Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в презентация к уроку по истории (9 класс) на тему. Расширяем словарный запас
Задание 1. Проанализируйте материалы параграфа и заполните таблицу "Территория и население Российской империи"
Задание 2.
1. Выделите характерные черты социальной структуры российского общества в начале XX века:
а) сохранение сословного деления общества
б) одновременное существование основных классов традиционного и индустриального общества
в) значительный удельный вес мелких буржуазных собственников
г) "кристаллизация" населения по классовому признаку
2. Сгруппируйте перечисленные ниже социальные группы по их принадлежности либо к традиционному, либо к индустральному обществу:
а) крестьянство
б) дворянство
в) буржуазия
г) пролетариат
д) мещанство
е) купечество
ж) фермерство
з) интеллигенция
Традиционное общество: а, б, д, е
Индустриальное общество: в, г, ж, з
Задание 3. На основании представленного ниже цифрового материала сформулируйте и запишите выводы о процессах, происходивших в среде поместного дворянства
1. 31% дворян владели участками, размер которых не превышал 20 десятин
2. 25,8% дворян владели землями от 20 до 100 десятин
3. В то же время 17% крупных помещиков владели 83% всего дворянского земельного фонда, а 155 крупных латифундистов - 36,2%
4. К 1915 году в залоге находилось 50 млн десятин помещичьей земли стоимостью свыше 4 млдр рублей
5. С 1 января 1905 года по 1 января 1915 года общая площадь дворянских имений в Европейской России уменьшилась на 20%
Землевладение перестало быть исключительно дворянским. В 1905 г. более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь немногие дворяне-помещики сумели перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, преобразовать их в образцовые имения с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда. Огромная масса помещиков так и не сумела приспособиться к новым условиям. Их расходы превышали доходы. Земли закладывались и перезакладывались, продавались
Задание 4. Кому из указанных ниже общественных деятелей принадлежат данные характеристики (речь идет об одном человеке)?
В течение ряда лет был во главе Никольской мануфактуры и хорошо знал фабрично-заводское дело. Кроме того, он много занимался и промышленно-общественной деятельностью. П.А. Бурышкин, промышленник, писатель
Этому замечательному человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы, но и служить искусству со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции и личной выгоды. К.С. Станиславский, актер, режиссер, теоретик театра
Но самым громадным, всепоглощающием его увлечением был Максим Горький и в дальнейшем - революционное движение... В.Н. Немирович-Данченко, актер, режиссер
а) С. Морозов
б) А. Путилов
в) П. Третьяков
Задание 5
1. Кого в начале века в России называли кулаками:
а) сельских ростовщиков
б) зажиточных крестьян
в) крестьян, выделившихся из общины
2. Какие процессы были характерны для русского крестьянства в начале XX в. (возможно несколько вариантов ответа):
а) сильное влияние общины
б) преобладание зажиточных крестьян
в) социальное расслоение
г) малоземелье
д) высокая грамотность
е) существование телесных наказаний
Задание 6
1. Что из перечисленного ниже характеризует положение русского пролетариата в начале XX в.:
а) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятих
б) низкая продолжительность рабочего дня
в) продуманнах система социальных льгот и гарантий
г) отсутствие элементарных гражданских прав
д) драконовская система штрафов
2. Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:
а) отсутствие рабочего законодательства
б) высокая концентрация рабочей силы
в) слабая техническая оснащенность предприятий
г) массовое недовольство рабочих
3. Какова была юридически установленная продолжительность рабочего дня для взрослого мужчины на фабриках и заводах России в начале XX .:
В начале XX века Российская империя, с территорией более чем 22 млн. км, по размерам занимало второе место в мире уступая только Британской империи.
В Российской империи существовало административное деление на губернии и области (автономию сохранило только княжество Финляндское).
Согласно переписи населения в 1897 году, на территории Российской империи проживало 128 млн. человек (третье место после Британской империи и Китая).
На территории страны проживало более 100 народов и народностей. Основной религией было православие, но также исповедовались другие религии, такие как ислам, протестантизм, католицизм, старообрядство и другие.
Вид на московский Кремль. Москва 1909 год.
Особенности российской модернизации.
Модернизация - процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.
Модернизация охватила все ведущие страны, но у российской модернизации были свои особенности .
