Ф.Беллинсгаузен — первооткрыватель Антарктиды. Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев. История открытия Антарктиды Совершил ли беллинсгаузен кругосветное путешествие

Прошло всего 120 лет с начала освоения людьми континента, известного как Антарктида (1899), и без малого два столетия с той поры, когда мореплаватели впервые увидели ее берега (1820). Еще задолго до того, как состоялось открытие Антарктиды, большинство ранних исследователей были уверены, что существует большой южный материк. Они называли его Терра Аустралис инкогнита - Неведомая Южная земля.

Истоки представлений об Антарктиде

Идея о ее существовании пришла в голову еще древним грекам, которые имели склонность к симметрии и балансу. Должен быть большой континент на Юге, постулировали они, чтобы сбалансировать большой массив земель в Северном полушарии. Две тысячи лет спустя большой опыт географических исследований дал европейцам достаточно оснований для обращения внимания к Югу, чтобы проверить эту гипотезу.

XVI век: первое ошибочное открытие Южного континента

История открытия Антарктиды начинается еще с Магеллана. В 1520 году, после того как он проплыл через пролив, который теперь носит его имя, знаменитый мореплаватель предположил, что его южный берег (теперь мы заем, что это остров Огненная Земля), может быть северной окраиной великого континента. Полвека спустя Фрэнсис Дрейк установил, что предполагаемый «континент» Магеллана был лишь рядом островов вблизи оконечности Южной Америки. Стало ясно, что если действительно и есть южный континент, то он расположен дальше к югу.

XVII век: сто лет приближения к цели

В дальнейшем время от времени моряки, отнесенные штормами с курса, снова обнаруживали новые земли. Зачастую они лежали дальше на Юг, чем любые из ранее известных. Так, при попытке перемещения вокруг мыса Горн в 1619 году испанцы Бартоломео и Гонсало Гарсия-де-Нодаль отклонились от курса, только чтобы обнаружить крошечные участки суши, которые они назвали островами Диего Рамирес. Они оставались самыми южными из открытых земель еще 156 лет.

Следующий шаг на долгом пути, конец которого должно было ознаменовать открытие Антарктиды, был сделан в 1622 году. Тогда голландский мореплаватель Дирк Герритц сообщил, что в районе 64° южной широты он якобы обнаружил землю с заснеженными горами, похожую на Норвегию. Точность его расчета является сомнительной, но вполне возможно, что он видел Южные Шетландские острова.

В 1675 году судно британского купца Энтони де Ла Роша был отнесено далеко к юго-востоку от пролива Магеллана, где на широте 55° он нашел убежище в безымянной бухте. Во время своего пребывания на этом участке суши (который почти наверняка был островом Южная Георгия) он также увидел, как он думал, берег Южного континента на юго-востоке. В действительности это, скорее всего, были острова Клерк Рокс, которые лежат на 48 километров к юго-востоку от Южной Георгии. Их местоположение соответствует берегам Терра Аустралис инкогнита, помещенным на карте голландской Ост-Индской компании, в свое время изучавшей отчеты де Ла Роша.

XVIII век: за дело берутся англичане и французы

Первый действительно научный поиск, целью которого было открытие Антарктиды, состоялся в самом начале XVIII века. В сентябре 1699 г. ученый Эдмонд Галлей отплыл из Англии, чтобы установить истинные координаты портов в Южной Америке и Африке, провести измерения магнитного поля Земли и поискать загадочную Терра Аустралис инкогнита. В январе 1700 года он пересек границу зоны антарктической конвергенции и увидел айсберги, о чем сделал запись в судовом журнале. Однако холодная штормовая погода и опасность столкновения с айсбергом в тумане вынудили его повернуть снова на Север.

Следующим через сорок лет был французский мореплаватель Жан-Батист Чарльз Буве де Лозьер, увидевший неизвестную землю на 54° южной широты. Он назвал ее «Мысом обрезания», предполагая, что нашел край Южного континента, но это был на самом деле остров (теперь называемый островом Буве).

Роковое заблуждение Ива де Кергулена

Перспектива совершить открытие Антарктиды манила все новых мореходов. Ив-Жозеф де Кергулен отплыл с двумя кораблями в 1771 г. с конкретными инструкциями по поиску южного континента. 12 февраля 1772 года в южной части Индийского океана он увидел землю, окутанную туманом на 49° 40", но не смог сделать высадку из-за бурного моря и непогоды. Твердая вера в существование легендарного и гостеприимного южного континента ослепила его и заставила поверить в то, что он его реально обнаружил, хотя увиденная им земля была островом. Вернувшись во Францию, мореплаватель начал распространять фантастические сведения о густонаселенном континенте, который он скромно именовал «Новой Южной Францией». Его рассказы убедили французское правительство проинвестировать другую дорогую экспедицию. В 1773 году Кергулен вернулся к упомянутому объекту с тремя кораблями, но так и не ступил на берег острова, который теперь носит его имя. Хуже того, он был вынужден признать правду и, вернувшись во Францию, провел остаток дней в опале.

Джеймс Кук и поиски Антарктиды

Географические открытия Антарктиды в немалой степени связаны и именем этого знаменитого англичанина. В 1768 г. он был направлен в южную часть Тихого океана для поисков нового континента. Он вернулся в Англию три года спустя с разнообразной новой информацией географического, биологического и антропологического характера, но никаких признаков южного континента не обнаружил. Искомые берега снова были отодвинуты дальше к югу от их ранее предполагаемого нахождения.

