Как менялся образ женщины на протяжении веков. Как менялся идеал женской красоты в разные эпохи. е: Героиновый шик

Еще с давних времен люди начали обращаться к понятию красота с некоторой неопределенностью. Предлагаю к рассмотрению красоту человека. Кто-то подразделял это слово на две составляющие: красоту внешнюю и внутреннюю. А некоторые объединяли это понятие в одно целое. Не так давно в социальных сетях проводился опрос. Заключался он в том, что группе людей от 12 до 45 лет задавался один и тот же вопрос: «Что такое красота?». И предлагалось им ответить на этот вопрос буквально несколькими предложениями.

После такого опроса все собранные материалы были обработаны и вот что получилось. Возрастная категория от 12 до 18 лет, в своей общей массе, ответила, что красота — это внешний вид человека. Категория от 19 до 30 лет, что красота – это взаимосвязь внутренних и внешних данных человека, и люди от 30 до 45 лет, что красота – это внутренние качества. Причем в третьей группе были, в общем количестве, люди женатые и замужние.

Одним из самых интересных высказываний о красоте была публикация девушки 30 лет, имеющей ник Алекса: «Привлекательность и красота человека – это два разных понятия. Если вы не считаете себя привлекательными - это только огромный плюс для вас. Все красивые девушки, которые учились в моей группе и которые были со всех сторон окружены мужским вниманием, проживали не очень счастливую жизнь, так как постоянно находились в гонке за своей красотой и боялись ее потерять. Они всегда были настолько красивыми, что больше ничего не замечали вокруг и не ничего в себе не развивали. С возрастом они работали только над тем, как бы не потерять свою молодость и красоту. А если вы внешне не очень привлекательны, вы вынуждены развивать в себе внутренний мир. И вашей «изюминкой» может стать ваш шарм или ваша проницательность. Если вы некрасивая, у вас огромное количество шансов стать привлекательной для себя и окружающих вас людей. А если вы красивая - зачастую, вы просто красивая и все. Ваш внутренний мир пуст и неинтересен».

Так высказала свое мнение девушка под ником Алекса. Ее мнение для другого человека, возможно, будет ошибочным, но оно имеет право на существование. По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что красота – это абстрактное определение. И для каждого красота своя. И с годами, условиями жизни и внутренним восприятием окружающего мира для человека это понятие меняется неоднократно. Сегодня ты мальчишка 12-ти лет и в твое восприятие окружающего мира входят яркость тонов, меланхоличность характера и беззаботность. И на данном этапе все эти составляющие и помогают тебе понять – красота это или не красота. С возрастом эти понятия меняются и через несколько десятков лет красота для тебя предстает в другом обличие. В обличие внутренней и внешней гармонии с собой и окружающим миром.

Красота внешняя и внутренняя.

Красоту как внутреннюю, так внешнюю нужно постоянно развивать. Так для развития внешней красоты у человека нужно придерживаться следующих правил:

  • Правильное питание – залог хорошей кожи. Мы есть то, что мы едим. При правильном употреблении правильной пищи результат не заставит себя ждать.
  • В спорте наша сила. В спортивном теле, спортивный дух. Спорт является неотъемлемой частью красивого человека. Генрих Гейне считал, что в нашей жизни определение красота звучит именно так: «красота — это здоровье». А именно при помощи спорта мы можем поддерживать свое здоровье.
  • Ухоженные волосы и ногти – эти элементы очень важны. Красота требует ухода. И при первом зрительном контакте с человеком эти два элемента (ногти и волосы) очень сильно привлекают внимание.
  • Опрятность в одежде. Одежда не обязательно должна быть подобрана в одном стиле или быть дорогой. Но она обязательно должна быть чистой и выглаженной.

Для соблюдения красоты внешней нужно следить за распорядком своего дня. В первую очередь за часами сна и бодрствования. Здоровый и правильный сон — это одна из составляющих внешней красоты. В наше время все находятся в гонке за деньгами. Из-за этого мы не успеваем вовремя принять пищу, сон в распорядок нашего дня иногда и не входит, а за спорт вообще нет возможности и поговорить. И когда все эти правила опускаются, то на помощь приходит декоративная косметика и косметические средства по уходу. В изобилие косметических компаний можно заблудиться. Как же выбрать именно те средства, которые подчеркнут естественную красоту и помогут в решение проблем.

Реклама – двигатель торговли. И именно по рекламе большинство женщин и приобретают ту или иную косметическую продукцию, но не всегда реклама соответствует действительности. Основным средством в подборе косметических средств у современных женщин является собственный опыт. А именно после просмотра рекламы женщины бегут скупать продукцию в ближайшем магазине. И если продукт подходит именно вам, то вы советуете его своим знакомым и друзьям. Но ваш опыт не является панацеей от всех недостатков. Если средство подошло вам, это не значит, что оно подойдет всем!

