Задания школьного этапа по мхк. Олимпиады по мхк. В. Создание текста

Муниципальная казённая Заречная средняя общеобразовательная школа

Всероссийская олимпиада школьников по искусству

(мировой художественной культуре)

Школьный этап

10 класс

Выполнила: учитель Румянцева Н.В.

10класс

Часть А. Тестовые задания

А1. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

1. Дольмен, кромлех, мастаба, менгир.

2. Лувр, Колизей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.

3. Дорический, коринфский, ионический, спартанский.

4. Гравюра, офорт, рисунок, эстамп.

5. Белый, коричневый, серый, черный.

5 баллов

А2. Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков.

1. __мф__театр – овальная арена для зрелищ, вокруг которой уступами поднимались места для зрителей.

2. П__трогл__ф – изображение, высеченное, выбитое или процарапанное на камне.

3. __кслибр__с – книжный знак, указывающий владельца.

4. Ск__м__рох – странствующие актеры в Древней Руси.

5. __н__малист - художник, изображающий животных.

5 баллов

А3. Многие современные искусствоведческие термины ведут свое происхождение из иностранных языков. Определите слово по его первоначальному значению.

1. __________________ – «царский дом».

2. __________________ – «помазанник».

3. __________________ – «созвучие».

4. __________________ – «храм всех богов»

5. __________________ – «возрождение».

5 баллов

А4. Историку культуры часто приходится иметь дело с крылатыми словами и устойчивыми выражениями. Заполните пропуски:

1. ____________________ _________________ - беспорядок и неразбериха, возникающие, когда люди перестают понимать друг друга.

2. ____________________ _________________ - лицемерный поступок предателя

3. ____________________ _________________ - безмятежность, невозмутимость.

4. ____________________ _________________ - глобальная катастрофа.

5. ____________________ _________________ - уязвимое место.

5 баллов

А5. Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества:

1. Благовещенский собор Московского Кремля.

2. Покровский собор в Москве.

3. Успенский собор Московского Кремля.

4. Храм Покрова на Нерли.

5. Церковь Вознесения в с. Коломенском.

А) Б) В)

Г) Д)

5 баллов

Б1.

5 баллов

О. А. Кипренский В. А. Тропинин

Б2.

5 баллов

Б3.

5 баллов

В1.

М. Берлиоз

К. Коро

«У художника две цели: человек и проявления его души»

Леонардо да Винчи

10 баллов

ОТВЕТЫ

на задания муниципального тура Всероссийской олимпиады 2008 г.

по мировой художественной культуре

10 класс

Часть А. Тестовые задания

А1.

1. мастаба (мегалитические сооружения).

2. Колизей (художественные музеи)

3. спартанский (стили).

4. рисунок (графика).

5. коричневый (ахроматические цвета).

5 баллов

А2.

1. А мфИ театр.

2. пЕ троглИ ф.

3. Э кслибрИ с.

4. СкО мО рох.

5. А нИ малист.

5 баллов

А3.

1. Базилика.

2. Барельеф.

3. Симфония.

4. Пантеон.

5. Ренессанс.

5 баллов

А4.

1. Вавилонское столпотворение.

2. Иудин поцелуй .

3. Олимпийское спокойствие.

4. Всемирный потоп.

5. Ахиллесова пята.

5 баллов

А5.

1. А)

2. Г)

3. Д)

4. В)

5. Б)

5 баллов

Часть Б. Задания с кратким ответом

Б1. Рассмотрите рисунок, изображенный на древнегреческом папирусе. Используя знания по курсу мировой художественной культуры, сформулируйте каноны изображения человека в древнеегипетском искусстве.

Критерии оценивания ответов

Баллы

Древнеегипетские художники голову и ноги изображали в фас, а плечи, глаза и грудь – в профиль. Фараона и богов изображали больше, чем всех остальных людей. Использовались атрибуты (например, урей) и символические цвета (Осириса изображали с зеленой кожей).

Верно указаны 5 элементов

Верно указан 1 любой элемент

5 баллов

Б2. Сопоставьте живописные портреты А.С.Пушкина, созданные художниками В.А.Тропининым и О.А.Кипренским. Определите, к какому художественном направлению принадлежит каждый из портретов. По каким признакам вы установили это?

Критерии оценивания ответов

Возможные элементы содержания ответа

Баллы

В.А.Тропинина называют «антиподом» О.А.Кипренского.

В.А.Тропинин показывает Пушкина как свободного, раскованного человека, его картины простые, «домашние». Пушкин, завернувшись в халат, как в античную тогу, предстает перед нами в образе мудрого, внутренне уравновешенного собеседника.

