Где находится могила праматери рахель. Праматерь рахель. В священном писании

«И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны. Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Бениамином. И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.»(Бытие, 35:16-19)
Почему есть Беньямин и нет Бенсмоль? Потому что не было среди сынов Израилевых левых братьев!
Да, это конечно шутка. Но в каждой шутке есть доля шутки. А остальное правда.
И нигде в Израиле,наверное, так четко не видно арабско-еврейской проблемы как у могилы праматери Рахель. Потому как огромный, высоченный забор превратил могилу Рахели в что-то наподобие тюремного двора.

Могила эта, почитаемая евреями уже не менее тысячи лет, до начала 19 века представляла собой небольшую беседку с круглой крышей. Моше Монтифиоре достроил здание и значительно увеличил его.
Арабы сразу стали использовать пристройку для отпевания покойников на соседнем мусульманском кладбище. Пришлось евреям достроить ворота и закрывать их, открывая только для приходящих помолиться.

Во время войны за независимость могила оказалась на территории Иордании и на протяжении 19 лет доступ евреям туда был закрыт.
После 6-ти дневной войны 67-ого года евреи вернули себе святое место, но в 95-ом сами же отдали ново созданному образованию под названием "палестинская автономия".
Арабы сразу же попробовали поменять Рахели пол и вероисповедание, переделав ее в мусульманского шейха - первого муэдзина Мухамеда.
Вся эта политическая вакханалия завершилась строительством огромного забора по обе стороны от дороги, ведущей к могиле Рахели. За одним забором - Вифлиеем, за другим - просто поля с масличными деревьями, мусульманское кладбище и одинокий жилой дом.

По дороге этой идти пешком нельзя из-за опасности, что могут кидать камни прямо со стены, поэтому нам пришлось подождать тремпа. Ждали не долго, т.к. еврейские машины едут к могиле постоянно.

Рахель - праматерь колена Иосифа и Биньямина, считается матерью и заступницей всего еврейского народа и около ее могилы всегда многолюдно. Кроме всего прочего, считается, что молитва тут помогает решить проблемы с бесплодием.

Но самого здания с круглым куполом уже не видно. Только на картине, нарисованной прямо на заборе безопасности.
Тщетно я пыталась обойти здание со всех сторон, из тюремного двора нет выхода.

И все-таки немного за забором видно частичка белого купола:

Так еврейский народ защищает Рахель, которая защищает своих сыновей. Грустно.
«Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.» (Иеремия, 31:15)

Считается что, проходя в вавилонское изгнание, народ проходил именно возле могилы Рахель и только благодаря ее заступничеству Всевышний простил евреям их грехи и позволил вернуться на родину.
Впрочем, в таком случае, могила должна быть на севере от Иерусалима, а не на юге. Как раз около Рамы Беньяминовой.

С поселения Адам хорошо видна эта дорога праотцов. Новое шоссе, но проложено по древнему пути. И на обочине есть очень странные сооружения. Раскопки показали, что построены они были примерно в 18 веке до н.э., в период праотцов, и очень возможно были постаментами над захоронением.

Впрочем, эти древние постаменты обнаружены только недавно, после 67-ого года, когда Шомрон и Биньямина стали доступными для израильских археологов. И главные открытия еще только впереди.
А могила Рахели на хевронской дороге, около Вифлеема, является святым еврейским местом уже не менее тысячи лет. Это по самым скромным подсчетам. А может и более двух с половиной тысяч лет. Ведь когда евреи вернулись из вавилонского плена, Шомрон и Биньямина тоже не сразу вошел в состав Иудеи. История повторяется и,главное, мы уже вернулись!

И любимая жена Иакова

В первый раз ее имя встречается в священной истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии (Быт 29:6). Рахиль была "красива станом и красива лицом" (Быт 29:17).

Иаков полюбил Рахиль и служил Лавану семь лет, чтобы жениться на ней. Однако Лаван обманул Иакова и выдал сперва за него свою старшую дочь Лию , а за Рахиль Иакову пришлось служить еще семь лет.

Сделавшись его женой, Рахиль была наказана бесплодием быть может за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (Быт 29:31). Тоска по материнству заставила Рахиль высказать слова упрека в адрес Иакова, что было несправедливо (Быт 30:1 и след.). Впрочем по прошествии некоторого времени Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына - Иосифа (Быт 30:22 -24).

