Познакомить с цифрой 0. Познание. Дидактическая игра «Что изменилось?»

НОД по ФЭМП В старшей группе «Число 0. Цифра 0»

Перевощикова Галина Валентиновна воспитатель дошкольной группы МОУ Николо-Кормская СОШ
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы (5-6 лет)по теме "Число 0. Цифра 0."
Разработка сценария образовательной ситуации в старшей группе по теме: "Число 0. Цифра 0."
Цель:
1)Сформировать представление о числе, познакомить с цифрой 0,сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
2)Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по тетради»;
3)Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством;
4)Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Ход образовательной ситуации

1.Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
- мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает вокруг себя детей:
- Ребята, вы любите сказки? (Да)
- А почему вы их любите? (Потому что в сказках всегда происходят чудеса, разговаривают животные и птицы и они всегда заканчиваются хорошо)
-Какие сказки вы знаете?
-Ребята, предлагаю сегодня нам отправиться в путешествие в сказку.
Ой, что это, из какой сказки эти звуки? (зайчик поет «Четыре сыночка и лапочка дочка») Может быть там нужна наша помощь? Что в этой сказке случилось.
- Как вы считаете, надо помочь зайчатам? (Да)
- Вы хотите им помочь? (Да)
- Почему вы решили помочь зайчатам? (Потому что…)
- Вы сможете помочь? (Сможем, потому что мы многое умеем, а еще мы добрые, дружные и трудолюбивые?)
2. Актуализация знаний
Игра «Найди пару»
Дидактические задачи:
-актуализировать счет в пределах 9, соотносить число с количеством, умение узнавать и называть геометрические фигуры;
-тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение.
-закреплять знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков;
-закреплять умение делиться на пары; развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь;
- На каком транспорте можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
- Сегодня я предлагаю вам поехать на воображаемом летучем корабле, но необычном, а сказочном, цветном: каждая каюта корабля имеет свой цвет.
- Слушайте внимательно:
1. В каждой каюте может ехать только пара человек. Что вам нужно сделать? (Разделиться на пары)
2. Каким способом мы можем это сделать? (Посчитаться, просто выбрать друга…).
- А можно найти пару по билету. Каждый из вас может выбрать один билет.
Дети замечают, что на всех билетах изображены круги определенного цвета и количества (например, 4-е желтых круга).
- Ребята, а что получается при смешении двух цветов? (Получается третий, новый цвет).
- Вам нужно встать в пару с тем, у кого на билете такое же количество кругов. Количество кругов будет обозначать номер вашей каюты (цифру на спинке стула). Затем вместе нужно определить, какой новый цвет получится при смешении цветов, в которые окрашены круги на вашем билете. Этот цвет и будет обозначать цвет вашей каюты (круги на спинке стула). А что получается при смешении двух цветов? (Получается третий, новый цвет).
(Смешение двух цветов:
Красный и желтый - оранжевый
Белый и синий - голубой
Белый и красный - розовый
Желтый и синий - зеленый
Синий и красный - фиолетовый)
Дети подбирают пару сначала по количеству кругов, ищут подходящую цифру на спинке стула, затем смотрят, получится ли при смешении их цветов новый цвет (цветной круг на спинке стула). Если новый цвет совпадает с цветом каюты и его номером, то занимают свое место.
Может возникнуть ситуация, когда при делении по парам останется 2 ребенка с билетами, на которых изображены круги одинакового цвета. В этом случае воспитатель выясняет:
- Как вы думаете, все могут найти свою каюту: у всех ребят при смешении цветов получится новый цвет? (Нет, потому, что у Миши и Олеси билеты с кругами одного цвета, а для получения нового цвета нужно смешивать разные цвета).
- Что нужно сделать, чтобы все ребята смогли отправиться к в сказку к зайчатам? Т.е. чтобы во всех парах были билеты разного цвета? (Поменяться парами).
Дети распределяются так, чтобы у каждой пары были билеты с кругами разного цвета.
- Здравствуйте, я ваша проводница. Приготовьте, пожалуйста, билеты.
Воспитатель проверяет и собирает билеты. Если дети выбрали неправильный цвет, предлагает самим найти свою каюту или попросить помощи у детей.
- Все правильно, все заняли свои места.
- Внимание, внимание! Корабль полетит только в том случае, если ветер будет дуть в паруса. Дети выполняют дыхательное упражнение «Ветер».
Воспитатель показывает, дети повторяют. При этом слышится звук летящего корабля (фонограмма из мультфильма).
Звуки леса. Вот мы и приехали. Выходим.

