Храм владимирской иконы божией матери. Варсонофий казанский Варсонофий, епископ Тверской

Собор - список святых, имеющих отношение к определенному месту и епархии. До недавнего времени Собор Казанских святых включал лишь несколько человек. Но в 2015 году патриарх Кирилл утвердил его обновленный список, и сегодня в Соборе Казанских святых - 34 имени. Это святители и преподобные, мученики и новомученики. Среди них есть и одна женщина.

О том, кем были эти люди и за какие заслуги были канонизированы Русской православной церковью, «АиФ-Казань» рассказал председатель комиссии по канонизации святых Казанской епархии священник Антоний Ермошин .

«Некоторые историки самостоятельно включают некоторые имена в канон, поэтому в интернете можно найти более обширные списки. Но официально РПЦ канонизированы 34 человека, связанных с казанской землей, - рассказывает отец Антоний. - Все они жили на территории современного Татарстана, были почитаемы здесь и отмечены духовными подвигами. Часть из них - общероссийского почитания и включены во все церковные месяцесловы, другие - местночтимые святые. Впрочем, это разделение весьма условно».

Первый по времени казанский святой - Авраамий Болгарский, живший в XIII веке, последний - наместник Седмиезерной пустыни Александр Седмиезерный, умерший во времена Хрущева.

Святой Авраамий Болгарский

Считается не только первым известным нам казанским святым, но и, в некоторых источниках, одним из первых канонизированных русских святых. О его жизни, возрасте, семейном положении почти ничего не известно, ведь жил он в XIII веке в Волжской Булгарии. При этом он упоминается в русских летописях.

Авраамий Болгарский Фото: wikipedia.org

Известно, что он был купцом и, согласно его житию, исповедовал ислам, занимался благотворительностью. От русских купцов он узнал об Иисусе Христе и настолько проникся идеями христианства, что решил креститься. А после начал проповедовать христианство, за что был убит и растерзан толпой. Его останки русские купцы перевезли во Владимир, где Авраамий Болгарский начал почитаться как мученик и чудотворец.

Почитание его в Казанской епархии началось гораздо позже - лишь во второй половине XIX века, благодаря деятельности архиепископа Антония (Амфитеатрова). Из Владимира была привезена частица его мощей, которая была помещена в Благовещенском соборе Казанского кремля, сейчас частица мощей мученика находится в посвященном ему храме в Болгаре. Кстати, По преданию, он забил в том месте, где Авраамий был казнен. Считается, что вода из него обладает целебными свойствами.

В состав Собора Казанских святых Авраамий Болгарский был включен в прошлом году.

Мученики

Известны и святые эпохи Казанского ханства - мученики Петр, Иоанн и Стефан Казанские . Они жили

Иоанн был русским крестьянином из нижегородских земель. Его взяли в плен и обратили в рабство. Он находился в услужении у одного из местных вельмож. Из сказаний XVI века известно, что вельможа его очень ценил за работу и хотел сделать своим помощником. Но, будучи убежденным мусульманином, старался склонить к переходу в свою веру. Тот оказался, за что был казнен - ему отрубили голову. Но так получилось, что Иоанну удалось выжить, он очнулся и, придерживая голову руками, смог добраться до жилища русских купцов, где исповедался и причастился у находившегося при них священника. А к утру скончался и был похоронен на русском кладбище в Казани. Историки предполагают, что оно находилось на , за чертой города. День его памяти - 6 февраля, в один день с блаженной Ксенией Петербургской.

Стефан Казанский Фото: Татарстанская митрополия

Мученики Петр и Стефан были казанскими татарами-мусульманами, принявшими христианство. Причем один из них даже получил при крещении исцеление от долго мучившей его от болезни ног. Они пострадали за веру весной 1552 года - за полгода до взятия Казани. В результате антирусского восстания родственники умертвили их, как предателей, отказавшихся от веры. По преданию, это произошло в районе родника у Тайницкой башни.

В XVI веке казанский митрополит Гермоген ходатайствовал о включении их в святцы. До XX века Петр и Стефан считались местночтимыми святыми Казани. В результате оплошности редактора церковного календаря в середине ХХ века они попали в список святых общероссийского почитания и так в нем и остались. Мощей мучеников не сохранилось.

Первосвятители

Гурий, Герман и Варсонофий - наиболее почитаемые казанские святые, которые входят во все православные месяцесловы. День их общей памяти - 4 октября (17 октября по новому стилю) является и днем празднования Собора Казанских святых.

Имена святых связаны с возникновением и становлением Казанской епархии.

Святитель Гурий (в миру Григорий Руготин) - первый казанский архиепископ, выходец из обедневшего княжеского рода. В молодости он служил у князей Пеньковых, где его оклеветали и обвинили в любовной связи с женой князя. Княжеский сын попросил не казнить его. Гурий был брошен в яму, где провел длительное время, питаясь колосками. Но поскольку он был грамотным (что было редкостью по тем временам), то попросил друзей приносить ему бумагу и краски и изготавливал рукописные азбуки для детей. Не переставал молиться и не унывал. И в один из дней он увидел свет - двери темницы были открыты. Никем не замеченный, он вышел и направился в Иосифо-Волоцкий монастырь, где принял постриг, а впоследствии стал игуменом. Через некоторое время его перевели в один из Тверских монастырей.

Святители Гурий и Варсонофий. Фото: wikipedia.org

В это время он познакомился с молодым Иваном Грозным, на которого произвел большое впечатление своей духовностью. Поэтому, когда в 1555 году была основана казанская кафедра, именно на Гурия пал выбор царя. Архиереем он был семь с небольшим лет, но, согласно писцовым книгам, после этого Казань представляла из себя город с большим количеством церквей (почти все приходы, бывшие на карте Казани в начале ХХ века, были основаны еще при Гурии). Гурий много болел, в последние годы не мог передвигаться - сказались месяцы, проведенные в темнице. На службах он стоял, опершись на костыль.

Посох святителя Гурия. Фото: Музей-заповедник "Казанский Кремль"

Его посох сохранился до нашего времени - он хранился в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, а сейчас находится в экспозиции музея истории Благовещенского собора.

В последние годы архиепископа лежа приносили на службу. А жил Гурий в подвальчике строящегося Благовещенского собора. До нашего времени сохранилась келья святителя. Ее нашли краеведы в XIX веке, после чего она стала местом почитания.

Гурий умер 5 декабря 1563 года (по старому стилю) и был погребен на территории Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле (уже не существует).

Кстати, монастырь был основан сподвижником Гурия Варсонофием. Он прибыл в Казань в сане архимандрита, при этом монастырь еще не был построен. Выбор пал на него неслучайно. Варсонофий был рабом в Крымском ханстве, там же выучил татарский язык, а позже отец-священник выкупил его. После основания монастыря в Казани Варсонофий был избран епископом Тверским, но, уйдя на покой, он вернулся в Казань. Здесь он скончался в 1576 году и был похоронен рядом с архиепископом Гурием.

Спустя 20 лет при перестройке собора Спасо-Преображенского монастыря была задета их могила и обретены мощи святителей. Свидетель этих событий, будущий патриарх Московский (а тогда митрополит Казанский) Гермоген писал, что мощи плавали в гробу поверх благоуханного мира. Тогда же Гермоген ходатайствовал о канонизации Гурия и Варсонофия. В 1595 году они были прославлены в лике святых. Изначально их мощи хранились в Спасо-Преображенском монастыре, в 1630 году мощи Гурия перенесли в Благовещенский собор, а мощи Варсонофия остались в монастырском соборе.

День обретения мощей святителей Гурия и Варсонофия - 4 октября (по новому стилю 17 октября) является общим праздником Собора Казанских святых.

В 1918 году, когда кремлевские храмы закрывались, мощи святителей были вынесены из Кремля будущим священномучеником Иоасафом (Удаловым) и Большевики разрешили вынести из храмов лишь то, что можно было унести в руках. Пришлось оставить много святынь, но в первую очередь верующие казанцы спасли мощи святителей, которые в советское время несколько раз переносили по церквям. В конце концов мощи Гурия оказались в храме на Арском кладбище, где пребывают и поныне. В возрожденном Благовещенском соборе воссоздана вторая символическая гробница, где также находится частица мощей святителя.

