Налоговое право отрасль или подотрасль. Налоговое право как отрасль науки и учебная дисциплина. В зависимости от институциональной принадлежности

Юридический факультет, кафедра конституционного и административного права

Направление подготовки : 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавр)

Учебный план : 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавр) 2016-2017 (очное);

Дисциплина : «Налоговое право» (бакалавриат, 2 курс, 4 семестр)

Количество часов : бакалавриат - 108 ч. (в том числе: лекции – 32, практические занятия – 32, самостоятельная работа – 44; форма контроля – зачет

Аннотация : Курс включает в себя рассмотрение основных институтов и категорий налогового права, изучение которых позволяет приобрести студентам необходимые теоретические знания и практические навыки их применения. Большое внимание уделяется субъектам налогового права, элементам налогообложения, вопросам налогового контроля, ответственности за нарушения налогового законодательства, правовому режиму взимания отдельных налогов (сборов). Основная трудность изучения курса «Налоговое право» состоит в его динамичности. Налогообложение в России в последние годы меняется постоянно и кардинально.

Темы : 1. Налоговое право России – самостоятельная отрасль российского права. 2. История возникновения и развития налогообложения, налогового права. 3. РФ. 4. Налоговая модель и ее элементы. 5. Субъекты налогового права. 6. Обязанность по уплате налогов (сборов) и общий порядок ее исполнения. 7. . 8. Косвенные налоги. 9. Налог на прибыль и налог на имущество организаций. 10. Налоги с физических лиц. 11. Специальные налоговые режимы. 12. Сборы. 13.Налоговый контроль и ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Ключевые слова : налоги, сборы, налогообложение, налогоплательщики, налоговый орган, налоговая система .

Авторы : Файзрахманова Лейсан Миннуровна, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета, кандидат юридических наук, e-mail: [email protected] ; Хусаинов Зуфар Фоатович, профессор кафедры конституционного и административного права юридического факультета, кандидат юридических наук, доктор юридических наук; Чудюкин Илья Львович, ассистент кафедры конституционного и административного права юридического факультета, кандидат юридических наук.

Вводное видео в курс

1. Становление и развитие налогообложения в России

Налоги и государство являются связанными между собой явлениями. Государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства.

Появление налогов связывают с появлением первых государственных образований, когда происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются органы власти. Изначально налоги выполняли военную функцию государства, т. е. участвовали в формировании и содержании армии, а затем в процессе развития государства у налогов появились фискальная, регулятивная и контрольная функции.

В России этот период приходится на время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Роль налоговой системы в Древней Руси выполняли податные отношения.

Становление и развитие податных отношений в Древней Руси делится на несколько этапов.

I этап: формирование института податей славянских племен. Податные отношения этого периода не образовывали собой систему, поэтому не носили финансового характера.

II этап: формирование простейших податных форм, когда складываются важнейшие черты налогов (стабильная форма платежа, обязательность и систематичность, определенные гарантии).

III этап охватывает период, характеризующийся разделением податей на ордынские и внутренние.

IV этап длится с момента падения монголо-татарского ига до утверждения централизованного самодержавного государства. По окончании этого периода в России уже введены государственные подати.

Ключевым моментом в формировании системы налогообложения стал период царствования Ивана III.

В это время появляется относительно упорядоченная структура налоговой системы, разделение налогов на прямые и косвенные, а также на общегосударственные и местные. Постепенно происходит трансформация органов, взимающих с населения государственную подать: формируется система приказов, выполняющих функции налоговых органов.

Эпоха царствования Петра I характеризуется введением «подушной подати», т. е. налога, за счет которого одинаково облагалась как платежеспособная часть мужского населения, так и дети, инвалиды, пожилые люди. Основная черта подушной системы налогообложения состоит в том, что она способствует нарастанию финансовой мощи государства. При Петре I существенному реформированию подверглась система налоговых органов: создается Правительствующий сенат, учреждаются финансовые коллегии.

После смерти Петра I финансовая система России переживает упадок, и лишь с приходом к власти Екатерины II начинается повторная реорганизация системы налогообложения и упорядочивание взимаемых сборов.

