Доказать человеку что бог существует. Существует ли бог на самом деле, доказательства. Простая случайность — недостаточное объяснение

Существует ли Бог: 7 теорий, подтверждающих его существование + 4 типа аргументов против.

Вопрос существования Бога далеко не новый, но своей актуальности он не теряет, несмотря на прошедшие тысячелетия со дня своего возникновения.

Человек устроен так, что верит преимущественно лишь в то, что может увидеть своими глазами и пощупать руками. Вот почему для многих так важны реальные доказательства того, существует ли Бог.

Не все могут просто уверовать в бытие высшей силы. Хочется точно знать, есть она или нет на самом деле.

Существует ли Бог? Возможно ли однозначно ответить на этот вопрос?

Холодный разум и способность рационально мыслить – это скорее положительные качества, чем отрицательные. Но в то же время есть риск превратиться в черствого сухаря, который не верит ни во что нематериальное и всем надоедает фразой: «А вы докажите!».

Над тем, существует на самом деле Бог или это вымысел церкви, чтобы держать людей в подчинении и страхе, бились многие теософы, ученые, философы, писатели.

Разработано множество теорий с аргументами, как за, так и против существования Бога. Все эти теории неоднократно совершенствовались, дополнялись и подвергались критике.

Но самое интересное, что, несмотря на многочисленные научные открытия, на то, что человек так далеко продвинулся в изучении космоса, точно доказать существование Бога, так же как и обратное, не представляется возможным.

Я негативно отношусь, как к фанатикам верующим, так и к воинствующим атеистам после того, как однажды в Фейсбуке набрела на атеистическую группу, где глумились над христианскими догмами.

В любом другом случае я просто бы прошла быстро мимо – в социальных сетях и не такую ерунду увидишь. Но я случайно глянула на комментарии под несколькими темами. Словесные баталии, которые вели верующие и неверующие, не могли сравниться ни с одним политическим пабликом.

И тогда я поняла, что все, кто так агрессивно навязывает свое мнение, – практически преступники, потому что они не используют аргументы, не хотят думать и анализировать полученную от второй стороны информацию, им, по факту, не интересно докопаться до истины. Она просто любят ругаться и проклинать других.

В этом мире не все можно объяснить с помощью научного подхода. Вот, например, как объяснить везение. Почему одни люди рождаются явными любимчиками фортуны, тогда как вторые невезучие по жизни?

Или теорию 5%, применимую к автоавариям? Вы знали, что в автокатастрофах выживает на 5% больше, чем должно выживать, согласно теории вероятности?

А как объяснить развитую интуицию некоторых? Вещие сны? Счастливые случаи, которые помогают нам спастись от страшной трагедии? Паранормальные способности некоторых людей?

Да слишком многое нельзя рационально аргументировать, но попробуй возрази, что это не существует.

Где-то так же и с Богом? Есть он или нет, доказать невозможно, хотя о существующих аргументах «за» и «против» я вам расскажу в дальнейших разделах статьи.

В то, существует ли Бог, нужно просто поверить, потому что:

  • не может примитивное создание «человек» с животными инстинктами «поесть», «поспать» и прочими быть венцом цивилизации;
  • многие вещи, случающиеся в нашей жизни, нельзя объяснить с рациональной точки зрения;
  • верить во что-то доброе и светлое всегда лучше, чем слыть занудным «фомой неверующим»;
  • оставаясь атеистом, вы лишаете себя многих радостей, да тех же любимых многими праздников, как Рождество или Пасха;
  • трудно жить, не веря ни в какое волшебство и никогда не ожидая помощи от высших сил.

Конечно, ваше дело – принимать факт существования Бога на веру или продолжать искать доказательства. Но я вам указала наиболее короткий путь к успокоению сердца. Зачем же создавать себе дополнительные трудности?

Есть ли Бог? Есть, что подтверждают многочисленные теории!

Не только такая заинтересованная сторона как церковники, но и самые светлые умы среди ученых, писателей и других выдающихся деятелей, пытались доказать, что Бог существует на самом деле.

Не все теории убеждают в том, что Бог есть, да и критиков имеется предостаточно, но пищу для размышлений они дают обильную.

1) Теории того, что Бог существует на самом деле.

Первые споры о том, существует ли Бог, проводились еще античными философами. Нельзя сказать, что за прошедшие тысячелетия, человечество далеко продвинулось в этом вопросе.

Теорий, которые доказывают, что Бог на самом деле есть, на сегодня скопилось очень много. Поговорим лишь о наиболее известных.

Доказательства того, что Бог существует:

  1. Бог белых пятен. Все доказательства существования высшей силы основываются на научных пробелах, то есть на том, что ученые не в силах объяснить. Стоит сказать, что эта теория активно критикуется самими верующими, которые считают, что с развитием науки «белых пятен» будет оставаться все меньше, а значит и Бог будет вытесняться из нашей жизни.
  2. Теория нравственности. В принципе люди и сами, без Библии и проповедников, знают, что такое хорошо, а что – плохо, какие поступки совершать нельзя, а без каких ты не можешь называться гордым словом «человек».

    Мы понимаем, что есть хорошие, а есть плохие люди, но деление на черное и белое никогда не было однозначным, потому что хорошие люди совершают плохие поступки и наоборот. Вот вам и доказательство объективной нравственности, что не зависит от морали, созданной человеком.

  3. Космологический аспект существования божественного начала. Еще Аристотель пытался доказать, что Бог существует, основываясь на этот аспект. Его мысли продолжили развивать Авицена, Фома Аквинский, Уильям Хэтчер и другие. Вот 3 основных аргумента существования этой теории:

    То есть, нематериальных причин существования Вселенной больше, чем материальных. Соответственно без Бога тут не обошлось.

