Полная энциклопедия знаков и символов читать. Эзотерическая литература. Символика царства животных

Хочешь знать новое – читай древнее.

Старинная пословица

Язык символов есть истинный, всемирный, всечеловеческий язык, одинаково справедливый для всех времен и народов.

В. Шмаков

Символический язык – язык универсальный. Символика не только выражает отношения между вещами, явлениями и идеями. Однако большинство людей не владеют языком символов, не умеют расшифровать его, в то время как символы чрезвычайно важны для понимания путей развития человеческой мысли, искусства, обычаев, религии и мифологии.

В прежние времена символика была тайным знанием, которое тщательно охранялось узким кругом Посвященных. Теперь же наступило время, когда доступ к символам открыт всем, и число желающих изучать их и работать с ними постоянно растет.

Всплеск интереса к символам в современном мире многие считают показателем возрождения духовных потребностей людей, их желания вырваться из тесной клетки обыденности, в которую часто превращается наша жизнь.

Символы служат указателями и помогают лучше понять окружающий мир, а значит, жить в гармонии с ним. И сейчас самое время выявить новый смысл классических символов, которые, возникнув в необозримой дали веков, сохранили свое значение до наших дней. Кто знает, сколько слоев Неведомого они еще таят в себе, какие неизвестные пока нам законы мироздания зашифрованы в них и ждут своего часа, чтобы открыться Человеку!

Книга рассчитана на широкий круг читателей, независимо от возраста, образования, уровня восприятия. Открывайте для себя древнее знание, связывающее воедино наш мир, расширяющее горизонты как прошлого, так и будущего.

Геометрические символы

Абсолютный символический язык – это язык геометрических фигур...

Геометрические фигуры – конкретное воплощение чисел. Числа принадлежат к миру принципов, и они становятся геометрическими фигурами, спускаясь в физический план.

О. М. Айванхов

Практически все геометрические символы состоят из комбинаций нескольких геометрических элементов – простых составных частей, каждая из которых имеет в то же время свое особенное значение, внося свой вклад в общую композицию.

«Геометрические фигуры подобны каркасу действительности, тогда как образы еще содержат, так сказать, немного плоти, кожи и мускулов» (О. М. Айванхов).

Геометрические символы стабильны и передаются из поколения в поколение без изменений.

Свастика прямая (левосторонняя)

Свастика как солнечный символ

Прямая (левосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми влево. Вращение считается происходящим по часовой стрелке (в определении направления движения мнения иногда расходятся).

Прямая свастика – символ благословения, доброго предзнаменования, благополучия, удачи и отвращения беды, а также символ плодородия, долгожительства, здоровья и жизни. Это также символ мужского начала, духовности, тормозящей поток низших (физических) сил и позволяющей проявляться энергиям высшей, божественной природы.

Свастика обратная (правосторонняя)

Свастика на нацистской военной медали

Обратная (правосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми вправо. Вращение считается происходящим против часовой стрелки.

Обратная свастика связывается обычно с женским началом. Иногда она ассоциируется с запуском негативных (физических) энергий, закрывающих проход возвышенным силам духа.

Шумерская свастика, образованная четырьмя женщинами и их волосами, символизирует женскую порождающую силу

Пентаграмма (пентакль): общее значение символа

Знак пентаграммы

Пентаграмма, написанная одной линией, – самый древний из всех символов, которыми мы владеем. Имела разные толкования в разные исторические времена человечества. Она стала шумерским и египетским знаком звезд.

Более поздняя символика: пять чувств; мужское и женское начала, выраженные пятью точками; гармония, здоровье и мистические силы. Пентаграмма также символ победы духовного над материальным, символ безопасности, охранения, благополучного возвращения домой.

Пентаграмма как магический символ

Пентаграммы Белого и Черного магов

Пентакль с одним концом вверх и двумя вниз является знаком белой магии, известным как «нога друида»; с одним концом вниз и двумя вверх он представляет так называемое «копыто козла» и рога дьявола – характерное для символики изменение знака с позитивного на негативный при его переворачивании.

Пентаграмма Белого мага – символ магического воздействия и господства дисциплинированной Воли над явлениями мира. Воля Черного мага направлена к разрушению, к отказу от выполнения духовной задачи, поэтому перевернутая пентаграмма рассматривается как символ зла.