Вторая половина XIX в. характеризуется преобладанием прямых налогов над косвенными, а также возникновением в 1863 г. патентной системы, предполагавшей обложение налогом права на занятие торгово-промышленной деятельностью. Эта система просуществовала вплоть до революции 1917 г.

Послереволюционное время связано с отменой ранее существовавших видов налогов и введением новых. Оба направления преследовали исключительно революционные задачи. Отмена частной собственности, например, породила отмену поземельного налога, национализация промышленности привела к отмене промыслового налога и т. д. В начале 1920-х гг. была создана новая налоговая система, связанная с переходом к НЭПу: вновь введен промысловый налог, присутствовало четкое разграничение налогообложения городского и сельского населения.

Снижением налоговых платежей характеризуется послевоенный период развития налогообложения в России. С начала 1960-х и вплоть до 1980-х гг. был принят курс на повышение эффективности работы государственных промышленных предприятий. Такой принцип работы системы налогообложения позволил приблизить к минимуму размер налоговых платежей, взимаемых с населения. Уже в 1970- 1980-х гг. налоги и сборы с промышленных предприятий составляли около 90 % общего числа поступлений в государственную казну, тогда как платежи, взимаемые с населения, не превышали 8–9 %.

Современный этап развития налогообложения в России связан с формированием самостоятельной налоговой системы, введением новых видов налогов: налога на добавленную стоимость, подоходного налога с физических лиц. Ранее практически каждый вид налога регулировался соответствующим нормативным актом, что впоследствии обусловило возникновение множества расхождений законов и подзаконных актов. Решением этой проблемы стало принятие Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в 1998 г.

2. Понятие и предмет налогового права. Налоговое право в системе российского законодательства

Налоговое право – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.

В литературе существует три подхода относительно природы налогового права и его места в правовой системе. Налоговое право рассматривается как:

– правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен;

– самостоятельная отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, терминологией и другими атрибутами отрасли;

– подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

Предмет налогового права – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, и организационные (неимущественные). Первые являются основными, вторые – вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, т. е. с приращением собственности.

Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. К признакам метода налогового права относятся следующие:

Приоритет публичных интересов над частными. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоговое право имеет фискальный характер, его главная цель – обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер;

Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, а в силу конституционно-правовой обязанности. Поэтому большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют;

Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения;

Обязательное участие компетентных представителей государства. Налоговые правоотношения носят вертикальный характер, характеризуются субординацией сторон;

Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования. Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом» и применяется к государственно-властным субъектам, общедозволительный – «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и применяется к частным лицам.

Место налогового права в системе российского права определяется тесным его взаимодействием с финансовым правом. О вхождении налогового права в систему финансового права свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования и предмета финансового права; следует отметить также тесное взаимодействие налогового и бюджетного права. Однако налоговое право отнюдь не является подотраслью последнего: бюджетное законодательство лишь предопределяет наличие налоговых норм. Предметы данных отраслей совпадают лишь частично.

Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

2.1. Понятие налогового права как отрасли права

Под термином «налоговое право» понимаются:

> отрасль законодательства;

> подотрасль науки финансового права;

> учебная дисциплина.

Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц.

Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, однако раннее оно выделялось как финансово-правовой институт. Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в значительной степени была обусловлена осуществленной в 1998 г. кодификацией налогового законодательства (принятие части первой НК РФ).

Большинство ученых, которые исследуют вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности в него налогового права.

В период неразвитости рыночных отношений и законодательного приоритета публичной собственности налоговое право рассматривалось не более чем составной частью в правовом институте государственных доходов. Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили принятие значительного числа нормативных правовых актов, регулирующих налоговый механизм. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву РФ как его подотрасль.

Порядок взимания налогов и сборов урегулированы налоговым законодательством, которое представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов в бюджетную систему, осуществления налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности.

Поэтому налоговое право как одно из подотраслей финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития. В последнее время происходят существенные изменения налогового права. Это касается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Таким образом, формирующееся налоговое право РФ признано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финансов страны.

Кроме того, налоговое право как отрасль законодательства включает в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере.

Налоговое право как учебная дисциплина изучается в рамках спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет положительные стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов.