В июле 1772 г. Кук отплыл из Англии, но на этот раз, по заданию британского Адмиралтейства, поиск южного континента был основной миссией экспедиции. В ходе этого беспрецедентного плавания, продолжавшегося до 1775 года, он впервые в истории пересек Южный полярный круг, открыл множество новых островов и углубился к югу до 71° южной широты, чего ранее не удавалось никому.

Однако судьба не подарила Джеймсу Куку чести стать первооткрывателем Антарктиды. Более того, по результаатм своей экспедиции он обрел уверенность, что если и существует неизвестная земля вблизи полюса, то площадь ее очень мала и не представляет никакого интереса.

Кому же посчастливилось совершить открытие и исследование Антарктиды

После смерти Джеймса Кука в 1779 году европейские страны на сорок лет прекратили поиски великого южного континента Земли. А между тем в морях между открытыми ранее островами, вблизи еще неизвестного континента уже вовсю хозяйничали китобои и охотники на морского зверя: тюленей, моржей, морских котиков. Хозяйственный интерес к приполярному региону рос, и год открытия Антарктиды неуклонно приближался. Однако лишь в 1819 году русский царь Александр I повелел направить экспедицию в южные приполярные области, и, таким образом, поиск был продолжен.

Начальником экспедиции был не кто иной как капитан Фаддей Беллинсгаузен. Родился он в 1779 году в Прибалтике. Начал свою карьеру в качестве военно-морского кадета в 10-летнем возрасте, окончил Военно-морскую академию в Кронштадте в возрасте 18 лет. Ему было 40, когда он был призван возглавить это захватывающее путешествие. Цель его состояла в том, чтобы продолжить работу Кука во время плавания и продвинуться так далеко на юг, как это вообще возможно.

Заместителем начальника экспедиции был назначен уже известный тогда мореплаватель Михаил Лазарев. В 1913-1914 гг. он совершил в качестве капитана кругосветное путешествие на шлюпе «Суворов». Чем еще известен Михаил Лазарев? Открытие Антарктиды является ярким, но не единственным впечатляющим эпизодом из его жизни, посвященной служению России. Он был героем Наваринской битвы на море с турецким флотом в 1827 году, много лет командовал черноморским флотом. Его учениками были знаменитые адмиралы - герои первой Севастопольской обороны: Нахимов, Корнилов, Истомин. Прах его заслуженно покоится вместе с ними в усыпальнице Владимирского собора в Севастополе.

Подготовка экспедиции и ее состав

Флагманом ее был 600-тонный корвет «Восток», построенный английскими судостроителями. Вторым кораблем был 530-тонный шлюп «Мирный» - транспортное судно, построенное в России. Оба корабля были выполнены из сосны. Командовал «Мирным» Лазарев, который занимался сборами экспедиции и много сделал для подготовки обоих кораблей к плаванию в приполярных морях. Забегая вперед, заметим, что усилия Лазарева не пропали даром. Именно «Мирный» показал отличные ходовые качества и выносливость в холодных водах, тогда как «Восток» был выведен из плавания на месяц раньше срока. Всего 117 членов команды имел «Восток», и 72 были на борту «Мирного».

Начало экспедиции

Она стартовала 4 июля 1819 г. На третьей неделе июля суда прибыли в Портсмут, Англия. Во время короткой стоянки Белинсгаузен отправился в Лондон на встречу с президентом Королевского общества сэром Джозефом Бэнки. Последний сорок лет назад плавал вместе с Куком и теперь снабдил русских мореходов книгами и картами, оставшимися после походов. 5 сентября 1819 г. полярная экспедиция Беллинсгаузена вышла из Портсмута, и к концу года они были возле острова Южная Георгия. Отсюда они направились на юго-восток до Южных Сандвичевых островов и провели их тщательное обследование, открыв три новых острова.

Открытие русскими Антарктиды

26 января 1820 года экспедиция пересекла Южный полярный круг, впервые после Кука, совершившего это в 1773 году. На следующий день ее журнал показывает, что моряки увидели Антарктический материк, находясь в 20 милях от него. Открытие Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым состоялось. В течение последующих трех недель суда непрерывно курсировали в прибрежных льдах, пытаясь подойти к материку, однако совершить высадку на него им не удалось.

Вынужденное плавание по Тихому океану

22 февраля «Восток» и «Мирный» пострадали от самого сильного трехдневного шторма за все время похода. Единственной возможностью сохранить суда и команды стало возвращение на север, и 11 апреля 1820 года «Восток» прибыл в Сидней, а «Мирный» вошел в ту же гавань через восемь дней. Через месяц отдыха Беллинсгаузен повел свои корабли на четырехмесячное исследовательское плавание в Тихий океан. Прибыв обратно в Сидней в сентябре, Беллинсгаузен был уведомлен российским консулом, что английский капитан по имени Уильям Смит обнаружил группу островов на 67-й параллели, которые он назвал Южными Шетландскими и провозгласил их частью Антарктического континента. Беллинсгаузен сразу решил взглянуть на них самому, надеясь при этом найти способ продолжать дальнейшее движение на юг.

