Что Такое Грех, Который Ведёт к Смерти? Грех к смерти - это грех который не прощается

В дополнение к этому ответу, хочу процитировать статью Александра Копытюка:

"Неужели есть грехи не к смерти? Если они существуют, то значит ли это, что они менее опасны своих «смертельных» собратьев? Как здесь не возрадоваться ветхой природе человека – не всё к смерти! А ещё сильнее - хочется включить в этот «приятный список» любимые грехи, от которых так не хочется избавиться.

Оставим это заблуждение! Прекрасно был Иоанн осведомлён о смертельной инъекции любого греха, было ему известно и понимание его сослужителя Иакова, утверждающего, что «(«любой», согласно языка оригинала) сделанный грех ведёт к гибели (). Как же в этом случае разобраться с таким несогласованием?

С одной стороны каждый совершённый грех производит смерть, с другой – любой произведённый грех лишается смертельного жала после исповедания (). Вывод предельно прост: любой без исключения исповеданный грех не ведёт к смерти.

Однако при этом возникает естественный вопрос: как различить грех к смерти и не к смерти в момент его совершения? Складывается идентичная ситуация, бывшая и при крещении, совершаемом Иоанном. Легко бросается в глаза его, на первый взгляд, странное требование к фарисеям: «сотворите достойный плод покаяния» (). «Подожди, учитель, мы ещё не покаялись, ведь плод появляется в конце» - можно было бы ему возразить. Для великого мужа Божьего было видимо то, что от других было сокрыто, ведь лишь «духовный судит обо всём» (1-е Коринфянам 2:15). Не просматривалось в их поведении сердца сокрушённого, они шли совершать «обряд», чтобы не отделяться от народа.

В нашем тексте автор употребляет слово «айтэсэй» (ask, request - просить, умолять), которое обычно не употребляется в значении молитвы к Богу (см. ). В Синодальном Переводе слово звучит как «молиться» в медиальном залоге, на языке оригинала это передано активным залогом «пусть молит». Слово в 19-м столетии, когда был сделан упомянутый перевод, имело одно из значений «умолять другого человека» (например, о пощаде или помиловании).

Вырисовывается следующая картина: если увидел согрешающего боязливо или же неосознанно (то есть не закостенелого в данном грехе) – спеши умолить его оставить грех через раскаяние и Бог отменит действие смерти над упавшим.

Если же видишь грешащего к смерти, то есть смело, надменно, вызывающе, неоднократно, то не слоит умолять его, или как пишет апостол: «не о том говорю, чтобы молился». Для второго случая текст содержит уже другое слово «эротэсэ»/ (ask, urge, beg – просить, убеждать, умолять; вновь активный залог – не просит), однако, синонимичное по смыслу. И опять таки, обычно используемое во взаимоотношениях «человек-человек».

Так что же надлежит делать? Для апостольской церкви было нормой иметь дифференцированный подход к людям, данный принцип ясно и лаконично записал Иуда: «к одним будьте милостивы с рассмотрением, а других страхом спасайте...» ( .22-23).

Не упрашивать «смертника» следует, а страхом спасать! В следующем стихе апостол подводит теоретический итог. «Всякая неправда есть грех». Греческий текст содержит слово «адикиа» (wrongdoing, evil, sin, injustice – неправильный поступок, зло, грех, несправедливость или неправедность). Речь не идёт лишь о лжи или неправде. В том же 19-м веке «неправда» не означало лишь ложь, обман. Итак, любая неправильность, неправедность является грехом. Но! Есть любой грех не к смерти. Греческий текст не содержит артикля перед словом «грех» в обоих случаях, что согласно грамматике языка Нового Завета даёт право утверждать о том, что речь идёт именно о любом грехе. Любой сделанный грех перестаёт нести в себе смертельную инъекцию в результате покаяния и исповедания!"

Божьих благословений,

Спаситель сказал: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31, 32). Т. е. Господь наш Иисус Христос говорит нам о том, что есть такие грехи, которые непосредственно ведут душу в вечную погибель – в ад. И это часто является синонимом слова «смерть», не в конкретном физиологическом смысле, но в смысле духовном. Если человек согрешает смертным грехом и не приносит плоды покаяния, то он убивает, мертвит собственную душу. Она попадает в ад после смерти, где предается вечным мучениям.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов также нам говорит о грехах смертных и не смертных: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5:16,17).

Что же такое грех?

Это нарушение разумной тварью, духами (сатаной и бесами), а также человеком Божественного закона.

Есть и развернутые определения:

1. помысл, мысль, желание, решение, влечение, действие или бездействие, противоречащее Божественному нравственному закону, Божьим заповедям, повелениям, религиозно-обрядовым нормам;

2. первородный грех: порча человеческой природы, как по душе, так и по телу, в нравственном отношении проявляющаяся в том, что все потомки согрешивших прародителей (за исключением Господа Иисуса Христа) рождаются со склонностью ко злу, удобопреклонными к влиянию на них падших духов.

Примечательно, что в переводе с греческого слово «грех» – это «непопадание в цель, промах». Отталкиваясь от этого понятия, так определяет грех преподобный Максим Исповедник: «Грех, отождествляемый со злом – есть неразумное движение естественных сил твари по ошибочному суждению к чему-либо помимо цели». Преподобный Исаак Сирин говорит о том же только другими словами: «Грех есть выпадение твари из чинного мира», т. е. движение помимо цели.

Очень точно, ярко и убедительно дает определение греху в своей книге «Православное богословие» профессор Владимир Николаевич Лосский: «…зло имеет своим началом грех одного ангела. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха – это жажда самообожения, ненависть к благодати. Оставаясь независимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и потому он силится разрушить в нем Божественный план и, за невозможностью уничтожить творение, хотя бы исказить его. Драма, начавшаяся в небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими».

Исходя из этих цитат, мне кажется, определение греха ясно.