О.А.Кипренский – представитель романизма в живописи. Его портрет выражает представление о ценности, неповторимости индивидуальных черт личности, внутреннего мира человека.

Верно указаны 5 элементов

Верно указаны 4 любых элемента

Верно указаны 3 любых элемента

Верно указаны 2 любых элемента

Верно указан 1 любой элемент

Элементы не указаны или все указаны неверно

5 баллов

Б3. Основываясь на знаниях курса художественной культуры первобытного мира, приведите примеры синтеза искусств в древних обрядах.

Критерии оценивания ответов

Возможные элементы содержания ответа

Баллы

Синтез искусств в первобытных обрядах реализовался через взаимодействие и взаимопроникновение музыки, танца, слова, одежды (татуировки), сооружений, живописных изображений и т.д. Это можно раскрыть на примере одного из календарных (Святки, Масленица, русальная неделя, семик, Иван Купала) или семейных обрядов.

Верно указаны 5 элементов

Верно указаны 4 любых элемента

Верно указаны 3 любых элемента

Верно указаны 2 любых элемента

Верно указан 1 любой элемент

Элементы не указаны или все указаны неверно

5 баллов

Часть В. Задание с развернутым ответом

В1. Напишите мини-сочинение – эссе, взяв в качестве эпиграфа одно из следующих высказываний.

«Архитектура – это застывшая музыка»

М. Берлиоз

«Я вижу сердцем так же, как и глазами»

К. Коро

Критерии оценивания ответов

Критерии оценивания ответов

Баллы

При оценивании необходимо выделить следующие элементы:

1) формулировка на теоретическом уровне

2) обоснование собственной точки зрения (позиции, отношения) к предложенному высказыванию;

3) корректное использование искусствоведческих понятий в контексте ответа;

4) использование в качестве примеров конкретных шедевров искусства;

5) выдержанность художественного стиля изложения.

В ответе представлены все 5 элементов

9-10

В ответе представлены 4 элемента

7-8

В ответе представлены 3 элемента

5-6

В ответе представлены 2 элемента

3-4

В ответе представлены 1 элемент

1-2

Ответ не соответствует критериям.

Источник информации

2015-2016 уч.г.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК). 5-7-е КЛАССЫ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

Комплект заданий состоит из 8 заданий пяти типов:

Задания первого типа – 2,

Задания второго типа – 2,

Задание третьего типа – 1,

Задания четвертого типа – 2,

Задание пятого типа – 1.

б) Приведите 2-3 примера произведений других видов искусства (автор (если известен), название), созданных на сюжеты названного Вами литературного произведения.

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ 1

1. Народная былина (славянская мифология) «САДКО» - 2 балла

2.Картина «Садко в подводном царстве», художник Илья Репин. Образ Садко в опере «Садко», музыка Н.А. Римского-Корсакова, 1897 год. «Садко» - фильм-сказка, режиссёр Александр Птушко, 1952 год.

ВАРИАНТ ОТВЕТА В ТАБЛИЦЕ

Название произведения

Вид искусства (жанр)

Время создания

Дополнительные сведения о герое

Садко в подводном царстве

Живопись

И.Е. Репин

Новгородский купец, сначала был бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах и т.п.

Картина находится в Русском музее, С.-Пб.

Репин писал картину, находясь в Париже. Выбор идеи был связан с приездом в Париж Виктора Васнецова. Репин уговорил его позировать для своей работы.

Музыка (Опера)

Н.А. Римский-Корсаков

В оперу «Садко» вошли темы из симфонической поэмы под одноимённым названием, написанной Римским-Корсаковым ещё в 1867 году. Либретто к опере написал русский поэт В.И. Бельский, в дальнейшем ставший близким другом композитора. Место первой постановки – Москва, Частная опера Солодовникова. Произведение представляет собой жанр эпической, сказочной оперы. Опера «Садко» состоит из семи картин.

Киноискусство (Фильм-сказка)

А. Птушко

Фильм поставлен кинокомпанией Мосфильм. Главные роли в фильме – Сергей Столяров, Алла Ларионова (первая большая роль студентки ВГИКа). Помимо музыки Римского-Корсакова, в фильме использована музыка композитора Виссариона Шебалина. В 1963 году картина была куплена для проката в США, где была написана английская версия «Волшебное путешествие Синдбада». Таким образом, русская былина стала американской сказкой, а фильм стал общественным достоянием.

АНАЛИЗ ОТВЕТА. ОЦЕНКА

Участник определяет и указывает точное название произведения – 1 балл,

Указывает вид искусства (жанр) – 1 балл,

Указывает время создания – 1 балл,

Приводит дополнительные сведения – 4 балла.

