Карл бюлер биография. Карл бюлер теория языка. Вклад в развитие психологической науки

Бю́лер Карл (Buhler) (27 мая 1879, Меккесхейм, Баден - 24 октября 1963, Лос-Анджелес) - немецкий ученый, психолог и лингвист, автор трудов по психологии мышления и языка, развитию детского мышления, по общему языкознанию, психологическим аспектам речи; представитель вюрцбургской школы. Карл Бюлер изучал медицину и психологию во Фрайбургском университете, который окончил в 1903 году. Он защитил диссертацию по физиологии цветного зрения, позднее стажировался на философском факультете Страсбургского университета, слушал лекции по логике и психологии в Берлинском университете. Бюлер преподавал в университетах Вюрцбурга, Бонна, Мюнхена, с 1922 года был профессором Венского университета. После аншлюса Австрии (1938) он эмигрировал в США, преподавал в Миннесотском университете (с 1940), в Лос-Анджелесском университете (с 1945).

Будучи учеником О. Кюльпе , в первый период своей научной деятельности Карл Бюлер примыкал к вюрцбургской школе и считал, что основным методом изучения мышления должно быть самонаблюдение испытуемых, способных при обдумывании задачи фиксировать путь, который приводит к решению. Ученый разрабатывал методики экспериментального изучения мышления, в частности метод свободного отчета испытуемого о своих психических процессах при решении сложных задач. Рассматривая развитие психики, Бюлер выделил в нем три типа структур: инстинкт, дрессуру (научение), интеллект, связывая возникновение последнего с появлением актов внезапного понимания (Aha-Erlebnis - «ага-переживание»). В структуре интеллекта Бюлер различал три категории элементов: образы, интеллектуальные чувства и мысли, лишенные чувственно-образного характера и составляющие, по мнению Бюлера, главный предмет психологического исследования. Сыграв свою роль в расширении представлений о содержании мышления, концепция Бюлера, однако, столкнулась с трудностями при объяснении развития мышления у детей, поскольку она не выходила за рамки описания интеллектуальных процессов и не показывала конструктивных механизмов мышления и реальных путей их формирования. В этой связи работы Бюлера подвергались критике в психологической литературе (в частности, Л.С. Выготским и Ж. Пиаже). Также Бюлеру принадлежит ряд работ по психологическим аспектам речи и теоретическим основаниям психологии. В книге «Кризис психологии» (1927) ученый выдвинул идею о том, что кризис психологии как науки может быть преодолен синтезом трех разных подходов - субъективно-психологического, объективно-психологического и культурно-исторического.

В 1930-х годах Бюлер обратился к лингвистической теории , опубликовал ряд исследований, наиболее значительным из которых была книга «Теория языка. Репрезентативная функция языка» (1934). Отталкиваясь от идей Ф. де Соссюра и сотрудничая с учеными Пражского лингвистического кружка, Бюлер стремился выявить общие свойства языка, предложив не столько лингвистическую, сколько семиотическую концепцию. Бюлер предложил теорию речевого акта, ввел понятие коннотации, и одним из первых начал исследование дейктических единиц - слов и устойчивых сочетаний, означающих наиболее абстрактные понятия, вокруг которых группируется вся номинативная лексика языка.

Buhler, 1879-1963) - нем.-австрийский психолог. В 1-й период своего творчества входил в Вюрцбургскую школу, где ему принадлежит главная заслуга в доказательстве "безобразности" процесса мышления (см. Мышление без-образное). Во 2-й период творчества (после Первой мировой войны) разрабатывал проблемы эволюции психики, выдвинув концепцию 3 стадий развития (инстинкта, навыка и интеллекта), широко дискутировавшуюся затем в психологии. Из вестей своими работами в области языкознания, а также концепцией выхода из психологического кризиса ("Кризис психологии", 1927), в которой считал возможным интегрировать имевшиеся в то время 3 основные парадигмы в психологии: субъективно-интроспективную, бихевиористскую (объективную) и культурологическую (В. Дилыпей и др.). (Е. Е. Соколова.)

Бюлер (Buhler) Карл

(27.05.1879, Баден - 24.10.1963, Калифорния) - немецко-австрийский психолог.