Налоговое право является составной частью единой системы российского права, но вместе с тем оно имеет свой предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

4. Источники налогового права. Виды источников налогового права Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы! порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов

автора Смирнов Павел Юрьевич

2. Источники налогового права Источники налогового права образуют многоуровневую иерархическую систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты.Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

3. Предмет налогового права. Понятие и сущность налоговых отношений Предмет налогового права составляют имущественные и тесно связанные с ними организационные отношения, направленные на формирование централизованных денежных фондов государства и муниципальных

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

9. Метод налогового права Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулируют налогово-правовые нормы, то

автора Автор неизвестен

1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП) НП – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе: 1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства Норма налогового права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера,

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. Источники налогового права Источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Источники налогового права включают нормативно-правовые акты, международные договоры.Конституция РФ закрепляет

автора Белоусов Данила С.

2.3. Система налогового права Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

3.1. Источники налогового права: понятие и классификация Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.Источники налогового права – это внешние формы его выражения,

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Лекция 6. Нормы налогового права 6.1. Понятие норм налогового права и их особенности Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

6.1. Понятие норм налогового права и их особенности Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями правила поведения, порождающие

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

6.2. Виды норм налогового права Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования.Их можно классифицировать:1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

23.1. Понятие и предмет международного налогового права Термин «международное налоговое право» употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных организаций и граждан.Развитие международных отношений привело к заключению

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

1. Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права Бюджетное право России– это подотрасль российского права, часть финансового права, его ведущий институт; совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства

Налоговое право в российской правовой системе занимает ведущее место, ведь оно регулирует важнейшие для государства и общества правоотношения - общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Термин "налоговое право" может быть рассмотрен и истолкован с различным содержанием:

  1. налоговое право как учебная дисциплина;
  2. налоговое право как отрасль юридической науки (система категорий, суждений и выводов о налогово-правовых отношениях);
  3. налоговое право как часть отрасли (подотрасль) российского права.

Необходимо помнить, что налоговое право как учебная дисциплина и налоговое право как научные знания базируются на отрасли права, так как они изучают нормы и институты конкретной отрасли (подотрасли) права.

Как учебная дисциплина налоговое право представляет собой систему сведений, знаний и информации об основных положениях налогового права. Оно может отличаться от налогового права как отрасли, так как содержит более обширный объем информации. Ведь в рамках учебной дисциплины рассматриваются такие вопросы, как предмет, метод налогового права, история налогового законодательства, различные теоретические проблемы.

Наука налогового права - система знаний о нормах соответствующей отрасли права, теории, практике, о порядке, формах и способах применения норм той или иной отрасли права. Как отрасль науки налоговое право изучает общественные проблемы и процессы, возникающие при регулировании налоговых правоотношений. Интенсивные исследования налоговой науки создают теорию налогового права, научные разработки и рекомендации, которые дают основания для подготовки и принятия экономически обоснованных налоговых законов.

Налоговое право - совокупность норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.

Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер - выполнение налоговой обязанности, которая означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств их собственником. Указанные общественные отношения (налоговые правоотношения) и составляют предмет налогового права.

Предмет налогового права - это совокупность правовых отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществлению налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов налогоплательщиков, государства и органов местного самоуправления.

Отношения , которые входят в предмет регулирования налогового права, могут быть представлены в следующем виде:

  1. первая группа - отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;
  2. вторая группа - отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;
  3. третья группа - отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых и квазиналоговых отношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностей иными обязанными лицами - налоговыми агентами, банками и т.д.;
  4. четвертая группа - отношения по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов;
  5. пятая группа - отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Кроме того, в предмет налогового права могут входить и некоторые группы отношений, регулируемых таможенным законодательством, однако для этого необходимо специальное указание на это в налоговом законодательстве.

Участниками общественных отношений в сфере налогообложения, составляющими предмет правового регулирования налогового права, выступают физические и юридические лица, в том числе:

  1. налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы внебюджетных фондов и др.;
  2. органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля, и кредитные организации.

