Человек разумный является составной частью экосистемы земли. Человек как биосоциальный вид. Влияние деятельности человека на экосистему

Человек как биосоциальный вид

Общие экологические закономерности определяют взаимоотношения с окружающим миром всех живых существ на Земле, в том числе и человека.

Человек - один из 3 млн известных сейчас биологических видов на Земле. Определено его место в системе животного царства: класс млекопитающих, отряд приматов, семейство гоминид, род человек, в котором до нашего времени дожил только один вид - Человек разумный (Homo sapiens).

С экологических позиций человечество представляет собой общемировую популяцию биологического вида, составную часть экосистемы Земли. Но очевидно, что вид этот особый, существенно отличный от всех других обитателей планеты. А потому возникают непростые экологические вопросы. Подчиняется ли человечество законам фундаментальной экологии? Если да, то полностью или частично? Если частично, то насколько?

Вторая часть учебника целиком посвящена особенностям проявления общих экологических закономерностей во взаимоотношениях с окружающим миром только одного вида - человека. Современные экологические проблемы, стоящие перед человечеством, требуют безотлагательного рассмотрения и решения. Только на основе глубокого и всестороннего понимания взаимосвязей человечества и природы возможно разумное, оптимальное их регулирование. А это необходимо для того, чтобы не допустить кризиса и саморазрушения, обеспечить устойчивое развитие природы и общества, сохранить целостность общеземной экосистемы и гарантировать существование человечества в будущем.

Биологическая природа человека проявляется в присущем всему живому стремлении сохранить свою жизнь и продолжить ее во времени и пространстве через размножение, обеспечить максимум безопасности и комфорта. Эти естественные устремления достигаются через постоянные взаимодействия человечества со средой обитания. Все люди потребляют пищу и выделяют продукты физиологического обмена, защищаются от врагов и избегают других опасностей, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы и содействуют полезным для себя видам. Иными словами, человечеству свойствен весь спектр экологических связей. В этом заключается основное экологическое сходство человечества с популяциями всех других биологических видов.

В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов.

Существование этих, факторов признают все. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные протосоциальные схемы поведения человека.

Несмотря на всю значительность социальной сущности человека, ее нельзя отрывать или противопоставлять природному, биологическому началу. Человек - сложное природное образование, живой организм, обладающий биологическими потребностями, функциями, высшими интеллектуальными и другими формами психики. Он находится в сложных биологических отношениях к другим людям, как биологическим существам, к животному и растительному мирам и неорганической природе. Биологическая природа человека составляет необходимый уровень человеческой сущности. Чтобы быть существом социальным, человек должен быть прежде живым существом, обладающим наиболее сложной среди живых существ биологией. Сегодня, в эпоху НТР, биологические основы человеческого существа подвергаются мощному деформирующему воздействию. Нервно-психологические стрессы, загрязнение окружающей среды и т.д. сделали одной из глобальных проблем сохранение человека как биологического вида. Это заставляет во многом переосмысливать проблему соотношения биологического и социального в человеке.

Как биологический вид человек чрезвычайно пластичен. В отличие от животных других видов биологическая организация человека позволяет ему адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Однако и его возможности не безграничны - сейчас мы близки к порогам, за пределами которых биологическая организация человеческого существа претерпевает необратимые, разрушающие ее изменения. Никогда ранее среда обитания человека не была так насыщена ионизирующими излучениями и загрязнена химическими веществами, вредными для самого его существования и крайне опасными для его будущего, поскольку активизировался мутационный процесс, возросло его отрицательное воздействие на наследственность человека. Особую сложность нынешней ситуации придает то, что пагубное воздействие многих факторов (например, радиации) непосредственно не ощущается людьми и скажется лишь в будущем. Все это делает пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимым. Тем более что биологическая организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать насилия над ней.

С другой стороны следует подчеркнуть, что успехи современной науки в исследовании биологии, генетики и психики человека открывают перед ним возможности, позволяющие лучше адаптироваться к новым факторам природной и искусственной среды и даже, в известной мере, преобразовывать свою биологическую природу применительно к новым задачам в сфере познания и практики. Это в свою очередь, ставит ряд вопросов: изменится ли при этом внешний облик человека и в какую сторону? Не возникнут ли какие-то новые формы человеческого существования, соединенного с кибернетическими устройствами? Hе вступает ли человечество в новую стадию своей эволюции при непосредственном участии генной инженерии и биокибернетики? и др. Эти вопросы, касающиеся биологии, генетики и психики человека будущего, активно дискутируются в современной науке.

