Путь к лидерству — уверенность в себе. Роль детских общественных организаций в формировании нравственных ориентиров и лидерских качеств школьников Путь к лидерству в общественной работе

Лидерство – это процесс направления своего поведения и поведения других людей с целью достижения общих целей.

Лидерство и достижение успеха это два звена одной цепочки. Они неотделимы друг от друга, причем путь к успеху лежит именно через развитие лидерства в человеке.

Человек, решивший достигнуть успеха, в первую очередь должен начать с самого себя.

То есть определить направление (цель) и начать развивать свое лидерство - составить план, начать действовать и контролировать свое продвижение.

Если вы не являетесь лидером для самого себя, то и для других людей вы тоже не будете лидером.

Путь к успеху – это путь действий и результатов, а не раздумий и желаний.

И именно в этом и заключается лидерство.

Успех каждого человека индивидуален. И определить путь к нему может только сам человек. Вы тот, кто знает себя лучше всех на свете. Различные психологи и психотерапевты могут лишь подсказать, но определить свое призвание и начать его реализовывать можете только вы сами.

– это активный путь. Вы сами выбираете куда вам двигаться и что делать.

Невозможно стать успешным, оставаясь пассивным. Подчиняясь чужой воле, вы довольствуетесь малым, теряя самое большое – это ваше право на успех.

Большинство людей совершенно не контролируют свою жизнь. Они плывут по течению, отдавая право распоряжаться их временем другим людям или событиям.

И поэтому они никогда не достигнут успеха.

Поэтому единственный путь к успеху лежит через лидерство.

Развитие лидерства в себе позволит вам взять свою жизнь под личный контроль, даст возможность влиять на людей и события, обрести неповторимую индивидуальность и достичь успеха.

Именно лидерство является тем ключом, которое позволит открыть двери к другим возможностям и достичь превосходных результатов.

Сегодня путь к успеху невозможен без общения с людьми и оказывания влияния на них. Даже если вы работаете только на себя и у вас никого нет в подчинении, то у вас есть клиенты. И от того, как вы будете влиять на них и зависит ваш конечный успех.

Если они не будут видеть в вас надежного и уверенного партнера, коим вы и будете являться, развив в себе лидерство, то о сотрудничестве можете забыть.

Поэтому становление вас как лидера должно стать вашей первоочередной задачей на пути к успеху.

Что же может помочь вам развить лидерство?

Это ваши первые действия и полученные от них результаты?

Уже одно то, что вы предприняли какие-то телодвижения навстречу своей мечте, вдохновит вас на следующий шаг. А полученные результаты будут подпитывать ваш энтузиазм, давая энергию для дальнейших свершений. Что и позволит развить ваше лидерство в той или иной области.

Естественно без ошибок и проблем не обойтись.

И зачастую именно в таких ситуациях и закаляется настоящее лидерство. Именно в такие моменты и проявляется ваша возможность влияния на самого себя и других людей.

Продолжение своих действий несмотря на ошибки и есть истинное лидерство, которое позволит вам пройти свой путь успеха.

Поэтому воспринимайте ошибки как уроки. Изучайте их и больше не повторяйте.

Не ошибается лишь тот, кто сидит на месте. Поэтому действуйте, развивайте лидерство и успех вас ждет обязательно!

Каждый человек является по своей сути лидером, но возможно не каждый знает об этом. В человеке, которого создал Творец по образу и подобию Своему, уже заложены все качества лидера. Успех каждого лидера определяется по количеству его последователей. Самым успешным лидером был и остается человек, Сын Божий – Иисус Христос и самой прогрессивной и передовой книгой всех времен по успешному лидерству является Библия. В ней изложены все принципы, используя которые, люди становятся успешными.

Принцип 1. Учить своих последователей:

  • смотри, как делаю я
  • повторяй и делай со мной
  • делай сам, я тебе помогу

Мы видим успех этого принципа во всех видах индивидуальных занятий учителя и ученика: в искусстве, спорте, науке, торговле, семье, в системе образования и т.д. В основу сетевого маркетинга заложен этот же библейский принцип. Иисус Христос отобрал 12 учеников и обучал их индивидуально и, впоследствии, они стали лидерами Церкви, первыми апостолами.

Принцип 2. Обучать своих последователей готовить новых лидеров. Он изложен в Евангелии от Матфея 28: 19 «Идите, научите все народы…, уча соблюдать все, что Я повелел вам». Вся передача и преемственность поколений ученических школ и различного лидерства основана на этом принципе.

Качества эффективного лидера. Каждый лидер должен обладать личными и общественными качествами.

Личные качества .

Смирение. Каждый лидер сначала должен стать хорошим исполнителем. Для того, чтобы быть хорошим исполнителем и уметь подчиняться другому человеку, надо развивать в себе такую черту характера как смирение. «Славе предшествует смирение. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь».

Забота о людях. Самое ценное и большое богатство каждого лидера – это люди. Только когда мы начнем отдавать себя (свою жизнь, время), мы станем великими. Ты не поднимешься выше того уровня, как лидер, на каком уровне находится твоя любовь к людям. Люди, которые не поняли, что люди – это богатство, а не средство к собственному обогащению, недолго продержатся в позиции лидера. «Доброе имя лучше большого богатства и добрая слава лучше серебра и золота». «Домогаться славы не есть слава». (Из притч царя Соломона).

