Презентация на тему "цунами". Цунами и их характеристика Сообщение по обж на тему цунами

Тема: « Защита населения от цунами».

Разработала

преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ «Гимназия № 24»

Медведева И.В.

Цели:

- актуализировать знания о цунами

- содействовать формированию у учащихся первоначальных представлений о способах защиты от цунами

- создание условий для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, делать выводы, участвовать в обсуждении проблемы.

Задачи:

- научить действиям при угрозе и во время цунами

- развивать умение работать с литературой, информационными материалами, делать выводы.

- воспитывать у учащихся ценностное и ответственное отношение к своему здоровью; умение работать в команде для достижения цели

Тип урока : интегрированный, обобщение и систематизация знаний.

Технологии : развивающего обучения, информационные.

Оборудование : учебник, тетрадь, раздаточный материал (тесты), химическое оборудование для проведения опытов, презентация « Power point », «Физическая карта мира», мультимедийный проектор, компьютер.

Методы и приёмы обучения : проблемные, объяснительно-иллюстрационные.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока.

I . Организация начала занятия.

Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.

Проверить готовность учащихся к уроку: на столах должны быть - тетрадь, дневник, учебник, письменные принадлежности. Распределение учащихся по группам. (приветствие, подготовка к уроку, наличие всего необходимого для работы на уроке, эмоционально-психологический настрой на работу)

II . Проверка выполнения домашнего задания.

Дидактическая задача : установление правильности и объёмности выполнения домашнего задания всеми учащимися.

III. Подготовка к основному этапу занятий.

Дидактическая задача : обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

На данном этапе проводилась связь с материалом, изученным ранее, при этом осуществлялся контроль в игровой форме.

Учитель ОБЖ : Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Но мы работает с Вами в обычном режиме.

Тема сегодняшнего урока: «Защита населения от цунами».

Цель урока:

Выработать алгоритм действий при угрозе, во время и после цунами.

План урока:

1.Как подготовиться к цунами

2.Правила поведения во время цунами

3.Правила поведения после цунами

4.Способы оценки качества и очистки воды в домашних и природных условиях.

Для достижения цели, которую мы перед собой поставили, Вы должны ответить на следующие вопросы. Давайте вспомним основные понятия темы. У меня есть небольшой аквариум с рыбками. Эти рыбки содержат вопросы, на которые нужно ответить.

Вопросы для повторения пройденного материала:

1. Что такое цунами? (гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений или извержений вулканов, возможны также при обрушении берегов).

2. Что означает слово цунами? («цу» - гавань, «нами» - «большая волна», то есть большая волна в гавани).

3. Высота волны над очагом в океане -? (1-5 м).

4. Длина волны - ? (150-300 км).

5. Скорость распространения - ? (от 50 до 100 км/ч)

6. От чего зависит длина волны, её высота и скорость распространения? (от глубины океана: чем больше глубина океана, тем больше длина волны и скорость её распространения и тем меньше высота волны).

7. Классификация цунами по причине возникновения? (вызванные подводными землетрясениями, вызванные прибрежными землетрясениями, вызванные подводными и островными извержениями вулканов, вызванные оползнями на морском дне).

8. Классификация цунами по интенсивности? (очень слабые - I балл, слабые - II балла, средние - III балла, сильные - IV балла, очень сильные - V баллов, катастрофические - VI баллов).

9. Основные поражающие факторы цунами? (ударное воздействие волны, размывание и наводнения).

10. Вторичные последствия цунами? (пожары, возникающие в результате повреждений нефтехранилищ, разрушение химически и радиационно опасных объектов, а также коммунальных систем может вызвать на обширных территориях химическое, радиационное или другое загрязнение)

Учитель ОБЖ:

Молодцы, все справились со своими вопросами. А ещё ребята нашли народную поговорку: «Жди горя с моря, а беды от воды». Все ли согласны с данной пословицей? Давайте разделимся на две группы: левая сторона (согласна с высказыванием), правая сторона (не согласна с высказыванием). Заслушиваются ответы учащихся, проводится обсуждение.

Учитель ОБЖ: Я написала небольшое стихотворение, посвященное цунами. Послушайте его.