Что же такое грех к смерти и не к смерти?

Здесь для Бога более всего ценно то качество, с помощью которого бесами и людьми был совершен грех. Свободная воля, являющаяся выразителем личности существа. При сотворении Ангелов и людей Господь наделил их свободной волей, произволением уклониться в добро или во зло. И именно воля человеческая, направленная к Нему, наиболее ценна для Господа. Об этом неоднократно говорится в Священном Писании. Например, «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23:26).

И именно направление воли человека является критерием, по которому определяется грех к смерти или нет.

Пример из Священного Писания.

Диавол и бесы после войны на Небе окончательно отпали от Бога. Их исправление невозможно. Они осуждены на ад. Почему? Потому что их никто не соблазнял. Люцифер и бесы по своей воле возненавидели Господа и были обуяны гордыней. По своей воле они начали творить зло.

Люди же были соблазнены. Да, они тоже согрешили. Но святые праотцы Адам и Ева осознали свой грех. Они сокрушались о нем. Богословие гимнографии начала Великого поста вообще можно озаглавить как «Плач Адама, а с ним и всего человечества, у закрытых врат рая».

Смертный грех – это когда человек сознательно идет на бунт против Бога, всем своим душевным и сердечным устроением ненавидит Создателя.

Вспомним приведенные в начале статьи евангельские стихи (Мф. 12:31, 32). Почему хула на Сына Человеческого простится? Потому что Христос пришел во плоти человеческой. Да, можно было по традиции иудейской либо языческой сомневаться в том, что Он Сын Божий. Так воспитан человек. Достаточно здесь сказать о святом первоверховном апостоле Павле. Но хула на Духа Святого не простится. Почему? Потому что Дух Святой – это Бог. И человек знает это. И если он хулит Его, то делает это сознательно богоборчески.

Поэтому в перечне смертных грехов раскол, ересь, колдовство, гадание, вероотступничество, содомия, грабеж, убийство, прелюбодеяние, жестокая, бесчеловечная обида, святотатство, самоубийство и прочее. Потому что на все это человек идет сознательно и часто именно с богоборческой целью.

А есть грехи, которые человек делает словно бы нечаянно, как писал святой первоверховный апостол Павел: «Доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19, 20). Например, соседки осуждали кого-то, я подошла и невольно тоже вовлеклась в осуждение. Но если и не смертные грехи становятся укорененной привычкой, страстью, когда человек, зная, что это плохо, не борется с ними, но, наоборот, становится окончательным их рабом (что называется «плюхнулся в грязь с головой и в этом обрел наслаждение»), то тогда и грех не к смерти становится смертным, потому что он поглотил душу человеческую. И это тоже сродни богоборчеству.

Что же делать, как избавиться от греха?

Обратимся к замечательным словам подвижников благочестия последних времен.

Преподобный Паисий Святогорец сказал, что современному человеку достаточно трех вещей для спасения. Первая из них – научать людей истинам веры Христовой, и особенно родственников, детей. Вторая – жить жизнью Церкви, участвовать в богослужениях и Таинствах церковных. Третья – именно покаяние.
Отец Паисий когда-то произнес замечательную фразу о том, что если бы он мог, то исповедовался бы каждый день.

Поспешим же, братья и сестры, к спасительному хирургическому столу исповедального аналоя. Без стыда ложного, без сокрытия грехов, но со страхом Божиим и сокрушением о грехах. Будем стараться с Божьей помощью исправляться, полоть свой сердечный огородик от греховных сорняков. И это важный труд и во дни Рождественского поста, и до самой гробовой доски. Это та спасительная битва, которую нам надо вести.

Святитель Василий Великий говорил, что конец всякого греха – смерть, а конец исполнения заповеди Божией – жизнь вечная. Вот что нам предстоит.

Смертный грех – это попытка человека свергнуть со своего сердечного алтаря Бога. Добродетель же и начало вечной жизни – когда человек икону Господа поставляет на престоле своего душевного храма, когда Бог становится центром его жизни, центром устремления его жизни, желанной целью его пути. С этого начинается наше спасение, исцеление от греха и вечное блаженство!

Первое послание Иоанна 5:16 является одним из самых сложных для толкования стихов в Новом Завете. «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился». Ни одно из существующих толкований, по-видимому, не в состоянии ответить на все ответы относительно этого стиха. Самое лучшее понимание можно получить, сравнивая этот стих с тем, что произошло с Ананией и Сапфирой в Деяниях 5:1-10 (см. также 1 Коринфянам 11:30). «Грех к смерти» является сознательным, преднамеренным, продолжительным и неисповеданным грехом. Бог по Своей благодати позволяет Своим детям грешить, не наказывая их немедленно. Тем не менее, приходит момент, когда Он больше не будет позволять верующему продолжать жить с неисповеданным грехом. Когда этот момент наступает, Бог иногда решает наказать христианина, даже до той степени, чтобы забрать его жизнь.

Именно это Он совершил в Деяниях 5:1-10 и 1 Коринфянам 11:28-32. Это, возможно, то, что Павел описывал коринфской церкви в 1 Коринфянам 5:1-5. Мы должны молиться за христиан, которые согрешают. Тем не менее, может прийти время, когда Бог больше не будет выслушивать молитвы за грешащего верующего, относительно которого, по Его определению, наказание неизбежно. Сложно осознать, что может быть слишком поздно молиться о человеке. Бог добр и справедлив, и мы должны позволить Ему решать, когда будет слишком поздно.

ГРЕХ К СМЕРТИ = СМЕРТНЫЙ ГРЕХ?


Очень часто люди задают вопрос о том, что такое «грех к смерти» , о котором говорится в 1 послании Иоанна (1 Ин 5:16) Действительно, Библейский стих, где встречается эта фраза, сложен для понимания в отрыве от контекста главы, послания – и всего Писания. Ещё больше осложняется толкование этой таинственной фразы наслоением самых разных учений, стереотипов, традиций. Например, таких, как учения о восьми или семи смертных грехах, свойственного особенно католицизму и православию.