  4. Телеологическая. Основывается на том, что Вселенная – слишком сложный организм, а значит не могла возникнуть случайно в результате какого-то взрыва. Соответственно, всем должен управлять верховный разум, то есть – Бог.
  5. Психологический аспект существования Бога. Начинал разрабатывать эту теорию блаженный Августин, подхватил знамя в свое время Декарт. Суть теории состоит в том, что идея существования Бога бытовала столько, сколько существует мир, соответственно она – продукт мыслительной деятельности не человека, а самого Бога. Свои аргументы приводил и Цицерон:

    Когда мы взираем на небо, когда созерцаем небесные явления, разве не становится вполне ясным, вполне очевидным, что есть некое божество превосходнейшего ума, которое всем этим управляет? Если кто в этом сомневается, то я не понимаю, почему он не сомневается также, есть солнце или его нет! Чем одно очевиднее другого? Если бы это не содержалось в наших душах, как познанное или усвоенное, то не осталось бы оно столь устойчиво, не подтверждалось бы с течением времени, не могло бы так укорениться со сменой столетий и поколений людей. Видим же мы, что другие мнения, ложные и пустые, с течением времени исчезли. Кто, например, теперь думает, что существовали гиппокентавр или химера? Найдётся ли столь выжившая из ума старуха, что теперь боялась бы тех чудовищ подземного царства, в которых некогда тоже верили? Ибо ложные вымыслы время уничтожает, а суждения природы - подтверждает

  6. Историческое основание существования высших сил. Очень все просто: нет ни одной безрелигиозной державы, основанной на атеистических учениях. Будь-то примитивные племена или развитое европейское государство – везде верят в какие-то божественные силы. Ведь неспроста это?
  7. Соотношение опыта и религии. Верующие часто в качестве аргументов божественного бытия приводят доказанные чудеса, например, изгнание священниками бесов из одержимого человека или восхождение благодатного огня. И путь ученые все это критикуют, веских аргументов, опровергающих названые чудеса, у них нет.

2) Критика существования доказательств того, что Бога не существует.

Каждая из указанных мною в предыдущем разделе теорий имеет своих критиков, которые доказывают: Бога на самом деле нет.

Остановлюсь лишь на второй и третьей, так как они вызывают наибольшие споры.

Теория Аргументы против
1 Теория нравственности
Эта теория высмеивается многими, но активнее всего – Ричардом Докинзом. Его аргументы звучат не слишком красиво. Ну, вот например один из них: «Почему бы тогда не сказать, что все люди пахнут с разной силой, но сравнить степень источаемого ими аромата можно только по отношению к совершенному образцу, обладающему абсолютной пахучестью. Поэтому должен существовать несравненный, превосходящий все известное вонючка, и мы называем его богом». Согласитесь: спорить нужно цивилизовано, а не рассказывать про вонючек.
2 Космологический аспект существования божественного начала
Несомненно – самая обсуждаемая теория, не в последнюю очередь из-за того, что человечество далеко продвинулось в изучении космоса. Все аргументы сводятся фактически к одному: существование вселенной имеет свои причины, она имеет свое начало и логический путь развития, то, что необъяснимо сейчас, будет объяснимо в дальнейшем с развитием науки.

Отдельно хотелось бы сказать об учении Юма, которое критикует все существующие аргументы, доказывающие бытие божественного начала. Доводы Юма, если их суммировать, предельно просты: любое из доказательств существования Бога нельзя доказать рационально, а значит его можно опровергнуть и поддать критике.

Реальные доказательства о существовании Бога:

Бога не существует, ведь многие ученые так утверждают. Так ли это?

Если вы просто не верите в Бога, то зачем вам нужны веские доказательства, что его на самом деле не существует?

Какой-то червячок недоверия прошибает брешь в вашей атеистической броне? Да пожалуйста. Есть множество аргументов, доказывающих, что Бога на самом деле не существует.

Выбирайте любой для спора с верующими.

а) Есть достаточно теорий, доказывающих, что Бог не существует…

Все аргументы, доказывающие, что Бог не существует, можно условно разделить на 4 большие группы:
  • Эмпирические – те, что основываются на опыте и практических экспериментах.
  • Дедуктивные, в формировании которых участвовала, прежде всего, логика.
  • Индуктивные – частные воззрения собираются в общее учение.
  • Субъективные – исключительно личное мнение автора.

Группа Аргументы
1 Эмпирические
- Если Бог такой добрый и всемогущий, то почему он допускает существование зла в этом мире?
- Если Бог хочет, чтобы в него верили, то почему он не даст доказательств своего существования, а заставляет лишь слепо опираться на веру?
- Консервативный аргумент утверждает, что, так как естественные теории адекватно объясняют развитие религии и веры, то действительное существование таких сверхъестественных существ излишне до тех пор, пока оно явно не понадобится для объяснения этих феноменов.
- Почему-то доказывать существования Бога приходится атеистам.
- Стив Хоккинг утверждал, то до большого взрыва, спровоцировавшего появление Вселенной, вообще ничего не существовало, даже времени, соответственно и Бога не могло быть.
2 Дедуктивные Сводятся к размышлению над вопросами, типа таких:
- Может ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять?
- Может ли бог передумать и отменить свое решение? и т.п.
3 Индуктивные Аргумент от бессмысленности утверждает, что всемогущему и всезнающему существу нет смысла что-либо делать (в частности, создавать вселенную), потому что у такого существа нет нужд, потребностей или желаний – все эти понятия субъективно присущи человеку. Таким образом, само существование вселенной противоречит существованию всемогущего Бога.
4 Субъективные Многие аргументы, опровергающие существование Бога, основаны на субъективном мнении их автора: «Я так говорю, потому что так хочу. А вы докажите обратное.» Верующие, кстати, поступают так же.