При отбытии Иакова из Месопотамии, Рахиль унесла с собою и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, вероятно вследствие какого-либо суеверия, и когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска, скрыв их под седлом верблюда и сказав, что не может встать с него по причине обыкновенного женского (Быт 31:19 -35).

Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема , благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (Руфь 4:11). Прор. Иеремия, изображая бедствия и пленение иудеев, представляет Рахиль, как праматерь израильтян, осиротевшею и безутешно, плачущею о сынах своих, ибо их не стало (Иер 31:15). Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ избиения Иродом вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, - дети вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф 2:18).

Гробница Рахили находится севернее Вифлеема , в нескольких сотнях метров от южной части современного Иерусалима . Гробница упоминается в 1 Цар 10:2 , однако там указано ее местоположение "на пределах Вениаминовых, в Силоме (Целцахе)" . Однако Вифлеем и его окрестности находились в уделе Иуды, а не Вениамина. Еврейские законоучители видели это противоречие и считали, что в стих 10:2 вкралась ошибка. Некоторые на основании этого стиха подвергают сомнению факт захоронения Рахили у Вифлеема.

Могила Рахили у Вифлеема упоминается у раннехристианских писателей: Евсевия Кесарийского , блж. Иеронима Стридонского и др.

Французский священник Аркульф, посетивший землю Израиля в 670 г. описывает каменное надгробие без украшений. Сохранились многочисленные заметки путешественников средневековья, по которым можно судить о том как выглядела и менялась гробница Рахили.

Еврейские путешественники, начиная с испанского раввина Вениамина Тудельского (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них - большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах.

Гробница Рахели 1910 г.

Гробница Рахели - надгробие и помещение, построенное вокруг надгробия, расположенные там, где согласно традиции, была погребена праматерь Рахель . Находится севернее Бейт-Лехема (Вифлиема), в нескольких сотнях метров от южной части современного Иерусалима . На протяжении многих веков является местом паломничества евреев, а также святым местом для христиан и мусульман.

В священном писании

Первые сведения о месте захоронения праматери Рахели приводятся в Торе (Книга «Берешит» 35:19) «И умерла Рахель. И погребена была она на пути (из Бэйт-Эля) в Эфрат, он же Бейт-Лехем .»

В книге пророка Иеремии (31:14-16), при описании изгнания евреев из земли Израиля в Вавилон Навуходоносором говорится о том, как Рахель провожает своих потомков, уводимых в плен по дороге, проходящей около её могилы. Она плачет и просит чтобы Бог помиловал их:
«(14) Так сказал Господь: слышится голос в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих; не хочет она утешиться из-за детей своих, потому что не стало их. (15) Так сказал Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, потому что есть воздаяние за труд твой, - сказал Господь, - возвратятся они из вражеской страны. (16) И есть надежда будущности твоей, - сказал Господь, - возвратятся сыны в пределы свои.»

Эти слова, сказанные две с половиной тысячи лет назад превратили гробницу Рахели в символ надежды возвращения еврейского народа на свою землю.

Могила Рахели упоминается также в книге Шмуэль I (10:2), где сказано, что Рахель была похоронена на границе надела колена Вениамина. Там же, на территории колена Вениамина, находится Рама, про которую говорится в книге Иеремии. При этом известно, что Бейт-Лехем находится на территории колена Йегуды. Поэтому ученые не могут прийти к единому мнению, действительно ли «Гробница Рахели» является местом захоронения праматери Рахели.

В исторических источниках

На протяжении двух тысячелетий историки и путешественники, побывавшие в земле Израиля, описывали гробницу, находящуюся около Бейт-Лехема.

Первое тысячелетие н. э.

Рама на карте из Мадабы

Среди них отец христианской церковной истории Евсевий Кесарийский (ок. 263-340) - римский историк, проживавший в Кесарии , Путешественник из Бордо -Совершивший поездку в Палестину в 333-334 годы, Иероним Стридонский - церковный писатель, который жил в Вифлееме в начале 5 века и многие другие. На «карте из Мадабы » 6 века около Эфрата и Бейт-Лехема есть символическое изображение с надписью «слышен голос в Раме» - частью цитаты из книги пророка Йирмияху (31:14) описывавший могилу Рахели. Французский священник Аркульф, посетивший землю Израиля в 670 году описывает каменное надгробие без украшений. Сохранились многочисленные заметки путешественников средневековья, по которым можно судить о том как выглядела и менялась гробница Рахели.

Средние века

Гробница Рахели 1585 год.

