Многообразие путей познания и форм человеческого познания. Многообразие путей человеческого познания Чем проявляется многообразие путей познания мира

Под путями познания понимают способы получения знаний. В ходе общественного развития знание передается из поколения в поколение, прирастает и уточняется в многообразных, но взаимосвязанных социально-культурных формах. Разграничи­вают научные (основанное на рациональности и логике) и нена­учное (основанное на чувственно-образном восприятии окру­жающей действительности). Наука - опытно-экспериментальное знание. Она появилась лишь в XVH веке. Частью научного по­знания является социальное познание. Научное познание такого объекта, как общество, включает в себя социальное знание (со­циологический подход) и гуманитарное знание (общечеловече­ский подход).

Ненаучный путь познания представлен в следующих фор­мах:

- обыденно-практическое (житейское);

- игровое;

- художественное (искусство);

- мифологическое;

- религиозное;

- народная мудрость и здравый смысл;

- самопознание;

- паранаука (околонаучное знание)

Исторически первой формой знания было мифологическое знание.

Миф - самый ранний способ понимания природной и обще­ственной действительности (т.е. рассказ древнего человека о мироздании). Мифологическое познание - это первая попытка человечества в фантастических образах обобщить и объяснить различные явления природы и общества, своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Мифологическое познание тесно связано с религиозным, поскольку в нём отрази­лись элементы религии и представления о сверхъестественном. Из мифа выделились религиозная и философская формы знания.

Обыденно-практическое, или житейское, познание («И опыт, сын ошибок трудных...») формируется на основе жизненной практики, опыта повседневной жизни, которые дос­тавляют элементарные сведения о природе и окружающей дей­ствительности и представляют простой набор полезных сведе­ний, приметы, наказы старших, личный опыт. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Однако жи­тейское познание субъективно ииндивидуально. Житейское по­знание сельского и городского жителя будет различаться в обы­денных вещах (откуда берётся вода, сколько минут надо идти от дома до школы и т.д.).

Народная мудрость и здравый смысл - это обобщенные практические знания целых поколений.

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, на­правленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в ви­де описаний. Причем такие описания содержали собранный во­едино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщенного опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы Большинство положений народной муд­рости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью («Куй железо, пока горячо»). Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоя­нии, когда он легче поддается воздействию. Это суждение озна­чает призыв делать что-либо своевременно, пока условия спо­собствуют деятельности.


Отличительной чертой народной мудрости как своеобразно­го свода рецептов поведения для разных случаев является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлени­ям, поступкам. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать се­годня» и «Утро вечера мудренее».

Словарь определяет здравый смысл как стихийно склады­вающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды лю­дей на окружающую действительность и самих себя; эти взгля­ды являются основанием для практической деятельности и мо­рали. Здравый смысл включает определенные сведения, усвоен­ные стихийно, без специальной познавательной деятельности Эти знания усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. Он составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь как поль­зоваться каким-либо прибором, целесообразно спросить у знаю­щего, а если такового нет - не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому себе.

Религиозное познание - это совокупность религиозных чувств, взглядов и представлений о Боге, бессмертии души т.д. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Религиозное познание исходит из того, что мир создан вечной и неизменной духовной сущностью - Богом. Познание божественной сущности с точки зрения религиозного познания и есть познание мира. Бог сотворил этот мир и все его законы, а значит, может изменять их. Таким образом, не имеет смысла изучать закономерности мира, а следует лишь познавать Бога.

Познавательная сторона искусства заключается в том, что восприятие художественного образа влечет за собой расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настояще­го, и сферу прошлого, а иногда и будущего. Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительно­сти. Жизненный опыт - при посредстве художественной фор­мы - не только расширяется, но и углубляется: человек ощущает свою связь с современниками и прошлыми поколениями. Этот опыт не только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем, продумыва­ние с новых точек зрения прежних жизненных решений. Искус­ство позволяет через единичные, уникальные явления и факты познавать типичное и универсальное. В своё время литератур­ный критик В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Ев­гений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, через жизнеописание Онегина перед читателем проходят самые разные стороны жизни русского общества начала XIX в.

Некоторое исследователи в качестве особой формы выде­ляют игровую форму знания. Игровое познание строится на ос­нове условных правил, целей и игровых норм. Оно носит обу­чающий характер, выявляет качества и возможности человека. Его относят к первым формам познания.

Особое место в познавательной деятельности занимает са­мопознание, или рефлексия.