Фото: Татарстанская митрополия

А вот мощи святителя Варсонофия были утрачены: в советское время они оказались в Госмузее ТАССР (сейчас Национальный музей РТ), где и были уничтожены в ходе очередного субботника уже в 1980-е годы. Святителя Варсонофия почитают как целителя. Неслучайно храм на ул. Бутлерова при Груздевской клинике носит его имя.

Храм святителя Варсонофия в Казани был построен в 1901 г. на средства промышленника Алафузова. Фото: АиФ/ Из музея В. Груздева

Третий святитель - Герман, выходец из Иосифо-Волоцкого монастыря, служил в Свияжске, куда прибыл в сане архимандрита еще не существующего монастыря. На острове-граде он основал Богородицко-Успенский монастырь (действующий и поныне). Монастырь стал одним из богатейших и процветающих во всей епархии.

В 1564 году Герман стал преемником Гурия на казанской кафедре - вторым архиепископом. Потом уехал в Москву, где принимал участие в ряде церковных соборов. По официальной версии, он скончался от моровой язвы в 1567 году, но Андрей Курбский писал, что он был убит по приказу Ивана Грозного. Известно, что в XIX веке проводилось освидетельствование мощей, и на шейных позвонках обнаружили следы ударов топором. Это подтвердило версию о насильственной смерти Германа. Он стал широко почитаться как святой в конце XVII века, хотя его мощи были перевезены в Свияжск столетием ранее - во времена святителя Гермогена. После революции мощи считались утраченными, но на рубеже нового тысячелетия при ремонте в церкви Ярославских чудотворцев был найден ящик под престолом. Оказалось, что это спасенные из Свияжска мощи святителя, сейчас они возвращены на остров-град и находятся в раке. Когда в Успенском соборе закончится ремонт, их вернут на место.

Богородицко-Успенский монастырь был основан святителем Германом, тут же хранятся его мощи. Фото: АиФ/ Дарья Ходик

Патриарх Гермоген

Одним из наиболее значимых святых Казанской епархии является Гермоген - будущий патриарх Московский. С его именем связано прославление казанских святых, обретение Казанской иконы Божией Матери.

Родился он, скорее всего, не в Казани, но с молодости жил здесь, служил священником в Никольском храме на Гостином дворе, затем принял монашество и был настоятелем Спасо-Преображенского монастыря. После учреждения на Руси патриаршества и возведения Казани в ранг митрополии он стал первым казанским митрополитом (с 1589 по 1606 годы). Его служение в Казани - это строительство храмов, строительство Богородицкого монастыря на месте обретенной иконы, просвещение населения края.

Патриарх Гермоген. Фото: Татарстанская митрополия

В 1606 году Гермоген был избран на Московский патриарший престол. Годы его патриаршества выпали на Смутное время. Свою жизнь он закончил мученически - он активно боролся с Семибоярщиной и отказался благословить польского королевича Владислава Сигизмундовича на царский престол без его перехода в православие. Был посажен в темницу и умер от голода в феврале 1612 года. Похоронен в кремлевском Чудовом монастыре, канонизирован в 1913 году в рамках юбилейных торжеств по случаю 300-летия дома Романовых. В Собор Казанских святых он включен в 2015 году своим преемником - нынешним патриархом Кириллом.

Святой подвижник

Еще один почитаемый в Татарстане святой - , продолжатель традиции Оптинских старцев. Он подвизался в разных монастырях и был отовсюду изгнан людьми, которые не понимали его подвижнической жизни, считали его чудаком.

Гавриил Седмиезерный Фото: Татарстанская митрополия

Оказавшись в Казанской епархии, он некоторое время жил в Раифском монастыре и в «Новом Иерусалиме» на озере Кабан, но затем обосновался в Седмиезерной пустыни, где провел около четверти века. Там он, попав в аварию, обезножел и пролежал несколько лет в постели, принял великую схиму и готовился умирать. Но получил исцеление и даже стал наместником монастыря. К этому времени он стяжал славу как старец и молитвенник. К нему приезжали не только известные казанцы, у него окормлялись преподаватели и студенты Казанской духовной академии, многие общественные и культурные деятели (его духовной дочерью стала и сестра императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна).

Став жертвой очередной клеветы, он был изгнан из Казанской епархии в 1908 году при архиепископе Никаноре (Каменском), но незадолго до революции, в 1915 году, он вернулся в Казань, где 24 сентября (7 октября) скончался в здании духовной академии и был погребен в своем монастыре. Многие его духовные дети в советское время стали мучениками за веру. Когда Седмиезерная пустынь был разрушена, часть мощей Гавриила была спасена одним из иеромонахов монастыря Серафимом. Он, скитаясь по квартирам и живя у старушек, переносил их с одного места на другое. В конце концов мощи старца оказались в Казанском епархиальном управлении. В 1996 году Гавриил был канонизирован как местночтимый святой. Часть его мощей хранится в и в храме при Казанской духовной семинарии на ул. Челюскина. Сейчас Казанская епархия получает множество писем от верующих с просьбой ходатайствовать о включении Гавриила в общецерковные святцы.

Новомученики

Еще одна категория казанских святых - это убиенные за веру новомученики и исповедники, прошедшие через тюрьмы и страдания, но скончавшиеся мирной смертью. Среди священников-новомучеников - Михаил Вотяков , сельский священных из Чистопольских Выселок, расстрелянный в 1931 году за то, что якобы настраивал людей против колхозов. А также два казанских священника - Димитрий Шишокин и Филарет Великанов.

Димитрий Шишокин служил в Троицкой церкви при тюремном замке (здание сохранилось - сейчас это следственный изолятор на ул. Япеева). Он был арестован осенью 1918 года, в разгар Гражданской войны. Якобы за то, что в тюрьме выбивал показания у арестованных большевиков. И хотя революционно настроенные арестанты писали в его защиту письма, за него вступились представители совета рабочих, рабочие Пятницкого прихода, это не помогло. Его расстреляли по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Филарет Великанов Фото: Татарстанская митрополия

За «пособничество белым» расстреляли и Филарета Великанова , эконома Казанской духовной академии, служившего в дни Гражданской войны в Борисоглебоском храме в Плетенях по приглашению рабочих завода Крестовниковых (район современной улицы Ахтямова). Сохранились и опубликованы его письма из тюрьмы. В одном из них он пишет ректору духовной академии, где с трогательностью просит у всех прощения, распоряжается своим скромным имуществом и просит как можно аккуратнее сообщить о его казни пожилой матери.

Зилантовы мученики

К лику святых причислены и преподобные мученики Зилантовы. Их убили в первый же день взятия Казани Красной Армией - 10 сентября 1918 года. Именно со стороны Зилантовой горы отступающие белочехи вели обстрел подходов к городу, поэтому красноармейцы выместили злобу на братии монастыря. На расстрел вывели 11 человек, но один - иеромонах Иосиф - упал первым, лишившись чувств. На него посыпались тела остальных. Иосиф спустя время очнулся и ночью пришел в Иоанно-Предтеченский монастырь, где рассказал о случившемся. Место захоронения братии монастыря неизвестно.

Святая среди святых

Есть в Татарстане и своя женщина-святая. Маргарита Мензелинская была гречанкой по происхождению, выросла в Киеве. Там приняла монашество и была назначена настоятельницей в Мензелинский монастырь (тогда он относился к Уфимской епархии, сейчас не действует).

В августе 1918-го Белая армия отступала и у нее возникла мысль бежать. Игуменья уже выходила из монастыря, когда ей явился Николай Чудотворец. Он укоризненно сказал ей: «Зачем бежишь от своего венца?» Маргарита вернулась в монастырь, зная, что её ждет. На следующий день во время литургии в храм ворвались красноармейцы. У стен храма они расстреляли настоятельницу без суда и следствия.

В том же августе по обвинению в контрреволюционной деятельности был расстрелян и настоятель Свияжского монастыря епископ Амвросий (Гудко).