Пентаграмма как символ совершенного человека

Пентаграмма, символизирующая совершенного человека

Пентаграмма, пятиконечная звезда, – символ совершенного человека, стоящего на двух ногах с разведенными руками. Можно сказать, что человек – живая пентаграмма. Это верно как в физическом, так и в духовном плане – человек обладает пятью добродетелями и проявляет их: любовь, мудрость, истина, справедливость и доброта.

Истина принадлежит духу, любовь – душе, мудрость – интеллекту, доброта – сердцу, справедливость – воле.

Двойная пентаграмма

Двойная пентаграмма (человек и Вселенная)

Существует также соответствие между человеческим организмом и пятью элементами (земля, вода, воздух, огонь и эфир): воля соответствует земле, сердце – воде, интеллект – воздуху, душа – огню, дух – эфиру. Таким образом, своей волей, интеллектом, сердцем, душой, духом человек связан с пятью элементами, работающими в космосе, и он может сознательно работать в гармонии с ними. Именно в этом смысл символа двойной пентаграммы, в которой малая вписана в большую: человек (микрокосм) живет и действует внутри Вселенной (макрокосма).

Гексаграмма

Изображение гексаграммы

Гексаграмма – фигура, составленная двумя полярными треугольниками, шестиконечная звезда. Это сложная и цельная симметричная форма, в которой шесть маленьких отдельных треугольников группируются вокруг большого центрального шестиугольника. В результате образуется звезда, хотя первоначальные треугольники сохраняют свою индивидуальность. Поскольку обращенный вверх треугольник – небесный символ, а обращенный вниз – символ земной, то вместе они – символ человека, объединяющего эти два мира. Это символ совершенного брака, который связывает мужчину и женщину.


Таттвы

Иными словами, первая таттва - огонь, вторая - воздух, третья - вода, четвертая - земля, пятая - пространство, «основа мира».

ТАТУИРОВКА (от фр. tatouer) - нанесение на тело рисунков путем введения под кожу красящих веществ. Производится накалыванием деревянной, костяной или металлической иглой, по которой ударяют молоточком (у народов Океании, Юго-Восточной Азии, индейцев Северной и Южной Америки), или прошиванием кожи иглой с окрашенной ниткой, которую потом удаляют (у народов Северо-Восточ-ной Азии). Татуировка связана с древнейшими обычаями испытания выносливости при посвящении юношей во взрослые мужчины; служила знаком магической защиты от злых духов.

Татуировка восходит к периоду первобытно-общинного строя, когда она была не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, социальной принадлежности. Распространена у народов со светлой кожей, у темнокожих заменяется рубцеванием, особенно в Океании, где ее выполняли специальные мастера, покрывая рисунками все тело и даже язык.

Обычай татуировки ввезен в Европу моряками из Юго-Восточной Азии и сохраняется как украшение или памятный знак.

Источ.:

Мифологический словарь. М., 1991;

ТАУ - символ символов, скрытая мудрость, символ жизни, знак доброты, так называемый «ключ Нила», т. е. ключ к еще одной из тайн человеческого бытия. Знак большой мистической силы.

Упоминание Нила не случайно, так как он встречался на египетских монументах, на статуе бога Сераписа, известен как эмблема египетских богов. Встречается в захоронениях древних египтян, многие из которых считали его «знаком творческой мощи».

Знаком неба и бессмертия Тау считался в Скандинавии, Британии, Индии и Китае. В других странах выступал как знак воскресения, освобождения от физических страданий и божественного единства.

Боголюбов Н. Тайные общества XX века. СПб., 1997.

Знак - животное. Изображается как бык (у древних египтян - священный бык Апис). Управляется планетой Венерой.

Телец решителен и несговорчив, предан и постоянен в своих пристрастиях. Знаток и ценитель красоты. Такое сочетание свойственно для людей с тонкой и легкоранимой психикой. Тельцы - люди Луны, спокойствия, неторопливости, с тягой к созданию больших семей, с наклонностями к обогащению, он страстен и чувственен, он видит прекрасное даже в самом незначительном.

Телец, знак Зодиака

Телец - человек, привязанный к земле, к производительным силам природы, он упорен и трудолюбив. Как правило, достигает поставленной цели.

Еврейская буква - Вау.

Иероглиф - глаз.

Карта Таро - Любовники.

Знак Тельца - луна и на ней серп.

Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999;

Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997;

Мифологический словарь. М., 1991.

ТЕЛО ОБНАЖЕННОЕ - символ человеческой принадлежности к природе и символ стремления человека к природной бедности и простоте. Здесь «беднота и простота» выступают не как проявление вынужденности, а как осознанное слияние с самой природой, отказ от материальных излишеств, что символизирует добродетель и невинность.