Все названые группы аргументов поддаются критике не только со стороны рядовых воцерковленных, но и ученых, философов, писателей.

б) А стоит ли так уверенно утверждать, что Бог не существует?

Ваше право – не верить в то, что Бог существует и требовать доказательств его бытия. Я не буду сейчас приводить аргументы теософов и писателей, которые выступают с критикой атеистических теорий.

Я просто предлагаю вам подумать вот над такими тезисами о существовании Бога:

  1. Существование зла не противоречит божественному бытию, потому что чаще всего его творцами выступают люди. Даже многие природные катаклизмы – результат преступной деятельности человека.
  2. Всевидящее око, Бог, высший разум – называйте, как хотите – не должно ничего и никому доказывать. Это фокусники в цирке доказывают свое мастерство при помощи фокусов. Тут – свобода выбора, верить или нет.
  3. Верующий – не значит амеба, плывущая по течению и постоянно отвечающая: «На все Божья воля». Быть верующим человеком – значит:
    • стремиться к самосовершенствованию;
    • жертвовать хоть иногда своими интересами ради высшего блага;
    • не нарушать основных заповедей;
    • давать, а не только грести в обе руки;
    • делать этот мир лучше.

Разве плохо верить в чудеса, пусть это и иррационально? Разве плохо не убивать, не красть, не изменять своим любимым, не сплетничать?

Так какая разница, живете вы как хороший человек, опираясь на личные убеждения или на веру?

Верить в то, существует ли Бог на самом деле или нет, личное дело каждого. Не нужно насаждать свое мнение другим, причем делать это в агрессивной форме. Придерживайтесь своих убеждений, но уважайте чужое мнение.

Георгий Хлебников,
кандидат философских наук.

ОТ РЕДАКЦИИ. Публикуя этот материал, мы во многом рискуем. Рискуем потому, что сегодня как многие верующие, так и не верующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Правда, по разным причинам. Если первые считают, что это невозможно, так как Бог открывается сердечной чистоте, а не хитросплетениям разума, то вторые убеждены, что раз научно засвидетельствовать факт существования Бога нельзя, то и Бога нет, т.к. лишь наука объективна.

Однако не все знают, что в христианской культуре существует многовековая традиция . В эпоху Средневековья такие доказательства стали популярны благодаря католическим богословам-схоластам, прежде всего Ансельму Кентерберийскому и Фоме Аквинскому.

Правда, свои аргументы схоласты как правило обращали не к атеистам – какие атеисты в средние века! – а к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Поскольку существование Бога представлялось очевидным, «разумным», то и в мире, в жизни философы стремились отыскать очевидные, разумные тому подтверждения.

Интересно отметить, что в православной традиции не возникло подобной школы «доказательств бытия Бога». Православие исходило и исходит из иного понимания соотношения веры и разума (хотя ни православные, ни католики, как правило, не противопоставляют разум и веру). Главным доказательством в православии был и остается сам человек, в сердце своем встретившийся с Богом. И если этой встречи не произошло, как можно уверовать? А если она случилась, то любящему сердцу уже не нужны еще какие-то аргументы!

Но ведь многие из нас обучались именно западной философии. И само мышление наше приобрело такой западный «привкус». Сколько раз нам приходилось слышать: а вы докажите, рационально обоснуйте, что Бог есть! И если по большому счету подобные доказательства вряд ли способны привести человека к Богу (такова позиция редакции), то это не значит, что они абсолютно бесполезны. Ведь для кого-то они могут стать первым шагом на пути к вере…

Мы сегодня живем не в средневековой Византии или Руси, но и не в средневековой западной Европе. Много воды утекло с тех пор, но верующий разум не переставал пытливо искать рациональные основания своей веры, находя новые и новые доказательства присутствия в мире Творца.

Нижеследующая статья – попытка перечисления и (для начала) краткого описания поисков в этой области. Конечно, не со всеми аргументами можно согласиться, и если кого-то заинтересует то или иное доказательство, редакция готова предоставить как автору, так и его оппонентам возможность для дискуссии.

16 ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОГА

1. Первое доказательство, которое можно назвать «экзистенциальным» (то есть «доказательством от существования»), формулируется так: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет?

Ведь как создавать что-либо, так и поддерживать существование чего бы то ни было куда сложнее, чем вообще ничего не иметь. Попробуйте, например, самостоятельно спроектировать коттедж, выбрать для него подходящее место, построить и постоянно поддерживать в нем порядок… Или, к примеру, чтобы Ваш огород был действительно огородом, его нужно регулярно вскапывать, засаживать, пропалывать, поливать и т.д. Если этого не делать, огород тут же зарастет сорняками, одичает и превратится в обыкновенное поле без какого-либо следа разумного попечения.

Другими словами, существование любой вещи или структуры требует непрерывных затрат энергии; когда ее внутренний запас истощается или прекращается ее приток извне, структура разрушается. Поэтому вечное бытие Вселенной противоречит, например, второму началу термодинамики, согласно которому все звезды во Вселенной должны были бы давно погаснуть и даже атомы – распасться, если бы, как утверждают материалисты-атеисты, природа существовала вечно.

Так почему же она все-таки существует как БЫТИЕ, как прекрасный и чудесный Космос? Несомненно, только потому, что была Кем-то сотворена и с тех пор поддерживается Им.

