Системное недоразвитие речи второго уровня. Классификации речевых нарушений. Симптомы и причины недоразвития речи

Недоразвитие речи - это группа речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех речевых компонентов (звуковой стороны речи, лексики, грамматики, фонематики) при здоровом слухе и сохранном интеллекте. Кроме того, недоразвитие речи может выступать в качестве одного из компонентов более сложного системного нарушения, например, в случае задержки психического развития (ЗПР).

Речевое недоразвитие наблюдается при сложных формах патологии речи: сенсорной и моторной алалии, афазии, ринолалии, иногда при заикании и дизартрии. Специалисты разных областей (педагоги, психологи, врачи) могут по-разному формулировать диагноз. Например, специалисты педагогической сферы недоразвитие речи различного происхождения могут назвать ЗРР задержка речевого развития ». Как правило, данный диагноз используют в отношении ребёнка до 5 лет) или ОНР общее недоразвитие речи », обычно термин употребляют в отношении ребёнка от 5 лет).

В зависимости от выраженности нарушения — от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии — можно выделить четыре уровня недоразвития речи:

  • I уровень. Так называемый «безречевой». В речи используются лепетные слова, звукоподражание, жесты, мимика.
  • II уровень. Зачатки общеупотребительной речи. Речь примитивна, слова часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и конструкции.
  • III уровень. Характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
  • IV уровень. Незначительные изменения всех компонентов речи. Недостатки дифференциации звуков, своеобразие слоговой структуры.

Недоразвитие речи любого уровня является серьезным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к неизбежным ошибкам на письме, а также лишает возможности полноценного общения. В то же время при условии своевременной помощи детского логопеда недоразвитие речи удаётся успешно скорректировать. Важно помнить, что в развитии ребёнка существует период особой чувствительности речевой функции, когда любые нарушения легко поддаются исправлению. Если упустить это время, дефект речи может закрепиться и в дальнейшем препятствовать полноценному развитию других познавательных функций.

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • здоровье матери (перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери — как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.);
  • гипоксия – недостаточное снабжение кислородом (при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга);
  • родовая травма (непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга).

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок.

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь — «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Симптомы недоразвития речи у детей

Несмотря на различную природу нарушения, недоразвитие речи характеризуется типичными проявлениями:

  • позднее появление первых слов (в 3-4 года, а иногда и к 5 годам);
  • нарушены фонетическая (звуковая) и грамматическая стороны речи;
  • ребенок многое понимает, но затрудняется озвучить свои мысли;
  • речь невнятна, малопонятна (по достижении 3 лет).

Необходимо учитывать возрастные рамки становления и развития речи.

Нормы развития речи ребёнка

  • Гуление и лепет (1-8 мес.)

Гуление — ребенок начинает издавать негромкие протяжные звуки или слоги: «а-гу-у», «га-а-а», «гу-у-у», «а-а-а», «у-у-у» и т.п. Преобладают гласные звуки.

Ближе к 6мес. у ребенка начинает появляться лепет. Он издает повторяющиеся слоги «та-та», «ба-ба», «ма-ма» и т.п. Ребенок как бы играет с голосовыми звуками. Ребенок в этот период начинает «называть» предметы и людей, с которыми общается. Начинается артикуляция. В лепете «отрабатываются» почти все звуки родного языка, которые он услышал от взрослых. Возникает и интонационная составляющая: радость, требования.

  • Первые слова и фразы (1-2 года).

Первыми словами ребенка являются не слова, определяющие объект или предмет, а глаголы, содержащие просьбу (требование): «дай», «на» и т.п. Количество первых слов зависит от состояния психического развития, поэтому их количество может очень отличаться у разных детей. Зачастую понять смысл того, что сказал ребенок, могут только люди из ближайшего его окружения.

К 1,5 годам первые слова начинают объединяться в двухсловные предложения, фразы. Их еще нельзя назвать предложением в полном смысле этого слова. Их даже понять довольно сложно, если ты не в курсе ситуации. К 2-м годам число слов в предложениях возрастает. Да и сам словарный запас ребенка активно увеличивается. Слова во фразах начинают разделяться на опорное слово и переменное.