Возвращение к Антарктиде

Утром 11 ноября 1820 суда покинули Сидней. 24 декабря корабли снова пересекли Южный полярный круг после одиннадцатимесячного перерыва. Вскоре они столкнулись со штормами, отбрасывающими их к северу. Год открытия Антарктиды завершался для русских моряков тяжело. К 16 января 1821 они пересекли Полярный круг не менее 6 раз, причем каждый раз шторм заставлял их отходить к северу. 21 января погода, наконец, успокоилась, и в 3:00 они заметили темное пятнышко на фоне льда. Все подзорные трубы на «Востоке» были на него направлены, и, по мере того как светало, Беллинсгаузен убедился, что они обнаружили землю за Полярным кругом. На следующий день земля оказалась островом, который назвали именем Петра I. Туман и лед не позволили высадиться на сушу, и экспедиция продолжила путь к Южным Шетландским островам. 28 января они наслаждались прекрасной погодой, в районе 68-й параллели, когда в очередной раз была замечена земля на расстоянии примерно 40 миль на го-восток. Слишком много льда лежало между кораблями и сушей, но ряд гор, свободных от снега, был замечен. Беллинсгаузен назвал эту землю Берегом Александра, теперь она известна как остров Александра. Хотя это и не часть материка, он, тем не менее, связан с ним глубокой и широкой полосой льда.

Завершение экспедиции

Довольный, Беллинсгаузен отплыл на север и прибыл в марте в Рио-де-Жанейро, где команда оставалась до мая, делая капитальный ремонт кораблей. 4 августа 1821 они бросили якорь в Кронштадте. Путешествие длилось два года и 21 день. Только три человека были потеряны. Власти Россия, однако, оказались безразличны к такому великому событию, как открытие Антарктиды Беллинсгаузеном. Десять лет прошло, прежде чем отчеты его экспедиции были опубликованы.

Как и во всяком великом свершении, у русских мореходов нашлись соперники. Многие на Западе сомневались в том, что именно нашим соотечественникам впервые открылась Антарктида. Открытие материка в свое время приписывали англичанину Эдварду Брансфилду и американцу Натаниелю Палмеру. Однако сегодня практически никто уже не ставит первенство русских мореплавателей под сомнение.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

Основные события

Открытие Антарктиды

Вершина карьеры

Орден Владимира I ст., орден Белого орла, орден Святого Александра Невского с пожалованием через два года алмазных знаков к нему, орден Святого Георгия IV степени

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (при рождении Фабиан Готлиб Тадеус фон Беллинсгаузен, (нем. Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen ; 20 сентября 1778 - 25 января 1852(73 года)- российский военно-морской деятель, мореплаватель, адмирал (1843). В 1803-1806 гг. участвовал в первом русском кругосветном путешествии на корабле «Надежда» под командованием Ивана Фёдоровича Крузенштерна . Вернувшись в Россию, служил на Балтийском и Черноморском флотах. В 1819-1821 гг. возглавлял на шлюпах «Восток» и «Мирный» кругосветную экспедицию, во время которой 28 января 1820 г. был открыт «льдинный материк» - Антарктида и ряд островов в Тихом океане.

Биография

Детство

С раннего детства хотел связать свою жизнь с морем: "Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря". В 1789 поступил в Кронштадтский морской кадетский корпус. Стал гардемарином и в 1796 совершил плавание к берегам Англии.

Служба до кругосветного плавания

В 1797 стал мичманом - получил свой первый офицерский чин. В 1803-1806 Беллинсгаузен служил, который вошел в состав экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, совершившей первое русское кругосветное плавание.
Способности Беллинсгаузена были замечены командиром Кронштадтского порта, рекомендовавшим его Крузенштерну , под руководством которого в 1803-1806гг., на корабле "Надежда", Беллинсгаузен совершил первое кругосветное плавание, составив почти все карты, вошедшие в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна».
В 1810-1819 командовал различными кораблями на Балтийском и Черном морях.

Кругосветное плавание. Открытие Антарктиды

Маршрут Беллинсгаузена и Лазарева Из «Атласа истории географических открытий и исследований». 1959 г.

При подготовке второго русского кругосветного плавания, организованного с одобрения императора Александра Первого, Крузенштерн рекомендовал сделать Беллинсгаузена её руководителем. Главная цель похода обозначалась морским министерством как чисто научная: «открытие в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о земном шаре».

Летом 1819 капитана 2-го ранга Фаддей Фаддеевича Беллинсгаузена назначили командиром парусного шлюпа «Восток» и начальником экспедиции для открытия шестого материка. Вторым шлюпом - «Мирный», командовал молодой ещё тогда лейтенант Лазарев Михаил.

Выйдя 4 июня 1819 из Кронштадта, экспедиция прибыла 2 ноября в Рио-де-Жанейро. Оттуда Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг и, обогнув юго-западный берег острова Новая Георгия, открытого Куком, около 56° ю. ш. открыл 3 острова маркиза де Траверсе, осмотрел южные Сандвичевы острова, пошёл к востоку по 59° ю. ш. и два раза отправлялся далее на юг, насколько позволяли льды, достигнув 69° ю. ш.

«Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды

В январе 1820 корабли экспедиции подошли к берегу Антарктиды и был исследован прибрежный ледяной шельф по пути на восток. Так был открыт новый континент, который Беллинсгаузен назвал “ледяным”. Открыли Антарктиду приблизившись к ней в точке 69° 21" 28" ю. ш. и 2° 14" 50" з. д. (район современного шельфового ледника), 2 февраля с кораблей во второй раз видели побережье. А семнадцатого и восемнадцатого февраля, экспедиция подошла к берегу почти вплотную.

