Сценарий ссоры. Ссоры по сценарию. Анатомия навязчивого повторения

Сценарий студенческой весны 2014

Черновой 3!

«Все мы совершаем ошибки и все мы на них учимся, самое главное вовремя признать свою ошибку.»

В конферансе будет несколько вариантов путешествия во времени:

1) Прямое перемещение- можно вмешиваться в события (будут сильные последствия)

2) Параллельное пребывание-ты никак не можешь повлиять на происходящее вокруг себя.

3) Окно во времени- невидимое наблюдение за происходящим во времени.

Рабочие имена героев:

Костя- путешественник во времени.

Маша- «виноватая» девушка

Петя- «виноватый» парень

Сцена 1. Недалекое будущее.

Голос за кадром: Дети рождаются, чтобы исправлять ошибки родителей. Моя история начинается с того, что я потерял отца за несколько месяцев до рождения, маму- когда мне было 13 лет. Всю свою жизнь я мечтал, увидеться с ними. Окончив школу, я решил разобраться в этой истории.

В 2036 году российским ученым удалось создать первый в мире прототип машины времени.

И тут я понял, что это мой шанс…

Действие происходит в лесу.

Костя бежит по лесу с часами-машиной времени, убегает от полиции. Пытается запустить часы. Мимо пролетают лазеры. Нажимая на кнопки он замедляет в воздухе полет лазеров. Набирает верную комбинацию и исчезает.



Сцена 2. Ссора.

День. Оживленная улица. Маша идет по улице среди толпы, улыбается, говорит по телефону. Петя стоит у катка, говорит с ней по телефону. Договариваются встретиться на катке. Маша идет по улице к остановке. Петя катается на катке. Маша заходит на территорию катка, идет к кассе. Петя нечаянно врезается в девушку, та падает. Он пытается ей помочь. Она первый раз на катке и у нее разъезжаются ноги, она обхватила ему шею, чтобы удержаться. Маша выходит на каток и видит, как Петя обнимается с другой девушкой. Они смеются, улыбаются. Маша ревнует, обижается и уходит. Петя помогает той девушке встать, извиняется и они расходятся.

Квартира Пети. Петя возвращается домой. Маша сидит на диване с надутым видом смотрит телевизор. Петя подходит к ней, хочет обнять. Та его отталкивает. Они ругаются и Маша уходит в слезах.

Сцена 3. Незнакомец

Маша выбегает из дома. Идет по улице. Садится на лавочку. Ругается на Петю.

Возле лавочки стоял незнакомый парень (Костя).

В ответ Маша посмотрела на него и отвернулась.

Костя подсаживается рядом.

К: У вас что-то случилось?

М: А вам какое дело, идите куда шли!

К: Просто пытаюсь помочь вам.

М: Слушайте, оставьте меня в покое! Дайте мне побыть одной!

Маша резко встает и уходит.

К (позади нее): Девушка, а за вами сложно угнаться!)

М: Слушайте, да оставьте меня в покое! Чего вы пристали ко мне!

Горит зеленый, Маша торопится поскорее уйти от него.

М: Свободно?

Таксист: Да

Маша садится в такси и уезжает. Костя улыбаясь провожает ее взглядом. Достает из кармана блокнот, проводит пальцем по записям, складывает обратно блокнот и берется за часы.

Маша подходит к дому (подруги или ее мамы). Она снова видит Костю на лавочке у подъезда. Решительным шагом подходит к Косте и спрашивает:

М: Да что вам надо от меня?

К: Мне надо с вами поговорить. Я знаю о вашей проблеме, что вы поругались с парнем. Что виной тому та девушка с которой он обнимался на катке. А вы решили, что у него есть другая?

М: Вы что маньяк? Вы что следите за мной?

К: Что вы, мне это не нужно. Просто я это уже видел.

К: А, я боюсь вы мне не поверите, если я скажу. Проще показать, оглядитесь вокруг.

Маша оборачивается. Весь двор застыл. Люди замерли на месте, птицы зависли в воздухе.

М: А, я поняла, хорошая шутка, это розыгрыш. Где скрытая камера, куда улыбаться.

Маша оглядывается в поисках камеры. Смотрит на нас и фальшиво улыбается.

К: Хорошо, а так…

Костя нажимает на часы и происходящее вокруг обернулось вспять.

Маша остолбенела, в изумлении открыла рот.

К: Хочу предложить вам небольшую прогулку.

М: А,а к-куда?

К: Правильнее спросить когда. Глупо отказываться, потому что я здесь из-за вас.

М: А почему из-за…ладно, не важно. Хорошо. Я согласна.

Костя протягивает руку. На руке Маша заметила родимое пятно.

К: Держитесь крепче.

Они берутся за руки и исчезают.

Материализуются в другом месте.

М: Где мы?

К: Я не хотел, чтобы путешествие прошло даром. Это скорее маленькая экскурсия которая позволяет понаблюдать за людьми. Иногда бывает полезно посмотреть со стороны…

Сцена 4. Конфликт двух людей.

Герои: Женя и Оля.

Оля и Женя – давние подруги, которые очень редко общались в последнее время. В этот день они вышли прогуляться, чтобы узнать, как обстоят друг у друга дела.

Они идут по дороге, днем, по оживленной улице, горячо обсуждая что-то…

Ж: …так что так. Не знаю, как буду выкручиваться: пропустила много, а тут еще тесты. А у тебя что нового?

О: Да вот, недавно в конкурсе участвовала. Прозу подавала последнюю из написанных.

О: Не прошла.

Ж: Почему?

О: Сказали, слабая работа: и сценарий хромает, и идея хлипкая. В общем, отправили переписывать.

Ж: Знаешь, честно говоря, последний рассказ у тебя и правда не очень… (подбирает слово) хороший получился.

О: (хмурится, пристально смотрит на подругу, повышает голос, начинает злиться) Чего ж ты мне раньше этого не сказала?

Ж: Я ведь знаю, как ты к критике относишься: чуть слово не то скажешь, ты уже рвешь и мечешь. И я думала, ты сама все свои ошибки заметишь.

О: Когда я тебе скинула черновик, ты сказала, что все отлично. Сейчас ты мне говоришь, что много ошибок. Тебя вообще как понимать? Я же просила сразу честно мнение высказать. Я ведь тебе доверилась, поверила!

Оля обижена; Женя не знает, что сказать в оправдание; дальнейшую прогулку обе идут молча.

Оля злится на подругу, считает ее виновной в собственной неудаче. Девушка сидит дома, перечитывает свои черновики, рвет некоторые листы, комкает и бросает на пол, вычеркивает строки.

Чрез столько зим и столько испытаний

Открытой книгой, чередой загадок,

Чрез годы вместе, сутки в расставанье.