  • Усвоение грамматики языка (2-3 года).

Количество слов во фразах ребенка возросло и продолжает увеличиваться. Предложение строится по линейному принципу: опорное слово и неглавные слова. Слова в предложении приобретают грамматическую связь.

В этот период ребенок начинает осваивать изменение слова по числам, родам, падежам. Но некоторые грамматические категории ему даются с трудом. К таким «сложностям» относится склонение существительных по падежам, а иногда - употребление правильного рода. Например, мальчик 2,5 лет может говорить «я пошла», «я сделала», и это является возрастной нормой. Самое главное, что в этот период речь ребенка становится понятной независимо от ситуации, в которой она сказана.

Ребенок начинает мыслить вербально, то есть не только образами, но и словами. Появляется внутренняя речь. В 3 года ребенок начинает осваивать систему родного языка.

  • Контекстная речь (3-5 лет).

Ребенок начинает произносить законченные фразы и целые отрывки устной речи, которые имеют общий смысл. Это необходимый шаг для начала общения с собеседником.

И в это время формируется словарь его языка. Ребенок учится с помощью суффиксов и приставок изменять знакомые ему слова, т.е. начинается «словотворчество». Это говорит о том, что малыш осваивает и усваивает элементы языка. Такой «вид» творчества появляется у всех детей.

  • Освоение речевых норм языка (5-7 лет).

В этот период ребенок осваивает связную речь. Он высказывает какую-то мысль не в одном, а в нескольких предложениях. Правда, эти предложения еще несовершенны, но совершенствование речи происходит всю жизнь.

Важная отличительная черта речи этого периода — ребенок начинает излагать события в логичной последовательности, т.е. у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление.

Итак, нормы развития речи у ребёнка:

  • к 1 году ребенок в норме говорит от 2-х слов (слово – определенный звукокомплекс «обозначает» определенный предмет/действие/человека).
  • к 2-м годам появляется простая фраза («Папа, дай», «Хочу играть!»); появляются твердые согласные звуки [т], [д], [п]; все чаще стечение согласных замещается одним звуком; в сложных словах может пропускаться слог.
  • в 2,5 — 3 года ребенок переходит от «аморфных слов» (звукоподражательных, понятных только близким) к общеупотребительным словам; появляются твердые согласные звуки: [в], [с], [з], [л], [ч], [щ], [ж], [ц]; допускается смешение артикуляционно-близких звуков; слоговая структура нарушается редко, в основном в малознакомых словах.
  • к 5-ти годам полностью формируется звукопроизношение; ребенок способен оценивать свое и чужое произношение; в слоговой структуре нарушений быть не должно.
  • к школьному возрасту ребенок овладевает практически всей сложной системой практической грамматики.

Важно помнить, что деление речевого развития на периоды достаточно условно, т.к. сроки овладения речью индивидуальны, зависят от особенностей нервной системы ребенка, общего состояния здоровья и условий его воспитания. Зачастую пассивная речь (понимание) опережает активную (произносительные слова могут появиться ближе к 2-2,5 годам).

Если Вы заметили у своего ребёнка симптомы недоразвития речи или ему уже поставили один из диагнозов, о которых шла речь выше, запишитесь на консультацию к нашим специалистам. Первичная консультация может быть одним из специалистов или : детский логопед, дефектолог и психолог нашего Центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в Центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Особенно рекомендована при задержке речи у детей . Это нейросенсорная слуховая стимуляция, которая позволяет воздействовать с помощью специальным образом обработанного звука на речь, коммуникацию, познавательные процессы, эмоциональную регуляцию. Часто уже после 1 курса Томатис детки начинают говорить. Томатис-терапию в центре Ember проводит директор центра, клинический психолог . Лицензированный Практик Томатис. В нашем центре используется только оригинальное оборудование.

Кто ведет прием в центре Ember для детей с задержками речи?

— ведущий логопед-дефектолог центра, стаж более 10 лет. Ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте. Работает в нашем центре с 2013 года. Огромное число . Использует Дэнас-терапию и специализированные наушники Forbrain в своей работе.
— ведущий педагог-дефектолог, стаж более 8 лет. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга и проводит занятия в офисе. Использует Дэнас-терапию.