Игра «Угощение».
Дидактические задачи:
-Актуализировать умение соотносить число с количеством, сравнивать группы по количеству с помощью пересчета;
-Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать воображение, внимание, память, речь, логическое мышление.
Дети по 4 человека садятся за столы. Перед каждым ребенком находятся 9 кругов: 4 красных, 3 зеленых, 1 желтый и 1 коричневый..
-У маленьких зайчат была целая корзина яблок. Зайчата проголодались и решили съесть их на обед. Они стали доставать яблоки из корзинки и выкладывать их на тарелочку: сначала (1) желтое яблочко, потом (3) зеленых, затем- (4) красных и (1) яблочко, которое уже начало портиться.
Дети отсчитывают по очереди сначала (1) желтый круг, (3) зеленых круга, затем (4) красных и (1) коричневый и выкладывают их перед собой.
- Сколько всего было яблок на тарелке у зайчат?
Дети пересчитывают. Их оказывается 9.
- Испортившееся яблоко зайчата выкинули (дети откладывают коричневый круг). И только они хотели пообедать, как увидели Ёжика. Он был очень расстроен, так как не смог сегодня ничего найти своим ежатам на обед. Зайчата пожалели его детишек и дали им 4 красных яблока.
Дети выкладывают на тарелочки: 4 красных круга.
Потом зайчата решили угостить еще и бельчат, которые далеко убежали от дома и очень проголодались. Им они дали: 1 желтое и 3 зеленых яблока.
Дети выкладывают на тарелочки: 1 желтый и 3 зеленых круга.
-Что можно сказать о количестве яблок у ёжика и бельчат (Их поровну - по 4)
-Сколько яблок осталось у зайчат на тарелочке? (ни одного).
3.Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
-сформировать представление о числе 0 и создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0.
-сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
-тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.
Воспитатель говорит детям, что, когда нет ни одного предмета, говорят, что количество предметов равно 0.
Зайчата раздали все свои яблоки и остались без обеда. А кушать им очень хотелось.
И тогда они решили сообщить своему папе Зайчику, который был в гостях у своего друга Медведя, что у них не осталось ни одного яблочка к обеду. И чтобы он по дороге домой нашел им что-нибудь съедобного.
Зайчата стали писать письмо, но как им обозначить, что у них нет ни одного яблока, не знают, и просят вас им помочь.
Воспитатель кладет на стол карточки, на которых написаны разные числа. Карточек с цифрой 0 столько, сколько детей.
- Найдите карточку, на которой написано число 0.
Дети берут разные карточки. Если все берут карточку с числом 0, то зайчата берут другие.
Фиксация затруднения:
-Смогли мы помочь зайчатам (рассказать в письме, что у них нет ни одного яблочка)? (Нет)
-Почему не смогли? (Потому, что дети и зайчата взяли разные карточки и мы не знаем, кто прав)
-Что нам нужно сделать? (Узнать, как обозначить число 0).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
-познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
-повторить изученные способы действий в ситуации затруднения, проверить, какой из этих способов предпочитают дети.
-тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.
-Что делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (можно спросить у того, кто знает, посмотреть в тетради, придумать самим).
Если дети хотят придумать сами, как обозначить число 0, то воспитатель выслушивает все ответы детей. Воспитатель может обратить их внимание на тарелочку с яблоками у зайчат. Сначала на ней было 9 яблок, затем ни одного (пустая тарелочка). После всех ответов детей, решаем, что отсутствие яблок можно обозначить пустой тарелочкой (круг). Затем дети проверяют, правильно ли они придумали, в тетради находят написание числа 0 (очень похожее на пустую тарелочку), после этого выбирают соответствующую карточку.
Воспитатель хвалит их и делает вывод: нуль обозначает «нисколько», «ни одного».
Если ценность самостоятельных действий у детей еще не сформирована,и они выберут способ «узнать у взрослого», то воспитатель по их просьбе сам показывает карточку с записью числа 0 и дает те же пояснения.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
Игра «Помоги зайчику»
Дидактические задачи:
- закрепить представление детей о числе и цифре 0;
- повторить порядковый счет.
-тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать внимание, речь.
Дети подходят к ковру. На нем находятся карточки с изображением морковки, капусты, картофеля, яблок, груш. Вверху доски в ряд расположены карточки с числами. Числа идут не по порядку, например, так:3,5,1,9,0,4,2,6,8,7. На столе стоят тарелочки для угощения.
Воспитатель предлагает помочь зайчику собрать угощение для его зайчат. Дети под музыку собирают овощи и фрукты - морковки в одну тарелочку, капусту- в другую и тд.
- Какой цифрой мы обозначим количество морковок? Яблок? И тд.
- На каком месте находится эта цифра.
- Сколько овощей и фруктов осталось на коврике?(ни одного)
- Какой цифрой нужно записать число 0?
- На каком месте слева расположена карточка с цифрой 0?
Работа в тетради.
Дидактические задачи:
- тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представления о числе и цифре 0.
- тренировать мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, мелкую моторику руки.
№1 стр.13.
«Обведи одной линией отдельно квадраты, треугольники и круги. Пересчитай фигуры в каждом мешке и соедини с нужным числом. Сколько фигур не попало в мешок? Обведи нужное число».
Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает им рассмотреть картинку и рассказывает, что лесные звери собрали угощение для зайчат, и просят вас убрать угощение в мешки
(треугольники - это морковки, квадраты- капуста, круги- яблоки).
- Обведите одной чертой все морковки (треугольники).
-Сколько всего морковок?
- Соедините морковки с соответствующим числом.
Аналогичные действия дети выполняют с кругами и с квадратами.
-Сколько всего овощей и фруктов осталось на полянке? (ни одного).
-Обведите нужное число.
-Какое число вы обвели? (число 0).
- О чем рассказывает число 0? (об отсутствии предметов).
6. Итог занятия.
Дидактические задачи:
- провести рефлексию деятельности на занятии.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому помогли?
- Почему мы смогли помочь зайчатам? (Потому, что узнали число 0 и научились его обозначать).
После занятия воспитатель, показывая домик с числом 0, задает вопрос: куда нужно поместить этот домик? (слева от числа 1).

