сумку-ташку, в которой хранили карабинные патроны. Ее наружная сторона покрывалась сукном и украшалась вензелем или гербом. Женщины начали носить сумочки на запястье. В середине XVII века в европейских армиях появились рюкзаки, изготовленные из кожи или парусины. Они были созданы для того, чтобы руки солдат оставались свободными при атаке. Мушкетеры носили патронные сумки на широком белом ремне через плечо.

В Японии широкое распространение получил аксессуар furoshiki, в переводе на русский – «банный коврик». Предмет представлял собой квадратный кусок ткани и использовался для оборачивания и переноски вещей. В баню было принято ходить в кимоно, которое посетители приносили с собой. Чтобы донести мокрую одежду до дома, ее заворачивали в коврик. Позже фуросики стали использовать для упаковки подарков, транспортировки вещей, хранения домашних принадлежностей. Аксессуар применяется до настоящего времени.

XVIII век ученые называют расцветом неоклассической моды. 1790-й год историки называют датой рождения женской сумки, которую стали носить в руке. Законодательницей новой моды принято считать Маркизу де Помпадур. В тот период появилась женская сумка трапециевидной формы из текстиля на длинном стягивающемся шелковом шнурке. Изделие украшали вышивкой, бисером, и пр. Аксессуар стал необходимым предметом европейского гардероба. В сумочках дамы хранили любовные записки, нюхательную соль, румяна, зеркальце и пр.

XIX век

В XIX веке сумочки несколько увеличились в размерах и приняли самые разнообразные формы. В них появились дополнительные отделения. У дамского аксессуара впервые появился рамочный замок. Сумка с такой застежкой получила название «ридикюль».

Сумки стали классифицироваться по назначению: для прогулок, торжеств, визитов, свиданий, походов в театр и других случаев. Их декорировали жемчугом, вышивкой, лентами и пр. В XIX веке появился еще один женский предмет – несессер. В нем дамы хранили принадлежности для рукоделия.

В это же время солдатские рюкзаки стали изготавливать из легких материалов, что обеспечило предмету лучшую мобильность. Широкое распространение получила сумка почтальона (messenger bag). Предмет квадратной формы имел две ручки, короткую и длинную, его можно было носить на плече или в руке. В XVIII веке похожей моделью пользовались солдаты и санитарки.

К середине 1850-х годов в мире было проложено свыше 5000 километров железнодорожных путей. Люди стали много путешествовать, возникла потребность перевозить вещи в более функциональных и вместительных предметах. Компании начали выпускать багажные сумки. Большой популярностью пользовались от . Широкое распространение приобрел саквояж: его использовали для путешествий мужчины и женщины. Во многих произведениях американской и европейской литературы этот предмет являлся участником сцен, связанных с переездами. Герои Оскара Уайльда в «Портрете Дориана Грея» (1891 г.) и персонажи Маргарет Митчелл в «Унесенных ветром» (1936 г., события происходят в 1860-х гг.) пользовались этим предметом. Изначально его изготавливали из коврового материала, позднее стали делать из кожи. Ханс Кристиан Андерсен не выходил из дома без саквояжа, который ему подарил датский король из династии Ольденбургов. Этот предмет в настоящее время хранится в городе Оденсе в музее Андерсена.

С середины XIX века неотъемлемой частью национального костюма шотландских мужчин являлся спорран (используется и в настоящее время). Сумка крепилась на ремешки и цепочки к поясу поверх . Для праздничного костюма изготавливали спорран из меха, для повседневной носки – из кожи.

В XIX веке в английском языке у различных видов сумок появилось общее название – «handbag».

Первое десятилетие XX века

В годы Первой мировой войны, а затем и во время ВОВ, военные пользовались подсумком, в котором хранили боеприпасы для огнестрельного оружия. Его носили на поясном ремне. Женщины из рабочего класса носили бульварные сумки на лямке, перекинутой через плечо. В деловой среде мужчины использовали портфели со специальными отделениями для бумажных денег. В высших кругах среди женщин популярностью пользовались сумочки а-ля-помпадур.