Этот Творец – Бог, о котором сэр Исаак Ньютон (1642-1727), сформулировавший законы всемирного тяготения и движения, открывший дифференциальное исчисление, сказал: «Он пребывает во веки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство».

2. Второе доказательство звучит следующим образом:

Почему все, что есть, закономерно и поразительно упорядочено, несет на себе несомненный отпечаток разумного плана устройства целого? Ведь такой план не может не предполагать существования сверхчеловеческого по своим возможностям Ума, подлинно божественного Планировщика (так как закономерность – свойство разума)?

Так, Николай Коперник (1473-1543), создавший теорию о том, что в центре универсума находится Солнце, а Земля только вращается вокруг него, полагал, что эта модель демонстрирует мудрость Божию в мироздании, ибо «кто еще мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию?»

Когда часовщик собирает механизм часов, он скрупулезно прилаживает одну деталь к другой, берет пружину точно рассчитанной длины, определенных размеров стрелки, циферблат и т.д. В результате получается прекрасный механизм, который уже самим фактом целесообразности и рассчитанности своего устройства указывает на создавший его ум.

Но насколько же сложнее, гармоничнее и разумнее устройство всей окружающей нас Вселенной, этого прекрасного Космоса!

Альберт Эйнштейн (1879-1955), сформулировавший теорию относительности, так выразил эту мысль: «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

Вселенная, как говорили еще древние греки, является «Космосом», то есть прекрасно упорядоченной и гармоничной комплексной системой, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых подчинена особым законам, а все в целом управляются комбинацией общих законов, так что преследование какой-либо частной цели удивительным образом способствует достижению общей цели целого.

Поэтому невозможно допустить, чтобы все это было делом случая, а не разумного Провидения, то есть Промысла Божия.

3. «Космологическое доказательство» бытия Бога было разработано еще древними (в частности, Аристотелем) и чаще всего встречается в следующем виде: каждая вещь в мире и все, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя – где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, «повисает в воздухе».

О такой Причине говорят не только философы, но и многие естествоиспытатели и ученые. Так, знаменитый Луи Пастер (1822-1895), разработавший, между прочим, всемирно известный процесс очищения молока, который с тех пор носит его имя, часто упоминал «космическую асимметричную Силу», которая создала жизнь. Он полагал, что понятие ПРИЧИНА «следовало бы резервировать для единственного божественного импульса, который сформировал эту Вселенную».

Понятно, что такой беспричинной причиной является Бог: «Бог не человек» – Он духовен («идеален», как мысль), то есть находится вне времени и пространства, поэтому не возникает, а существует вечно, являясь не причиной в физическом значении этого слова, но Создателем видимой Вселенной и ее законов.

4. «Антропный принцип Вселенной» как доказательство существования разумного плана устройства Вселенной и Бога был, – наверное, невольно – выдвинут современной наукой, которая внезапно выяснила, что жизнь на Земле, появление человека и развитие цивилизации возможны только при наличии и сочетании чрезвычайно жестких и парадоксально маловероятных условий, которые как бы изначально заложены в самой природе: фиксированного расстояния от Солнца(немного ближе к нему – и живые организмы сгорели бы, немного дальше – замерзли, превратившись в бесчувственные глыбы льда); наличие вращения Земли, без которого на одной половине планеты царила бы невыносимая жара, в то время как другая была бы скована вечным льдом; существование у нее определенных размеров спутника, обеспечивающего сложную систему циркуляции водных потоков; полезные ископаемые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без которых не могла бы возникнуть и развиваться техногенная цивилизация, и т.д.

Более того, у современных ученых складывается впечатление, что вся Вселенная расположена и ориентирована таким образом, чтобы на нее можно было смотреть человеческими глазами! Существующая координация, взаимосвязанность и взаимозависимость этих факторов такова, что возможность ее «случайного» появления полностью исключается.

5. Следующее доказательство созданности Космоса разумной волей также сформулировано на переднем крае современной космологии и физики, которые обратили внимание на парадоксальность существования Вселенной в том виде, в каком она существует: выяснилось, что только по четырем основным базовым физическим константам, без которых она не могла бы длительно существовать в качестве структурно организованного целого, вероятность их «случайного» возникновения и координации между собой равна примерно 10 в минус 100-й степени. А ведь базовых констант не четыре, а еще больше…

6. Следующее «телеологическое» (от греч. «телос» – исполнение, результат) доказательство бытия Бога в общем виде известно со времен античности, когда Аристотель впервые заметил наличие в организме некоторых животных и в природе явно выраженных целесообразностей. Однако только современные открытия в биологии бесспорно доказали системный характер этих телеологических механизмов и их необходимость для существования и выживания практически всех видов живых существ.

Разновидностью деятельности этих механизмов является, например, «предустановленная гармония» развития различных живых организмов, которым еще в эмбриональном состоянии как бы заранее известно, с чем им придется столкнуться после рождения.

И, – чего уже совершенно не в состоянии объяснить дарвиновская эволюционная теория, – исследования ископаемых организмов показали, что многие из них обладают органами, на тысячелетия предвосхищающими внешние условия среды, органами, которые в актуальных условиях существования этих животных абсолютно бесполезны, но действительно понадобятся данному виду через сотни поколений, когда условия существования радикально переменятся!

Возникает правомерный вопрос, на который у современной эволюционной теории нет ответа: откуда у лишенного разума тела может быть такое удивительное пред-знание грядущих перемен и как оно может само вызывать в себе требуемые благоприятные мутации?!

Этот поразительный факт однозначно указывает на наличие в мире определенной и разумной программы развития, то есть Провидения, которое и называется Промыслом Божьим.

