Что такое мышцы мускулатура в биологии. Мышцы. строение скелетных мышц

Опорно-двигательная система человека состоит из скелета (системы костей) и мышц (мускулатуры), которые осуществляют различные движения. Мышечная ткань составляет значительную часть массы тела - до 47 % у мужчин и до 35 % у женщин.

Виды

Мышцы имеют несколько классификаций в соответствии с функциональными и анатомическими характеристиками. По строению мышечной ткани различают три вида мышц. Их особенности и локализация в организме описаны в таблице.

Рис. 1. Виды мышечной ткани.

Мышцы также классифицируются по форме (веретенообразные, квадратные, перистые, прямые и т.д.), по направлению волокон (параллельные, косые, поперечные, круговые), по глубине расположения (поверхностные и глубокие), по положению (шейные, спинные, конечностей и т.д.).

Строение

Мышцы образованы мышечной тканью, которая состоит из мышечных клеток или волокон. Для каждого вида ткани характерна своя единица:

  • миоциты - вытянутые, веретенообразные клетки, из которых состоит гладкая мускулатура;
  • мионы - многоядерные волокна поперечнополосатой мышцы, в основе которых лежат миофибриллы (сократительные нити), состоящие из тонких и толстых сократительных белков (миофиламентов);
  • кардиомиоциты - поперечно исчерченные разветвлённые клетки сердечной мускулатуры, обеспечивающие автономное сокращение.

Наиболее сложное строение мышц человека имеет поперечнополосатая мускулатура. Миофибриллы собраны в пучки, между которых находится цитоплазма - саркоплазма или миоплазма. Саркоплазму с миофибриллами покрывает мембрана - сарколемма.

Мышечные волокна собираются в пучки посредством соединительной ткани, которую пронизывают капилляры и нервные волокна. Пучки в свою очередь составляют мышцу, покрытую фиброзной и соединительно-тканной оболочкой (фасцией).

Концы соединительной оболочки переходят в сухожилия, которые крепят мышцу к кости.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Строение поперечнополосатой мышцы.

По химическому составу мышцы на 80 % состоят из воды. Остальную часть составляют белки, липиды, соли и т.д.

Функции

Мышцы необходимы организму для поддержания положения тела, перемещения, сокращения внутренних органов.
По выполняемым функциям различают следующие мышцы:

  • сгибатели;
  • разгибатели;
  • отводящие;
  • приводящие;
  • вращатели;
  • пронаторы (поворот внутрь);
  • супинаторы (поворот наружу);
  • сфинктеры (клапаны);
  • дилататоры (расширение);
  • констрикторы (сужение).

Главными мышцами, повинующимися сознательным желаниям человека, являются сгибатели и разгибатели. Анатомически мышцы идентичны, но действуют в соответствии с посылаемыми нервными импульсами. Центры, приводящие в движение сгибатели, тормозят действие клеток разгибателей и наоборот. Такое чередование действий позволяет ходить, сгибать и разгибать руки, приседать.

Рис. 3. Работа мышц.

При длительной работе мышц наступает утомление, и мышцы временно теряют работоспособность. Выяснена взаимосвязь между нагрузкой и частотой сокращений. Большая нагрузка и быстрый ритм будут менее продуктивны (быстрее наступит переутомление), чем средние значения нагрузки и ритма.

Что мы узнали?

Из темы по биологии 8 класса узнали о классификации, строении, назначении мышц, выяснили внутренний состав поперечнополосатой мускулатуры. Мышечная ткань подразделяется на три вида, которые в зависимости от строения отвечают за работу скелетных мышц и внутренних органов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 557.