Максимальное количество баллов – 10.

ЗАДАНИЕ 1. Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведёнными в тексте:

    Определите произведение по перечисленным приметам. – 2 балла

    Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит. Обоснуйте выбор вида искусства, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ. – 2 балла

    Укажите век, в какой было создано произведение. – 2 балла

    Назовите 2 произведения со схожим сюжетом или названием, воплощённые в других видах искусства. – 2 балла

Максимальное количество баллов – 10 .

Текст: … Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками N 1 и N 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.

Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути.

На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.

Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок N 1 - я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: "Это шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах…

ВАРИАНТ ОТВЕТА

Произведение

Вид искусства

Схожие названия (сюжеты, жанры)

Философская сказка «Маленький принц»

Литература

А. де Сент-Экзюпери

1)Одноимённая песня композитора М. Таривердиева на стихи Н. Добронравова;

2)Одноимённый м/ф, жанр – фэнтези. Режиссер – М. Осборн (Америка); 3)Скульптуры: Скульптура-фонтан в Грузии (автор – И. Жвания, 1998 г.): в Днепропетровске (автор В. Наконечный, 2002 г.); в С.-Пб – скульптура «Размышление о Маленьком принце» (автор – А. Аветисян)

Задание 1 . Впиши нужную букву.

1.1. Вступление к опере или балету называется ____________

А) Ария; Б) Баллада; В) Увертюра; Г) Серенада.

1.2. Перечисли жанры, в которых соединились музыка и литература__________

А) Опера; Б) Симфония; В) Балет; Г) Песня.

1.3. Манера исполнения в опере, когда герой говорит нараспев________

А) Ария; Б) Ариэтта; В) Монолог; Г) Речитатив.

1.4. Произведение, предназначенное для пения без слов, называется_____________ А) Вокализ; Б) Романс; В) Хор.

1.5. Для какого инструмента написана «Токатта и фуга ре-минор» И.С.Баха.

А) Скрипка; Б) Орган; В) Флейта.

1.6. Назовите инструмент, не входящий в состав симфонического оркестра______

А) Арфа; Б) Гитара; В) Контрабас; Г) Литавры

      Сказочные мифические существа, которые своим божественно-красивым, завораживающим голосом убивали мореплавателей_____________.

А) Древнегреческие музы; Б) Сирены; В) Певцы-сказители.

1.8. Вокальная баллада это_____

А) Величественная песня о богатырях, их подвигах, повествующая о подвигах богатырей, выдающихся событиях народной жизни.

Б) Направление в искусстве, возникшее во Франции в 70-х годах 19 века,

В) Песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет её остро драматический, в нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

Г) Это вступление к какому-нибудь музыкальному произведению или небольшая пьеса для клавесина, фортепиано, органа.

Задание 2. Найди цифру с правильным определением музыкального термина. Максимальное количество баллов – 4.

2.1. Либретто это…

    Литературный текст, лежащий в основе музыкально-сценического произведения, главным образом оперы, пересказ краткого содержания оперы или балета.

    Музыкальная тема или часть её, характеризующее какой либо образ идею, явление, применяемое в крупных музыкальных формах – операх, балетах, симфониях.

    Вокально-симфоническое произведение в нескольких частях. Обычно исполняется хором, солистами и оркестром, состоит из арий и речитативов с инструментальным сопровождением.

2.2. Что такое увертюра?

    Музыкальное предисловие, оркестровая пьеса перед большим спектаклем (оперой или балетом) и вводящая в круг идей, настроений, предстоящего зрелища.

    Произведение для оркестра, написанного в форме сонатного цикла.

    Украшение вокальной мелодии виртуозными, технически трудными пассажами.

Сопрано 1, сопрано 2, Альт Бас, баритон, тенор

Задание 4. Выбери слова из строчки и подставь их к нужному слову в столбце. Максимальное количество баллов – 8.

Лад, гусли, опера, зал, оркестр, барабан, гармошка, рожок.

Английский

Звончатые

Комическая

Концертный

Мажорный

Задание 5. Установи правильную последовательность.

5.1. Проставь от 1 до 4 термины по возрастанию числа исполнителей – певцов:

5.2. Проставь от 1 до 5 термины по возрастанию числа исполнителей – инструменталистов:

Максимальное количество баллов – 9.

Задание 6. Установи соответствие между музыкальным произведением и композитором:

1. Руслан и Людмила

2. Лунная соната

3. Александр Невский

4. Иван Сусанин (Жизнь за царя)

5. Князь Игорь

6. Ярославна

_________________________________________________________

а) Л–В. Бетховен

б) М.И. Глинка

в) А.П. Бородин

г) Б.И. Тищенко

д) Н.А. Римский - Корсаков

е) С.С. Прокофьев

Максимальное количество баллов – 6

Задание 7. Напиши, используя средства музыкальной выразительности, какую музыку ты слышишь, глядя на эту картину?