7. «Трансцендентальное» доказательство существования идеального мира и Бога, отчасти было открыто Кантом и может быть представлено следующим образом: существует мир вне пространства и времени – духовный мир, мир интеллекта, мысли и свободы воли, – что доказывается наличием в каждом человеке мыслей, которые могут относиться к прошлому и будущему, то есть «путешествовать» в прошлое и будущее, а также мгновенно переноситься в любую точку пространства.

Каждый из нас, обратив сознание к источнику возникновения своих мыслей, может без труда заметить, что они появляются как бы откуда-то извне, мысль оказывается как бы проецируемым откуда-то духовным лучом, который освещает материальное бытие как солнечный зайчик – его никак, никому и никогда не удается накрыть рукой, он всегда оказывается сверху…

Таким образом человеческая мысль, якобы рождающаяся в мозгу, оказывается одновременно внутри и вне материи – она будто бы возникает благодаря нейрофизиологическим процессам в тканях мозга, окружена костями черепа, но, одновременно, принципиально существует вне любой материи, вне пространства и времени.

Благодаря этому человек ясно сознает, что обладает духовной природой, которая принципиально иная, чем физический мир, который его окружает. Но из этого следует, что эта иная природа, этот Дух, проявлением которой является человек, так же обладает и разумом, и свободой воли – как сам человек.

8. Следующее доказательство можно было бы, наверное, назвать «креационистским» – оно основывается на факте существования в природе организмов и живых систем, которые принципиально не могут развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как считает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое органическое целое.

К ним, например, может быть отнесена взаимосвязанная система сердца, легких и кровообращения у живых существ: невозможно представить, чтобы сначала, предположим, появилось одно только кровообращение без сердца, затем к нему постепенно «приставилось» сердце и начало перекачивать кровь и только после этого только начали развиваться легкие.

9. Доказательство существования Бога и духовного мира из личного опыта – большинство людей встречалось в своей жизни со «странными» проявлениями божественного и сверхчеловеческого: как благотворного, Божественного, так и зловредного, демонического, или, наверное, чаще всего, того и другого вместе.

Чтобы не касаться для многих сомнительных «преданий старины глубокой», расскажу о случае, который произошел с моим коллегой. Он происходил из верующей семьи, но в свое время много лет преподавал «научный атеизм» в ВУЗе и, как большинство советских интеллигентов, вел отнюдь не благочестивый образ жизни. Пережив несколько личных трагедий, он осознал порочность своей жизни и решил пойти в храм.

– Когда батюшка, – рассказывал он мне, – прочитал над моей головой молитву, отпускающую грехи, и я стал вставать на ноги, какая-то неведомая сила внезапно стала бросать меня из сторону в сторону так, что я не мог стоять на ногах: прихожане поддерживали меня с обеих сторон, у меня тряслись колени и, в довершение всего, меня неожиданно охватила странная слабость. Так я впервые на самом себе ощутил демонов, находящихся в грешнике, – заключил он.

Подобных примеров можно было бы привести довольно много.

10. Доказательство от существования у ВСЕХ наций и народов представлений о Боге и сверхчеловеческих силах в той или иной форме; если индивидуумы-атеисты и встречаются у многих народов, то «атеистических» наций на Земле не бывает.

11. Доказательство от веры в Бога большинства выдающихся гениев человечества. Например, абсолютного большинства Нобелевских лауреатов.

Следует также помнить, что все ученые, способствовавшие своими открытиями появлению и развитию современной науки (Коперник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйнштейн) верили в Бога.

Так, родоначальник современной химии Роберт Бойль (1627-1691) начинал каждый день с молитвы; более того, 2/3 доходов его имения в Ирландии шли на помощь бедным и поддержку Церкви, а 1/3 – на распространение христианства и миссионерскую деятельность среди индейцев.

Френсис Коллинз, один из основателей генетики, говорил: «Когда мы узнаем о человеческом геноме что-то новое, я каждый раз испытываю чувство благоговения от того, что человечество теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что научные исследования могут как-то угрожать Богу. Напротив, я думаю, что Бог только выигрывает от нашего любопытства».

12. Несомненным доказательством бытия Бога является также регулярное появление в истории человечества великих святых и религиозных деятелей, которые непосредственно имеют духовные откровения свыше и свидетельствуют тем самым о Его бытии.

Это не только такие пророки, как, например, Моисей, Исайя, Иезекииль, постоянно общавшиеся с Богом, но и праведники, озарявшие и направлявшие своим светом жизнь людей во все времена.

Возможно, достаточно будет просто напомнить читателю о таких великих русских святых, как или Иоанн Кронштадский, чтобы понять, что Бог и сейчас так же часто обращается к нам, как и в далекие библейские времена, – были бы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слышать.

Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то удаляемся, то вновь пытаемся возвратиться к Нему.

13. Доказательство от противного: трагическая судьба проектов (и, часто, собственной жизни и судьбы) выдающихся атеистов. Самым ярким примером здесь может быть пример «дела Ленина-Сталина» и их последователей, впервые в истории попытавшихся построить атеистическое государство на «научной основе» как на территории России, так и других стран Европы и Азии.

Трагичной оказалась, например, и судьба самого лучшего философа-материалиста СССР – Эвальда Васильевича Ильенкова, сына известного советского писателя, лауреата Сталинской премии по литературе. Всю жизнь обосновывая атеистический тезис о «саморазвитии материи», которая для своего существования не нуждается ни в каком духовном основании, Эвальд Васильевич нигде не мог найти в советской атеистической действительности нравственной опоры, впал в глубокую депрессию и покончил с собой…

14. Широко известно и «этическое доказательство» бытия сверхчувственного мира, которое исходит из объективного существования морали и этических законов, регулирующих поведение человеческих существ.