По данным некоторых источников, первым учение о смертных грехах сформулировал Евагрий Понтийский в конце IV века. Вот список главных грехов, согласно взгляду этого богослова:

1.Чревоугодие

2. Прелюбодеяние, блуд

3. Алчность

4. Печаль

5. Гнев

6. Уныние

7. Тщеславие

8. Гордыня

Несколько позже Папа Римский Григорий Великий сформулировал список из семи смертных грехов. Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» опирается на этот список, описывая во второй части своего произведения круги ада, соответствующие каждому из этих грехов:


1. Гордыня

2. Зависть

3. Гнев

4. Уныние

5. Алчность

6. Чревоугодие

7. Похоть, блуд








Об этих ли грехах говорит Апостол Иоанн? Неужели наш Господь не прощает эти грехи – и каждый, совершивший что-то из этого хоть раз в жизни, обречён на вечность в аду и не имеет надежды спастись?.. Если так, нет надежды ни у одного из живших когда-либо и ныне живущих людей!… А как же жертва нашего Господа Иисуса Христа? Неужели Его Крови не достаточно, чтобы искупить эти грехи?



К сожалению, часто люди не задумываются об этих вопросах, рассуждая о списках смертных грехов – и, таким образом, пренебрегают Евангелием!

Давайте же вместе постараемся исследовать Писание, веря, что это полное и законченное откровение Живого Бога , содержащее в себе всё, что нам нужно знать для спасения души. Основываясь на этом принципе, вместе начнём изучение!



Попробуем понять саму фразу «грех к смерти».



I . СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРЕВОДОВ 1 ИН 5:16-17



Синодальный перевод: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти , то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти . Есть грех к смерти : не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти ». (1Иоан.5:16,17)



Радостная весть: «Если кто увидит, что брат совершает грех (но грех, не ведущий к смерти) , пусть помолится и даст ему жизнь (это касается тех, чей грех не ведет к смерти ). А есть грех, ведущий к смерти . Я не говорю, что надо молиться о таком грехе. Всякое дурное дело - грех, но есть грех, не ведущий к смерти ». (1Иоан.5:16-18)



Перевод Международного Библейского Общества (МБО): «Когда вы видите своего брата согрешающим и если этот грех не ведет к смерти , то молитесь об этом брате, и Бог даст ему жизнь. Я говорю здесь о таких грехах, которые не ведут к смерти . Есть грех, последствием которого может быть только смерть , и я не говорю вам молиться о грешнике, виновном в таком грехе. Всякий неправедный поступок - это уже грех, но есть грех, не влекущий непосредственно за собой смерти , и для такого грешника есть покаяние и прощение». (1Иоан.5:16,17)



King James Version : «If any man see his brother sin a sin not unto death , he shall ask, and he shall give him life for them that sin not unto death . There is a sin unto death : I do not say that he shall pray for it. All unrighteousness is sin: and there is a sin not unto death ». (1Jn.5:16,17)



New American Standard Bible : «If anyone sees his brother committing a sin not {leading} to death , he shall ask and {God} will for him give life to those who commit sin not {leading} to death . There is a sin {leading} to death ; I do not say that he should make request for this. All unrighteousness is sin, and there is a sin not {leading} to death ». (1 Jn .5:16,17)



Подстрочный перевод с греческого текста : «Если кто-нибудь увидит – брата его грешащего грехом не к смерти , будет просить и даст ему жизнь, - грешащему не к смерти . Есть грех к смерти ; не о том говорю чтобы он попросил. Всякая неправедность грех есть, и есть грех не к смерти ». (1 Ин 5:16, 17). [Сохранена пунктуация и конструкции греческого языка].

Мы прочли с вами 6 различных переводов этих двух стихов. Все они очень похожи друг на друга. Безусловно, все переводчики увидели здесь один и тот же смысл – и изложили его практически одинаковыми словами. Поэтому из этого сравнительного анализа переводов мы можем извлечь не так много информации, которая помогла бы нам лучше понять исследуемую фразу. Но вот что мы видим в тех текстах, где переводчики немного распространили эти слова, добавив в перевод интерпретацию: «грех, ведущий к смерти » (РВ), «грех, последствием которого может быть только смерть» (МБО), « a sin { leading } to death » (NASB ) [то есть, как и в Радостной Вести, «грех, ведущий к смерти»]. Это не так много. Этого не достаточно – по крайней мере, мне J - чтобы понять суть слов «грех к смерти». Однако эти фразы сразу вызывают ассоциацию с шестой главой послания к Римлянам, особенно с её очень известным последним стихом:


«Ибо возмездие за грех - смерть , а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.6:23).


«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти , или послушания к праведности?» (Рим.6:16)

Исходя из контекста всей главы и конкретно этих двух стихов (Рим 6:16 и 6:23), можно сделать вывод, что, когда Библия говорит о «грехе к смерти», речь идёт не о конкретном разовом проступке, греховном действии . Речь о чём-то более глобальном. Ведь «грех к смерти» противопоставляется не доброму поступку, «послушанию к праведности» как состоянию , в котором пребывает человек, живущий во Христе. То есть, от обратного можно предположить, что «грех к смерти» - состояние человека, живущего без Бога, не примирившегося с Ним, не принявшего Божий дар вечной жизни во Христе Иисусе


Давайте проверим это предположение, изучив контекст всего 1го послания Иоанна, ведь фраза «грех к смерти» является частью заключения, вывода из всего сказанного Иоанном в этом письме!



II . ИССЛЕДОВАНИЕ 1 ПОСЛАНИЯ ИОАННА ДЛЯ УГЛУБЛЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ФРАЗЫ «ГРЕХ К СМЕРТИ»

Предлагаю вам самостоятельно прочесть это небольшое послание, прежде, чем двигаться дальше, чтобы составить своё собственное мнение . Так как мы хотим понять значение фразы «грех к смерти», читая, обращайте особое внимание на стихи, где говорится о грехе и о смерти .