Так называемая «преступная обнаженность» ассоциируется со сладострастием, тщеславием и отсутствием добродетелей.

Символические типы обнаженного тела, однако, совершенно разнятся в трактовках того или иного художника, чьи подходы к творчеству совершенно индивидуальны и не копируют своих собратьев и коллег.

Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ТЕНЬ - одна из метафор темной стороны психики человека. В психологическом аспекте - это бессознательное начало, которое обычно пропускается или отвергается началом сознательным.

Тень несет в себе функцию двойника, она может быть вместилищем и прибежищем души. Тень не есть имитация жизни, это, скорее, явление другого вида существования.

Есть тени ночи, они неподвижны и статичны. Есть тени дня, они - оборотная сторона света.

Согласно мусульманским традициям, тень Аллаха - символ властелина на земле. Тибетская секта «братьев тени» причислялась к черной магии. В Индии существовала вера в тени святых, обладающие удивительным качеством: они неуничтожимы. Мифологическая птица Хумай способна своей тенью осчастливить человека, чьи грехи не представляют серьезного препятствия приобщению к тайнам. В Африке тень ассоциируется с духом. Как видно из приведенных примеров, тень - второе человеческое тело, наделенное магическими свойствами.

Представители творческих профессий неоднократно обращались к тени как некоему символу, олицетворяющему особенности состояния человеческой души, проводя порой удивительные и иногда противоречивые параллели.

Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999;

Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997;

Мифологический словарь. М., 1991.

ТЕТРАГРАММАТОН - неизреченное четырехбуквенное имя Бога - IHVH.

В Каббале данное имя расшифровывается следующим образом:

I - Мудрость,

Н - Понимание,

V - Красота,

Н - Царство.

Здесь стремление наделить божественную материю всеми превосходными характеристиками, в том числе и свойственными скорее людям, например, «царство».

Десять эманаций тетраграмматона

Согласно «христианской каббале», четыре буквы первого тетраграмматона обозначают четыре стихии:

огонь (дающий тепло),

воздух (дающий жизнь),

вода (утоляющая жажду),

земля (дающая пищу).

Стихии эти определяют наличие жизни (физического существования) и кругооборот жизни и смерти.

Второй тетраграмматон - AGLA, магическая формула, составленная из первых букв фразы «ато гадол леолам адонаи» («да будет Твое могущество вечным, Господи»).

Это, второе, имя связано с понятиями «вечность» и «дух». Считается также, что «ато гадол леолам адонаи» воплощает силу Святой Троицы.

«Ато гадол леолам адонаи» - еще и сильнейшее заклинание, способное уберечь не только отдельных личностей, но и всего человечества, «гравируется на перстнях, талисманах» и других культовых предметов.

Третий тетраграмматон - AHIH или «Эхиех» (чистое бытие Бога). В русском языке эквивалент - слово «сущий».

Четвертый тетраграмматон - ADNI (т. е. «Адонай» или «Господи»). Обладает определенными мистическими свойствами.

Существуют и иные толкования всех четырех тетраграмматонов, что является предметом постоянных дискуссий в среде представителей различных религиозных учений и мировоззренческих доктрин.

Так, «Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем» трактует тетраграмматон несколько иначе, чем вышеизложенное:

«Из имен Господних чаще всего встречается в Библии (6823 раза) так называемый тетраграмматон, т. е. четырехбуквенное изображение имени Господа; это имя является отличительным личным именем Бога Израиля. Оно в новейших библейских переводах чаще всего представлено формой «Иегова», YHWH, которая с филологической точки зрения признается недопустимой. Указанная форма возникла из попытки произносить согласные буквы этого имени так, как будто они снабжены гласными знаками имени «Адонай» (владыка), что масореты внесли и текст с указанием, что вместо YHWH следует читать «Адонай» (keri perpetuum). Когда же само имя «Адонай» предшествует имени YHWH, то, чтобы избегнуть повторения этого имени, масореты стали снабжать YHWH гласными имени «Элогим», так что в этих случаях вместо YHWH читают «Элогим». Следуя этому масоретскому чтению, некоторые переводы Библии в большинстве случаев переводят имя YHWH словом «Господь». Если базировать на рассказе, изложенном в кн. Исход (3, 1 и след.), то это имя впервые стало известно Моисею во время божественного видения при Хоребе; из другого, параллельного рассказа (Исх. 6 , 2–3) явствует, что это имя, действительно, еще не было известно патриархам. Позднейшие писатели иногда совершенно избегают употребление этого имени; оно, например, полностью отсутствует в Экклезиасте. Составитель Хроник отдает явное предпочтение форме «Элогим», а в Псалмах, 42–83, имя «Элогим» встречается гораздо чаще, чем YHWH, вероятно, потому, что, как полагают некоторые ученые, в одних местах одно имя могло быть сознательно заменено другим (ср. Пс. 14 и 53)».