Исследования многих философов указывают на то, что события и воздействия окружающей среды только до определенной степени могут предопределять поведение людей и принуждать их к тем или иным поступкам: как бы ни было сильно давление извне, у человека всегда есть возможность разорвать причинно-следственную связь, которой подчиняется неразумная природа и поступить как свободное существо, то есть как существо иного, нездешнего мира!

Для иллюстрации этого можно привести простой пример: почему одни люди подают милостыню, а другие нет? Казалось бы, последние поступают вполне логично и разумно – зачем же расставаться со своими средствами, деньгами, заведомо зная, что вы не получите никакой компенсации?!

Так что же принуждает первых все-таки подавать милостыню, иногда даже в значительных размерах? В физическом мире, в природе нет ничего, что могло бы объяснить подобное «нелогичное» поведение – это объяснение лежит вне этого, в сверхчувственном мире, где находятся великие нравственные идеи любви, добра и милосердия.

К этому же типу доказательств бытия Бога относится и знаменитое рассуждение Иммануила Канта, ясно показавшего, что человек в своих поступках и действиях руководствуется ценностями, которые не принадлежат материальному миру.

15. Большое распространение получило также доказательство бытия Бога под названием «эстетический аргумент», которое гласит: в природе существует удивительная сверхъестественная красота звездного неба, закатов и рассветов, Северного сияния, гармоничных картин природы, совершенного устройства прекрасных тел живых существ и т.д., которая будто специально предназначена для эстетического наслаждения разумного существа – человека – потому что помимо него в самой природе созерцать ее просто некому.

Уже упоминавшийся Роберт Бойль испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: «Когда я изучаю книгу природы… то часто принужден воскликнуть вместе с псалмопевцем: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!»

16. Доказательство бытия Бога «от реального к абсолютному совершенству», его выдвинул Фома Аквинский: в природе существует ясно наблюдаемая градация совершенства внутри различных видов бытия, которая может быть понята только при наличии абсолютно совершенного Существа, то есть Бога.

Это доказательство сначала может показаться довольно сложным, но простой пример поможет понять его суть: если у вас есть линейка, предположим, длиной в 30 сантиметров, а у вашего коллеги – в 50 см, если существуют свернутые в рулончики метры и другие средства измерения, то все это есть только потому, что реально существуют размерность пространства (его протяженность в разных направлениях) и идея длины.

Точно так же можно было бы привести аналогичные примеры с мерами веса, времени и т.п. Но в природе наблюдаются и более сложные виды градаций, среди которых уникальное место принадлежит «восходящей лестнице» совершенства как в неживой и живой природе, так и в человеческом обществе, а также среди самих людей: есть, к примеру говоря, кривые и уродливые деревца, есть обычные, ничем не примечательные, есть «просто» красивые, но встречаются и необычно прекрасные, совершенные экземпляры. И так не только среди различных видов деревьев, но и среди различных пород рыб, зверей, внутри человеческих рас и т.д. – повсюду можно найти более и менее совершенные особи. Но эти разные степени совершенства в неживой природе (например, среди камней!), между отдельными видами предметов, живых существ и т.п., не могли бы существовать, если бы для них не было реально существующей меры абсолютного совершенства, которую, правда, мы не находим в материальном мире, но которая не может не существовать, и это совершенство – Бог!
В этом и заключается суть данного доказательства.

Таким образом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий человека мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения – к Богу.

Елена Терехова

Существует ли Бог на самом деле?

О том, существует ли Бог , можно рассуждать много и долго. Мнений по этому поводу множество, но каждый понимает их по-разному, потому могут возникать разногласия. Традиционным ответом на этот вопрос является объяснение явлений природы как событий, подчиненных разуму Творца.

Стоит себе представить, на каком высоком уровне созданы клетки, из которых состоит все живое. Эта конструкция намного превосходит по сложности самый необыкновенный небоскреб. Исходя даже из таких малых аргументов, можно понять, что все, что нас окружает в этом мире, появилось не просто так и не из неоткуда.

Когда атеисты беседуют с верующими на тему, существует ли Бог, часто приходится слышать как упрек провокационный вопрос о том, что вот вы говорите о Боге, а сами не видели Его никогда.

И действительно - для того, чтобы убедить человека в существовании кого-либо или чего-либо, самое простое будет показать ему это. Христиане же видят проявление Бога во всем, что их окружает.

Дело в том, что каждый волен выбирать любую религию либо вообще ее не выбирать. Но если вы спросите христианина о существовании Бога, то незамедлительно услышите утвердительный ответ. Эти люди свято верят в то, что болезни и испытания посланы для развития духовности и укрепления веры.

Почему же христиане так уверенно знают ответ на вопрос, существует ли Бог? Из жития святых. Это одна из причин их уверенности. Жития святых с давних времен были излюбленным чтением православных людей. Дети читали жития с раннего детства, изучая таким образом грамоту и воспринимая пример жизни святых людей.

Праведники обладали великой верой, за которую часто шли на муки и смерть. Сведения об этом дошли до наших времен благодаря записям свидетелей того времени. Чудеса, которые являли и являют святые, до сих пор остаются свидетельством существования Бога и Его особого отношения к любящим Его.

О том, существует ли Бог, и какая вера является истинной, свидетельствует событие, происходящее один раз в год на месте Гроба Господня. В день Пасхи в храме собирается множество людей разных конфессий. На место Гроба допускается православный священник, которого предварительно проверяют на наличие воспламеняющихся веществ.