Б. Кустодиев «Масленица».

Максимальное количество баллов – 8 (если отмечены мелодия, интонация, лад, ритм, темп, тембр, регистр, динамика).

Задание 8. Творческое. Сочини музыкальную сказку, где главными действующими лицами будут являться ПЕСНЯ, ТАНЕЦ и МАРШ. Для описания используй музыкальные термины.

Максимальное количество баллов – 10.

А) Перед Вами четыре изображения Христа, выполненные в Италии в период с IV по IX век нашей эры. Расставьте изображения так, чтобы получившийся ряд отображал изменение образа Христа от античного к типично средневековому.

Запишите номера изображений в том порядке, который отражает хронологическое развитие образа Христа от более раннего к более позднему.

Ответ : 3, 2, 1, 4.

За каждое правильно указанное место в хронологическом ряду – по 1 баллу.

Всего за часть А – максимум 4 балла.

Б) Посмотрите на мозаику из античного города Филиппополиса, на которой изображён античный герой Орфей. Этот образ, особенно популярный в эпоху поздней античности и раннего христианства, был во многом близок образу Христа, который сложился в первые века нашей эры. Найдите среди первых четырёх изображений то, которое, на Ваш взгляд, наиболее близко образу Орфея. Кратко опишите символическое и стилистическое сходство и разницу между образом Орфея и выбранным Вами образом Христа.

Критерии оценки рассуждения

Всего за часть Б – максимум 6 баллов.

Всего за задание 1 – максимум 10 баллов.

Задание 2

Перед Вами мозаика монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция, X век), картина художника Якопо Тинторетто (Венеция, XVI век) и фрагмент текста 13-й главы Евангелия от Иоанна. Все они посвящены одному эпизоду последних дней земной жизни Иисуса Христа, происходившему во время Тайной вечери, так называемому «Омовению ног».

Сравните, как изображён один и тот же сюжет в тексте Евангелия и в произведениях изобразительного искусства. Обратите внимание на то, как каждый из авторов показывает главного героя, его облик, действия. Как выглядят рядом с ним другие действующие лица и как они соотносятся с главным героем? На какие детали обращают внимание читателя/зрителя авторы? Как выглядят пространство и место действия? Какую роль в восприятии изображения играют цвет и колорит? Как построена композиция?

В чём сходство и в чём различие трактовки этой сцены в тексте, мозаике и на картине?

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (100‒110 слов 1) на тему «Сцена омовения ног в Евангелии и произведениях изобразительного искусства».

1 Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен .

ОМОВЕНИЕ НОГ

(Евангелие от Иоанна, Глава 13, стихи 1‒20)

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, 3 Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, 4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. 5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. 6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебели умывать мои ноги? 7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. 8 Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. 9 Симон

Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. 10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. 11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.

12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? 13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. 14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. 16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. 17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. 18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою». 19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. 20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.

(Евангелие от Иоанна, Глава 13, стихи 1 20)

Критерии оценивания письменного рассуждения

Критерии оценивания письменного рассуждения выстроены таким образом, чтобы в работах участников максимально высоко ценилось умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.

При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями:

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

В. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0–3–7–10.

Всего по критерию В максимум 10 баллов.

С. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание : Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх-балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Максимум за работу 50 баллов.

Ключ к ответам олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) для 11 класса 2016-2017 год.

Курсивом отмечены примерные варианты ответов и дополнительный материал 2. Бюст Нефертити

мастерская Тутмоса

Древний Египет ок. 1351-1334 до н. э.

Амарнский

Берлин. Новый музей

3.Сирень.

М. А. Врубель

Россия. 1900 г.

Символизм

Москва. ГТГ

4. Тысячелетие России.

М. О. Микешин

Россия. 1862 г.

Неовизантийский

Великий Новгород

5. Адмиралтейство

А.Д. Захаров.

И. К. Коробов

Россия

1823 г.

1738 г.

Ампир

Санкт-Петербург

6. Здание МГУ

Л.В. Руднев

Россия 1949-1953г.г.

Сталинский ампир (классицизм)

Москва, Воробьевы горы

За название произведения – 1б., фамилию автора – 1б. (фамилию, имя или фамилию, инициалы – 2б.), страну – 1б., стиль – 1б., местонахождение – 1б.

Максимальное количество баллов - 36.