Вениамин Тудельский - испанский раввин, предпринявший в 1165-1173 годах паломничество в Святую землю и другие путешественники 12 века описывают надгробие из 11 камней, а над ними купол, стоявший на четырёх столбах. В 13 веке купол и столбы были разрушены, а в 15 веке восстановлены. Мешулам из Вельтра, побывавший в Израиле в 1481 вновь сообщает о надгробии, окруженном четырьмя столбами и о куполе над ними. В 16 веке помимо основного купола были добавлены два второстепенных, а отдельные камни были соединены в единый монумент. В 1621-1622 годах мусульманский правитель Иерусалима разрешил евреям построить стены вокруг четырёх столбов, окружающих гробницу и она превратилась в закрытое помещение.

В Новое время

Бетонный забор вокруг Гробницы Рахели 2012 г.

В 18-19 веках возле гробницы Рахели бедуины начали хоронить своих умерших и, постепенно, вокруг гробницы образовалось мусульманское кладбище.
В 1839 году гробницу Рахели посетил известный еврейский меценат Моше Монтефиоре и его жена. Они решили выделить деньги на ремонт и расширение старого здания. Разрешение на строительство было получено у турецкого султана. К помещению 17 века была добавлена комната, право пользования которой было разделено по часам между евреями и мусульманами. Помещение, построенное Монтефиоре сохранилось до наших дней.
В начале 21 века здание было обнесено высоким бетонным забором, необходимым для безопасности посетителей и их защиты от враждебно настроенных арабских жителей прилегающих территорий. В настоящее время к гробнице Рахели приезжают многочисленные туристы со всего мира. Внутри здания действует синагога , где ежедневно проходят молитвы, и коллель в котором круглосуточно ведется изучение

В наше меркантильное время такие понятия, как нацио­нальное достоинство, религиозные святыни и историческая память, еврейской стороной используются в основном во внутренней политической борьбе, для демагогической аргументации. А для арабской стороны именно эти понятия являются основными мотивами бескомпромиссной войны. В глазах арабов борьба за право владения святыми местами еврейского народа - один из самых надежных путей решения вопроса о еврейской государственности «на землях ислама».

Усилия светских лидеров Израиля, да и еврейского истеблишмента в западном мире затушевать религиозные аспекты противостояния приносят свои плоды: все реже говорят о святынях - все больше о суммах компенсаций, ссуд и ассигнований. Между тем для любого непредвзятого человека права еврейского народа на святые для иудаизма места являются очевидными и бесспорными, при этом не только с позиции веры, но и с позиции юриспруденции. В качестве примера рассмотрим историю могилы Рахели в Бейт-Лехеме.

В еврейском календаре месяц хешван прочно связан с именем праматери Рахели. Одиннадцатого числа этого месяца она скончалась на руках безутешного мужа Яакова: «И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрата, Рахель родила, и роды ее были трудны. Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец назвал его Биньямином» (Берешит, 35:16-18).

О жизни Рахели рассказывается в нескольких недельных главах Торы, а также в многочисленных мидрашах. Однако сегодня мы хотим поговорить о посмертной судьбе праматери. Рахель умерла уже в Земле Израиля, вскоре после того, как Яаков, вернувшись из Сирии, примирился со своим братом Эсавом и обосновался в Ханаане. Тем не менее Яаков не стал хоронить жену в родовой усыпальнице в хевронской пещере Махпела, а предал ее земле недалеко от дороги, ведущей в Бейт-Лехем, к юго-востоку от Иерусалима. По крайней мере, с Х века эта могила стала объектом еврейского паломничества.

О том, что могила Рахели находится недалеко от Бейт-Лехема, сообщает, к примеру, игумен Даниил, побывавший в Палестине в XII веке. Правда, на самой могиле Даниил, похоже, не был и сообщил лишь, что она находится в двух верстах от города (см.: «Житие и хожение Даниила, игумена Русской земли»). Более подробное описание этого места мы находим в сочинениях двух еврейских путешественников, побывавших в Палестине несколькими десятилетиями позже русского игумена.

От Иерусалима две паразанги до Вифлеема Иудейского, невдалеке от него, в полмили расстояния, находится гробница Рахили, на перекрестке дороги. Этот памятник составлен из одиннадцати камней, по числу детей Иакова; над ним купол на четырех колоннах, и все евреи, проезжающие мимо, записывают имена на камнях памятника.

(«Путешествие рабби Вениамина из Туделы»)

На этой могиле сделано сооружение из одиннадцати камней, по числу одиннадцати колен израильских; так как Вениамин родился только при смерти своей матери, то для него и нет особого камня. Все эти камни мраморные, а камень Иакова, также из мрамора, покрывающий все другие, так велик и тяжел, что для перенесения его потребовалось бы множество людей.