Итак, человек - одновременно и природное, и общественное существо

2. Биосоциальная природа человека и экология

Рис. 4. Уникальность человека как биосоциального вида (Хабарова Е.И., Панова С.А., 2001)

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Он, по И.Т. Фролову (1985), «биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием».

Биосоциальная природа человека выражается в том, что в его жизнь входят как биологические, так и социальные элементы. Это вызывает необходимость не только его биологической, но и социальной адаптации, т.е. приведения межиндивидуального и группового поведения в соответствие с господствующими в данном обществе нормами и ценностями путем усвоения знаний об этом обществе. Биологическая адаптация человека стремится сохранить не только его биологические, но и социальные функции при возрастающем значении социального фактора. Последнее обстоятельство имеет важное экологическое значение и нашло свое отражение в экологическом подходе к определению понятия человек .

Человек – один из видов животного царства со сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, в значительной мере «снимающими» (делающими малозаметными) биологические, в том числе этологические (первично-поведенческие) свойства организма (Н.Ф. Реймерс, 1990).

Вариант 1.

1. Нарисуйте график, иллюстрирующий, как народонаселение Земли росло с древних времён по наши дни и как оно продолжает расти.

2. Два племени живут в разных климатических условиях, не общаясь друг с другом. Одно племя занимается охотой, другое – земледелием и скотоводством. Как Вы думаете, какое племя имело лучшие усло­вия для жизни, какие проблемы природопользования возникали у этих племён?

3. Ответьте, за счёт каких видов энергии повышается энергоёмкость производства продуктов питания от первобытного общества к рабо­владельческому и от доиндустриального к индустриальному.

4. Выберите правильные утверждения. В современном человеческом обществе по сравнению с первобытным обществом социальные связи:

А) ослабли; Б) усилились; В) остались на прежнем уровне.

5.

«Экологические связи человека».

Вариант 2.

1. Поясните слова французского писателя Ф. Шатобриана: «Леса предшествовали человеку – пустыни следовали за ним».

2. Почему учёные считают, что забота о стариках в древнем обществе привел человечество к прогрессу?

3. Экологи убеждены, что использование более продуктивных сортов с/х растений и пород животных решает не только экономические, но и природоохранные проблемы. Объясните почему.

4. Выберите правильные утверждения:

А) Животные, в отличие от человека, не способны обмениваться информацией с себе подобными.

Б) Трофическая ёмкость среды обитания современного человече­ства возросла по сравнению с первобытным обществом.

В) Информационные связи современного человека не могут быть адресованы будущим поколениям.

Г) Согласованные действия организмов усиливают воздействие на окружающую среду.

5. Ознакомьтесь с таблицей и охарактеризуйте состояние и степень антропогенного влияния на природную среду. Какие страны в ос­нов­ном несут ответственность за мировой экологический кризис? Чем это обусловлено? Какие страны вносят наибольший вклад в ста­били­зацию окружающей среды за счёт сохранившихся в естествен­ном со­стоянии территорий?

КОЭФФИЦИЕНТ АНТРОПОГЕННОГО ДАВЛЕНИЯ И ДОЛЯ (%) СО­ХРАНИВШИХСЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (1986г.)

Примечание: 1 – Австралия, 2 – Бразилия, 3 – Нидерланды, 4 – ФРГ, 5 – Япония, 6 – Республика Корея, 7 – Индия, 8 – Китай, 9 – Россия, 10 – Алжир, 11 – Канада, 12 – США, 13 – Мексика, 14 – весь мир.

«Экологические связи человека».

Вариант 3.

1. Как влияли охота и собирательство на окружающую среду?

2. Охарактеризуйте особенности информационных связей человека с глубокой древности до наших дней.

3. Каковы перспективы развития экологических связей человечества?

4 . Выберите правильные утверждения.

А) Человек разумный – один из трёх миллионов известных науке биологических видов.

Б) Человек разумный не является составной частью экосистемы Земли.

В) Биологическая сущность человека проявляется в стремлении со­хранить свою жизнь и продолжить её через размножение.

Г) На современном этапе на человека и человеческую популяцию не распространяются экологические законы, например, закон оп­ти­мума, закон ограничивающего фактора, конкурентного исклю­чения и другие.

Д) Экологические отличия человечества от популяций других ви­дов заключаются в масштабах экологических связей и особенно­стях их реализации.

