Мужские монастыри. Свято-Успенский мужской монастырь. Свято-Троицкий мужской монастырь. Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии

Большое количество православных святынь сосредоточено на древнейшей крымской земле: мужские монастыри и женские, храмы, животворящие источники и многое другое. Так, например, вблизи города Бахчисарая можно наблюдать живописное ущелье, которое словно прорезает горы. Оно называется Марьям-дере и переводится с татарского языка как «ущелье Марии». Это место завораживает своей красотой, именно поэтому значительное количество времени тому назад было решено возвести здесь Свято-Успенский мужской монастырь. Он - одна из старейших православных святынь в Крыму.

Версии его возникновения

Существует два варианта появления рассматриваемого монастыря. Первая версия представлена предположением о том, что он был основан в VIII-IX вв. бежавшими из Византии монахами-иконопочитателями. Ущелье Марьям-дере, по их мнению, было подобно древнему Афону (Святая Гора на севере Восточной Греции) и напоминало им родной край. А также важным моментом выступило присутствие здесь источника с пресной водой.

Вторая версия гласит о том, что Свято-Успенский мужской монастырь возник в XV веке. Предполагается, что он был перенесен в ущелье из пещер, расположенных вблизи южных ворот крепости Кырк-Ор, которая была захвачена турками в 1475 году. Вторую версию происхождения монастыря поддерживает знаменитый исследователь А. Л. Бертье-Делагард, который занимается изучением Крыма. По его мнению, существовали древние рукописи, являющиеся подтверждением второго варианта истории возникновения рассматриваемой православной святыни.

Что происходит с монастырем в наши дни?

Очень долгое время он не реставрировался. Поэтому в настоящий момент монастырь возрождается благодаря упорному труду прихожан, монахов и меценатов. На данный момент уже восстановлена пещерная и наскальная иконопись, расположенная над ее балконом, а также прошла реставрация лестницы, которая уводит на самый верхний ярус, откуда можно попасть в светлые кельи.

Закончено строительство колокольни, купола которой позолочены. Они были отлиты на металлургическом комбинате Днепродзержинска совершенно безвозмездно.

Также в Свято-Успенском мужском монастыре находится список иконы Божией Матери, который именуется Троеручица. На протяжении многих лет его посещают множество паломников, как и многие другие мужские

Документального подтверждения относительно основания данной православной святыни и ее первых десяти лет существования не сохранилось. Есть предание, по которому появление монастыря связывается с Преподобным Сергием Радонежским, который приезжал в 1386 году город Рязань. Целью его прибытия было примирение московского и рязанского великих князей, а именно Дмитрия Донского и князя Олега.

Существуют и другие версии, неподтвержденные летописными данными, по одной из которых Свято-Троицкий мужской монастырь был создан рязанским епископом Арсением I в 1208 году, во времена правления князя Романа Глебовича, в качестве одного из укреплений, возводимых по периметру Переяславля - Рязанского.

Хронологические данные

Как и многие православные мужские монастыри, он имеет свою уникальную историю. Данная святыня неоднократно разорялась во времена татаро-монгольского нашествия. Это было засвидетельствовано в документах Храма Святой Живоначальной Троицы от 1595-1597 и 1628-1629 годов.

В 1695 году стольник И. И. Вердеревский возводит на месте деревянного монастыря каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, который впоследствии, точнее, в 1697 году, именуется как церковь Иоанна Предтечи. Затем строит колокольню в три яруса с большими воротами для въезда. Создает каменную ограду, состоящую из пяти угловых башен, а также различные постройки жилого и хозяйственного типа.

Далее, в 1752 году, на средства внука И. И. Вердеревского возводится каменный Сергиевский храм. Затем последовало лишение статуса монастыря. Это произошло в 23 апреля 1919 года. В дальнейшем, а именно в 1934 году, главные сооружения святыни были переданы в продолжительное пользование тракторной мастерской. Затем они эксплуатировались паровозным депо, автошколой и заводом автомобильной аппаратуры.

1987 год ознаменовался решением исполкома города Рязани о воссоздании памятника архитектуры и истории ранее существовавшей такой православной святыни, как Троицкий мужской монастырь и увековечивании памяти великого зодчего М. Ф. Казакова.