Презентация. Число 0. Цифра 0 Сегодня мы снова с вами в стране Математики пойдём в гости к очень интересному и необычному жителю. И, как всегда, в этом нам помогут рыжий маленький Лисёнок и умный Гном из Лесной школы. А для начала попробуйте найти закономерность Посмотрите внимательно, и посчитайте, сколько мячей лежит на каждой полке. Как вы думаете, как можно записать, что на последней полке нет ни одного мяча? Среди жителей страны Математики есть житель, имя которому В математике используется особое число «ноль», которое можно записать цифрой Наш Ноль не значит ничего, А в математике нельзя и без него. Без этой цифры нам не обойтись, Писать его скорей учись. Ну как, его уже ты написал знакомый и приветливый овал? На что похож наш ноль, попробуй угадай Нет проще ничего: Похож на букву "О". На вкусную баранку На обруч, что крутит сестра спозаранку На Ноль похожа полная луна На Ноль похожа круглая Земля Похожи на Ноль круглые часы, что в комнате у бабушки висят. На мячик, что любимец всех ребят И колобок из детской сказки который убежал от всех, похож на ноль . И солнце в вышине такое ж круглое, как Ноль. Видите, ребята, какая важная цифра На числовой линейке Ноль всегда стоит впереди всех чисел. Кому-то Ноль покажется числом простым, Ничего не значащим, пустым. Но если слева мы к нему Цифру любую припишем, То совсем другое число запишем. 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Умный Гном задал Лисёнку задачки, а тот так в них запутался, что не знает ответа. Давайте поможем ему справиться с задачами. Ну-ка, кто первый ответит? Лисёнку дано было задание написать все числа по порядку. Посмотрите и скажите, какие числа пропустил Лисёнок. На гумне клевали зёрнышки цыплята с наседкой один убежал, двое спрятались, пятеро ушли в курятник. Посмотри на картинку, и скажи, сколько осталось с наседкой цыпляток? Собрала Маша в лукошко 5 лисичек, 5 опят, и белый гриб и присела на пенёк, отдохнуть немножко а с берёзы прыг да скок, белка рыжая спустилась, у лукошка очутилась, 3 грибочка, утащила, а за нею еж, взяв себе на спинку 3-х лисичек и опят, убежал скорее в норку. Отдохнув немножко, Маша глянула в лукошко, и немного растерялась, подскажи скорее ей, сколько же грибов осталось… У Пети было 3 фиолетовых кубика и 5 жёлтых. Он взял краски и раскрасил 8 кубиков в зелёный цвет. Сколько осталось у Пети жёлтых и фиолетовых кубиков. 3+5=8 8-8=0 На день рождения у Веры было 9 гостей, торт разрезали на 9 частей, кусочки гостям раздали, сколько на тарелке кусочков торта осталось? 9-9=0 Если из числа вычесть тоже число, всегда получается ноль. 5-5=0 3-3=0 10-10=0 Сегодня на уроке вы познакомились с особой цифрой Запомните её, и с нею подружитесь, она на пути к знаниям в стране Математики вам очень пригодится. А сейчас звенит звонок, значит кончился урок.