После этого, в феврале и марте 1820, корабли разделились и отправились в Австралию (Порт-Джексон, сейчас это Сидней) по водной глади Индийского и Южного океанов (55° шир. и 9° долг.), ещё никем не посещённым. Из Австралии шлюпы экспедиции отправились в Тихий океан, где были открыты ряд островов и атоллов (Беллинсгаузена, Восток, Симонова, Михайлова, Суворова, Россиян и другие), другие посетили(Остров Великого Князя Александра), когда вернулись в Порт-Джексон.

В ноябре корабли экспедиции вновь пошли в южнополярные моря, посетив остров Маккуори под 54° ю. ш., к югу от Новой Зеландии. От него экспедиция отправилась прямо на юг, затем к востоку и три раза пересекла Полярный круг. 10 января 1821 под 70° ю. ш. и 75° з. д. мореплаватели наткнулись на сплошной лёд и вынуждены были отправиться на север, где были открыты между 68° и 69° ю. ш. остров Петра I и берег Александра I, после этого пришли к островам Новой Шотландии. В августе 1821, после 751-дневного похода экспедиция вернулась в Кронштадт.

Значение экспедиции

Плавание Беллинсгаузена по справедливости считается одним из самых важных и трудных, когда-либо совершенных. Ещё в 70-х годах XVIII века, знаменитый Кук первым достиг южнополярных морей и, встретив в нескольких местах сплошной лёд, заявил невозможным дальнейшее проникновение на юг. Ему поверили на слово, и сорок пять лет не было походов в южнополярные широты.

Беллингсгаузен сумел доказать ошибочность этого мнения и сделал очень много для исследования южнополярных стран посреди постоянных трудов и опасностей, на двух небольших шлюпах, не приспособленных для плавания во льдах.

Также, Беллинсгаузен пытался найти возможность прохода в реку Амур морских кораблей. Попытка была неудачной. Он не смог обнаружить фарватер в Амурском лимане. Кроме того из-за погоды не получилось развеять ошибочное мнение Лаперуза о том, что Сахалин является полуостровом.

Всего, за 751 день плавания экспедиции, были открыты 29 островов и 1 коралловый риф в Тихом и Атлантическом океанах. Было пройдено 92.000 км. С собой экспедиция привезла ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции.

После кругосветного плавания

По возвращении из плавания Беллинсгаузен был произведён в чин капитана 1-го ранга, через два месяца в чин капитан-командора и награждён «за беспорочную выслугу, в офицерских чинах, 18-ти шестимесячных морских кампаний» орденом Св. Георгия IV степени. В 1822-1825 годах командовал 15-м флотским экипажем, а затем был назначен генерал-цейхмейстером морской артиллерии и дежурным генералом Морского министерства. В 1825 году награждён орденом Св. Владимира II степени.

После восшествия на престол императора Николая I Беллингсгаузен был назначен членом комитета для образования флота и в 1826 году произведён в чин контр-адмирала.

В 1826-1827 году командовал отрядом судов в Средиземном море.

Командуя Гвардейским экипажем, Фаддей Фаддеевич участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 и за отличие при взятии Мессеврии и Инады был награждён орденом Святой Анны I степени.

6 декабря 1830 года произведён в чин вице-адмирала и назначен начальником 2-й дивизии Балтийского флота. В 1834 году пожалован орденом Белого орла.

В 1839 году заслуженный моряк был назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным генерал-губернатором Кронштадта. Ежегодно на время морской кампании Беллингсгаузен назначался командующим Балтийским флотом, за свои заслуги в 1840 году награждён орденом Св. Александра Невского с пожалованием через два года алмазных знаков к нему. В 1843 году произведён в чин адмирала и в 1846 году награждён орденом Св. Владимира I степени.

Умер в Кронштадте в возрасте 73 лет.

В 1870 г. ему воздвигли памятник в Кронштадте.

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Во время поисков лидера второй русской кругосветки Крузенштерн рекомендовал капитана 2-го ранга Беллинсгаузен следующими словами: "Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном."

Влияние на потомков

Книга Беллинсгаузена: "Двукратные изыскания в южно-полярном океане и плавание вокруг света" (СПб., 1881) не потеряла актуальности до сих пор, хотя уже стала редкой.

Увековечивание памяти (памятники, места и т.п. названные именем героя и т.п.)

  • Именем Беллинсгаузена названы:
  • Море Беллинсгаузена в Тихом океане,
  • мыс на Сахалине
  • остров в архипелаге Туамоту,
  • острова Фаддея и залив Фаддея в море Лаптевых,
  • ледник Беллинсгаузена,
  • лунный кратер
  • научная полярная станция Беллинсгаузен в Антарктиде.
  • В 1870 году ему воздвигли памятник в Кронштадте.
  • В 1994 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».
  • Барельеф на станции метро Адмиралтейская в городе Санкт-Петербург.
  • Изображен на почтовой марке Венгрии 1987 года.
  • Антарктида

    Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852) - российский мореплаватель и адмирал. Участник первого российского кругосветного плавания 1803-1806 гг. с Крузенштерном. Был руководителем первой российской антарктической (кругосветной) экспедиции, которая открыла в 1820-1821 гг. Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах. В 1828 г. в составе гвардейского полка в Турции принимал участие во взятии Варны. В 1829 г. его назначают командиром Кронштадтского порта, каковым он оставался до самой смерти. Беллинсгаузен был членом Географического общества. Скончался в 1852 г. в Кронштадте, где ему поставлен памятник.