20-е годы ХХ века

В 20-е годы на Бродвее был представлен мюзикл Runnin Wild, в котором дебютировала песня «Чарльстон», впоследствии ставшая хитом. Композиция сопровождалась одиночными и парными танцами. Актрисы были одеты в платья со множеством ярусов и свободно свисающей бахромой. Ею по всему периметру были украшены и дамские сумочки. Такие аксессуары получили название «сумочка Чарльстона». Так же стали называть и танец, исполнявшийся в мюзикле, и платья, которые были надеты на актрисах.

С 1923 года в качестве застежки начали использовать молнию. В деловой среде у мужчин и женщин стали пользоваться популярностью портфели. В 20-е годы были созданы женские сумки в виде пароходов, автомобилей, самолетов.

30-е годы ХХ века

В 30-е годы дизайн сумок отражал стиль . использовали абстракцию, экспериментировали с материалами: деревом, эмалью, пластиком, алюминием и т.д. В мужском гардеробе появилась сумка-барсетка, которую носили в руке или на запястье.

В 30-е годы и Сальвадор Дали создали женскую сумочку-телефон, сумочку-яблоко и др. Дома Van Cleef & Arpels выпустили женскую сумочку-минодьер. Это был предмет с жестким каркасом прямоугольной формы из благородного металла с драгоценными камнями. Среди женщин популярностью также пользовались ридикюли. В 1932 году Жорж Виттон создал сумку — модель городского типа на коротких ручках из полотна Monogram с изображением логотипа бренда.


40-е годы ХХ века

В 40-е годы появились сумки Walborg Poodle bags в виде белых и черных пуделей. В 1947 году в Модном доме стали производить сумки с бамбуковыми ручками. Альдо Гуччи начал создавать дамские аксессуары из пеньки, джута, льна. В этот период популярными стали сумки больших размеров квадратной формы. Дизайнеры в своих коллекциях стали использовать синтетические материалы. Солдаты носили почтальонки и подсумки. Женщины из рабочего класса использовали сумки городского типа из недорогих материалов.

50-е годы ХХ века

В 50-е годы популярными стали клатчи, минодьеры, пошеты. Тенденции носить небольшие сумочки способствовал элегантный и женственный стиль . В 1955 году создала женскую сумочку 2.55. Аксессуар получил название в соответствии с датой выхода – февраль 1955 года. Стеганая сумочка на цепочке имела прямоугольную форму.

«Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их часто теряю».

Коко Шанель

С середины 50-х годов стала пользоваться спросом сумка (была создана в 1935 году) и схожие с ней по форме модели – на короткой ручке, трапециевидные с широким дном и боковыми стенками.



60-е годы ХХ века

В 1960-е годы популярными были сумки-мешки, в моду данный предмет ввели . Представители субкультуры ручным способом создавали объемные сумки свободного кроя, преимущественно из текстиля. В качестве узоров хиппи использовали этнические, психоделические и цветочные . В 1966 году Гастон-Луи Виттон изобрел сумку-цилиндр Papillon.

70-е годы ХХ века

В 70-е годы дизайнеры изготавливали сумки преимущественно из текстиля. Широкое распространение получил . В этот период создала коллекцию нейлоновых рюкзаков Pacone. В России же в это время популярными были сетки-авоськи, сплетенные из ниток.

80 — 90-е годы ХХ века

В этот период дизайнеры создавали сумки различных стилей и форм, широко использовали принты, отделку из драгоценных камней. В 1984 году Жан-Луи Дюма, глава Модного дома , выпустил первую сумку . В 1995 году создал модель Lady Dior. В 1997 году Сильвия Вентурини Фенди создала сумочку-багет (фр. baguette). Удлиненная модель с короткой ручкой закрывалась на клапан.

Среди мужчин и женщин популярными были сумки-саквояжи, почтальонки.

XXI век


В XXI веке для своих коллекций используют силуэты сумок прошлых лет, экспериментируя с материалами, декором и отделкой.

В женской коллекции весна-лето 2012 Барбара Буи предложила сумки-уикендеры в бирюзовой и розовой расцветках, сочетающие спортивное и классическое исполнение. Модели были изготовлены из кожи питона и крокодила. К каждой сумке прилагался брелок с шипами в форме мяча для американского футбола.