Энциклопедия символов

Предисловие

Хочешь знать новое – читай древнее.

Старинная пословица

Язык символов есть истинный, всемирный, всечеловеческий язык, одинаково справедливый для всех времен и народов.

В. Шмаков

Символический язык – язык универсальный. Символика не только выражает отношения между вещами, явлениями и идеями. Однако большинство людей не владеют языком символов, не умеют расшифровать его, в то время как символы чрезвычайно важны для понимания путей развития человеческой мысли, искусства, обычаев, религии и мифологии.

В прежние времена символика была тайным знанием, которое тщательно охранялось узким кругом Посвященных. Теперь же наступило время, когда доступ к символам открыт всем, и число желающих изучать их и работать с ними постоянно растет.

Всплеск интереса к символам в современном мире многие считают показателем возрождения духовных потребностей людей, их желания вырваться из тесной клетки обыденности, в которую часто превращается наша жизнь.

Символы служат указателями и помогают лучше понять окружающий мир, а значит, жить в гармонии с ним. И сейчас самое время выявить новый смысл классических символов, которые, возникнув в необозримой дали веков, сохранили свое значение до наших дней. Кто знает, сколько слоев Неведомого они еще таят в себе, какие неизвестные пока нам законы мироздания зашифрованы в них и ждут своего часа, чтобы открыться Человеку!

Книга рассчитана на широкий круг читателей, независимо от возраста, образования, уровня восприятия. Открывайте для себя древнее знание, связывающее воедино наш мир, расширяющее горизонты как прошлого, так и будущего.

Геометрические символы

Абсолютный символический язык – это язык геометрических фигур...

Геометрические фигуры – конкретное воплощение чисел. Числа принадлежат к миру принципов, и они становятся геометрическими фигурами, спускаясь в физический план.

О. М. Айванхов

Практически все геометрические символы состоят из комбинаций нескольких геометрических элементов – простых составных частей, каждая из которых имеет в то же время свое особенное значение, внося свой вклад в общую композицию.

«Геометрические фигуры подобны каркасу действительности, тогда как образы еще содержат, так сказать, немного плоти, кожи и мускулов» (О. М. Айванхов).

Геометрические символы стабильны и передаются из поколения в поколение без изменений.

Свастика прямая (левосторонняя)

Свастика как солнечный символ


Прямая (левосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми влево. Вращение считается происходящим по часовой стрелке (в определении направления движения мнения иногда расходятся).

Прямая свастика – символ благословения, доброго предзнаменования, благополучия, удачи и отвращения беды, а также символ плодородия, долгожительства, здоровья и жизни. Это также символ мужского начала, духовности, тормозящей поток низших (физических) сил и позволяющей проявляться энергиям высшей, божественной природы.

Свастика обратная (правосторонняя)

Свастика на нацистской военной медали


Обратная (правосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми вправо. Вращение считается происходящим против часовой стрелки.

Обратная свастика связывается обычно с женским началом. Иногда она ассоциируется с запуском негативных (физических) энергий, закрывающих проход возвышенным силам духа.


Шумерская свастика, образованная четырьмя женщинами и их волосами, символизирует женскую порождающую силу

Пентаграмма (пентакль): общее значение символа

Знак пентаграммы


Пентаграмма, написанная одной линией, – самый древний из всех символов, которыми мы владеем. Имела разные толкования в разные исторические времена человечества. Она стала шумерским и египетским знаком звезд.

Более поздняя символика: пять чувств; мужское и женское начала, выраженные пятью точками; гармония, здоровье и мистические силы. Пентаграмма также символ победы духовного над материальным, символ безопасности, охранения, благополучного возвращения домой.

Пентаграмма как магический символ

Пентаграммы Белого и Черного магов


Пентакль с одним концом вверх и двумя вниз является знаком белой магии, известным как «нога друида»; с одним концом вниз и двумя вверх он представляет так называемое «копыто козла» и рога дьявола – характерное для символики изменение знака с позитивного на негативный при его переворачивании.