    В 1819г. Морское министерство снарядило научные экспедиции, одна из которых должна была следовать к Южному полюсу, другая - к Северному. Экспедицию в Антарктику снарядили на двух шлюпах: «Мирный» и «Восток». Последним и руководил Беллинсгаузен. Другой шлюп находился под началом лейтенанта Лазарева.

    Перед самым отплытием Беллинсгаузен от Морского министерства получил инструкции, согласно которым суда должны были осмотреть остров Южная Георгия, затем направиться к «Земле Сандвича» и, обойдя ее с востока, спуститься к югу, а также «продолжать свои изыскания до отдаленнейшей широты, какой только можно достигнуть; употребить всевозможное старание и усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли, и не оставлять сего предприятия не иначе, как при непреодолимых препятствиях. Ежели усилия останутся бесплодными под первыми меридианами, то возобновить поиски над другими, не упуская ни на минуту из виду главную цель». Причем первый пункт в инструкции напоминал о том, что «сохранение здоровье людей, составляющих экипаж, есть первая обязанность мореплавателей».

    Кроме того, экспедиция должна была сделать научные описания астрономических определений, наблюдений за приливами и отливами, отклонений магнитной стрелки, состояния атмосферы, полярного сияния и т. д. В случае открытия новых земель наносить их на карту.

    4 (16) июля 1819г. шлюпы «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта и взяли курс на Рио-де-Жанейро. Оттуда они направились в район острова Южная Георгия, открытого Куком в 1775 г., где видели множество китов, стаи буревестников, альбатросов и пингвинов. На карту нанесли мысы Южной Георгии, названные в честь членов экипажа: мыс Порядина (в честь штурмана Порядина), мыс Демидов (мичман Демидов), мыс Куприянова (мичман Куприянов) и залив Новосельского (мичман Новосельский).

    От острова взяли курс на восток к «Земле Сандвича». Осмотрев ее с восточной стороны, обнаружили, что это архипелаг и переименовали в Южные Сандвичевы острова. В группе этих островов Беллинсгаузен открыл остров Лескова, названный в честь лейтенанта Лескова, весь покрытый снегом и льдом, остров Зава-довского, названный в честь капитан-лейтенанта Завадовского и остров Высокий (высотой около 900 м). Группа островов была названа в честь тогдашнего морского министра островами Маркиза де Траверсе. Отсюда экспедиция взяла курс на восток.

    В январе 1820 г. шлюпы подошли очень близко к антарктическому материку в районе Земли принцессы Марты. Это был крайний южный пункт, достигнутый экспедицией. В феврале этого же года им удалось подойти вплотную к берегам антарктического материка, после чего они продолжили плавание по Тихому океану. В ходе экспедиции было открыто несколько новых островов.

    Из Тихого океана снова отправились в плавание по Южному Ледовитому океану. В январе 1821 г. обходя антарктический материк, сделали еще ряд географических открытий: нашли остров Петра I, названного в честь основателя российского военного флота; гористый берег Александра I; достигли Южных Шетландских островов (открытых чуть ранее капитаном английского судна Смитом) и нанесли их на карту; далее, на северо-востоке, открыли три островка, назвали их Тремя Братьями (ныне Эспланд и О"Бриен), остров контр-адмирала Рожнова (ныне Гиббс); остров Михайлова (Корнуэлс); остров адмирала Мордвинова (Эли-фент); остров вице-адмирала Шишкова (Кларенс).

    От Южных Шетландских островов взяли курс на Рио-де-Жанейро и 24 июня 1821 г. вернулись в Кронштадт, пробыв в плавании 751 день.

    Описание путешествия было опубликовано под заглавием «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах «Востоке» и «Мирном» под начальством капитана Беллинсгаузена, Командира Шлюпа «Восток». Шлюпом «Мирным» Начальствовал лейтенант Лазарев». Описание составило два тома с атласом карт и видов.

    Результаты кругосветной экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева считаются одними из самых значительных в истории географических исследований. За время плавания суда обошли вокруг всего антарктического материка, открыли и положили на карту множество новых островов и земель; собрали уникальную этнографическую коллекцию, которая до сих пор хранится в Казанском университете; нарисовали ряд превосходных видов Антарктики и обитающих там животных.

    В честь знаменитого мореплавателя названо окраинное море Тихого океана у берегов Антарктиды, между полуостровами Антарктическим и Терстон. Первая российская полярная станция у берегов Западной Антарктиды, на острове Кинг-Джордж, также носит его имя.

    Беллинсгаузен и Лазарев: открытие Антарктиды

    Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778–1852), русский мореплаватель, адмирал, участник кругосветных плаваний, руководитель первой русской антарктической (кругосветной) экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в январе 1820 года Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах.

    Михаил Петрович Лазарев (1788–1851), русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, совершил три кругосветных плавания, в том числе в 1819–1821 годах командиром шлюпа «Мирный» в экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду. С 1833 года главнокомандующий Черноморским флотом и портами Чёрного моря.