Вот вкратце то, как я изучала это послание: шаги и выводы по каждому из них .



ШАГ 1: Читаю всё послание сразу , обращая особое внимание на слова «грех» , «жизнь» и «смерть» , а также на синонимичные фразы (т.е. где не употребляются именно эти слова, но смысл тот же). Отмечаю в тексте все эти стихи, чтобы позже к ним вернуться и проанализировать (в своей Библии мне писать жалко, поэтому распечатала послание на обычных листах, где удобно рисовать и делать заметки).




ШАГ 2: Анализ значений слова «грех» .


В этом послании слово «грех» употребляется 18 раз: 1 Ин 1:7, 1:8, 1:9 (2 раза), 2:2 (2 раза), 2:12, 3:4, 3:5. 3:8, 3:9, 4:10, 5:16 (3 раза), 5:17 (2 раза). Везде в этих стихах в греческом тексте используется одно и то же слово («хамартия»), так же, как и в русском. Согласно греческому лексикону Стронга, это слово имеет следующие значения: грех, прегрешение, преступление, провинность, проступок, греховность. Мы видим, что в русском языке все эти слова отличаются по смысловой нагрузке. Так, «греховность» - это практически сущность, постоянное или доминирующее состояние, греховная природа. Тогда как, например, слова «провинность», «проступок» имеют гораздо более лёгкую нагрузку, обозначая ошибку, разовое неверное действие .







Почему я акцентирую на этом внимание? Потому что это действительно важно!

Если не обращать внимания на разные оттенки значений слова «грех» в этом послании, то, во-первых, оно может нас сильно опечалить! Так долгое время было со мной. Честно говоря, до этого изучения! J Несмотря на то, что считается, что это послание – о Божьей любви, мне всегда было тяжело его читать, так как очень многие стихи в нём говорят о том, что, если ты с Богом, ты не можешь грешить. А если грешишь, то ты не с Ним… Но ведь я грешу! Каждый день я совершаю ошибки, будь то мысли, слова или дела, огорчающие Бога. Всегда, когда я читала это послание, я думала, что наверняка что-то не так понимаю, что надо разобраться. Но, признаюсь, это было мне слишком больно и тяжело, и я предпочитала читать другие книги Писания, в которых видела больше надежды и благодати. Сейчас же мне «пришлось» изучить это послание глубже для этого исследования – и Бог меня очень ободрил, помог увидеть, что и 1 Иоанна наполнено Его благодатью к грешникам, как и вся Библия. Надеюсь, что мне удастся помочь вам увидеть то же через это изучение!


Сравните, например, следующие стихи:







Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя , и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши , то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым , и слова Его нет в нас. (1Ин.1:8-10)


Всякий, рожденный от Бога, не делает греха , потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить , потому что рожден от Бога. (1Ин.3:9)


Как же так? С одной стороны, мы обманываем самих себя, если говорим, что не грешим. С другой, мы, будучи рождены от Бога, НЕ МОЖЕМ ГРЕШИТЬ! Причём, все эти стихи обращены к одинаковой аудитории: к верующим христианам! Но ведь это Слово Божье, а в нём не может быть противоречий (я в это верю!). Остаётся предположить, что в 1 Ин 1:8-10 и 1 Ин 3:9 речь идёт о разных вещах. И действительно, ключ к пониманию даёт следующий стих из этого же послания:


Всякая неправда есть грех ; но есть грех не к смерти . (1Иоан.5:17)

Из этих слов следует, что есть разные грехи: «к смерти» и «не к смерти». Таким образом, вероятно, в 1 Ин 1:8-10 говорится о грехах «не к смерти». Такие грехи есть у каждого христианина! Все мы, имея греховную природу по плоти, иногда грешим. Вспомните переживания Апостола Павла по этому поводу (Рим 7:14-25)! Но, так как мы доверили свою жизнь Христу, Он является ходатаем за нас (1 Ин 2:1-2) и очищает нас, ведя нас путём освящения (Фил 1:6, 1 Ин 1:9). А в 1 Ин 3:9 говорится о таком грехе, который рождённый от Бога человек, просто не имеет возможности совершить! Что это за грех, нам помогут понять следующие шаги изучения!



ШАГ 3: Анализ значений слов «жизнь» и «смерть».

В ходе чтения становится видно, что слова «жизнь» и «смерть» говорят именно о «жизни вечной» (1 Ин 1:2, 2:25, 3:14, 4:9 и др.) и «смерти духовной», то есть о неимении жизни вечной (1 Ин 3:14).


Кстати, говоря о смерти именно в этом, не физическом, а духовном значении, хочу подчеркнуть важный момент, над которым особенно размышляла в ходе этого изучения! Христос учит нас:


Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную , и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь . (Ин.5:24)


Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше , не может увидеть Царствия Божия. (Ин.3:3)

О том же духовном рождении, переходе из смерти в жизнь говорит Иоанн и в своём первом послании:


Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь , потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти . (1Ин.3:14)

Что объединяет эти три текста Писания? Очень важная мысль : все люди, не знающие Бога, не принявшие Христа верой, не слушающие Его Слова – пребывают в смерти, то есть духовно мертвы. Христос же предлагает нам спасение, вечную жизнь – и, принимая протянутую к нам руку Спасителя, мы переходим в жизнь, другими словами, рождаемся от Бога (Ин 1:12-13)! Писание не говорит о том, что рождённые от Бога могут умереть. Оно говорит о том, что не принимающие Его пребывают в смерти, не рождаются. Почему это очень важно понимать? И почему я говорю об этом в контексте размышления о «грехе к смерти»? Потому что это означает, что «грех к смерти» - это не то, что может совершить живой человек, после чего он умрёт. Это то, что не даёт мёртвому человеку перейти в жизнь! И, согласно уже рассмотренному нами в прошлом ШАГЕ стиху 1 Ин 3:9, рождённый от Бога не может совершить этот грех!!!

