Что у бога над головой. Что такое нимб и что значит это сияние над головой у святых. Что символизируют нимбы над головой у святых

НИМАЛО

НИМАЛО , нареч. (книжн.). Нисколько, ничуть, совсем нет. «Одно другому нимало не мешает.» Лесков .

НИМБ

НИМБ , нимба, муж. (греч. nymbos) (спец. и поэт., устар.). Сияние в виде кружка вокруг головы (на христианских иконах, у античных статуй и т.п.). «Как нимб, любовь, твое сиянье над всеми, кто погиб любя.» Брюсов .

ними

НИМИ . твор. от они в положении после предлогов. С ними.

НИМФА

НИМФА , нимфы, род. мн. нимф, жен. (греч. nymphe).

1. В греч. мифологии - второстепенное божество, олицетворявшее в зависимости от того, где оно жило (в источниках, на лугах, в горах, пещерах и т.п.), различные силы природы. «Бессонная нимфа скиталась по брегу Пенея.» Пушкин . «В великолепные мои сады сбегутся нимфы резвою толпою.» Пушкин .

2. Вторая стадия развития личинки некоторых насекомых (зоол.).

3. чаще мн. Малые срамные губы (анат.).

Толковый словарь Ушакова - (Толковый словарь русского языка Ушакова Д.Н., 1935-1940.)

Нимб вокруг головы святого - весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.

Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами основы (симметричность иконы - символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).

Нимб на иконе Богородицы

История нимба

Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме , и у многих язычников , и появилось задолго до христианства.

Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.

Богословие нимба

Нимб - это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.«(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона - икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон - это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе - наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет - это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый - свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест - главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания , Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.

Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы - «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, - Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия. Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.

Икона Иисус Христос

Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой - цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, - символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой - это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.

Красный - цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг - вечность, то квадрат - потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков . На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Православная икона - это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.

Есть вещи, которые в определённых кругах считаются "общеизвестными", тем удивительнее наталкиваться на мнение, противоречащее тому, что, казалось бы, должны знать все православные христиане. И в этом мне приходилось убеждаться не единожды.
Таким образом, для тех, кто знает "Закон Божий" в рамках воскресной школы, данный материал можно пропустить...
А кому интересно - представляю новую статью для мартовского номера журнала "Лоза"

Образы святых в православной иконографии имеют один общий атрибут - нимб. Нимб, как мы знаем, это круг, символизирующий святость изображенного лица (иногда, нимб также может означать царственность персонажа или, в более редких случаях, сопровождать фигуру, которая является аллегорией времени суток, природного явления, города и страны).

Все нимбы в большей или меньшей степени, однотипны и только нимб Господа Иисуса Христа имеет определенные отличия.

Ещё в период, когда иконография Спасителя только складывалась, предпринимались различные попытки выделить Его образ различными знаками. Например, в нимб вписывалась монограмма Христа (соединенные греческие буквы «хи» и «ро», так называемая «хрисма»),а по сторонам от фигуры Господа писались первая и последняя буква греческого алфавита «альфа» и «омега» («Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр.1:8)). Что лишний раз демонстрирует Божественность Христа.

Позднее, в нимбе Спасителя стал изображаться главный символ нашего спасения - крест. Этот атрибут очень прочно закрепился за иконографией Христа и остается до сих пор практически непременным ее атрибутом. Такой нимб именуется крестчатым.

Форма такого креста в разные времена была различной, как и цвет. Крест мог быть и белым, и золотисто-охристым, и красным, и пурпурным, и небесно-голубым.

Он мог быть плоским, иметь условный объем, простым или украшенным «драгоценностями».


Со временем в три видимых лопасти креста стали вписывать греческое слово «ό ών», что значит «Сущий», «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий . И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».(Исход.3:13,14) .

Центром развития христианской иконографии долгое время был Константинополь, тем интереснее, что буквы в нимбе Христа в самой Византии появляются сравнительно поздно, в то время, как они уже употреблялись на периферии византийского мира - например, в Южной Италии и на Руси.

Итак, «ό ών», греческие буквы «омикрон» (в данном случае, это артикль мужского рода) и «омега» с «ню» («ни» в византийском произношении), собственно, само слово «сущий». Обычно на иконах они располагаются следующим образом: в верхней лопасти «омикрон» и ниже слева направо относительно зрителя, «омега» и «ню».

Реже, буквы располагаются по часовой стрелке и даже против.

В мировой культуре много примеров, когда значение некого символа забывается и, со временем начинает иметь другой смысл. К сожалению, так случилось и с буквами крестчатого нимба. Греческий язык на Руси к XVI веку практически никто не знал. Толкование «ό ών» - «сущий» было утрачено. Однако, разгадать тайну «загадочных букв» очень хотелось. Греческие буквы очень похожи на славянские (тем более, что шрифты на то время, практически не отличались), греческая «омега», с надстрочными знаками, была принята за славянскую букву «от» T . И это уже давало известный простор в толковании.