В сезоне осень-зима 2012-2013 Модного дома Сильвия Вентурини Фенди предложила сумку-тоут, выполненную из шерсти серого цвета, с боковыми сторонами, украшенными вставками ярко-красного оттенка.

В мужской коллекции весна-лето 2013 Анджела Миссони предложила торбы и тоуты. Некоторые модели были полностью выполнены из трикотажа, в других текстиль сочетался с кожей. Аксессуары были украшены традиционным для бренда зигзагообразным узором в песочно-бирюзовом и сине-оранжевом оттенках.

Сумки с оригинальным дизайном

В 2008 году Джинза Танака создал клатч из платины с отстегивающимся ремешком, украшенный 2182 бриллиантами весом в 208 карат. Стоимость изделия составила 1,9 миллиона долларов. Уникальность аксессуара заключалась в том, что элементы сумочки можно было использовать как самостоятельные украшения. Ручка сумки трансформировалась в или ожерелье, застежка – в брошь или кулон.


В 2009 году Кейтлин Филлипс выпустила серию сумок-книжек. Для изготовления дамских аксессуаров дизайнер использовала форзацы старых книг. Стенки сумки были обшиты тканью, гармонирующей с обложкой.

История появления на свет вещей всегда привлекательна, так как это история уводит нас к корням древних артефактов, к истокам зарождения цивилизаций и материальных свидетельств появления и развития культуры человечества. Казалось бы, всегда все было заведено, как у нас с вами сейчас. Всегда были сумки, и всегда они были сугубо женским атрибутом и всегда делились четко по назначению:
вечерние и нарядные - для мелочей и косметики;
деловые и строгие - для бумаг и документов;
практичные, хозяйственные - для всякого рода покупок;
дорожные - для всего сразу.

Но не все то правильно, что нам таким кажется. Сумки, такие необходимые и привычные, что "без них -- как без рук", возникли совсем недавно, около трех веков тому назад.

Когда появилась современная сумка

История современной сумки началась в XVII веке. Но если вглядеться в глубь веков, то обнаружится интересный факт: сумка была предметом сугубо мужским, и совсем не женским. Особенно кожаная сумка, предмет дорогой, редкий, передававшийся из поколения к поколению по наследству -- от отца к сыну. Кожа всегда была материал редкий и дорогой. Поэтому народ пользовался сумками не всегда кожаными. Никому бы в голову не пришло резать своего собственного теленка, корову-кормилицу, или козу для изготовления сумки или пары сапог.

Народ пользовался матерчатыми сумками, которые назвались по-разному, оставаясь при этом именно хозяйственными сумками. Они так и назывались - сумой. Но были еще и киса, и карман, и мошна, и мешок, а еще катуль, кошель, котомка, и это далеко не полный перечень названий. В нем не учтены многочисленные диалектные и региональные варианты слова "сумка". Почему же существуют такие разные названия для одного предмета?

Когда появилась первая сумка? Сумка, кисет, киса.

История появления на свет сумки таинственна и не вполне ясна. Корни ее теряются в седой древности, такой далекой и архаичной, что от мифов Древней Греции веет юношеской наивностью. Ясно только то, что сумка, происходят из одного прародителя, а именно - от денежного мешка. Кстати, это подтверждает и лингвистика. Например, в английском языке дамская сумочка и кошелек обозначаются одним и тем же словом - "purse".

Еще до древних греков ассирийцы и вавилоняне имели обычай носить деньги в специально сшитых мешочках, перетянутых ремешком или крепкой тесемкой.

А вот так выглядела волшебная сумка древнегреческого героя Персея, который, судя по сохранившемуся изображению на краснофигурной вазе, пользуясь шлемом-невидимкой и крылатыми сандалиями, собирается спастись от преследования жаждущей мести сестры Медузы Горгоны.

Эту сумку из волшебной ткани, принимавшую размеры и форму предмета, который в ней находился, Персею подарили морские нимфы вместе со шлемом-невидимкой и сандалиями с крыльями.

Сума, калита, карман, кисет, котомка, кошель, мошна, торба - все эти слова когда-то обозначали кожаный или матерчатый затяжной мешок или мешочек, в котором хранили и перевозили деньги и который привешивали к поясу или носили через плечо самые разные люди - купцы, нищие бродяги, князья, мастеровые, дворяне и крестьяне.