Предмет правового регулирования, его границы могут быть уточнены с помощью метода. Метод правового регулирования любой отрасли права обычно определяется как совокупность юридических средств, посредством которых обеспечивается регламентация общественных отношений. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются цели и решаются задачи правовой регламентации.

В налоговом праве выделяют два метода:

  1. публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод, императивный метод). Основной чертой этого метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства;
  2. гражданско-правовой метод (или диспозитивный метод, метод координации, метод автономии). Применение этого метода в налоговом праве предполагает использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта налогоплательщика (метод координации). Например, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит, отсрочку или рассрочку платежа на основе специального соглашения.

Так как отношения, регулируемые налоговым правом, по большей части относятся к сфере публичного права, императивный метод правового регулирования применяется в налоговом праве чаще. Диспозитивный метод используется, например, при регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового и инвестиционного налогового кредита.

Налоговое право является важнейшей частью финансово-правовой системы государства и как элемент системы российского права тесно взаимодействует с другими отраслями права: конституционным, гражданским, финансовым, административным и др.

Теснейшим образом налоговое право связано с правом конституционным. Так, в ст. 57 Конституции РФ закреплены основополагающие его принципы, всеобщность и законность: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Эта же статья содержит запрет на придание правовым предписаниям, увеличивающим налоговую нагрузку, обратной силы и, таким образом, выполняет охранительную функцию, защищает интересы всех налогоплательщиков и служит гарантией от чрезмерных имущественных притязаний государства.

Налоговое законодательство и гражданское законодательство имеют близкий по содержанию предмет правового регулирования - имущественные отношения, однако различаются по их методу. Как мы знаем, диспозитивный метод является методом правого регулирования гражданского права. А методом регулирования налогового права по преимуществу является императивный метод. Кроме того, в гражданских правоотношениях имущественные обязательства носят договорный характер. Поэтому нормы гражданского законодательства не применяются к налоговым правоотношениям, если иное не предусмотрено в НК РФ (ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Взаимодействие гражданско-процессуального и административно-процессуального права с налоговым правом обусловлено тем, что гражданский процесс обеспечивает принудительное осуществление нарушенных или оспоренных прав юридических и физических лиц. Гражданско-процессуальное и административно-процессуальное право определяет пути защиты прав, формы привлечения к ответственности, а также действенность норм налогового права в спорной ситуации.

Налоговое право и административное право близки не только по императивному методу правового регулирования, но и по административно-процессуальным формам налогового контроля и ответственности налогоплательщиков, налоговых агентов и других обязанных лиц.
Таможенное право сближается с налоговым в части взимания НДС, акцизов и таможенных платежей.

Уголовное право, с одной стороны, обеспечивает защиту фискальных интересов государства, с другой стороны, уголовно-правоприменительная практика базируется на нормах налогового законодательства, что обеспечивает правильную квалификацию преступлений в сфере налогообложения.

Термин "налоговое право" в юридической литературе используется в нескольких значениях:

  • – для выделения совокупности норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих при установлении, введении, взимании налогов и сборов, и отношений, складывающихся в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • – для отграничения научных подходов, применяемых для изучения норм права, регулирующих налоговые отношения;
  • – для обозначения учебной дисциплины .

Существует несколько точек зрения о месте налогового права в системе российского права, и оно рассматривается как:

  • – подотрасль финансового права;
  • – правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен;
  • – как самостоятельная отрасль российского права (данное мнение наименее распространено) .

Ввиду того, что налоговое право представляет собой довольно обособленную группу норм, представляется возможным выделить ее качественные характеристики – предмет и метод правового регулирования, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Как отмечают некоторые ученые, фактическое существование налоговых отношений становится возможным лишь после их законодательного закрепления, в результате практической реализации правовых норм .

Согласно справедливому утверждению E. М. Ашмариной в связи с принятием НК РФ "в настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что в Российской Федерации завершается период становления общественных отношений в области налогообложения" .

Предмет налогового права можно определить как финансовые отношения, в процессе реализации которых государство и иные публично-правовые образования выполняют свои задачи и функции, формируют и распределяют фонды денежных средств.