В старообрядческой литературе, которая игнорировала греческие источники, имеется несколько вариантов толкования нового буквенного сочетания: T ОН. Например: T - «еже есть отчески», О - «ум», Н - непостижим сый».Или: T - «от небес приидох», О - «они же Мя не познаша», Н - «на кресте распяша» и т.п. Были и простонародные толкования, вроде: «Он Отец Наш».

Точно также девять линий креста в нимбе (рудимент объемности) тоже стали наделяться символическим значением, например - 9 чинов ангельских. Какое отношение ангельские чины имеют к кресту Христовому решительно непонятно, но на первый взгляд может показаться, что ничего страшного в этих альтернативных прочтениях нет.
И все же. Сама тенденция придавать глубокий смысл случайным мелочам (как тем же линиям креста) и выдумывать свои собственные толкования, игнорируя историческое значение символов, может привести рано или поздно к печальным результатом.
Так, в последнее время, распространяется информация, что якобы в нимбе Спасителя зашифрована дата конца света: http://samlib.ru/n/nostr_a_g/kod2.shtml

Такую методику, используя нашу малограмотность и инертность, часто применяют различные сектантские группировки. Знание же своей традиции, лучшее противоядие.

Источник bizantinum

На иконах над святыми изображаются светлые области около головы, они представляют собой как бы свечение, которое исходит от человека, и являются одним из признаков святости. Интересно разобраться, что такое нимбв христианстве. При этом любопытно рассмотреть традицию у православных и католиков, а также другие интересные подробности.

Есть такая фраза «человек светится».

Часто эти слова употребляют не относительно того, кто принял существенную дозу радиации или переполняется какими-то временными эмоциями, а для описания человека, который как бы излучает какую-то внутреннюю энергию, чистоту, свет истины или нечто подобное.

На самом деле, подобный языковой феномен основывается на фактическом материале. Многие, действительно, могли видеть у святых своеобразные отличия от простого человека.

Великие подвижники или небесные посланники воспринимаются как существа совершенно иного порядка. Такое понимание существовало довольно давно в человеческой культуре.

Обратите внимание! Не следует путать произведения искусства, где нимбы используются в рамках религиозной традиции и такие, где они являются, грубо говоря, своеобразным комплиментом значимому человеку.

В истории средневекового искусства возможно увидеть нимб над головой, который венчает не канонизированных людей. Чаще всего речь идет о правителях и обладателях какого-то высокого статуса, а изображаемое свечение используется, чтобы дополнительно подчеркнуть статус этого человека и выделить из числа остальных.

К примеру, Википедия рассказывает об античной культуре греков, которые в своих сказаниях выделяли свечением представителей божественной расы:

  • сначала свечение было присуще только богам, которые спускались с Олимпа в человеческом обличии и творили различные дела в мире;
  • после этого (в эпоху героев, когда боги начали вступать в браки с людьми и рождали полубогов) некоторые особые личности тоже стали выделяться таким свечением;
  • далее появился именно нимб – сияние, которое охватывает не полностью тело, но распределяется поблизости от головы.

Характерное изображение мы можем видеть в самых разнообразных религиях, к примеру, в буддизме у святых тоже есть вокруг головы нечто наподобие особой светящейся оболочки.

Подобное мы можем наблюдать практически во всей культуре, поэтому вполне логично принять, что это является универсальным изображением и признаком святости, связи с небесным миром.

Немного этимологии

Слово исходит от католического языка, а точнее от слова nimbus, которое переводится как «облако» или «туча». Соответственно, если точнее рассмотреть, что означает рассматриваемый термин, то речь идет более о каком-то облачном свечении, своеобразной дымке, которая окутывает некую область тела (в частности голову) и испускает свет.

Хотя иконы предлагают четкие геометрические формы, такое изображение с высокой вероятностью является условным, а в действительности существует нечто наподобие светящегося облака.

На протяжении длительного периода до 19 века на Руси использовалось слово окружок, которое описывало атрибут просто по принципу подобия.

Важно! Адрес и в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Далее было заимствовано из европейских языков слово «нимб», а также появилось и периодически использовалось слово венец, которое все-таки больше соответствует католической традиции, так как дает ассоциацию с какой-то наградой или награждением каким-то отличительным признаком.

Католические и православные

В христианстве развитая иконописная традиция есть только у православных. К примеру, католики не имеют существенной религиозной практики с иконами, не включают святые образы в регулярную молитвенную практику. Более того, они вполне могут пользоваться изображениями, которые написаны художниками, например, знаменитые образы Мадонны с младенцем.