Мудрость. «Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя, она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец » - пишет самый богатый и мудрый царь Соломон. Мудрость можно приобретать, это зависит от нас, насколько мы хотим и желаем этого. Мудрость – это сила верного суждения и разумного действия, основанного на знании, понимании. Обладателем всякой истины является Создатель и Творец вселенной, поэтому лучше всего искать и просить мудрости и совета у Него. Также не стоит пренебрегать советами тех людей, в чьей жизни вы наблюдаете мудрость и успех, и у кого есть опыт руководителя и лидера. «У советующихся мудрость». Этим библейским принципом успешно пользуются в различных государственных структурах: педсовет, худсовет, собрания, парламент и т.д.

Мужество. Еще одно ценное качество характера, каким должен обладать лидер. Иметь мужество – это не бояться принимать решения и нести за них ответственность. Это вера в успех, способность не терять самообладание.

Способность творчески мыслить . Искать и использовать, быстро внедрять новые методы, тактику. Новые идеи всегда ценились и стоили дорого. Бог- Творец, и творческие качества заложены в каждом из нас, так как мы Его дети.

Юмор. «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». Здоровый юмор и смех положительно влияют как на нас самих, так и на окружающих нас людей. Когда мы смеемся, в наших внутренних органах происходит лечебный самомассаж, и в нашем организме вырабатываются вещества – интерфероны, которые благотворно влияют на весь наш организм. Поэтому «всегда радуйтесь», учит апостол Павел в своем послании к Фессалоникийской церкви, а также и всех нас, живущих в городе Ялта и других городах.

Мы рассмотрели личные качества характера, которые должен развивать в себе лидер, чтобы стать успешным. Лидер так же должен обладать общественными качествами , направленными на людей.

  1. Заботиться о людях . Насколько лидер будет заботлив и внимателен к нуждам и потребностям каждого, настолько он будет получать отдачу в работе от этих людей. Если лидер заботится только о качестве работы и выполнении плана, а о нуждах, отдыхе, питании, поощрении и других видах заботы о людях не проявляет интереса, его подчиненные скоро поймут, что они лишь средство к достижению цели и их просто используют. Никто не будет стараться в работе на все сто процентов. Люди жаждут дружеского обращения, внимания, заботы и любви. «Как хорошо слово вовремя». Если у тебя нечем поощрять своих людей, скажи им хотя бы доброе слово.
  2. Уметь привлекать людей . Ценным качеством приобрести, привлечь человека является умение его выслушать. И не только слушать, но и слышать, что он говорит. Если вы выслушали человека до конца, вы его приобрели, если «перебили» - вы его потеряли. Каждый человек ищет понимания со стороны других. Люди хотят знать, что вы их любите и цените – говорите это и показывайте им это.
  3. Побуждать действовать наилучшим образом . Самым эффективным средством является наш личный пример. Когда мы действуем наилучшим образом, это приносит не только пользу другим, но радость и удовлетворение нам самим. Чем у нас больше результатов, тем нам радостнее. «А все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» - это Божий принцип в любой работе.
  4. Способность обучать . Способность обучения включает в себя передачу информации, фактов, навыков. При передаче какой-либо информации, теории, мы обращаемся к разуму человека, от разума (усвоение теоретического материала) – к практике. Практика теории приводит ум к получению навыков в этой области, которую мы хотим внедрить. Этот метод так же впервые был показан и использован в Библии (Иисус Христос и ученики) и нашел широкое применение во всех областях науки, технике, искусстве.

В каждом человеке заложен потенциал лидера. Но лидерами не рождаются, а лидерами становятся. Насколько мы будем успешны как лидеры зависит от того, готовы ли мы учиться, смиряться, прилагать усилия, дисциплинировать себя, то есть платить цену. Становясь на позиции лидера никогда не забывай Божий принцип возвышения человека: «Кто хочет быть большим, да будет у вас слугою», «кто из вас больший, будь как меньший, и начальствующий – как служащий ».

Рано или поздно каждый человек даст отчет Богу за то, что ему было доверено и каждый из начальствующих ответит за каждого человека, над которым поставил его Бог, ибо «нет начальства не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». Прими ответственность за то, что тебе вверено, так как кому больше вверено, с того больше и спросится. Нет человека, который бы не ошибался, поэтому, «забывая заднее, простирайся вперед». Проси прощения у Бога, когда оступился, прими решение угождать Богу в своей жизни, так как, когда мы предстанем перед Его престолом, будет иметь значение и вес лишь то, что мы делали для Его славы, а не для своей славы, корысти и наживы. Еще ни один человек не унес с собой на небо ни денег, ни дома, ни иных материальных благ. Поэтому «покайся и веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». Живи честно, люби людей, твори добро и храни истину. Бог возвышает людей и для каждого из нас есть свой удел, своя высота. Но достигнуть самой высокой вершины и стать максимально успешными мы сможем лишь в сотрудничестве с Господом.

Выбери Его в свои лидеры и партнеры и ты станешь самым успешным.

Истинный лидер может наставлять без титула или полномочий. Начните с малого: берите на себя больше обязанностей во время трудных проектов. Помогайте коллегам. Вызывайтесь представлять обновления проекта. Предлагайте улучшения. Наставляйте других сотрудников.

Определите, с чем у ваших коллег сложности, и помогите с ними.

Ответственность

Будьте ответственны за все, что делаете или не делаете. Лидер берет на себя ответственность и не винит в ошибках и багах других.

