Игра по валеологии «Счастливый случай» в подготовительной группе. Пособие по валеологии Игры по валеологии в старшей группе

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье» — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

На здоровье ребенка оказывает влияние целый ряд факторов:

  • наследственность (доля влияния составляет 20%)
  • воздействие окружающей среды (доля влияния - 20%)
  • медицинское обслуживание (доля влияния - 10%)
  • образ жизни (доля влияния - 50%).

Эти данные заставляют обратить самое серьезное внимание на четвертую группу факторов. Ее составляют отношение ребенка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками. Игры и упражнения, которые предлагаются в данном разделе позволят сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.

На кого я похож
Цель: развитие умения посмотреть на себя со стороны, сравнивать человека с другими животными организмами, находить сходства и отличия, способствовать развитию воображения.

Материал: фотографии родителей, других близких родственников детей, призы.

Описание: предложить детям внимательно рассмотреть фотографии, найти похожие черты. Тот, кто найдет наибольшее количество признаков получает приз.

Кто как на свет появился

Цель: закрепление представлений детей о том, как появляются на свет живые существа.

Оборудование: три большие картинки с изображением яйца, икринки, бутылочки с молоком и соской; мелкие картинки с изображением людей, животных, птиц, земноводных, насекомых.

Перед детьми лежат перевёрнутые изображением вниз картинки с животными, насекомыми, земноводными, людьми. Дети выбирают любую картинку, сообщают, каким образом это существо появилось на свет. Затем совмещают маленькую картинку с большой – с изображением яйца, икринки, бутылочки с соской (для млекопитающих).

Садовник

Цель: ознакомление с внешним строением тела человека, формировать умение видеть в других людях хорошее.

Описание: дети встают в круг, в центре ведущий - садовник. Он произносит следующие слова: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Юленьки! « Далее «садовник» рассказывает о достоинствах Юленьки. Затем ведущим-садовником становится Юленька. Она выбирает кого-либо из ребят и рассказывает, чем он(а) хорош(а), объясняя таким образом свой выбор.

Назови правильно

Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.

Материал: предметные картинки разнообразной тематики, среди них- с изображением средств гигиены, фишки.

Описание: дети выбирают из многообразия предметов те, которые помогают им ухаживать за собой. Например: « Я умываюсь «(какие предметы помогают тебе в этом), «Я принимаю душ» и т. д.За правильный выбор -фишка.

Подбери одежду по временам года

Цель: формирование умения различать предметы одежды в зависимости от времени года.

Материал: предметы одежды, используемые в разные времена года, 4 куклы.

Описание: дети разбиваются на команды, каждая из которой «одевает» свою куклу по определенному времени года.

Кому что нужно для жизни

Цель: закрепление знаний и представлений об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе, пище, среде обитания.

Материал: карточки с изображением живых существ(человек, собака, дерево, цветок и т. д.; карточки с изображением пищи, среды обитания.

Описание: предложить детям подобрать к каждой карточке пару, отвечая на вопросы — выбери то, что нужно птице для жизни? Что нужно собаке, чтобы она могла жить.

Кто я?

Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.

Оборудование: зеркало; предметные картинки с изображением животных, птиц.

Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).

Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.

Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?

Светофор здоровья

Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цветов, предметные картинки.

Описание: предложить «зажечь» светофор здоровья. Зеленый круг- то, что помогает человеку вести здоровый образ жизни; желтый- то, к чему нужно относиться с осторожностью, красный круг- то, что вредит здоровью.

Назови спортсмена

Материал: картинки с изображением спортсменов.

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: дети играют в парах. Один берет картинку с изображением спортсмена и движением показывает заданный вид спорта, другой — отгадывает. Затем игроки меняются местами.

Где спрятались витамины?

Цель: закрепление представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья.

Материал: корзинки с буквами, указывающими на группы витаминов(А, В, С); муляжи фруктов и овощей.