Мы ссоримся с тобой, и это глупо.

Порой срываюсь на тебя совсем без дела:

Наверное, мне хочется с тобою

Делить все-все. Но мы с тобой раздельны:

И жизнь твоя теперь другой дорогой,

Хоть параллельной; иногда тропинки

Смыкаются – и я с тобою снова,

Уже летят упреки, угрызенья.

Мы вроде близко, но теперь чужие.

А раньше, вспомнить, были всюду рядом;

А раньше, вспомнить, мы с тобой дружили…

Я рада, что ты здесь, моя родная,

Чрез столько ссор и столько испытаний,

Взлетевшей птицей в мир больших скитаний,

Чрез сутки вместе, годы в расставанье.

Спустя некоторое время она успокаивается, собирает сумку и уходит. По пути в универ она прокручивает в голове сцены из ее прогулки с подругой, обдумывает ситуацию.

Спеша на пару, она встречает Женю на лестнице.

Ж: Привет. Ты тоже сегодня учишься?

О: (хмуро) Ага. (нависает тишина)

Ж: Ладно, я на пару. (собирается уходить)

О: Погоди… (виновато опускает взгляд) Жень, я наговорила тогда… голос повысила. Прости.

Ж: Бывает.

О: Я не должна была. В том, что я не прошла, я сама виновата. Надо было больше стараться.

Ж: (улыбается) Ну, в следующий раз у тебя все обязательно получится ведь!

О: (поднимает взгляд на подругу, улыбается в ответ)

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Счастливые отношения - это сложная работа, которая требует усилий от обоих партнеров. Для гармонии важны взаимопонимание, уважение и создание новых привычек. Но порой влюбленные, сами того не осознавая, допускают ошибки, способные разрушить самый крепкий союз. Если в вашей жизни есть особенный человек, которого вы полюбили, доверяйте ему, меньше советуйтесь с друзьями и не забывайте про комплименты.

Мы в сайт верим в любовь, поэтому собрали опасные привычки в отношениях - если их не совершать, то получится сохранить гармонию и укрепить союз двух сердец.

1. Специально заставлять ревновать

Почему-то принято считать, что ревность - это свидетельство сильных чувств. Иногда ревность действительно может освежить отношения и помогает на какое-то время получить желаемую ласку, внимание и заботу, но это не решит всех тех проблем, из-за которых спектакль и затевался. На безобидный флирт с другим мужчиной ваш любимый может отреагировать совсем не так, как вы себе представляли: не побежит за цветами, а предложит прекратить отношения.

  • На самом деле ревность не имеет отношения к любви. Основа ревности - страх потерять то, что любишь. В то время как доверие является важным условием здоровых и крепких взаимоотношений.

2. Писать сообщения с намеками в соцсетях

Не стоит публиковать психологические цитаты о проблемах в отношениях в социальных сетях, которые пишутся будто просто так, а на самом деле конкретному человеку. Зачем заставлять любимого догадываться о чем-то, о чем можно поговорить напрямую?

  • Старайтесь всегда обсуждать с избранником то, что вас волнует, в личном разговоре, избегая социальных сетей.

Недаром психологи советуют не выносить сор из избы. Больше всего стоит опасаться подружек или друзей, готовых давать консультации в круглосуточном режиме. Часто своими советами они могут направить вас на ложный путь и только поссорить со второй половинкой. Постоянно жалуясь на избранника, вы рискуете тем, что друзья составят негативное мнение о нем, у них возникнет вопрос, почему же вы до сих пор вместе.

  • Также не стоит ругаться на людях и тем более в компании друзей. Если в отношениях есть проблема, лучше решать ее наедине в спокойной атмосфере или идти к семейному психологу.

4. Пытаться заменить маму / папу партнера

Забота о любимом человеке - естественное желание. Но самое важное, чтобы желание помогать не перерастало в гиперопеку. Ведь ваш партнер - это взрослый самостоятельный человек, который сам в состоянии решить свои проблемы. Женщина, желающая быть своему мужу мамой, парализует его волю, лишает самостоятельности и делает зависимым. А мужчина, дающий непрошеные советы своей избраннице каждые 10 минут во всех жизненных ситуациях, начинает вызывать только раздражение у девушки.

  • Если вашему любимому нужна поддержка, забота и совет, он наверняка сам об этом скажет, тогда помощь будет особенно ценна. А разделение обязанностей подарит свободное время, которое можно провести вдвоем.

5. Припоминать каждую ошибку

Мы все совершаем ошибки, и это совершенно нормально. Но копить обиды и держать в голове негатив вредно не только для отношений, но и для здоровья, потому что это повышает уровень стресса. Злопамятность превращает любые отношения в психологические пытки. Не стоит при каждой ссоре припоминать ошибки, которые допустил партнер несколько месяцев назад. Это прошлое, а вам следует думать о счастливом будущем. Лучше двигаться дальше и развиваться вместе.

6. Видеть только черное и белое

Все люди живут, руководствуясь социальными стереотипами. Часть из них действительно помогают нам не запутаться в мире, принимать «свое» и отвергать «чужое». Однако многие шаблоны ограничивают людей и позволяют видеть только черное и белое. Подобные стереотипы сильно мешают отношениям. Помните, что ваши отношения уникальны и не поддаются установкам.

  • На любую спорную ситуацию постарайтесь посмотреть не только со своей точки зрения, но и глазами партнера, попробуйте встать на его сторону и услышать его чувства.

Замечали ли вы, что многие семейные ссоры протекают будто по сценарию? Мы конфликтуем по разным поводам, но подспудная причина остается неизменной. Какие скрытые силы втягивают нас в повторяющиеся конфликты и как поставить эту заевшую пластинку на «стоп»? В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга психолога и переговорщика Дэниэла Шапиро «На эмоциях: как улаживать самые болезненные конфликты в семье и на работе», в которой подробно разработана эта тема. «Матроны» публикуют отрывок из книги.

В комедии «Новые времена» Чарли Чаплин, еле передвигая ноги от усталости, возвращается домой в свою развалившуюся лачугу, и на пороге деревянная балка со всего размаху падает ему на голову. Одна и та же сцена повторяется ежедневно: Чаплин шаркающей походкой входит внутрь, закрывает дверь - и получает удар по голове. В один прекрасный день герой заходит внутрь, а балка остается на месте. В смятении он поднимает глаза наверх, потом снова открывает дверь и с силой ее захлопывает. Балка обрушивается на его голову. Вот теперь можно идти и заниматься привычными делами.

Пример Чаплина демонстрирует действие одной из самых мощных сил, которая втягивает нас в конфликт: навязчивое повторение. Под ее давлением мы вынуждены снова и снова воспроизводить, как по шаблону, одно и то же поведение. Предмет спора может меняться - сегодня вы не согласны с тем, как ваш муж или жена распоряжается семейным бюджетом, а завтра начинаете выяснять отношения из-за домашних обязанностей. Но подспудная причина противостояния всегда остается неизменной - и выводит из себя.