В начале 30-х годов был нанесен новый удар по духовенству - в основном сельскому. Их обвиняли в том, что они агитируют против колхозов. В числе пострадавших - братия Раифского монастыря. После того, как монастырь был закрыт большевиками, насельники продолжали жить поблизости, в Васильево, Бело-Безводном, и служили в закрытых храмах. В престольный праздник - день памяти Раифских преподобных отцов - они собрались на литургию. Шел 1930-й год. После службы монахов арестовали, шестерых расстреляли, остальных отправили в ссылки, а кого-то отпустили. При этом ризничего иеромонаха Сергия (Гуськова) пытали дольше других, чтобы узнать, где деньги монастыря.

Раифские мученики. Фото: Татарстанская митрополия Раифские мученики были канонизированы в конце 90-х. С братьями были расстреляны и два мирянина из крестьян. История сохранила их имена - Василий и Степан. Не исключено, что со временем их также включат в число святых.

Канонизированы были и три казанских архиерея, ставших жертвами Большого террора 1937-1938 годов. Это священномученники митрополит Кирилл (Смирнов) , епископ Иоасаф (Удалов) и митрополит Анатолий (Грисюк) . Кирилл был Казанским архиереем с 1920 до 1929 года, однако фактически управлял епархией совсем немного, так как постоянно находился в ссылках и тюрьмах: на Соловках, в Сибири и Казахстане. В декабре 1937 года он был расстрелян под Чимкентом.

В период его заключения епархией управляли викарные епископы Анатолий и Иоасаф.

Анатолий (Грисюк) был последним ректором Казанской духовной академии (с 1913 года). В первый раз он был арестован в 1921 году за то, что тайно продолжал учить студентов закрытой духовной академии. Несмотря на допросы, он не выдал ни одного имени своих учеников. На его время пришлось начало разгрома Казанской епархии. Впоследствии он был архиепископом в Самаре, митрополитом в Одессе. Неоднократно арестовывался, подорвал здоровье на тяжелых работах. В январе 1938 года, когда он лежал в тюремной больнице, лагерные врачи силой вырвали у него из рук Евангелие. При попытке сорвать нательный крестик он испустил последнее дыхание.

Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) занимался делами епархиального управления во время отсутствия Кирилла (Смирнова). Долгое время он также провел в ссылках и тюрьмах. После освобождения жил с матерью в Казани на ул. Тихомирнова (этот деревянный дом напротив театра кукол недавно был отреставрирован). В декабре 1937 года и он был арестован и расстрелян на Архангельском кладбище, могила его неизвестна.

Священномученики Кирилл, Анатолий и Иоасаф были канонизированы в 2000-2002 годах.

Последним по времени казанским святым был преподобный исповедник Александр Седмиезерный, умерший в 1961 году. Последний наместник Седмиезерной пустыни прошел ссылки и лагеря, после освобождения из которых жил в Мордовии, где в Санаксарском монастыре хранятся его мощи.

Сегодня не каждая митрополия может «похвастаться» таким количеством чудотворных икон и святых, отмечает отец Антоний, и работа по канонизации мучеников советского периода и подвижников веры иных эпох продолжается.


ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЕЙ ГУРИЯ,

АРХИЕПИСКОПА КАЗАНСКОГО, И ВАРСОНОФИЯ,

ЕПИСКОПА ТВЕРСКОГО

Спустя 32 года после кончины святого Гурия и через 20 лет со времени преставления святого Варсонофия, по по-велению царя Феодора Иоанновича, начали строить на месте деревянной каменную церковь в честь Преобра-же-ния Господня. Когда начали копать рвы и выкопали гробницы святых Гу-рия и Вар-сонофия — 1596 года, 4 октября, — то возвестили о сем митропо-литу Ермогену, бывшему тогда архи-пастырем Казани. Митрополит, со-вершив ли-тур-гию и панихиду, при-шел в монастырь со всем освященная собором. Необычность вида нетлен-ных гробов исполнила святителя бла-гоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так опи-сывает это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, про-чие же его уды целы бяша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его, и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобного Варсоно-фия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурия свя-ти-телю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, но-вых крепчае».

Честные мощи святителей переложили из тех гробов в новые ковчеги и при пении надгробных песнопений поставили поверх земли, чтобы все при-ходящие могли видеть и с верой лобызать их. Возвещено было о сем письмом царю Феодору Иоанновичу и патриарху Иову. Благочестивый царь и Святейший Патриарх, весь царский синклит и множество народа, узнав о сем, прославили Бога, прославляющего святых Своих. Благочестивый царь повелел хранить святые и многоцелебные мощи святителей в особом приделе, с южной стороны алтаря большой церкви, которая ради этой святыни вскоре была благолепно украшена.

На древней иконе изображения святителей Гурия и Варсонофия отличаются строгостью старинного иконописного стиля. Ростом свт. Гурий выше свт. Варсо-нофия. Лицо свт. Гурия отличается кротостью, карие глаза его смотрят открыто и приветливо; у святителя окладистая борода, длинная и почти вся седая. У свт. Варсонофия лицо худое, изможденное, щеки глубоко впали, борода длин-ная, но редкая и оканчивается остро около половины груди; брови у свт. Вар-со-нофия шире, усы тоньше, глаза смотрят строже, чем у свт. Гурия1).

В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; 14 октября 1976 г.), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после сего дня соборную память всем Казанским святителям.

(Иван Васильевич; ок. 1495, г. Серпухов - 11.04.1576, Казань), свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых), еп. Тверской, Казанский чудотворец. Из семьи священника, помогал отцу за богослужением, готовился к принятию священного сана, учил прихожан грамоте. В мае 1512 г., во время набега крымских ордынцев под командованием царевичей Ахмата и Бурнаша, сыновей хана Менгли-Гирея, попал в плен, был увезен в Крым, продан в рабство, через 3 года выкуплен отцом. Живя в Крыму, овладел татар. языком. Согласно обету, созревшему еще в плену, поехал в московский Андроников мон-рь и принял там постриг с именем Варсонофий. В обители В. познакомился с свт. Акакием , еп. Тверским, предсказавшим, что тот будет его преемником на кафедре.

Ист.: ПСРЛ. Т. 4. С. 309; Т. 19. М., 2000. Стб. 482; Т. 31. М., 1968. С. 141, 146; Платон (Любарский), архиеп . Казанский сб. ст. Каз., 1868. С. 7-32; Гермоген, Патр . Московский и всея России . Творения. М., 1912; Барсуков . Источники агиографии. С. 141-143; Церковные древности Казани // Изв. по Казанской епархии. Каз., 1877. С. 408-409; Невоструев К . [И .] Список с писцовых книг по г. Казани с уездом за 1566-1568 гг. Каз., 1877. С. 31; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. С. 162. № 108; Силкин А . В . Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 278, № 88; С. 282, № 87; С. 296, № 95; С. 326, № 129.

Лит.: Елисеев Г . З . Жизнеописание Свт. Гурия, Германа и Варсонофия Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847; [Григорий (Постников), архиеп .] . Житие Свт. и Чудотворцев Гурия архиеп. Казанского и Варсонофия архиеп. Тверского. СПб., 1853; Строев . Списки иерархов. С. 216, 442; Руднев В . Свт. Варсонофий как настоятель Николаевского Песношского мон-ря. М., 1889; [Димитрий (Самбикин), архиеп .] . Тверской патерик. Каз., 1907. С. 81-84; Никанор (Каменский), архиеп . Житие Свт. Варсонофия // Казанский сб. ст. Каз., 1910; Макарий . История РЦ. Кн. 6. С. 56, 88, 139, 587. Примеч. 93, 617. Примеч. 174; Лебедев Е . М . Спасский мон-рь в Казани. Каз., 1895; Баталов А . Л . Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 44-45.