Описание: предложить разложить муляжи по корзинам с соответствующей группой витаминов.

Что сначала — что потом (режим дня)

Цель: закрепление представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья.

Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

Описание: предложить игрокам разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

Солнце, воздух и вода — наши верные друзья

Цель: формирование представления о средствах и видах закаливания (водные, воздушные, солнечные), их значении для здоровья.

Материал: сюжетные картинки.

Описание: дети рассматривают картинки, определяют, какую пользу для здоровья приносят солнце, воздух и вода. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество полезных свойств.

Почему заболели ребята?

Цель: формировать умение выявлять причинно-следственные связи, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, развитие связной речи.

Материал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий (ведущих к заболеванию).

Описание: дети выбирают картинки с изображением неправильных действий, объясняют свой выбор.

Назови правильно (медикаменты)

Материал: картинки с изображением медикаментов, входящих в состав «домашней аптечки», «аптечка».

Описание: детям предлагается собрать «домашнюю аптечку», называя медикаменты, объяснить свой выбор.

Выбери лекарственные растения

Цель: ознакомление с названиями медикаментов, которыми пользуются для лечения и которые входят в состав «домашней аптечки».

Материал: предметные картинки с изображением растений, кукла «Айболит».

Описание: дети из всех предложенных картинок выбирают лекарственные растения, а «Айболит» объясняет какими лечебными свойствами они обладают.

Как нужно ухаживать за собой?

Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.

Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Вопросы

1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).

2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).

3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).

4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).

5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).

6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).

7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).

Ты покажи — я отгадаю

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: одна подгруппа детей с помощью конкретных движений показывает (загадывает), каким видом спорта они занимаются. Другая подгруппа — отгадывает, кто был изображен (лыжник, пловец, хоккеист, гимнаст и т. д.).

Добрые слова

Цель: формировать желание видеть в других людях хорошее, развитие речи, воображения.

Описание: дети встают в круги, передавая мяч по кругу, называют одно из хороших качеств соседа или называют его ласковым именем.

Составляем меню

Цель: формирование представлений о том, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Материал: игровая посуда, муляжи фруктов, овощей, продуктов питания.

Описание: ведущий говорит игрокам: «Перед вами накрытый стол для обеда (ужина). Положи в первую тарелку то, что ты захочешь съесть вначале, затем заполни вторую тарелку, и вазочку для десерта. Отметить тех игроков, которые заполнили свои тарелки не одними сладостями, а кто — «составил меню», полезное для здоровья.

Чтобы кожа была здоровой

Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными действиями детей.

Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.

Картинки

Ребёнок облизывает ссадины, порезы.

Мальчик в грязном белье.

Девочка надевает чужую обувь.

Что мы знаем о вещах?

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением « травмы». Воспитатель (ребенок) - ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

Картотека валеологических игр.

Цикл валеологических игр.

Чтобы кожа была здоровой.

Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными

действиями детей.

Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.

Где живёт витаминка?

Цель: знакомить детей с видами витаминов и их источниками.

Правила: нужно выбрать картинку и назвать, какие витамины находятся в данном фрукте или овоще.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Затем наоборот. Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию.

«Делаем зарядку»

Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.

Все мы скажем «нет» простуде.

Мы с зарядкою дружны.

Упражненья делать будем,

Нам болезни не страшны.

Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам.

(В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение)

Что любит сердце?

Цель: прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.

Правила: нужно назвать вид продукта или вид деятельности, полезный для сердца.

Ход игры:

Детям предлагается назвать виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово – это часть сердца. Постепенно, по мере называния детьми слов, получается целое сердце. Количество игроков -8-10 человек.

«Правила гигиены»

Цель: расширять представления детей о правилах личной гигиены.

Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

Как беречь зубы.

Цель: рассказать, что полезно, что вредно для зубов.

Оборудование: два плоскостных зуба – здоровый и больной; предметные

картинки с продуктами питания.