Как же выбрать декоративную косметику именно для себя? С появлением интернет сети мы облегчили и упростили выбор чего-либо до максимума. В сети существует множество блогов с описанием косметических средств. Именно тут вы можете найти любую информацию про то или иное средство. Если вы сомневаетесь в правдивости данной информации, то есть способы проверить ее. Вы можете связаться с человеком, который написал тот или иной комментарий, и попросить у него на пробу то средство, о котором идет речь в блоге. И таким способом вам не придется покупать дорогостоящее средство из рекламы и надеяться, что оно вам подойдет. В противном случае, вы потратите деньги впустую.

Эти основные правила нужно соблюдать для красоты внешней. А вот для развития красоты внутренней нужно немного больше. Как бы ни прозвучало странно, но эти правила можно сравнить с девятью заповедями Библии. Если для развития внешней красоты могут потребоваться некоторые денежные средства, то для улучшения своего внутреннего мира таковые не потребуются.

Самый оптимальный путь саморазвития – это книги. В зависимости от жанра книги, в ней можно узнать обо всем, что тебя интересует. Начиная от истории развития планеты Земля, и заканчивая этикетом в обществе. Главное в самообразовании и саморазвитии – это желание. Человек, который хочет изменить себя, всегда сможет это сделать. Я думаю, что у каждого было такое, когда ты знакомишься с человеком, который внешне не очень красив, может быть даже вызывает отвращение. Но когда вы начинаете общение с ним, ваше мнение меняется кардинально.

А бывает с точностью и наоборот. Когда внешне человек шикарен, а внутри пуст. Тогда его внешняя красота «обесценивается» и становится не нужной. И в глазах у собеседника человек, который красив только внешне, может стать даже не очень привлекательным. Исходя из вышеперечисленного, в красивом человеке должен сохраняться баланс между красотой внешней и внутренней.

Красота в мировой истории и влияние красоты на ее ход.

Испокон веков классики мировой литературы давали свои определения красоты. Причем как красоте человека, так и окружающего мира. Красота – это страшная сила. При помощи этой силы можно свершить великие дела и разрушить огромные города. Так, к примеру, в Википедии есть такое определение красоты: «Красота - эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение». Красота является одной из важнейших категорий культуры. Противоположностью красоты является безобразие. Доказательством разрушительных сил женской красоты может служить следующий случай из мировой истории. В Древнегреческой мифологии есть упоминание о Елене прекрасной. Из-за которой в Трое началась война. Ее красота , в данном контексте, стала разрушительной силой. И на алтарь ее красоте были положены тысячи невинных жизней.

Однако несколькими столетиями позже появилась другая красавица, которой восхищаются и в наше время – это прекрасная Клеопатра, царица Египта. При помощи своей красоты она построила свою империю. Хотя, по многочисленным сведениям историков и искусствоведов, Клеопатра не отличалась красотой внешней. Она имела силу воли, самообладание и смелость. Эти внутренние качества давали ей власть над огромным царством.

Как звучит народная поговорка — «с лица воды не пить». Эта фраза означает, что красоту настоящую без пафоса открывает внутренний мир человека. Сколько людей, столько и мнений. Определение красоты можно составить, но включая все составляющие этого термина, получится книга, в которую каждый человек по ходу прочтения сможет внести свои поправки.

Изменения в идеалах красоты мы можем проследить в картинах великих художников. Если в эпоху Возрождения, ренессанса и барокко идеал женщины был: пухленькая, безфигуристая, с длинными неухоженными волосами и короткими ногами женщина или девушка. То в наше время все изменилось. Идеалом красоты для женщин во всем мире стали модели с обложек глянцевых журналов. Типаж таких девушек очень схож. Они имеют худощавое телосложение, длинные ноги и выраженные черты лица.

Каждой эпохе присущи свои понимания красоты. В готической эпохе красотой считались остроконечные крыши причудливой, порой пугающей формы. А в наши времена большинство мастеров и архитекторов считают готический стиль некрасивым и нелепым. Все эти стили менялись под воздействием человека. И, следовательно, от человеческой красоты зависит красота окружающего его мира.

Красота человека в сравнении с красотой животного.

Красоту, как таковое определение, можно отнести к любому предмету. Однако для каждого человека красота будет своя. И в этом нет ничего плохого. И именно человек – то существо, которое может оценить это качество. Именно для человека в определении красоты имеет значение форма, цвет, структура и многое другое количество составляющих. Животные, к примеру, не обращают внимания на красоту. Своего партнера они выбирают по запахам и инстинктам. А некоторые из них и цвета не различают.