Государство активно вмешивается в экономику. Государство вкладывает деньги в наиболее мощные военные заводы. Ему пренадлежит большая часть железных дорог, земель, телеграфных линий и почта. Она активно вмешивалось во все сверы хозяйственной жизни, принудительно регулируя уровень цен, устанавливая таможенные пошлины. Активно привлекается иностранный капитал в виде инвестиций. 40 % от всех инвестиций в экономику. Французы вкладывали деньги в банковскую сферу, немцы открывали филиалы своих фирм в передовых отраслях промышленности. Англия была заинтересована в добыче нефти и цветных металлов. Создавались монополии.
Россия вступила на путь капиталистического развития довольно поздно, в середине XIX века. Чтобы догнать ушедшие вперёд страны, она должна была переходить к индустриальному обществу, в короткие сроки. Модернизация проходила по инициативе и под контролем государства. В начале ХХ века модернизация охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.
Политический строй и государственные символы.
Политический строй Российской империи к началу ХХ века существенных изменений не потерпел. Российская империя оставалась самодержавной монархией.
Совещательным органом при императоре являлся Государственный совет, который имел право "подавать императору мнения по вопросам законодательства", к которым император вовсе не обязан был прислушиваться. Император руководил страной через высший исполнительный орган империи - Кабинет министров. Министры были ответственны только перед монархом. Монарх был не только главой империи, но и Русской православной церкви (РПЦ), официально господствующей в стране. Управление РПЦ царь осуществлял через Синод. К высшим государственным учреждениям относился и Сенат, который следил за соблюдением законов чиновниками и обладал правом обнародовать законы.
И.Репин. Заседание Государственного совета.
Гербом Российской империи был двухглавый орёл с царскими регалиями - короной, скипетром и державой. Государственный флаг представлял собой три горизонтальные полоски: белую, синюю и красную. Государственный гимн начинался со слов "Боже, Царя храни...".
Социальная структура.
К началу ХХ века произошли важные изменения в социальной структуре общества. Разрушались сословные перегородки. Традиционное деления на сословия сменилось делением на классы. Наиболее экономически могущественным классом являлась буржуазия, численность которой в 1910 году составляла 30 тыс. (с членами семьи 200 тыс.). Она не имела прочной опоры в обществе, т. к. практически отсутствовали мелкие собственники (средний класс), но была тесно связана с правительством, не имела политических прав. На фабриках и заводах существовала беспощадная эксплуатация наемных рабочих.
К началу XX в. в России было примерно 13 млн наемных рабочих. По закону, принятому 14 июня 1897 г., рабочий день составлял 11,5 ч. Заработки едва позволяли сводить концы с концами.
Семьи многих рабочих жили впроголодь. На предприятиях действовала очень высокая система штрафов - они забирали до 30 % зарплаты. Как правило, рабочие ютились в построенных при фабриках казармах. У рабочих не было элементарных гражданских прав, и это особенно их возмущало. Они не могли создавать организации даже для защиты своих экономических интересов. За участие в стачках полагалось тюремное заключение от 2 до 8 месяцев. Бесправие усугублялось полицейским произволом.Высшей социальной группой в России являлось поместное дворянство. Помещики владели огромной земельной собственностью, землевладение перестало быть исключительно дворянским. В 1905 г. более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь немногие дворяне-помещики сумели перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, преобразовать их в образцовые имения с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда. В 1905 г. таких имений было не более 3 %. Огромная масса помещиков так и не сумела приспособиться к новым условиям. Их расходы, как правило, превышали доходы. Земли закладывались и перезакладывались, продавались. Разорившиеся помещики пополняли ряды мелких чиновников и интеллигенции.
В крестьянской среде шло имущественное расслоение. В деревне появились люди, главным источником богатства которых была эксплуатация наемного труда, торговля, ростовщичество. Именно их, а не всех зажиточных хозяев называли кулаками. К началу XX в. кулаки составляли 2-3 % крестьянского населения. К ним примыкали примерно 15 % зажиточных крестьян. Главным мерилом зажиточности было наличие определенного количества скота - более четырех лошадей, столько же коров. На другом полюсе деревн и - безлошадные хозяйства (примерно 2 5 %) .
Крайним проявлением бедности было отсутствие коровы - таких хозяйств насчитывалось до 10 %. Крестьянство задыхалось от острого малоземелья. Земли не хватало, многие крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков.