Биография. Медицинское образование получил во Фрейбургском университете. В 1903 г. защитил диссертацию по теме "К учению о перенастройке органа зрения". В 1903-1904 гг. изучал философию в Страсбургском университете. В 1906 г. поступил на должность ассистента в Институт психологии в Вюрцбурге. Ученик О.Кюльпе. С 1909 г. работал в Бонне, с 1913 г. - в Мюнхенском университет, где занял должность экстраординарного профессора. В первую мировую войну был военным хирургом на западном фронте. В дальнейшем работал в университетах Германии (с 1918 г. - в Дрездене), Австрии (с 1922 по 1938 г. - в Вене) и США (с 1938). Один из основателей Института психологии в Вене.

Исследования. Первоначально, в рамках Вюрцбургской психологической школы, проводил исследования, в которых предложил доказательства безобразности мышления. После первой мировой войны приступил к разработке проблемы развития психики, в котором выделял три стадии (инстинкта, навыка и интеллекта). В частности, по его представлениям, ребенок в первые годы жизни проходит те же ступени, которые последовательно возникли в эволюции поведения животных. Им отождествлялись предметно-орудийные действия детей раннего возраста и интеллектуальные операции шимпанзе, которые были зафиксированы в исследованиях В.Келера. В основе детской игры видел ориентацию на функциональное удовольствие. В дальнейшем работал в области языкознания.

Сочинения. Духовное развитие ребенка. М., 1924;

Tatsachen und Problem zu einer Psychologie der Denkvorgange // Arch. ges. Psychol. 1905, Bd. 9; 1908, Bd. 12;

Die Gestaltwahrnehmungen. Bd. 1. Stuttgart, 1913;

Abriss der geistigen Entwicklung des Kindes. Hdlb., 1949; в рус. пер.: Очерк духовного развития ребенка. М., 1930;

Handbuch der Psychologie. Jena, 1922;

Die Krise der Psychologie. Jena, 1929;

Ausdruckstheorie. Jena, 1933;

БЮЛЕР, КАРЛ (Bühler, Karl) (1879–1963), немецкий психолог и лингвист. Родился 27 мая 1879 в Меккесхайме близ Гейдельберга. Изучал медицину и психологию во Фрайбургском университете, который окончил в 1903. Защитил диссертацию по физиологии цветного зрения. Стажировался на философском факультете Страсбургского университета, слушал лекции по логике и психологии в Берлине. С 1906 работал в Институте психологии в Вюрцбурге, где началось его сотрудничество с О.Кюльпе, главой Вюрцбургской школы. В 1909 Бюлер последовал за Кюльпе в Боннский, а в 1913 – в Мюнхенский университет. В период Первой мировой войны служил в качестве военного хирурга на западном фронте, наблюдал травматическое нарушение речи, что привлекло его внимание как ученого. В 1915 после смерти Кюльпе был отозван в Мюнхен. В 1918–1921 – профессор Дрезденского технологического университета, в 1921–1938 – профессор Венского университета; председатель Немецкого психологического общества. Эмигрировал в 1938, после присоединения Австрии к гитлеровской Германии. Прожив в США еще четверть века, Бюлер так и не смог вполне адаптироваться и занять соответствующее его заслугам положение в академической иерархии, почти прекратил научную деятельность и умер после тяжелой продолжительной болезни 24 октября 1963.

Большинство работ ученого посвящено различным проблемам психологии, однако в 1930-е годы он обратился к лингвистической теории, опубликовав ряд исследований, наиболее значительным из которых была книга Теория языка. Репрезентативная функция языка (Sprachtheorie. Die Darstellungsfunktion der Sprache , 1934). Отталкиваясь от идей Ф. де Соссюра и активно сотрудничая с учеными, принадлежавшими к Пражскому лингвистическому кружку, Бюлер стремился выявить наиболее общие свойства языка, предложив не столько лингвистическую, сколько семиотическую концепцию, в связи с чем его высоко ценили классики семиотики.