Что же такое красота ? Многие ученые и рядовые люди пытались найти ответ на этот вопрос. Однако однозначного определения этому термину нет. Если говорить о красоте животных, то в основном для человека они все красивы. Но, в то же время, красота и в животном мире несет опасность. И зачастую в мире животных самыми опасными являются именно красивые особи.

Возьмем, к примеру, тигра. Это представитель семейства кошачьих. Кошка — то животное, которое человек приручил сотни столетий назад. Значит ли это, что тигры не опасны для человека? Нет, они же хищники. И их яркий окрас должен работать как отпугивающий, а не как привлекающий. Значит ли это, что красота опасна?

Если покопаться в истории животного мира, то можно узнать следующие факты. В те времена, когда люди не владели информацией, все их обучение проходило методом «проб и ошибок». Люди гибли сотнями и тысячами от животных. Это были змеи, пауки, крокодилы и другие особи животного мира. Люди, видя красивый окрас животного, воспринимали хищников как игрушку, за что и расплачивались порой своей жизнью. Интересно, а среди людей, все так же?

Был проведен опрос контактной группы, в рамках которого было выбрано 20 человек непривлекательной внешности. И им предлагалось написать мини сочинение на тему «Как я отношусь к красивым людям и несут ли красивые люди опасность для общества?». После обработки данных мнения разделились. Около 30 % опрошенных говорили о том, что красивые люди несут в мир добро и красоту, ну а остальные 70% были уверены, что красота – это разрушительная сила.

Как было написано в одном из сочинений: красота — это разрушительная сила, способная сносить все на своем пути. И что именно люди, обладающие этой силой, являются алчными и бездушными. И именно эти люди несут зло и разрушения в наш мир». Зависимость красоты женщины и, к примеру, тигрицы, просматривается очень выражено. Красивый человек красив во всем. Красивая женщина обладает и интеллектом, и навыками хищника. Следовательно, чем женщина краше, тем она опаснее. Но это лишь в том случае, если будет существовать угроза ей или ее близким. А если красивую женщину «гладить по шерсти», то ее ум и красота смогут свершить великие дела.

Красота, как природное явление

По красоте с женщиной может сравниться лишь красота природы. В каждом сезоне года есть свои красоты. Зимой это узоры на окнах, девственная чистота белого снега и деревья, укутанные в «белые шубы». Весной природа радует красотой пробуждения. Первые , возвращение птиц и пробуждение животных. У лета красота и разнообразие красок во всем. Лето пестрит яркими цветами на каждом шагу. Ну а осень пестрит золотом листьев.

Однако это красота абстрактная. Именно такую красоту изображают на холстах художники и воспевают в своих произведениях поэты. Но люди не всегда видят погодные условия именно так. Некоторые не видят красоты даже в самом ярком и солнечном дне, а для кого-то дождливый и пасмурный день является самым красивым днем в его жизни. Именно такая погода позволит ему сотворить какой-нибудь шедевр, который будет признан как «красота» у зрителя.

Находясь в горах, думаю, мало кто сможет опровергнуть то, что природа там красива. Стоя на вершине горы, ты наслаждаешься пейзажами вокруг. Справа ты можешь увидеть горный ручей, который своими струйками разливается в разные стороны, слева распростерся могучий лес из елей и сосен. Вверху на ветке сидит белочка и весело грызет орешек. Неужели кто-то назовет такой вид не красивым? Думаю, нет. Так как эти пейзажи вдохновят даже самого заядлого холерика и скептика.

Природа – это, возможно, одна из общих составляющих в понятие красоты. Так как в основной массе предпочтения людей схожи в этой сфере. Красота — это гармония с самим собой и с окружающим вас миром. Красоту человека можно сравнить с красотой природы. Характер девушки, который схож с тишиной тихой речки или озера, вызывает восхищение. Так как это говорит о покорности и самообладании в любой ситуации. Хотя и с этим высказыванием можно поспорить. Возможно, кому-то нравится характер, как бурная горная река.
Красота душевная находит свое отражение в шуме ветра, шелесте листьев и цвете радуги. В том, как именно человек воспринимает все то, что его окружает. И в том, как он отражает свои мысли на окружающих.

Красота - это именно то качество, которое ценилось всегда и во все времена, с одной оговоркой, что представления о красоте постоянно менялись. В этой десятке мы расскажем о эталонах женской красоты у разных народов.

Древний Египет

Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина с полными губами и большими миндалевидными глазами. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, египтянки капали в них сок из растения "сонная одурь". Самым красивым цветом глаз считался зелёный. Но это редкий цвет. Предприимчивые египтянки обводили глаза зелёной краской из углекислой меди. Для завершения образа Древние египтянки красили в зелёный ногти на руках и ступни ног.