Когда сотрудник допустил ошибку, нужно не возмущаться, а помочь ему ее исправить и избегать в будущем. Отговорки никого не спасут. Если вы что-то не успеваете, обсудите дедлайн с менеджером. Управляйте проектом, как своим бизнесом – не будьте к нему равнодушны.

Отношения (политика)

Политика и отношения – одно и то же. Если вы не хотите иметь дела с политикой компании, подумайте, стоит ли вам вообще стремиться к руководительской должности.

Построение крепких отношений – одна из обязанностей технических менеджеров. Руководители выполняют проекты при помощи других людей. Начните общаться с другими техническими менеджерами: они ваши будущие напарники.

Вот как это можно сделать: выступайте с презентациями на tech talks, проводите семинары и наставляйте разработчиков не из вашей команды.

Технический опыт

Технический менеджер должен быть в первую очередь программистом и обладать большим опытом. Поэтому вам просто необходимо стать самым сильным разработчиком в команде. Менеджер, который не умеет писать код или не понимает технические детали, не может принимать участие в разных обсуждениях. Как только вы станете руководителем, вы должны будете постоянно оттачивать свои навыки.

Менторство

Любой, даже самый хороший разработчик в команде, не являющийся командным игроком, приносит больше вреда, чем пользы. Если вы хорошо знаете свое дело, вы должны помогать другим достичь вашего уровня.

Конечно, вряд ли кто-то подойдет к вам и попросит вас стать наставником. Но если вы проявите себя как эксперта, люди начнут обращаться к вам за советом. Помогая другим, вы будете выстраивать прочные отношения и вызывать к себе уважение.

Управление проектами

Выполнение проектов вовремя – одна из ключевых ответственностей любого руководителя. Если как разработчик вы постоянно не успеваете сдавать работу в срок и недооцениваете задачи, другие не смогут вам доверять. Вы должны быть организованным.

Все мы знаем, что оценивать проекты очень сложно. Однако нельзя сказать, что это невозможно. Постоянно обсуждайте со своим менеджером прогресс или ожидания от проекта.

Коммуникации

Научитесь четко и кратко формулировать свои требования. Всегда работайте над своими навыками общения. Хороший менеджер должен понимать проект, а затем объяснять и продавать его команде. Кроме того, важно мотивировать сотрудников работать над ним.

Общайтесь со своим менеджером

Руководите своим руководителем (а иногда и его руководителем). Постоянно общайтесь с ним и высказывайте свои ожидания. Менеджеры не очень любят сюрпризы – хорошие или плохие.

Вызовите доверие у руководителя. Станьте к человеком, к которому он обратится со сложными проектами, и выполняйте их вовремя. Со временем вам начнут предлагать все больше и больше задач.

Конфликты и кризисы

Независимо от того, насколько хороша ваша команда, в работе будут случаться кризисы. Да, вы захотите минимизировать их. Но еще важнее то, как вы с ними будете справляться. Человек, который начинает паниковать под давлением, не сможет стать лидером в глазах других. Команда и другие менеджеры хотят видеть спокойного человека, у которого все под контролем, даже в самых нервных ситуациях.

Видение

Лидер должен понимать все «почему», а также делать так, чтобы все сотрудники понимали, «почему» они работают над определенным проектом. Он должен объяснять, почему необходим этот проект, почему определенные люди над ним работают, и как он способствует достижению общих целей. Когда команда поверит в то, что делает, она сможет быть эффективной.

Заключение

Не ждите чьего-то разрешения, чтобы стать лидером, начните действовать сейчас. Будьте экспертом в своей области и помогайте другим с проектами. Работайте над своими навыками общения, выстраивайте профессиональные отношения с коллегами, управляйте своим временем с умом и сдавайте проекты в срок. И не забывайте помогать людям расти и развиваться.

Кунакбаев Николай Андреевич МБОУ ДОД «РАЙОННЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР» Научный руководитель: Жорняк НП

ИССЛЕНДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА О РОЛИ ВОЖАТСКОГО ОТРЯДА ""АЛЬТАИР" В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Роль детских общественных организаций в формировании нравственных ориентиров и лидерских качеств школьников.

Кунакбаев Николай Андреевич

МБОУ ДОД «РАЙОННЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР»

Научный руководитель: Жорняк НП

Цель работы : Изучить формирование нравственных ориентиров и лидерских качеств вожатского отряда «АЛЬТАИР» МБОУ ДОД «РДЦ» Исходя из этого, определим объект нашего исследования: нравственные ориентиры,лидерские качества школьников.

Предмет исследования –педагогическая работа с вожатским отрядом.

Гипотеза нашего исследования: социально-педагогическая работа учреждения дополнительного образования с юными вожатыми будет более эффективна при реализации комплекса педагогических условий:

· вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность;

· содействие социальной адаптации учащихся, направленное на формирование умение выполнять социальные требования и решать различные социальные проблемы;

· профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие

задачи :

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить педагогическую работу МБОУ ДОД «РДЦ»

3. Разработать и апробировать программу по работе учреждения дополнительного образования со школьниками среднего звена.

Методы исследования:

теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;

эмпирические – анкетирование и диагностика подростков,педагогическое наблюдение воспитательного процесса; педагогический эксперимент (апробация программы работы со школьниками старшего и среднего звена).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была проанализирована педагогическая работа с подростками в учреждении дополнительного образования.

Практическая значимость исследования .

Результаты исследования, а также разработанная программа работы с подростками могут быть использованы педагогами, организаторами детского движения и психологам в учреждениях дополнительного образования.

База исследования : МБОУ ДОД «РДЦ» .