Возвращаясь к наблюдениям над словами «жизнь» и «смерть» в тексте 1 Иоанна, нужно отметить ещё один интересный и важный момент. Очевидно, что эти два слова (или синонимичные им фразы) на протяжении всего послания употребляются рядом – и автор намеренно всякий раз подчёркивает контраст между ними! И это не случайно: при помощи этого приёма Иоанн помогает нам увидеть, что даёт нам жизнь – и что мешает людям перейти из смерти в жизнь .



Предлагаю составить на основании стихов с этими словами таблицу , которая поможет нам нагляднее увидеть, каковы «условия» приобретения жизни – и «препятствия» на пути к ней. Последнее, по идее, и будет тем грехом (неугодным Богу действием), который назван Иоанном «грехом к смерти».



ШАГ 4: Таблица «Жизнь и смерть»

Среди стихов 1 Иоанна, где говорится о жизни и смерти, есть те, которые указывают на причину, по которой кто-то имеет жизнь, а кто-то пребывает в смерти . Но также там есть и слова, говорящие о последствиях, о плодах, проявляющихся в жизни тех, кто рождён от Бога, и кто ещё мёртв (например, 1 Ин 3:10-12, 3:14-16, 4:6 и др.). Наша цель сейчас – увидеть именно причины, а не последствия. Именно на выявление причин и нацелен этот шаг. Поэтому в таблицу ниже запишем только стихи, где есть указание на «условия получения» жизни вечной – и на «препятствия» в этом. В соответствующие графы постараемся выписывать тезисно «условия» и «препятствия». А потом попробуем сделать выводы.

ЖИЗНЬ : стихи 1 Иоанна

Условие получения жизни вечной

СМЕРТЬ: стихи 1 Иоанна

Препятствия получения жизни вечной

Кто любит брата своего, тот пребывает во свете , и нет в нем соблазна. (1Ин.2:10)

Пребывать во свете . А что есть свет? На этот вопрос Писание отвечает ясно: «Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» .

(Ин.8:12); «Бог есть свет , и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин 1:5б).

А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме , и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

(1Ин.2:11)

Находиться во тьме . То есть не быть в Боге, не быть во Христе, не следовать за Ним.

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. (1Ин.2:17)

Исполнять волю Божию.

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. (1Ин.2:15-17)

Не иметь в себе любви Отчей.

Согласно 1 Ин 3:16 и 4:16, любовь Отчая – это Христос, отдавший за нас жизнь Свою. Чтобы «иметь в себе любовь Отчую» нужно, чтобы в тебе жил Христос (Гал 2:20); нужно верить в Него и Его жертву за тебя, за твои грехи.

Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца . (1Ин.2:23)

Исповедовать Иисуса Христа.

Об этом подробно пишет Павел:

«Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься»

(Рим.10:9)

Всякий, отвергающий Сына , не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. (1Ин.2:23)

Отвергать Иисуса Христа .

То есть, не принимать Его как своего Господа (Господина своей жизни)

Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. (1Ин.3:6)

Пребывать во Христе

Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. (1Ин.3:6)

Не знать Христа

Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога ;

(1Ин.4:2)

Исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во плоти.

Другими словами, верить в Евангелие, в то, что Иисус – воплотившийся Господь, пришедший спасти нас от смерти, от наших грехов, отдав за нас Свою жизнь на кресте, а затем воскреснув!

…а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога , но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

(1Ин.4:3)

Не исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во плоти .

Это может быть как отрицание Евангелия, вести о пришествии Иисуса ради нашего спасения, так и различные ереси и учения, искажающие Библейское учение о природе Христа. А также просто непринятие Христа, неверие в Него, в Божью любовь и благодать.

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога .

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него . (1Ин.4:7-9)

Быть рождённым от Бога и знать Его, получив жизнь через Христа.

О рождении от Бога по вере в Иисуса хорошо написано в Евангелии от Иоанна:

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

(Ин.1:12-13)

Знание Бога подразумевает личные отношения с Ним через Духа Святого, живущего в каждом, кто доверил свою жизнь Господу.

Кто не любит, тот не познал Бога , потому что Бог есть любовь.

Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

(1Ин.4:7-9)

Незнание Бога из-за непринятия Его Единородного Сына.

Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь ; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

(1Ин.5:10-13)

Веровать в Сына Божия; иметь Сына Божия (то есть, принять Его сердцем, иметь взаимоотношения с Ним, следовать за Ним, стремиться поступать так, как Он поступал…)

Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем .

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни .

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

(1Ин.5:10-13)

Не верить Богу, не верить в Иисуса Христа, в то, что Он – путь спасения, данный людям Богом

Выводы из таблицы:


Человек может перейти из смерти в жизнь , если уверовал в Евангелие, во Христа, пришедшего во плоти, исповедует Его Господом и Спасителем, стремится познавать Бога и исполнять Его волю; если в Нём живёт Христос.


Человек НЕ может перейти из смерти в жизнь , если не верит в Иисуса Христа, пришедшего во плоти, отвергает Его, не принимает Божью любовь и благодать, не исповедует Христа Господом и Спасителем, не знает Его лично.


Таким образом, это последнее состояние – состояние неверия, непринятия, незнания, отрицания Иисуса Христа – и есть, согласно нашему исследованию 1 Иоанна, грех к смерти. Ведь так человек сам отказывается от предложенной ему жизни! Теперь становится ясно также, почему рождённый от Бога не может совершить грех к смерти! Ведь он уже принял Христа, уже познал Господа, уверовал в Евангелие .



III . ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ. ПОИСК ПОДОБНЫХ/СИНОНИМИЧНЫХ ФРАЗ В ПИСАНИИ – И АНАЛИЗ ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Чтобы прийти к ещё более широкому и глубокому пониманию фразы «грех к смерти», а также чтобы проверить, к правильным ли выводам о сути греха к смерти мы с вами пришли, изучая 1 Иоанна, я постаралась вспомнить другие Библейские слова, несущие в себе похожий смысл, чтобы мы смогли их сопоставить между собой . Что именно (какие взгляды, действия, образ жизни и т.д.) приводит к ужасному результату – к смерти, то есть, к тому, что люди не получают прощения, что Бог не принимает их, что они оказываются «во тьме внешней», не получают дар вечной жизни?

Ниже мы постараемся рассмотреть «пять страшных фраз» , которые помогут нам лучше понять, что же за грех ведёт людей к смерти. Мы будем вместе читать стихи (не буду полностью приводить тексты каждого отрывка – только ключевые слова), коротко делать выводы по каждой из фраз в конце каждого пункта , а в конце раздела подведём небольшой общий итог .

А. «Хула на Духа Святого»



Мф 12:23-32

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам ; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. (Матф.12:31,32)

Лк 12:8-10

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится . (Лук.12:10)

Мк 3:28-30

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению .[Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух . (Мар.3:28-30)

1 Пет 4:14

«Если злословят вас за имя Христово , то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится , а вами прославляется». (1Пет.4:14)


Небольшой итог : что такое «хула на Духа»?

«Хулой на Духа Святого» Христос называл отрицание фарисеями того, что Он послан Богом, что в Нём именно Божий Дух. Говоря, что Он действует силой нечистого духа, они оскорбляли Господа, называя Духа Святого бесом! 1 Пет 4:14 проливает ещё больше света на понятие «хула на Духа»: согласно этому стиху, хулят Духа Божьего те, кто отвергает Христа (будь то лично, или через отвержение Его учеников). А прославляется Дух Божий теми, кто принял Его, уверовал во Христа и следует за Ним, несмотря на любые трудности (по примеру Самого Иисуса). Таким образом, «хулить Духа» - отвергать Бога, злословить Его, не принимать тех, кто проповедует Его, призывая с Ним примириться (2 Кор 5:19-20).




Б. «Жизнь по плоти»

Рим 8: 9, 13

Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас . Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его . (Рим.8:9)

…ибо если живете по плоти, то умрете , а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.(Рим.8:13)


Небольшой итог: что такое «жизнь по плоти»?

Согласно этим стихам, живёт по плоти (именно в этом значении этой фразы, именно в контексте Рим 8: сравните с 1 Кор 3:1, где младенцы во Христе, т.е. уже рождённые свыше, имеющие Духа Святого, но ещё не укрепившиеся, не научившиеся жить по Духу, названы «плотскими»!) тот, кто не имеет Духа Христова . То есть, кто не принял Его . Вспомним, что говорит Сам Иисус о Духе Святом, о вере:

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей . Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе , Которого имели принять верующие в Него…

(Иоан.7:37-39)

То есть каждый, кто хочет, может прийти ко Христу, получить Духа Святого. Для этого нужна только вера и желание! А значит, те, кто выбирает «жить по плоти», не верят и не имеют желания жить с Богом и для Бога .



В. «Если не покаетесь…»

Лк 13:1-9

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете . Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете . (Лук.13:1-5)



Небольшой итог: что имеет в виду Иисус, говоря «если не покаетесь»?

В конце 12 главы Иисус говорит о грядущем суде, в стихах 13:6-9 рассказывает притчу, где говорит, что пока ещё у людей есть возможность обратиться, но скоро уже не будет. Благодаря этому контексту, легко понять, что Иисус не имеет в виду, что все грешники будут погибать физически мучительной смертью. Он побуждает людей задуматься о том, что будет с их душами, если они не переосмыслят свою жизнь и не примирятся с Богом.

Слово «покаяние» (греч. «метанойя») означает «перемена мышления». Смысл этого слова – переосознание своей жизни и кардинальная перемена направления движения! То есть Иисус просит людей услышать Его, Слово Божие, и увидеть, что они погибают. Их путь жизни без Бога ведёт в смерть. А чтобы иметь жизнь, им надо понять, признать и изменить это! Следующие несколько стихов показывают, что покаяние неразрывно связано с верой во Христа , и что только через покаяние можно иметь жизнь:

Вопрос от А. : В моей голове не очень укладывается «грех к смерти» и «грех не к смерти» (1Ин.5:14-17). Что это значит? 1) Сама формулировка мне кажется не очень понятной. Словно устанавливается градация грехов по их тяжести. За этот смерть, а тот – простительный, то есть покаялся и живи дальше. Жутко звучит. 2) О какой смерти идет речь – духовной и физической? 3) Деяния 5 глава: ложь Анании Духу Святому была расценена как смертельный грех (ср. 1Кор.11:27-30).

Ответ : 1Ин.5:16-17 действительно является непростым отрывком для понимания и вызывает серьезные вопросы. Тем не менее анализ текста в его контексте позволяет из ряда возможных интерпретаций определить наиболее вероятное значение для назидания и укрепления в вере.

Контекст

1-е послание от Иоанна содержит много разъяснительных формулировок «если..., а...», «если..., то...», «всякий...», «кто..., тот...», которые затрагивают вопросы правильной веры (1Ин.2:22; 4:1-3; 5:1), праведной жизни (1Ин.2:29; 3:7) и правильных отношений (1Ин.3:11-15; 4:20-21). Иоанн учит как нужно относиться к проявлениям греха у верующих (1Ин.1:8-10; 2:1-2,4,9; 3:9 и т.д.). Он хочет, чтобы христиане имели абсолютную уверенность в своем спасении, основанную на честном анализе не только того, что они говорят, но и того, что они делают (1Ин.1:6; 2:4-6; 5:13). Для достижения этой цели Иоанн дает верующим инструменты, которые помогут определять, кто среди исповедующих веру во Христа действительно рожден от Бога, а кто не познал Бога вообще (напр. 1Ин.1:6-10, ср. Иак.2:14-26; 2Птр.2:20-22; 1Кор.5:11; 15:34 и др.).