Племена Майя

Женщины племени Майя окрашивали тело красной мазью, в которую добавляли очень липкую и пахучую смолу. После такой процедуры они становились нарядными и надушенными. На лицо также наносились различные краски.

Древний Китай

Идеалом красоты в Древнем Китае была маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами. Ни один уважающий себя китаец не взял бы в жёны девушку с большим размером ноги. Чтобы ножка оставалась маленькой, девочкам туго бинтовали стопу, и она переставала расти. Кстати, главным достоинством мужчины в Китае считались длинные волосы, которые заплетали в причудливые косы.

Древняя Греция

У древних греков существовал культ тренированного тела. Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Афродиты: рост - 164 см, окружность груди - 86 см, талии - 69 см, бедёр 93 см. По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос и большие глаза.

Древний Рим

В Древнем Риме господствовал культ светлой кожи и белокурых волос. Именно римлянки первыми овладели секретом обесцвечивания волос. Их протирали губкой, смоченной маслом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивали на солнце.

Средние века

В Средние Века земная красота считалась греховной, а наслаждение ей - недозволенным. Блондирование волос провозгласили нечестивым занятием. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария - удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.

XIII век

В начале XIII века начался культ поклонения "прекрасной даме". Женщину теперь сравнивают с розой - она нежна, хрупка и изящна. Кстати, по этой причине в моде - маленькая грудь.

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения красивыми считались бледный цвет лица, стройная "лебединая шея" и высокий чистый лоб. Для удлинения овала лица дамы выбривали волосы спереди и выщипывали брови, а для того, чтобы шея казалось как можно более длинной, брили затылки.

Эпоха Рококо

В эпоху Рококо главный акцент - на причёску, это - время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы.

Наше время

Жизнь изменилась. Сейчас больше всего ценятся ум, энергия и умение зарабатывать деньги, а главным достоянием женщины считается свобода. Впрочем, историки моды сходятся на том, что в будущем можно будет определить ХХ век как век коротких женских причесок и культа дистрофии.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Красота многогранна, и у нее не может быть стандартов. Тем не менее история знает людей , которые благодаря своим внешним данным стали для нас олицетворением целой эпохи. Предлагаем вам переместиться на 100 лет назад и посмотреть на главные идеалы красоты XX века, начиная от «девушек Гибсона» и заканчивая Ким Кардашьян. И конечно, мы не забыли про мужчин - от Ивана Поддубного до Роберта Паттинсона.

сайт решил показать, на кого равнялись модницы и модники на протяжении последних 100 лет. А в конце статьи мы расскажем вам про 2018 год.

1910-е

Женщины: В моде «девушки Гибсона » - красавицы с длинной шеей, большими глазами и волнистыми волосами. Фигура тоже имела свои стандарты: идеальная женщина должна была быть высокой, стройной, с неестественно тонкой талией, большой грудью и широкими бедрами.

Мужчины: Усы - главный атрибут джентльмена в 1910-е. За ними тщательно ухаживали, подстригали и придавали нужную форму с помощью воска. В моде высокие мужчины крепкого телосложения - боксеры, циркачи и атлеты.

1920-е

Женщины: Эпоха флэпперов ознаменовалась короткими стрижками, худощавым, мальчишеским телосложением, тоненькими бровями и формой губ, похожей на лук Купидона. Большие глаза, как у лани, - один из главных критериев красоты.

Мужчины: Идеальный образ молодого человека того времени - главный герой романа «Американская трагедия» . В моде джаз, стремление к высшему обществу и роскоши, а также «прилизанные» прически и гладко выбритое лицо. В это время ценилась не физическая сила, а умение увлечь собеседника и хорошо танцевать.

1930-е

Женщины: Благодаря роскошным дивам кинематографа в моду вернулись плавные женственные изгибы. Каноном красоты стали правильные черты лица, голливудские локоны, длинные ресницы, высокие скулы, изогнутые дугой брови и глубоко посаженные глаза.

Мужчины: Мужчин также не обошел стороной голливудский шик, и эталоном мужской красоты стал Кларк Гейбл . Именно благодаря «королю Голливуда» в моду вошел образ «дорогого мужчины» - аккуратные усы, гладко зачесанные волосы, ржаной виски, сигары и трубки.

1940-е

Женщины: Мир голливудской роскоши разбился о суровую реальность военного времени. Женщины все еще оставались элегантными, но ушла та рафинированная красота предыдущего десятилетия. Ей на смену пришел образ сильной женщины и боевой подруги - ценилась крепкая спортивная фигура с широкими плечами.