Актуальность проекта: Современные подростки оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности психологически закономерно присущая подросткам не находит своей позитивной организации. Психологическая готовность действовать в социально значимом пространстве остается невостребованной. Так, тестирование 35 выпускников МБОУ СОШ №1 города Олекминска показало, что 4% обладают высокой степенью социального интереса (диаграмму о социальном интересе, смотрите в приложении 1). Мы можем сказать о том, что они способны к сотрудничеству, взаимопониманию, способны ценить жизнь и принят точку зрения другого, способны к помощи, эмпатии, компромиссности, даже за счет личных интересов . 68% имеют низкую степень социального интереса. Они не ориентированы на других людей. Опорой в реализации социально-значимых могут стать 32 % подростков с устойчивой степенью социального интереса.

Следовательно, можно сказать, что время диктует становление такой детской организации, в которой предметом деятельности становятся социальные отношения. И в такой организации воспитывают лидеров-взаимодействия. За кем молодежь, за тем и будущее. Эта истина общеизвестна. От того, с какими убеждениями юношество вступает в жизнь, по какому пути пойдет - это зависит от каждого из нас. В нашем районе на базе МБОУ ДОД «РДЦ» несколько лет назад создан вожатский отряд « Альтаир», который является одним из самых активных звеньев Районной Ассоциации Лидеров «Вместе» В отряде 24 старшеклассника.Все ребята – бывшие воспитанники детского лагеря «Росинка» МБОУ ДОД «РДЦ». Все ребята- убежденные сторонники ЗОЖ, спортсмены,КВН-щики, входят в Районный Совет Ассоциации лидеров. .

По итогам республиканского конкурса отряд «Альтаир» стал победителем конкурса вожатских проектов(2011_),в республиканском конкурсе «Вожатское сердце Якутии» (2012)отряд занял 2 место, в республиканском конкурсе детских организаций отряд занял 2 место(2012).Ребята отряда- лидеры для подрастающего поколения: все в городе школьники, мечтают поступить в «Альтаир», но поступить туда можно только с 15 лет, соответствовать характеристикам вожатого..В этом году был создан отряд будущих вожатых- отряд юных лидеров «Альфа»для школьников 5-8 классов.

Меня, как члена отряда «Альфа» , городской детской общественной организации, заинтересовал вопрос: «Лидер детского движения. Какими качествами необходимо обладать лидеру? Каковы нравственные ориентиры лидера детского движения?».

Теоретические основы основных понятий.

Рассмотрим основные понятия: «детское движение», «лидер», «нравственные ориентиры». Детское движение в настоящее время занимает определенное место. Так в словаре русского языка С. И. Ожегова, детским движением называется активная деятельность многих людей, направленная на достижение общей социальной цели. Если же рассматривать другие определения понятия детское движение, то его можно охарактеризовать, как способ освоения детьми мира и воздействия на него путем коллективной деятельности в кругу сверстников. В широком смысле, детское движение представляет собой действия различных объединений, организаций, движений, направленных на изменение самих себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем. Детское движение – это процесс рождения, становления, развития и отмирания различных групп, группок, объединений, в которых консолидируются дети и взрослые по принципу общности их личных и общественных устремлений. Процесс этот характеризуется воздействием одних на других, влиянием одних на других, наконец, изменением и одних, и других (детей, взрослых и детей). Детское движение – явление демократическое, способствующее самораскрытию личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует и где свободен в своем волеизъявлении.

Следующее понятие – «нравственные ориентиры». В словаре И. О. Ожегова, нравственность означает внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы: правила поведения, определяемые этими качествами. Ориентир – избранная цель в жизни, поведении. Ценностные ориентации человека составляют основу его отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе; основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности – «философии жизни».

Согласно учению психолога Р.Рокича имеются два класса ценностей:

  1. Терминальные (то к чему стремится человек): здоровье, свобода, карьера, семья, Отечество и другие. Это ценности-цели.
  2. Инструментальные ценности: помогающие добиться главных целей.

Качества личности можно отнести к инструментальным ценностям, так как многие из них помогают человеку добиться важных для себя целей.

И так вернемся к вопросу лидерства в детском движении, актуальна ли эта тема? Бесспорно, этот вопрос задают себе многие. Остановимся на понятии лидер как можно подробнее, попытаемся также составить психологический портрет лидера. Лидер – принимаемая группой личность, наиболее отражающая и выражающая ее интересы, проявившаяся в результате внутригруппового взаимодействия и реализующая собственные потенциальные возможности в деятельности и общении. В лидере, прежде всего, важна личность.

Истинный лидер – это судьбоносный момент духа в мире как рука помощи для многих. Лидер – человек, который удовлетворяет собственный эгоизм, реализует общественный интерес.

Получив от природы способность, внутренний призыв к превосходству, необходимо давать ответ. Поэтому в молодости лидер, одаренный природой больше других, как правило, много страдает, потому что только еще себя выстраивает, совершенствует на более высоком уровне собственную личность, свою механическую способность быть полифункциональным умом. Природа выдвигает лидера как функцию для общества.

Лидер – это тот, кто умеет распознать «божественную пропорцию», пропорцию данной реальности, движения отношений, и жизненной энергии, и от момента к моменту, от ситуации к ситуации, применять нужную «формулу» для получения победного решения.