Идёт она издалека,

Вздымаясь кверху и бушуя.

Что принесёт эта волна,

Когда придёт на берега?

Удар, и крики,

И мольба -

Постой! Куда несёшься?

И кто послал тебя такой -

Неукротимой и жестокой.

Едва ушла -

И вновь вернулась,

И разрушения опять,

И долго будут потом люди

Всё восстанавливать опять.

В тебе есть сила,

Мощь, спонтанность…

И что здесь делать?

А ответ простой -

Ты предскажи её пораньше,

Спасёшь ты снова род людской.

А если вдруг волна внезапна,

То уберечься можно в ней - Ты соблюдай всё то, что надо -

Спасёшься сам, спасёшь друзей.

Учитель ОБЖ:

Поэтому, ребята, мы сегодня акцентируем внимание на том, что если мы не изучим данную тему, то не сможем правильно повести себя в критической ситуации. Может быть такое: Вы поехали с родителями на побережье (по туристической путевке) или вдруг сменили место жительства - и там можете легко столкнуться с этим грозным природным явлением - цунами.

1 V . Основной этап.

Дидактическая задача : формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

При изучении нового материала проводились межпредметные связи с химией. Использовались проблемный и объяснительно-иллюстративный методы. При раскрытии учебного материала применялись компьютер и мультимедийный проектор. Ребята работали в группах и индивидуально - проводили опыты по очистке воды в домашних и природных условиях.

Учитель ОБЖ :

Мы вспомнили с вами основные вопросы прошлой темы. Поэтому перейдем к изучению нового материала. Вы разбиты на группы. Каждая группа получает задание, работает с учебником, находит ответ на вопрос, кратко записывает ответ на листочке, у доски один из Вас зачитывает ответ и прикрепляет на доску.

I группа:

Правила: «Как подготовиться к цунами?»

1. Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона (сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств, услышав сигнал, включите радиоприемник, телевизор и прослушайте информацию и инструкции.)

2. Признаки близкого цунами: землетрясение, которое вы заметили в своем доме, более интенсивный, чем обычно, отлив, появление трещин в береговом льду зимой, необычный дрейф льдин в безветренную погоду, выбросы у кромки льда.

3. Наиболее опасные места во время цунами - это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места.

4. Имейте перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты лучше заранее уложить в чемодан или рюкзак.

5. Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы вещами, шкафами, колясками, велосипедами. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.

II группа:

Правила: «Как же вести себя во время цунами?

1. При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путем перебраться на возвышенное место(30-40 м над уровнем моря) ил как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.

2. При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надежное здание.

3. Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.

4. Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.

5. Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.

6. Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.

III группа:

Правила: «Чего нельзя делать при угрозе и возникновении цунами?

1. Нельзя спускаться к морю, смотреть на его обнажившееся дно и наблюдать за волнами: когда вы увидите волну, с низменных мест спасаться будет поздно.

2. Нельзя встречать волну на пространстве с большим количеством сооружений или других предметов из-за опасности ударов о них.

IV группа:

Правила: «Что нужно делать после цунами?»

1. Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 часа после прохода первой волны.

2. Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.

3. Возвратившись в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.

Учитель ОБЖ:

Не только мы сами, но и государство заботится о защите населения от цунами.

Заблаговременные меры по защите от цунами:

1. Создание системы наблюдения и прогнозирования

2. Запрещение нового строительства в опасных районах

3. Перенос объектов экономики в безопасные места

4. Строительство волнорезов и дамб

5. Заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации

6. Подготовка населения к действиям

7. Посадка деревьев.

Но, не смотря на эти меры, в волнах цунами гибнет большое количество людей, животных; она приносит большие разрушения (фильм).

Учитель ОБЖ:

Наиболее крупные цунами XX и XXI вв. наблюдались:

1. г. Северо-Курильск, 1952 г. (130 км от Камчатки)

2. Аляска (1957, 1958, 1964)

4. Побережье Японии (06.09.2004, 09.01.2005)

5. Юго-Восточная Азия (Индонезия, Шри-Ланка, Таиланд, Африк.страна - Сомали 26.12.2004)

6. Соломоновы острова - 02.04.2007

Учащиеся на «Физической карте» у доски отмечают наиболее крупные цунами.