    То, что за Южным полярным кругом может находиться обширная земля, у большинства географов и мореплавателей сомнения не вызывало. Другое дело, что плавать в этих ледяных широтах было чрезвычайно трудно. А после того, как в 1773 году сам Джеймс Кук, уверенный в существовании там земли, заявил о её недоступности, попытки пробиться к ней надолго прекратились. Только в начале ХIХ века английские моряки открыли несколько небольших островов между 50 и 55 градусами южной широты. Капитан У.Смит, пройдя в 1819 году южнее пролива Дрейка, открыл там остров, названный им Южной Шетландией.

    К этому времени Россия, окрылённая победой над Наполеоновской коалицией и возросшим влиянием в Европе и мире, осознала себя и как великая морская держава. Бывалые мореплаватели И.Ф. Крузенштерн, О.Е. Коцебу и полярный исследователь адмирал Г.А. Сарычев выступили с инициативой – снарядить русскую экспедицию для поисков Южного материка. После высочайшего одобрения проекта Александром I морское министерство уже в начале февраля 1819 года сформулировало научную задачу экспедиции: «открытие в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре».

    Далее всё делалось в «лучших» традициях российского начальства. Выяснилось, что «срок – вчера!» Старт намечался на лето того же года. Наиболее подходящим для выполнения столь серьёзного государственного задания был признан шлюп – трёхмачтовый военный корабль с пушками на верхней палубе. Такие суда состояли в военно-морском флоте России первой половины ХIХ века. В административной спешке экспедиция была составлена из шлюпа «Восток» (водоизмещением 985 т) и транспорта, который был срочно переоборудован в шлюп водоизмещением 884 т под названием «Мирный». При этом оба корабля не были приспособлены к плаванию в полярных водах. Кроме того, «Восток» и «Мирный» имели разные скорости хода – 18,5 и 14,8 км/ч соответственно.

    «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта 4 июля 1819 года. В течение декабря, обследуя окрестности острова Южная Георгия, русские моряки открыли несколько островов и дали им имена участников экспедиции офицеров М.Д. Анненкова, А.С. Лескова, К.П. Торсона и И.И. Завадовского. Группа островов Маркиза де Траверсе получила своё название в честь морского министра. Юго-восточнее суда прошли к Земле Сандвича, открытой Д. Куком, и выяснили, что это – архипелаг. Ему дали название Южные Сандвичевы острова. После обнаружения подводного хребта, простирающегося на 3,5 тысячи км в западной части Атлантического океана, мичман «Мирного» Павел Михайлович Новосильский записал: «Теперь очевидно, что от самых Фолклендских островов продолжается под водою непрерывный горный хребет, выходящий из моря скалами Авроры, Южной Георгии, Кларковыми камнями, островами Маркиза де Траверсе, Сретения и Сандвичевыми; вулканическая природа этого хребта несомненна: дымящиеся кратеры на островах Завадовского и Сандерса служат явным тому доказательством». Теперь этот подводный хребет носит название Южно-Антильского и предположительно считается подводным продолжением Анд.

    Плавание проходило в тяжелейших погодных условиях. Долгими неделями и месяцами беспрестанно шёл снег, его сменяли сплошные туманы, корабли вынуждены были почти вслепую лавировать между огромными льдинами и целыми ледяными горами – айсбергами. Во время снежных штормов температура опускалась до минус пяти градусов Цельсия, что при ураганном ветре соответствует температуре в минус двадцать градусов и ниже.

    Ясная погода, обрадовавшая моряков 3 января 1820 года, позволила подойти к Южному Туле – ближайшей к полюсу земле, открытой Д.Куком, и обнаружить, что она состоит из трёх скалистых островов, покрытых вечным снегом и льдом. Это дало основания предположить, что за ними должны быть новые острова или даже материк.

    Из книги 100 великих рекордов стихий автора

    автора

    Витус Беринг - Фаддей Беллинсгаузен Как известно, Россия сравнительно поздно, лишь в начале XVIII века, влилась в число морских держав. Тем не менее на долю русских мореплавателей выпало несколько замечательных открытий, составивших эпоху в истории мировой географической

    Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

    ФАДДЕЙ БЕЛЛИНСГАУЗЕН Первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен родился в сентябре 1779 г. близ города Аренсбург на острове Сааремаа в Эстонии. С самого раннего детства он мечтал стать моряком. «Я родился среди моря, - писал он позже. - Как рыба не может жить без

    Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

    Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

    Фаддей Беллингсгаузен и Михаил Лазарев Первая русская антарктическая экспедиция капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М. П. Лазарева, морские экспедиции на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» под начальством М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарева, на бриге

    Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

    Открытие Антарктиды Географы XIX столетия были убеждены: на Южном полюсе есть материк. Это подтверждали моряки китобойных и исследовательских судов, подходивших к полярным островам Антарктиды. Первыми вплотную к загадочному материку приблизились участники русской

    Из книги Энциклопедия самых загадочных мест планеты автора Востокова Евгения

    ТАЙНЫ АНТАРКТИДЫ Уникальный континентШестой континент, открытый в 1820 году экспедицией Беллинсгаузена, и сегодня остается одной из наиболее загадочных областей земного шара. По своему географическому положению Антарктида уникальна - она имеет выход к Атлантическому,

    Из книги Энциклопедический словарь (Л) автора Брокгауз Ф. А.