МЫШЦЫ МЫШЦЫ

мускулы (musculi), органы тела животных и человека, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Осуществляют перемещение тела в пространстве, смещение одних его частей относительно других (динамич. функция), активную фиксацию их положения относительно друг друга (статич. функция), изменение объёма полости тела или просвета сосуда, движение кожи и др. функции. В совокупности М. образуют мышечную систему. У человека М. составляют от 28-32% (женщины) до 35- 45% (мужчины) массы тела. В зависимости от строения мышечных клеток различают гладкие мышцы, образующие висцеральную мускулатуру, и поперечнополосатые мышцы, формирующие париетальную мускулатуру. Большинство М., в осн. скелетные, относят к поперечнополосатым. Многочисл. М. (у человека ок. 600 скелетных М.) имеют разл. форму, строение, функцию и развитие. По форме различают М. длинные, короткие, широкие и круглые, по внутр. организации - простые (мышечные волокна параллельные) и перистые (косые волокна присоединяются к сухожилию с одной или двух сторон), по положению - поверхностные и глубокие, наружные и внутренние, латеральные и медиальные, по числу вовлекаемых в движение суставов - одно-, дву- или многосуставные М. Работа простых М. зависит от числа волокон и величины их сокращения, к-рое может превышать половину первонач. длины волокна. Перистые М., как правило, сильнее простых, дают выигрыш в скорости и, кроме того, в них большее кол-во волокон занимает меньший объём. Преобразования отд. М. в ходе эволюции связаны с перестройками их внутр. структуры. В типичной М. есть активно сокращающаяся часть - тело (брюшко) и пассивная часть - сухожилие, к-рое, как правило, находится на обоих концах М. и прикрепляет её к костям скелета. Каждая М. обильно снабжена нервными волокнами и капиллярами, подходящими к ней через соединительнотканные оболочки - перимизий и эндомизий. Напр., на 1 мм3 М. в норме у человека приходится ок. 2000 капилляров; одно нервное волокно может иннервировать от 3-6 мышечных волокон (в латеральной прямой мышце глаза) до 120-160 (в трёхглавой мышце голени)- Все М., кроме мимических, окружены фасциями. Совместная работа М. организована по принципам синергизма и антагонизма. М.- синергисты действуют вместе в одном направлении, вызывая сходный эффект (напр., сгибание). М.- антагонисты совершают противоположно направленные движения (напр., одни - сгибание, другие - разгибание). Однако одна и та же М. в зависимости от режима работы может быть то синергистом, то антагонистом. По характеру выполняемых осн. движений и по действию на сустав различают М- сгибатели, или флексоры, и разгибатели, или экстензоры; приводящие - аддукторы и отводящие - абдукторы; вращающие - ротаторы (супинаторы вращают конечность наружу, пронаторы - внутрь); поднимающие - леваторы, опускающие - депрессоры; сжимающие - сфинктеры, или констрикторы, расширяющие - дилататоры; напрягающие - тензоры и выпрямляющие - эректоры. Выделяют также мимические, жевательные и дыхательные М. Большинство определений функций относится к работе М. конечностей, свободных от опоры. Иногда они вводятся и в назв. М. Все М. многофункциональны и их действие нельзя сводить к одной функции. Так, для большинства М. конечностей важна их работа в момент опоры и отталкивания. Систематич. усиленная работа М. (тренировка) увеличивает их массу, силу и работоспособность, чрезмерная работа приводит к утомлению, а бездеятельность - к атрофии.

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)

мы́шцы

(мускулы), органы тела животных и человека, состоящие из мышечной ткани , обладающей свойством сокращаться под действием нервных импульсов. Делятся на гладкие, поперечно-полосатые и сердечную мышцы. Скелетную мускулатуру формируют поперечно-полосатые мышцы. Концы мышц переходят в сухожилия, которые прикрепляются к костям. Различают длинные, короткие, широкие и круговые мышцы. Скелетные мышцы приводят в движение один, два или несколько суставов. Их сокращение обеспечивает движение, сохранение равновесия тела, поддержание позы. За счёт сокращения и расслабления поперечно-полосатых мышц выполняются также такие важные для организма функции, как жевание, глотание, голосообразование, движение глазных яблок. Сокращение мышц происходит под контролем коры больших полушарий головного мозга.
Мышечные оболочки внутренних полых органов формируют гладкие мышцы, их функция – поддержание тонуса, продвижение содержимого (пищи, крови, лимфы и т.д.). Сокращение гладкой мускулатуры непроизвольное; чрезмерное – вызывает спазм, который приводит к болевым ощущениям, за-труднённому глотанию, приступам удушья (бронхо-спазм), головной боли (мигрень), желудочной и кишечной колики и т.д.
Сердечная мышца обладает повышенной выносливостью и автоматизмом сокращений (см. Сердце ).