Священник молится до полуночи, и в этот момент свечи сами возгораются, он раздает этот огонь всем присутствующим в храме. Первые несколько секунд огонь обладает целительными свойствами и не обжигает тело. Пользуясь этим, верующие прикладывают его к больным частям тела, чтобы исцелиться… Многие христиане считают этот факт достаточным для доказательства того, что Бог существует.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В нашей статье мы будем говорить о вере в Бога и как надо верить. Господь Иисус Христос – это Спаситель, который в человеческом облике пришел в мир. Это произошло по воле Бога как возможность спастись и попасть в Царство Небесное человеку.

Скептики заявляют нам: «Нет никаких доказательств существования Бога!» Или требуют: «Существует ли Бог? Предоставьте доказательства существования Бога!» Спросим их: какого рода доказательства они ищут? В ответ они уточняют, что ищут эмпирическое (научное) подтверждение. Тем не менее это не единственный вид существующих «доказательств». Например, судебные доказательства не всегда представляют из себя фотографии, отпечатки пальцев или совпадающее ДНК. Свидетельство очевидца может быть также весьма убедительным. Как, например, и тройное сочетание мотива, средства и возможности.

Настаивать на эмпирическом (научном) доказательстве существования Бога в случае с невидимым и нематериальным Богом — само по себе нелогично! Многие вещи не могут быть эмпирически доказаны, но тем не менее они реальны, как например понятия логики, чисел, справедливости, любви, красоты и самой науки.

Аксиомы логики, как и геометрии, должны считаться непогрешимыми, хотя и не могут быть доказаны. Использование логики в доказательстве логичности её самой являлось бы замкнутым кругом. Следовательно, понятие веры принимает участие в осознании логики на фундаментальном уровне.

Числа, будь то целые, дробные или иррациональные, а также числа «пи» и «фи» хорошо известны всем нам. Математика – это «язык» физики (формулы, тождества, коэффициенты и т. д.). В ней числа являются буквами для слов этого «языка». Все это хотя и полезно ученым, тем не менее их существование не может быть прямо доказано. Справедливость и любовь являются реальными — и каждый из нас хотел бы видеть их в своей жизни! Но в то же время их нельзя сосчитать. Вы когда-нибудь слышали о 2 килограммах справедливости или 12 литрах любви?

Эстетика, будь то художественная или музыкальная, взывает к морали каждого человека. Даже притом, что мы не всегда можем оценить красоту – форма подачи часто бывает неуклюжей и отвлекает от объекта восхищения, но все же мы воспринимаем ее, как часть окружающей реальности.

Как и логика, наука не является абсолютно вседоказующей. В ней всегда найдется место предположениям. Таким образом, мы видим, что многие вещи в нашем мире реальны (чудеса, кстати, также попадают в эту категорию), даже если они не могут быть доказаны эмпирически.

Меня часто спрашивают, каким образом мы, как верующие, можем «доказать существование Бога?» Да, мы не можем доказать Его научно, но это не проблема, как мы теперь понимаем, ведь многое в нашей реальной жизни находится вне досягаемости эмпирического анализа. Бога можно почувствовать и убедить других в Его существовании, хотя и нет никакого прямого способа доказать это научным путем.

Доказательств существования Бога достаточно

Но является ли призыв скептиков к «доказательствам» камнем в огород одной только библейской веры? Думаю, что нет. Вера не только альтернатива доказательствам, но также и способность верить в высшие силы. И вера реляционная. Несколько веков назад философ и математик Блез Паскаль написал замечательную фразу:

«Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе. Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света. Тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы». (Блез Паскаль, «Мысли», 7гл, 430 стр.).

Другими словами, то количество доказательств Своего существования, которое Бог даровал нам — достаточное, не убавить и не прибавить. Он ни переполняет ищущего признаками Своей явности, и не скрывает доказательств до такой степени, чтобы отвратить человека от Себя. Господь также уважает нашу свободу воли. Он мог бы заставить нас поверить, но не делает этого, чтобы не проявить неуважения. Он только предоставляет достаточное количество доказательств Своего бытия, чтобы наша реакция на них могла естественным образом сочетать в себе свободу воли, рациональность и доверие.

Вывод:

Существование Бога не может быть доказано научно, но это вовсе не доказывает Его отсутствие. Многие вещи в реальном мире находятся за пределами досягаемости науки, которая, к слову, исследует только сферу материи и энергии в пространстве и времени. Если бы Бог мог быть подвержен научному исследованию, то Он стал бы в каком-то смысле частью нашего физического мира, который есть лишь часть Его творения, ведь Творец, по определению, существует вне созданного Им. Наконец, возможно, Бог и не хочет, чтобы мы были в состоянии доказать Его существование. Это заменило бы нашу с вами веру на знание.

Таким образом, то, что возможно, казалось слабостью библейской доктрины, на поверку оказывается великой силой!

Перевод: Антон Мельник

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

Вопрос: Есть ли убедительные доказательства существования Бога?

Ответ: Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, что подразумевается под «убедительным» доказательством. Можем ли мы протянуть руку и прикоснуться к Богу или увидеть Его таким же образом, как мы прикасаемся и видим других людей? Нет. Но есть бесчисленное множество способов убедиться в том, что Бог существует, что Он реален и что Он является тем, кем Себя называет. Давайте кратко рассмотрим три доказательства Его существования, используя и науку, и Библию:

1. Причинно-следственный закон. Этот закон науки гласит, что каждая причина имеет свое следствие, а каждое следствие имеет свою причину. Этот закон является основой всей науки. Таким образом, этот закон имеет отношение к происхождению неба и земли. На самом деле, ученые согласны с тем, что Вселенная не существовала вечно и что она возникла в какой-то момент времени.