Мужчины: В такое сложное время было не до моды, поэтому волосы перестали зачесывать и фиксировать гелем, а элегантные костюмы сменились на военную форму. Ценились многогранные люди, и неудивительно, что одним из секс-символов того времени стал Жан Маре , который был не только прекрасным актером, но и писателем, каскадером, скульптором, художником и декоратором.

1950-е

Женщины: 50-е вернули голливудских див и моду на женственные формы - высокая грудь, узкие плечи, стройные ноги, пышные бедра и тонкая талия. Кукольный образ стал одним из самых популярных - фарфоровая кожа,нарисованные мушки, яркие глянцевые губы, наивный взгляд, высокие прически, начесы и кудри. А самым популярным средством в аптеках стала перекись водорода, потому как «джентльмены предпочитали блондинок».

Мужчины: Спутник же такой «кукольной» дамы должен был быть сильным, с большими руками, мужественным подбородком, носом со следами переломов и в то же время с чувственными и мягкими губами. Поэтому именно Марлон Брандо , исполнявший роли грубых, но безумно обаятельных мужланов, стал главным секс-символом десятилетия.

1960-е

Женщины: Настоящий переворот в мире моды совершила Твигги . Еще пару лет назад ее образ никто не воспринял бы всерьез: при росте 166 см и параметрах 81-56-81 вес модели составлял всего 40 кг. Именно с Твигги началась эра средств для похудения и диет. Тело должно было быть худым, стрижки - короткими, губы - светлыми, а глаза - огромными.

Мужчины: В мире мужской моды 1960-е ознаменовались французской классикой. Благодаря Алену Делону самым популярным типажом стали представители сильного пола с серо-голубыми глазами, густыми черными бровями и чувственными губами. Все внимание уделялось фирменному взгляду актера и его ироничной усмешке. Визитной карточкой Делона, которую многие пытались скопировать, стали сведенные у переносицы брови, создававшие эффект очень пристального и гипнотизирующего взгляда.

1970-е

Женщины: В первую очередь ценится забота о себе - именно в это десятилетие производители косметики начинают разрабатывать первые средства с SPF (солнцезащитные фильтры). Женщины стремились к естественности, но при этом не жертвовали сексуальностью - объемные прически, макияж в натуральных тонах и короткие юбки.

Мужчины: Модный образ хиппи требовал максимальной естественности - никаких стрижек и бритья. Чем меньше химии наносится на волосы и тело, тем лучше.

1980-е

Женщины: Мир сошел с ума по аэробике - спортивные формы, лосины и химзавивка на пике популярности. Культ тела требовал форм, отточенных в спортзале.

Мужчины: А вот мужчины решили вернуться к элегантности. Они снова начали стричься и бриться, волосы зачесывали назад, и средства для укладки вернули свою былую популярность. Полюбился образ «белого воротничка» и образ главного героя фильма «Волк с Уолл-стрит» - амбициозный авантюрист, уверенный в себе, энергичный, остроумный и невозможно обаятельный.

1990-е

Женщины: В моде «героиновый шик» - очень худые девушки с тонкими руками и ногами, усталым и отсутствующим взглядом, бледной кожей и выпирающими ключицами.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Стандарты красоты существовали во все времена. А с развитием кинематографа появились первые иконы стиля, которым поклоняются и подражают даже в наши дни.

сайт решил кратко рассказать (и показать) вам, как менялись образы «идеальной женщины» на протяжении последних 100 лет.

1910-е: Время перемен

В начале 1910-х «идеальной женщиной» считалась скромная красавица с локонами, как у Мэри Пикфорд. Но после окончания Первой мировой войны многие мужчины были шокированы тем, что, вернувшись домой, увидели своих жен с короткими стрижками. Девушки стали раскрепощеннее, не стеснялись пользоваться косметикой, а популярными героинями немых кинофильмов стали женщины-вамп.

1920-е: Флэпперы

К началу 1920-х длинные волосы окончательно выходят из моды. В это же время зарождается культ «вечной молодости» и появляются новые косметические средства, помогающие скрыть недостатки внешности. Ярко накрашенные «взрослые малышки» в коротких прямых платьях с заниженной талией - так выглядели девушки эпохи джаза, или флэпперы .

1930-е: Гламур

«Идеальными» в это десятилетие считались высокие и стройные женщины с правильными чертами лица, кудрявыми волосами, длинными ресницами и тонкими бровями безупречной формы. Именно в 1930-е впервые появляется то, что позднее назовут гламуром - во многом благодаря таким кинодивам, как Джин Харлоу, Марлен Дитрих и Грета Гарбо.