Е. В. Липаков

Иконография

В. служил в Казани сначала как архимандрит, его изображения в фелони и монашеском куколе встречаются в миниатюрах лицевых Житий Гурия и В. Обычно он изображается как святитель в соответствии с описаниями в иконописных подлинниках: «в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие», «в фелони и омофоре». Иконография близка к изображению архиеп. Казанского Гурия: «надсед, брада аки Гуриева» с отличием в форме бороды - «на конец раздвоилась» (эта особенность в изображениях иногда не прослеживается). В.- «глубокий старец русского типа, сед с темнотой, борода узкая и длинноватая, волосы просты... можно писать его и в схиме» (Филимонов . Иконописный подлинник. С. 166; Большаков . Подлинник иконописный. С. 36; Руководство к писанию икон св. угодников Божиих в порядке дней года: Опыт пособия для иконописцев / Сост. В. Д. Фартусов. М., 1910, 2002р. С. 36).

В Преображенском соборе Спасо-Преображенского мон-ря (не сохр.), основанного архим. В. в Казанском Кремле, находилась древняя (?) запрестольная двусторонняя икона «Богоматерь Тихвинская - Святители Гурий и Варсонофий» в басменном окладе, с чеканными венцами и дробницами, украшенная привесами с драгоценными камнями и жемчугом. Из сохранившегося до наст. времени описания иконы следует, что «изображения святителей очень характерны и отличаются строгостию старинного иконописного стиля. Святители облачены в древние длинные фелони с белыми узкими омофорами, в низких шапках с белой горностаевой опушкой. Ростом свят. Гурий выше свят. Варсонофия… У свят. Варсонофия лицо худое, изможденное, щеки глубоко впали, борода длинная, но редкая и оканчивается около половины груди - она несколько менее бороды свят. Гурия. Брови у свят. Варсонофия шире, усы тоньше и позволяют видеть крупные губы, седины в бороде меньше, глаза смотрят строже» (Заринский П ., прот . Церковные древности г. Казани. 1. Казанский Спасо-Преображенский мон-рь // Изв. по Казанской епархии. 1877. № 14. С. 403).

Наиболее раннее известное изображение В.- на правом поле шитой пелены «Богоматерь Казанская» (нач. XVII в., ГРМ), иконография средника к-рой восходит к иконе, явленной в 1579 г. в Казани; В. в фелони, омофоре, низкой митре, правая рука поднята в двуперстном благословении, в левой Евангелие, над фигурой надпись: «Стый Варсонофий Чудотворец»; на левом поле - архиеп. Гурий. На иконах Богоматери Казанской фигуры святителей В. и Гурия часто помещаются на полях: на правом поле вологодской иконы из Спасо-Прилуцкого мон-ря (1-я четв. XVII в., ВГИАХМЗ; 2-й четв. XVII в. датирована в: Рыбаков А . Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 122, 123) изображен В. с удлиненной клинообразной бородой, с поднятой в благословении рукой, с Евангелием; на иконах XVI(?)-XIX вв., XVII в. (прописи) (обе в СПГИАХМЗ) и XIX в. (ГМИИРТ); иногда Гурий и В. изображены коленопреклоненными на нижнем поле иконы XVII(?)-XIX вв. (СПГИАХМЗ). Святители Гурий и В. изображались также на створах киотов Казанской иконы Богоматери (напр., упом. под 1627 г. киот из Нижегородских земель - Павлович Г . А . Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади // Культура средневек. Москвы XIV-XVII вв. М., 1995. С. 227-228). Согласно самой ранней сохранившейся описи 1771 г. московского Казанского собора, над сев. дверями стоял «штилистовый» (ок. 31,2´ 26,7 см) образ Казанской Богоматери в жемчужной ризе и подобном же киоте со створами.

Особое распространение получили парные

Изображения святителей Гурия и В. Согласно той же описи, в приделе московского Казанского собора во имя казанских чудотворцев Гурия и В. (освящен в 1647) находились большие иконы святых (со Спасителем вверху, в окладе (133,4´ 93,4 см); «ветхая» в ризнице (106,7´ 80 см)). В молении благословляющему Христу святители Гурий и В. представлены на иконе-пяднице XVII в. (прописи XIX в., ЦМиАР). Часто святые Гурий и В. обращены в молении образу Богоматери Казанской: иконы XVII-XIX вв. (ГИМ - со святыми на полях; ЯХМ; ПЗИХМЗ); на шитой пелене, вложенной Д. А. и Г. Д. Строгановыми в нижегородский Спасо-Преображенский собор (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НГИАМЗ), Гурий и В. в молении обращены к Богоматери с Евангелием в руке, по краям пелены тропарь святителям. На пелене из Казанского девичьего мон-ря, шитой в традициях строгановских мастеров (1-я пол.- сер. XVII в., ГОМРТ), святители Гурий и В., в рост в трехчетвертных поворотах, в фелонях, омофорах, митрах, с Евангелиями на платах (у Германа в левой руке, у В. в правой), предстоят в молении Богоматери «Знамение», по краям пелены вышит тропарь святителям. Иногда святители в молении перед Деисусом, помещенным на верхнем поле (напр., икона 2-й пол. XVII в., ГИМ). На шитой жемчугом палице, вложенной, как следует из надписи, боярином Иваном Морозовым в Благовещенский собор Казанского Кремля (1654, ГОМРТ), небольшие ростовые фигуры благословляющих Гурия и В. (В. ниже Гурия) с Евангелиями в руках расположены фронтально по сторонам Благовещения, вверху Господь Саваоф, вокруг вышит тропарь Благовещению Богородицы (дониконовский вариант). На двусторонней выносной иконе нач. XVIII в. «Богоматерь Шуйская - святители Гурий и Варсонофий» предстоят святые в молении Спасителю, внизу между их фигурами - горки (ГМЗРК). В деисусной композиции Гурий и В. (в повороте влево) - на иконе XVII-XVIII вв. (ЯХМ), на складне (с Богоматерью Одигитрией в центре) - по бокам на створах (XVII в., ГИМ). Вместе они изображены также на небольших образках, украшенных серебряной басмой (XVII в., ГИМ).

В., вместе со святителями Гурием и Германом, изображается на фоне Казанского кремля. Известно неск. таких икон-пядниц нач.- 1-й четв. XVIII в. (ГОМРТ, ПГХГ): святители (слева направо Гурий, В., Герман) с Евангелиями (В. держит Евангелие обеими руками), в фелонях, омофорах и митрах с белыми опушками обращены влево, в молении образу Благовещения Богородицы; ниже Благовещения на всех иконах располагаются обрамленные живописным барочным картушем ковчежцы для святых мощей; кремль изображен с пятиглавым Благовещенским собором, с папертью и колокольней за стенами с башнями. На одной из икон (ГОМРТ) более детальное изображение Казанского кремля: Благовещенский собор соединен переходом с архиепископским двором, на 2-м плане стены и башни, ограждающие место государева двора и Спасо-Преображенского мон-ря; в правой части иконы за стенами Кремля фигуры святителей, стоящих на облаках. Иногда на иконах с изображением Казанского кремля святители Гурий, В. и Герман предстоят в молении образу Казанской Божией Матери (кон. XVII - нач. XVIII в., ГРМ). Их изображение в молении ко Христу (Деисус с предстоящими) имеется на правой створке трехстворчатого складня (1-я четв. XIX в., НТМЗГД).Святители Варсонофий и Гурий, Казанские чудотворцы (слева). Складень «Спас Смоленский» с избранными святыми. XVIII в. (ЦМиАР)


Святители Варсонофий и Гурий, Казанские чудотворцы (слева). Складень «Спас Смоленский» с избранными святыми. XVIII в. (ЦМиАР)

Однофигурные изображения В. известны на иконах XIX - нач. XX в. В святительских, орнаментированных золотом одеждах, высокой митре, именословно благословляющий, с Евангелием в руке, В. стоит фронтально на орлеце, в проеме царских врат, по сторонам массивные колонны (2-я пол. XIX в., ЦМиАР; этой иконой, по надписи на обороте являвшейся «копией с оригинальнаго Образа св. Святителя и Чудотворца Варсонофия», архиеп. Тверской Григорий благословил кимрского купца И. П. Малюгина). В нач. XX в. существовали иконы с поясным изображением именословно благословляющего В. с массивным Евангелием в руке, на золотом канфаренном фоне, с орнаментом на полях, имитирующим цветные эмали. Лик В. исполнен в академической манере с влиянием неорус. стиля (ЦМиАР).