Пожалуй, самое неприятное то, что сила, толкающая к навязчивому повторению, подстегивает бессознательно воссоздавать обстановку , которая приводит к возобновлению конфликта. Ведомые неодолимой страстью заново переживать боль прошлого, мы начинаем вредить сами себе и достигаем в этом больших успехов, убеждая себя, совсем как Чаплин, что нам необходимо, чтобы балка в очередной раз стукнула нас по голове.

Но откуда берется склонность к такому поведению? И еще более важный вопрос: как его изменить?

Анатомия навязчивого повторения

Я определяю навязчивое повторение как дисфункциональный образец поведения, который вынужденно воспроизводится снова и снова . Это более сложная разновидность привычки. Последняя зарождается, когда стимул производит желаемую реакцию (например, вам захотелось кофе - вы машинально заходите в кафе и заказываете чашку кофе; стимул произвел желаемую реакцию - и не успели вы глазом моргнуть, как уже не мыслите жизни без крепкого эспрессо). Навязчивое повторение глубже проникает в психику, вынуждая вновь и вновь делать то, что вы на самом деле не хотите. Мы невольно становимся сами себе врагами, бессознательно проживая очень давний сценарий поведения - в полной уверенности, что он является результатом нынешних обстоятельств.

Чтобы освободиться от навязчивого повторения, важно сначала понять, почему оно искажает наше восприятие во время конфликта.

Во-первых, имеет место глубокая душевная травма. Когда нашу идентичность грубо попирают, будь то прямая агрессия, плохое обращение или трагическая перемена в жизни, произошедшее оставляет незаживающую рану в душе.

Возьмем случай моей подруги Джен. Когда ей было семь лет, ее отец ушел из дома и больше не вернулся. Его уход глубоко ранил девочку, и шрамы долго не заживали. Каждый раз, играя на улице с друзьями, она ежеминутно устремляла взгляд вдаль, надеясь, что отец появится за поворотом. Он так никогда и не появился.

Во-вторых, мучительные эмоции изгоняются в бессознательное. Вы запираете душевные переживания в тюрьме на окраине своего разума, в надежде никогда больше не иметь с ними дела.

Когда я познакомился с Джен, ей исполнилось 30 лет, но уход отца по-прежнему оставался самым болезненным событием в ее жизни. Тем не менее, она никогда не испытывала желания пройти курс психотерапии и редко обсуждала свое детство с друзьями, предпочитая держать тоску, стыд и ярость в темнице бессознательного и притворяться, что их не существует.

В-третьих, вы жадно ищете любой предлог, чтобы воссоздать эмоциональную травму.

Хотя Джен и подавляла свои эмоции, они отказывались сидеть смирно в глубинах ее психики. Они колотили в стены, били по потолку и кричали без остановки. Каждый раз, когда она оказывалась в конфликтной ситуации, хотя бы отдаленно напоминавшей уход отца, Джен автоматически обращалась к единственному известному ей опыту прошлого. Несмотря на явные доказательства обратного, она твердила себе, что муж в конце концов бросит ее, начальник уволит, а лучшая подруга откажется от их дружбы. Раз за разом Джен занимала позицию покинутой жертвы. Мучительные воспоминания детства то и дело всплывали в памяти, и даже не связанный с ними спор развивался по сценарию, который был до боли знаком.

В-четвертых, вы инстинктивно пытаетесь облегчить душевные муки. Самый действенный способ справиться с неприятными эмоциями - извлечь их из бессознательного и честно, шаг за шагом, проработать. Но нам страшно посмотреть в глаза своей боли.

Навязчивое повторение предлагает обходной путь - это попытка справиться с эмоциями, не встречаясь с ними лицом к лицу. Однако такой способ малоэффективен, так как навязчивое повторение сковывает свободу действий. С одной стороны, этот поведенческий сценарий подталкивает, не задумываясь, выплеснуть мучительные эмоции, заново прожив ту, изначально ранившую ситуацию, - в надежде, что на этот раз нам удастся «починить» застарелую травму.

Каждый раз, когда муж Джен отправлялся в деловые поездки, она чувствовала себя бесконечно одинокой и, когда он возвращался, искала повод для ссоры с несвойственной ей яростью, в тайной надежде, что на этот раз сможет выйти из положения победителем. Но, разумеется, чем больше Джен кричала, тем сильнее отдалялся от нее муж, то есть она сама раз за разом провоцировала его уход, которого так страшилась.

С другой стороны, при навязчивом повторении мы всеми силами избегаем ситуаций, в которых подавляемые эмоции могут вырваться на свободу.

Например, Джен зорко следила за тем, чтобы не оказаться брошенной. Убедив себя, что такая опасность реальна, она предпринимала упреждающие меры, отдаляясь прежде, чем другая сторона дистанцируется от нее. Результат такого поспешного самоустранения был предсказуем: друзья чувствовали себя отвергнутыми - и покидали ее. Иначе говоря, Джен снова воспроизводила знакомый сценарий ухода, который изначально пыталась взять под контроль.

Хотя навязчивое повторение сильно действует на нервы (вы сознаете, что сами себе вредите, но не можете остановиться), в некотором смысле у этого расстройства поведения благие цели и без него невозможен процесс заживления душевных ран. Таким способом сознание спрашивает: «Я действительно хочу снова переживать старую боль? ». В итоге именно этот вопрос дает силы положить конец навязчивому повторению.

Препятствия на пути к свободе

При навязчивом повторении происходит подмена эмоций - вместо того чтобы реагировать на ситуацию здесь и сейчас, мы обращаемся к давнему конфликту и чувствуем то, что переживали тогда, в полной уверенности, что нынешние разногласия продиктованы только нынешними обстоятельствами . Способность отличать прошлое от настоящего исчезает - «система чувств» дает сбой, лишая возможности адекватно реагировать на окружающую реальность. Мы убеждены, что наши чувства вызваны текущим моментом, в то время как на самом деле заново проживаем прошлое.

В ответ на угрозу идентичности возникает тревога - и тут в дело вступает навязчивое повторение. Его цель - уменьшить напряжение. Такое впечатление, будто невидимый кукловод управляет нашими эмоциями, а мы беспомощно наблюдаем за происходящим. Чувства воспринимаются как объективная реальность вне нашего контроля, они притягивают нас к себе, словно «роковое пламя».