(«Кругосветное странствие рабби Петахии Регенсбургского»)

Чаще всего в паломничество к могиле праматери Рахели отправлялись еврейские женщины: поскольку Рахель долго не могла родить, посещение ее могилы считалось патентованным средством от бесплодия (первое упоминание об этом мы находим в сообщении паломника-христианина из Майнца, побывавшего в Бейт-Лехеме в 1483 году). Впрочем, мужчины тоже не пренебрегали святыней.

После изгнания из Палестины крестоносцев могила Рахели перешла под контроль мусульман и на ее месте была возведена мечеть. Об этом свидетельствует диакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, побывавший в Бейт-Лехеме в 1420 году: «Гроб ее <Рахели> стоит между Вифлеемом и Иерусалимом, на египетской дороге. Шел Яков из Сихема, который называется Фараоном, а был он у отца Авраама, и пошел в Палестину и в город Рамле. Тут было жилище Якова, и тут скончался он на дороге. Над гробом его стоит мечеть мусульманская» (см.: «Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину»).

В течение долгого времени немусульмане лишены были доступа к могиле Рахели. Ситуация изменилась лишь в 1615 году, когда турецкий правитель Иерусалима Мухаммед-паша передал эту святыню евреям. Впоследствии их права на могилу были подтверждены султанским указом, изданным в начале XIX столетия.

В 1788 году могила была окружена стеной. Европейский путешественник, посетивший Бейт-Лехем в 1824 году, оставил следущее описание могилы праматери: «Это каменное здание, несомненно турецкой конструкции, увенчанное куполом. Внутри здания находится надгробие... Внутренние стены здания покрыты еврейскими именами, вырезанными евреями».

В XIX веке на могиле Рахели побывал знаменитый еврейский филантроп сэр Мозес Монтефиоре. Незадолго до его визита случилось землетрясение, и гробница сильно пострадала. Монтефиоре дал денег на ремонт, а кроме того, распорядился построить точную копию гробницы в своем поместье в Рэмсгейте, рядом со своей домашней синагогой. Позднее этот мавзолей стал усыпальницей сэра Мозеса.

После того как власть в Палестине перешла к англичанам, могила Рахели стала одним из эпицентров арабо-еврейского противостояния. Правда, вскоре после изгнания турок евреи очистили и отремонтировали святыню безо всяких протестов со стороны мусульман. Но уже в 1921 году, когда раввинат обратился к городским властям Бейт-Лехема за разрешением на проведение дополнительных ремонтных работ, со стороны арабов последовал протест. А после погромов 1929 года паломничество евреев на могилу праматери практически прекратилось, мусульмане потребовали передать здание под их единоличный контроль.

После Войны за независимость могила Рахели вместе со множеством других еврейских святынь (Стеной Плача, Храмовой горой, могилой праотцев в Хевроне, могилой Йосефа в Шхеме и др.) оказалась на территории Иордании. Доступ к этой святыне был открыт для евреев только в 1967 году, когда после Шестидневной войны Иудея и Самария оказались под контролем Израиля. Впрочем, в начале 1990-х могила праматери чуть было не была утрачена - согласно первоначальным планам правительства Рабина, она должна была остаться на территории, подконтрольной палестинской администрации. Однако этого не произошло: два депутата-ортодокса - Менахем Поруш от «Еврейства Торы» и Ханан Порат от Национально-религиозной партии - добились встречи с премьером и убедили его не отдавать святыню. В результате в соглашение были внесены изменения, и могила Рахели осталась под израильским контролем. Сегодня ее ежегодно посещают десятки тысяч евреев. Согласно традиции, паломничество и молитва на могиле праматери способствуют исцелению от различных болезней, включая бесплодие, а также может помочь одиноким найти свою вторую половину.

Впрочем, своим местом в традиционном еврейском сознании праматерь Рахель обязана не только Торе и почитаемой могиле, но и красочному образу, использованному пророком Ирмеяу, - образу матери, оплакивающей своих детей, уходящих в изгнание: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Ирмеяу, 31:15).

Образ матери, которая оплакивает пропавших детей, прочно вошел в еврейское сознание. Поэтому со временем Рахель превратилась в своего рода небесную заступницу еврейского народа, способную умолить Всевышнего смягчить суровый приговор сынам Израиля.