3.7. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ЯЗЫКА

Речь - это высшая психическая функция, свойственная только человеку. Расстройства развития речи и языка - рубрики МКБ-10: F70-72; F 80.0 - .1 - 80.2; F80.81; F81.1; F98.5-98.6; R47.0-47.1; R49.0-49.1-49.2

Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. Для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо: нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров; нормальное состояние органов голосо- и речеобразования (гортань, глотка, полость рта, дыхательный аппарат и др.); нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.

Кратко можно выделить следующие виды речи: устная речь , среди которой выделяют сенсорную (импрессивную) речь, связанную с восприятием и пониманием речи и моторную (экспрессивная) речь, связанную с произнесением звуков речи человеком; письменная речь, связанная с письмом и чтением.

Различают следующие семантические понятия в патологии речи:

  1. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Степени выраженности общего недоразвития речи (табл. 83).

1-й уровень ОНР : полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов (лепетные слова, звукоподражания, звукокомплексы) в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Понимание обращенной речи неполное.

2-й уровень ОНР : искаженная фонетически и грамматически фраза, предложения простой конструкции из 2-4 слов. Понимание речи неполное. Полиморфное нарушение звукопроизношения, наличие большого количества (16-20) несформированных звуков.

3-й уровень ОНР: наличие сравнительно развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика включает все части речи. Понимание обращенной речи приближается к норме. Незначительное нарушение звукопроизношения.

4-й уровень ОНР : развернутая фразовая речь с незначительными изменениями всех компонентов языка (лексика, фонетика, грамматика), которые чаще всего проявляются в процессе выполнения специальных заданий. Полное понимание обращенной речи.

Таблица 83

Степени выраженности общего недоразвития речи и ориентировочные степени нарушения функций

Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ: «Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия (сенсорная алалия, сенсомоторная алалия)»; «Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия»; «Общее недоразвитие речи (III уровень). Выход из моторной алалии».

2. Системное недоразвитие речи (СНР): речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) у детей с умственной отсталостью и органическим поражением ЦНС (табл.84).

Таблица 84

Степени выраженности системного недоразвития речи и ориентировочные степени нарушения функций

Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ: «Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза)», «Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, Механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.»

2. Задержка речевого развития - замедление нормального темпа речевого развития ребенка до 3-4 лет, когда отдельные психические (память, внимание, мышление) и языковые функции, а также функция интеллекта отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста, однако интеллектуальная недостаточность при этом не достигает степени слабоумия

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - к этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и фонематический слух, т.е. слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка.

Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ: «Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания», «Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия».

Основные речевые синдромы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи: дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса; нарушения письменной речи.

Степени выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи: легкая степень: недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено; средняя степень : недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении; глубокое фонематическое недоразвитие , когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

4.Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР): ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи у детей с нормальным звукопроизношением и относительно сохранными фонематическими процессами;

5. Распад речи - утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Данные понятия являются логопедическими терминами и должны быть отражены в заключении логопеда при направлении на МСЭ (с указанием их степени выраженности).

После трех - четырехлетнего возраста у ребенка необходимо определять конкретный вид речевого нарушения и структуру речевого дефекта.

Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной речи: нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: афония (дисфония), брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, дизартрия, ринолалия; нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: алалия, афазия; нарушения письменной речи: дисграфия (аграфия), дислексия (алексия).

Основными речевыми синдромами являются:

- моторная алалия - недоразвитие экспрессивной речи, (затруднение овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка) при достаточно сохранном понимании речи, нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причина моторной алалии - поражение центра Брока (корковый конец речедвигательного анализатора) и его проводящих путей;

- сенсорная алалия - нарушение понимания речи и фонетической ее стороны вследствие нарушения работы центрального отдела речеслухового анализатора и его проводящих путей (центра Вернике) при сохранном элементарном слухе;

- афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением речевых зон коры головного мозга в результате мозговых травм, нарушения мозгового кровообращения (инсульты), нейроинфекций, объемных образований и других заболеваний центральной нервной системы; до 3 лет диагноз «афазия» не выставляется;

- заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (син.: логоневроз);

- д ислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

- дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы и расстройствами иннервации речевого аппарата вследствие поражения корково-ядерных связей, периферических нервов, черепно-мозговых нервов (VII, IX, X, XII пары), мозжечка, подкорковых ядер.