.(Источник: «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.)

Смотреть что такое "МЫШЦЫ" в других словарях:

    МЫШЦЫ - МЫШЦЫ. I. Гистология. Общеморфодогически ткань сократительного вещества характеризуется наличием диференцировки в протоплазме ее элементов специфич. фибрилярной структуры; последние пространственно ориентированы в направлении их сокращения и… … Большая медицинская энциклопедия

    - (мускулы), комплекс тканей, составляющих основу тела, характерной особенностей которых является способность сокращаться. В человеческом организме существует три типа мышц: ПОПЕРЕЧНО ПОЛОСАТЫЕ мышцы (или скелетные), гладкие мышцы (непроизвольного… … Научно-технический энциклопедический словарь

    - (мускулы) органы тела животных и человека, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов … Большой Энциклопедический словарь

    I Мышцы (musculi; синоним мускулы) Функционально различают непроизвольную и произвольную мускулатуру. Непроизвольная мускулатура образована гладкой (неисчерченной) мышечной тканью. Она формирует мышечные оболочки полых органов, стенок кровеносных … Медицинская энциклопедия

    Старинный рисунок мышц человека … Википедия

    МЫШЦЫ - Рис. 1. Мышцы головы крупного рогатого скота. Рис. 1. Мышцы головы крупного рогатого скота: 1 — специальный подниматель верхней губы; 2 — носогубной подниматель; 3 — наружная щёчная; 4 — круговая глаза; 5 — лобная;… … Ветеринарный энциклопедический словарь

    Органы тела животных и человека, за счет сокращения и расслабления которых происходят все движения тела и внутренних органов. Мышцы образуются мышечной тканью в сочетании с другими тканевыми структурами соединительнотканными компонентами, нервами … Энциклопедия Кольера

    Мускулы (Musculi состоящие из особой ткани [мускульной, или мышечной] см. ниже) органы животных, которые, обладая в высшей степени способностью сокращаться в определенном направлении, служат главными активными органами движения животных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Скелетные мышцы состоят из поперечно-полосатой мышечной ткани.

Иннервируются мышцы соматической нервной системой. Кровеносная система транспортирует к мышцам кислород и питательные вещества, а от мышц - углекислый газ и другие продукты метаболизма.

Клетка мышечной ткани - миоцит - имеет вид длинного и тонкого волокна, поэтому ее называют мышечное волокно . Каждое мышечное волокно представляет собой многоядерную клетку (симпласт ), полученную в результате слияния большого количества клеток.

Свойства мышечных клеток: возбудимость и сократимость.

Различают два типа мышечных волокон:

красные мышечные волокна белые мышечные волокна
медленные (тонические) быстрые (фазические)

скорость проведения нервного импульса до 8 м/сек

скорость проведения нервного импульса до 40 м/сек
практически не содержат миоглобин (белые)

глубокие мышцы конечностей

поверхностные мышцы конечностей

слабая сила сокращений

медленное сокращение и медленное расслабление

большая сила сокращений

быстрое сокращение и быстрое утомление

много митохондрий;

источник энергии (АТФ) аэробное дыхание

мало митохондрий

мало гликогена;

при недостатке кислорода гликолиз с образованием молочной кислоты

много гликогена;

источник энергии (АТФ) анаэробное дыхание (гликолиз)

поддержание позы локомоция

Функциональной единицей мышечного волокна является миофибрилла . Миофибриллы занимают практически всю цитоплазму мышечного волокна, оттесняя ядра на периферию.

строение миофибрилл

Миофибриллы - цилиндрические нити толщиной 1 - 2 мкм, идущие вдоль от одного конца мышечного волокна до другого.