Согласно известному мидрашу Эйха раба, после разрушения Храма праотцы и пророки в один голос умоляли Всевышнего простить евреям их грехи и позволить вернуться на родину. Б-г, однако, был непреклонен. И тогда сказала Рахель: «Г-споди, Владыка! Тебе ведомо, как велика была любовь ко мне раба Твоего Яакова. Семь лет прослужил он ради меня отцу моему, а когда пришло время сделаться женою его, отец решил подменить меня сестрой моей, и я не возревновала его к сестре моей. Я, из плоти и крови созданная, прах и пепел, ревновать не стала к сопернице моей; Ты же, Царь живой, сущий и милосердный, Тебе ли ревновать к идолам, мертвым и ничтожным, и за них изгонять детей моих?»

В эту минуту вернулось милосердие Б-жие, и сказал Г-сподь: «Ради тебя, Рахель, я возвращу народ израильский в пределы его, как сказано: “Так говорит Г-сподь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Г-сподь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Г-сподь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Ирмеяу, 15:16-17).

Долгое время это пророчество оставалось для евреев лишь упованием. В наши дни мы удостоились увидеть начало его исполнения. Однако праматерь Рахель и сегодня продолжает молиться за своих сыновей - и не успокоится до тех пор, пока пророчество Ирмеяу не исполнится полностью и все изгнанники, рассеянные по миру, не вернутся к себе домой.

Первые сведения о месте захоронения праматери Рахили приводятся в Торе:

«И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.» - Быт.35:19

В книге пророка Иеремии при описании из земли Израиля в Вавилон Навуходоносором говорится о том, как Рахиль провожает своих потомков, уводимых в плен по дороге, проходящей около её могилы. Она плачет и просит чтобы Бог помиловал их:

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои». - Иер.31:15–17

Эти слова, сказанные 2500 лет назад превратили гробницу Рахили в символ надежды возвращения еврейского народа на свою землю.

Могила Рахили упоминается также в Первой книге Царств (1Цар.10:2), где сказано, что Рахиль была похоронена на границе надела . Там же, на территории колена Вениамина, находилась Рама, про которую говорится в книге Иеремии. При этом известно, что Вифлеем находился на территории . Поэтому ученые не могут прийти к единому мнению, действительно ли «Гробница Рахили» является местом захоронения праматери Рахили.

В исторических источниках

На протяжении двух тысячелетий историки и путешественники, побывавшие в земле Израиля, описывали гробницу, находящуюся около Вифлеема.

Первое тысячелетие

Среди них отец христианской церковной истории (ок. 263-340) - римский историк, проживавший в , Путешественник из Бордо — совершивший поездку в Палестину в 333-334 гг., - церковный писатель, который жил в Вифлееме в начале V в. и многие другие.

Наибольшее число посетителей отмечается 11 хешвана - эта дата по традиции рассматривается как день смерти праматери Рахили.

Фотогалерея















Полезная информация

ивр. קבר רחל
араб. قبر راحيل
англ. Rachel"s Tomb, Kever Rakhel

Часы работы

  • 24/7, но из-за соображений безопасности временно закрыта в вс–чт: 22:30–1:30, в субботу и праздники

Адрес и контакты

Въезд в Вифлеем, Хевронская дорога, перед контрольно-пропускным пунктом на границе между Израилем и Палестинской автономией.

Традиции

Из поколения в поколение гробница праматери Рахили была местом молитвы, к которому приезжали евреи со всего мира. Вениамин Тудельский повествует об обычае паломников оставлять свое имя на надгробии. Существовали специальные молитвы, читаемые возле этого места.

Путешественник из Праги, побывавший в земле Израиля в XVII в., рассказывает об обычае приходить на могилу Рахили в полупраздничные дни и в , там молиться, слушать проповеди, есть, пить и танцевать.

В других источниках упоминается обычай молиться на могиле Рахили в траурные дни перед Тиша бе-Ав, в месяц элул и в дни Трепета между и .

Днем наиболее массового паломничества из поколения в поколение было 11 Хешвана.

Иван Бунин (1870–1953)

«И умерла, и схоронил Иаков
Ее в пути...» И на гробнице нет
Ни имени, ни надписей, ни знаков.

Ночной порой в ней светит слабый свет,
И купол гроба, выбеленный мелом,
Таинственною бледностью одет,

Я приближаюсь в сумраке несмело
И с трепетом целую мел и пыль
На этом камне выпуклом и белом...

Сладчайшее из слов земных! Рахиль!



Статьи по теме