За землю расплачивались деньгами или работой в пользу помещика (отработки). Крестьяне продолжали платить государству деньги за свое освобождение от крепостной зависимости. Они оставались самой бесправной категорией населения. Сохранялись сословные суды и телесные наказания. Деревенская жизнь находилась под контролем земских начальников.Важную роль в общественной жизни России играла интеллигенция. К началу XX в. в России 2,7 % населения занималось преимущественно умственным трудом: ученые, преподаватели, врачи, лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, артисты и др.). К 1917 г. их количество удвоилось и составило 1,5 млн человек.
Образ жизни.
Свыше 80 % населения России проживало в сельской местности. В то же время быстро росло городское население. При этом треть горожан сосредоточивалась в крупных городах. В Петербурге насчитывалось более 2 млн человек, в Москве - чуть меньше. Остальные города России по числу жителей значительно уступали двум столицам.
Базар в селе Васильева Слобода.
Образ жизни городского населения Европейской России, Финляндии, Польши, прибалтийских, юго-западных губерний все более приближался к уровню индустриальной эпохи. Широко развернулось многоэтажное жилищное строительство. Электричество, лифт, водопровод и телефон становились обыденным явлением в домах зажиточных горожан. По улицам рядом с извозчиками быстро бежали трамваи, не редкостью стали автомобили. Московская городская дума обсуждала проект сооружения метро. Множество зрителей с восхищением следили за показательными полетами авиаторов. Сельские жители страны придерживались традиционного уклада жизни, вековых правил и норм поведения, хотя и в деревню проникали городские веяния. В то же время многие народы Российской империи практически не были затронуты влиянием цивилизации. Их жизнь, быт, культура и верования находились на уровне родоплеменных отношений.
По уровню грамотности населения Россия занимала одно из самых последних мест в Европе. В 1897 г. грамотных было 21,2 %: 29,3 % - среди мужчин, 13,1 % - среди женщин. Грамотное население жило преимущественно в крупных городах. Высшее образование имел один человек из ста, среднее - четыре человека. Только среди дворянства и духовенства неграмотных практически не было. На нужды просвещения государство тратило в год 43 к. в расчете на душу населения, в то время как Англия и Германия - около 4 р., США - 7 р. Таким образом, Российская империя в начале XX в. представляла собой огромную по территории многонациональную державу, вставшую на путь индустриальной модернизации, но сохранившую традиционные политические устои.
Территория и население Параметры Данные (заполнить – стр. 5) Территория Административное деление Население Национальный состав Религии Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
Территория и население Параметры Данные Территория Более 22 млн км (второе место в мире после Бр. имп.) Административное деление Губернии и области, автономная Финляндия Население Более 128 млн человек Национальный состав Более 100 народов и народностей Религии Православие, старообрядчество, католицизм, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм, язычество Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
Российская модернизация 1. Особенности (в экономике, политической, социальной сферах 3. Задачи государства, связанные с модернизацией 2. Проблемы модернизации (в экономике, политической, социальной структурах) Задания по группам: Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
В экономике Позднее начало модернизации, необходимость догонять развитые страны в короткие сроки. Инициатива и контроль государства. Преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности. В политической сфере Сохранение самодержавия, отсутствие политических партий, гражданских прав и свобод населения. В социальной сфере Сохранение сословного строя, не отражающего экономического положения. Появление классов буржуазного общества, размывание сословий и сословных перегородок. Развитие меценатства, просветительской деятельности буржуазии. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
В экономике Модернизация требовала напряжения всех сил государства, не развивалось и не имела государственной поддержки легкая промышленность В политической сфере Политический строй не соответствовал требованиям времени и нуждам государства: производящие богатство государства классы не имели политических прав В социальной сфере Сохранение сословного строя не отражало реальное экономическое положение слоев населения. Нищета рабочих и крестьян, сохранение остатков крепостничества представляло собой угрозу социального взрыва. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
В экономике Завершение модернизации в короткие сроки, создание мощной экономики, являющейся основой могущества государства. В политической сфере Ликвидация самодержавия, разделение ветвей власти, создание представительского органа (парламента), наделение граждан правами и свободами. В социальной сфере Ликвидация сословного деления и связанных с ним привилегий дворянства. Улучшение положения рабочих и крестьян. Уничтожение остатков крепостничества. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