Саркомер - сократимая единица мышечного волокна. Границы саркомер соседних мышечных волокон совпадают, чем объясняется поперечная исчерченность миофибрилл.

Саркомеры состоят из белковых нитей двух видов:

  • толстые - из белка миозина
  • тонкие - из белка актина

На продольном срезе мышцы при большом увеличении в пределах каждого саркомера видны чередующиеся светлые и темные полосы.

А-диск : темные полосы волокна;

I-диск : светлые полосы волокна;

Z-линия, или Z-диск : линия в центре I-диска, отделяющая один саркомер от другого.

На участке А-диска перекрываются тонкие и толстые филаменты.

В области Z-диска в промежутках между миофибриллами обнаруживается белок промежуточных филаментов - десмин , который участвует в соединении соседних саркомеров друг с другом.

мышечное сокращение

Все скелетные мышцы находятся под контролем воли и сокращаются только при получении сигнала от соответствующих мотонейронов.

Нервный импульс, проходящий по мотонейрону, стимулируют выброс в нервно-мышечный синапс ацетилхолина, который вызывает в цитоплазматической мембране мышечной клетки потенциал действия. В ответ на это эндоплазматическая сеть выбрасывает в цитоплазму большое количество ионов кальция. Резкое повышение концентрации кальция вызывает сокращение миофибрилл. Так как сигнал доходит до саркомера за несколько миллисекунд, все миофибриллы мышечной клетки сокращаются одновременно.

При мышечном сокращении каждый саркомер укорачивается в результате скольжения толстых филаментов относительно тонких, причем длина тех и других остается неизменной.

Толстые нити миозина образуют поперечные мостики, направленные к нитям актина. Мостики заканчиваются белковыми головками, которые как крючочки цепляются за нити актина. Каждая миозиновая головка "шагает" вдоль прилежащего актинового филамента. Она упирается в актиновый филамент и заставляет его смещаться относительно толстого филамента. В те периоды, когда данная миозиновая головка отделена от актиновой нити, последнюю продолжают сдвигать остальные головки, входящие в состав того же самого толстого филамента, так что в каждый момент времени в сокращающейся мышце только часть миозиновых головок прикреплена к актиновым филаментам, другие же остаются свободными. Каждый толстый филамент содержит около 500 миозиновых головок и каждая из них при быстром сокращении мышцы совершает около 5 "шагов" в секунду.

Все перемещения миозиновых головок, в т. ч. их отделение от актина, сопровождается энергетическими затратами (гидролизом АТФ).

В мышечном волокне происходит распад и окисление органических веществ, в основном - углеводов.

гликоген -- глюкоза

глюкоза + кислород = углекислый газ + вода + химическая энергия (АТФ)

энергия АТФ = механическая энергия (работа мышц) + тепловая энергия (поддержание температуры тела)

При активной работе может создаться дефицит кислорода. Кислорода не хватает для окисления глюкозы. Продукт неполного окисления глюкозы - молочная кислота - накапливается в мышечной ткани, вызывая утомление и боль в мышцах.

Работа мышц

Одновременно в мышце сокращается только часть мышечных волокон.

Одиночный нервный импульс вызывает быстрое сокращение и последующее расслабление мышцы.

Плавное продолжительное сокращение мышц обеспечиваются непрерывными потоками нервных импульсов от мозга к мотонейронам. Находясь под влиянием постоянных нервных импульсов мышцы нашего тела находятся в тонусе (в состоянии длительного сокращения).

При интенсивной мышечной работе может наступать утомление мышц.

Утомление мышц - временное понижение их работоспособности.

Причины утомления:

  1. накопление в мышцах продуктов обмена (молочной кислоты);
  2. истощение запасов энергии (гликогена, АТФ);
  3. утомление нервных центров, управляющих работой мышц.

После некоторого периода отдыха мышцы восстанавливают свою работоспособность.

И. М. Сеченов изучал закономерности работы скелетных мышц и развития в них утомления.