Проведение физкультминутки.

Учитель химии:

Одним из последствий цунами является нарушение системы водоснабжения. Все мы знаем, что без воды жизни нет. Человек без воды может прожить максимум неделю. Возвратившись, домой, мы должны убедиться в качестве нашей воды. Каким образом мы можем это сделать? Ребята нам сейчас продемонстрируют.

Ученик 1:

Стакан с водой накрыть листком бумаги. Слегка подогреть и быстро убрать листок - резкий запах говорит о том, что вода недоброкачественная.

Ученик 2: (опыт)

Налить в стакан воду и оставить на несколько часов - не должно быть ни осадка, ни пленок на поверхности. Отстаивание - самый простой способ очистки воды. В результате удаляются летуче компоненты, а соли тяжелых металлов оседают на дно. Отстаивать воду следует в открытых сосудах, защищенных от попадания прямых солнечных лучей и не менее 10 часов Учитель химии :

Как можно обезвредить в домашних условиях воду?

Ученик 3: (опыт)

Пропустить воду через бытовой фильтр (слайд). А можно сделать фильтр самому. Кусочки дерева не хвойных пород сжечь в закрытой посуде на сильном огне. Полученный древесный уголь проложить несколькими слоями марли.

Ученик 4:

Кипячение - это наиболее известный и доступный способ очистки воды. Самая безопасная вода — кипяченая. Кипятить воду следует в течение 5-7 минут, а хранить не более суток.

Прежде чем кипятить воду, следует выдержать её не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости.

Если водопроводную воду, набрав из крана, сразу поставить кипятить, то хлор будет выходить из жидкости, но при быстром нагревании воды ускоряются химические реакции, и хлор, растворенный в воде, лишь частично выйдет из неё, успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде. Соединения же хлора с органикой - яд. Конечно, при кипячении хлорированной воды этот яд образуется вроде бы в ничтожных количествах, но организм, аккумулируя его, отравляется. Пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания, но и от избытка солей.

Ученик 5:

Давно известны бактерицидные свойства серебра, которые отлично чистят воду. Все, что надо сделать, это набрать в большую емкость воду и положить на дно серебряный предмет, например ложку или вилку. К утру ионы серебра очистят воду не хуже любого фильтра.

Ученик 6: (опыт)

Очищать воду можно методом частичного замораживания. Дело в том, что в первую очередь замерзает наиболее пресная и чистая часть воды, а после - содержащая соли и различные примеси. Для того чтобы проделать эту операцию, берут воду после отстаивания, наливают ее в миску или кастрюлю и ставят на лист фанеры или картона в морозилку. Когда вода начнет замерзать, первые корочки льда нужно удалить - это «тяжелая вода», когда вода замерзнет наполовину, оставшуюся воду вылить, а лед сполоснуть холодной водой. Скоро у вас будет не только чистая, но и талая вода, которая считается активной водой с особыми благотворными свойствами (слайд).

Учитель химии:

Можно очистить воду методом дистилляции и получить дистиллированную воду. Но в этой воде совсем нет солей, которые необходимы для жизнедеятельности организма.

Учитель ОБЖ:

Итак, мы узнали как проверить качество воды и как очистить воду в домашних условиях. А представьте - мы эвакуировались. Отсутствие воды приводит к гибели человека в течение 3-х суток. Жажда - это субъективное ощущение, возникающее у человека при недостатке в организме воды. Водообеспечивание начинается с поиска водоисточника. Чаще всего водоисточник имеется, но вода в нем малопригодна для питья (болото, лужа и т.д.) Как очистить воду в таких условиях? С данным материалом мы знакомились с Вами на уроках ОБЖ в 6-ом классе.

Ученик 7:

Очистить воду можно фильтрацией, выкопав ямку недалеко от водоисточника, и скоро в яме наберется достаточно чистой воды.

Ученик 8: (опыт)

Фильтрацию можно осуществить и примитивными фильтрами: в пустую, пробитую несколько раз гвоздями консервную банку на дно кладут вату с марлей или кусок материи, потом кладут промытый уголь, который останется, когда прогорит костер. Через этот фильтр пропускают воду и применяют для питья.