Закрепление 1. В 1897 г. в России проживало: А) 128 млн человек Б) 137 млн человек В) 105 млн человек 2. Модернизация – это переход А) от традиционного общества к обществу индустриальному Б) от индустриального общества к постиндустриальному В) от индустриального общества к традиционному 3. Во главе Российского государства стоял: А) Государственный совет Б) Сенат В) Император 4. Государственный гимн начинался словами: А) «Славься, Отечество…» Б) «Боже, храни императора…» В) «Боже, Царя храни…» Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
5. К высшим государственным органам не относился (лось): А) Земская управа Б) Синод В) Сенат Г) Комитет министров 6. Привилегированное сословие в конце 19 века: А) Мещанство Б) Дворянство В) Купечество Г) Крестьянство 7. Наиболее могущественная с экономической точки зрения социальная группа: А) Купечество Б) Буржуазия В) Дворянство Г) Интеллигенция Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
8. Группа людей в деревне, главным источником богатства которой были эксплуатация наёмного труда, торговля, ростовщичество – А) Зажиточные крестьяне Б) Бедняки В) Кулаки 9. Самая бесправная категория населения в России в конце 19 в.: А) Интеллигенция Б) Крестьяне В) Рабочие 10. Автономию в составе России имел(о): А) Польша Б) Финляндия Б) Хивинское ханство Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г. Домашнее задание § 1, термины, задание в конце параграфа Дополнительно: задания в рабочей тетради Повторить: С.Ю.Витте – биография, взгляды; понятия: монополия, Транссиб, крестьянская община Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
В презентации представлен иллюстративный, статистический материал для характеристики России на рубеже веков. Используется видеоматериал из энциклопедии "Кирилл и Мефодий" (из-за ограничения размара загружаемого файла видео в работе отсутствует)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Государство и российское общество в конце XIX - начале XX века. К уроку в 9, 11 классах
Территория. Российская империи - одна из крупнейших стран мира. Территория – более 22 млн. км² (почти 17% обитаемой суши; II место после Британской империи).
Население. Согласно переписи 1897 года – 128,2 млн. человек (III место после Британской империи и Китая) Многонациональная страна: более 100 народов и народностей. Поликонфессиональное государство: Православие (Старообрядчество, католицизм и протестантизм); Ислам; Буддизм; Иудаизм; Язычество.
Особенности российской модернизации Россия вступила на капиталистический путь развития относительно поздно; 2 эшелон развития капитализма Модернизация носила «догоняющий характер» ; Проходила по инициативе и под контролем государства В начале XX века охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.
Политический строй. Россия – самодержавная монархия. Вся власть (и законодательная, и исполнительная, и судебная) сосредотачивалась в руках императора.
Местное управление
Николай II (1894-1917)
Император с семьей
Символика Герб Флаг Гимн «Боже, царя храни».
Социальная структура: буржуазия Наиболее могущественный с экономической точки зрения класс- БУРЖУАЗИЯ – социальный слой Российской империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками. Численный состав – 40 тыс. крупной и 400 тыс. средней, что составляет 0,02 и 0,2 % населения.
Социальная структура: меценаты из буржуазии ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович российский купец-предприниматель, собиратель произведений отечественного изо, основатель общедоступной частной художественной галереи. Передал в дар Москве коллекцию и здание, в которой она размещалась МОРОЗОВ Савва Тимофеевич российский предприниматель, оказавший финансовую помощь для создания Московского художественного театра
Социальная структура: рабочие
Количество: 13 млн. наемных рабочих, из них 2,8 млн. – потомственные рабочие, остальные – рабочие в первом поколении, как правило, выходцы из деревни. Положение: см в учебнике стр. 8
Социальная структура: поместное дворянство Дворянство – высшая социальная группа в России, которая постепенно утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землёй. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь 3 % имений представляли собой образцовые хозяйства с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда сельскохозяйственных рабочих.
Социальная структура: крестьянство Шло имущественное расслоение. Появились: кулаки (2-3 %), главным источником богатств которых были эксплуатация наемного труда, торговля и ростовщичество. з ажиточные крестьяне (более 4 лошадей, столько же коров) – 15%; Безлошадники – 25 %; Бедные (отсутствие коровы) – до 10 %. Проблемы: Малоземелье; Плата за освобождение от крепостной зависимости; Отсутствие прав; Телесные наказания; Контроль земских начальников.