Самопознание - это познание особого объекта, т е. самого себя. Оно происходит на основе формирования образа «я» (от­ношение к собственной внешности и представление о своих спо­собностях), которое затем переходит в самооценку. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. «Я талантлив» или «Я бездарность». Образ «я» не оста­ется неизменным на протяжении жизни. Важным средством по­знания является самоисповедь - полный внутренний отчёт перед собой. Изучение себя может осуществляться и в процессе другой деятельности - общения, игры, труда, познавательной деятельности, но в некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний.

Паранаучное (дословно с лат. околонаучное) знание внеш­ние подражает научному. Однако в паранауке много туманных, и недоказанных положений, нет объективности и проверяемости, например в уфологии, астрологии и т.д. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят пока ясного и стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.

Цели:

  • Сформировать представление учащихся о разнообразных способах и формах ненаучного познания окружающего мира.
  • Развивать умения и навыки самостоятельной работы с учебником и источниками, анализировать и делать выводы из изученного материала.
  • Помочь в поиске собственной позиции в современных спорах о познавательной деятельности во всем её многообразии и противоречивости.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Основные понятия: мифология, народная мудрость, здравый смысл, паранаука, художественный образ, миф.

Оборудование:

  1. Лист самооценки (Приложение 1).
  2. Листы формата А3.
  3. Маркеры.
  4. Проектор, экран, компьютер, презентация (Приложение 2).
  5. Иллюстративный материал для оформления доски.
  6. Чёрный ящик с материалами.

Подготовка урока: класс предварительно делится на 5 групп, знакомится с содержанием параграфа 23 учебника «Обществознание -10» авторы Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова (профильный уровень).

Учащиеся распределяются по группам:

  1. Знатоки мифологии;
  2. Специалисты по народному фольклору;
  3. Группа специалистов по паранормальным явлениям.
  4. Искусствоведы.
  5. Практики «И опыт, сын ошибок трудных».

План урока

Представить себе это нельзя, а понять можно. Л.Д. Ландау

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала. Работа в группах по направлениям.

  1. Мифология.
  2. Жизненный опыт.
  3. Народная мудрость и здравый смысл.
  4. Познание средствами искусства.
  5. Паранаука.
  6. Защита проектов.

IV. Рефлексия.

Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Актуализация знаний

На предыдущих уроках мы говорили о познавательной деятельности.

Что такое познание? Человек занимается познанием, чтобы прийти к истине. Процесс познания многогранен, вы согласитесь со мной.

Что такое истина?

Какие аспекты истины вы знаете?

Какие способы познания истины вы можете назвать?

Охарактеризуйте научное познание и приведите соответствующие примеры.

Какую роль, по-вашему, играет наука в жизни общества? (дает определение многим явлениям в природе; двигает человечество вперед по пути прогресса; предсказывает явления, события; определяет мировоззрение людей.)

Всегда ли наука отвечает на наши вопросы, все ли она может объяснить?

Как же относиться к науке?

Давайте проведем небольшой опрос «Верите ли Вы». Ваша задача отвечать в листочках– опросниках «да» или «нет». (слайд1)

Верите ли вы?

  1. Что есть жизнь после смерти?
  2. Что существуют привидения?
  3. Что человек имеет инопланетное происхождение?
  4. Что существуют аномальные зоны на Земле?
  5. Что люди обладают экстрасенсорными способностями?
  6. Что существуют НЛО?
  7. Что человек может передавать мысли на расстояние?
  8. Что существовала Атлантида?
  9. Что существует домовой?
  10. Что существует реинкарнация душ?
  11. Что сны сбываются?

По поводу различного отношения к науке людей делят на два типа:

  1. Ориентированные на науку, им свойственна активность, терпимость к точке зрения других, поиск объективных оценок, открытость новым идеям.
  2. Ориентированные на ненаучную картину мира, им свойственно интересоваться тайнами и чудесами, поиск практической пользы, отсутствие поиска доказательств, приоритет чувств, опора на мнение.

Если в ваших ответах больше 5 раз встречается – «да», значит, вы относитесь ко второй группе. В настоящее время в мире прослеживается следующая тенденция: по статистике увеличивается число людей, которые относятся ко второму типу.

Чем это объяснить?

Мы черпаем истину только из науки? (Нет, наука не является единственным источником знаний об окружающей действительности).

Несмотря на высокий уровень развития науки, большинство людей черпают свои знания отнюдь не из научных трактатов.

Предположите тему нашего урока? (ответы ребят)

Таким образом, сегодня на уроке мы поговорим о ненаучных способах познания мира или о многообразии путей познания мира. (Слайд 2)

Тема сегодняшнего урока «Многообразие путей познания мира . Ненаучное познание».