Необходимые данные при направления на МСЭ: при первичном обращении желательны данные о постановке диагноза в условиях речевого стационара; при повторном обращении - данные об амбулаторном и стационарном лечении за истекший экспертный период, ЭПО с оценкой состояния психических процессов и, в случае необходимости - оценка интеллекта по Векслеру, заключения специалистов: психиатр, педиатр, ортопед, невролог, окулист и т.д., развернутое заключение логопеда с указанием речевого статуса, диагноза, степени выраженности имеющихся нарушений, характеристика с места учебы, либо выписка из центра реабилитации инвалидов (заключение дефектолога), при необходимости - заключение психолого-медико-педагогической комиссии (выписка или протокол) с определением вида обучения, формы, режима и условий; инструментальные и лабораторные методы исследования (МРТ или КТ головного мозга, нейросонография, УЗДГ сосудов головы и шеи, ЭЭГ и т.д.): необходимы при наличии сопутствующей или осложняющей составляющей.

Клинико-экспертно-функциональный диагноз после проведенного осмотра и оценки клинико-экспертных документов складывается из: а) основной нозологии; б) основных дезадаптирующих синдромов речевой патологии (расстройства устной и письменной речи), указания их стойкости и степени выраженности; в) дополнительных синдромов неречевой патологии - синдрома дефицита внимания с гипрактивностью, психоорганического синдрома, астенического синдрома, стато-динамических расстройств и т.д. Например: «Органическое поражение головного мозга перинатального генеза с умеренным синдромом дефицита внимания, с умеренными нарушениями экспрессивной речи по типу псевдобульбарной дизартрии и умеренными нарушениями письменной речи по типу дисграфии и дислексии.»

Экспертная оценка основных видов речевой патологии: степени выраженности нарушений языковых и речевых функций при различных речевых синдромах определяется степенью выраженности общего, системного и фонетико-фонематического нарушения речи.

Критерии инвалидности: стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения языковых и речевых функций, приводящие к ограничению способностей к общению, обучению, определяющие необходимость социальной защиты ребёнка

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма ребёнка в процентах представлена в табл.85.

Таблица 85

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах

Клинико-функциональная характеристика основных стойких нарушений функций организма

Количественная оценка (%)

Раздел 6.2.2« Болезни нервной системы с нарушением познавательной деятельности, в том числе с нарушениями высших корковых функций, сопровождающимися симптомами и признаками, относящиеся к нарушениям речи и голосу (в виде афазии, апраксии, агнозии)»

6.2.2.1 Незначительные нарушения (легкая остаточная афазия)

6.2.2.2 Умеренные нарушения (умеренная афазия с умеренными коммуникативными нарушениями)

6.2.2.3 Выраженные нарушения (выраженная афазия с выраженными коммуникативными нарушениями)

Домены по МКФ: нарушение функций: b 167 умственные функции речи, b 310 функции голоса, b 320 функции артикуляции, b 330 функции беглости и ритма речи, нарушение структур:

Рекомендации по реабилитации в ИПР ребенка-инвалида. Медицинская реабилитация : реконструктивная хирургия - по показаниям; восстановительная терапия: медикаментозная терапия основного заболевания: патогенетическая и симптоматическая - препараты, улучшающие метаболические процессы коры головного мозга (ноотропы, сосудистые препараты, витаминотерапия) курсами по 4-8 недель в возрастной дозировке, корректоры поведения и т.д.); физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, массаж (в т.ч. зондовый логопедический); иглорефлексотерапия; бальнеотерапия и т.д. Санаторно-курортное лечение при отсутствии противопоказаний.

полиморфное нарушение зву-копроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10- 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двуслов-ными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­ной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, грубое недоразвитие фонематического воспри­ятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных син­таксических конструкциях, в нарушении согласования прилага­тельного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).