Пентаграмма Белого мага – символ магического воздействия и господства дисциплинированной Воли над явлениями мира. Воля Черного мага направлена к разрушению, к отказу от выполнения духовной задачи, поэтому перевернутая пентаграмма рассматривается как символ зла.

Пентаграмма как символ совершенного человека

Пентаграмма, символизирующая совершенного человека


Пентаграмма, пятиконечная звезда, – символ совершенного человека, стоящего на двух ногах с разведенными руками. Можно сказать, что человек – живая пентаграмма. Это верно как в физическом, так и в духовном плане – человек обладает пятью добродетелями и проявляет их: любовь, мудрость, истина, справедливость и доброта.

Истина принадлежит духу, любовь – душе, мудрость – интеллекту, доброта – сердцу, справедливость – воле.

Двойная пентаграмма

Двойная пентаграмма (человек и Вселенная)


Существует также соответствие между человеческим организмом и пятью элементами (земля, вода, воздух, огонь и эфир): воля соответствует земле, сердце – воде, интеллект – воздуху, душа – огню, дух – эфиру. Таким образом, своей волей, интеллектом, сердцем, душой, духом человек связан с пятью элементами, работающими в космосе, и он может сознательно работать в гармонии с ними. Именно в этом смысл символа двойной пентаграммы, в которой малая вписана в большую: человек (микрокосм) живет и действует внутри Вселенной (макрокосма).

Гексаграмма

Изображение гексаграммы


Гексаграмма – фигура, составленная двумя полярными треугольниками, шестиконечная звезда. Это сложная и цельная симметричная форма, в которой шесть маленьких отдельных треугольников группируются вокруг большого центрального шестиугольника. В результате образуется звезда, хотя первоначальные треугольники сохраняют свою индивидуальность. Поскольку обращенный вверх треугольник – небесный символ, а обращенный вниз – символ земной, то вместе они – символ человека, объединяющего эти два мира. Это символ совершенного брака, который связывает мужчину и женщину.

Печать Соломона

Печать Соломона, или звезда Давида


Это знаменитая магическая печать Соломона, или звезда Давида. Верхний треугольник в ее изображении – белый, а нижний – черный. Она символизирует, в первую очередь, абсолютный закон аналогии, выражаемый мистической формулой: «То, что внизу, подобно тому, что вверху».

Печать Соломона – это также символ эволюции человека: надо научиться не только брать, но и давать, поглощать и излучать одновременно, излучать – для Земли, воспринимать – от Неба. Мы получаем и наполняемся, только когда отдаем другим. Это совершенный союз духа и материи в человеке – союз солнечного сплетения и мозга.

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда


Вифлеемская звезда


Пятиконечная звезда толкуется по-разному, в том числе она символизирует радость и счастье. Это также эмблема семитской богини Иштар в ее воинственном воплощении, а кроме того, Вифлеемская звезда. У масонов пятиконечная звезда символизирует мистический центр.

Египтяне придавали огромное значение пяти– и шестиконечным звездам, как явствует из текста, сохранившегося на стене погребального храма Хатшепсут.