Теория относительности, которая почти повсеместно принимается в среде ученых, имеет определенное влияние на закон причины и следствия. В частности, вселенная, определяемая как время, пространство, материя и физическая энергия имела начало, она не вечна. И именно через уравнения Эйнштейна ученые могут проследить развитие вселенной вплоть до самого ее возникновения, вплоть к состоянию сингулярности, когда она на самом деле возникла. Наука доказала, что вселенная действительно имела начало. Это означает, что если вселенная имела отправную точку в истории, то, очевидно, должна иметь причину своего существования.

Таким образом, если вселенной необходима причина для начала существования, тогда эта причина должна быть за ее пределами – которые определяются временем, пространством, материей и физической энергией. Эта причина должна быть похожа на то, что христиане называют «Богом». Даже Ричард Докинз, пожалуй, самый известный защитник атеизма в наше время, признал в статье журнала «Time», что «могло произойти что-то невероятно великое и непостижимое, вне нашего текущего понимания». Да, и это – Бог!

Лучше всего мы можем подвести итог этого космологического доказательства при помощи следующих утверждений:
1) что бы ни начинало свое существование, оно должно иметь причину своего существования
2) вселенная начала существовать
3) таким образом, вселенная должна иметь причину своего существования
4) характеристики причины существования вселенной (вне времени, пространства и т.д.) являются характеристиками Бога
5) таким образом, причиной существования вселенной должен быть Бог (Бытие 1:1)

2. Закон телеологии. Телеология является изучением наличия замысла или цели в природных явлениях. Этот закон науки по сути означает, что, когда объект демонстрирует наличие цели, предназначения или замысла, то должен существовать его автор. Проще говоря, вещи не создают себя сами. Это справедливо и по отношению ко вселенной, что и доказывает, что она должна иметь автора.

К примеру, Земля, оборачиваясь вокруг Солнца, отклоняется от прямой линии лишь одну девятую дюйма (прибл. 2,82 мм) каждые 18 миль (прибл. 28,97 км) – довольно прямая линия в человеческом понимании. Если бы орбита смещалась на одну десятую дюйма каждые 18 миль, это было бы слишком много, и мы бы все замерзли. Если бы это была одна восьмая дюйма, то мы бы все сгорели, ведь температура внутри Солнца составляет около 20 миллионов градусов по Цельсию. Следует ли нам верить, что это «просто случайность»? Подумайте об этом: Солнце расположено на расстоянии около 150 миллионов километров от Земли, что выходит как раз столько, сколько нужно для существования жизни на нашей планете. Произошло ли это случайно или за этим стоит разумный замысел? Не удивительно, что псалмопевец говорит о Боге как о великом творце: «О Божьей славе говорят небеса, о деяньях Его повествует твердь … Пускается [Солнце] в путь от края небес, добежит до края и вспять повернет» (Псалом 18:2, 7; тут и далее – перевод Российского Библейского общества).

3. Законы вероятности и исполнения пророчества. В Библии есть 1093 пророчества, относящиеся к Иисусу и Его Церкви, и каждое из них было исполнено! Ветхий Завет содержит 48 пророчеств, касающихся распятия Иисуса. При применении законов вероятности для вычисления возможности происшествия нескольких событий в определенное самое время, все вероятности должны быть умножены друг на друга. Например, если вероятность одного события, произошедшего случайным образом, равна одному к пяти, а другого – одному к десяти, то вероятность того, что оба эти события произойдут одновременно или в определенной последовательности, равна 1 к 5 умноженному на 1 к 10, то есть, 1 к 50.

Рассматривая тот факт, что несколько различных пророков, живших в различной среде на протяжении периода в 1000 лет, сделали предсказания о Христе за 500 лет до Его рождения, шансы на исполнение этих пророчеств просто выходят за пределы нашего понимания. Например, шансы на то, что один человек (Иисус) исполнит лишь 8 из пророчеств, приписываемых Ему, равны 1 к 1017 (число с 17 нулями).

Возьмем такой пример: представьте, что территория размером с Францию покрыта монетами на высоту 60 сантиметров. Количество монет, необходимых для покрытия всей этой территории будет равно как раз 1017. Отметим одну монету крестиком и выбросим ее из самолета. Затем тщательно перемешаем все монеты по целой стране. Потом завяжем человеку глаза и скажем, что он может направляться в любую сторону. Потом, где-то по пути, он должен остановиться и вытянуть из 60-сантиметрового слоя монет ту самую монету, отмеченную крестиком. Каковы шансы на успех? Такие шансы были у ветхозаветных пророков, что восемь их пророчеств исполнятся в одном человеке в будущем.

Библия, со всеми ее исполнившимися пророчествами, доказывает существование Бога. Благодаря закону вероятности и математическим шансам на исполнение пророчеств, мы можем быть уверены, что существует Божественный Творец и автор Библии. Тот же, Который дал существование вселенной. «Ты можешь подумать: "Но как же мы сумеем распознать то, чего Господь в действительности не говорил?" Если то, что скажет пророк от имени Господа, не сбудется и не исполнится, – значит, этого Господь не говорил. Пророк сказал это лишь по дерзости своей» (Второзаконие 18:21-22).

И, наконец, Бог – Творец Вселенной и Автор нашего спасения – говорит нам: «Вспомните, что было прежде, в древности. Я – Бог, и другого нет, Я – Бог, и нет подобного Мне. Уже в начале Я возвещаю то, что будет в конце, заранее рассказываю о том, что еще не случилось. Я говорю: Мой замысел свершится, все желанья Свои Я исполню» (Исаии 46:9-10).



Статьи по теме