Результаты работ И. М. Сеченова:

  • сочетание определенного ритма сокращений мышц с оптимальной нагрузкой обеспечивает продолжительную работу мышц без особого утомления;
  • мышечная работа стимулирует умственную работу;
  • активный отдых наиболее эффективен.

Регуляция сокращения мышечных волокон

  1. Двигательные нейроны выделяют нейромедиатор ацетилхолин в нервно-мышечные синапсы. Ацетилхолин способствует образованию потенциала действия на постсинаптической мембране. Возбуждение передается на множество мышечных клеток. В течение нескольких миллисекунд реализуется рассмотренный выше цикл сокращения мышечного волокна.
  2. Эндоплазматическая сеть мышечной клетки содержит высокую концентрацию ионов Са2+. Выброс ионов Са2+ в пространство между филаментами актина и миозина является пусковым механизмом процесса сокращения миофибрилл.
  3. Комплекс белков тропонина и тропомиозина занимают на молекуле актина участок связывания с миозином. Ионы кальция связываются с тропонином, тропонин изменяет свою структуру, белковый комплекс разрушается и освобождает на молекуле актина участок связывания с миозином. Это инициирует цикл мышечного сокращения. При снижении концентрации ионов кальция в цитоплазме, комплекс Са2+ с тропонином диссоциирует, тропонин восстанавливает исходную конформацию, место связывания миозина на актине блокируется и мышца расслабляется.

строение скелетных мышц

Каждое мышечное волокно имеет собственную обертку из рыхлой волокнистой соединительной ткани - эндомизий . Пучки объединяются в еще более плотные пучки, разделенные прослойками - перимизием , в которой находятся кровеносные и лимфатические сосуды и нервы.

Мышца в целом окружена соединительнотканным эпимизием (фасцией) . На концах мышечных волокон сарколемма (клеточная мембрана) и эндомизий образуют волокна сухожилий.

Фасции - соединительнотканные чехлы для мышц, которые отграничивают мышцы друг от друга, создают опору для брюшка при сокращении, ослабляют трение мышц друг о друга, препятствуют сдавливанию сосудов.

У каждой мышцы есть проксимальный (ближе к центральной оси тела) и дистальный (ближе к периферии тела) конец.

В состав мышцы входит головка, тело (брюшко) и хвост.

Сосуды и нервы входят в мышцу с внутренней стороны. Артерии, вены и лимфатические сосуды, вступающие в мышцу ветвятся до капилляров, которые образуют сеть вдоль мышечного волокна.

Мышцы различаются по количеству головок:

  • двуглавые (бицепс)
  • трехглавые (трицепс)
  • четырехглавые

Мышцы-антагонисты : противоположно действующие (например, сгибатели и разгибатели);

Мышцы-синергисты : расположены по одну сторону оси сустава и действуют в одном направлении.

Сфинктеры - круговые мышцы (круговая мышца рта, сфинктеры пищеварительного канала).

Основные мышцы человека

Функции скелетных мышц

  • приводят в движение костные рычаги;
  • поддержание равновесия;
  • передвижение в пространстве;
  • мимика;
  • участвуют в образовании стенок полостей тела;
  • входят в состав стенок некоторых внутренних органов (глотки, верхней части пищевода, гортани);
  • осуществляют движение глаза (глазодвигательная мышца);
  • дыхание и глотание.

У человека приблизительно 400 мышц (40 % массы тела).

Проприорецепция

Большая часть проприорецепторов расположена в мышцах, сухожилиях и суставах. Их стимуляция исходит из самого тела, а не из внешней среды.

Человек постоянно чувствует положение своих конечностей и движение суставов; он точно определяет сопротивление каждому своему движению.

К проприорецепции относится:

  • чувство положения: информирует о том, под каким углом находится каждый сустав, и в конечном итоге - положение всех конечностей;
  • чувство движения: осознание направления и скорости движения суставов. Человек воспринимает как активное движение сустава при мышечном сокращении, так и пассивное, вызванное внешними причинами;
  • чувство силы: способность оценить мышечную силу, нужную для движений или для удержания сустава в определенном положении.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении средняя общеобразовательная школа №63

Конспект урока по теме: Мышцы. Работа мышц .