Ученик 9:

Подобным образом можно изготовить и трубку для питья воды из неочищенных источников. В трубку, изготовленную из любого материала, вставляют марлю, материю. Затем уголь и сверху опять марлю (материю). Трубку берут в рот и пьют воду.

Ученик 10: (опыт)

Воду можно обезвредить, капнув 8-10 капель йода на 1 литр воды, либо использовать марганцовку: 1-2 грамма на ведро воды, при этом цвет раствора должен быть слабо розовым, только следите, чтобы кристаллики как следует растворились. В крайнем случае, поможет даже обыкновенная поваренная соль - одна столовая ложка на 1,5-2 литра воды. Во всех случаях воде надо отстояться в течение 15-30 минут.

Учитель химии:

Можно использовать таблетки гидроперита: одна таблетка на 1,5-2 литра воды.

Ученик 11:

Самым же лучшим методом обеззараживания воды является кипячение. Примитивную посуду можно изготовить из глины, в него положить фольгу и в этой посуде можно кипятить воду. Следует помнить, что земля практически не всасывается в желудочно-кишечном тракте, и если после кипячения и отстаивания вода остается мутной, то этого не следует бояться, её можно пить.

IV . Закрепление знаний.

Учитель ОБЖ:

А сейчас каждый из вас получит вопросы для повторения, которые составлены в виде теста. Первые два вопроса имеют один вариант ответа, а 3 и 4 вопросы предполагают порядок ваших действий.

Вопросы для само- и взаимоконтроля:

Часть А : вопросы содержат один вариант ответа

1. Все ли места безопасны, где можно укрыться от цунами:

А) холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40 метров

Б) места, удаленные от берега на 2-3 км

В) низины и овраги глубиной не менее 2 метров

Г) углы, образованные капитальными стенами

2. Чего нельзя делать при угрозе цунами

А) подниматься на возвышенные участки высотой 30-40 метров

Б) удаляться от берега на 2-3 км

В) укрываться в помещении у капитальных внутренних стен

Г) спускаться к морю, смотреть на его обнаженное дно

Часть Б : расположить варианты ответов в порядке Ваших действий

3. Что нужно делать, если вы оказались в волне цунами. Ваши действия:

А) сбросьте одежду и обувь

Б) наберите в грудь как можно больше воздуха

В) переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место

Г) сгруппируйтесь и закройте голову руками

Д) воспользуйтесь плавающими и возвышающимися предметами

4. Вам предлагают покинуть опасную зону. Ваши действия:

А) возьмете необходимые вещи и документы и незамедлительно направитесь на сборный пункт

Б) укрепите двери и окна нижних этажей, сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре.

В) перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак

Г) отключите воду, газ, электричество

Учитель ОБЖ:

Обменяемся листочками и проверим правильность выполнения заданий. Оценим ответы друг друга.

Правильные ответы:

1. в (1 балл)

2. г (1 балл)

3. б, г, а, д, в (2 балла)

4. г, в, б, а (2 балла)

Критерии оценивания:

5-6 баллов - «5»

4 балла - «4»

3 балла - «3»

Посчитайте в группах, сколько у Вас «5», «4», «3».

V . Домашнее задание

В завершении урока было дано задание на дом, при выполнении которого ребята должны использовать не только учебник, но и дополнительную литературу для подготовки сообщений

1. Изучить дома главу 7.4 (стр. 116-121)

2. Проработать и найти материал по теме «Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них».

VI . Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Дидактическая задача : дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

В конце урока подводились итоги урока, была проведена рефлексия.

Учитель ОБЖ:

Подводя итог нашего урока, хотелось бы ещё раз остановиться на алгоритме действий (проводим смену групп и меняем задание).

Вывод:

Подумайте и скажите: «Где на нашем уроке были использованы межпредметные связи, с какими дисциплинами?»

И помните:

Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна: она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей (И. Гете)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература.

1. Бочаров С.В. Химия 8 класс: Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна. Учитель - АСТ, 2003

2. Галкина М.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ М.В Галкина. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 350 с.

3. Малов-Гра А.Г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 7 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ А.Г. Малов-Гра - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 286 с.

4. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Гордияш. - Волгоград: Учитель, 2007. - 248 с.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.

| Материалы к урокам ОБЖ для 8 класса | План проведения занятий на учебный год | Цунами

Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс

Урок 15
Цунами

Презентации к уроку





Цунами



Цунами – это серии волн вызванные импульсивными нарушениями в океанах, морях или даже в относительно небольших внутренних водоемах. Эти волны иногда наносят серьезный ущерб и представляют угрозу для людей, живущих в прибрежных районах. В открытом океане цунами не представляют опасности, поскольку высота волны не превышает нескольких сантиметров, скорость же распространения составляет ~ 800 км / час (скорость коммерческого реактивного самолета) . В момент приближения цунами к побережью происходит сжатие длины волны, что ведет в свою очередь к значительному увеличению амплитуды (высоты) волны, создавая потенциальную угрозу для прибрежных районов.

Основными причинами возникновения цунами являются перемещения значительного объема воды или возмущение моря. Эти перемещения воды обычно вызваны либо землетрясениями, оползнями, извержениями вулканов, или, реже, метеоритами и даже ядерными испытаниями. Важно отметить, что приливы не играют никакой роли в генерации цунами, следовательно, говорить о цунами как о «приливных волнах» является неправильным.

Цунами может образоваться, когда морское дно резко деформируется и перемещает в вертикальной плоскости вышележащие массы воды. Тектонические землетрясения – особый вид землетрясений, которые связаны с деформацией земной коры, когда такие землетрясения происходят под водой, массы воды над деформирующейся областью смещаются из положения равновесия. В частности, цунами может образоваться, когда происходит резкое вертикальное движение тектонических плит в местах тектонических разломов, поскольку такие движения вызывают вытеснение значительных объемов воды. Однако обычно движения в местах разломов довольно малы и соответственно они недостаточны, чтобы вызвать значительные цунами.

Цунами являются одним из природных бедствий, которые происходят время от времени в разных уголках Земли. Представленный каталог цунами содержит информацию о 2400 цунами, которые произошли на Земле за последних несколько тысяч лет. Навигация по каталогу может осуществляется по нескольким критериям: высота волны, дата цунами, сила цунами, регион, а также координатам местоположения цунами.

Цунами - это серии волн вызванные импульсивными нарушениями в океанах, морях или даже в относительно небольших внутренних водоемах. Эти волны иногда наносят серьезный ущерб и представляют угрозу для людей, живущих в прибрежных районах. В открытом океане цунами не представляют опасности, поскольку высота волны не превышает нескольких сантиметров, скорость же распространения составляет ~ 800 км / час (скорость коммерческого реактивного самолета) .

В момент приближения цунами к побережью происходит сжатие длины волны, что ведет в свою очередь к значительному увеличению амплитуды (высоты) волны, создавая потенциальную угрозу для прибрежных районов.

Основными причинами возникновения цунами являются перемещения значительного объема воды или возмущение моря. Эти перемещения воды обычно вызваны либо землетрясениями, оползнями, извержениями вулканов, или, реже, метеоритами и даже ядерными испытаниями. Важно отметить, что приливы не играют никакой роли в генерации цунами, следовательно, говорить о цунами как о «приливных волнах» является неправильным.

Цунами может образоваться, когда морское дно резко деформируется и перемещает в вертикальной плоскости вышележащие массы воды. Тектонические землетрясения - особый вид землетрясений, которые связаны с деформацией земной коры, когда такие землетрясения происходят под водой, массы воды над деформирующейся областью смещаются из положения равновесия. В частности, цунами может образоваться, когда происходит резкое вертикальное движение тектонических плит в местах тектонических разломов, поскольку такие движения вызывают вытеснение значительных объемов воды. Однако обычно движения в местах разломов довольно малы и соответственно они недостаточны, чтобы вызвать значительные цунами.

Цунами являются одним из природных бедствий, которые происходят время от времени в разных уголках Земли. Представленный каталог цунами содержит информацию о 2400 цунами, которые произошли на Земле за последних несколько тысяч лет. Навигация по каталогу может осуществляется по нескольким критериям: высота волны, дата цунами, сила цунами, регион, а также координатам местоположения цунами.