3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющие­ся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существитель­ного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформиро-ванность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последова­тельности событий.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР

При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопе­дического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопеди­ческом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии.

Примерные формулировки логопедического заключения

ОНР (III уровень).

Выход из моторной алалии.

Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения

языкового анализа и синтеза.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия.

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.

По типу задержки речевого развития.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и син­теза, аграмматическая дисграфия.

Лексико-грамматическое недоразвитие. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.

Обследование школьников с умственной отсталостью

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звуко-произношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1-2 предложения вместо пересказа).

В статье ‘ОНР как системное нарушение’ раскрываются особенности протекания данного речевого нарушения, какое оно оказывает влияние на все стороны речи. Это нарушение проявляется не только в звукопроизношении, но и отражается на сформированности словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи, фонематического восприятия.

Общее недоразвитие речи как вид системного речевого нарушения

Первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Эксп­рессивная речь отстает от импрессивной. Снижена речевая активность, которая с возрастом без специ­ального обучения резко падает. Дети в большинстве случаев достаточно кри­тичны к своему дефекту.

В устной речи детей выявляются аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление слов. В самостоятельных высказываниях очень часто нарушается связь слов в предложениях, особенно выражающих временные и пространственные отношения.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Спирова Л.Ф. отмечают отклонения от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса. Особенности лексики проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания.

Фонематическое восприятие у детей проявляется в недостаточной сформированности процессов дифференциации звуков как более контрастных, так и отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Им бывает сложно овладевать звуковым анализом и синтезом, трудно выделить первый и последний звуки в слове, они затрудняются в подборе предметных картинок, игрушек, слов, в названии которых есть заданный звук. Дети затрудняются в образовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Большие трудности возникают при подборе однокоренных слов. Отмечаются множественные недочеты при преобразовании прилагательных.

Логопаты в речи мало используют антонимы и синонимы. В словаре отмечается недостаточное количество обобщающих понятий. Ошибки в употреблении звуков, грамматических категорий и лексики наиболее ярко проявляются в монологической речи детей (пересказ, составление рассказа по серии картин).

Составление рассказа-описания является наиболее трудным заданием, обычно они ограничиваются перечислением предметов и их частей. Активная речь может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянного побуждения в виде вопросов, подсказок, поощрительных высказываний.

Дошкольники не могут обозначить словом свои эмоциональные состояния, внутренние переживания. У них возникают трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а также героев стихов, сказок, рассказов, характерны проявления гипомимии – бедности выражения эмоций мимическими средствами, что традиционно объясняется особенностями моторики.

ОНР может проявляться в разной степени. В связи с этим Р.Е. Левиной и сотрудниками ее лаборатории в 1969 году были выделены три уровня, которые охарактеризовали проявления общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств об­щения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

I уровень ОНР

I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи («безречевые дети»).

Для общения дети пользуются лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок заменяет мимикой и жестами.

Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий, может происходить замена названий-действий названиями-предметов и наоборот («адас» - карандаш, рисовать). Пассивный словарь шире активного.
Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1 - 2-сложные слова. При более сложной слоговой структуре количество слогов сокращается до 2 - 3. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Задания по звуковому анализу слов непонятны.

II уровень ОНР

Переход к II уровню ОНР («начатки общеупотребительной речи») характеризуется возросшей речевой активностью. Появляются общеупотребительные слова. Высказывания бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня, при этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко.

Словоизменение носит случайный характер, допускается много ошибок. Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения низкий. Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета, посуду, транспортные средства, детенышей животных и др.

При обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм: замены падежных окончаний; ошибки в употреблении форм числа и рода; при изменении существительных по числам; отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными, недостаточность фонематического слуха, неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза.

Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: в речи часто предлоги опускаются, существительное употребляется в исходной форме, союзы и частицы в речи употребляются редко, наблюдаются нарушения в звукопроизношении всех групп звуков, сокращение количества слогов. При воспроизведении слов нарушается звуконаполняемость: перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении.

III уровень ОНР

III уровень ОНР – характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Свободное общение затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Отмечается недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров).

Дети пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Улучшаются произносительные возможности ребенка, воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.