С начала 1994 года происходит восстановление Сергиевского храма, а 17 декабря 1995 года осуществляется освящение его Предтеченского придела. Затем Священный Синод 22 декабря 1995 года принимает решение по поводу возрождения рассматриваемого монастыря. Главный Сергиевский придел был освящен 8 апреля 1996 года. А 27 ноября 1997 года — Феодоровский придел.

Что данная православная святыня предлагает паломникам сегодня?

Желающим посетить Свято - Троицкий мужской монастырь всегда доступна комфортабельная гостиница, в которой можно разделить трапезу и, в соответствии с возможностями, остаться на ночлег. Паломникам предлагается посетить действующую библиотеку, в которой более 1400 экземпляров книг. В частности присутствуют тексты Священного Писания, богослужебная литература, творения святых отцов, периодические издания и множество иных книг духовно-назидательного чтения.

Возрождённый Спасо-Преображенский мужской монастырь

Одно из первых упоминаний о данном саратовском монастыре относится к середине XVII века, так называемой левобережной эпохи в истории города. После разрушительного пожара, который случился 21 июня 1811 года, старая православная святыня, располагающаяся в те времена возле Соколовой горы, полностью сгорела. В 1812 году, в связи с Отечественной войной и послевоенной разрухой, была приостановлена реконструкция монастырских строений.

Далее, по приказу императора Александра I, в период, датированный 1914 годом, ранее указанной святыни отведено новое местоположение вне города, точнее, у подножья В настоящее время там проходит улица под названием Проспект 50 лет Октября.

Возведение монастырского комплекса, а именно двух корпусов для жительства братии и Соборной церкви во имя Преображения Господня, началось с 1816 года по проекту знаменитого архитектора Луиджи Руска.

В 1820 году произошло освящение монастыря. Затем, в 1904 году по проекту архитекторов П. М. Зыбина и В. Н. Карпенко при главной церкви была отстроена колокольня на средства от пожертвования основателей саратовского цирка - братьев Никитиных. В начале 30-х годов монастырский собор и ряд его строений разобрали, снесли колокольню.

Свято-Николаевский мужской монастырь древнего города Рыльска

В месте слияния реки Сейм и Рыло возведена вышеуказанная православная святыня в честь Николая Чудотворца. Что касается местности, то она весьма живописна. Строения монастыря располагаются на крутояре, то есть взгорье, у которого имеется крутой восточный склон, уходящий к реке, именуемой Волынка. Также можно полюбоваться раскинувшейся равниной, местами разбавленной дубравами и лугами, которые, в свою очередь, разграничены извилистой рекой Сейм и многочисленными озерами. С северной стороны монастыря проходит живописная цепь холмов, поросших лесами. Они имеют крутые белые склоны, носящие название меловые Вискольские горы.

Летописные свидетельства

В данных записях зафиксировано упоминание чудесной помощи, оказанной Святым Иоанном городу Рыльску в нелегкие для него времена. В 1240 году, согласно словам летописца, исключительно Рыльск сохранился в значительной степени после Батыева погрома. Причиной послужило то, что жители призвали своего покровителя, после чего он явился ликом на стене, который ослепил татар и тем самым спас всех. Далее, в 1502 году, также заступничество святого спасло город от войска золотоордынского хана по имени Ахмет.

Николаевский мужской монастырь, носивший название ранее Волынская пустынь, впервые упоминается в 1505 году. Этот период впоследствии и стал датой его основания. Затем, в 1615 году, святыню сожгли польско-литовские войска Лжедмитрия. И только в начале XVIII века на местах ранее деревянных храмов были возведены каменные, в частности, двухэтажный Никольский, нижний храм которого освещен в честь почитаемой иконы Божией Матери, именуемой Знамение Курская Коренная, Крестовоздвиженский и Троицкий.

Схиархимандрит Ипполит, который был известен православному миру как старец, не последнюю роль сыгравший в возрождении обители, сравнивал строение церквей с плаванием Николая Угодника на кораблях.

Раифский монастырь

Он расположен в 30 км от Казани. Примечательность этого места охарактеризована не только великолепным архитектурным исполнением монастыря, но и весьма занятной историей касаемо его основания.