5). Танцевальная, оркестровая, камерная, джазовая, программная, хоровая и т.п. (примеры, указывающие на жанр)

За указание жанровой принадлежности – 1б., подобранное соответствие на иллюстрации – 1б., свой пример – 2б., 15 определений по 1б. за каждый эпитет, по 2б. за указывающее на жанровую принадлежность, по 3б. за развернутое в виде метафоры, цитаты, сравнительного оборота и т.п.

Максимальное количество баллов – 45

1). Портрет, на котором создан образ хрупкой романтичной юной девушки, возможно, увлеченной интересной беседой или засмотревшейся на что-то. (2б)

2). «Девушка с веером». Пьер Огюст Ренуар. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. (за название – 1б., полное имя автора – 3б. (фамилию, или фамилию, инициалы – 1б.), местонахождение – 1б. итого – 5б. )

3). Веер – важная часть туалета светской дамы. Является дополняющим, подчеркивающим индивидуальность и обогащающим элементом любимого Ренуаром женского образа. Именно на нем видны четко прорисованные складки – своеобразный фирменный элемент художника, который встречается во всех его работах. Блики красноватого, лилового, желтоватого оттенков, играющие на белом веере, подчеркивают красоту яркого мгновения жизни и прекрасного настроения. (3б. )

4.) Центральная часть композиции портрета – лицо, которое очень хорошо освещено, нарочито высветлено, вместе с тем естественно и свежо. Ярко-красные губы, белоснежная кожа, чёрные блестящие полные внимания глаза и роскошные волосы приковывают и завораживают взгляд. Слегка полураскрытые губы делают изображение более живым, ощутимым и поражающим силой своей реалистичности. Черты лица, в которых ощущаются прекрасные мгновенья жизни, выписаны отчетливо, в то время как руки, в которых девушка держит веер слегка размыты, расфокусированы. Сквозь блики платья проглядывают нежные оттенки кожи юной особы. Дальний план растушеван и обозначен штрихами, напоминающими технику пастели. Создаётся ощущение шероховатости, трепета, мерцания красок и света, движения тёплого воздуха, самой жизни.

Как любого импрессиониста Ренуара интересует игра света и цвета. При минимальном колорите красного, черного и белого тонов он добивается потрясающего эффекта перекачивания света из одной части холста в другую, вибрации, пульсации и сияния множеством оттенков и полутонов, игры нюансами и переклички цветовых сочетаний. Примечателен классический, расположенный в шахматном порядке контраст чёрного и белого. Лаконично, кратко, гениально. (5б.)

5). Здесь молодость чарует нас. Как жаль, что этот образ всего лишь одно мгновение, неимоверно лёгкое, неуловимое и преходящее, как и всё вокруг. Мир полон красок, солнца, самых интересных лиц и судеб. Поэтому прекрасна каждая минута жизни, каждый момент её бытия, каждый взгляд и поворот головы. О, юность, умеющая искренне радоваться и увлекаться, жить и дышать полной грудью! (6б.)

6.) 1880-1881 (вторая половина XIX века). Импрессионизм: отражение действительности в подвижной изменчивости и мимолетных красочных ощущениях, индивидуализация образа, разложение цвета на основные части спектра, многообразие оттенков, размытость образа в гармонии с природой, растворение цвета в свете, нанесение чистых оттенков, без смешивания, чистота, сияние красок с виртуозными переходами от одного мазка к другому, радость жизни и умение видеть прекрасное в каждом мгновении. (6б.)

7). К. Моне «Впечатление. Восход солнца», «Поле маков», К. Писсарро «Бульвар Монмартр», Э. Дега «Голубые танцовщицы» (по 1б. за каждое произведение, но не более 5б. )

Максимальное количество баллов - 32

1- Нерон (римский скульптурный портрет, мрамор, Британский музей, Лондон, характерная для времени идеализация сочетается с правдивым изображением характера властного, высокомерного и жестокого императора – интригана).

2 – Петр (Бронзовый памятник на гранитном пьедестале первому русскому императору Петру I повелела воздвигнуть Екатерина II в Петербурге на Сенатской площади, автор французский скульптор Э. Фальконе, на открытие памятника не был приглашен, работу закончил Ю. Фельтен, классицизм, памятник - символ победы разума и цивилизации над дикими силами природы, преемственности государственной власти, часто упоминался в произведениях русской литературы А.С. Пушкиным (поэма «Медный всадник»), Ф.М. Достоевским (роман «Подросток»), А. Белым (роман «Петербург»).

3 – Екатерина ( «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», автор В.Л. Боровиковский, сентиментализм, ГТГ Москва, портрет был не похож на портреты того времени в стиле классицизма, автор хотел показать внутренний мир человека в гармонии с природой, императрица не испытала восторга при виде портрета и не выкупила его).