С Джен и Марком случилось именно это. Несколько раз они предпринимали попытку поговорить о своих проблемах, выслушать друг друга и обсудить варианты выхода из тупика, вместо того чтобы поддаваться обычной вражде. Но даже когда удавалось решить какой-нибудь спор полюбовно, каждого, по их собственному признанию, тянуло на привычную дорожку и в душе оставалось ноющее чувство неудовлетворенности, как будто они не закончили какое-то дело. Навязчивое повторение звало их обратно, в замкнутый круг хорошо знакомых слов и поступков.

Как вырваться на свободу

Ссора обычно вспыхивает, когда мы чувствуем, что к нам относятся без должного уважения (заставляя испытать беспомощность, страх отвержения или потери) либо, скажем, наносят удар по самолюбию. Эти эмоции носят глубоко личный характер и выходят за рамки текущего конфликта. Вот почему вне зависимости от обсуждаемых вопросов, будь то проблемы границ или процесс бюджетирования, один взгляд, брошенный свысока, способен спровоцировать сильнейшую реакцию.

Чтобы обнаружить глубинную эмоциональную причину, из-за которой мы конфликтуем, необходимо обратить внимание на приметы неадекватного поведения, которое вы постоянно воспроизводите в конфликте (чрезмерный гнев, страх, избегание), и попытаться выяснить его скрытые причины.

Такой причиной может быть страх:

  • быть брошенным;
  • ощутить себя неважным, ничего не значащим;
  • почувствовать отчуждение;
  • оказаться в положении, когда к вам относятся свысока;
  • впасть в зависимость;
  • лишиться воли;
  • ощутить удар по мужскому самолюбию;
  • быть отвергнутым;
  • почувствовать себя пустым, никчемным;
  • оказаться в подчинении;
  • оказаться втянутым в неприятности;
  • быть использованным;
  • почувствовать себя беспомощным;
  • стать слабым;
  • почувствовать себя неполноценным;
  • ощутить себя бесполезным.

Определив, какая именно проблема делает вас уязвимым и толкает нападать и защищаться, попробуйте «вывести из игры» посторонние чувства - те, что порождены душевными ранами прошлого. Представьте, что ваш спор - это футбольный матч и на поле разрешается быть только двум командам: вашей и вашего оппонента. Если появляются «игроки из прошлого» - вы чувствуете себя отвергнутым, брошенным, неполноценным, отправляйте их обратно на скамейку зрителей. Они исключены из сегодняшнего противостояния. У них есть право наблюдать за игрой, но не участвовать в ней.

Джен признала, что давала волю своему страху оказаться брошенной каждый раз, когда Марк уезжал в командировку, и поклялась лучше себя контролировать. Теперь, когда Марк возвращался домой из поездки, оба знали, что им предстоит приложить немало усилий, чтобы избежать цикла раздора. Джен подчинила себе эмоции, отделив боль прошлого (уход отца) от ощущения полного одиночества во время командировок мужа. Вместо того чтобы скандалить, теперь она говорила себе так: «Командировки Марка кормят нашу семью , - говорила она себе. - Уход моего отца - совсем другое дело» . Время, терпение и настойчивая работа над собой помогли Джен свести на нет навязчивое повторение.

Залечите душевные раны

Джен нашла эффективный способ справиться с раной прошлого: она осознала свой страх оказаться брошенной и игнорировала его в спорах с Марком, - так ей удалось вырваться из плена навязчивого повторения. Но рана по-прежнему ныла, так как Джен все еще хранила в душе сильное чувство обиды на отца. Чтобы победить боль и полностью восстановить власть над своими чувствами, ей нужно было проработать свою эмоциональную травму.

Этот процесс требует непреклонной воли и храбрости. Он может быть выполнен при поддержке близкого друга, психотерапевта или даже с помощью терапии творчеством (путем ведения дневника, рисования или игры на музыкальном инструменте). Если вы чувствуете готовность погрузиться в свою боль, чтобы освободиться от нее, вот несколько советов, с чего начать.

Шаг 1. Выясните глубоко личную причину, которая систематически провоцирует сильные эмоции, такие как страх быть отвергнутым, брошенным или чувство неполноценности.

Шаг 2. Определите источник проблемы.

Когда могла зародиться в вас болезненная реакция на отвержение или страх оказаться в подчинении? Начните с воспоминаний детства. Когда вы впервые стали так себя чувствовать? Конечно, наша уязвимость не всегда бывает связана с ранними годами жизни. Если пришлось пережить измену мужа или жены, не просто бывает снова кому-то довериться.

Шаг 3. Исследуйте болезненные чувства, связанные с душевной травмой.

Джен больше всего мучил страх оказаться брошенной. В разговорах с надежным другом она занялась болезненным процессом вскрытия раны в попытке понять и принять свои чувства. Ей было страшно вступать в это эмоциональное пространство, поэтому она разрешила себе входить туда и выходить, когда пожелает. Потом она осталась наедине со своим страхом оказаться брошенной, перечислила связанные с ним основные эмоции и попыталась записать послание, которое несла ей каждая. Она разбиралась с яростью, неверием в собственные силы и страхом близости, и в конце ее ждал вопрос, полный стыда: «Разве я стою любви?». Она хранила в себе все эти тяжкие чувства больше двух десятилетий, но теперь настало время сбросить душевный груз.

Шаг 4. Отпустите боль .

Для этого требуется проявить волю и приложить сознательные усилия. После того как вы «услышите» боль, вы будете готовы отпустить ее: она сказала то, что должна была сказать.

Джен поняла, что сама может выбрать, продолжать ли тащить на плечах груз страха оказаться брошенной, - и решила отпустить его. Процесс стоил ей мучительных переживаний, но принес очищение.

Шаг 5. Превратите свою рану в источник силы .

Шрамы, нанесенные отцовским уходом, останутся с Джен навсегда, невзирая на то что она освободилась от боли детских воспоминаний. Но она отказалась считать себя жертвой прошлого и переосмыслила свой детский опыт, дав себе слово всегда оставаться маяком любви для своей собственной семьи и друзей и никогда не бросать в беде друга или родственника.

    Задачи:

    1. развивать внима-ние, мышление, артистические способности;
    2. воспиты-вать доброжелательное отношение к окружающим.