5. Ознакомьтесь с таблицей и охарактеризуйте состояние и степень антропогенного влияния на природную среду. Какие страны в ос­нов­ном несут ответственность за мировой экологический кризис? Чем это обусловлено? Какие страны вносят наибольший вклад в ста­били­зацию окружающей среды за счёт сохранившихся в естествен­ном со­стоянии территорий?

КОЭФФИЦИЕНТ АНТРОПОГЕННОГО ДАВЛЕНИЯ И ДОЛЯ (%) СО­ХРАНИВШИХСЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (1986г.)

Примечание: 1 – Австралия, 2 – Бразилия, 3 – Нидерланды, 4 – ФРГ, 5 – Япония, 6 – Республика Корея, 7 – Индия, 8 – Китай, 9 – Россия, 10 – Алжир, 11 – Канада, 12 – США, 13 – Мексика, 14 – весь мир.

«Экологические связи человека».

Вариант 4.

1. Каковы основные этапы в истории способов добывания пищевых ресурсов человечеством?

2. Схематически изобразите связь между промыслом животных, из­менениями компонентов природы и последствиями этого для челове­чества.

3. Объясните, что такое промышленная революция. Приведите при­меры изобретений, перевернувших мир за последние 100-200 лет.

4. Выберите правильные утверждения. Главными особенностями пи­щевых связей современного человечества являются:

А) усложнение;

Б) упрощение;

В) укорочение;

Г) удлинение;

Д) возрастание энергетической цены производства каждой кало­рии пищевой продукции;

Е) падение энергетической цены производства каждой калории пищевой продукции.

5. Ознакомьтесь с таблицей и охарактеризуйте состояние и степень антропогенного влияния на природную среду. Какие страны в основ­ном несут ответственность за мировой экологический кризис? Чем это обусловлено? Какие страны вносят наибольший вклад в ста­били­зацию окружающей среды за счёт сохранившихся в естествен­ном со­стоянии территорий?

КОЭФФИЦИЕНТ АНТРОПОГЕННОГО ДАВЛЕНИЯ И ДОЛЯ (%) СО­ХРАНИВШИХСЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (1986г.)

Примечание: 1 – Австралия, 2 – Бразилия, 3 – Нидерланды, 4 – ФРГ, 5 – Япония, 6 – Республика Корея, 7 – Индия, 8 – Китай, 9 – Россия, 10 – Алжир, 11 – Канада, 12 – США, 13 – Мексика, 14 – весь мир.

338. Выберите правильные утверждения.

а) Человек разумный – один из трех миллионов известных науке биологических видов.

б) Человек разумный не является составной частью экосис­темы Земли.

в) Биологическая сущность человека проявляется в стрем­лении сохранить свою жизнь и продолжить ее через размножение.

г) На современном этапе на человека и человеческую по­пуляцию не распространяются экологические законы, на­пример закон оптимума, закон ограничивающего фактора, конкурентного исключения и другие.

д) Экологические отличия человечества от популяций дру­гих видов заключаются в масштабах экологических связей и особенностях их реализации.

339. Выберите название вида, соответствующее человеку разумному:

а) Homo errectus; б) Homo sapiens; в) Homo habilis.

340. Выберите правильное утверждение. Человеку для под­держания жизнедеятельности требуется в сутки примерно:

а) 2500 кал; б) 2500 ккал; в) 250 ккал; г) 1000 кал.

341. Ответьте, за счет каких видов энергии повышается энер­гоемкость производства продуктов питания от первобытного общества к рабовладельческому и от доиндустриального к ин­дустриальному.

342. Экологи убеждены, что использование более продук­тивных сортов сельскохозяйственных растений и пород животных решает не только экономические, но и природоохран­ные проблемы. Объясните почему.

343. Начертите два графика. Первый оценивает рост числа людей, способных прокормиться на территории 500 га во вре­мена разных общественных формаций (в первобытном общест­ве – 1 человек, в рабовладельческом – 100, в феодальном – 200, в индустриальном – 3000). Второй показывает зависи­мость вложенной энергии в получение продовольствия на тер­ритории 500 га от типа общества (энергия измеряется в услов­ных единицах (у.е.) мускульной энергии человека). В перво­бытном обществе – 1 у.е.» в рабовладельческом – 20 у.е., в феодальном – 40 у.е., в индустриальном – 30 000 у.е.

Сравните наклон кривых двух графиков. Объясните отличия. Зная тенденцию роста производства продовольствия и затра­ченной на это энергии, оцените перспективы этих процессов в будущем. Выскажите свой прогноз. Как должно развиваться человечество, чтобы избежать экологических проблем при про­изводстве продовольствия?