4 – А.С. Пушкин (Портрет А.С. Пушкина кисти В.А. Тропинина, «халатного живописца», для которого характерны камерность, уют, теплота; романтизм, Всероссийский музей А.С. Пушкина – квартира на Мойке в Санкт-Петербурге, на указательном пальце поэта кольцо в виде золотой витой печатки с восьмиугольным сердоликом темно-красного цвета - это подарок Елизаветы Воронцовой, Пушкин относился к нему особенно трепетно, и считается, что знаменитое его стихотворение «Храни меня, мой талисман» воспевает именно этот перстень. )

5 – Жуков (Портрет маршала Г.К. Жукова. П. Д. Корин, ГТГ, применены приемы русской иконописи, символическая палитра).

6 – Нестор (Нестор – летописец. М.М. Антокольский. РМ. Санкт-Петербург, академизм, мрамор)

7 – М.И. Кутузов ( Памятник фельдмаршалу князю Кутузову Смоленскому. Б.И. Орловский. Казанская площадь (перед Казанским собором) Санкт-Петербург, бронза. В суровую годину Великой Отечественной войны памятник Кутузову стал для ленинградцев символом твердости, героизма и уверенности в победе. Он был одним из трех памятников в городе (два другие - Суворову на Марсовом поле и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором), которые не были укрыты мешками с песком в дни блокады, а воодушевляли его защитников. Ни один снаряд не попал в эти памятники).

8 – Наполеон (Наполеон на перевале Сен-Бернар. Ж.Л. Давид. Мальмезонский дворец. Париж, романтизм, существует 5 версий полотна).

9 – Третьяков (Портрет П.М. Третьякова. И.Е. Репин. ГТГ Москва, реализм).

10 – М.Ю. Лермонтов (Автопортрет. М.Ю. Лермонтов, создан в 1837 г. на Кавказе, предназначен для любимой женщины, В.А. Лопухиной (Бахметевой), подаренный ей поэтом во время их последней встречи, долгое время считался утерянным. Государственный литературный музей. Москва).

За правильно расшифрованные понятия – 1б. за каждое, правильное соотнесение – 1б. за каждое, сообщение дополнительных фактов – 2б. за каждое, но не более 20б. Максимальное количество баллов – 40.

1).

1, 5 – пьесы К. Гоцци.

2, 3 – главный герой (Труффальдино и Фигаро)– проворный слуга, водящий за нос господ.

4, 6 – спектакли по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» («Ревизор», «Ревизская сказка»)

2). 1, 5.

3). «Турандот», «Король – олень».

4).

2. «Слуга двух господ» («Труффальдино из Бергамо») К. Гольдони.

3. «Безумный день или Женитьба Фигаро» П.О. Бомарше.

4. «Ревизор». Н.В. Гоголь.

6. «Ревизская сказка». По произведениям Н.В. Гоголя («Мёртвые души», «Шинель», «Записки сумасшедшего», Ревизор», «Портрет», «Нос», «Авторская исповедь»).

За правильную группировку с пояснением – 1б. за каждую группу, правильно выписанные номера изображений пьес К. Гоцци – 2б., названия пьес К. Гоцци – по 2б. за каждую, правильные названия других произведений – 2б. за каждое, указание автора – 2б. за каждого.

Максимальное количество баллов - 25

1

Казанский собор

2

Собор святого Петра

Андрей Никифорович Воронихин

Донато Браманте, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Джованни Лоренцо Бернини

Время появления

1801-1811 (первая половина XIX века)

1626 ( XVII век )

Страна (культурно-историческая эпоха)

Россия г. Санкт-Петербург. «золотой век русской культуры»

Италия. Рим. Ватикан. Эпоха Возрождения и барокко.

Три очевидных сходства

1.колоннада с коринфским ордером

2.украшен скульптурами, фресками, барельефами, бронзовыми вратами итальянских мастеров

3.венчает храмы огромный купол с крестом на барабане, который в свое время был сооружен по новаторской технологии

Три очевидных различия

1. построен в память о подвиге русского воинства

2. главная святыня – чудотворная икона Казанской Божией Матери

3.более сдержанный вид в стиле ампир (православный)

1. построен в память о мученической казни апостола Петра Нероном

2.главная святыня – гробница с мощами святого Петра

3.более нарядный вид в стиле барокко (католический)

Мои впечатления

Исполин русской славы!

Красота Божьего мира.