    Лазарев Михаил Петрович Лазарев (Михаил Петрович) – известный адмирал русского флота (1788 – 1851). По окончании курса в морском корпусе, отправился в Англию, где служил волонтером до 1808 г. С 1813 по 1816 г., командуя «Суворовым», жил в Ситхе; более 2 лет (1819 – 1821) пробыл в ученой

    Из книги 100 великих рекордов стихий [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

    Самая жуткая тайна Антарктиды Английский полярный исследователь Роберт Скотт стремился первым достичь Южного полюса, но ему не повезло; его опередил норвежец Руаль Амундсен. Скотт обнаружил в заветной точке вымпел, оставленный соперником всего за неделю до него.

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

    В семидесятых годах восемнадцатого века установить наличие материка в районе южного полюса пытался великий британский мореплаватель Дж. Кук. И когда он оказался в самой южной точке своего путешествия, находившейся на 71 градусе ю. ш., он посчитал, что никакой Антарктиды нет либо добраться до неё невозможно. Путь дальше на юг ему перекрыли так называемые паковые льды (многолетние морские льды толщиной не меньше трёх метров). Авторитетное мнение Кука во многом стало причиной того, что на долгое время мореплаватели отказались от поиска Антарктиды.

    Подготовка и начало экспедиции

    Однако 12 апреля 1819 года (здесь и далее - все даты по новому стилю) Иван Крузенштерн написал министру Российской Империи Ивану де Траверсе записку о том, что необходимо исследовать «страны Южного полюса» и восполнить возможные пробелы в данной части карты Земли. Главная цель планирующейся российской экспедиции была очевидна: подтвердить или не подтвердить гипотезу о шестом материке - Антарктиде. И спустя несколько месяцев, в июне 1819-го, проведя серьёзные приготовления, два военных шлюпа - «Мирный» и «Восток» - выдвинулись из Кронштадта и отправились в долгое и опасное плавание. «Востоком» руководил капитан Фаддей Беллинсгаузен, а «Мирным» - Михаил Лазарев.

    Существенным недостатком этой экспедиции стало то, что шлюпы очень сильно отличались по своим характеристикам. «Мирный», созданный по проекту отечественных инженеров Курепанова и Колодкина, и укреплённый дополнительно, значительно превосходил второе судно. «Восток», спроектированный английскими инженерами, так и не удалось сделать столь же устойчивым, как и «Мирный». Корпусная часть «Востока» оказалась недостаточно прочной для путешествия среди твёрдых льдов. И его пришлось неоднократно чинить в период экспедиции. В конечном счёте состояние «Востока» оказалось таким плачевным, что Беллинсгаузен решил прервать экспедицию ранее положенного срока и вернуться домой. Оба её руководителя постоянно выражали своё недовольство тем, что в их распоряжении находятся два очень различающихся корабля, в частности, по параметру скорости движения.

    Первая долгая остановка была сделана в английском портовом городе Портсмуте. Здесь корабли экспедиции находились чуть ли не целый месяц. Данная остановка нужна была для того, чтобы запастись продовольствием, купить хронометры и различное мореплавательное оборудование.

    Осенью, дождавшись попутного ветра, «Восток» и «Мирный» поплыли через Атлантику к экзотическом бразильским землям. С самого начала плавания члены команды стали вести научные наблюдения. Все эти наблюдения Фаддей Беллинсгаузен и его подчинённые аккуратно отображали в соответствующем журнале. На 21 сутки плавания корабли оказались у одного из Канарских островов - Тенерифе.

    Следующая остановка была уже после пересечения экватора - судна Беллинсгаузена и Лазарева встали в порту Рио-де-Жанейро. Заполнив трюмы продовольствием и сверив хронометры, суда покинули этот населённый пункт, выбрав курс на пока её неизведанные участки холодного Южного океана.

    Главные открытия команды Беллинсгаузена и Лазарева

    В последние дни 1819 года шлюпы приблизились к субантарктическому острову Южной Георгии. Здесь уже судна неспешно двигались вперёд, лавируя между льдин. Чуть позднее Анненков, один из членов экспедиции, открыл и сделал описание маленького, до этого неизвестного острова. Кроме того, он дал острову в качестве названия свою фамилию.

    Также известно, что несколько раз Беллинсгаузен пытался измерять водную глубину, но ни разу не смог достать дна. На судах, совершающих длительные плавания, моряки в те времена часто мучились от нехватки свежих запасов пресной воды. В ходе описываемой экспедиции российские мореплаватели придумали, как получать её из льдов айсбергов.

    В самом начале 1820-го года российские шлюпы проплыли рядом с неведомым островом, покрытым полностью льдами и снежными сугробами. На следующий день члены экспедиции увидели ещё два новых острова. Их тоже отметили на путевых картах, назвав фамилиями членов команды (Лескова и Завадовского). Кстати, остров Завадовского, как выяснилось позже, является действующим вулканом. А всю новую группу островов стали называть островами Траверсе - по фамилии уже упоминавшегося российского министра.

    Продвинувшись далее на юг, корабли наткнулись ещё одну группку островов, которые тут же были наименованы островами Сретения. Далее экспедиция подплыла к Сандвичевым островам, описанных некогда Джеймсом Куком. Оказалось, что Кук посчитал одним большим островом целый архипелаг. Данную неточность российские мореплаватели пометили на своих картах. Всему архипелагу в итоге Беллинсгаузен дал название Южные Сандвичевы острова.

    В третьей декаде января 1820 года перед шлюпами возник густой побитый лёд, которым было покрыто пространство до самого горизонта. Экспедиция решила обогнуть его, свернув на север. Суднам из-за такого манёвра вновь пришлось пройти около Южных Сандвичевых островов, а затем наконец ушли за полярный круг.