Текст

Теперь посмотрим на отрывок в свете этого контекста (1Ин.5:13-18):

13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. 15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него.

16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. 17 Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда (букв. неправедность) есть грех; но (букв. и) есть грех не к смерти.

18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

Иоанн уверяет верующих в Сына Божия, что они уже имеют жизнь вечную, и убеждает их в неизменной верности Христа в ответе на молитву, соответствующую Его воле. Стихи 16 и 17 служат одновременно иллюстрацией и разъяснением молитвы, угодной Богу, в отношении согрешающего грехом не к смерти. Автор не дает дополнительных разъяснений о «грехе к смерти», тем самым показывая, что данное понятие не является новым, но известным среди христиан. Хоть не звучит прямого запрета на молитву о согрешающем грехом к смерти, контекстуально фраза «не о том, говорю, чтобы он молился» подразумевает, что на прошение о милости к согрешающему грехом к смерти Бог не даст положительного ответа и не даст ему жизнь, т.е. не спасет от смерти, поэтому такая молитва не угодна Богу (ср. Иер.7:16; 11:14). В заключении Иоанн еще раз подчеркивает, что истинно верующий человек, обладающий новой природой от Бога, хранит себя от греха.

Существующие толкования

Существующие толкования данного отрывка можно разделить на четыре основные позиции, согласно которым речь идет о:

  1. верующем, совершающем смертный грех (который уничтожает Божью благодать),
  2. верующем, совершающем грех к смерти духа (и утрачивает спасение),
  3. верующем, совершающем грех к смерти тела (но сохраняет спасение),
  4. ненастоящем верующем, совершающем грех к смерти вечной (и утрачивает возможность обрести спасение).

1. Первая позиция отражает учение, распространенное в католицизме и православии, о так называемых «смертных (главных) грехах» или «порочных страстях», уничтожающих Божью благодать в человеке и требующих таинства исповеди/покаяния для восстановления в состоянии благодати и надежды на спасение (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Смертный_грех).

Оценка : Это учение возникло в послеапостольское время и не имеет под собой библейского основания. Библия не делит грехи на большие (смертные), требующие покаяния, и малые, покаяния не требующие (ср. Иак.2:10). Серьезный анализ этой позиции требует обращения к истории христианской церкви и лежит за рамками данной статьи. Более того, возможность покаяния и восстановления в состоянии благодати согрешившего смертным грехом противоречит ходу мысли данного отрывка. Напрашивается вопрос, «Почему Бог не хочет, чтобы христиане молились о покаянии и обращении брата, который совершил смертный грех, если покаяние еще возможно?» Ведь по логике – наоборот, следует молиться об их покаянии.

2. Вторая позиция свойственна церквям, которые придерживаются учения о возможности «потери спасения». Подразумевается, что рожденный свыше верующий может посредством сознательного, повторяющегося греха или осознанного отвержения Христа лишиться Божьего дара спасения. В доказательство такой позиции приводится ряд библейских текстов (Рим.8:12-13; Евр.6:4-6; 10:26-29 и др.). Одновременно в таких случаях обычно звучит призыв, что если согрешившие покаются, то Бог обязательно вернет им дар спасения.

Оценка : Эта позиция звучит привлекательно, потому что делает акцент на необходимости практической святости в жизни верующих и провозглашает человеколюбивого Бога, которого нельзя обвинить в посягательстве на свободный выбор человека. Однако она переворачивает библейский причинно-следственный порядок в вопросе спасения/освящения. Опираясь на выборочный подход к Священному Писанию, она игнорирует контекст отрывков, которые приводятся в доказательство того, что можно «потерять» спасение (см. Рим.8:9; Евр.6:7-8; Евр.10:38-29; 2Птр.2:22). Тексты, утверждающие неотступность святых (Ин.5:24; 6:40; 10:27-29; 1Ин.5:13; Рим.8:30-39; Флп.1:6 и др.), признаются ею действенными только при соблюдении верующими определенных условий, подчеркивая, что именно свободный выбор человека имеет определяющее значение в вопросе его спасения, т.к. подразумевается, что человек может в любой момент решить перестать быть христианином и отвергнуть Христа.

1Ин.5:18 однозначно утверждает, что «всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему», исключая возможность того, что рожденный от Бога может погибнуть в результате греха. Пребывание в вере и праведная жизнь в Священном Писании являются не столько условием для спасения, сколько его признаком или обязательным следствием рождения свыше (ср. 1Ин.3:9; Мтф.7:15-21; Рим.8:9; Иак.3:11-12; Евр.6:7-8). Иными словами, не люди своими делами гарантируют свое спасение, а Божье дело спасения гарантирует их преображение в праведный образ Христа, что не снимает с них ответственности и необходимости каяться и веровать, бороться и побеждать. Возможность вечной гибели рожденного свыше человека в результате греха противоречит одному из главных утверждений апостола Иоанна, что рожденный от Бога «не грешит» и «не может грешить» (1Ин.3:9; 5:18), т.е. не может жить во грехе. Невозможно человеку, спасенному от греха, погибнуть от греха, и имеющему жизнь вечную умереть духовно. В послании от Иоанна четко прослеживается принцип, что если верующий живет во грехе, то это свидетельствует не о том, что он утратил свое спасение, но что он никогда его не имел (1Ин.1:6; 2:4,9; 4:20). Спасение по своей сути есть изменение природы человека (рождение от Бога), которое обязательно в свое время проявит себя в делах веры и плоде Духа (ср. Мтф.13:33). Приобретение же только внешних признаков христианской жизни не делает человека истинным христианином, и рано или поздно его невозрожденная, жаждущая греха природа должна проявить себя в удовлетворении своих греховных потребностей (1Ин.2:19; ср. Мтф.5:20; 7:23; 23:27; 2Птр.2:22). Это означает, что человек не может, сделав решение, перестать быть христианином (ср. Иер.20:9), так же, как и чем усилием своей воли родиться свыше (ср. Иоан.1:13).