Кроме врожденного таланта, лидер наделен этической чувствительностью. По своей природе лидер стремится одарить окружающих добротой и достичь большего. Для него очевидна связь между первенством и обязанностями. Права – лишь следствия. В отличие от ординарного человека или глупца, цепляющегося за любое известное ему право, которое он в озлоблении использует для уничтожения другого, незаслуженно выпячивая при этом самого себя, лидер добр от природы, благодаря той логике, власти, коей она его наделила. Власть не имеет исторической значимости, если она не открывает другим возможность самореализации.

Лидерство как сторона человеческих отношений и взаимоотношений существует столько, сколько существует человеческие отношения.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не люди, не дело, а эгоистическое желание показать себя, используя для этого окружающих и дело.

Такие качества и умения имеют главным образом врожденный характер. Исследования лидерства детей и подростков показывают, что действительно, лидерами становились те дети, чьи индивидуальные качества давали им преимущества перед другими (большая физическая сила, волевая активность, темперамент, интеллектуальное превосходство и др.).

Основная функция лидера – интеграция членов группы для решения стоящих перед группой задач. Лидер отличается наиболее полным и глубоким «видением» ситуации, богатым набором альтернатив и осуществляет в силу занимаемой им тактической диспозиции функцию регулятора действий партнеров.

Лидеры-организаторы отличаются от последователей одним фактором – мотивацией или стремлением принадлежать группе. Такой лидер действительно наиболее инициативный участник внутренних взаимоотношений. Организаторская деятельность лидера строится на объединении его действий в роли руководителя с личной инициативой. Однако функции руководителя проявляются, не открыто, а в «снятом» виде, воздействие задачи на группу не является прямым, а всегда опосредовано деятельностью руководителя и лидера группы. Отсюда: наличие влиятельного и популярного лидера-организатора способствует развитию более творческой атмосферы.

Но, безусловно, обращением только к управленческой стороне лидерства, анализ этого феномена, учитывая его психологическую природу, не исчерпывается. Лидерская роль может и не нести в себе организационное начало. Основу этого влияния могут составить эмоциональные, нравственные, профессиональные и другие характеристики лидера.

Кроме того, важное значение для выдвижения лидера имеет ситуация, то есть вся совокупность условий, в которых действуют лидер и группа в целом.

Ситуационная теория (или групподинамический подход) отдает предпочтение ситуативным факторам – типу решаемой групповой задачи, психологическому климату, времени решения, потребностям и целям группы и т.п. И лидерство – это, прежде всего, продукт, сложившейся ситуации. Когда перед группой возникает какая-либо важная задача, в качестве лидера выдвигается тот индивид, который превосходит других в качестве, необходимом в данной ситуации. Например, в ситуациях очень благоприятных или же, напротив, крайне неблагоприятных для группы лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. В условиях конкурентных форм межгруппового взаимодействия происходит изменение в восприятии и оценке лидера социально-психологической стороны «ведомых» членов группы: предпочтение отдается более жестким лидерам. Сам факт присутствия «враждебной группы» влияет на изменение в статусно-позиционной структуре группы.

Важно, что понимание лидерства как «функции ситуации» предполагает возможность выдвижения в различных ситуациях своих «ситуативных» лидеров. В то же время признается возможность появления универсального, или абсолютного, лидера.

Лидеры в группах могут быть разными по своему назначению, а поэтому в одной группе может быть сразу несколько лидеров.

Выделяется восемь типов лидеров в соответствии с особенностями их деятельности:

По характеру деятельности: универсальный лидер , удерживающий за собой лидерские позиции в любой обстановке, и ситуативный лидер , выдвигающийся на лидерскую позицию в конкретной деятельности.

По сфере взаимоотношений: формальный лидер и неформальный лидер .

Различные виды лидерства обнаружены в исследованиях под руководством Л.И.Уманского (1967). В пределах общей функции лидерства можно выделить разнообразные виды влияний:

  1. Лидер-организатор, осуществляющий функцию интеграции членов группы;
  2. Лидер-инициатор – член группы, выдвигающий предложения, идеи, принимаемые группой и служащие началом группового действия;
  3. Лидер-генератор эмоционального настроя группы;
  4. Лидер-эрудит;
  5. Лидер эмоционального притяжения (соответствует социометрической «звезде»);
  6. «Лидер-умелец», который влияет на группу лучшим, чем у других выполнением данной деятельности.

Интенсивность реализации лидером своих полномочий, функций зависит от его темперамента, характера, мотивов, привлекательности цели, значения этой цели для лидера и группы.

В коллективе может быть много лидеров, тем более что различные обстоятельства выдвигают временных, ситуативных лидеров. Если лидеры-организаторы направляют свои усилия на интеграцию всех членов группы оптимально и устойчиво в широком диапазоне задач, а не только по отношению к данным условиям деятельности, то ситуативные лидеры выполняют функцию интеграции группы только в отдельных ситуациях и только по отношению к эффективно действующей части членов группы. Это явление - положительное при одном условии: их нравственные ценности не должны противоречить друг другу.

Итак, обобщив все выше сказанное, можно попытаться дать определения лидерству и лидеру.

Лидерство – сложное и неоднозначное по составу элементов явление социальной психологии, включающее совокупность трех основных составляющих его компонентов (факторов) – ситуации, свойств группы и личностных характеристик лидера.

Лидер – это член группы, обладающий определенными индивидуально-психологическими и личностными характеристиками, обусловливающими развитие способности вести за собой других членов группы, влиять на групповые настроения, мнения, нормы, на формирование ценностных ориентаций в группе.