Не предлагая всеобъемлящей теории, Бюлер ограничился формулировкой четырех аксиом. Первая аксиома предлагает «модель языка как органона», согласно которой язык связан: 1) с предметами и ситуациями, 2) с отправителем и 3) с получателем. В связи с этим языковой знак обладает тремя семантическими функциями, одновременно являясь символом, соотнесенным с предметами и ситуациями (референтивная, или репрезентативная функция); симптомом, зависимым от отправителя (эмотивная функция); и сигналом, обращенным к слушателю (конативная функция). Вторая аксиома говорит о знаковой природе языка. Третья аксиома посвящена разграничению языка и речи. Вместо введенного Ф. де Соссюром противопоставления языка и речи Бюлер предложил выделять четыре понятия: речевое действие, языковое произведение, речевой акт и языковую структуру: речевое действие и речевой акт связаны с субъектом (отправителем), а языковое произведение и языковая структура межличностны; в то же время речевой акт и языковая структура представляют собой более высокую ступень абстракции, чем другие понятия. Четвертая аксиома выделяет две главные единицы языка: слово и предложение. Бюлер изучал также конкретные вопросы лингвистики: указательные слова и дейксис, семантику артиклей, метафору. Концепция Бюлера повлияла на А.Гардинера, Н.Трубецкого, Э.Косериу и некоторых других выдающихся лингвистов; предложенная Бюлером теория функций языка получила дальнейшее развитие в трудах Р.Якобсона.

(Bühler, 1879-1963) немецкий - австрийский психолог и лингвист, автор трудов по психологии мышления и языка, по общему языкознанию.

В 1-й период своего творчества входил в Вюрцбургскую школу, где ему принадлежит главная заслуга в доказательстве «безобразности» процесса мышления (см . Мышление без-образное).

Во 2-й период творчества (после Первой мировой войны) разрабатывал проблемы эволюции психики, выдвинув концепцию 3 стадий развития (инстинкта, навыка и интеллекта), широко дискутировавшуюся затем в психологии.

Известен своими работами в области языкознания, а также концепцией выхода из психологического кризиса («Кризис психологии», 1927), в которой считал возможным интегрировать имевшиеся в то время 3 основные парадигмы в психологии: субъективно-интроспективную, бихевиористскую (объективную) и культурологическую (В. Дильтей и др.). (Е.Е. Соколова)

В психологии последователь вюрцбургской школы т.н. «целостного психологического анализа», связанного с теорией гештальтов. Разрабатывал оригинальную концепцию языка, во многом отходящую от соссюровской дихотомии «язык и речь». Предложил теорию речевого акта, ввёл понятие коннотации, одним из первых начал исследование дейктических единиц языка. Внёс существенный вклад в разработку проблемы психического развития ребенка, разработав неоднозначную концепцию выделения трёх основных стадий психического развития («инстинкт», «дрессура», «интеллект»).