Источники

видео http://www.youtube.com/watch?t=10&v=pO2xZ5H25BI

конспект http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_08_v7_8/OBZH_materialy_zanytii_08_v7_8.html

презентации http://5klass.net/

«Цунами и их поражающие факторы, правила поведения»

Цель: знакомство с ЧС природного характера - цунами

Задачи:

Образовательные:

    изучение причин возникновения цунами и формирование умений правильно действовать при приближении цунами.

Воспитательные

    воспитание чувства ответственности за личную безопасность.

Развивающие:

    развитие качеств личности для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний

Для начала давайте вспомним и назовем, какие опасности есть в нашем мире?

Относятся ли к таким опасностям ЧС природного характера? Какие?

А есть еще такая опасность как цунами. А вы знаете что такое цунами?

Итак, тема нашего урока « » (слайд 1)

- Давайте поставим цель урока (познакомится с ЧС природного характера цунами)

3. Объяснение материала (Сопровождается показом презентации)

Для того чтобы начать урок мне нужна ваша помощь, давайте вместе определим на какие учебные вопросы мы должны ответить в ходе урока. Конечно, во –первых давайте ответим, что такое цунами? 2. Причины образования цунами . 3. Признаки наступления цунами 4. Поражающие факторы. 5. Действия при приближении цунами. (Расставить в порядке как называют дети, обратить внимание на логику и последовательность)

По- ходу того как мы будем отвечать на поставленные вопросы, вы будете заполнять опорные планы- конспекты, которые лежат у вас на партах.

Итак, что такое цунами?

( слайд 2 ) Цунами - гигантские океанские волны, возникающие в результате подводных или островных землетрясений или извержений вулканов. Обратите внимание на высоту волны и высоту здания.

( записываю в опорный план)

Цунами -в переводе с японского – большая волна. В открытом океане цунами не может принести никакого вреда. Волны цунами столь длинны, что даже как волны не воспринимаются: длина их составляет от 150 до 400 км, иногда 1000 км, а высота около метра.

Цунами становится разрушительными именно вблизи береговой линии. Они являются глубокими волнами и захватывают куда более мощный слой воды, чем ветровые волны. Поскольку цунами - очень длинная волна, при подходе к берегу она становится очень высокой. У самого берега, сильно приторможенная неровностями дна, волна принимает резко асимметричную форму и опрокидывает свой гребень далеко вперед.

На первый учебный вопрос мы ответили, п опытаемся ответить на второй вопрос. Причины образования цунами .

Цунами возникает при движении морского дна. Существует несколько причин возникновения волн цунами. (слайд 3)

    Подводные землетрясения, часть дна опускается, а часть поднимается.

    Оползни (7%).

    Вулканические извержения (около 5%).

Поясните, что такое подводные землетрясения? (подземные толчки, колебание земной коры)

Что такое оползень? (скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести)

Вулканические извержения?

Свыше 85% цунами вызываются подводными землетрясениями. При землетрясении под водой образуется вертикальная трещина и часть дна опускается. Дно внезапно перестает поддерживать столб воды, лежащий над ним. Поверхность воды приходит в колебательное движение, стремясь вернуться к исходному уровню, - среднему уровню моря, - и порождает серию волн.

В глубоком океане масса такой потерявшей опору колонны воды огромна. Когда сброс дна прекращается, эта колонна находит себе новый, более низкий "пьедестал" и таким движением рождает волны с высотой, эквивалентной расстоянию, на которое переместилась эта колонна.

Причиной возникновения цунами может быть оползень. Цунами такого типа возникают довольно редко. 9 июля 1958 года в результате землетрясения на Аляске в бухте Литуйя возник оползень. Масса льда и земных пород обрушилась с высоты 900 м. Образовалась волна, достигшая на противоположном берегу бухты высоты 600 м. Подобного рода случаи весьма редки.

Другим источником цунами могут служить вулканические извержения. Крупные подводные извержения обладают таким же эффектом, что и землетрясения. При извержении вулкана в недрах земли также происходит разлом.