1940-е: Сильные женщины

Многим женщинам 1940-х было не до красоты по вполне понятным причинам: эти годы пришлись на страшную войну. Даже те, кого эти события затронули в меньшей степени - например голливудские актрисы, - выглядели в то время довольно сдержанно.

1950-е: Подчеркнутая женственность

1950-е навсегда останутся в истории как эпоха new look и pin-up , подарившая нам Мэрилин Монро, Софи Лорен, Джейн Мэнсфилд, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор и других красавиц. Худоба не приветствовалась, ведь она напоминала о прошлых лишениях. Канонический образ того времени - это пышные бедра и высокая грудь вместе с осиной талией, узкими плечами и стройными ногами.

1960-е: Миниатюрные красавицы

Идеалы женской красоты 1960-х - худая до прозрачности Твигги и хрупкая Нэнси Синатра. Надо признать, они великолепно смотрелись в мини-юбках и платьях. Неудивительно, что некоторые девушки специально садились на диету, чтобы походить на своих кумиров.

1970-е: Диско-дивы

Болезненная худоба и бледность остались в прошлом - на какое-то время. В 1970-е стали популярны стройные, но сильные девушки, которые занимаются спортом и много танцуют, - такие как актриса Фэрра Фосетт и певица Донна Саммер.

1980-е: Королевы аэробики

Атлетичность приветствовалась и в 1980-е: в это время началось повальное увлечение аэробикой. В числе признанных икон стиля были эпатажные дивы Мадонна и Грейс Джонс, и многие старательно копировали их имидж. Ну и, конечно, не обходилось без сумасшедших причесок, которые мы все помним.

Если знать условия - экономические и политические, в которых живет общество, можно почти безошибочно предсказать, как будет выглядеть тамошний идеал женской красоты.

Илья Кирданов

Почему женщины красивы?

Кошки, с точки зрения котов, прекрасны все до единой. Кобелю совершенно все равно, какого цвета у встретившейся ему собачьей дамы ушки и какой длины хвост. Большинство самок у животных куда менее привлекательны, чем самцы: у них нет пышных грив, разноцветных хвостов и высокохудожественных пятнышек на жабрах, потому что у их видов именно кавалеры конкурируют за дам при помощи своей красоты. А почему у мужчин вида homo sapiens тогда все наоборот? Почему у нас красивой должна быть женщина, в то время как мужская красота - это скорее излишество. То есть хорошо, конечно, если она есть, - а нет, так проживем и так?

Конечно, сейчас биологи знают много видов, у которых, как и у людей, привлекательность самки имеет важное значение для ее шансов на продолжение рода (например, женская конкуренция существует у некоторых видов обезьян, скажем, у бонобо). И все эти виды объединяет одно свойство - они живут группой, у них самцы долго ухаживают за самкой, а потом принимают активное участие в воспитании ее детенышей. Такая стратегия оказалась выигрышной для животных, у которых рождается малое количество детенышей, на выращивание которых требуется огромное количество ресурсов - времени, сил, корма и т. д. У этих видов самки, умеющие привязывать к себе самца или нескольких, оказывались в вы­игрыше по сравнению с самками, которые не пользовались таким успехом. И чем прочнее привязанность самца к самке, тем дольше он кормит ее детенышей - причем сплошь и рядом в этом ему помогают другие кавалеры его дамы, которых у групповых видов вокруг предостаточно. Вот таким образом наши женщины и стали красавицами, а наши мужчины сделались очень придирчивы в отношении женской внешности. Так как мужчинам приходится тратить массу сил на завоевание женщины, разгон соперников и выкармливание ее потомства, им очень важно, чтобы это потомство родилось высококачественным, выжило и выросло сильным, крепким и, в свою очередь, привлекательным сексуально для будущих партнеров (если мы, конечно, рассчитываем на то, чтобы иметь внуков с правнуками и как-то укрепиться на эволюционном древе).

Древнейшие приметы женской красоты

Внешность и физиология женщин видоизменялись, подчиняясь трем основным эволюционным требованиям нашего вида.

1. Женщина должна демонстрировать свое здоровье, хорошую форму и фертильность.

2. Женщина должна сохранять сексуальную привлекательность для партнеров максимальное количество времени - даже когда она неспособна к зачатию, в том числе во время беременности и после родов.

3. Женщина должна сохранять в своей внешности детские черты, чтобы «обманывать» партнера, вынуждая его заботиться о ней, как о детеныше.

И во внешности женщины присутствуют все эти элементы. Пышные бедра говорят о легкости деторождения, а талия подчеркивает их ширину. Женский голос высок, как у ребенка, а тело, прежде всего лицо, почти лишено волос, как у всех детенышей. Пышные волосы, белые зубы, гладкая кожа говорят о здоровье хозяйки, как и стройная осанка, а симметричные черты лица - о хорошей генетике и минимуме вредных мутаций.