Предмет налогового права определен законодателем в ст. 2 НК РФ и включает в себя властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Д. В. Винницким отмечается, что после введения в действие НК РФ новая система налогово-правовых норм создает соответствующие ей налоговые отношения – предмет налогового права .

Предмет налогового права имеет определенную структуру, в которой можно выделить несколько групп.

В частности, можно выделить отношения, складывающиеся в процессе установления налогов. Их наличие обусловлено необходимостью создания (изменения) системы налогов и сборов. При этом с учетом отдельных положений налогового законодательства в рамках указанных отношений принимают участие законодательные органы как Российской Федерации, так и иных публичных образований (субъектов РФ, муниципальных образований).

Следующую группу составляют отношения, связанные с исчислением, уплатой налогов и сборов.

Наконец, третью группу составляют отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и применения мер принуждения (в случае неисполнения требовании законодательства).

В. А. Парыгина предлагает структурировать предмет налогового права за счет включения в него модельных и конкретных правоотношений, где модельными называются гипотетические налоговые правоотношения, сконструированные правопорядком и являющие собой бесконечное множество конкретных правоотношений .

Кроме того, также выделяют внутриаппаратные и внешние налоговые правоотношения.

Наряду с предметом, налоговое право имеет и определенный метод правового регулирования.

Метод налогового права – совокупность способов, приемов, средств, с помощью которых оказывается воздействие (регулятивное, охранительное) на налоговые отношения.

Особенности метода налогового права связаны с тем, что оно имеет публичный характер. Характеризуя метод налогового права, следует отметить присущие ему признаки.

Во-первых, публично-правовой характер регулирования, поскольку при установлении и взимании налогов и сборов на первое место выходит публичный интерес. В подтверждение этому можно привести акты Конституционного Суда РФ, который отметил тот факт, что уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти .

Во-вторых, наличие большого количества обязывающих и запрещающих норм , что объясняется необходимостью реализации прежде всего фискальной функции налога ввиду наличия тесной взаимосвязи налоговых и бюджетных правоотношений. Кроме того, такая специфика налогового права связана с решением задач по созданию единых условий применения законодательства, предотвращению нарушения прав публично-правовых образований (органов власти и должностных лиц, действующих от их имени), по защите имущественных прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений. Стоит отметить, что, несмотря на то что налоговые правоотношения являются властными, субъектам предоставляется в ряде случаев (не всегда) право на выбор. Так, при соблюдении установленных в законе требований (действие властного предписания), налогоплательщик может выбирать режим обложения (например, льготный) или же вовсе не уплачивать налог.

И, как следствие, в-третьих, регулирование норм налогового права носит императивный характер.

Характеризуя особенности метода налогового права при рассмотрении особенностей применения мер ответственности, С. В. Мирошник указывает на то, что налоговые правоотношения отличаются "неравноправностью сторон, наличием определенной субординации. Стороны изначально неравны. Это обусловлено тем, что государственные органы реализуют фискальный суверенитет, а налогоплательщик действует в рамках гражданской право- и дееспособности" .

Вместе с тем указанная субординация не имеет такого значения, как это имеет место в рамках административных отношений. Полного подчинения и не может быть, поскольку в таком случае нарушится целый ряд принципов, на которых базируются налоговые правоотношения .

Налоговое право, будучи подотраслью финансового права, состоит из совокупности норм, объединенных общим предметом и методом регулирования. Группы указанных норм могут быть выделены в самостоятельные правовые институты.

В рамках системы налогового права выделяются общая и особенная части.

Общая часть налогового права включает те нормы права, которые имеют универсальный (общий) характер, что позволяет применять их к любым налоговым правоотношениям. К общей части налогового права можно отнести нормы, закрепляющие принципы налогового права (ст. 3 НК РФ) и дальнейшую их реализацию (обязательные элементы налогообложения), определяющие налоговую правосубъектность, а также права и обязанности органов власти (налоговых, таможенных и т.д.), порядок осуществления налогового контроля и применения мер ответственности и т.д.

Особенная часть налогового права состоит из норм, которые применяются при регулировании отдельных налоговых правоотношений (например, нормы, содержащиеся в отдельных главах части второй НК РФ).



Статьи по теме