(слайд 4) К основным параметрам оценки силы цунами относятся

скорость, ( Скорость распространения цунами составляет от 50 до 1000 км/ч)

высота и длина волны,

( В открытом океане высота волны редко превышает один метр, а длина волны (расстояние между гребнями) достигает сотен километров, и поэтому волна не опасна для судоходства. При выходе волн на мелководье, вблизи береговой черты, их скорость и длина уменьшаются, а высота увеличивается. У берега высота цунами может достигать нескольких десятков метров. Наиболее высокие волны, до 30-40 метров, образуются у крутых берегов)

период морской волны.

Цунами обычно проявляется как серия волн, так как волны длинные, то между приходами волн может проходить более часа, чаще всего волн бывает от 3 до 10.

(слайд 5) . Около 80 процентов сильнейших землетрясений мира происходит в бассейне Тихого океана. Поэтому тихоокеанское побережье Камчатки и Командорских островов наиболее подвержено воздействию цунами. Волны сюда подходят из цунами опасной зоны, которая расположена в Курило - Камчатском и Алеутском желобах, а также от удаленных землетрясений.(Обратить внимание на эпицентры. Что такое ЭПИЦЕНТР ? место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу. )

Теперь перейдем к признакам наступления цунами, вопрос 3.( слайд 6)

    быстрое понижение уровня воды во время прилива;

    быстрый отход воды от берега (смолкает шум прибоя);

    повышение уровня воды в отлив;

    необычный дрейф плавающего льда или других предметов;

    зимой - появление трещин в береговом льду, необычный дрейф льдин, выбросы воды у кромки льда;

    по поведению животных.

Ребята, назовите, пожалуйста, тревожное поведение животных при наступлении ЧС природного характера.

Обратимся к 4 вопросу «Поражающие факторы цунами».

- Как вы считаете, чем опасно цунами?

К основным поражающим факторам цунами относятся: (слайд 7)

- удар волны ; (сила удара волны на препятствие)

- гидродинамическое давление воды; ( давление воды на препятствия)

- воздушная волна, .( Перед водяным валом распространяется воздушная ударная волна. Она действует, аналогично взрывной волне, разрушая здания и сооружения )

Набегая на препятствие, волна обрушивает на него всю свою энергию, поднимаясь над ним громадной стеной, давит, разрушает и уничтожает его.

(слайд 8) Все это приводит к серьезным, порою к катастрофическим последствиям

-Прочитайте и поясните каждый пункт.

Затопление местности;

Разрушение зданий, сооружений, дрог, линий электропередач, мостов, причалов и др.;

Выброс судов на берег;

Гибель людей и животных;

Смыв почвы, гибель сельскохозяйственных культур;

Пожары, загрязнение почвы.

Япония 2011г. Ядерный реактор.

В 2011 г. в Японии произошло сильнейшее землетрясение магнитудой 9.0. За ним последовало цунами, высота которого в ряде мест на побережье достигала 30-40 метров. От стихийного бедствия погибли и пропали без вести 19,8 тыс. человек. Более 90% погибших стали жертвами цунами. В следствии землетрясения и цунами на Атомной станция «Фукусима-1» произошла аварии на ядерном реакторе, что привело к сильным радиоактивным выбросам.

Мы услышали последствия, а теперь посмотрим на них

(слайд 9,10,11)

Ответим на последний вопрос: «Что делать при оповещении о цунами?»

Действия при приближении цунами. (слайд 12)

(дети записываю)

При первых признаках опасности всем необходимо быстро и организованно уйти от побережья в глубину суши, в места, где высота над уровнем моря составляет не мене 30-40 м.

Там, где поблизости нет возвышенностей, нужно уйти от берега океана не мене чем на 2-3 км. Здесь уже нельзя медлить, поэтому не следует обременять себя тяжелым грузом.

Объясните, почему нужно так действовать?

Что нужно взять с собой (документы, вода, пища, теплые вещи, лекарства) (слайд 13)

4.Физ.пауза.

Встаньте из-за парт, покажите мне спокойную морскую волну, покажите мне бушующее море, покажите мне цунами в открытом океане, а теперь цунами обрушивается на берег.