На игровом поле представлены картинки полезных и вредных для зубов

продуктов питания. Дети по очереди кладут изображение больного или

здорового зуба рядом с картинкой с изображением продуктов питания,

объясняют свой выбор.

Утро начинается.

Цель: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.

Правила: нужно назвать виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.

Ход игры:

Детям предлагается выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток, и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться.

Скорая помощь.

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей

(термометр, бинт, зелёнка) .

Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, у него поднялась температура, заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

Часы здоровья.

Цель: закреплять знания детей о вредных и полезных продуктах питания и видах деятельности.

Правила: нужно прокрутить стрелки на «часах здоровья» и определить полезность или вредность изображения.

Ход игры:

Детям предлагается по очереди прокручивать стрелки на «часах здоровья», при этом, когда воспитатель говорит стоп, игрок останавливает стрелку, рассматривает изображение, на которое она направлена и рассуждает о полезности или вредности того, что находится на картинке.

Дерево здоровья.

Цель: закреплять знания детей о вредных и полезных продуктах питания.

Правила: нужно распределить картинки на листочках по соответствующим деревьям.

Ход игры:

Дети делятся на команды, выбрав для себя «дерево здоровья» или «дерево нездоровья». Включается лёгкая музыка. Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Когда музыка останавливается, воспитатель подводит итоги выполнения задания.

Здоровье с комнатными растениями.

Цель: закреплять знания детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах.

Правила: нужно выбрать из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и перечислить полезные свойства.

Ход игры:

Детям предлагается по очереди выбирать перевёрнутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке, ребенок должен назвать комнатное растение и перечислить его полезные свойства. Выполнив задание, ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого больше фишек.

Будь здоров!

Цель: формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания о полезных продуктах и видах деятельности.

Правила: нужно выбрать по очереди картинки с изображением продукта питания и вида деятельности и соотнести их между собой.

Ход игры:

Воспитатель предлагает выбрать, например, картинку с изображением моркови и спортсмена и соотнести их между собой: спортсмен для питания выбирает полезные овощи и т. д.

Пожалуй, проблема сохранения здоровья у дошкольников является одной из проблемных при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводить используя такой способ, который очень нравится детям-это игра. Итак, посмотрите интересные дидактические игры для дошкольников для использования как в условиях детского сада, так и дома.

Дидактические игры дошкольников.

1. Составление модели «Как уберечься от простуды» и «Как вести себя во время болезни»

Цель: Закрепить знания о профилактике заболеваний

Материал: Большие карты - 2 шт. с изображением больного ребенка; набор маленьких карточек с профилактическими мероприятиями и набор карточек с мероприятиями, направленными на быстрое выздоровление.

Перед ребенком лежат 2 большие карты с изображением больного и здорового ребенка. Задача ребенка - составить модель поведения во время болезни; выбрав нужный набор карточек и положить их к карте с больным ребенком. А также составить модель профилактических действий от простуды аналогично выбрав из имеющихся карточек нужные и положить их к здоровому ребенку.

2. Рассказ по мнемотаблице «Если хочешь быть здоров»

Цель: Закрепить знания детей о разных факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Материал: Мнемотаблица «Если хочешь быть здоров»

На столе лежит мнемотаблица «Если хочешь быть здоров». Воспитатель просит рассказать по мнемотаблице о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Задача ребенка без ошибок правильно рассказать о факторах, способствующих укреплению здоровья, по мнемотаблице.

3. Дидактическая игра «Чтобы быть здоровым, я буду…»

Цель: Закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.

Материал: Сюжетные картинки с изображением различных позитивных ситуаций (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на санках, обливание и др.) и набор картинок с негативными ситуациями.

Воспитатель говорит: «Чтобы быть здоровым, ты будешь...» Задача ребенка дополнить первую часть предложения воспитателя и подобрать соответствующую позитивную сюжетную картинку.