В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но при тщательном изучении всех сторон речи выявляется выраженная картина недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Грамматические ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться правильно и неправильно. В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий. Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений. При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.

Среди лексических ошибок выделяются следующие:

а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат - «часы»);
б) подмена названий профессий названиями действия (балерина - «тетя танцует»);
в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей - «птичка»);
г) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный - «большой», короткий - «маленький»).

Среди грамматических ошибок выделяются следующие:

а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
б) неправильное согласование числительных с существительными
в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа

В фонетическом оформлении речи наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения). Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.

Многолетнее изучение речи 6-7-летних дошкольников позволило установить, что выделяется еще одна категория детей, которая может быть определена как четвертый уровень речевого развития (Т. Б. Филичева) или - нерезко выраженное недоразвитие речи(НВНР) – является более легкой формой общего недоразвития речи.

При НВНР имеются незначительные наруше­ния всех компонентов языка. Отмечается лишь недостаточ­ная дифференциация звуков. Характерным своеобразием нарушения слоговой структуры является то, что ребенок не удерживает в памяти фонематический образ и, как следствие, наблюдается искажение звуконаполняемости в разных вариантах: перестановки звуков и слогов, парафазии. В редких случаях - опускание слогов, добавление звуков и слогов.

Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечат­ление общей смазанности речи. Незаконченность формиро­вания звукослоговой структуры, смешение звуков характе­ризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Встречаются также и отдельные нарушения смысловой стороны речи.

Образование слов с помощью суффиксов также вызывает значительные затруднения. Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в согласовании существи­тельных в роде, числе и падеже.

Отмечается своеобразие связной речи: проявляются нарушения логической последовательности, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов; остаются трудности при планировании своих выска­зываний и отборе соответствующих языковых средств.

ОНР может наблюдаться при таких формах речевой патологии, как алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, дислалия, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя, фонетико-фонематического развития. Следовательно, данные нарушения в строе речи ребенка могут служить серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Поэтому необходимо переводить уровень речевого развития ребенка на более высокий, учитывая его особенности, возможности.

Три клинические группы ОНР

Специальные исследования детей с ОНР показали, что у детей с данной патологией существует также и клиническое разнообразие проявлений, в связи с этим выделяются три клинические группы ОНР:

Первая группа — имеются признаки общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-пси­хической деятельности. В развитии проявляются черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произ­вольной деятельности.

Отмечаются малые неврологические дисфункции в виде нарушений регуляции мышечного тонуса, недостаточности тон­ких дифференцированных движений пальцев рук.

Дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальней­шем – в особых условиях обучения.

Вторая группа — осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Часто у детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка, обусловливающие проявления стертой дизартрии. Автоматизированное выполнение двигатель­ных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказываются невозможными.

Отмечаются нарушения познавательной деятельности, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью, незрелостью эмоционально-волевой сферы, лабиль­ностью, повышенной аффективной возбудимостью или, напротив, повышенная тормозимость, неуверенность. Исследо­вания выявляют локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса. Дея­тельность носит непродуктивный характер.

При условии нормального речевого развития пятилетний ребенок полноценно владеет развернутой речью, умело орудует разнообразными конструкциями сложных, длинных предложений, фраз, имеет достаточный, необходимый для правильного выражения мыслей и желаний, словарный запас. Если же такие процессы нарушаются, может иметь место системное недоразвитие речи.

Системное недоразвитие речи (СНР) представляет целый комплекс расстройств речевого аппарата, которые сопровождаются дисфункцией важнейших языковых составляющих – грамматики, фонематики, лексики, а также звуковой части лексикона. В некоторых ситуациях системное недоразвитие речи у ребенка может быть симптомом более тяжелого и опасного состояния – патологии психоэмоционального развития.

СНР всегда сопровождается нарушениями в процессе функционирования важнейших механизмов речевой системы – аномальным формированием грамматического состава, низким показателем осваивания морфологической составляющей речи. В зависимости от степени выраженности и сложности конкретного речевого нарушения в логопедии выделяется задержка речевого развития и общее недоразвитие речи.