— известный немецкий психолог - родился 27 мая 1879 г. в городке Меккесхайме в Бадене, близ Гейдельберга. После окончания школы он поступил во Фрейбургский университет на медицинский факультет. В 1903 г. блестяще защитил диссертацию на тему К учению о перенастройке органа зрения. В этой работе рассматривалась возможность экспериментального развития теории Г. Гельмгольца и затрагивались не только медицинский, но и психологический аспекты. Уже в студенческие годы у Бюлера появилась тяга к психологии, он живо интересовался современными течениями в этой науке, начал собирать библиотеку психологической литературы, следил за деятельностью ведущих психологов. Именно эта страсть и определила впоследствии выбор профессии. По окончании института он очень короткое время проработал в качестве врача-офтальмолога и в 1903 г. достаточно неожиданно поступил на философский факультет Страсбургского университета. Буквально через год - в 1904 г. - Бюлер защищает докторскую диссертацию, которая была посвящена Генри Хому, английскому мыслителю, занимавшемуся проблемами психологии эстетики. По окончании университета Бюлер был практически оформившимся психологом-теоретиком со своими собственными принципами, идеями, которые требовали практического воплощения. В 1906 г. Бюлер начал работать в Вюрцбургском университете на должности ассистента. Здесь он знакомится с Освальдом Кюльпе - главой Вюрцбургской психологической школы. Именно под его непосредственным руководством Бюлер вместе с другими известными немецкими психологами занимался экспериментальным изучением мышления. Первая научная работа Бюлера, опубликованная в 1907 г., называлась Факты и проблемы психологии мыслительных процессов и была посвящена анализу полученных экспериментальных данных. В указанной работе Бюлер предположил, что в структуре интеллекта можно выделить три категории элементов: собственно мысли, лишенные чувственно-образного характера, образы; интеллектуальные чувства. Именно такие мысли и составили предмет предмет психологического исследования, которое было проведено методом специально организованного самонаблюдения (метод интроспекции). Но довольно скоро Бюлер отходит от теоретических представлений Вюрцбургской школы, позже назвав их ложными. Но тем не менее он продолжал сотрудничество с Кюльпе, именно он пригласил Бюлера сначала в Бонн, а затем и в Мюнхен, где они вместе занимались научной работой. Перед молодым и достаточно опытным ученым открывались широкие перспективы, но начавшаяся Первая мировая война прервала карьеру Бюлера. Бюлер - по своему первому образованию врач, поэтому он был отправлен на западный фронт в качестве военного хирурга. Но годы, проведенные на войне, нельзя назвать временем, потерянным зря, ведь здесь он приобрел бесценный опыт лечения мозговых ранений и собрал материал о расстройствах речи, которые повлекли за собой такие травмы. В 1915 г., после смерти Кюльпе, Бюлера приглашают в Мюнхен занять его место. Именно с этого момента начинается по-настоящему самостоятельная научно-исследовательская работа ученого. В Мюнхене Бюлер знакомится со своей будущей женой Шарлоттой Малаховски, которая намеревалась изучать здесь психологию. В апреле 1916 г. состоялась их свадьба. В лице супруги Бюлер приобрел не только преданного и любящего друга, но и соратника и помощника в работе. Несколько лет спустя Бюлера приглашают в Дрезденский технологический университет на должность профессора, а три года спустя - в Венский университет. Именно в Вене Бюлеру удалось полностью раскрыть все свои таланты. В Вене Бюлер основал собственную психологическую лабораторию, вскоре преобразованную в институт, который стал известен как Школа Бюлера. Новаторский подход к обучению и опыт психолога-практика привлекли множество молодых людей, институт стал всемирно известен. В Вене Карл Бюлер работал одновременно с и пользовался не меньшим общественным признанием, чем основатель психоанализа. На этом этапе научные интересы ученого касались генетической психологии, результаты многочисленных исследований вылились в ряд научных публикаций, среди которых - книга Духовное развитие ребенка, эта работа была также издана и в сокращенном варианте под названием Очерк духовного развития ребенка, русский перевод и предисловие к книге были сделаны в 1930 г. В этой работе автор выделил три структуры психики: инстинкт, научение и интеллект, проявление которого связывал с возникновением актов внезапного понимания. Но следует отметить, что данная теория Бюлера столкнулась с определенными трудностями при объяснении развития мышления в детском возрасте. Это связано с тем, что данная теория представляла собой описание интеллектуальных процессов без раскрытия механизмов их формирования. Идеи Бюлера подвергались критике со стороны и Ж. Пиаже, которые выступали против его представлений о развитии речи как интуитивном открытии ребенком общих принципов языка. Наиболее важным и значимым трудом Бюлера считается работа Кризис психологии, в которой он называет пути выхода современной ему психологической науки из кризиса. Он предлагает синтезировать различные психологические подходы. После прихода к власти фашистов расцвет Венской школы закончился. Бюлер сначала хотел эмигрировать в США, но не успел. После оккупации немецкими войсками Вены Бюлер был схвачен гестапо, но через несколько недель отпущен на свободу, правда, не без помощи влиятельных друзей. Вскоре Бюлер все же уезжает в Америку, где получает приглашение занять должность профессора в одном из католических университетов, но в самый последний момент ему отказывают, поскольку становится известно, что Бюлер, будучи католиком, венчался в протестантской церкви. В 1945 г. Бюлер с супругой обосновались в Лос-Анджелесе, где он преподавал психологию в нескольких учебных заведениях. Умер Карл Бюлер 24 октября 1963 г. в возрасте 84 лет.



Статьи по теме