В медном литье изображения святителей Гурия и В. в молении помещены на левой створке складней (на правой - Иоанн Предтеча и свт. Николай) со «Спасом Смоленским» или Богоматерью Одигитрией (оба XVIII в., ЦМиАР), Казанской или Страстной Богоматерью в центре (XVIII, XIX вв., ЦМиАР); на отдельных иконках в молении Богоматери «Знамение» (XVIII в., ЦАК МДА). Сохранилась крышка серебряной позолоченной раки, изготовленная в Казани в 1834 г., с рельефным изображением святого в фелони, омофоре и митре (ГОМРТ; фотография (ок. 1941) самой раки, находившейся в Спасо-Преображенском монастыре, также хранится в ГОМРТ).

Лит.: Николаева Т . В . Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 222, 287, 314; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. Кат. № 98, 99, 108; Пречистому образу Твоему поклоняемся…: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. СПб., 1994. Кат. № 166. Ил. на с. 266; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. № 60; Завьялова М . К ., Каргалова Т . А . Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. ГОМРТ // Древнерус. художественное шитье. Мат-лы и исслед. М., 1995. С. 79. Ил. 9; Опись церковной утвари и ризницы москов. Казанского собора 1771 г. / Публ., вступ. ст. С. А. Смирнова // Культура средневек. Москвы, XVII в. М., 1999. С. 390, 398-399, 407; Гнутова С . В ., Зотова Е . Я . Кресты, иконы, складни: Медное художественное литье XI - нач. XX в. из собрания ЦМиАР. М., 2000. Кат. 208, 210.

Н. Н. Чугреева

Великих людей окружают великие сотрудники; а от святых Божиих людей делаются и святыми и подвизающиеся с ними. Так было и со святым Варсонофием, усердным сотрудником первого Казанского архипастыря — святителя Гурия . Но не одно только доброе влияние первосвятителя Казанского и святое дело, которое совершали они, сделали святым Варсонофия. Во многом он обязан был в своем величии и тем скорбям, которые, по воле Промысла Божия, он претерпел в юности, и которые сделали его для паствы Казанской драгоценнейшим, паче злата, огнем предощущенного.

Сын бедного священника города Серпухова (Московской губернии), обременённого делами, Варсонофий получил обычное в то время книжное образование посредством чтения часослова, Псалтири, которые служили ему руководством и к церковному чтению и пению.

Блаженный Гермоген, составитель жития Варсонофия, говорит, что он «изящно бе доволен и божественному гласованию», т.е. не только сам мог петь хорошо, но и направлять к согласному пению других. И это ему оказало великую помощь; а еще больше того было полезно ему то молитвенное настроение духа, которое он вынес из благоговейного чтения Часослова и Псалтири, «вмещающей в себе, по слову св. Василия Великаго, полезное от всех богодухновенных книг».

В 1512 году Крымские ханы, нарушив дружественную связь с великим князем Василием Иоанновичем, ворвались со множеством злых татар в русские владения, и, злодействуя всячески, увели многих с собою в плен.

Среди этих несчастных оказался и юный Варсонофий, в миру Иоанн. Ему было тогда около 17 лет. Тяжело было жить ему среди совершенно чужих людей, при том злых врагов, говоривших другим языком и имевших веру, которая внушает смотреть на христиан, как достойных самого низкого презрения. Вот здесь-то и оказался пригодным Иоанну тот молитвенный дух, который ещё в отрочестве был воспитан в нем. И здесь-то впервые в наибольшей полноте он воспользовался заученными им наизусть Псалмами, которые «застарелыя раны души врачуют, и недавно уязвленному подают скорое исцеление». Проливая горькие слезы, юный пленник тысячекратно взывал ко Господу словами псалмов: Бог мой и заступник спасения моего! Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих . И Бог внял его молитвам. Сначала он послал ему ту духовную отраду, какую вообще дает молитва и уединение, направленное к богомыслию. Потом в нем возгорелась такая любовь к Богу, что чувствуя сладость её, он забывал и дом родительский и нежные объятия отца и матери, братьев и сестер. Он всецело предался воле Божией, и Небесный Отец заменил ему всех. Теперь он взывал к Нему: «Судьбы твоя благи! Блажен человек его же накажеши. Да будет воля Твоя!» Не тяготясь уже неволею, теперь он старался воспользоваться своим положением достойно Господа, так устроившего судьбу его. Все поручения, какие возлагали на него, он совершал с полнейшим усердием, как бы работая для Самого Господа. И таким образом он приучился к неуклонному послушанию и точному исполнению поручаемого. Грубое и небрежное отношение господ к бессильному молодому пленнику, приучило его к терпению, кротости, воздержанию и посту. Весь день работая, он по ночам прилежал ко всенощной молитве. И все более постигая сладость всецелой преданности Богу, дал обет монашества.

Господа же Иоанна, ценя его добронравие, безропотность, усердие и верность, мало по малу облегчали тяжесть трудов его и входили с ним в более доверчивые отношения.

Это дало возможность чрезвычайно способному и внимательному Иоанну основательно изучить татарский язык, научиться арабской грамоте и понять закон их магометанской жизни, так что вскоре он «извык до конца бесерменский язык и грамоту сарацинскую». Теперь он, как сосуд Божий, совершенно наполнился тем, что требовалось в его будущем служении. И вот, отец Иоанна, после трех лет, узнав о месте пребывания его в татарской земле, пришел туда, выкупил его и возвратил в свой дом. Рад был Иоанн родительскому дому, ласкам матери и близких, но ещё более он радовался получив позволение исполнить обет монашества. Прибыв в Московский Андрониев манастырь, он принял здесь пострижение и назван был Варсонофием. В монашеском житии своем Варсонофий следовал правилам святителя Василия Великого, Ефрема Сирина, Дорофея, Исаака Сирина и Иоанна Лествичника.

Любовь к Богу, соединенная с богомыслием и представлением Бога пред собою, сердечное расположение к братиям, всецелое послушание к настоятелю, непрестанное преобразование себя по образу Христа, чтение Слова Божия, непрестанное наблюдение за собою, размышление о смерти и суетности земных благ, непрестанная молитва, пост и уединение — вот руководительныя начала, которых держался в своей жизни святой Варсонофий, следуя наставлениям Святых отцов подвижников. И «добре прохождаше он житие свое», говорит пролог. Слава о строгой, богоугодной жизни инока Варсонофия дошла не только до митрополита Макария, но и до самого Государя Царя Иоанна Васильевича.

В 1544 году его сделали игуменом Песношскаго монастыря (Московской Губернии Клинского уезда). Чтобы стяжать искусство направления других к спасительном подвигам, Варсонофий предался ещё более усердной молитве, а также упражнению в чтении Слова Божия; и Господь даровал ему особенную прозорливость и мудрость, и потому он «вполне был достойным пастырем вверенных ему овец». После завоевания Казани, царь Иоанн Васильевич посетил вверенный Варсонофию монастырь и остался им доволен.