Художники не следуют определенной традиции, в отличие от живописцев, они часто могут передавать не феномены духовного порядка, но более делать акцент на земном:

  • эмоции;
  • выразительность тела;
  • простая символика отношений.

Отсюда также выводится определенная разница касательно того, что значит символика свечения в каждой традиции. Легко увидеть существенную разницу между православными и католическими образами.

Если мы смотрим на католические, то они:

  • плоские, в форме кольца или тарелки над головой;
  • являются как бы наградой, знаком, пришедшим свыше;
  • не являются частью тела, исходят извне.

В свою очередь, в православии:

  • значение слова нимб полностью оправдывается, то есть является свечением, которое располагается вокруг головы;
  • исходит из самого человека, то есть тоже является своеобразной наградой или признаком определенного этапа развития собственной внутренней природы, которая внешне проявляется как чистый свет;
  • окутывает тело (голову) полностью, не является отделенной частью;
  • обладатели нимба как бы источают свет из себя, а не носят нечто полученное извне;
  • есть различия, к примеру, между свечением у ангела или Христа, который чаще изображается с так называемым крещатым нимбом.

Казалось бы, деталь не особенно значительная, но может так многое рассказать о традициях и особенностях миропонимания у католиков и православных.

Если говорить кратко, то католики видят в святости какую-то награду, которая получена извне, то есть в какой-то степени не созвучна внутренней природе обладателя, а как бы является внешним атрибутом, наподобие одежды.

Православная традиция объясняет приобретение святости, как итог глубокой внутренней работы, когда свет изнутри начинает источаться наружу. Таким образом, нимб является как бы частью человеческого тела и истинной его природы.

Символ или факт

Может появиться вполне логичный интерес к тому, что означает знак на изображениях, то есть является ли он прямой передачей действительности или отражает только символическую суть, представляет собой аллегорию.

Обратите внимание! Символика нимбов может быть разной, они могут иметь разные формы, цвета и дополнительные элементы.

Буквы, которые пишутся внутри контура, чаще всего являются просто именем и каким-то титулом обладателя, формы могут указывать на небесную иерархию, к примеру, Святой Дух ранее изображался в равностороннем треугольнике.

Многое зависит от традиции. О том, что такое нимб, католическая и православная школа имеют немного разные мнения, и об этом верующему вполне полезно поразмыслить.

В частности, для православного верующего полезно осознать значение этой детали в собственной традиции.

Благодаря этому вполне может укрепиться не только разум, но и вера, хотя в спорных вопросах и сомнениях следует обращаться за советом к духовнику.

Пожалуй, немногие (вероятно, даже вообще никто) из читателей видели наяву людей, облаченных в небесное свечение. Как минимум, если мы говорим о простом земном зрении.

Тем не менее, нужно осознать следующие факты:

  • иконы (православные) зачастую сочетают в себе изображения феноменов из разных миров;
  • на иконе может изображаться какое-то историческое событие или пересказываться определенный сюжет, но дополнительно видны феномены незримые;
  • таким образом, над головой у некоторых людей, действительно, может присутствовать свечение, но видное не каждому, не представляется возможным сделать фото этого феномена, но этот факт не отрицает существования нимба как такового.

Полезное видео

Подведем итоги

Соответственно, сказать однозначно и сделать выбор между символом и фактом, тоже не является возможным. Нимб в какой-то степени является символом, но в такой же степени является и фактом духовного мира, он виден не только иконописцам в воображении, но и некоторым людям вполне явно.

Наподобие того, как к святым в видениях приходят Богородица или Христос. Некоторые люди могут ощущать фаворский свет, им вполне может быть видно свечение вокруг человека, может проявляться нимб, сияние или нечто подобное.

Тут хорошо привести пример с инфракрасным излучением, которое не видно простому взгляду. Тем не менее, оно существует, определяется приборами и действует в этом мире.

Вконтакте

Нимб над головой: история происхождения

Имеется не одна, а несколько версий касательно того, как появился такой символ святости, как нимб. По версии некоторых ученых, его предварял греческий мениск - металлический кружок, который располагался вокруг голов статуй для того, чтобы защитить их от птиц и непогоды. Другие специалисты утверждают, что нимб вокруг головы возник как следствие традиции, согласно которой на спину героям помещался щит.

Наиболее благоразумной трактовкой все-таки считается греческая, основанная на мифологии. По древним сказаниям, олимпийские боги нередко являлись людям в человеческом облике. От них исходил ясный ослепительный свет, относящийся к светозарному эфиру, надземной атмосфере, месту обитания богов. Отсюда следует, что свечение - это признак принадлежности к богам. Немного позже его стали удостаиваться и простые смертные, имевшие честь стать на один уровень с небесными представителями. Со временем божественное свечение немного сократили, и на изображения наносился только светящийся нимб над головой. Позже у греков этот символ святости был позаимствован христианами, египтянами, римлянами и буддистами.