Данные определения целесообразно дополнить определением «Лидер – член, малой группы, обладающей единством наивысшего авторитета и наивысшей популярности. Авторитет дает личности потенциальную возможность оказывать влияние на других, а популярность создает реальные условия для взаимодействия лидера с окружающими. Таким образом, авторитет является содержательной, а популярность – динамической стороной лидерского влияния»

Остановимся более подробно на нравственных ориентирах лидеров детского движения.

Немного из истории, 16-19 мая 1922 года Всероссийская конференция РКСМ поручила ЦК разработать вопрос о детском движении. Постановление конференции о детском движении, принятое 19 мая 1922 года, положило начало созданию единой в рамках всей страны детской коммунистической организации (19 мая отмечался как день рождения пионерской организации). А с 1924 года пионерская организация была названа Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина, она объединяла детей и подростков в возрасте 10-15лет. Начался период становления и развития всесоюзной организации юных пионеров, дальнейшего упрочнения детского коммунистического движения. Название члена детской коммунистической организации «пионер» - быстро и навсегда вошло в жизнь, воплощая представление о юном помощнике партии в борьбе за новое социалистическое общество, за коммунистическое воспитание всей детворы. В 1970 году во Всесоюзной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тысяч пионерских дружин, объединявших 23 миллиона пионеров.

Пионеры стремились соблюдать Законы пионеров Советского Союза:

Пионер предан Родине, партии, коммунизму

Пионер готовится стать комсомольцем

Пионер ровняется на героев борьбы и труда

Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником

Отечества

Пионер – лучший в учебе, труде и спорте

Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду

Пионер – товарищ и вожатый октябрят

На первом месте главных качеств пионеров стояли: «доброта», «бескорыстие», «умение видеть другого человека», «трудолюбие» и «честность». Затем шли: «смелость», «стремление к знаниям», «щедрость», «дружелюбие» и «творчество». Замыкали список: «любовь к Родине», «умение отстоять свое мнение», «умение уступить другому», «заботливость» и «дисциплинированность». Переходя от пионерских организаций, к современным детским объединениям, попробуем сказать, а что же представляет собой детское объединение сегодня.

В нашем районе на базе МБОУ ДОД «РДЦ» несколько лет назад образована детская организация района. Как можно понять из названия Районной Ассоциации Лидеров «Вместе», строилась она на основе, как районный союз школьников района. В этом союзе школьников- отряд « Альтаир»- самое активное звено Районной Ассоциации Лидеров «Вместе» .

В отряде 30 старшеклассников.Все ребята – бывшие воспитанники детских лагерей города Олекминска: «Росинка»МБОУ ДОД «РДЦ». Все ребята- убежденные сторонники ЗОЖ, спортсмены,КВН-щики, входят в Районный Совет Ассоциации лидеров. «Гореть все ярче и сильней, сердцами зажигать детей!»- девиз отряда уже сам по себе говорит о целях, которые организация перед собой ставит. Целью создания является: содействие формированию социально- активной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и общественно-значимую деятельность.

Для достижения поставленной цели отряд осуществляет решение следующих задач:

  1. развитие общественной активности учащихся;
  2. создание условий для самореализации личности;
  3. развитие социальной и личной ответственности;

Основной целью организации является растущий человек, забота о его духовном здоровье, всестороннем развитии, приобщение к общечеловеческим ценностям и социально значимым делам. Социальная инициатива поощряется достаточно активно. Неформальное лидерство, межличностные отношения, эмоциональный климат, творчество не могут существовать без личностных начал. Индивидуальные личностные качества являются незаменимым источником социального творчества, которое выступает показателем общественной активности.

Отказавшись от диктатуры взрослых в организации, от единообразия взглядов и мнений, от обсуждения товарищей в разных формах, отряд взял из опыта пионерской организации творчество и инициативу, заботу старших о младших, милосердие и заботу об окружающих, коллективную творческую деятельность .

Исследование

выявления уровня развития социального интереса учащихся

Главные качества

Место

Выпускники школ

Альфа

Альтаир

трудолюбие

Коммуниктивность

Стремление к знаниям

Умение видеть другого человека

Умение отстоять свое мнение

Умение отстоять свое мнение

Бескорыстие

Умение уступить другому

Любовь к родине

Стремление к знаниям

Дружелюбие

Толерантность

Честность

Любовь к родине

целеустремленность

креативность

дисциплинированность

Целеустремленность

В современных условиях России число детских и молодежных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми. Вожатских отрядов в республике- 17. Детское общественное объединение – одна из структур в многообразии молодежных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. Детские и юношеские общественные организации можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также самостоятельную специфическую воспитательную систему, включенную в воспитательное пространство конкретного социума. Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа, учреждения дополнительного образования – основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребенка, становится серьезной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности. Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации – важнейшее условие целостного развития личности.

Разумно организованный досуг детей - эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных. Мир игры, фантазии, свободы творчества; мир настоящего детства» - самого ценного в жизни растущего человека. Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям. Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым, представляет собой живое, динамическое явление. Формы, структуры разнообразны. Доминируют две функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребенка и его социализация.

В деятельности «АЛЬТАИРА »и «Альфы» суть отношений определена понятием «социальное взаимодействие». Ребята здесь учатся находить контакты с разными категориями сверстников. Поэтому ведущим способом самоорганизации они считают социальное проектирование, т.е. деятельность, направленную на изменение отношения к своему городу и людям, живущим в нем. Известно, что социальное проектирование предполагает умение самостоятельно увидеть общественную проблему и найти нетрадиционный путь ее решения. Судьба любит первых за то, что они любят свою неугомонную, активную и жизнеутверждающую судьбу!