Когда потом стали избирать достойных сотрудников первому Казанскому архиепископу, святителю Гурию, то сам царь указал на Германа (который посвящен был в архимандрита Свияжского монастыря и впоследствии был вторым архиепископом Казанским) и на Варсонофия, который был назначен архимандритом Спасо-Преображенского монастыря, еще только предположенного к устроению в Казани. Прибыв в Казань, святой Варсонофий немедленно приступил к возложенному на него труду. В послесловии к Церковному Уставу, написанному самим святителем Варсонофием сказано: «а в Казани начат бысть монастырь строитися, кельи и ограда и всякое строение монастырское Архимандритом Варсонофием, еже о Христе с братиею». Почти все 6 человек первых Казанских иноков были Песношские, прибывшие вместе с Варсонофием, а потому и устав монастырский у них был Песношский — списанный с устава Троицкого Сергиева монастыря. Вскоре число братии возросло до 100 человек. Это побудило Варсонофия ещё с большею ревностью и неутомимостью исполнять принятые на себя обязанности. Видя его святую жизнь и слыша мудрые наставления и вся братия монастырская стремилась соделаться подобною ему. И по словам летописца «многие из них отошли в радость Господа», свидетельством чего «служат телеса, нетлением почтенныя», (обретённая при закладке нового Спасо-Преображенского храма). Святая жизнь Варсонофия благотворно действовала и на многих других и даже на магометан и язычников. «Бе неверныя приводя в Христову веру», говорит о нём блаженный Гермоген. Этому обращению магометан и язычников особенно способствовало то, что он знал татарский язык и все магометанские учения и татарские обычаи. Просвещаемый свыше, Варсонофий часто «бе стязаяся с неверными и укоряя их, и препирая, и ко крещению приводя, уча и наказуя веровати во святую Троицу». Вот когда стали совершенно видимыми те пути Божии, коими Господь готовил Варсонофия, посредством татарского плена, к его великому служению их светом христианскою учения. Не мало содействовало обращению многих ко Христу и то, что Варсонофий знал искусство врачевания больных. Терпеливо осматривая больных, приходящих к нему, он каждому указывал какое-либо особое врачество и всех поучал обращаться к Всецелителю Господу, Спасителю нашему, и «во имя Господа, многия болящия телесне уврачева, мзды не приемля», что, конечно, возбуждало ещё большее доверие к нему. К своему учителю святому архипастырю Гурию — преподобный Варсонофий питал самую сердечную любовь. Он охотно и верно исполнял все его поручения, а потому и святитель Гурий одаривал его такой же любовью. Он делал его участником своих тайных дум и чувств относительно лучшего устроения Казанской епархии; делил с ним тяжелое время своей болезни; пред своей кончиной просил его возложить на себя схиму, что и совершил Варсонофий; он закрыл и глаза своего Господина, на которые всегда взирал с такою любовью и желанием исполнить всё, что безмолвно, но ясно выражалось в них, ибо во всем «бе повинуяся преподобному святителю Гурию».

После нескольких лет усерднейшего служения Богу и святой Его Церкви в Казани, архимандрит Варсонофий был поставлен (в 1567 г.) в епископа Тверского, на место почившего о Господе святителя Акакия, который ещё во время иеродиаконства Варсонофия предсказывал, что он займет в Твери его место. Сделавшись епископом, Варсонофий ещё более начал трудиться над усовершенствованием себя во всех отношениях, наипаче же «бе угождая Богу постом, и пребывая во всенощном стоянии, молитву принося выну (постоянно) Богу!» Чтобы не быть праздным никогда, он продолжал списывать полезные книги и делать монашеские клобуки, и посылал их в Казань братии своей обители, прося молитв о себе. Во всех делах управления паствой святитель Варсонофий являл примерную назидательность, ибо всякое слово его было полно духовной мудрости и спасительно, «приять бо от Бога благодать рассуждения». Время его епископства было тяжёлым временем для всей России. Благоверный царь Иоанн IV Васильевич, сделавшись Грозным, учредил опричнину. Тверь не входила в опричину. Святой Митрополит Филипп, поставивший во епископа Варсонофия, пытался было остановить Царя, но он был сослан в Тверской Отроч монастырь. Тоже было и с назначавшимся в преемники ему архиепископом Казанским Германом, вместе с Варсонофием прибывшим в Казань и служившим здесь во всё время жизни святителя Гурия. Нежданная смерть столь близких и дорогих сердцу Варсонофия святых лиц глубоко действовала на него, удручая и без того отягченную его жизнь. К сему еще присоединилось страшное бедствие от голода, а также и от моровой язвы, от которой умирало скоропостижно бесчисленное множество людей; особенно свирепствовала эта болезнь в Москве. Тверская же паства сохранилась от этой заразы молитвами её святителя. Врачуя телесные болезни, он исцелял и духовные недуги своих пасомых и тем отстранил от них правосудный гнев Божий. Когда Варсонофию было около 80 лет, он почувствовал, что уже не может управлять своей паствой, так как телесные силы заметно ослабели и сердце истомилось от духовных скорбей и стремления к полному совершенству подвижнического жития. Получив увольнение от управления паствой, святитель Варсонофий прибыл в созданную им Спасо-Преображенскую обитель в Казани и облёкся в великий ангельский образ, схиму, «труды к трудом прилагая и угождая Богу постом, молитвою, милостынею и всенощным стоянием». Когда по болезни он не мог уже стоять за богослужением, то просил своих учеников возить себя к богослужению в тележке, чтобы не лишаться наслаждения общим славословием Господу. Наконец старость истощила последние его силы. 11 апреля 1576 года, он предвидя свою кончину, причастился Святых Христовых Тайн, и взглянув с любовью на предстоящих учеников, мирно почил о Господе. Святое тело Варсонофия с честию погребено было архиепископом Тихоном и положено недалеко от алтаря соборной монастырской церкви, близ гроба святителя Гурия, с которым он так близок был при жизни.

4 октября 1595 года тело его обретено было нетленным. От него получались многоразличные исцеления, и святитель Варсонофий причтен был к лику святых святителей и чудотворцев Казанских. Восхваляя святую жизнь Варсонофия и ублажая великие труды его, святая церковь поет ему:

Тропарь святителя Варсонофия, епископа Тверского

Возвестителю пути спасительного,/ истинный хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый, благочестия учителю/ и Православия наставниче, святителю Варсонофие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителя Варсонофия

Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение.

Основанный святителем Варсонофием, после него продолжал благоукрашаться и увеличиваться, как в постройках своих, так и в числе святой братии.

По свидетельству Патриарха Гермогена, «монастырь, созданный святителем, до ныне Богом соблюдаем, младеет и распространяется, яко древо при водах благолиственно и доброплодно, приносит бо нетленен плод святые святители и преподобные монахи».

В этом монастыре, при создании каменного храма Преображения Господня, обретены были святые чудотворные мощи святителя Гурия и Варсонофия. Мощи святителя Гурия были перенесены в Казанский кафедральный собор, а мощи святителя Варсонофия почивали в соборном монастырском храме Преображения Господня, источая многие чудеса милости Божией всем с верою притекавшим к живому источнику благодати. Вместе с сими святителями обретены были нетленными тела некоторых первых подвижников монастыря, но они оставались на месте их обретения, ка неявляемые ещё миру. Монастырский храм Преображения Господня был устроен по подобию Кафедрального соборного храма Благовещения, но потом он видоизменен пристройками и надстройками. Менее видоизменен трапезный храм во имя святителя Николая Чудотворца, называемый Ратным, построенный самим святителем Варсонофием.

Вместо древнейшего однодневного храма святых Киприана и Иустинии, построен новый — каменный, а вместо древнего храма на вратах (во имя Макария Калязинскаго) построен новый, во имя святой великомученицы Варвары. От святого Варсонофия сохранялись в монастыре: жезл его, церковный устав и святое Евангелие. Кроме того, здесь можно было видеть многие древние иконы (например, Николы Ратного, Тихвинской иконы Божией Матери), воздвизальный крест, обитый басменом, плащаницу, украшенную жемчугом, фелонь без вырезки спереди, серебряный ковш и блюдо — дары Царя Ивана Васильевича Грозного. Спасо-Преображенский монастырь управлялся викарным Казанским епископом. К сему монастырю, кроме некоторых уцелевших дарственных имений, принадлежал еще Феодоровский монастырь.

Теги: Святитель Варсонофий Казанский Казанские святые святые Казанской епархии

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках - всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

Преподобный Гурий, в мире Григорий, родился в городе Радонеже 1 от бедных и малоизвестных бояр Руготиных. В юношеском возрасте Григорий отдан был на служение в дом князя Ивана Пенькова. Григорий был нрава кроткого и уступчивого; он любил часто ходить в храм Божий на молитву, молился и дома; внимательно охранял свое целомудрие, держал строгий пост; любил также подавать нищим милостыню и отличался прочими христианскими добродетелями. Своим благонравием и честностию Григорий приобрел любовь своего господина, и он поручил ему все управление своим домом. Но сие возбудило зависть в сослуживцах Григория, и они оклеветали его перед князем в прелюбодеянии с его женою.