В поисках родины сумки, отправившись в путешествие по словарям, мы узнаем, что Великий князь московский Иван I из рода Рюриковичей получил прозвище "Калита", что означало "мешок с деньгами". Дворяне, служившие при дворе этого князя, получали фамилию Калитины. Само слово "калита" тюркского происхождения, от тюркского "калта", что также означает "мешок для денег, кошелек".

Мы узнаем, что слово "кисет", как называют небольшой мешочек для хранения табака, затягиваемый шнурком, также пришло к нам из тюркского языка. Название этого мешочка для табака образовано от тюркского "киса?" и означало "кожаная сумка". Но кисетом в Турции называли специальный дорого сделанный мешочек для хранения золотых монет. Обычно турецкий султан одаривал кисетами с деньгами своих любимцев. В Европе эпохи крестовых походов он был известен под названием "сарацинский кисет".


Изучая историю такого привычного и необходимого в повседневной жизни аксессуара, как сумка, мы узнаем, что слово "мошенник" произошло от слова "мошна" и означало воришку, который умел ловко срезать привязанную к поясу мошну. Вот так выглядела дорогая княжеская мошна.

Мошна по Далю - это "кошель, сумка, киса, мешочек денежный, на вздержке или с завязкою, частная казна, деньги, богатство". На Руси деньги были весьма увесисты, и мошна должна была быть очень прочной, из качественной кожи. Мошна, в которой лежало больше десяти рублей, была весьма весомой - несколько килограммов. Слово мошна в своем первоначальном значении дошло и до наших дней. Вот несколько поговорок, собранных Далем и актуальных и используемых по сию пору:

Доставай мошну, расплачивайся.
Доставай мошну, вытряхай казну!
Нет в голове, нет и в мошне.
В мошне густо, так и дома не пусто.
И велика была мошна, да вся изошла.
Из чужой мошны платить не тяга.
В чужой мошне - не в своей квашне: не смекнешь, где густо, где пусто.
Чужая мошна, что чужая совесть: потемки.

Как уже упоминалось, древние ассирийцы и вавилоняне носили поясные мешочки для денег. Их имели при себе исключительно мужчины. Древние греки и римляне носили такие мешочки на поясе хитона. В Древнем мире шили и специальные большие мешки или сумки для хранения большого количества денег еще до нашей эры, с тех пор, как появились первые деньги в виде монет бронзовых, железных, так как матерчатый или вязаный мешочек довольно быстро протирался и рвался, а это часто грозило потерей всего состояния. Выделанная же кожа была мягкой и прочной.

В средневековой Европе в эпоху крестовых походов получили распространение "сарацинские кисеты". И чем больше и объемнее был такой кисет для денег, тем богаче был человек. Здесь исток такого выражения как "денежный мешок". При дворе герцога Бургундского такой кожаный мешочек для денег являлся обязательной частью придворного туалета кавалеров и дам, и назывался он уже не сарацинский кисет, а омоньер.

В позднюю готику появились целые коллекции омоньеров самой различной величины, которые носили у пояса. Европейские женщины пристегивали мешочек к поясу и носили его под верхней юбкой, в которой был предусмотрен специальный разрез (праобраз современного кармана), чтобы доставать деньги. И, конечно же, именно женщины носили в своих поясных омоньерах не только деньги. Этот факт и положил начало современной сумке, в которой в наши дни носят не только кошелек с деньгами, но и многое другое. Европейские женщины носили в сарацинских мешочках еще необходимые мелкие вещи, такие как, маленькое зеркальце, мелкие ключики от шкатулок, гребешок и другие мелкие предметы.