  • Задержка речевого развития – это овладение основными навыками речи несколько позже общепринятой в логопедии нормы. Чаще всего такой диагноз ставится детям в возрасте до 4-6 лет.
  • Общее недоразвитие речевого аппарата – диагностируется у маленького пациента, перешагнувшего 5-летний возраст.

Задержка развития речевой системы у детей в большинстве случаев имеет связь с серьезными патологическими состояниями: проблемами слуха, аутизмом, детским церебральным параличом, а также при умственной отсталости и при зпр (задержке психического развития).

Характерные симптомы задержки развития речи у ребенка могут отличаться в зависимости от его возрастной категории:

  • Малыш до 12 месяцев практически не выдает никаких звукосочетаний, вяло реагирует на слова окружающих.
  • У ребенка нарушены процессы жестикуляции и мелкой моторики – например, он не показывает пальцем на маму при вопросе «Где мама?».
  • При достижении полуторагодовалого возраста ребенок не пытается имитировать звуки и слова близких людей.
  • Дети в возрасте от 1,5 до 2 лет не могут четко и спонтанно, по собственному желанию выговаривать какие-либо слова и словосочетания.
  • У мальчика или девочки может быть достаточно необычный тембр голоса – слишком писклявый, хриплый.

При нормальном развитии речи у ребенка считается, что родители, которые постоянно общаются с ним, понимают все слова своего малыша. В 2 года нормой считается ½ всего детского лексикона, в 3 года – 2/3, в 4 года все слова ребенка должны быть поняты.

Симптомы и причины недоразвития речи

СНР диагностируется у детей старше 5 лет и представляет собой разновидность речевой патологии, при которой у ребенка диагностируются тяжелые отклонения процесса формирования всех основных составляющих языкового аппарата – фонетики, грамматики, лексики.

Основные симптомы нарушений речевой системы:

  • Свое первое, четкое и осознанное слово ребенок говорит намного позже нормы – в 4-летнем или 5-летнем возрасте.
  • Детская речь отличается аграмматичностью и неправильным фонетическим оформлением.
  • Наблюдается сильный диссонанс между экспрессивной и импрессивной речью – это означает, что ребенок может нормально воспринимать фразы и слова других людей, но не может самостоятельно высказать свою мысль.
  • В более старшем возрасте, после 5-6 лет, речь ребенка остается невнятной и малопонятной даже родителям.

Причины развития патологий речевого аппарата могут быть достаточно многочисленными. Выделяют ряд вредоносных факторов внутреннего и внешнего воздействия, которые оказывают негативное воздействие на организм и приводят к развитию серьезных патологических процессов.

Причины внутреннего характера:

  • Болезни женщины на протяжении беременности, аборты, гинекологические проблемы, сильный токсикоз, сахарный диабет, первые роды в слишком молодом или зрелом возрасте, употребление спиртного и курение во время вынашивания ребенка.
  • Гипоксия плода – его недостаточное снабжение кислородом на протяжении внутриутробного периода, что приводит к тяжелым патологиям развития.
  • Нарушения функций головного мозга, полученные в результате родовой травмы.

Причины внешнего происхождения чаще всего связны с различными заболеваниями непосредственно самого ребенка – астенией, детским церебральным параличом, рахитом, тяжелыми патологиями центральной нервной системы. К тяжелым речевым нарушениям могут привести даже обычные простудные заболевания и их осложнения.

Также к недоразвитию речевого аппарата у ребенка приводит неблагоприятная окружающая обстановка – частые ссоры в семье, отсутствие внимания к детям со стороны родителей, минимальное общение с ребенком. Вред может нанести не только недостаток общения с крохой, но и постоянное сюсюканье, в результате чего малыш учится неправильно произносить звуки и отдельные слова.

Степени системного недоразвития

Системное недоразвитие речи имеет различный уровень выраженности – от незначительных недостатков грамматического, лексического, фонетико-фонематического характера до полного отсутствия умения формировать длинные, сложные предложения если системное недоразвитие речи тяжелой степени. Выделяется 3 основные степени патологии, каждая из которых имеет свои характерные особенности.