5. Закрепление материала

Итак, мы ответили на все поставленные вопросы, вы заполнили опорные схемы, я хочу посмотреть как вы усвоили что такое цунами. (Класс делится на группы. По количеству групп, листы с вопросами). Сейчас я разделю вас на группы, ваша задача ответить на вопросы, передавая листы с вопросами по часовой стрелке. Каждая группа ответит на все вопросы. Исправлять ранее написанное другой группой нельзя. На каждую остановку отводится 1 мин.

    Как возникает цунами?

    Почему в открытом море волна цунами не приносит большого вреда? Где во время цунами кораблю следует находиться?

    По каким признакам можно определить приближение цунами?

    Каковы будут ваши действия, если поступил сигнал о приближении через 30 - 40 минут цунами, а вы находитесь на берегу реки, впадающей в море, а до ближайшей возвышенности 1,5 км.

    Составьте правила, как действовать если волна застала вас на улице.

-Из всех ответов составьте правильный ответ, на вопрос.

5.Рефлексия.

6. Итог . –Что узнали нового на уроке?

Что понравилось?

Прочитайте получившийся опорный конспект.

7.Урок закончен. До свидание

Тема урока: Цунами и их поражающие факторы, правила поведения

Цунами- Причины образования цунами

В переводе с японского языка данное слово значит «большая волна в порту», и слово обозначает величайшее стихийное бедствие, природный катаклизм. Это огромные и длинные волны, которые рождаются в открытом океане и, стремясь к берегу, накатывают на него. В открытом море высота и мощность цунами обычно невелика, но, когда волна попадает в гавань или залив, ее сила, согласно физическим законам, нарастает до катастрофических размеров. Масса воды обрушивается на берег, сметая все на своем пути.

Природное явление цунами объясняется подводными землетрясениями. Толчок земной коры под водой дает смещение морского дна, и, оттого, толчок водным массам. Высота волны цунами способна достичь 70 метров в высоту, и это выглядит поистине страшно. К тому же разрушительное мощное цунами способно проникать вглубь суши километров на 10-12 в худшем случае.

Цунами в России

В Тихом и Индийском океанах часты цунами, но Россия очень редко страдала от этого явления, характерного более для южных морей и активных там сейсмических зон. Единственный заметно трагический случай в новой истории России произошел в 1952 году на Северных Курилах.

Катастрофа за давностью лет уже позабылась, но тот год выдался действительно черным в истории Курил: на островах погибло около двух тысяч человек, полностью разрушен был город Северо-Курильск. Три волны накрыли город одна за другой спустя час после того, как в заливе произошло подводное землетрясение. Спастись удалось в основном тем, кто после первой волны убежал к сопкам.

Как правильно вести себя во время цунами? Конечно, нужно стремиться попасть на возвышение, подальше от берега, и закрепиться там. Можно при приближении волны даже привязать себя максимально прочно к прочной постройке, таким образом, чтобы постройка укрывала от налетающей ударной силы волны.

Цунами никогда не приходит в виде одной волны, волн обычно несколько. Будьте настороже в течении часа-двух после подземного толчка, если же волна не ударит о берег в течение этого отрезка времени, можно успокоиться.

Цунами в Японии

марте 2011 году у берегов Японии произошло разрушительное землетрясение, сильнейшее в истории Японии. Не успели японцы опомниться от толчков, как через полчаса на берег нахлынули волны цунами. Волна достигала в одном месте почти 11 метров в высоту. Затоплен был аэропорт города Сендай, пострадала атомная электростанция города Фукусима, множество автомобилей было унесено волнами, погибли люди – до 15 тысяч человек. Вода цунами проникла на 10 км вглубь острова.

Волны цунами, бушевавшие в Японии, достигли в другой стороне океана даже штата Калифорния в США (там погиб один человек), немного достигли и берегов России (здесь пришлось на всякий случай эвакуировать людей).

Цунами показало, насколько хрупок мир цивилизации. Оно прервало мобильную связь, Интернет-сети, привычные людям, снабжение водой, а тем более, движение транспорта: на железной дороге, на знаменитых японских скоростных автострадах, авиа... Тем большее уважение вызывают японцы, которые помогали друг другу, стремились спасти других, не занимались мародерством, работали четко и слаженно.



Статьи по теме