Улучшать окружающую жизнь – это значит «делать ее хоть чуть-чуть чище, краше и добрее». Цель отряда - «помочь детям познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным Гражданином своего Отечества ». Действительно улучшать окружающий Мир невозможно без его познания, в процессе которого человек заинтересованный и неуспокоенный просто не может пройти мимо проблем и бед людей близких и далеких, своей страны, всего Человечества, Природы. Сама же созидательная практика стимулирует стремление к дальнейшему открытию мира. А все это в свою очередь формирует настоящую гражданственность, не словесную, а деятельностную. «Забота», «забота о людях», «забота о природе», «забота о малышах» и т.п. – эти слова достаточно точно характеризуют социальную позицию, которую стремится сформировать у своих членов «Альтаир». Нельзя также забывать, что главная идея -КОЛЛЕКТИВИЗМ И ТОВАРИЩЕСТВО. Не правы те, кто считает, будто коллективизм способствует нивелированию личности и препятствует формированию ярких индивидуальностей.

«Лидировать сложно и просто».

Что отличает лидера взаимодействия от лидеров других типов? Потребность проявлять себя, никогда не доставляла вреда другому. Умение видеть, кому нужна помощь, и вовремя протянуть ему руку дружбы. Организаторские способности, позволяющие действовать каждому, проявлять свои знания, умения и навыки. Вера в потенциальные возможности каждого, его «изюминку», особенность, отличающую его от других. В Лидере должны сформироваться такие устойчивые качества, как коммуникабельность, сопереживание, ответственность, инициативность, сочувствие, самоуважение. А главное – необходимо научить подростков вглядываться в человека, раскрывать его способности, создавать условия для действий других, чтобы за ними чаще оставалось право выбора алгоритма действий.

Чтобы создать детское объединение нужно руководствоваться пятью принципами. Первый – добровольность. Только на этой основе возможно объединение детей, подростков и взрослого или взрослых. Затем – равноправие. Все члены объединения имеют равные права независимо от того, какую должность в общественном объединение они занимают. Далее – самоуправление. Деятельностью объединения руководят выборные органы самоуправления. Однако самоуправление никак не должно переходить в самоуправство. Потому существует еще принцип законности, т. е. соответствия деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству. Наконец, гласность или открытость, публичность деятельности того или иного объединения при безусловном учете предложений всех тех, кто в этом объединении состоит.

Наши заповеди:

  1. никогда не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе;
  2. ищи свою цель жизни, добивайся ее исключительно благодаря уму, знаниям, способностям;
  3. чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай;
  4. уважай себя, тогда тебя будут уважать другие.

К этим заповедям прислушиваются не только лидеры, а все ученики. Общечеловеческие нормы должны быть выполнять все.

В отряде сложилась уникальная ситуация диалога поколений. Уже несколько лет регулярно проводятся встречи вожатых разных лет, бывших пионеров, комсомольцев..

Заключение:

Работая над данной темой, я задавал представителям разных поколений, нашим бабушкам и дедушкам, мамам и папам и, разумеется, своим сверстникам, один и тот же вопрос: «Какими качествами должен обладать лидер детского движения? Каким должен быть лидер?». На мой взгляд, его качества остаются неизменными. Лидер должен быть не только ответственным, но и активным, не только позитивным, но и справедливым, он должен уважать других и быть уважаемым. Наши сверстники выделяют такие качества, как коммуникативность, целеустремленность, креативность, толерантность и другие (представлены в приложении 2). В новом тысячелетии лидеры - взаимодействия займут достойное место в общественной жизни города и нашей страны.

Таким образом, наши отряды имеют черты и социальной, и личностной направленности. А, кроме того, следует особо подчеркнуть их многопрофильность. В этом один из залогов успеха деятельности нашей организации. Но деятельность еще не все. Для успеха дела необходимо определенным образом организовать отношения внутри ребячьей общности.

Самодеятельность рассматривается одновременно с нескольких позиций: во-первых, как принцип деятельности организации, который вытекает из ее природы и сущности как организации общественной, и находит свое выражение в добровольности членства и свободе выхода их, ее рядов, праве выбора актива членами коллектива, в системе самоуправления и характере взаимоотношений взрослых и детей; во-вторых, как особое качество деятельности детей по внутреннему побуждению Наше время - время крупных перемен в отечестве - возвращает понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. Однако активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания aктивнocти, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека.

Приложение:

Анкета на выявление лидера в коллективе.(в 11а, б, 10а, б, 9 а, б, 7-а, 7б, 6а, 6,б)5, а, б)

  1. Кто в классе самый сильный?
  2. Кто в классе самый добрый?
  3. Кто в классе самый красивый?
  4. Кто в классе самый справедливый?
  5. Каким быть лучше: умным или сильным?
  6. Кто самый уважаемый в классе? За что его (ее) или их уважают?
  7. Кто бы мог стать командиром? Кого бы послушались в классе?
  8. Кого бы ты из твоего класса пригласил на свой день рождения?
  9. Нравится ли тебе участвовать в “огоньках”?
  10. Хочется ли тебе, чтобы кроме уроков у Вас были другие мероприятия (огоньки, поездки, экскурсии, походы, олимпиады и другое) Назови какие?
  11. Кого из ребят ты обязательно взял(а) бы с собой в поход?
  12. Что ты предлагаешь сделать, чтобы жизнь в классе (школе) стала интересней?
  13. Кем ты хочешь быть?
  14. Что для этого нужно уметь и знать?