    Оборудование:
    листы с фотографиями детей, звёздочки зелёного, синего, красного цвета (на обратной стороне на лейкопластырь прикреплено немного красителя темного цвета); большой шприц, наполненный белизной; мягкие игрушки собаки и котёнка; мультимедийная презентация, песня «Ты, да я, да мы с тобой»

    Ход занятия


    1. - Наше занятие мы начнём со своей самооценки.
      Возьмите лист со своим именем и в центре листа прикрепите зелёное сердечко, если считаете, что к вам все окружающие относятся очень хорошо; синее сердечко - если не все люди хорошо относятся,красное - если считаете, что люди к вам относятся плохо.
      - Я рада, что вы все себя любите. Действительно человек должен любить себя и уважать.
      - А сейчас мы узнаем, что одноклассники думают о вас.
      Сейчас все ваши листы разложим на столы, и все дети пройдут и прикрепят соответствующую звёздочку - отношение к данному человеку.
      - Посмотрите на свои звёздочки: какой цвет у вас преобладает?
      - Совпало ли ваше мнение с мнением ваших товарищей?
      - Подумайте, какой недостаток увидели в вас ваши товарищи.
      Об этом мы никому говорить не будем и постараемся от этих черт избавиться.
      - Давайте возьмём звёздочки красного цвета и сложите их в баночку с водой.
      - Что вы заметили?
      Вода потемнела. Видите, даже вода и та принимает на себя негативную информацию и меняет свой цвет. Вода считается неживым объектом, а представляете, что бывает с живыми существами, когда мы им говорим плохие слова, обижаем и словом и делом?
      Не расстраивайтесь, я постараюсь вам помощь. Знайте, я всегда приду к вам на помощь, в любой ситуации (учитель капает немного жидкости из шприца). Если не знаете как правильно поступить, вы всегда можете спросить у меня, родителей или старших товарищей.
      Постарайтесь, больше никогда и никому не делать плохого, ведь плохие поступки и дела непременно к вам вернутся.

    II . Сообщение темы занятия.
    Слайд 1:

    - Сегодня мы поговорим о том, почему люди ссорятся и как этого можно избежать.

    III . Работа по теме занятия
    Но прежде чем мы перейдём к теме, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что такое ссора?

    Слайд 2:


    Ссора - состояние взаимной вражды, размолвка. (Словарь Ожегова)
    - Как вы думаете, почему люди ссорятся? (не поделили что-то, нечаянно толкнули, передразнили, стукнули)

    Слайд 3:
    Люди не понимают друг друга.
    Не владеют своими эмоциями.
    Не принимают чужого мнения.
    Не считаются с правами других.
    Пытаются во всём быть главным.
    Не умеют слушать других.
    Хотят умышленно обидеть друг друга.
    - А приходилось ли вам ссориться с другом, подружкой, братом, сестрой или ещё с кем- либо?
    - В чём причина ваших ссор?

    Слайд 4:
    Закончите предложение «Мы ссоримся, потому что…» (высказывания детей).
    - Итак, мы выяснили, из-за чего возникают ссоры: не поделили что-то, нечаянно толкнули, передразнили, стукнули.
    - Из-за чего можно поссориться с родителями?
    - Поссориться можно с кем угодно — было бы же-лание! Сделать это вовсе не трудно. Гораздо трудней помириться. Как ни странно, но детям это удаётся легче, чем взрослым.
    - Как можно помириться, если всё таки вы поссорились?
    Вспомните, какие слова прими-рения вы знаете.
    Слайд 5:

    «Мир и дружба
    навсегда, ну, а ссора никогда!»)
    - И всё же некоторые дети серьёзно переживают ссо-ры: расстраиваются, плачут, у них пропадает аппетит, они плохо спят. Это может привести к какому-либо заболеванию, поэтому ссор нужно стараться избегать.
    - Как это сделать?
    - Прежде всего, следует научиться вовремя останавливаться, когда ваши взаимоотноше-ния с родственниками или товарищами становятся
    « взрывоопасными ».
    - В одном хорошем рассказе я прочитала о девоч-ке Марусе, которая научилась говорить себе слово «Стоп!» перед тем, как выйти из себя. Это поистине волшебное слово останавливало её от необдуманных поступков и помогало сохранять с окружающими доб-рожелательные отношения.
    Давайте потренируемся вовремя говорить себе «стоп!»
    с использованием мяг-ких игрушек котёнка и щенка разыграть следую-щие сцены:
    1. «Щенок спит. В это время котёнок подходит к его
    миске и начинает поедать её содержимое. Щенок про-сыпается и набрасывается на котёнка».
    Подумайте, как можно было избежать потасовки?
    (Обучающимся, нашедшим правильный выход из ситуа-ции, предлагается разыграть данную ситуацию ещё раз, но уже с другой концовкой, используя волшебное слово «стоп!»)


    Желающие разыгрывают данную сцену, изменяя кон-цовку, а также используя слово «стоп!». (Ситуации из жизни класса)
    - Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.(Инсценировка стихотворения)
    Кто кого обидел первым?
    Он меня!
    Нет, он меня!
    Кто кого ударил первым?
    Он меня!
    Нет, он меня!
    Вы же раньше так дружили!
    Я дружил!
    И я дружил!
    Что же вы не поделили?
    Я забыл!
    И я забыл!
    - Из-за чего поссорились два друга?
    - Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом?
    Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!

    По-пробуйте найти правильный выход из следующих си-туаций.

  • На уроке физкультуры во время игры Юля неча-янно толкнула Марину. Марина упала, заплака-ла, обиделась на Юлю.
    Во время перемены Славик и Стасик одновремен-но захотели поиграть с одной и той же игрушкой. Стали вырывать её друг у друга из рук. (Мальчи-ки должны заключить договор, кто будет играть первым, кто вторым.)
  • Уроки закончились. Собираясь домой, Никита нечаянно толкнул портфелем Женю…. Женя накинулся на Никиту. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.
    - А как правильно поступить?
    Вывод: К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. Навер-но, в данный момент кто-то из вас неправ. Но что-бы понять, кто именно, нужно время разобрать-ся. Поэтому скажите себе «стоп!», не накаляйте атмосферу до предела, а вслух скажите: «Погово-рим об этом завтра». А завтра — вот увидите! — всё будет по-другому.
    IV .Физкультминутка.
    Сейчас, чтобы получше узнать друг друга, мы про-ведём игру«Ветер дует на того.».
    Учитель произносит фразу: «Ветер дует на того,.»
    - у кого много друзей
    - кто не любит ссориться
    - кто не грубит старшим
    - кто часто делится с товарищами тем, что имеет
    - кто умеет говорить комплименты
    - кто никогда не обзывается
    - кто не участвует в потасовках
    - кто не ябедничает
    - кто не стесняется извиняться
    - кто умеет быстро забывать обиду
    - кто умеет дружить
    - кто умеет прощать.
    Вот видите, несмотря на небольшие недостатки мы каждый по-своему добрый, уважительный, умеющий прощать обиды человек.

    Давайте поиграем и почувствуем, что мы одна семья.
    Мы с тобой одна семья:
    Вы, мы, ты и я
    Потрогай нос соседа справа
    Потрогай нос соседа слева
    Мы с тобой - друзья
    Мы с тобой одна семья:
    Вы, мы, ты и я
    Обними соседа справа
    Обними соседа слева
    Мы с тобой - друзья
    Мы с тобой одна семья:
    Вы, мы, ты и я.
    Ущипни соседа справа
    Ущипни соседа слева
    Мы с тобой друзья
    Мы с тобой одна семья
    Вы, мы, ты и я.
    Поцелуй соседа слева
    Поцелуй соседа справа
    Мы с тобой друзья.
    - А чтобы быть настоящими друзьями и никогда не ссориться, нужно соблюдать правила дружбы. Вы уже можете их назвать?