За название – 1б. за каждое произведение, полное имя автора – 3б. (фамилию – 1б., фамилию, инициалы – 2б.), время появления – по 1б., указание страны (культурно-исторической эпохи) – 2б., сходства – 2б. за каждое, различия – 2б. за каждое, выраженное впечатление – 2б. за каждое, но не более 5б.

Максимальное количество баллов – 30.

Всемирно известный испанский художник Пабло Пикассо оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства XX века. Основоположник кубизма , в котором трёхмерное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещённых воедино плоскостей, вызвал к жизни массу подражателей. По экспертным оценкам, Пикассо - самый «дорогой» художник в мире, а его полотна самые популярные среди похитителей.

В творчестве Пикассо исследователи выделяют несколько периодов.

«Голубой» и «розовый» периоды, в которых печаль, меланхолия, старость, нищета и смерть сменились образами из более живого мира театра и цирка.

Период кубистской тайнописи. От экспериментов с цветом и передачи настроения Пикассо обратился к анализу формы: сознательная деформация и натуры и увлечение африканской скульптурой приводят его к абсолютно новому жанру. Картины художника становятся похожи на загадочные ребусы.

Один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо создаёт в произведениях автора атмосферу конвульсий и истерии, ирреальный мир галлюцинаций, мир сюрреализма . На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ, орущих, раздутых до абсурда и бесформенных или воплощающих метаморфические и агрессивные образы.

Пережив глубокое потрясение от ужасов фашизма, в Пикассо вступает в Коммунистическую партию Франции. Гуманистические воззрения проявляются в его работах. В он рисует знаменитую эмблему мира.

«Голубой период» - «Любительница абсента», «Нищий старик с мальчиком»

«Розовый период» - «Девочка на шаре», «Семья акробата с обезьяной»

Период кубизма- «Авиньонские девицы», «Гитара и скрипка»

Период сюрреализма – «Купальщицы», «Женщина с цветком», «Герника»

Послевоенный период – «Голубь мира»

За каждую исправленную ошибку – 1б., выписанные периоды – 1б. за каждый, пример произведения – 2б. за каждый, но не более 10б., оригинально законченный текст – 9б.

Максимальное количество баллов – 30

Автор картины

Александр Андреевич Иванов- 3б.

А. Иванов – 2б.

Иванов – 1б.

Название картины и имена главных персонажей

«Явление Христа народу». – 1б.

Иоанн Креститель, апостолы, Иисус Христос. – по 1б. за каждого героя (не более 3б.)

Название фильма

За констатирующее номинативное название – 2 балла

За название, раскрывающее замысел и идею фильма – 4 балла

За метафорическое название или название, использующее цитату – 6 баллов.

Максимально – 6 баллов

Основная идея

Через анализ изобразительных средств 2 балла (за обращение к анализу изобразительных средств)

Через раскрытие сути характера главных героев - 2 балла (за обращение к содержательной стороне картины)

Через отношение к главным героям художника - 2 балла (за идею раскрытия отношения художника к материалу). Максимально 6 баллов.

Кадр 1.

В каждом кадре оценивается

    указание на композицию кадра – по 2 балла за каждое композиционное уточнение, максимально 4 балла;

    план – 2 балла за указание плана;

    ракурс – 2 балла за указание ракурса,

    особенности цвета – 2 балла за указания цветовых решений,

    освещения – 2 балла за указание на особенности освещения,

    титры – 2 балла за грамотно и уместно указанное содержание титров; за грамматические, стилистические ошибки в предложенном тексте титров снимается 1 балл; в случае фактических ошибок баллы не начисляются;

    закадровый текст – по 2 балла за каждое уместное утверждение в предлагаемом закадровом тексте, максимально 6 баллов;

    музыкальное сопровождение – 2 балла за уместно предложенное музыкальное сопровождение + 2 балла за имя композитора и название произведения или называние звучащих инструментов. Максимально 4 балла за описание музыкального сопровождения. Максимально за каждый кадр – 24 балла

Максимальное количество баллов – 140

А) Перед Вами 12 памятников архитектуры XX–XXI вв. Часть из них относится к конструктивизму – магистральному направлению в архитектурном движении 20-х годов XX века, а остальные принадлежат к эпохе деконструктивизма, завершающей XX век и открывающей новое столетие. Подпишите под каждым изображением памятника, к какой из двух эпох (конструктивизм или деконструктивизм) он относится.

Рисунок 2. (конструктивизм)

Рисунок 3. (конструктивизм)

Рисунок 5. (конструктивизм)

Рисунок 7. (конструктивизм)

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Всего за часть А – максимум 12 баллов.

Б) Сформулируйте, какие черты характерны как для памятников эпохи конструктивизма, так и для архитектурных сооружений деконструктивизма. Определите основные принципы, которые характерны только для эпохи деконструктивизма.