Тема: Число 0. Цифра 0.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой; познакомить со свойствами нуля.

Задачи:

образовательные:

Создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения устанавливать соотношения между числами и составлять равенства;

развивающие:

Развивать наблюдательность, зрительную память, математическую речь;

воспитательные:

Способствовать воспитанию интереса к предмету, умения работать в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;

Предметные: формирование понятия числа и цифры 0; умение сравнивать числа; определение числа в числовом ряду, написание цифры 0.

Коммуникативные УУД:

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Регулятивные УУД:

формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные УУД:

Строить рассуждения, самостоятельно создавать

алгоритмы деятельности.

Межпредметные связи : окружающий мир.

Оборудование: компьютер, счётный материал.

Раздаточный материал: 5 листочков на веточке, примеры на грибочках для самостоятельной работы, картинки кленовых листочков с капельками воды, листики дерева (смайлики), карточки цифр.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Сразу правильно все сели

И на парту посмотрели.

Всё на месте? Всё в порядке?

Что ж начнём урок, ребятки!

II. Устный счёт.

Назовите число, которое стоит за числом 2. (3)

Назовите число, которое стоит перед числом 7. (6)

Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)

Назови соседей числа 3 (4,5)

Назовите соседей числа 1.

III. Вхождение в тему. Сообщение темы и целей.

Сегодня я pасскажу вам удивительную историю. Жил-был листочек.

Вот такой (показываю кленовый лист)

Он жил на дереве. У него было много- много братьев и сестер. Летом им было весело. Но вот пришла осень и наступила пора расставаться с домом, потому что листья покидают свои деревья.

Отправился в путь и наш листочек. И мы вместе с ним.

Посмотрите, как красиво кругом.

По тропинке золотистой.

Погуляем не спеша.

С разноцветных клёнов листья

Тихо падают шурша.

Вот и братья нашего листочка падают с веточки.

(показываю веточку с пятью листочками )

IV. Изучение нового. Знакомство с числом «нуль», цифрой «ноль».

Сколько листочков на веточке? Запишите цифрой.

Один упал. Сколько осталось? Запишите цифрой. И т.д.

Прочитайте, что у вас записано? (5, 4, 3, 2, 1)

В каком порядке расположены числа? (в порядке убывания)

Вот упал последний листок. Как записать, что на веточке не осталось листочков?

В математике для этого используют число «нуль», которое записывают цифрой «ноль».

На что похожа цифра 0?

- Что значит ноль? Ничего, нисколько.

Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль - вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.

Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.