344. Расположите названия предков современного человека (человека разумного) друг за другом в порядке их происхожде­ния: человек умелый, кроманьонец, человек прямоходящий (питекантроп и синантроп), австралопитек, неандерталец.

345. Почему ученые считают, что забота о стариках в древ­нем обществе привела человечество к прогрессу?

346. Два современных племени живут в разных, но климати­чески сходных между собой местах, не общаясь друг с другом. Одно племя занимается охотой, другое – земледелием и ско­товодством. Предположите, какое из племен имеет относи­тельно более стабильные условия для жизни. Какие проблемы природопользования возникают у этих племен?

347. Поясните слова французского писателя Ф. Шатобриана: «Леса предшествовали человеку – пустыни следовали за ним».

348. Почему в наше время невозможно образование новых человеческих рас или подвидов? Выберите правильный ответ:

а) нет генетического материала;

б) отсутствует (или очень слабая) изоляция;

в) потепление климата;

г) рост численности населения.

Обоснуйте свою позицию.

349. Выберите правильное утверждение. Урбанизация – это процесс:

а) роста численности населения;

б) роста доли городского населения;

в) загрязнения среды отходами;

г) усиления давления человека на среду обитания.

350. Перечислите экологические проблемы, которые можно считать глобальными для человечества.

351. Объясните, что такое промышленная революция. Приведите примеры изобретений, перевернувших мир за по­следние 100–200 лет.

Социально-экологические особенности демографии человечества

352. Назовите, какие болезни, уносившие в прошлом милли­оны жизней, ныне практически полностью побеждены в на­шей стране и если встречаются, то крайне редко.

353. Выберите правильные утверждения. Основными фактора­ми риска возникновения онкологических заболеваний являются:

а) курение; б) недоедание; в) нервные стрессы; г) хищники; д) потребление пищи с канцерогенными веществами; е) обильное питание.

354. Назовите экологические факторы, ограничивающие в современных условиях потенциально бесконечный рост попу­ляций человека.

355. Из перечисленных факторов выберите те, которые ныне уже не оказывают существенного влияния на демографию, и те, которые подавлены, но способны понижать численность населения:

356. Перечислите болезни, которые чаще других приводят к преждевременной смерти людей у нас в стране.

357. Статистические данные показывают, что более 80% ра­ковых заболеваний вызываются факторами окружающей сре­ды. Долевое распределение причин, вызывающих рак челове­ка, выглядит следующим образом: курение – 30%, химиче­ские вещества пищи – 35%, неблагоприятные условия работы – 5%, спиртные напитки – 3% , излучения – 3% , за­грязнения воздуха и воды – 2% , другие причины – 5% , при­чины, не связанные с влиянием окружающей среды, – 17%. Ежегодно в мире регистрируется 5,9 млн. новых случаев забо­левания раком и умирает 3,4 млн больных. Рассчитайте, сколько человек в мире в год умирает от рака, вызванного ку­рением.

358. Перечислите меры профилактики против заболевания СПИДом.

359. Перечислите причины, по которым, начиная с середины XIX в. численность населения Земли стала расти в геометри­ческой прогрессии. Выберите правильные ответы:

а) улучшение питания;

б) улучшение санитарного состояния;

в) загрязнение окружающей среды;

г) благоприятные изменения климата;

д) улучшение здравоохранения.

360. Постройте график роста численности населения на зем­ном шаре. До XIX в. она росла медленно. В 1700 г. численность составила 0,6 млрд человек. Рубеж первого миллиарда был пре­одолен в 1830 г.; второго – в 1939 г.; третьего – в 1960 г.; четвертого – в 1975 г.; пятого – в 1987 г. В 2000 г. числен­ность людей на Земле достигла 6 млрд.

361. Численность жителей города в данном году составила 550 тыс. человек. За год родилось 8 тыс. Рассчитайте, какова бы­ла относительная рождаемость при пересчете на 1000 человек.

362. В одном из городов Поволжья с начала 1990-х гг. рож­даемость (число новорожденных в год на 1000 женщин репро­дуктивного возраста) понизилась, а смертность осталась на прежнем уровне. Численность населения продолжает, тем не менее, расти. Предположите причину, по которой это может происходить.

363. В одном из последних информационных буклетов ЮНФПА (фонд ООН для деятельности в области народонасе­ления) сообщалось, что в 1980-е гг. численность народонасе­ления в мире увеличивалась на три человека в секунду. Сколько детей рождалось ежедневно? за год?