Книга
Название: Энциклопедия знаков и символов

Формат: djv
Размер файла: 44,7 Мб


Отрывок из книги:
Русалка. Русалка, пленительное создание народной фантазии, наделенное ангельским ликом, белоснежной кожей и обольстительной девственной грудью, но таящее от глаз человека скользкую, покрытую чешуей нижнюю часть тела, заканчивающуюся раздвоенным рыбьим хвостом, - символ опасного и греховного соблазна, женского коварства и обмана, воплощение болезненного сладострастного эротизма, пламенного сексуального вожделения, разрушительной страсти и смерти.
Поразительно, но факт: вера в русалок существовала практически у всех народов древности и Средневековья, обитавших по берегам рек, озер, морей и океанов. Местной разновидностью русальего племени были древнегреческие наяды, нереиды и океаниды; западноевропейские ундины, лорелеи, мелузины и никсы; восточные апсары, албасты и фаравари; славянские русалки, мавки, навки и фараонки. Из них лишь античные морские девы отличались не только красотой лииа и прелестью форм, но и добротой души. Особую любовь к людям питали наяды - прекрасные нимфы родников, ручьев и неглубоких речушек. Понравившегося им человека, искупавшегося в источнике наяд, чаровницы могли исцелить от болезни, наделить даром ясновидения и даже бессмертием. Все русалки последующих поколений по непонятным причинам испытывали к представителям рода людского только недобрые чувства. Злодейки с наслаждением топили одиночных пловцов и рыбаков, а порой даже заманивали на рифы большие корабли. По преданию, множество моряков сгубила коварная русалка из Германии, завлекавшая свои жертвы к скале чудесными песнями. Эту опасную скалу на правом берегу Рейна и по сей день называют Скалой Лорелеи.
В славянской мифологии русалки безоговорочно причислены к нечистой силе. Их ряды постоянно пополняли утопленницы, женщины, умершие неестественной смертью или похищенные злыми духами. Среди русалок немало маленьких русалят обоего пола, именуемых на Украине мавками или навками (от слав, «навий» - «мертвец»). Мавками-навками становятся дети, умершие некрещеными, поэтому они часто пристают к припозднившимся прохожим, идущим через лес или кладбище, самым жалостливым образом умоляя подарить им крестик. Выполнять такую просьбу не стоит, если, конечно, жизнь дорога. Лучше всего ответить упыренку магическим заклинанием великого комбинатора: «Может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?» Тогда малец засмущается и, обиженно шмыгая соплями, пойдет прочь - деньги покойнику ни к чему. Только упаси бог смотреть ему вслед: спереди-то он мальчик как мальчик (или девочка какдевочка), а вот сзади - ходячий анатомический экспонат. Дело в том, что у мавки напрочь отсутствует спина, и все отвратительные внутренности видны как при вскрытии. Короче говоря, зрелище не для слабонервных.
Но вернемся к нашим русалкам. Почему славяне называли так самых прекрасных представительниц нечистой силы - вопрос не из легких. Одни ученые считали отправной точкой слово «русло», обозначающее место жительства речных русалок, другие полагали, что русалками их прозвали за русый цвет волос. Последней точки зрения придерживался, в частности, наш знаменитый историк СМ. Соловьев, писавший по этому поводу: «Русалки вовсе не суть речные или какие бы то ни было нимфы; имя их не происходит от русла, но от русый (светлый, ясный); русалки суть не что иное, как души умерших, выходящие весною насладиться оживленною природою».
К сожалению, в данном случае великий ученый сплоховал. Далеко не все русалки русые - много среди них и блондинок, и рыжих, но большинство свидетельств признают цвет их волос зеленым, «что твоя конопля». И в этом нет ничего удивительного - зеленый цвет тины, ряски и другой водяной растительности характерен именно для водных фантастических существ.
Ошибочным является и мнение, будто все русалки - писаные красавицы. Белорусская русалка, голубоглазая прелестница с зелеными волосами, действительно дивно хороша. Приятны на вид и шаловливые украинские русалочки, но их зеленоглазые и зеленоволосые великорусские подруги, вечно растрепанные и мертвенно-бледные, совсем не радуют глаз. Самую отталкивающую внешность имеют русалки Северной Руси. Вот что пишет о них главный отечественный специалист по русалкам Д.К. Зеленин в своем фундаментальном труде «Очерки русской мифологии»: «В северных губерниях России думают, что русалки - существа безобразные, косматые, горбатые, с большим брюхом, с острыми когтями, с длинной гривой, с большим железным крючком, которым ловят прохожих».
Отличительная черта внешности всех русалок - распушенные по плечам длинные волосы, которые они любят расчесывать золотым гребнем, глядясь в зеркало прозрачных вод при мягком, серебристом свете месяца. По берегам рек, по полям и лесам русалки ходят либо совсем голыми, едва прикрыв наготу зелеными листьями, либо в белых, полупрозрачных сорочках без пояса. У многих из них есть мужья (водяные, лешие или погубленные ими мужчины) и дети.
В ясные лунные ночи русалки предаются любимым развлечениям: купаются, с хохотом плещутся водой, водят хороводы на берегу, плетут венки, поют песни звонкими, чарующими голосами. Очень любят кататься на мельничном колесе или качаться на ветвях березы. Самые дерзкие, владимирские русалки, ничуть не смущаясь близостью жилья, приходят париться в деревенские бани.
Все русалки - оборотни, так как они умеют перевоплощаться в жаб, лягушек, крыс, сорок и других «нечистых» животных и птиц. К людям почти всегда относятся беспричинно враждебно, вредят им всеми возможными способами: рыбакам путают сети, мельникам ломают жернова или портят плотины.



Статьи по теме