Назовите ещё числа, в которых ноль играет важную роль.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише-тише

Деревцо все выше-выше.

1.Определение места О в числовом ряду.

Кленовый листочек хочет знать место О в числовом ряду (перед 1).

Почему? (О меньше 1)

2. Запись числовых выражений.

На наш кленовый листок упали 2 капли. Одна высохла. Сколько осталось?

(показываю листок с двумя капельками)

Как записать числовым выражением? (2-1=1) (в тетради и на доске )

И другая капелька высохла, сколько осталось?

Запишем числовым выражением (1-1 =0)

На соседний листок упали 4 капельки.

(показываю листок с четырьмя капельками)

Все капельки высохли. Сколько осталось?

Как запишем? (4-4=0)

Посмотрите на записанные выражения, что вы заметили?

ВЫВОД: если из числа вычесть это же число, то получится ноль.

Приведите свои примеры таких числовых выражений.

Запишите 1-2 своих выражения.

IV. Закрепление изученного. Работа с учебником с. 70

Ребята, а листочки какого дерева изображены у нас в учебнике на с. 70.

Давайте проследим, как здесь получилось число 0.

    Решение выражений. Игра «Круговые примеры» с. 71 в учебнике.

Как осенние листочки порхают с цветка на цветок бабочки. Давайте проследим за их полётом и решим примеры (с.71)

Физкультминутка.

Гимнастика для глаз

Посмотрите на с. 71 в учебнике, покажите здесь ломаные. Какие ещё фигуры здесь изображены?

Пока мы с вами повторяли геометрический материал, наш листочек уже упал? Куда упал листок вы узнаете, если отгадаете загадку:

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки (гриб)

Листок упал на гриб.

Вот и грибки (дети получают грибы с примерами)

2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Прочитайте примеры.

Что мы должны для себя запомнить? (если вычитаем одинаковые числа, то в ответе всегда будет «ноль».)

Самооценка учащихся.

V. Рефлексия. Итог урока

Листочек улетает и прощается с нами, но на прощанье он хотел бы выяснить,

ч то нового и интересного вы узнали о числе «нуль» и цифре «ноль»?

У вас на партах листья. Если вам понравилось путешествие с листочком, поднимите вверх листочки и помашите ими.

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • создать условия: для знакомства с числом ноль и соответствующей ему цифрой;
  • для развития аналитической деятельности, наблюдательности, запоминания образа цифр, геометрического воображения.

Оборудование:

  • “Математика”. 1 класс,1 часть (авторы И.Аргинская, Е.Бененсон, Л.Итина);
  • карта “Страна Математика”, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, мы сегодня с вами продолжаем путешествие по Стране Математика. Вы согласны?

Дети: Да.

Учитель: Назовите места, где мы с вами побывали.

Дети называют места, сопровождая показом на карте.

Учитель: Предлагаю остановиться у моря Чисел, как вы к этому относитесь?

Дети: Положительно.

Мы согласны.

2. Работа с числами

Учитель: Что можете сказать?

Дети: Мы видим числа, которые изучили. (Выслушиваются все возможные ответы. )

Учитель: Какую работу можете предложить?

Дети: Можно сравнить эти числа. Записать равенства и неравенства. Можно записать числа в порядке увеличения, уменьшения. Записать натуральный ряд чисел.

(Работа в парах. Запись натурального ряда чисел в тетради ).

Проверка.

(На доске по очереди появляются три разных ряда чисел. )

Учитель: Что можете сказать?

1, 2, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

Дети: Этот ряд неправильный, т.к. повторяется число 2 два раза, а в натуральном ряду каждое следующее число больше на один.

Учитель: Что можете сказать?

1, 2, 3, 4, 5, 5, 6, 7, 8, 9…

Дети: Этот ряд неправильный, т.к. повторяется число 5 два раза, а в натуральном ряду каждое следующее число больше на один.

Учитель: Что можете сказать?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

Дети: Этот ряд правильный, т.к. каждое следующее число больше на один.

(Стирается с доски сначала первый ряд, т.к. выяснили, что он неверный, затем стирается второй ряд, на доске остается только третий ряд. )

Учитель: Вспомните, почему первый ряд был неверным.