Слайд 6:

  • Понимать другого;
  • Играть и работать дружно;
  • Попросить прощение;
  • Помогать друг другу;
  • Быть честным;
  • Договариваться друг с другом;
  • Приходить к общему решению.
    - Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять закон дружбы «НЕ ссорься!» и научим других сдерживать плохие эмоции.
    VI
    VI I . Подведение итогов

    - Что мы учились делать?
    - Трудно ли это?
    - Нужно ли этому учиться?
    - Какое новое слово узнали? Что оно означает?
    Попробуйте вовремя остановиться, когда взаимоотношения накаляются до предела. Научитесь говорить себе «Стоп!» и тогда сможете избежать многих неприятных ссор.
    Хотелось бы вам предложить задание, которое вы выполните дома - перед сном вспомнить всех людей, на которых вы за что-либо обиделись, и постараться мысленно их простить.
    Хотелось, чтобы вы выполнили ещё 1 задание: на листочке попросите прощения у своих одноклассников и поместите их в коробочку. После занятия «почтальон» разнесёт их адресату.
    Закончить наше занятие я предлагаю песней «Ты, да я, да мы с тобой».)
    - На этом занятие наше окончено. Будьте терпимы друг к другу и пусть дети всей земли никогда не ссорятся.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Не надо больше ссориться" »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Становская средняя общеобразовательная школа »

Открытый классный час
«
НЕ НАДО БОЛЬШЕ ССОРИТЬСЯ...»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов
Арцыбашева Л.В.

Становое, 2014

Занятие – практикум

« НЕ НАДО БОЛЬШЕ ССОРИТЬСЯ...»

Цель:

    познакомить детей с некоторыми способами выхода из конфликтных ситуаций.

Задачи:

    учить детей находить компромисс;

    развивать внима­ние, мышление, артистические способности;

    воспиты­вать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование:
листы с фотографиями детей, звёздочки зелёного, синего, красного цвета (на обратной стороне на лейкопластырь прикреплено немного красителя темного цвета); большой шприц, наполненный белизной; мягкие игрушки собаки и котёнка; мультимедийная презентация, песня «Ты, да я, да мы с тобой»

Ход занятия

    Мотивирование к учебной деятельности.

Наше занятие мы начнём со своей самооценки.
Возьмите лист со своим именем и в центре листа прикрепите зелёное сердечко, если считаете, что к вам все окружающие относятся очень хорошо; синее сердечко – если не все люди хорошо относятся,
красное – если считаете, что люди к вам относятся плохо.

Я рада, что вы все себя любите. Действительно человек должен любить себя и уважать.
- А сейчас мы узнаем, что одноклассники думают о вас.
Сейчас все ваши листы разложим на столы, и все дети пройдут и прикрепят соответствующую звёздочку – отношение к данному человеку.

Посмотрите на свои звёздочки: какой цвет у вас преобладает?
- Совпало ли ваше мнение с мнением ваших товарищей?
- Подумайте, какой недостаток увидели в вас ваши товарищи.
Об этом мы никому говорить не будем и постараемся от этих черт избавиться.
- Давайте возьмём звёздочки красного цвета и сложите их в баночку с водой.
- Что вы заметили?
Вода потемнела.
Видите, даже вода и та принимает на себя негативную информацию и меняет свой цвет. Вода считается неживым объектом, а представляете, что бывает с живыми существами, когда мы им говорим плохие слова, обижаем и словом и делом?
Не расстраивайтесь, я постараюсь вам помощь. Знайте, я всегда приду к вам на помощь, в любой ситуации (учитель капает немного жидкости из шприца). Если не знаете как правильно поступить, вы всегда можете спросить у меня, родителей или старших товарищей.
Постарайтесь, больше никогда и никому не делать плохого, ведь плохие поступки и дела непременно к вам вернутся.

II . Сообщение темы занятия.
Слайд 1:

Не зря и тема нашего занятия - «Не надо больше ссориться»

Сегодня мы поговорим о том, почему люди ссорятся и как этого можно избежать.

III . Работа по теме занятия

Но прежде чем мы перейдём к теме, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что такое ссора?

Слайд 2:

Определение рассыпалось. Давайте мы его соберём.

Ссора – состояние взаимной вражды, размолвка. (Словарь Ожегова)

Как вы думаете, почему люди ссорятся? (не поделили что-то, нечаянно толкнули, передразнили, стукнули)

Слайд 3:

Люди не понимают друг друга.
Не владеют своими эмоциями.
Не принимают чужого мнения.
Не считаются с правами других.
Пытаются во всём быть главным.
Не умеют слушать других.
Хотят умышленно обидеть друг друга.

А приходилось ли вам ссориться с другом, подружкой, братом, сестрой или ещё с кем- либо?

В чём причина ваших ссор?

Слайд 4:

Закончите предложение «Мы ссоримся, потому что…» (высказывания детей).
- Итак, мы выяснили, из-за чего возникают ссоры: не поделили что-то, нечаянно толкнули, передразнили, стукнули.
- Из-за чего можно поссориться с родителями?

Поссориться можно с кем угодно - было бы же­лание! Сделать это вовсе не трудно. Гораздо трудней помириться. Как ни странно, но детям это удаётся легче, чем взрослым.
- Как можно помириться, если всё таки вы поссорились?
Вспомните, какие слова прими­рения вы знаете.
Слайд 5:
(«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись»,
«Мир и дружба
- навсегда, ну, а ссора - никогда!»)

И всё же некоторые дети серьёзно переживают ссо­ры: расстраиваются, плачут, у них пропадает аппетит, они плохо спят. Это может привести к какому-либо заболеванию, поэтому ссор нужно стараться избегать.
- Как это сделать?

Прежде всего, следует научиться вовремя останавливаться, когда ваши взаимоотноше­ния с родственниками или товарищами становятся
« взрывоопасными ».

В одном хорошем рассказе я прочитала о девоч­ке Марусе, которая научилась говорить себе слово «Стоп!» перед тем, как выйти из себя. Это поистине волшебное слово останавливало её от необдуманных поступков и помогало сохранять с окружающими доб­рожелательные отношения.

Давайте потренируемся вовремя говорить себе «стоп!»

Двум обучающимся предлагается с использованием мяг­ких игрушек - котёнка и щенка - разыграть следую­щие сцены:

1. «Щенок спит. В это время котёнок подходит к его
миске и начинает поедать её содержимое. Щенок про­сыпается и набрасывается на котёнка».