Социальная структура: Интеллигенция. Количество: около 870 тыс. Умственный труд: ученые, преподаватели, врачи, адвокаты, журналисты, писатели, артисты и др. Играла важную роль в общественной жизни.
Образ жизни Свыше 80 % населения проживало в сельской местности. Рост городов (урбанизация) Две столицы: Петербург (более 2 млн.) и Москва (чуть меньше) См учебник стр. 11-12
Городское население России
Тест по истории Государство и российское общество в конце XIX начале XX века для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.
1 вариант
1. Какой процент обитаемой суши занимала Российская империя к началу ХХ в.?
1) 3 %
2) 6 %
3) 17 %
4) 25 %2.
1) большая часть населения — рабочие
2) городское население преобладает над сельским
3) большинство населения исповедует православие
4) население России меньше 60 млн человек3. Чем отличался процесс модернизации в России конца XIX в. от западных стран?
1) модернизация проходила по инициативе и под контролем государства
2) модернизация в России осуществлялась в основном в сфере сельского хозяйства
3) модернизация проходила автономно, без учета достижений других стран
4) в России модернизация началась раньше, чем в западных странах4. Какой из перечисленных органов власти существовал в России в конце XIX в.?
1) Верховный тайный совет
2) Государственный совет
3) Государственная дума
4) Совет при Высочайшем дворе5. Что из перечисленного характеризовало политический строй и систему государственного управления Российской империи в конце ХIХ в.?
1) министерская система управления
2) конституционная форма правления
3) подчинение исполнительной власти органу народного представительства
4) ограничение законодательной власти императора6. Как называли в русской деревне тех зажиточных крестьян, которые использовали наемный труд, занимались торговлей и ростовщичеством?
1) батраки
2) отходники
3) кулаки
4) издольщики7. Что из перечисленного характеризовало положение помещичьего хозяйства в конце XIX в.?
1) сокращение помещичьего землевладения
2) успешный переход большинства помещичьих хозяйств на капиталистические способы хозяйствования
3) существование помещичьих хозяйств за счет получения оброка с бывших крепостных крестьян
4) неиспользование наемного труда в помещичьих хозяйствах8.
«В начале ХХ в. ряд народов Российской империи боролся за __________ — самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства».
2 вариант
1. Какую площадь занимала Российская империя к началу ХХ в.?
1) 3 млн кв. км
2) 5 млн кв. км
3) 11 млн кв. км
4) 22 млн кв. км2. Первая всенародная перепись населения России 1897 г. показала, что
1) большая часть населения — промышленные рабочие
2) число грамотных составляет менее 25 % населения
3) население России меньше 60 млн человек
4) городское население преобладает над сельским3. Высшим исполнительным органом власти в Российской империи конца XIX в. был
1) Синод
2) Государственный совет
3) Правительствующий сенат
4) Комитет министров4. Что из перечисленного характеризовало политический строй и систему государственного управления Российской империи в конце XIX в.?
1) принцип разделения властей
2) существование органа народного представительства
3) ограничение законодательной власти императора
4) сосредоточение всей полноты власти в руках самодержца5. Кого называли на рубеже XIX-XX вв. меценатами?
1) представителей крупной буржуазии, ведущих внешне-торговые операции
2) крупных помещиков, которые перевели свои хозяйства на капиталистический способ производства
3) людей, занимающихся исключительно умственным трудом и имеющих профессии, напрямую не связанные с коммерцией
4) людей, которые активно занимались благотворительностью и просветительской деятельностью, используя для этого свои капиталы6. Что характеризовало положение русской деревни в конце XIX в.?
1) господство фермерского типа хозяйствования
2) более четверти крестьян были безлошадными
3) отбытие крестьянами барщины в помещичьих хозяйствах
4) отсутствие социального неравенства в деревне7. Какая территория в составе Российской империи к началу ХХ в. обладала автономией?
1) Польша
2) Армения
3) Финляндия
4) Бессарабия8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.
«Процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному, охватывающий разные стороны общественной жизни, называется процессом __________».
Ответы на тест по истории Государство и российское общество в конце XIX начале XX века
1 вариант
1-3
2-3
3-1
4-2
5-1
6-3
7-1
8-автономия
2 вариант
1-4
2-2
3-4
4-4
5-4
6-2
7-3
8-модернизации