Таким образом, мы можем считать, что современная сумка произошла от банального сарацинского кисета стараниями европейских модниц. В XVII столетия женщины стали продолжали носить богато украшенные бисером и стеклярусом вышитые, вязаные, плетеные сумочки-кисеты, хотя мода быстро и радикально менялась: мешочки перестали прятать в карманах под верхней юбкой. Богато украшенные стеклярусом и бисером, а у аристократов и драгоценными камнями, они выставлялись на показ как символ знатности и власти. Деньги и прочие мелкие вещи носили бы в поясных мешочках и до сих пор, если бы великий французский король-солнце Людовик XIV не придумал карман. Первый в Европе карман в современном понимании появился на камзоле Его Величества в XVII веке. Затем, позднее карманы появились на жилетах, а затем, с появлением брюк, и на брюках. И все же сумка, как мы ее понимаем, еще долго ждала своего часа.

Итак, в XVII веке мужчины обзавелись карманами и перестали носить поясные мешочки. В то же самое время в Германии и скандинавских странах стали появляться женские сумки именно как сумки. Это была объемная плоская сумка из ткани или кожи, крепящаяся на металлический прямоугольный каркас. Эти сумки были объемны, но носились также, как и поясные мешочки - на пояс. Фактически это была еще не совсем сумка, а модернизированный поясной мешок. Такие сумки были обязательной замужней женщины и хозяйки дома. Они часто передавалась по наследству. В богатых семьях использовали серебряный каркас и дорогие ткани, в домах победнее довольствовались медной или железной рамкой и недорогим сукном или кожей. Это же время стали появляться и специальные женские сумки для молитвенников, с которыми благочестивые прихожанки посещали церковь. Мужчины же совсем почти отказались от поясных мешочков и пользовались исключительно карманами. Только завзятые картежники и любители табака продолжали пользоваться небольшими, великолепно изукрашенными мешочками, в виде прямоугольной рамки. изукрашенными, где они хранили кости, карточные колоды и табакерки. Но и эти поясные мешочки стали все более походить на матерчатую сумку: дорогую ткань крепили к прямоугольной рамке.

Ко времени Французской революции женская сумочка появилась в высших сферах аристократических кругов. Но там она сохранила традиционную форму старинного поясного мешочка. Моду при дворе на изящную женскую сумочку ввела фаворитка Людовика XV маркиза де"Помпадур. Это был мешочек для рукоделия, изготовленный из бархата и кружев. Его отличало от поясного мешочка важное отличие. Он был с длинными ручками-тесемками и стал аксессуаром, обязательным для всякой уважающей себя la dame a la mode. Миниатюрная сумочка в форме затянутого тесемкой мешочка и по сей день называется "помпадур", хотя она более известна как ридикюль, как называли эту сумочку для рукоделия, в которой хранились нитки и иголки, современники маркизы: reticule, от латинского reticulum, что переводится как "сеточка".

Мода на сумочки для рукоделия моментально распространилась из великосветских салонов в мещанские гостиные. Спрос на ридикюль вырос. Но одновременно с массовостью спроса появились новые, более демократичные требования к крохотному ридикюлю. В среде, где самым пристойным занятием для женщины считалось вышивание и шитье, рабочая сумка стала плоской и прямоугольной. Такие сумки изготавливались из атласа, обильно декорировали вышивкой, украшались стеклярусом, кистями и лентами. Сумка демонстрировала изобретательность и искусность хозяйки, поскольку чаще всего ее изготовляли собственными руками. Особую важность такая демонстрация приобретала во время бракосочетания, к которому невеста готовила особую, свадебную сумочку. Повышение спроса на сумочки для рукоделия породило и увеличенное предложение рынка. Активно стала развиваться индустрия роскоши, когда многочисленные кустарные мастерские изготовливали модные ридикули на продажу. Так появилось, хотя поначалу и кустарное, но все же массовое производство дамских сумок для рукоделия.

В XIX веке, в связи с большей демократизацией аристократических кругов, возникло множество других разновидностей дамских сумок. Сумочки для рукоделия отошли на второй план, но появились очень миниатюрные, которые предназначались специально для визитов. В них не могло поместиться ничего, кроме визитных карточек. Появились и другие виды сумочек, более функциональные. Например, в роскошные вечерние сумки вкладывались веер и бальная записная книжка (carnet de bal).