3. Третья позиция заключается в уверенности, что Бог не допустит окончательного отпадения верующего от Христа посредством лишения его возможности грешить, т.е. через его физическую смерть.

Оценка : Эта позиция популярна в западных евангельских церквях и имеет несколько преимуществ перед предыдущими: 1) Именно посредством физической смерти Бог избавляет от осуждения с миром, т.е. от духовной погибели, верующих, которые принимают причастие в состоянии нераскаянного греха (1Кор.11:30,32). История Анании и Сапфиры (Деян.5:1-11) может быть наглядной иллюстрацией такого строго действия Божия в отношении намеренно согрешающих против Него. 2) Единственное место в Священном Писании, где Иоанн еще раз использует фразу «к смерти», указывает на физическую смерть (см. Иоан.11:4). 3) Слово «брат» при такой интерпретации воспринимается самым естественным образом как «верующий брат», «член тела Христова», т.е. подразумевается возрожденный человек.

Однако никто из придерживающихся этой позиции не может с точностью сказать как определяется грех ведущий к физической смерти. Обычно признается, что т.к. мы никогда не знаем является ли тот или иной грех к смерти, нужно молиться о всех согрешающих братьях и сестрах. При всей привлекательности такое прочтение создает впечатление, что его стараются «запихнуть» в удобную для человеческого восприятия систему. Иоанну не нужно было указывать на разницу между грехами, чтобы научить христиан молиться о согрешающем брате. Что же касается слова «брат», необходимо отметить, что этот термин сам по себе не определяет рожден ли человек свыше или нет (см. Евр.3:12; 2Фес.3:2). Для ясности Иоанн использует уточняющие термины при описании истинно верующих людей (1Ин.2:29; 3:9; 4:7; 5:1,4,18), чтобы их можно было отличить от верующих лишь на словах. Такое использование полностью согласуется с другими текстами Священного Писания, которые признают, что в числе членов видимой церкви Христовой есть те, кто не знают Господа (2Кор.15:34; ср. Ин.13:10-11; 17:12; Деян.1:16-19). Эта же истина отражается и в притчах Иисуса Христа о царствии Божием (Мтф.13:3-23,24-40).

4. Четвертая позиция отражена в баптистском вероисповедании 1689 года: «Молиться следует о позволительном и о людях, живущих сейчас, а также о тех, которые будут жить в будущем. Нельзя молиться ни за умерших, ни за тех, о ком известно, что они согрешили грехом к смерти» (см. ). Грех к смерти в данном случае совершается людьми, которых в одно время по всем внешним признакам можно было назвать «братьями», но которые, несмотря на то, что получили огромные духовные преимущества через познание Слова Божия и причастность к проявлениям Духа Святого, являемого в церкви Христа, осознанно отвергают Господа, в результате чего человек навсегда утрачивает возможность покаяться и обратиться ко Христу (Евр.6:4-6; ср. Мтф.12:31-32).

Оценка : Данная позиция наилучшим образом вписывается в контекст послания и отвечает на возникающие вопросы. Иоанн после многочисленных разъяснений о признаках рожденных от Бога людей уверяет своих возлюбленных детей, что они имеют жизнь вечную по вере во Христа. Бог хочет, чтобы Его дети жили в полной уверенности своего спасения во Христе. Более того, они могут соучаствовать в духовной жизни других братьев и сестер во Христе, согрешающих грехом не к смерти посредством ходатайственной молитвы. Мы знаем, что такие молитвы угодны Богу, потому что заместительная жертва Иисуса Христа, Его смерть и воскресение являются полноценной платой за грехи верующих в Него. Сын Божий умер, чтобы дать вечную жизнь верующим во имя Его. Грех, который всегда несет в себе убийственную силу (Рим.6:23; Иак.1:13-15), не может погубить верующих во Христа потому, что Он уже вкусил смерть за них (Евр.2:9-15). Такая уверенность никоим образом не позволяет верующему «расслабиться» и относиться ко греху беспечно. Поэтому в заключение Иоанн еще раз подчеркивает, что истинно верующий человек, обладающий новой природой от Бога, не грешит, даже когда знает, что «всякая неправедность есть грех, но не грех к смерти (1Ин.5:17-18; ср. 1Ин.1:8-2:3).

Выводы

1. Если Вы, будучи верующим во Христа, согрешили – не отчаивайтесь, покайтесь, примите Божье прощение (1Ин.1:9) и обновите свое хождение пред Господом, принеся достойный плод покаяния, отражающий действенность вашей веры в Иисуса Христа, который пришел, чтобы спасти народ Свой от грехов их (Мтф.1:21; 1Ин.3:3).

2. Если Вы, называясь верующим во Христа, грешите и в Вас нет покаяния, нет внутреннего отвержения греха, то не обманывайтесь, такая жизнь свойственна тем, кто не познал Господа. Бойтесь, чтобы с Вами не произошло полного и необратимого отступления от Христа (Евр.10:26-31; 6:4-6).

3. Если Вы не знаете Христа, уверуйте в Него, примите Божье свидетельство о Своем Сыне, примите жизнь вечную вместе со Христом (1Ин.5:9-13).

4. Если Вы заметили Вашего брата или сестру во Христе согрешающими, молитесь о них, обличайте их, помогайте им достичь покаяния и обновления во Христе. Трудитесь для спасения их души от греха даже если придется прибегнуть к церковной дисциплине (Мтф.18:15-19; 1Кор.5), которая преследует цель покаяния и восстановления человека во Христе.

Да благословит Вас Господь!



Статьи по теме