Монах Филарет решает пожертвовать свое наследство, оставшееся после того, как погибли родители, на благотворительность, а себя посвятить служению Господу. Для этого он уходит учиться в Московскую семинарию. Впоследствии Филарет приобретает популярность в качестве духовного наставника. Бурное внимание со стороны прихожан начинает его тяготить, и он пешком отправляется в город Казань. Во время скитаний в труднопроходимых лесах возле Смоленского озера ему является знамение. Это была протянутая рука, которая указывала на святое место, предназначенное для возведения храма. Сначала он построил хижину, где жил отшельником. Так и началась история монастыря, а священное место в народе прозвали «Раифа», что в переводе трактуется как «Богом хранимое место». К глубочайшему сожалению, Филарет так и не увидел полноценное сооружение, в настоящее время именуемое как Богородицкий мужской монастырь.

Как выглядит православная святыня сегодня?

В монастыре принято вставать рано. В половину седьмого утра раздается колокольный перезвон. Это свидетельствует о том, что прихожане приглашены на утреннюю молитву. Путь в Раифский монастырь выложен многочисленными клумбами с цветами. Справа от него расположен собор Грузинской Божьей Матери. Стены монастыря украшены ее иконами.

В центре монастырской площади возведен Троицкий собор, построенный в начале прошлого века. Он является одним из уникальных представителей архитектурного мастерства относительно того, как создавались мужские монастыри той эпохи. Там присутствуют необычные акустические особенности, вследствие которых хора устремляется ввысь и разлетается на расстояние свыше трех километров.

Заключение

В настоящее время много сил прикладывается к тому, чтобы возродить уникальные православные традиции и, конечно, святыни. В первую очередь это касается воссоздания церквей и монастырей ввиду того, что они выступают не только учреждениями, помогающими удовлетворить культовые потребности верующих, но и духовно-историческими центрами, формирующими фундамент русского государства.

Свято-Троицкий мужской монастырь

г. Рязань, Московское шоссе, 10

Свято-Троицкий мужской монастырь в Рязани. Вид с северо-запада.

Документальных данных об основании и первых десятилетиях существования монастыря не сохранилось. Легенды связывают его появление с именем Преподобного , приезжавшего в Рязань в 1386 г. с целью примирения великого князя московского с рязанским князем Олегом.

По другой версии, не подтверждённой летописными данными, монастырь был основан в 1208 году рязанским епископом Арсением I (†1212) при князе Романе Глебовиче, как одно из укреплений, создаваемых вокруг Переяславля Рязанского.

Во время татаро-монгольского нашествия монастырь неоднократно подвергался разорениям. Храм Святой Живоначальной Троицы монастыря упоминается в документах 1595-1597 гг. и 1628-1629 гг.

Стольник Иван Иванович Вердеревский возобновляет монастырь (1695 г.) и начинает его восстановление: в 1695 году строит на месте деревянного новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы , в 1697 г.- церковь Иоанна Предтечи. Затем возводит каменную ограду с пятью угловыми башнями и трехъярусную колокольню с проезжими воротами, а также жилые и хозяйственные постройки.

В 1752 году взамен церкви Иоанна Предтечи на средства А. П. Вердеревского (внука И. И. Вердеревского) строится каменный Сергиевский храм.

23 апреля 1919 года монастырь был лишён своего статуса. В 1934 году все основные здания, принадлежавшие ранее монастырю, были переданы машинно-тракторной мастерской и длительное время использовались ею, а в дальнейшем - паровозным депо, заводом автомобильной аппаратуры, автошколой.
В 1987 году Исполком Рязани принимает решение «О восстановлении памятника истории и архитектуры бывшего Троицкого монастыря и увековечении памяти зодчего М. Ф. Казакова».
С 1994 начал восстанавливаться Сергиевский храме. 17 декабря 1995 года освящен его Предтеченский придел.

8 апреля 1996 освящен главный, Сергиевский придел Сергиевского храма, 27 ноября 1997 года - Феодоровский придел.