Подумайте, как можно было избежать потасовки?

(Обучающимся, нашедшим правильный выход из ситуа­ции, предлагается разыграть данную ситуацию ещё раз, но уже с другой концовкой, используя волшебное слово «стоп!»)

2. «Щенок спит. Котёнок, увлечённый своей игрой, бегает по квартире, шумит, в шутку набрасывается на щенка, приглашая его к игре. Но щенок просыпается, недовольно лает и кидается на котёнка».

Желающие разыгрывают данную сцену, изменяя кон­цовку, а также используя слово «стоп!».

Пример : Щенок, разбуженный котёнком, просы­пается, лает, затем говорит себе «стоп!», после чего произносит ровным голосом: «Я вижу, что у тебя хо­рошее настроение, и я бы с удовольствием с тобой по­играл, но очень устал и хочу спать. Не мешай мне, пожалуйста» или «Когда ты спишь, я не мешаю тебе. Будь добр, не мешай и ты мне».

(Ситуации из жизни класса)

Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.

(Инсценировка стихотворения)

Кто кого обидел первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Кто кого ударил первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Вы же раньше так дружили!
Я дружил!
И я дружил!
Что же вы не поделили?
Я забыл!
И я забыл!

Из-за чего поссорились два друга?

Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)

Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!

По­пробуйте найти правильный выход из следующих си­туаций.

    На уроке физкультуры во время игры Юля неча­янно толкнула Марину. Марина упала, заплака­ла, обиделась на Юлю. (Юля должна извиниться перед Мариной, помочь ей встать, спросить, всели с ней в порядке.)

    Во время перемены Славик и Стасик одновремен­но захотели поиграть с одной и той же игрушкой. Стали вырывать её друг у друга из рук. (Мальчи­ки должны заключить договор, кто будет играть первым, кто вторым.)

    Уроки закончились. Собираясь домой, Никита нечаянно толкнул портфелем Женю… . Женя накинулся на Никиту. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.

А как правильно поступить?
Вывод: К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. Навер­но, в данный момент кто-то из вас неправ. Но что­бы понять, кто именно, нужно время разобрать­ся. Поэтому скажите себе «стоп!», не накаляйте атмосферу до предела, а вслух скажите: «Погово­рим об этом завтра». А завтра - вот увидите! - всё будет по-другому.

IV .Физкультминутка.
Сейчас, чтобы получше узнать друг друга, мы про­ведём игру«Ветер дует на того...».

Учитель произносит фразу: «Ветер дует на того,...»

· у кого много друзей.

· кто не любит ссориться.

· кто не грубит старшим.

· кто часто делится с товарищами тем, что имеет.

· кто умеет говорить комплименты.

· кто никогда не обзывается.

· кто не участвует в потасовках.

· кто не ябедничает.

· кто не стесняется извиняться.

· кто умеет быстро забывать обиду.

· кто умеет дружить.

· кто умеет прощать

Дети, относящие данную фразу на свой счёт, выхо­дят к доске, выстраиваются вряд, берутся за руки и при произнесении учителем следующей фразы, дружно дуют, изображая ветер.

Вот видите, несмотря на небольшие недостатки мы каждый по-своему добрый, уважительный, умеющий прощать обиды человек.

V . Игра «Мы с тобой одна семья»

Давайте поиграем и почувствуем, что мы одна семья.

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я

Потрогай нос соседа справа

Потрогай нос соседа слева

Мы с тобой - друзья

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я

Обними соседа справа

Обними соседа слева

Мы с тобой – друзья

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я.

Ущипни соседа справа

Ущипни соседа слева

Мы с тобой друзья

Мы с тобой одна семья

Вы, мы, ты и я.

Поцелуй соседа слева

Поцелуй соседа справа

Мы с тобой друзья.
- А чтобы быть настоящими друзьями и никогда не ссориться, нужно соблюдать правила дружбы. Вы уже можете их назвать?
Слайд 6:

    Быть вежливыми со своими одноклассниками;

    Понимать другого;

    Играть и работать дружно;

    Попросить прощение;

    Помогать друг другу;

    Быть честным;

    Вовремя остановиться, взять паузу;

    Договариваться друг с другом;

    Приходить к общему решению.

Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять закон дружбы «НЕ ссорься!» и научим других сдерживать плохие эмоции.

VI . Просмотр и обсуждение мультфильма «Ссора».

VI I . Подведение итогов

Что мы учились делать? (Останавливаться в сложных ситуациях.)

Трудно ли это?

Нужно ли этому учиться?

Какое новое слово узнали? Что оно означает?
Попробуйте вовремя остановиться, когда взаимоотношения накаляются до предела. Научитесь говорить себе «Стоп!» и тогда сможете избежать многих неприятных ссор.
Хотелось бы вам предложить задание, которое вы выполните дома - перед сном вспомнить всех людей, на которых вы за что-либо обиделись, и постараться мысленно их простить.
Очень хочется, чтобы вы выполнили ещё 1 задание: на листочке попросите прощения у своих одноклассников и поместите их в коробочку. После занятия «почтальон» разнесёт их адресату.

Закончить наше занятие я предлагаю песней «Ты, да я, да мы с тобой».)
На этом занятие наше окончено. Будьте терпимы друг к другу и пусть дети всей земли никогда не ссорятся.

План-конспект внеурочного занятия

Тема: «Ссора и примирение»

ЦЕЛИ:

Помочь ребёнку осознать свой характер поведения и его значимость для других;

Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

Воспитывать уважение к одноклассникам, формировать добрые взаимоотношения между ними.

Формирование УУД:

Личностные: Проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата. Стремление быть терпимым в обществе людей, сохранять добрые отношения между одноклассниками.

Регулятивные: Определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка выполнения задания.

Познавательные: Уметь выявлять особенности характера поведения в различных ситуациях, анализировать результаты тестирования, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать её.

Коммуникативные: Уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: компьютер, проектор, таблица для тестирования, фишки для каждого ученика, презентация, карточки с ситуациями.

Ход занятия

Организационный момент

Собрались ребята тут:

Слева друг и справа друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вы передали улыбку мне, я передаю улыбку вам. А теперь передадим улыбку всем гостям.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Любовь Николаевна. Я вижу, в этом классе сидят дети с очень добрыми глазами, очень серьёзные, ответственные. Мы в ходе занятия с вами познакомимся поближе. И надеюсь, разговор у нас получится полезным для всех.

Для начала предлагаю вам посмотреть отрывок из вашего любимого мультфильма. (показ м-фильма).

Что произошло между Пчелёнком и Милой?

Ссора.