Князь, поверив клеветникам, приказал убить Григория. Но сын князя, более осторожный и благоразумный, нежели отец его, упросил отца пощадить Григория и своим приговором не позорить своей семьи; узнав же, что все сие клевета, он избавил Григория от смерти. Однако князь, побеждаемый злобою, посадил невинного Григория в глубокий ров. Два года провел в нем блаженный, томимый голодом, так как пища подавалась ему непригодная для человека: на три дня ему бросали по одному снопу овса и немного воды. Тяжело было положение невинного страдальца, но он укреплял себя примером древних мучеников и ободрял тою мыслию, что темница избавила его от соблазнов и тревог мирских, что уединение доставило ему полную свободу готовиться к вечности.

Уже второй год заключения в темнице был на исходе, как один из прежних друзей Григория упросил темничного сторожа дозволить подойти к окну темницы и поговорить с Григорием; сторож согласился. Друг подошел ночью к Григорию и предложил доставлять ему приличную пищу. Но Григорий отказался от принятия всякой иной пищи, кроме той, какая ему доставляется, сказав, что "его питает многая и преизобильная благодать Божия". Засим Григорий просил своего друга, чтобы он вместо пищи приносил ему бумаги, чернил и перьев для писания азбук, по которым обучают детей грамоте. Эти азбуки Григорий поручал своему другу продавать, а деньги просил раздавать нищим.

Через два года милосердый Господь, видя доброе терпение раба Своего, невинно страдающего, благоизволил освободить его от уз, как бы от ада, и невидимою рукою силы Своей отверз ему темничный затвор. Неожиданно Григорий увидал в дверях темницы свет; он пришел в ужас, думая, что это бесовское наваждение, - так как два года те двери не были отворяемы, - и, встав, стал он молиться. И снова свет появился в дверях, даже сильнее первого. Тогда Григорий, подойдя, коснулся до двери рукою, и дверь тотчас отворилась. Уразумев, что Сам Бог посылает ему освобождение из сей темницы, Григорий возблагодарил Господа и, взяв икону Пресвятой Богородицы, которую он имел с собою в темнице, вышел никем не видимый, хотя был уже день. И ушел он из дома того и из города, и пришел в Успенский Иосифовский 2 монастырь. Здесь Григорий принял пострижение в монахи с именем Гурия и стал добрым иноком и постником; за свою примерную иноческую жизнь он был избран впоследствии игуменом Иосифовой обители. Пробыв настоятелем сей обители около девяти лет, он по болезни оставил монастырь и два года жил на покое, проводя время в посте и Богомыслии. Затем Гурий послан был на игуменство в Селижаров монастырь 3 , но здесь пробыл не более года.

Когда же Бог покорил царю Иоанну Васильевичу город Казань 4 , тогда, по совету митрополита Макария 5 , собором святителей Российской митрополии Гурий поставлен был по жребию первым архиепископом города Казани 6 . Царь отправил его в Казань с великою честию, дал ему множество икон, драгоценную церковную утварь и много книг, а кроме сего, многими драгоценными вещами одарил он и самого Гурия. Святители и разные монастыри с своей стороны принесли в дар на нужды новопросвещаемого края также множество драгоценных вещей 7 . В неделю святых отец после Пасхи, 26 мая 1555 г., при звоне всех колоколов кремлевских, митрополит Макарий с епископом Крутицким Нифонтом и всеми архимандритами Московскими и игуменами, а также и святитель Гурий с своими архимандритами и освященным клиром, в присутствии царя и всего синклита, торжественно отслужили в Успенском соборе напутственный молебен. По окончании молебна, святитель Гурий с крестным ходом подошел к Москве-реке, здесь сел в приготовленные ладьи и с молитвами отправился в путь при звоне колоколов. На пути, в каждом городе, святитель Гурий встречаем был духовенством с крестным ходом и совершал торжественные молебствия, так что все путешествие святого Гурия, до самой Казани, было почти непрерывным молением.

Через два месяца прибыл святой Гурий в город Казань и занял святительский престол. В сане святителя он проводил такую же Богоугодную жизнь: питал нищих, неимущим подавал все нужное, заступался за бедных, вдов и сирот и избавлял их от различных бед. Труды к трудам прилагая, святой Гурий проводил ночь в молитве, днем же учил неверных Богопознанию и вере в Пресвятую Троицу, и учением своим многих привел ко Христу 8 . Великие труды святителя при слабости его телесных сил, надломленных в молодости тяжелым темничным заключением, в конец расстроили здоровье святого Гурия, и он впал в болезнь. Телесная болезнь ничуть не умалила его душевного благочестия: не имея возможности сам совершать богослужение, он все-таки присутствовал при священнодействиях, совершаемых другими, для чего приказывал носить себя к божественной литургии в храм Благовещения Богоматери, построенный им; здесь он сидел или даже лежал, слушая богослужение. Однако и во время болезни святой Гурий не оставлял своих обычных и удобоисполнимых для него дел 9 , не переставая в то же время смирять свою плоть постом и воздержанием. Так подвизался святитель три года. Чувствуя приближение своего отшествия к Богу, святой Гурий призвал к себе архимандрита Варсонофия, к коему питал "любовь велию духовную" и пожелал принять от него великий ангельский образ, т.е. схиму 10 . Блаженная кончина святителя последовала 4 декабря 1564 г... Честное тело его было погребено в обители Спасо-Преображенской 11 , за алтарем, у большой церкви.

Преподобный Варсонофий, в мире Иоанн, был родом из Серпухова 12 . Он был сыном священника Василия, и в раннем возрасте обучен был грамоте и Божественному Писанию. Еще не достигши совершеннолетия, Иоанн попал в плен к крымским татарам 13 . Покоряясь воле Господа, он усердно исполнял возлагаемые на него работы и труды. В плену он находил утешение в частой и пламенной молитве к Богу, наизусть воспевая те псалмы, которые он помнил. Неверные, видя благонравие Иоанна, усердие в трудах, смирение и беспрекословное повиновение им в работе, облегчили тяжесть трудов его и позволили жить ему свободнее. В плену Иоанн выучился татарскому языку, так что мог свободно не только говорить, но и писать на этом языке. Через три года отец выкупил Иоанна у татар. Тогда он пришел в царствующий град Москву и постригся в монастыре, называемом Андроников 14 , причем был назван Варсонофием. Здесь Варсонофий стал проводить жизнь свою в строгих подвигах благочестия и добродетели; за свою строгую подвижническую жизнь Варсонофий поставлен был митрополитом Макарием в игумена Песношского 15 монастыря. Потом он был архимандритом в городе Казани 16 ; там он основал монастырь в честь преславного Преображения Господня и поставил в нем церкви и келии. В сане архимандрита Варсонофий проводил такую же Богоугодную жизнь: умерщвлял тело свое великим воздержанием и бдением, а на теле своем носил вериги, хотя сего никто не знал. Так был он во всем образцом добродетели для братии. В Казани Варсонофий ревностно помогал святителю Гурию в деле распространения христианства между магометанами и язычниками. Знание языка и знакомство с бытом татарским принесли ему в этом случае большую пользу: многих неверующих обратил он Богу и крестил их. К святителю же Гурию Варсонофий питал искреннюю любовь и во всем ему повиновался.

Из Казани святой Варсонофий был вызван на святительскую кафедру в Тверь 17 . Здесь, будучи добрым пастырем словесного стада Христовых овец, он особенно предался подвижничеству и всегда пребывал в посте, молитвах, слезах и всенощных бдениях. Многих больных он исцелил, ибо был сведущ и во врачебной науке; но платы за сие он отнюдь ни от кого не брал, а лечил даром; особенно же прославился он врачеванием душевных страстей, которые он исцелял благодатию Духа Святого. Не оставлял он и ручного труда, и обычным занятием его было шитье клобуков, которые он раздавал братии своей, прося их молиться о нем Богу.

Когда же святой достиг глубокой старости, то оставил свою паству и снова переселился в основанный им монастырь, что в городе Казани. Здесь он принял на себя великую схиму. Несмотря на свои старческие годы и великую слабость, он не изменил правилам подвижнической жизни, и когда от дряхлости не мог сам совершать Богослужение, то просил своих учеников привозить его в церковь. Когда же он окончательно изнемог и почувствовал свое отшествие из сего мира, то причастился святых Христовых Таин и почил о Господе 11 апреля 1576 г., и погребен был там же в монастыре, близ святителя Гурия.