III. Изучение нового материала, исследование, создание проектов и их представление.

В течение урока мы должны заполнить лист самооценки (Приложении 1), в конце урока прокомментировать свою оценку работы на уроке.

Давайте немного пофилософствуем. На что похожа данная схема? (рисунок на доске) Варианты ответов учащихся.

Как вы думаете, почему колесо? (двигается, это символизирует, что познание – процесс развивающийся, этот предмет символизирует часть чего-то целого, более большего, это только одно колесо, которое двигает человеческое познание.

Американский писатель Ирвинг писал – «Познание подобно морю – тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизвестных глубин».

Мы с вами тоже занимаемся познанием, так как же нам лучше, плескаться или нырнуть поглубже?

Чтобы нырнуть туда, куда надо, необходимо правильно определить цели нашего подводного путешествия. Учащиеся самостоятельно формулируют цели работы: определить, что такое ненаучное познание; определить способы ненаучного познания; выявить, чем отличается ненаучное познание от научного.

У нас урок-исследование, а значит необходимо сформулировать гипотезу.

(Например: Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине?

Слайд 3. Гипотеза пишется в презентации нажимая на значок – карандаш)

Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу надо выяснить, в чем особенность ненаучных форм познания мира, чтобы понять, как они помогают человеку постигать истину. Вы получили опережающее задание найти информацию о мифологии, жизненном опыте, народной мудрости, художественном познании и паранауке. Вы заранее распределились по группам. Используя параграф 23, дополнительный материал проанализируйте его и подготовьте выступление, найдите свое решение поставленной проблемы. Каждая группа придумает свой проект, используя листы и маркеры, по предложенной теме и через 5 минут его представит.

Группа №1. Знатоки мифологии

Используя раздел “Мудрость мифа” параграф 23, выполните задание:

  1. Определите виды мифов.
  2. Черты мифологии.
  3. В чем отличие мифологии от науки?

Группа №2. Практики

Используя раздел “И опыт, сын ошибок трудных …” параграф 23, ответьте на вопросы:

  1. Что такое жизненный опыт?
  2. На чем основан жизненный опыт?
  3. Чем отличается жизненный опыт от науки?
  4. Почему жизненному опыту соответствует свой язык?

Приведите примеры жизненного опыта.

Группа №3. Специалисты по народному фольклору

Используя раздел “Народная мудрость и здравый смысл” параграф 23, ответьте на вопросы:

  1. Что такое народная мудрость?
  2. Выделите её отличительные черты?
  3. Что такое здравый смысл?
  4. Чем он характеризуется?

Группа №4. Искусствоведы

Используя раздел “Познания средствами искусства” параграф 23, ответьте на вопросы:

  1. В чем особенности познания средствами искусства?
  2. Что такое художественный образ?
  3. Чем отличается результат познания средствами искусства от других результатов познавательной деятельности человека?

Группа №5. Специалисты по паранормальным явлениям

Используя раздел “Там, где кончается наука” параграф 23, ответьте на вопросы:

  1. Что такое паранаука?
  2. Почему она возникла и существует?
  3. Каковы её черты?

Выступление представителей от групп.

Спасибо за работу.

Ребята, а вы смотрите телевизионную интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?»?

Что является характерным атрибутом этой игры? (чёрный ящик)

У нас на уроке есть чёрный ящик. Представитель каждой группы достанет из ящика любой предмет и выполнит вся группа предложенное задание.

«Черный ящик» на уроке (книга «Кулинария», журнал «Знания – Сила» (любой источник информации об НЛО), книга «Мифа Древней Греции», картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», книга «Золотые россыпи» (пословицы и поговорки)

Карточки с вопросами:

  • Что вы узнали нового из предложенной информации?
  • Как вы можете определить название этого вида или способа ненаучного познания?
  • Какими особенностями обладает данный вид познания (для чего служит, как приобретается, объективен или субъективен)?

Возвращаемся в нашему колесу – познанию (Слайд 4).

  1. С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?
  2. Какой их них вам показался более убедительным?
  3. Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

Будет ли повозка передвигаться на одном колесе? А на двух? А на трёх? Необходимо четыре колеса, колеса познания. Всего их четыре вида познания: научное, ненаучное, социальное и самопознание. Именно они ведут человека к истинным знаниям.

IV. Рефлексия.

Продолжи фразы (Слайд 5)

  • ненаучное познание представляет собой…
  • видами ненаучного познания являются…
  • ненаучное познание отличается от научного…

Завершение работы с листами самооценки, их представление.