4. Состояние модели «Факторы, укрепляющие здоровье»

Цель: Закрепить знания детей о факторах, помогающих укреплению здоровья

Материал: Большой лист с изображением в центре человека. Карандаши цветные.

Перед ребенком лежит большой лист с изображением в центре человека. Задача ребенка нарисовать вокруг человека все, что помогает укреплению здоровья человека (витамины, спорт и т.д.)

5. «Полезно – вредно»

Цель: Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов

Материал: Большие карты с изображением веселого человечка; набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.

На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и грустного человечка. Задача ребенка - выбрать карточки с полезными для здоровья человека продуктами и положить их к карте с веселым человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами положить к карте с грустным человечком.

6. Дидактическая игра по валеологии «Мы закаляемся»

Цель: Закреплять знания о предметах, которые помогают нам закаляться.

Материал: Карточки с изображением предметов, необходимых для закаливания (инвентарь).

Дети по очереди берут карточку с изображением предмета, необходимого для закаливания. Задача ребенка рассказать о назначении предмета и пользе для закаливания организма.

7. «Свари борщ»

Цель: Дать детям представление о том, как приготовить суп, закреплять знания об овощах и фруктах.

Материал: Наборы картинок с изображением продуктов, нужных для борща.

Дети по очереди выбирают соответствующие предметные картинки с изображением продуктов для приготовления борща.

8. «Много – мало»

Цель: Учить детей думать, что и в каких количествах можно употреблять, не во вред своему здоровью. Формировать умение классифицировать продукты: кислый-сладкий, горький-солёный, овощи-фрукты.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов; карточка с вопросами:

1 .Что будет, если съешь много (картинка)?

2.Много яблок съешь-это хорошо...

Много яблок съешь-это плохо..

Задание: разложить овощи-фрукты, «Вершки-корешки».

9. Дидактическая игра по валеологии «Витаминное лето»

Цель: Закреплять знания о витаминах и содержании их в продуктах.

Материал: Большие карточки (3 штуки) и 32 маленькие карточки с изображением овощей и фруктов.

Воспитатель называет на большой карточке витамины, а дети выбирают предметные картинки с изображением продуктов, в которых есть этот витамин и кладут их к соответствующему витамину.

10. Дидактическая игра «Волшебная кастрюля»

Цель: Расширять представление о разнообразии блюд.

Материал: Изображение кастрюли и карточки с изображением готовых блюд и продуктов, из которых их приготовили.

Каждому ребенку выдается карточка с изображением готового блюда. Задача ребенка – подобрать предметные картинку с необходимыми продуктами для приготовления данного блюда. Кто выполнил задание кладет свои картинки к волшебной кастрюле. Все вместе проверяют правильность выполнения.

11.Дидактическая игра «Угадай вид спорта»

Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта.

Материал: Карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.

Ход игры: Ведущий раздает детям карточки с изображением различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта.

12.Дидактическая игра «Одень спортсмена»

Цель: Учить детей умению подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов

Материал: Карточка с изображением инвентаря и экипировки разных спортсменов

Детям раздают карточки с изображением спортсменов из различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать картинки с соответствующей экипировкой и инвентарем для данного спортсмена.

Алексашина Ирина Вадимовна,

воспитатель

МАДОУ детский сад №162 города Тюмени

Консультация для воспитателей

«Уголок валеологии в образовательном пространстве группы»

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников.

В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний. Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин: упадок моральных устоев семьи (разводы, алкоголизм, наркомания, убийства и т.д.); снижение социального благополучия (малообеспеченные семьи, неполные семьи, безработица, проблемы с жильем и т.д.); плохая экология (загрязнения почвы, воды, воздуха, уничтожение зеленого пояса, испытание разного вида оружия в военных и мирных целях и т.д.).

Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.

Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в опасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

Мероприятия, проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:

  1. Соблюдение личной гигиены.
  2. Рациональное питание.
  3. Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
  4. Соблюдение режима дня.
  5. Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
  6. Профилактика простудных заболеваний
  7. Очистка воздуха от пыли и микроорганизмов люстрой Чижевского.
  8. Создание условий для двигательной активности.
  9. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
  10. Оптимальное сочетание занятий и отдыха.

Факторы, обеспечивающие сохранение и укрепление детей:

Соблюдение режима дня;

Рациональное питание и режим питания;

Пребывание на воздухе;

Закаливание;

Двигательная активность;

Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил.

Психологическая безопасность детей в ДОУ

Задачи валеологического воспитания:

  1. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
  2. Накопление знаний о здоровье.
  3. Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.

Все эти задачи мы решаем при помощи методов:

Методы:

  • -словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни),
  • -наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов),
  • - практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;

упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др.)

Формы организации детей:

  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • дидактические игры;
  • чтение художественной литературы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • простейшие опыты;
  • самостоятельное наблюдение;
  • индивидуальным занятиям в уголках здоровья.
  • закаливание,
  • физическая культура,
  • релаксация,
  • физкультминутки,
  • рациональное и полноценное питание,
  • личная гигиена,
  • использование народных средств,
  • активный труд,
  • рациональный отдых,
  • прогулки на свежем воздухе.

Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.

Задачи валеологического уголка:

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

Формировать осознанное отношение к своему здоровью;

Знакомить детей со строением человеческого организма;

Формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;

Формировать гармоничную личность.

Три составляющие валеологического уголка:

Питание

Гигиенические навыки

Физическая культура (спорт)

Итак, первая составляющая – питание:

Во время приема пищи используется художественное слово: стихи, потешки, пословицы. Примерные пословицы, используемые во время приема пищи:

Хорошее питание - основа здоровья.

Пища - основа жизни.

Разумно есть – долго жить.

Представляю некоторые дидактические и подвижные игры по воспитанию культуры питания

Цель : Привитие культуры питания.

-«Полезно – вредно»

-«Вместе - отдельно»

-«Чудесный мешочек»

-«Что можно приготовить из этих продуктов?»

- «Что, где растет?»

- «Соберем урожай»

-«Волшебная кастрюля»

-«Витаминная азбука»

- «Аскорбинка и ее друзья» и т. д.

Игры для детей от 3 до 7 лет

Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.

Детям 3-4 лет раздают карточки с изображением продуктов питания (до 4-5 наименований). Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую часть- зеленого цвета раскладываются полезные продукты, в другую - красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.

Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на веревочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают), на сигнал «стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезное зеленый шнур, вредное - красный шнур)

Дети 5-7 лет выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к зеленому - полезные продукты, к красному – вредные.

Вторая составляющая валеологического уголка - гигиенические навыки.

Схема, как правильно чистить зубы.

Таблица, как правильно мыть руки.

Дидактические игры: « Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась» и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница» и др.

Также здесь имеется «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.

Третья составляющая уголка - физическая культура

Дидактические игры « Спорт», « Команда чемпионов», и т.д.

Картотеки игр (подвижные, пальчиковые).

Физкультминутки.

Картотеки: утренней гимнастики, гимнастики после сна, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики.

Папка « Строение тела»

Самомассаж (дорожки здоровья, массажные варежки).

Массаж (мячики - ежики).

В уголке представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.

Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.

Он оснащается разного вида массажными ковриками, массажной варежкой, диском здоровья, стопой и рукой с шипами, ковриком с шипами, ковриками, сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений.

Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары, игры, сделанные своими руками: «Ураган в бутылке», «Тучки, солнышко».

Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого должны осуществляться профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма. В течение всего дня пребывания детей в детском саду необходимо следить за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываем, но и рассказываем, как правильно сидеть. В этом может помочь плакат «Правильная осанка».

Также в валеологическом уголке находится информация по уходу за зубами: алгоритмы чистки зубов, полезная пища для зубов, дидактические игры, к примеру «Зуб – неболей-ка».