Собор Троицы Живоначальной

Свято-Троицкий Собор - самый древний храм в обители. Построен в 1695 г. стольником И. И. Вердеревским, украшен декором в духе нарышкинского стиля. Здание типа восьмерик на четверике с трехчастным алтарем, трапезной и отдельно стоящей многоярусной надвратной колокольней. Второй престол Алексия митрополита (не восстановлен). Закрыт в 1920-х г., в 1950-х г. перестроен под заводские мастерские, окружен пристройками, колокольня снесена. Возвращен верующим в сер. 1990-х г., отремонтирован. Богослужение в нем начато в 2000 году.

Иконостас в Троицком соборе

Резной образ Николы "Можайского" в Троицком соборе

Росписи XIX в., сохранившиеся в своде восьмерика Троицкого собора

Сень над Плащаницей в Троицком соборе

Сергиевская церковь

Церковь преподобного Сергия Радонежского – это уникальный по зданию, теплый храм (заполнителем в стенах использован войлок). Зимняя монастырская церковь. Построена в 1752 г. А. П. Вердеревским. Двусветный четверик перекрыт высокой кровлей с главкой, с запада к нему примыкает трапезная. Алтарь заново выстроен в 1913 г., северный придел Феодоровской Богоматери сооружен в 1852 г. и расширен в 1902-1904 гг., южный придел Собора Предтечи построен в 1888 г. Закрыта в 1920-х г., в 1940-х г. перестроена под автошколу. Возвращена верующим в 1994 г., отремонтирована. Богослужения в ней проводятся с 1995 года.

Временная звонница и западная стена церкви Сергия Радонежского

Иконописное изображение Иисуса Христа с ангелами на фасаде церкви Сергия Радонежского

Фрагмент мозаики "Преподобный Сергий Радонежский примиряет благоверных князей Димитрия Донского и Олега Рязанского" на западном фасаде Сергиевской церкви

Левый (Феодоровский) придел Сергиевской церкви

Правый (Предтеченский) придел Сергиевской церкви

Интерьер Феодоровского придела церкви Сергия Радонежского

Надвратная Знаменско-Петро-Феврониевская церковь

Малая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских находится на втором этаже в Святых Вратах.

Церковь на втором этаже Святых ворот монастыря, построенных в 1858 г. и реконструированных в 1903-1904 гг. и использовавшихся для церковно-приходской школы. Прямоугольное здание увенчано небольшим восьмериком под невысоким шатром, отреставрировано в кон. 1990-х г. Освящена в 2000 г.во имя Богоматери Знамение и Петра и Февронии, для регулярных служб не используется.

Фрагмент юго-западной стены Знаменской церкви

Входные ворота в Свято-Троицком монастыре

Икона с лепным изображением Троицы на воротах

Медальон с лепным изображением Сергия Радонежского на воротах

Медальон с лепным изображением Покрова Пресвятой Богородицы на воротах

Ворота Троицкого Рязанского мужского монастыря.

Западная башня ограды

Северо-западная башня стены

Корпус на территории Свято-Троицкого мужского монастыря

Бывший заводской цех в северной части монастыря, на крыше которого установлена первая, временная звонница восстановленного монастыря.

Внутренний двор, справа - здание трапезной

Православный крест, установленный на месте Святого колодца Троицкого Рязанского мужского монастыря

Место, где раньше находился Святой колодец

Святыни

В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба Господня;

Казанская икона Божией Матери;

Икона святого апостола Андрея Первозванного;

Икона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.

Частицы мощей Рязанских святителей:

Священомученика Мисаила;

Святителя Феодорита;

Святителя Гавриила;

Святителя Мелетия.

Честные останки рязанских епископов:

Архиепископа Алексия Титова (1733-1750 гг.);

Архиепископа Антония (1621-1637 гг.);

Епископа Гурия Лужецкого (1554-1562 гг.);

Епископа Михаила (1548-1551 гг.);

Митрополита Стефана Яворского (1700-1722 гг).