Методика Дж. Кренделла предназначена для выявления уровня развития социального интереса учащихс

Инструкция


Я предпочел бы быть:


1. Одаренным воображением

– рациональным;

2. Полезным

сообразительным;

3. Умелым

– сопереживающим другим;

4. Уравновешенным

– продуктивным;

5. Интеллектуальным

– деликатным;

6. Надежным

– честолюбивым;

7. Уважающим других

– оригинальным;

8. Творческим

– здравомыслящим;

9. Великодушным

– особенным;

10. Ответственным

– оригинальным;

11. Способным

принимающим других ;

12. Заслуживающим доверия

умудренным опытом;

13. Умелым

– логически мыслящим;

14. Прощающим других

– утонченным;

15. Продуктивным

уважающим других;

16. Практичным

– уверенным в своих силах;

17. Способным

– независимым;

18. Энергичным

способным сотрудничать;

19. Одаренным воображением

– полезным;

20. Реалистичным

высоконравственным;

21. Деликатным

– умудренным опытом;

22. Сопереживающим другим

– особенным;

23. Честолюбивым

– терпеливым;

24. Трезвомыслящим

– сообразительным.




0–2 балла – низкий,
3–5 – ниже среднего,
6–8 – средний,
9–11 – выше среднего,
12–15 – высокий.

Анкета качеств лидера

Какими качествами должен обладать будущий лидер?

поставь место напротив качества(от 1 до)

доброта»,

«бескорыстие»,

«умение видеть другого человека»,

«трудолюбие»

«честность».

коммуникативность,

Целеустремленность,

Креативность,

толерантность

: «смелость»,

«стремление к знаниям»,

«щедрость»,

«дружелюбие»

И «творчество».

«любовь к Родине»,

«умение отстоять свое мнение»,

«умение уступить другому»,

«заботливость»

«дисциплинированность».

ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ЧЕРТ

Вас снова! ;-)
Хорошо, что здесь идет - то же самое предостережение

Вы хотели бы быть вокруг людей?
Вы предпочли бы остаться дома или пойти в клуб в выходные ночью?
Вы хотели бы иметь разговор / дебаты...?
Вам нравится работать в команде / группе?
Вы хотели бы работать индивидуально или в группе?
Вы любите проводить свое свободное время на хобби в одиночку или с друзьями?
вы наслаждаетесь партии / встречи...
Вы частью любой социальной клуб?

ШКАЛА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА,

Методика Дж. Кренделла предназначена для выявления уровня развития социального интереса учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год в первом полугодии с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.


Инструкция . Ниже приведены пары личностных качеств, или черт. В каждой паре подчеркните качество, которое вы цените более высоко. Совершая выбор, спросите себя, каким из двух качеств вы предпочли бы обладать как одной из ваших собственных характеристик.
Рассмотрим, например, первую пару: одаренный воображением – рациональный. Если бы вы могли выбирать, каким бы вы предпочли быть? Подчеркните в каждой паре ту характеристику, которую вы выбрали.
Некоторые из качеств будут встречаться дважды, но в разных сочетаниях: на самом деле ни одна пара не повторится.
Я предпочел бы быть:


1. Одаренным воображением

– рациональным;

2. Полезным

сообразительным;

3. Умелым

– сопереживающим другим;

4. Уравновешенным

– продуктивным;

5. Интеллектуальным

– деликатным;

6. Надежным

– честолюбивым;

7. Уважающим других

– оригинальным;

8. Творческим

– здравомыслящим;

9. Великодушным

– особенным;

10. Ответственным

– оригинальным;

11. Способным

принимающим других ;

12. Заслуживающим доверия

умудренным опытом;

13. Умелым

– логически мыслящим;

14. Прощающим других

– утонченным;

15. Продуктивным

уважающим других;

16. Практичным

– уверенным в своих силах;

17. Способным

– независимым;

18. Энергичным

способным сотрудничать;

19. Одаренным воображением

– полезным;

20. Реалистичным

высоконравственным;

21. Деликатным

– умудренным опытом;

22. Сопереживающим другим

– особенным;

23. Честолюбивым

– терпеливым;

24. Трезвомыслящим

– сообразительным.

Показатель социального интереса определяется по сумме ключевых ответов: в парах 2, 7, 9, 12, 14, 21 и 22 – по одному баллу начисляется за первую по порядку черту пары; в парах 3, 5, 11, 15, 18, 19, 20 и 23 – за вторую.
Пары 1, 4, 6, 8, 10, 13,16, 17 и 24 являются несущественными, и баллы за них не начисляются.
Уровни показателя социального интереса
0–2 балла – низкий,
3–5 – ниже среднего,
6–8 – средний,
9–11 – выше среднего,
12–15 – высокий.

Литература:

1.Антонио Менегетти, «Психология Лидера»

2.«Детское движение», Словарь-Справочник, 1998г.

3.«История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской Организации

Имени В.И.Ленина», 1983г.

4.ЛебедевД.И., «Штрихи к портрету пионера 90-х годов и его организации», 1994г.

5.«Детское движение в СССР», 1991г.

6.«Шпаргалка для лидера», Новосибирск, 2004г.

7.«Сделай шаг на встречу», Новосибирск, 2002г.

8.Интернет. Rambler:’Лидер детского движения’



Статьи по теме