Постановка проблемы и цели занятия

-- ССОРА . (вывешиваю это слово на доске). Какое это слово? С какими словами дружит это слово?

Со словами: грусть, обида, грубость, обман, недовольство, плач, гнев, ненависть…

Каким стало ваше настроение от этого слова?

Настроение ухудшилось, стало грустно.

Как вы думаете, какое слово нам поможет приподнять нам настроение?

МИР. ПРИМИРЕНИЕ (вывешиваю это слово на доске).

А с какими словами дружит это слово?

Это слово дружит со словами: дружба, доверие, улыбка, смех, веселье, радость..

Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?

Мы сегодня поговорим о том, почему люди ссорятся и о том, как можно быстрее помириться.

Основная часть

-- Ребята, ссоритесь ли вы со своими друзьями? В чем причина ваших ссор? (Выслушиваются высказывания детей.) Трудно ли вам останавливаться в момент ссоры, драки? Нужно ли этому учиться? А кто хотел бы совсем не ссориться? Будем учиться сдерживать себя.

А возникает ссора потому, что все мы разные. У нас разный характер, взгляды и мнения тоже разные. Каждый человек в ссоре ведёт себя по-разному. Кто-то сразу уступает, другой до конца стоит на своём, думая, что он прав., а третий хочет найти истину.

В зависимости оттого, как люди ведут себя в ссоре, различают 5 типов. А хотите узнать, к какому типу относитесь вы?

Прошу ответить на вопросы теста « Как вы обычно ведете себя, когда ссоритесь?»

Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего ваше поведение. Если подобным образом ведете себя часто – 3 балла, от случая к случаю – 2 балла, редко – 1 балл

Вопрос: Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

    Угрожаю или дерусь .

    Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

    Ищу компромиссы.(Иду на соглашение)

    Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

    Избегаю противника.

    Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.

    Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.

    Иду на компромисс.

    Сдаюсь

    Меняю тему.

    Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

    Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

    Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

    Предлагаю мир.

    Пытаюсь обратить все в шутку.

На доске: А (1,6,11); Б(2,7,12); В(3,8,13); Г(4,9,14); Д(5,10,15)

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

А теперь посчитайте, в какой колонке у вас больше баллов. Выходим к доске и прикрепляем фишки в соответствующей колонке. И так, в первой колонке у нас …

1.ЧЕРЕПАХИ – «уходящий» стиль. Ваш девиз – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

2. АКУЛЫ - Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

3. МЕЖВЕЖОНКИ – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

4. ЛИСЫ – «компромиссный» стиль. С самого начала вы готовы идти на соглашение сторон на основе взаимных уступок.

5.СОВЫ – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. ищете решение, которое удовлетворило бы обе стороны.

Д елаем выводы из тестирования.

Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

Подумайте, какая предстоит ссора, если поссорятся две акулы или черепахи?

Но к какой бы группе мы не относились, нужно уметь управлять своими эмоциями. Нужно искать пути, как можно быстрее выйти из ссоры.

Как вы думаете, кто делает шаг на примирение первым? (Мудрый, сильный, тот, кто хочет сохранить дружбу).

Поссориться можно с кем угодно - было бы желание! Сделать это вовсе не трудно. Гораздо трудней помириться. Как ни странно, но детям это удаётся легче, чем взрослым.

Вспомните, какие слова примирения вы знаете. («Мирись, мирись, мирись и больше не дерись», «Мир и дружба - навсегда, ну, а ссора - никогда! »)

И всё же некоторые дети серьёзно переживают ссоры: расстраиваются, плачут, у них пропадает аппетит, они плохо спят. Это может привести к какому-либо заболеванию, поэтому ссор нужно стараться избегать. Как это сделать?

Обсудите конфликтную ситуацию, предложите выход из этой ситуации.

(Дети садятся по группам. Каждой группе дается на листочке ситуация для обсуждения.)

Ситуация 1

Уроки закончились. Собираясь домой, Сережа нечаянно толкнул портфелем Петю... Петя накинулся на Сергея. Ведь папа учил, что надо давать сдачу. А как правильно поступить? (Сергею - извиниться, Пете - взять паузу, разобраться.)

На экране появляются записи

    Если обидел кого-то – извинись.

Ситуация 2

На большой перемене дети распределяли настольные игры. У Миши с Толей выбор пал на одну и ту же игру. Завязалась потасовка.

А как правильно поступить? (нужно договориться, кто будет играть первым, а кто - вторым.)

    Старайся договориться в спорном деле.

Ситуация 3

Ты отдал свою книгу другу для подготовки к урокам. Он обещал принести её на следующий день в школу. Но он не принёс, извинился и сказал, что забыл. А эта книга тебе очень нужна. Как бы ты поступил? (такое может случиться и со мной, я бы простил его).

3.Постарайся понять другого, поставив себя на его место.

В одном хорошем рассказе я прочитала о девочке Марусе, которая научилась говорить себе слово «Стоп!» перед тем, как выйти из себя. Это поистине волшебное слово останавливало её от необдуманных поступков и помогало сохранять с окружающими доброжелательные отношения. Попробуй, вовремя остановиться. Научись говорить себе «Стоп!» - и сможешь избежать многих неприятных ссор.

4.Научись говорить себе «Стоп!»

Если завязалась ссора, и вы самостоятельно не сможете разрешить конфликт, можно позвать на помощь взрослого товарища. Это могут быть учитель, родители или авторитетные старшеклассники.

Когда конфликт разрешается правильно, наступает покой, веселье, открытость, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах.

И если человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.

Сейчас, чтобы получше узнать друг друга, мы проведём игру «Ветер дует на того...».

Учитель произносит фразу: «Ветер дует на того,...»

    у кого много друзей.

    кто не любит ссориться.

    кто не грубит старшим.

    кто часто делится с товарищами тем, что имеет.

    кто умеет говорить комплименты.

    кто никогда не обзывается.

    кто не ябедничает.

    кто не стесняется извиняться.

    кто умеет быстро забывать обиду.

    кто умеет дружить.

    кто умеет прощать

Дети, относящие данную фразу на свой счёт, выходят к доске, выстраиваются вряд, берутся за руки и при произнесении учителем следующей фразы, дружно дуют, изображая ветер.

Вот видите, несмотря на небольшие недостатки мы каждый по-своему добрый, уважительный, умеющий прощать обиды человек.

Рефлексия

А почему нам нужно научиться жить без ссоры? Кому это нужно?

Это нужно нам, нашим семьям, нашей, школе, стране, всей нашей планете.

Если мы научимся жить без ссоры в семье, классе, школе….

Если люди будут жить без ссоры в больших городах и странах…наверняка, мы будем реже слышать очень привычные в настоящее время для нашего слуха страшные слова, как война, убийство, терроризм .

Спасибо за работу!



Статьи по теме