Конспект разработан к учебнику

«Биология. 8 класс. Человек»

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев

М: Дрофа 2010

Работу выполнила учитель биологии: Сорокина Г.Н. Тема урока: « Мышцы, типы мышц, их строение и значение» 8 класс

Цель: Изучить строение скелетных мышц и их функции.

Задачи урока:

    Образовательные

* Изучить строение скелетных мышц, способ прикрепления мышц к скелету; выявить основные функции мышц, познакомить с классификацией мышц; выяснить значение физических упражнений.

    Развивающие:

* Развивать умение работать в малой группе, с учебником, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

* Способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности учащихся;

    Воспитательные:

* Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Оборудование : таблица «Скелетные мышцы»; микроскопы, микропрепараты мышечных тканей, компьютер и проектор.

Форма урока : урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Тип урока : урок новых знаний.

Технология: АМО (активные методы обучения)

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства: работа с книгой, беседа, лабораторная работа, объяснение, тест.

Основные понятия : миофибриллы, фасция, мышечные волокна, сухожилия, группы мышц.

Структура урока: 1. Орг.момент. Валеологическая минутка

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

6. Проверочная работа. Эмоциональная разрядка.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

1 . Организационный момент.

Валеологическая минутка.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает детям представить, ч то они кораблики , которые плывут в страну «Знаний». Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьте мышцы рук и ног. Представьте, что кораблики качаются на волнах, светит солнышко, тишина, волны ласкают кораблик. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте.

11. Выход на тему.

Учитель приглашает испытуемого(по желанию) и просит сесть на стул, затем подняться с него, а учащиеся наблюдают внимательно за положением тела при подъеме, (туловище наклонятся вперед). Затем просит подняться с ровной спиной, это не удается.

Как вы думаете, благодаря чему испытуемый поднимается,

о чем пойдет речь?

Почему испытуемый наклоняется вперед при подъеме?

Затрудняетесь ответить. А хотите узнать?

Что уже мы знаем по этой теме?

Что бы вы хотели еще узнать?

Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование».

Определение ожиданий и опасений.

Учитель предлагает учащимся «Билет на кораблик», половина билета белая, а другая – черная. Сложите билет и покажите «свою половину». Если она – белая, то ваши ожидания от урока и вашей работы на нем –положительные, если – черная, вы испытываете опасения.

I II.Изучение нового материала

1.Беседа: термин «мышцы» произошел от слова «мускулус», что значит «мышь». Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.

Мышцы, мускулы (musculi) - органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Значение мышц. Мышцы - отдел опорно - двигательной системы, обеспечивающий различные движения организма. С участием мышц обеспечивается ориентация организма в пространстве и регулируется равновесие. Диафрагма (разделяет грудную и брюшную полости) и межреберные мышцы участвуют в процессе дыхания.

Глотание, образование звуков, движение глаз, все типы двигательной активности осуществляются при помощи мышц. Вместе со скелетом мышцы придают организму форму, обеспечивают вертикальное положение тела человека в пространстве.

Строение мышц. По строению мышцы делятся на гладкие и поперечнополосатые (скелетные и сердечные). Гладкuе мышцы выстилают стенки полых внутренних органов (пищевод, желудок, кишечник, кровеносные сосуды, трахея и бронхи, мочевой пузырь и др.). Сокращение гладких мышц плавное и периодичное. Оно не подвластно воле человека. Гладкие мышцы состоят из отдельных длинных веретенообразных клеток.

Снаружи мышцы покрыты фасцией (соединительнотканная оболочка). Между мышечными клетками - волокнами - находятся кровеносные сосуды и нервные волокна. На концах скелетных мышц расположены сухожилия, образованные из прочной соединительной ткани. С помощью сухожилий мышцы прикрепляются к костям. Сами сухожилия пассивны и в сокращении не участвуют. Так как мышечные клетки способны только сокращаться, мышцы тянут кости, но не могут их отталкивать. В связи с этим к каждой кости крепятся 2 мышцы - антагонисты (противоположные). Они делятся на сгибатели и разгибатели.