Социально-географические особенности демографии человечества.

Демографические перспективы

364. Расшифруйте аббревиатуры: ООН, ФАО, ЮНЕСКО, ВОЗ, СПИД.

365. Выберите из приведенного списка страны, в которых де­мографическая ситуация в конце XX в. относительно стабиль­на, с незначительным падением численности населения (смертность немного превышает низкую рождаемость); ста­бильна (низкая рождаемость и низкая смертность примерно уравновешены) и нестабильна, с интенсивно растущим насе­лением (высокая рождаемость):

Ангола, Бангладеш, Болгария, Бразилия, Венгрия, Вели­кобритания, Германия, Индия, Индонезия, Ирак, Канада, Китай, Ливия, Нигер, Нигерия, Пакистан, Россия, Саудов­ская Аравия, Сирия, США, Танзания, Украина, Франция, Япония.

366. Назовите факторы, которые побуждают людей в аграр­ных обществах заводить больше детей, а в индустриальных – меньше.

367. В Дели – пять гигантских часов, подключенных к компьютеру, которые минута за минутой показывают рост на­селения Индии. Каждые 1,2 секунды на свет появляется новый граж­данин Индии, за минуту – около 50 человек. Рассчитайте, сколько детей рождается ежедневно; за год; за десятилетие при сохранении темпа рождаемости.

368. Какая демографическая ситуация наиболее благоприят­на для человечества и не несет больших экологических бедст­вий планете? Выберите правильный ответ:

а) рождаемость и смертность высокие, уравновешенные;

б) рождаемость и смертность низкие, уравновешенные;

в) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием смертности;

г) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием рож­даемости;

д) рождаемость высокая, а смертность низкая, неуравнове­шенные;

е) рождаемость низкая, а смертность высокая, неуравнове­шенные.

369. Укажите, какая группа стран должна использовать стратегии уменьшения численности (А), а какая – должна стараться удержать имеющиеся параметры численности насе­ления (Б) для перехода человечества в состояние устойчивой демографической ситуации:

1) Ангола, Бангладеш, Бразилия, Индия, Индонезия, Ки­тай, Ливия, Нигер, Нигерия, Пакистан, Сирия, Танзания;

2) Венгрия, Великобритания, Германия, Россия, США.

370. Объясните, почему ученые считают, что демографический взрыв на юге может привести к катастрофическим эко­логическим последствиям для всей планеты.

371. Существует мнение, что уже сейчас людей на Земле живет больше, чем она в состоянии кормить в течение неопределенно долгого времени. Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

Входящий мониторинг по экологии в 11 классе.

Составитель: Беляева Г.А.

1.Выберите правильные утверждения:

а) Человек разумный - один из трёх миллионов известных науке биологических видов.

б) Человек разумный не является составной частью экосистемы Земли.

в) Биологическая сущность человека проявляется в стремлении сохранить свою жизнь и продолжить её через размножение.

г) Экологические отличия человечества от популяций других видов заключаются в масштабах экологических связей и особенностях их реализации.

2. Ответьте, за счёт каких видов энергии повышается энергоёмкость производства продуктов питания от (А) - первобытного общества к рабовладельческому и от (Б) - доиндустриального к индустриальному. А ______________; Б ________________________

3. Выберите правильное утверждение. Впервые предки современных людей стали использовать примитивные орудия - кости, камни, палки:

а) 1 млн. лет назад; г) 500 тыс. лет назад;

б) 2 млн. лет назад; д) 100 тыс. лет назад.

в) 3 млн. лет назад;

4. Укажите, какая группа стран должна использовать стратегии уменьшения численности (А), а какая - должна стараться удержать имеющиеся параметры численности населения (Б) для перехода человечества в состояние устойчивой демографической ситуации:

1) Ангола, Бангладеш, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Ливия, Нигер, Нигерия, Пакистан, Сирия, Танзания; 2) Венгрия, Великобритания, Германия, Россия, США.

5. Перечислите причины, по которым начиная с середины 19в. численность населения

Земли стала расти в геометрической прогрессии:

а) улучшение питания;

б) улучшение санитарного состояния;

в) загрязнение окружающей среды;

г) благоприятные изменения климата

д) улучшение здравоохранения.