Дети: 2 повторялось два раза.

Учитель: Если записать рядом 2 и 2, то, как правильно прочесть это число?

Дети: 22.

Учитель: Что обозначает это число.

Дети: Мы учимся в школе № 22.

Учитель:

Учитель: Вспомните, почему второй ряд был неверным.

Дети: повторялось два раза.

Учитель: Если записать рядом 5 и 5, то, как правильно прочесть это число?

Дети: 55.

Учитель: Что обозначает это число.

Дети: У нас сегодня в школе праздник и ей исполняется 55 лет.

Учитель: Предлагаю записать в тетрадь это число пять раз.

(Дети прописывают в тетради и подчеркивают самые красивые цифры. )

3. Физминутка

Изучение нового материала

– Что можете сказать об изображении на доске.

(На доске изображены 3 круга в них фигуры, четвертый появляется после обсуждения трех. )

Учитель: Какие задания можете предложить?

Учитель: Сколько фигур в первом круге?

Дети: Я считаю три. ()

Учитель: Сколько фигур во втором круге?

Дети: Я считаю пять.

Учитель: Сколько фигур в третьем круге?

Дети: Я считаю семь.

Учитель: Что объединяет эти три круга?

Дети: Я считаю геометрические фигуры.

Учитель: Какие геометрические фигуры?

Дети: Я считаю круг, квадрат, треугольник.

Учитель: Сколько фигур в четвертом круге?

Дети: Я считаю ни одной.

Учитель: А иначе можно сказать?

Дети: Я считаю в четвертом круге ноль фигур.

Учитель: Как вы думаете, какая задача будет стоять сегодня на уроке.

Дети: Я считаю познакомиться с числом, которое ничего не обозначает, научиться писать цифру 0. (Выслушиваются ответы нескольких учащихся. )

Работа с учебником с. 96 з.196 Работа в паре.

Учитель: Выяснить какое животное здесь лишнее и почему?

Дети: Лишняя белка, т.к. у нее нет крыльев. (Выслушиваются ответы нескольких учащихся. )

Учитель: А можно ли сказать, что у белки “0” крыльев? Почему?

На доске.

Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
С Маршак

(Чтение стихотворения хором, показ печатной и письменной цифры ноль )

Учитель: Что можете сказать о печатной и письменной цифре 0. (Выслушиваются ответы детей. )

Учитель: Я предлагаю попробовать самостоятельно записать цифру в тетради. А когда мы записываем цифры, где мы должны остановиться.

Дети: У залива Цифр. (Запись цифры в воздушной тетради, затем в тетради, подчеркивание самой красивой цифры.)

(У каждого ребенка лист с рисунком. )

Учитель: Что видите?

Дети: Рисунок. Рисунок, на котором спрятались цифры.

Учитель: Что можете предложить?

Дети: Найти цифры и записать их.

Учитель: Хочу внести корректировку, каждую цифру записать только один раз.

Дети выполняют задание самостоятельно.

2 3 5 8 4 1 9 6 7 0

Проверка с записью на доске

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Учитель: Я предлагаю 0 сравнить с другими числами. Как это сделать?

Дети: Можно записать неравенства. (Проговаривают устно какие неравенства можно записать, выражения появляются на доске. )

0…1
0…2
0…3
0…4
0…5
0…6
0…7
0…8
0…9

Учитель: Предложите работу.

Дети: Необходимо поставить знак сравнения. (Выполнение работы в тетради. )

Учитель: Какой можете сделать вывод?

Дети: Число ноль меньше всех чисел, которые мы изучили.

Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята завтра мы продолжим знакомство с математикой. А что нового вы сегодня открыли для себя?

Дети: Мы познакомились с числом ноль, цифрой 0.

– Узнали что ноль самое маленькое число в числовом ряду.

– Мне понравилось работать в паре.

Учитель: Молодцы, спасибо вам. Вы сегодня были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

– У вас на столе лежит лист, выберите тот колобок, который отражает ваше настроение после урока, поставьте любой знак в облаке.



Статьи по теме