    Наиболее значимое событие произошло 28 января 1820-го года. Как раз в этот день наши мореплаватели открыли Антарктиду, приблизившись вплотную к ней в месте со следующими координатами 2° 14" 50" з. д. и 69° 21" 28" ю. ш. Это район нынешнего шельфа Беллинсгаузена у так называемого Берега Принцессы Марты. Описывается, что сквозь туман путешественники смогли рассмотреть настоящую стену льда, которая тянулась так далеко, насколько хватало взгляда.


    2 февраля участники экспедиции вторично увидели берега Антарктиды. Близко к береговым обрывам самого южного материка шлюпы экспедиции были также 17 и 18 февраля, но пристать им там так и не удалось. Ближе к концу антарктического лета климатические условия стали сложнее, и суда экспедиции двинулись вдоль ледяных глыб и айсбергов по Тихому океану - здесь дополнительно было открыто ещё несколько неизвестных ранее островов.

    21 марта 1820 года в том же Индийском океане команды шлюпов столкнулись с сильным штормом, который длился не один день. Для изнурённых долгим путешествием моряки это стало суровым испытанием, которое они, впрочем, выдержали.

    В один из апрельских дней судно «Восток» встало на якорь в гавани населённого пункта Порт-Джексон (сейчас это австралийский Сидней). И лишь через неделю туда же пришёл корабль «Мирный». На этом первый этап экспедиции завершился.


    Шлюпы «Восток» и «Мирный»

    Второй этап антарктической экспедиции

    В последующие зимние месяцы российские шлюпы бороздили спокойные тропические широты Тихого океана. Члены экспедиции в это время выполняли полезные географические работы: уточняли местоположение уже известных островов и их контуров, определяли высоту гор, наносили на карты 15 новых встретившихся им на пути географических объектов и т. д.

    Вернувшись в Порт-Джексон, команды шлюпов начали вести подготовку к заплыву в полярные широты. Такая подготовка длилась примерно два месяца. Приближалось очередное антарктическое лето (а в южном полушарии времена года устроены «наоборот»: декабрь, январь, февраль - самые тёплые месяцы, а июнь, июль - очень холодные), и в середине ноября шлюпы вновь оказались в антарктических водах, двигаясь по компасам на юго-восток. А вскоре шлюпам удалось зайти дальше 60 южной параллели.

    В начале 1821 года, огибая Антарктиду с западной стороны, Беллинсгаузен и Лазарев осуществили ещё некоторое количество открытий. 22 января был обнаружен достаточно крупный (154 квадратных километра) остров Петра I - то есть его назвали именем императора, основавшего отечественный военный флот. Однако подобраться к нему помешали льды, поэтому на него было решено не высаживаться. А позднее члены экспедиции увидели ещё один остров с протяжённым гористым берегом, который не был покрыт льдом. Его назвали Землёй Александра I. Впоследствии оказалось, что это крупнейший остров Антарктики, его площадь составляет больше 43 тысяч квадратных километров.


    Затем экспедиция добралась до Южных Шетландских островов (они были открыты чуть ранее британским моряком Смитом) и нанесла их на географические карты. Дальше корабли двинулись в северо-восточном направлении, и в результате была обнаружена очередная небольшая группка из трёх островков. Им придумали весьма поэтичное название - Три Брата, однако на нынешний момент эти острова называются иначе. Картографированные в ходе этого же плавания острова Михайлова, Шишкова, Мордвинова и Рожнова, также были впоследствии переименованы (в современной картографии эти географические объекты называют Корнуэлс, Кларенс, Элефант и Гиббс).


    Результаты путешествия длиною в два с лишним года

    Под давлением обстоятельств и в связи с выполнением большинства поставленных задач, экспедиция от Шетландских островов двинулась на Рио, а оттуда - по Атлантическому океану к европейским берегам. «Восток» и «Мирный» возвратились в Россию пятого августа 1821-го года - их путешествие длилось ровно 751 сутки. Встречал экспедицию в Кронштадте сам правитель Александр I. Многие участники этого выдающегося плавания были поощрены наградами, новыми званиями и т.д.


    Результаты путешествия Лазарева и Беллинсгаузена трудно переоценить. Заветный материк был обнаружен, а вместе с ним и ещё и 29 островков и островов. Шлюпы экспедиции фактически обошли вокруг всей Антарктиды. Кроме того, были собраны удивительные коллекции (этнографическая и естественно-научная), которые и сейчас находятся в Казанском университете, и сделаны отличные эскизы пейзажей Антарктики и живущих в тех местах животных. Первое опубликованный отчёт о путешествии, созданный непосредственными его участниками, составил два тома с атласом карт и прочих дополнительных материалов.

    В дальнейшем, конечно, Антарктида подверглась широкому изучению со стороны специалистов различных стран. Сейчас Антарктида является нейтральной землёй, не принадлежащей никому. Здесь запрещено строительство объектов военного назначения, запрещён заход вооружённых и боевых судов. Все эти детали прописаны в договоре об Антарктике, подписанном в далёком 1959 году.

    В восьмидесятые Антарктиду дополнительно признали безъядерной зоной. Такая формулировка предполагает жёсткий запрет на появление в антарктических холодных водах атомоходов, а на суше - атомных блоков. Сегодня участниками договора об Антарктике являются более 50 стран и ещё несколько десятков государств обладают статусом наблюдателей.



    Статьи по теме