После того как мы обрели способность к прямохождению, женщины повысили свою сексуальную притягательность для мужчин, за несколько десятков тысяч лет разместив копию основного сексуального сигнала на верхней части тела. Да-да, для большинства приматов ярко окрашенные гениталии и округлость нижней части туловища были основным способом пригласить партнера к спариванию. А после того как мы встали на ноги, скрыв эту неземную красоту, женщины обзавелись пухлыми, контрастного цвета губами и круг­лой, налитой грудью, имитирующей эти священные знаки: яркое отверстие и два полушария, которые вошли в нашу эволюционную программу еще с тех времен, когда мы мельтешили в жалком виде под ногами у всяческих динозавров.

И составляя эти приметы, мы в целом можем создать портрет идеальной партнерши у homo sapiens.

Она невысока ростом и скорее коротконога, чем длиннонога (приметы детеныша).

У нее очень большая грудь и яркий, чувственный рот (­сексуальность).

У нее достаточное количество жира, чтобы выглядеть пухленькой, а талия выражена лишь в сравнении с грудями и бедрами, которые весьма велики (физическое состояние).

У нее большой зад и широкий таз (фертильность, древнейший сексуальный сигнал).

Она кокетлива и сексуальна.

Она румяна, у нее длинные волосы, мелкие черты лица, большие глаза, высокий голос (здоровье, приметы детеныша).

У нее светлая кожа и мягкие волосы (приметы детеныша).

Выглядит это примерно так: «Виллендорфская Венера», 24 тыс. лет до н.э., «Венера Вестоницкая», 29 тыс. лет до н.э.

Виллендорфская Венера

Венера Вестоницкая

Список можно было бы значительно расширить, но уже и в таком виде понятно, что человечество далеко не всегда придерживается этих естественных для себя канонов женской красоты и в разные эпохи на знамя поднимаются Венеры совсем иного типа. Чем же это вызвано?

Почему древняя красота иногда
отменяется?

Потому что человек, кроме всего прочего, относится к видам с так называемой . Эти виды отличаются тем, что они очень долго живут, очень много времени и ресурсов тратят на выращивание детенышей и жестко контролируют свою численность.

Механизмы этого контроля чрезвычайно разнообразны и порой чудовищны, мы не будем сейчас их разбирать и остановимся на одном-единственном: в ситуации, неблагоприятной для рождения детенышей, виды с К-стратегией часто обращают сексуальный интерес к не подходящим для деторождения партнерам.

То, как человечество высчитывает максимально допустимую для себя численность популяции в данной конкретной местности, сейчас выясняют этнографы, нейробиологи и антропологи - но общий принцип уже известен. Чем скученнее живет общество, чем выше уровень шума и чем меньше вокруг свободного пустого пространства, тем меньше рождаемость. И тем больше идеал красоты этой эпохи отдаляется от «Венеры исконной» - причем удаление может идти в совершенно разных направлениях.

И, напротив, после серьезных потрясений, повлекших резкое снижение численности популяции (после глобальных войн, эпидемий, сильного голода), происходит беби-бум, а кисти художников и лиры поэтов начинают воспевать красавиц, которые вполне могли бы потягаться с пещерными Венерами в плане первобытных норм красоты.

Смена горизонта

Автор этой статьи однажды несколько недель находился в поездке по Раджастану - одному из самых бедных штатов Индии, специализирующемуся на сельском хозяйстве самого примитивного толка. Сплошные поля и пустоши с небольшими деревеньками. И в один прекрасный момент он с изумлением понял, что у него резко поменялись представления о внешности индийских дам. Если сперва всех участников поездки восхищали точеные тонкорукие и смуглолицые красавицы в замызганных сари, продающие по обочинам пирожки самса, то спустя пару дюжин дней в ходе общей беседы мы признались друг другу, что теперь лучше понимаем пристрастие Болливуда к коротконогим белолицым пухляшкам. В Индии они почему-то смотрятся гораздо привлекательнее, чем в Европе, в то время как девы модельных форм удивительно быстро теряют свое очарование, ибо худоба тут неразрывно связана с бедностью, изможденностью и принадлежностью к низшим кастам.

И теория К-стратегии это обстоятельство прекрасно объясняет. Перенаселенность - требуется снижение популяции, интересы переключаются на внешне неплодовитых дам.

Обилие свободного пространства и пустые горизонты вокруг - требуется увеличение популяции, желательно с партнершей, чья упитанность свидетельствует о том, что вокруг имеется достаточное количество корма.