Поперечнополосатые мышцы состоят из мышечных волокон, имеющих поперечную исчерченность. Поперечнополосатые скелетные мышцы приводят в движение скелет. Их функции регулируются сознанием.

К скелетным мышцам относятся мышцы туловища и конечностей. Чаще всего оба конца мышцы прикрепляются к соседним костям, подвижно соединенным друг с другом. При сокращении мышцы укорачиваются и тянут соответствующие кости. Так они производят движение.

В организме насчитывают более 600 мышц. В разговоре их иногда называют мускулами.

Сердечная мышца также имеет поперечную исчерченность. Ее сокращения не зависят от воли человека. Сердце обладает свойством автоматии, т. е. способностью сокращаться за счет импульсов, возникающих в нем самом.

Гигиена мышц. Движение - такая же естественная потребность организма, как воздух, вода и пища. От повседневных физических нагрузок зависят не только сила мышц, но и эластичность связок, прочность костей, активность обмена веществ, состояние сердца, сосудов, легких и т. д. Физические упражнения полезны не только для предупреждения, но и лечения болезней (лечебная физкультура).

2. Проработка содержания темы.

- Какие же группы мышц позволили нашему испытуемому подняться со стула?

Правильно – поперечнополосатые скелетные приводят в движение скелет.

Почему при вставании испытуемый наклоняется вперед?

Да, работа нервной системы и мышечной взаимосвязаны, но об этом мы будем говорить на другом уроке.

А вот центр тяжести находится не над площадью опоры, а сзади. А при наклоне вперед центр тяжести подводится под площадь опоры, тело человека приобретает устойчивость и он может выпрямиться.

3.Самостоятельная работа с текстом учебника п.13 с.62-63

Учащиеся читают текст учебника и составляют схемы, таблицы (по желанию)

Микроскопическое строение скелетных мышц . Скелетные мышцы состоят из пучков поперечнополосатых мышечных волокон. Они содержат сократительные нити, состоящие из двух разных белков, и поэтому кажутся поперечно исчерченными. Каждый мышечный пучок покрывает соединительнотканная пленка, а всю мышцу в целом, состоящую из множества пучков, общая оболочка - фасция. Она состоит также из соединительной ткани. Благодаря четко очерченным пучкам силы тяги прикладывается к строго определенным частям кости.

Макроскопическое строение мышц. В строении многих мышц различают брюшко и сухожилия. Брюшко состоит из множества пучков поперечнополосатых мышечных волокон, покрытых соединительнотканными оболочками. Сухожилия, с помощью которых мышца прикрепляется к костям, состоят из плотной соединительной ткани. Они тесно срастаются с надкостницей и при напряжении мышцы стимулируют отделение костного вещества. Вот почему у людей физического труда и спортсменов шероховатость и бугристость на костях в местах прикрепления мышц выражена сильнее.

То сухожилие, которое прикрепляется к костям, остающимся при движении малоподвижными, называют головками мышцы, а то, что прикрепляется к подвижным костям - хвостом.

Скелетная мышца хорошо снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами. К ней подходят нервы, которые регулируют ее работу.

4. Беседа: Выделяют 4 основные группы мышц: мышцы головы и шеи, мышцы туловища, мышцы верхних конечностей и мышцы нижних конечностей. К первой группе относятся жевательные и мимические мышцы. Жевательные мышцы обеспечивают пережевывание пищи, приводя в движение нижнюю челюсть. Мимические, сокращаясь, изменяют выражение лица и помогают человеку в процессе общения.

К мышцам туловища относятся мышцы груди, спины и живота. Мышцы груди принимают участие в движении грудной клетки, а также рук (с помощью большой грудной мышцы). Мышцы живота образуют брюшной пресс, с помощью которого органы брюшной полости удерживаются в нормальном положении. Они состоят из слоев, волокна которых перекрещиваются, что делает стенку живота более прочной и позволяет ей преодолевать давление внутренних органов. А мышцы спины участвуют в движении позвоночника и обеспечивают сохранение вертикального положения тела.