Домашнее задание: одно на выбор и одно обязательно для всех сложный план на тему «Ненаучное познание» (Слайд 6).

Задания на выбор:

  1. Написать эссе «Представить себе это нельзя, а понять можно. Л.Д. Ландау.
  2. Вспомните и запишите несколько пословиц и поговорок. Дайте им оценочное суждение.
  3. Сделайте анализ русской народной сказки (на выбор) как форме познания и формирования способа мышления.

Спасибо за работу (Слайд 7).
























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о многообразии человеческих знаний, особенностей ненаучного познания мира;

Задачи:

  • познакомиться с видами и уровнями знаний человека;
  • развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск информации;
  • анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции у учащихся.

Технологии: Дифференцированного обучения; информационно-коммуникативная; обучение в сотрудничестве; развитие критического мышления.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение качества знаний;

2. Развитие научно-исследовательских и творческих способностей;

3. Активная жизненная позиция;

4. Способность сознательно регулировать свою деятельность;

5. Навык и умение выделять изучаемые вопросы в тексте при подготовке к ЕГЭ.

Ученики научатся:

  • определять проблемы познаваемости мира;
  • анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;
  • осуществлять поиск нужной информации, выделять главное;

Основные понятия урока:

  • Ненаучное познание;
  • Народная мудрость;
  • Паранаука;
  • Практический опыт;
  • Искусство;
  • Гносеология;
  • Эсхатология.

Тип урока: деловая игра.

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: “В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское. И не всегда процесс познания совершается в научных лабораториях.

Нужна ли человеку вера в чудесное?

Какую роль играет фантазия в процессе познания истины?

Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Предварительная подготовка

Класс разделён на группы, каждая из которых представляет определённую роль убеждённых сторонников своих ненаучных способов познания мира и истины.

Условие одно: все должны быть убедительны во время представления своего способа познания

1. Миф и познание мира

5. Там, где кончается наука.

Тема урока “Многообразие путей познания мира”

План урока:

1. Миф и познание мира

2. “И опыт, сын ошибок трудных”

3. Народная мудрость и здравый смысл

4. Познание средствами искусства

5. Там, где кончается наука.

2. Новый материал:

Работа команды “Мифология”

Презентация “Мифы как познание мира”

Класс работает в тетрадях.

Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нём.

Миф – предшественник науки в её преобразовательной и познавательной роли.

Запись в тетрадь: Роль и значение мифа:

1. Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

2. Мифы сохраняют жизненный опыт народов;

3. Обеспечивает преемственность культурного опыта;

4. Передаёт лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Эсхатология – “мифы о конце света, о конце времени” - “Миф о всемирном потопе”

Гносеологизм - философское учение, не отвергает сложности познания, и утверждает, что мир познать возможно.

Основные тематические циклы мифов:

Космогонические мифы - о происхождении мира и Вселенной;

Антропогонистические мифы - о происхождении человека;

О культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

Эсхалогические мифы- мифы о “конце света”;

Биографические – рождение, брак, смерть героев.

Работа группы 2. “И опыт, сын ошибок трудных”

Презентация и выступление.

Классу предлагают ленточку и ножницы. Задание: попробуйте отрезать “кусочек” ленты “чуть-чуть” (все ученики отрезают ленту, но у всех она разной длины.

Какая практическая деятельность или житейская ситуация породили следующие пословицы?

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Портной без кафтана, сапожник без сапог, плотник без дверей.

Запись в тетрадь:

1. Опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;

2. Его особенность – получение знания не самоцель, а “побочный продукт”;

3. Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;

4. Практическому знанию свойственен свой язык: “чуть-чуть”, “на глазок”;

5. Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения.

Работа группы 3 “Народная мудрость и здравый смысл ”

Презентация и выступление.

Запись в тетрадь:

- Народная мудрость – своеобразный свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

- Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.

Приветите примеры народной мудрости:

В чужом доме не указывать;

Из чёрного не сделать белого;

В лес дров не носят;

Что имеем не храним, потерявши плачем;

Ласковое слово и кошке приятно;

Всё идёт как по маслу;

Плох тот солдат, кто не метит в генералы;

Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да уму – разуму научил;

С миру по нитке – голому рубаха;

По таланту и успех.

Можно использовать литературное произведение “ Шемякин суд ”

Работа группы 4 “Познание средствами искусства”

Презентация и выступление.

Запись в тетрадь:

Особенность познания - художественное обобщение, образ. Помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

Признаки художественного познания:

1. Отражение мира в художественных образах.

2. Субъективность образа.