Критерии оценки рассуждения

Всего за часть Б – максимум 8 баллов.

Всего за задание 1 – максимум 20 баллов.

Задание 2. «Сказка сказок»

«Сказка сказок» – мультипликационный фильм, который снял в 1979 году режиссёр Юрий Норштейн по сценарию, написанному самим режиссёром и писательницей Людмилой Петрушевской. Главный герой фильма – Волчок – персонаж детской колыбельной – «Баю-баюшки баю, не ложися на краю.

Придёт серенький волчок и ухватит за бочок». В фильме Волчок – не просто персонаж фольклорной песни. Он наделён способностью наблюдать жизнь в разные времена и проникать в разные пространства.

Вот что пишет Юрий Норштейн о фильме: «На Сказке для меня преобразилось понятие времени. Его течение в мультипликации и так более сгущено, чем в игровом кино. Складывая фразу из крошечных кадриков-движений, необходимо быть экономным, как в поэзии. А Сказка… состояла из нескольких слоёв – драматургических линий, которые мне хотелось свести к общей теме.

К теме, которая развивается вообще вне времени» 1

Небольшой фрагмент фильма и сценарная заявка авторов – станут материалом для осмысления в этом задании.

  • Какие темы и мотивы сценарной заявки легли в основу эпизода?
  • Какое воплощение они получили на экране?
  • Как Вы можете описать изобразительный язык, который выбирает художник для передачи пространства, движения, характеристики персонажей? Какую роль в этом эпизоде играют музыка и звук?
  • Какие архетипические образы выбирает Норштейн в этом эпизоде и как он их интерпретирует?

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (170–190 слов 2 ) на тему «Отражение сценарного замысла в одном эпизоде фильма «Сказка сказок»».

1 (Сказка сказок. Юрий Норштейн, Франческа Ярбусова. М., 2005. Стр. 43)

2 Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.

Л. Петрушевская, Ю. Норштейн «Сказка сказок» (заявка)

Это должен быть фильм о памяти.

Помните, какой длины были дни в детстве?

Каждый день стоял сам по себе, сегодняшнее исполнялось сегодня, а для завтрашнего счастья отводился завтрашний день.

Все истины были простыми, все новые предметы повергали в изумление, а дружба и товарищество стояли превыше всего.

То вечное откладывание жизни на завтра, которое постигает многих с возрастом, та жизнь абы как, дружба – не дружба, радости, не узнаваемые как радости – от солнца, снега, ветра, гуляния, от вымытой гладкой тарелки, от собак, кошек, – это пережидание судьбы пусть нас минует.

Не об этом фильм.

Это должен быть фильм с поэтом в главной роли, причём не обязательно поэт появится на экране, может появиться его стихотворение – такое, как «Сказка сказок» Назыма Хикмета:

Стоим над водой – солнце, кошка, чинара, я и наша судьба.
Вода прохладная,
Чинара высокая,
Солнце светит,
Кошка дремлет,
Я стихи сочиняю.
Слава Богу, живём!
Блеск воды бьёт нам в лица –
Солнцу, кошке, чинаре, мне
И нашей судьбе.

И должна появиться на экране кошка, любвеобильное, памятливое существо, и одинокий башмак-разнопарка, найденный детьми в мусоре – кто бы мог его там поставить, новый, с целой подмёткой башмак? И тот пень берёзовый, который, как у Твардовского говорится, весной «зальётся пеной розовой», и все окрестные бабочки, жуки и худые перезимовавшие пчелы слетятся на пир. Пойдёт дождь, напитает землю, наполнит ботинок, пень, вымоет булыжную мостовую, и в конце улицы встанет и будет долго стоять вечерняя заря…

Бельё на веревках, бык с кольцом в ноздре, полный ужасных, гибельных страстей; дяденька на деревяшке с одной ногой, наш сосед, пришедший так с войны… Наш сосед в одном ботинке…

Всё это может быть организовано в простой сюжет, но сюжет особенный, сюжет-гармошку, раздвигающийся, расширяющийся, а в конце сведённый к одному простому звуку: «Живём».

Потому что наше детство пришлось на конец войны, и мы вечно должны помнить, что счастье – это каждый мирный день. Каждый день.

Эпизод из мультфильма

Критерии оценивания письменного рассуждения

Критерии оценивания письменного рассуждения выстроены таким образом, чтобы в работах участников максимально высоко ценилось умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.

При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями:

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

В. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0–3–7–10.

Всего по критерию В максимум 10 баллов.

С. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание : Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёхбалльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Максимум за работу 60 баллов.



Статьи по теме