Отличительные черты

У христиан ореол вокруг головы и сегодня является знамением Святой Троицы, Богоматери, ангелов и святых. Но на иконах он может быть изображен по-разному. К примеру, у лика Бога Отца нимб над головой имеет треугольную форму либо вид шестиконечной звезды. Также в образе голубя с треугольным ореолом может изображаться и Святой Дух. Что касается Спасителя Христа, то ему рисуют свечение, в которое вписан крест. Также у Иисуса может быть нимб, где вместо креста изображены три линии света или пучок лучей, исходящих по радиусу из центра диска.

Нимб Богородицы по форме круглый и украшен двенадцатью звездами, лучезарной короной или диадемой. Ангелы, мученики, апостолы и святые изображаются с круглыми золотыми ореолами вокруг головы. У патриархов и пророков обычно цвет свечения серебристый.

Между изображениями нимбов православной и католической иконописи существуют определенные различия. В христианской традиции божественный ореол рисуют вокруг всей головы, а у католиков над ней в форме круга.

Что символизируют нимбы над головой у святых?

Нимб, или солнечная корона, считается признаком совершенного человека, подтверждением его особой психической силы. Чаще всего обращают внимание на ауру сверхличности в области головы. Эта зона света в виде треугольника, квадрата или круга говорит об эманациях души, духовной энергии святых или божественных персон.

Первоначально светящийся ореол вокруг головы сравнивался с солнечным диском и считался проявлением силы Солнца, атрибутом его богов. В восточной иконографии так идентифицировались солнечные божества. Нимб над головой говорил о наделенной власти, могуществе или о духовной силе. В светской иконографии таким атрибутом являлась корона.

Светящийся ореол иногда выступал и в роли атрибута Феникса, являющегося символом бессмертия. На некоторых рисунках нимб есть и у сатаны, к примеру, в византийском искусстве. Этим давалось понять, что он также наделен могуществом.

Цветовое сопровождение и форма

Золотой нимб обычно представлял христианское искусство, у индусов он красный, у античных богов голубой. В отдельных случаях встречался радужный.

Круглый нимб (гало) в византийском искусстве являлся отличительным знаком умерших, которые при жизни отличались высокой нравственностью, и на них снизошла милость небес. Например, Дева Мария всегда изображается с круглым и нередко изысканно украшенным ореолом вокруг головы. У божественных персон и святых нимб аналогичен, но без орнаментов.

Крест внутри круга или крестообразный ореол - это специфический символ, характеризующий Искупление и Распятие Христа. А вот нимб в виде эллипса говорит о духовном свете.

Шестиугольное или квадратное гало указывает на святого среди живых или на обычного человека, но, к примеру, жертвователя. Здесь квадрат считается низшим и служит символом земли, круг же, в свою очередь, знак вечного бытия, небес. Квадратный нимб еще трактуется следующим образом: три его стороны - это Троица, а одна - целое, глава.

Треугольный ореол - это знак Святой Троицы, или Триединого Бога. Гало, имеющее форму треугольника или ромба, изображается на иконах Бога Отца.

Многоугольные нимбы всегда использовались для изображения персон, прославившихся своей добродетелью, либо иных аллегоричных фигур. Шестиугольное гало говорило о больших достоинствах или, опять же, подчеркивало аллегорический характер иконописного рисунка. О двойном аспекте божества давал понять двойной нимб или лучи.

Чем отличаются нимбы у разных религий?

Очень познавательно и интересно узнать, что означают нимбы над головой у святых разных религиозных конфессий. У Будды, например, гало красное и показывает динамичность солярной активности. В индуизме Шива имеет обод пламени, символизирующий Космос. У персов светящийся ореол говорил о могуществе Ахура-Мазды. В античном и азиатском искусстве гало было излюбленным средством передачи величия царей, правителей и обожествленных на денежных монетах римских императоров. В митраизме нимб - это указатель на свет Солнца, а также Митру как его бога. Психология дает обозначение ореолу вокруг головы следующее: это солнечный венец.

Нимб в христианстве

Считается, что в христианство гало пришло из иконографии митраизма, которое изначально было им же вытеснено из Римской империи. Его позаимствовали у изображений правителей и языческих богов Солнца. Бытует мнение, что нимб на голове у святых впервые появился в римских катакомбах Каликста во II веке. Им увенчивали голову Христа, далее тем же способом идентифицировали особый божественный статус Марии и ангелов.



Статьи по теме