Театральные сумки вмещали в себя веер, лорнет или театральный бинокль. Обычно вечерние и театральные сумочки снабжались еще и кармашком для флакона с духами и крохотным кошельком-монетницей для мелочи. Техника их изготовления была самой разнообразной и зачастую подобные сумочки представляли собой настоящее произведение искусства. Самые популярные сумочки изготавливались из ткани атласной, парчовой или гобеленовой. Иногда ткань с тематическим, жанровым или пейзажным рисунком ткали по специальному заказу, иногда украшали вышивкой гарусной или бисерной. Среди сортов старинного бисера были настолько мелкие, что даже специальные иглы диаметром 0,2-0,3 мм оказывались слишком толстыми для их отверстий.

Таким аксессуаром дам высшего света, дам из средних дворянских и мещанских кругов сумочка оставалась до исчезновения жестких социальных сословий. Демократизация масс породила массовый запрос и на сумки. Кроме того, раскрепощенные массы увлеклись туризмом и путешествиям, что раньше было доступно лишь богачам и аристократам. Мода на путешествия и туризм в конце XIX - начале XX века породила багажную сумку. Эта сумка для путешествий и стала тем неотъемлемым предметом гардероба европейцев, который мы называем сумкой. Для путешествий не нужны изысканные сумочки. Дамская сумка осталась декоративным аксессуаром, обязательным, к примеру, для театралов, но у нее появился динамичный клон в виде дорожной, деловой и функциональной сумки. Сказался на этом и процесс женской эмансипации. В 1896 году дом Louis Vuitton представил миру первую багажную коллекцию со своим знаменитым логотипом LV. С этого момента багаж властно вторгается в сферу моды, а женская сумочка постоянно балансирует на грани между чисто светской принадлежностью и саквояжем. Помимо собственно сумочки (purse, reticule) в женском обиходе появилась более вместительная разновидность "handbag".


В современном понимании сумка - галантерейный товар, не только функциональный, но и эмоционально окрашенный, нарядный, модный аксессуар. Современная сумка - это и то, что украшает женщину наравне с добродетелью и маленьким черным платьем (как утверждала великая Коко Шанель), и то что прагматично и полезно мужчинам.

История моей пляжной сумочки началась в 2005 году. Весной я просто не смогла пройти мимо магазина, наполненного товарами для отдыха. Именно там мы и встретились, я и моя пляжная сумка. Удобная, легкая, она так и звала к солнцу, морю и песку. Вообщем, покупка произошла неожиданно. Ха, дома я поняла, что случившаяся со мной покупка была не первой важности. Отдыхать я не собиралась, и деньги, похоже, потратила зря, ведь сумка была сугубо пляжной, с ярким цветочным принтом с одной ее стороны. Я расстроилась. Помню тогда мама подбодрила меня, сказав, что сумка еще пригодится. Так и случилось...


В сентябре я, моя подруга и моя пляжная сумка принимали солнечные ванны в Турции.


Знакомились с симпатичными турками и отлично проводили время.
Самое интересное, что сумку можно было повернуть цветочной стороной к себе, и тогда яркие цветочки не были так заметны.

Прошел год. В начале лета 2006 года, перебирая шкаф, я опять нашла свою пляжную сумочку. Какие замечательные воспоминания хранила она! И снова сумочка звала к солнцу, морю и песку.


И вот,в августе 2006 года мы отдыхали на побережье Черного моря.

Так пролетел еще год. Летом 2007 сумка опять напомнила о себе, выпав из шкафа вместе с летними вещами. Воспоминания о солнце, море и песке нахлынули. Но, я ждала первенца и рисковать далекими переездами, находясь на седьмом месяце беременности, не могла.


Поэтому тем летом я с пузожителем и моей любимой сумкой отдохнула в Башкирии на озерах.


Отдых был просто замечательным!

В ноябре я стала мамой. Потом последовал переезд, после которого моя пляжная любимица пропала. Конечно, было грустно потерять такую спутницу. Но сумочка так и не нашлась.

Ровно месяц назад, в телефонном разговоре с мамой, вдруг выяснилось, что все это время сумка пролежала у нее в шкафу с моими старыми вещами. И вскоре мама привезла мне мою любимицу. Ура! Мы почти пять лет не виделись! Сумочка ничуть не постарела. Ее история продолжается. В июле нас снова ждут солнце и песок!



Статьи по теме