Спустя 32 года после кончины святого Гурия и через 20 лет со времени преставления святого Варсонофия, по повелению царя Феодора Иоанновича, начали строить на месте деревянной каменную церковь в честь преображения Господня. Когда начали копать рвы и выкопали гробницы святых Гурия и Варсонофия, - 1596 г., 4 октября, - то возвестили о сем митрополиту Гермогену 18 , бывшему тогда архипастырем Казани. Митрополит, совершив литургию и панихиду, пришел в монастырь со всем освященным собором. Открывши гроб святого Гурия, они нашли его наполненным благовонным миром; тление коснулось лишь немного верхней части губ, даже ризы святителя были целы и казались крепче новых. Подобным образом открыли гроб святого Варсонофия и также обрели мощи его целыми и нетленными, как и мощи святителя Гурия; тление коснулось лишь только ног преподобного, но не разрушило костей, совершенно крепких. Честные мощи святителей переложили из тех гробов в новые ковчеги и, при пении надгробных песнопений, поставили поверх земли, чтобы все приходящие могли видеть и с верою лобызать их. Возвещено было о сем письмом царю Феодору Иоанновичу и патриарху Иову 19 . Благочестивый царь и святейший патриарх, весь царский синклит и множество народа, узнав о сем, прославили Бога, прославляющего святых Своих. Благочестивый царь повелел хранить святые и многоцелебные мощи святителей в особом приделе, с южной стороны алтаря большой церкви, которая, ради этой святыни, вскоре была благолепно украшена. В этом приделе, когда он был устроен, мощи святителей и покоились в упомянутых новых ковчегах 20 , источая верующим исцеления во славу Бога, в Троице славимого, ныне и во веки. Аминь.

Тропарь святых Гурия и Варсонофия, глас 3:

Первии учителие прежде темному, ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани, первии возвестителие пути спасительнаго, истиннии хранителие апостольских преданий, столпи непоколебимии, благочестия учителие, и православия наставницы, Гурие и Варсонофие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашым велию милость.

Кондак Варсонофия, глас 6:

Воздержанием тело Духу поработив, душу же равноангельну сотворил еси: сего ради святительства саном почется, чисте чистейшему предстоиши. Моли Христа Бога, святителю, спасти императора нашего вседержавнаго, благочестия содержителя, и люди твоя, святее, да вси вопием ти: радуйся отче преподобне Варсонофие, граду нашему Казани похвала и утверждение.

Кондак Гурия, глас 4:

Чувственныя страсти победив, чистотою яко солнце возсиял еси, чисто житие до конца сохранив, и от неверия в веру многих ко Христу привел еси, и того ради от Бога нетлением почтен был еси, и чудесы удивляемь. Молим тя святителю Гурие, молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти: радуйся отче предивный, граду Казани похвала и утверждение.

________________________________________________________________________

1 Радонеж – находился в 54 верстах от Москвы по направлению к Ростову и в 10 верстах от нынешней Троицкой лавры, по направлению к Москве.

2 Иосифовский монастырь находится в 18 верстах от Волоколамска. Основан прп. Иосифом Волоколамским в 1479 г.; от него монастырь и получил свое название Иосифовский.

3 Троицкий Селижаров монастырь – на реке Селижаровке, в 44 верстах от г. Осташкова, Тверской епархии; основан в XV веке.

4 Казань покорена русскими в 1552 году.

5 Макарий – митрополит Всероссийский (1542-1564 г.) – занимает видное место в истории русской церкви и литературы. При нем был знаменитый Стоглавый собор (1551 г.); при нем открыта была первая типография для печатания священных книг; по его желанию и при его непосредственном участии составлены так называемые «Великие Минеи-Четии».

7 В помощь святителю Гурию назначены были, по его указанию, два достойные священноинока: Герман, бывший архимандрит Старицкого монастыря (Тверской епархии), живший на покое в Иосифовском монастыре, и Варсонофий, игумен Песношский.

8 На самых первых порах управления Казанской епархией св. Гурий озаботился устройством монастырей в Казанском крае с миссионерскими целями. Он хотел, чтобы будущие иноки Казанских монастырей всё время употребляли на проповедь слова Божия среди неверных и занимались обучением малолетних детей. В этих видах св. Гурию казалось необходимым обеспечить монастыри имениями («вотчинами); свои намерения он выразил в письме к царю, – письме, содержание которого известно из ответа на него Иоанна Грозного. – «Писал ты ко мне, – пишет царь святителю, – что в городе Казани устрояешь монастырь («Зилантов»), и другие намереваешься строить. Доброе дело ты предпринимаешь: помоги тебе Бог за то… Блага речь ваша, чтобы старцам детей обучать и неверных в веру обращать. Учить же младенцев не только читать и писать, но читаемое право разумевать и да могут и иных научать и басурман. О Боже! Сколь счастлива была бы Русская земля, если бы все владыки старцы были, как преосвященный Макарий и ты». Труды св. Гурия не были бесплодными – инородцы (главным образом татары) в значительном числе обращались в христианство.

9 «Все настоящее время, – говорил св. Гурий, – есть время трудов. Вознаграждение получается в жизни будущей. Небесные радости дарованы будут только тому, кто на земле подвизается, и для получения благ нетленных оставляет тленные. Должно подвизаться, не смотря ни на какие трудности и неудовольствия, «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас » (Рим.9:18)».

10 Схима – принятие великого ангельского образа, великой схимы, схимничества – есть совершеннейшее отчуждение от мира, вящее желание разрешиться от мира и со Христом быть. (Лил.1:23). (Схима – слово греческое, означает образ, вид, сан).

11 Основана прп. Варсонофием в 1556 г., который и был первым архимандритом этой обители.

12 Серпухов – уездный город Московской губернии.

13 Крым – полуостров в южной части Европейской России. Завоеван татарами в 1237, в 1783 покорен русскими.

14 Андроников или иначе «Спасо-Андрониев» монастырь находится на берегу р. Яузы в Москве. Основан около 1360 г. иждивением св. митрополита Алексия и трудами прп. Андроника, ученика прп. Сергия.

15 Песношский (или Пешношский) Николаевский-Мефодиев монастырь находится в 26 верстах от г. Дмитрова, Московской губернии, – при впадении речки Пешноши в р. Яхрому. Основан в 1301 г. учеником св. Сергия Радонежского прп. Мефодием, который и был здесь первым игуменом. – Игуменом Пешношской обители прп. Варсонофий назначен в 1544 г.

16 Архимандритом в Казань Варсонофий был назначен в 1555 году, куда и отправился вместе со святителем Гурием.

17 Тверским епископом св. Варсонофий был назначен в 1567 году; рукоположен митрополитом Московским Филиппом.

18 В сан митрополита Казанского Гермоген был поставлен в 1589 году. В Казани он проявил большое усердие в деле обращения в православие местных инородцев. В 1606 году, при царе Василие Шуйском, Гермоген сделан Всероссийским патриархом. За свое противодействие полякам и мятежным боярам был подвергнут тяжелому заключению в Чудовом монастыре и там умер голодною смертью 17 февраля 1612 г. – В бытность свою митрополитом Казанским Гермоген составил подробное житие свв. Гурия и Варсонофия.

19 Иов – первый патриарх Всероссийский с 1589 г. По распоряжению Лжедимитрия, в 1605 г. Иов был лишен патриаршества; умер в 1607 году.

20 Долго почивали св. мощи Гурия и Варсонофия в приделе новой церкви, устроенном в честь этих святителей, пока митрополит Матфей не перенес их в 1630 году из обители Преображенской в кафедральный собор Благовещения. Перенесение совершено было торжественно в 20 день месяца июня. Впоследствии св. мощи были переложены из деревянной раки в серебряную. Святым Гурию и Варсонофию есть служба: написана она (см. Минею Служебную под 4 октября) св. Димитрием Ростовским.

По месяцам: Январь Февраль Март Апрель



Статьи по теме