6. Какая демографическая ситуация наиболее благоприятна для человечества и не несёт

больших экологических бедствий планете. Выберите правильный ответ:

а) рождаемость и смертность высокие, уравновешенные;

б) рождаемость и смертность низкие, уравновешенные;

в) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием смертности;

г) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием рождаемости;

д) рождаемость высокая, а смертность низкая, неуравновешенные;

е) рождаемость низкая, а смертность высокая, неуравновешенные.

7.. Заполните пропуски в предложениях. Система научно обоснованных мер, направленных

на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов,

называется _____________________________________. Она базируется на законах

Науки.

8.. Доля какого газа атмосферы Земли по вине человека уменьшается?

а)аргона;

б)кислорода;

в)диоксида углерода;

г)диоксида азота;

д)диоксида серы.

9. Перечислите отрасли хозяйства, в наибольшей степени загрязняющие поверхностные и подземные воды..

10. Перечислите невозобновимые полезные ископаемые, запасы которых в первой половине 21 века будут исчерпаны более чем наполовину.

11. Перечислите отрасли хозяйства - основные потребители пресной воды.

12. Липа мелколистная живёт в лесу до 300-400 лет, в городских условиях - до 150 лет. У сосен, растущих в городе, сучья на вершинах отмирают. Ответьте, в чём причина плохого развития деревьев в городе.

13. Из приведённого ниже списка выберите мероприятия, способствующие приостановке эрозионного процесса:

а) переход на малоотходные технологии;

б) организация заказников и заповедников;

в) безотвальная и плоскорезная вспашка;

г) вспашка поперёк склонов;

д) регулирование снеготаяния:

е) борьба с загрязнением воды, воздуха.

14. Какова причина возникновения «озоновых дыр»? Выберите правильный ответ.

а) увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа;

б) увеличение выбросов в атмосферу пыли;

в) увеличение выбросов в атмосферу фреонов;

г) уменьшение в атмосфере доли кислорода.

15. Наиболее чувствительными к различным загрязнителям воздуха, в первую очередь к диоксиду серы, являются:

а) широколиственные породы;

б) многолетние травы;

в) газонные травы;

г) хвойные породы.

16.К животным, численность которых удалось восстоновить, относятся:

а) лось, зубр, бобр, соболь;

б) пятнистый олень, кабан, бурый медведь;

в) белый медведь, як, изюбр, северный олень;

г) волк, лисица, песец, енот.

17. Впервые международная Красная книга была издана в:

а) 1955г.;

б) 1966г.;

в) 1977г.;

г) 1866г.

18. Основным типом особо охраняемых территорий являются:

а) заказники;

б) природные парки;

в) биосферные заповедники;

г) национальные парки.

19. В нашей стране под заповедниками находится площадь около:

а) 0,5%; б) 1%; в) 5%; г) 10%.

20. Одним из основоположников экологии как науки о взаимоотношениях живых организмов и среды обитания считают:

а) К. Линнея (18 в.); б) Ж. Б. Ламарка (18 в.);

в) Э. Геккеля (19 в.); Г.Ф. Гаузе (20 в.).

Оценочная шкала 11 класс

№ задания

39-30 баллов = «5»

29-19 баллов = «4»

18-9 баллов = «3»

менее 9 баллов = «2»

    а, в, г.

    . А- за счёт мускульной энергии домашних животных; Б - за счёт топлива сельскохозяйственных машин и электроэнергии.

    1 - А; 2 - Б.

    а, б, д.

    Охраны природы, экологической.

    Промышленность: целлюлозно-бумажная, химическая, металлургическая, нефтеперерабатывающая, текстильная; сельское хозяйство.

    Нефть; руды содержащие серебро, медь и др.

    Орошаемое земледелие, городское хозяйство, металлургическая, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность.

    На растения влияют загрязнения воздуха пылью, гарью, дымом, выхлопными газами, а также загрязнение почвы.

    в, г, д.

Входящий мониторинг знаний по экологии в 11 классе.

Школа:

Класс:

Учитель:

Дата:

Количество учащихся по списку:

Количество выполнявших работу:

Получили оценки:

«5» (набрали 80% и более от числа возможных баллов): ____ чел.- ____%

«4» (набрали 60-80% от числа возможных баллов): ____ чел.- ____%

«3» (набрали 40-60% от числа возможных баллов): ____ чел.- ____%

«2» (набрали менее 40% от числа возможных баллов): ____ чел.- ____%

Успеваемость:______%

Качество:_____%

Результативность выполнения заданий

п/п.

Список

Обучающихся

задания

ученика

Кол.набр баллов

% вып. работы



Статьи по теме