Современная жизнь монастыря

Богослужения совершаются ежедневно: утром – в 8.30, вечером – в 17.00. В субботы, воскресения и праздничные дни утром совершается ранняя обедня – в 6.15 (в седмичные дни) или в 6.30 (субботы и воскресения). По примеру Свято-Троице-Сергиевой Лавры читаются акафисты за вечерним богослужением еженедельно:

В воскресение – преподобному Сергию, игумену Радонежскому;

Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский монастырь по архивным сведениям возник не позже 1675 года. Его именуют Свято-Троицким Селенгинским Старым. На его месте была основана в 1681 году по указу царя Федора Алексеевича Романова членами Даурской духовной миссии ныне существующая Свято-Троицкая Селенгинская обитель. В состав духовной миссии входили игумен Феодосий, его помощник - иеромонах Макарий и с ними 10 монахов.

Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России. Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял собою мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными. В 1684 году был возведен монастырский храм в честь Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития обители, в ней были воздвигнуты храмы святаго Архистратига Михаила, Всех Святых, святителя Николая Чудотворца.

Административное, культурное и духовно-нравственное значение обители с самого времени её создания для развития края было во многом определяющим. Являясь форпостом России за Байкалом, расположенный на перекрестке всех дорог, идущих с Востока на Запад, и с Севера на Юг, монастырь быстро процветал и был крупнейшей обителью того времени к востоку от Байкала. Его посещали многие выдающиеся религиозные, политические и государственные деятели. Например: прадед А.С. Пушкина - А.П. Ганнибал, крестник Петра I; будущий император России цесаревич Николай II Александрович; в обители принял монашеский постриг преподобный Варлаам Чикойский, Забайкальский чудотворец. В Троицком монастыре долгое время проживал величайший духовный светильник Сибири епископ Иннокентий Иркутский (Кульчицкий), ожидавший отправления в Китай и имевший здесь своим духовником архимандрита Мисаила, одного из членов Даурской духовной миссии. На территории обители сохранился источник, освященный, по преданию, святителем Иннокентием.

В 1920 году монастырь был закрыт. В советское время здесь располагалась вначале колония для преступников, а затем в течении 70-ти лет психиатрическая больница.

С 2005 года совместно с больницей на территории обители начали проживать в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года отсюда были переведены в специально подготовленное учреждение последние больные.

26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря. В настоящее время братия обители состоит из четырёх монахов (два иеромонаха, два иеродиакона) и пятерых послушников. Здесь постоянно проживают по уставу монастыря от 15 до 20 трудников. Налаживается монастырская жизнь. Совершаются полный круг суточного богослужения, церковные Таинства, Крестные ходы. Звонят новоприобретенные колокола, происходит реставрация храмов, зданий обители. Развивается хозяйственная деятельность: есть скотный двор, приусадебное хозяйство, технический парк. Монастырь становится излюбленным местом посещения всё большего и большего числа паломников и гостей.

Три раза в год (7 июня, 7 июля, 11 сентября) организуется многочисленный Крестный ход от обители до села Ильинка (12 км) на Иоаннову гору к месту чудотворного явления иконы Иоанна Предтечи. Кроме того, братия монастыря духовно окормляют православные общины сел Татаурово, Ильинка, Таловка и других.

Несколько тысяч человек в течении года посещают древнюю обитель в поисках благодати и духовной помощи. К сожалению, в настоящее время, в монастыре отсутствуют возможности для размещения паломников и предоставления им достойных бытовых условий. Мужчины размещаются в гостевых кельях, а женщины, по причине запрета на проживание женщин на территории мужского монастыря, располагаются в частном доме за границами территории обители.

Лучшим вариантом размещения гостей нам видится строительство Постоялого двора, где приезжие могли бы безвозмездно останавливаться на несколько суток, иметь возможность принять душ и отдохнуть в уютных номерах. В собственности монастыря уже есть земельный участок, удачно расположенный прямо напротив главных монастырских ворот, где будет возведено здание Постоялого двора и оформлен проект будущего здания.

Но для строительства необходимо приобрести строительные материалы на сумму полтора миллиона рублей. Для этого был запущен проект по сбору средств. Просим вас поддержать это доброе начинание .

Все, поддержавшие проект, обязательно будут внесены в список благотворителей Свято-Троицкого селенгинского мужского монастыря.

Братия Свято-Троицкого Селенгинского монастыря



Статьи по теме