Сегодня, просматривая изображения женщин за всю историю человеческого искусства, почти безошибочно можно сказать, в каких условиях жили люди, создававшие эти портреты.

Древний Египет

Население ­толпится на узкой полоске земли, в больших городах - перенаселение, голода нет, войны регулярны, но не обес­кровливают страну. Красавицы на фресках узкобедры, плоскогруды, длинноноги, высоки и похожи на мальчиков (даже если не считать привязываемых на шнурках искусственных бородок у цариц), как «Танцовщицы на пиру» с фрески гробницы вельможи Небамона в Фивах, XV в. до н.э.

Древние греки

Горожане живут в небольших полисах, большая часть населения крестьянствует вне городов. Перенаселения нет, голод ­редок. Дошедшие до нас статуи богинь и красавиц представляют нам плотные тела с выпуклыми округлостями, пышущие здоровьем симметричные лица с округлыми щеками, женственные формы, как у «Афродиты Книдской» Праксителя, 350 г. до н.э.

Аравия и Персия, VIII–IX век н.э.

Излишки населения регулярно погибают в боях, питание у населения скудное, большинство живет вне пределов больших городов. И вот описание совершенной красавицы из «Тысячи и одной ночи»: «Две руки ее круглые и гладкие… а груди ее точно две шкатулки из слоновой кости, сиянье которых заимствуют луна и солнце. И живот у нее в свернутых складках, как складки египетских материй, расшитых парчой, и складки эти подобны бумажным свиткам. …И стан покоится на бедрах, похожих на кучи песку, и сажают они ее, когда она хочет встать, пробуждают ее, когда она хочет спать, и таз ее обременяют две ляжки, округленные и гладкие…» Этот типаж еще долго будет господствовать в арабско-персидском мире, о чем свидетельствует миниатюра «Адам и Ева», «Манафи аль Хайаван» Ибн Бахтишу.

Япония, X век

Половина населения всей Японии живет в одном городе - столице Хэйан. Скученность чудовищная. Голода нет. В главном романе этой эпохи «Гэндзи-моноготари» мы встречаем очень много описаний красавиц. «Руки ее были так тонки, что он заплакал от умиления». «Она казалось такой слабой и беспомощной, что сердце сжималось». «Гэндзи поднял красавицу на руки и подивился ее малому весу». «Она была хрупка и мала ростом, лишь немногим больше ребенка, а волосы струились за ней по земле на три сяку». Главный герой, перебрав множество дам, в конце концов женится на десятилетней Мурасаки и живет с ней долго и счастливо. Детей у них нет.

Средневековая Европа

К середине XIV века Европа превратилась в урбанистический кошмар своего времени - численность ее населения составляла около 100 миллионов человек, что при таком уровне производства, агрокультуры, строительства и так далее приводило к хроническому голоду, чудовищному дискомфор­ту и крайней скученности людей в жилищах. И идеальные красавицы той эпохи - это холодные, асексуальные, очень бледные, рахитичные, безбровые, прячущие свои волосы и бреющие лоб худые и обескровленные фигуры, еще и носящие фальшивые животы, имитирующие беременность на позднем сроке, что тогда считалось верхом изящества, - полюбуйтесь на «Портрет дамы» Рогира ван дер Вейдена, 1460 г.

Европа после Кризиса позднего Средневековья

С прихода в 1348 году первой чумы из Азии начался так называемый Кризис позднего Средневековья. Голод, войны и, прежде всего, эпидемии выкашивали города и деревни - к началу XVII века численность населения Европы сократилась минимум наполовину, а в отдельных регионах и на четыре пятых. При таком снижении популяции, ­конечно, никак невозможно было и дальше ­поклоняться бледным тонким мадоннам - в ближайшее столетие красоту будут видеть только в очень пышных фигурах, идеально точно подпадающих под стандарты первобытной красоты, как на картине «Похищение дочерей Левкиппа» Питера Пауля ­Рубенса, 1618 г.

Европа, середина XIX века

Плотность населения постепенно достигала докризисного уровня, и дамы опять начали худеть, мельчать и бледнеть. Однако развитие сельского хозяйства и промышленности отчасти смягчало пресс перенаселения - с реальным голодом большая часть людей не сталкивалась, жизнь стала намного комфортнее, и возврата к средневековому аскетичному стандарту не последовало. Красавица середины XIX века - это невысокая, с детским личиком, маленьким ротиком, крошечными ручками и ножками отчаянно зашнурованная женщина-девочка, обладающая тем не менее утрированной с помощью кринолина женственной фигурой, как у «Женщины с книгой» Альфреда Стивенса, 1856 г.



Статьи по теме