Более подробно с этими группами мышц вы ознакомитесь в процессе выполнения лабораторной работы.

1 V. Закрепление

5. Обобщительная беседа.

Какие основные функции выполняют мышцы?

По каким признакам можно классифицировать мышцы?

Как устроена скелетная мышца?

Какие основные группы мышц выделяют?

Зачем необходимо тренировать мышцы?

V . Лабораторная работа «Скелетные мышцы»

Перед началом лабораторной работы учитель проводит инструктаж, поясняет, как следует ее выполнять и оформлять.

Лабораторная работа выполняется и оформляется учащимися самостоятельно по инструктивным карточкам, которые раздаются учащимся вместе с лабораторным оборудованием и критериями оценки.

Учитель контролирует ход выполнения и оформления работы, отвечает на вопросы учащихся, разъясняет им непонятные моменты, помогает, консультирует.

Инструктивная карточка к лабораторной работе № 3
«Скелетные мышцы»

1. Рассмотрите кусочек вареного мяса при помощи лупы, обратите внимание на пучки поперечнополосатых мышечных волокон.

2. Используя рисунки и анатомическое описание, определите местоположение мышечных групп (мышцы головы и шеи, мышцы туловища, мышцы верхних и нижних конечностей) и выполняемые ими функции. Результаты работы оформите в виде таблицы:

Группы мышц человека

2.1. Мышцы головы и шеи:

    Познакомьтесь с функцией мимических мышц. Наморщите лоб, то, что мы делаем, когда недовольны или когда задумались. Сокращается надчерепная мышца. Найдите ее на рисунке 35 учебника биологии. Пронаблюдайте функцию круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта.

    Поверните голову вправо и прощупайте левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу. Поверните голову влево и обнаружьте правую. Что позволяют сделать эти мышцы человеку?

2.2. Мышцы туловища спереди и сзади:

    По рисунку 36 в учебнике биологии найдите большую грудную мышцу, мышцы живота образующие пресс, межреберные мышцы (зубчатые мышцы): наружные осуществляют вдох, внутренние - выдох.

    По рисунку 36 в учебнике биологии определите мышцы, которые образуют мышцы туловища сзади. Какую функцию они выполняют?

2.3. Мышцы верхней конечности:

    Найдите на рисунках 28, 34 и 36 в учебнике биологии дельтовидную мышцу (она находится над плечевым суставом и отводит руку в сторону до горизонтального положения), двуглавую и трехглавую мышцы плеча. Какую функцию они выполняют?

    Мышцы предплечья. Чтобы понять их функцию, положите руку на стол ладонной стороной вниз. Прижмите ее к столу, после чего сжимайте кисть в кулак и разжимайте ее. Вы почувствуете, как сокращаются мышцы предплечья. Почему это происходит?

2.4. Мышцы нижней конечности: по рисунку 36 в учебнике биологии определите, какие мышцы входят в состав мышц нижней конечности. Какую функцию они выполняют? Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.

3. Сделайте вывод о проделанной работе.

VI . Проверочная работа

Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).

Эмоциональная разрядка.

Цель: снятие напряжения перед обучающим тестом

«Вечный двигатель»

Учитель просит всех встать и взяться за руки. Под музыку учащиеся выполняют глагольные команды педагога, не расцепляя рук.

Тест

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).

7 . Взаимопроверка.

Закончили. Поменяйтесь работами и проверьте. В помощь вам слайд.

«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки - 4, «3-4» ошибки – 3.

Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?

V1 i . Домашнее задание

Изучите п.13 на с. 62

*Выясните, людям, каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц

V11 I . Рефлексия

На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

На каком этапе урока испытали затруднение?

Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

Вам понравился урок?

IX . Оценивание

Какой я? Учащийся оценивает себя по лестнице успеха.



Статьи по теме