-«Валеология»

Игры-пазлы

Тематические словари:

Гигиена и здоровье,

Я и моя безопасность,

Я и мое тело.

Дидактические карточки:

Азбука здоровья,

Как устроен человек.

Картотеки валеологических игр.

Так же предлагаются детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома, в детском саду. В центре представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

Организуются экскурсии в медицинский кабинет.

Проводятся беседы с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».

Задачи:

  • Установление доверительно-делового контакта с родителями;
  • Повышение педагогической культуры родителей;
  • Пропаганда ЗОЖ;
  • Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

  1. Общие родительские собрания;
  2. Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
  3. Телефон доверия;
  4. Проведение совместных мероприятий: - спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; - вечеров развлечений; - дней именинника; - витаминных и чайных столов;
  5. Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
  6. Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;
  7. Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.

Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:

  1. Снижение заболеваемости.
  2. Рост уровня физического и психического здоровья.
  3. Повышение двигательной активности детей.
  4. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
  5. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
  6. Общая подготовленность к обучению в школе.
  7. Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

Таким образом, все воспитательно - оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам - словом учит вести здоровый образ жизни с детства.

Закончить консультацию хочется словами доктора Комаровского: «Только здоровый ребенок может быть счастливым».

Литература:

  1. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О. Сизова.: СПб.: Паритет, 2008.
  2. Оздоровительные игры. Младшая группа./ авт. – сост. С. Е Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
  3. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. Картушина М. Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.
  5. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Показаны публикации 1-10 из 151 .
Все разделы | ЗОЖ, валеология, тело человека. Дидактические игры

Дидактическая игра «Органы чувств» Дидактическая игра «Органы чувств» Задачи игры : Простая и доступная игра, которая поможет закрепить, систематизировать представление и знание детей об окружающем мире, здоровье человека . Подобранный материал способствует расширению знаний и представлений у детей об органах, и в...

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. Она должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т....

ЗОЖ, валеология, тело человека. Дидактические игры - Дидактическая игра по формированию основ ЗОЖ «Весёлый и грустный смайлики»

Публикация «Дидактическая игра по формированию основ ЗОЖ «Весёлый и грустный...» Разработчик: Кузнецова Е.А. Образовательная область: физическое развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие. Цель: познакомить детей с основами здорового образа жизни. Задачи: расширять знания детей о том, что полезно, а что вредно для здоровья; развивать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактические игры по ЗОЖ Дидактические игры по ЗОЖ средняя группа Воспитатель: Окунева Н. А. «Подбери предметы» Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о предметах личной гигиены; Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе картинки, выбрать из предложенных картинок...

Дидактический материал по валеологии для дошкольников 6–7 лет Игра «Хорошо или плохо» Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей мышление, речь, внимание, память. Материал: изображение картинок с различными ситуациями (негативными и позитивными. Ход игры:...

Дидактическая игра как средство формирования психологического здоровья дошкольников в работе педагога-психолога Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психологического, стоит на повестке дня уже давно. Медики, психологи, педагоги,...

ЗОЖ, валеология, тело человека. Дидактические игры - Дидактические игры по валеологии для детей средней группы ДОУ

Ход игры: В группу к детям прибежал Гномик. Прическа растрепана. Руки и лицо испачканы. Гномик: Привет, ребята. Я к вам в гости, хочу играть с вами в игрушки. Воспитатель: Здравствуй, Гномик! Мы тебе очень рады! Только вот вид у тебя очень странный. Предлагаю тебе привести себя...

Дидактические игры для формирования представления о здоровье и ЗОЖ у дошкольников Игры на формирование положительной мотивации к сохранению и укреплению здоровья[ ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ НЕ ЗАНИМАЕТ ПОКА ПЕРВОЕ МЕСТО В ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ, НО ЕСЛИ МЫ НАУЧИМ ДЕТЕЙ С САМОГО РАННЕГО...



Статьи по теме