СНР легкой степени

  • Имеет место незначительно проявляющаяся дисграфия;
  • Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят незначительный характер;
  • Фонематическое восприятие, фонематический анализ и воспроизведение в целом без дефектов, сложности выявляются лишь при определении количества и последовательности фонем при сложном речевом материале;
  • Словарный запас не богатый относительно возраста;
  • При пересказе выявляется основная смысловая линия, имеется небольшие пропуски незначительных смысловых линий, могут быть потеряны смысловые отношения;
  • В разговорной неподготовленной речи выделяются незначительные аграмматизмы, при специальном исследовании определяются неточности в употреблении сложных предлогов;
  • Нарушения сложных форм словообразования, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественных чисел.

СНР средней степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Нарушено произношение только одной группы звуков;
  • Недоразвитие фонематического слуха и фонематического анализа (в зависимости от сложности речевого материала, трудности фонематический анализа увеличиваются);
  • Аграмматизмы проявляются в усложненных типах словоизменения (согласование родов и падежей). Ребенок не понимает и не пользуется различными формами рода, падежа и формы, не может употреблять сложные слова, которые присутствуют в его бытовой жизни. Малыш может называть все элементы одного предмета его полным названием – например, карман, воротник, рукав и пуговицу он называет «кофта».

СНР тяжелой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Нарушаются одновременно две или более групп звуков, например, шипящие и звонкие или свистящие, сонорные и звонкие.;
  • Несформированность словообразования;
  • При незначительном объеме пассивного словаря ребенок пытается одним звуком называть несколько предметов или явлений;
  • Сильное недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и воспроизведения (и сложных и простых форм);
  • Выраженные проблемы с формированием и восприятием предложений , проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования (неправильное употребление форм, чисел и падежей слов);
  • Сильное нарушение восприятия речи;
  • Отсутствие связной речи или сильное ее недоразвитие.

Недоразвитие речи при умственной отсталости

В некоторых случаях системное недоразвитие речи тяжелой степени развивается на фоне умственной отсталости. Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой сбой в нормальном процессе психического развития. При таком сбое некоторые психоэмоциональные функции значительно отстают от среднестатистических норм, применяемых для конкретной возрастной категории. К таким функциям относится речевой аппарат, память, мышление.

Характерные признаки задержки психического развития у детей:

  • отсутствие осознанной воли,
  • нарушения памяти,
  • сниженная концентрация внимания,
  • повышенная двигательная активность,
  • невозможность сосредотачиваться на одном предмете.

При умственной отсталости развитие языковой системы также замедляется и существенно отстает от общепринятой нормы.

Лечение СНР у детей

Лечение системного недоразвития речи у детей назначается врачом-логопедом. Сегодня для устранения нарушения применяются передовые методики, суть которых направлена на развитие понимания речевых основ, активизацию подражательной деятельности в виде повторения определенных звуков и слов. Это позволяет в достаточной степени натренировать мышление, память и внимание.

В процессе лечения речевых нарушений обязательно проводится тщательное изучение слов в разных грамматических формах, построение сложноподчиненных предложений, количество слов в которых постепенно возрастает. С помощью логопеда малыш учится не только давать правильные, внятные и разборчивые ответы на самые разные вопросы, но и самостоятельно задавать их, формулируя предложение с предлогами и прилагательными.

Для обучения и лечения малышей с различными степенями системного недоразвития речи применяются интересные, познавательные методики, которые заинтересуют маленького пациента. Например, изучение предметов, действий и явлений по ярким и красочным картинкам. Кроме того, именно по картинкам дети учатся находить различия и выделять конкретные качества каждого предмета – большой и маленький, черный и белый, мягкий и твердый.

Нарушения речи у мальчика или девочки – проблема достаточно серьезная, но имеющая благоприятные прогнозы. Успешность и эффективность лечебного процесса напрямую зависит от упорности и регулярности занятий с логопедом. Для устранения системного недоразвития речи может потребоваться достаточное продолжительное время – от нескольких месяцев (при системном недоразвитии речи 1 уровня) до 3-4 лет (если системное недоразвитие речи тяжелой степени). Терпение, усердие и упорство – и речь ребенка станет идеально правильной с лексической, фонетической и грамматической точки зрения.



Статьи по теме