3. Вместо доказательств – эмоциональная убедительность образов.

4. Особый язык искусства – символы, аллегории, метафоры.

Работа группы 5 “Там, где кончается наука”

Презентация и выступление

Запись в тетрадь:

Паранаука – околонаучное знание, характерные черты которого - туманность, загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

Претензия на универсальность;

Завышенные претензии на внимание к себе;

Нередко нетерпимость к традиционной науке.

1. Познавательные возможности человека и общества ограниченны, а объекты познания безграничны.

2. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

3. Подведём итоги работы всех групп: С какими ненаучными способами познания мира мы познакомились?

4. Какой из всех вам показался самым убедительным?

Работа с заданиями в форме ЕГЭ по теме “Ненаучное познание мира”

(Презентация подготовлена учителем из заданий ЕГЭ по блокам А и В, С)

В 1- искусство;

В 2- абстрагирование; эксперимент;

В 3 -3412; 3412;

С 7 – две особенности художественного вымысла: искусство может выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами.

1. образное отражение мира;

2. опора на единичное, неповторимое;

3. условный характер создаваемых произведений.

С8. составить план ответа

1. Познание как процесс познаваемости мира.

2. Основные пути ненаучного познания:

Б) жизненная практика

В) народная мудрость

Г) искусство как специфическая форма познания

3. Научное познание и его особенности

А) теоретический характер знаний

Б) стремление к объективности

В) доказательность

Г) системность.

Рефлексия.

Поблагодарить всех за работу на уроке.

  • Какой способ познания вызвал у Вас эмоциональное впечатление?
  • Деловое настроение?
  • С каким методом Вам предстоит постоянно познавать мир во взрослой жизни?

Домашнее задание: параграф 23.

Использованная литература.

1. Боголюбов Л.Н. “Обществознание. Профильный уровень 10 класс”, Москва, 2008 г.

2. Сорокина Е.Н. “Поурочные разработки по обществознанию 10 класс. Профильный уровень”, Москва 2008 г.

3. Тесты ЕГЭ 2012-2013 года. Издательство “Экзамен”, 2013 г.

Тема урока: «

1. Цели урока :

§ Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;

§ Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

§ Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.

2. Понятия: «уровни человеческих знаний», «мифическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;

3. Тип урока: урок - деловая игра

4. Оборудование урока:

Ø Мультимедиа

Ø Материалы для групп

5. Литература:

· Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;

· Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.

· Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351 с;

· Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288

· Школьный словарь по обществознанию. 10 - 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

7.План урока:

1.Миф и познание мира.

2. Жизненный опыт.

3.Народная мудрость и здравый смысл.

4.Познание средствами искусства.

5.Паранаука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Многообразие путей познания мира».

  1. Цели урока :
  • Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;
  • Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.
  1. Понятия: «уровни человеческих знаний», «мифическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;
  2. Тип урока: урок - деловая игра
  1. Оборудование урока:
  • Мультимедиа
  • Материалы для групп
  1. Литература:
  • Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
  • Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.
  • Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351 с;
  • Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
  • Школьный словарь по обществознанию. 10 - 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

7. План урока:

1.Миф и познание мира.

2. Жизненный опыт.

4.Познание средствами искусства.

5.Паранаука.

Ход урока.

Методы и методические приемы

Виды деятельности учащихся

Прогнозируемый результат

Организационный момент.

мотивационный момент

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть.

Давайте с вами отметим отсутствующих.

Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах.

Давайте проверим домашнее задание! У меня к вам два вопроса:

  • Что такое истина? Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
  • Чем абсолютная истина отличается от относительной?

Хорошо! Молодцы!

Сейчас, в XXI веке, большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Сейчас очень много астрологов, экстрасенсов с обещаниями решить все проблемы, необычайно популярными стали передачи по телевизору. Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, итак тема нашего урока: «Многообразие путей познания мира»

Цель урока: ознакомиться с видами и уровнями человеческих знаний;

Мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

1.Миф и познание мира.

2. Жизненный опыт.

3.Народная мудрость и здравый смысл.

4.Познание средствами

Искусства.

5.Паранаука.

Ребята, теперь запишите задание на урок:

На протяжении урока вы будите подбирать аргументы

И в конце урока ответим на заданный вопрос.

Я предлагаю Вам ролевую игру.

Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины.

Сейчас я вам поднесу поднос с листочками, где будет написано, какая группа будет отвечать за какой блок.

Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа представления.

Группа I готовит выступление в защиту мифологических знаний.

Группа II готовит выступление в защиту жизненного опыта.

Группа III готовит выступление в защиту народной мудрости

Группа IV готовит выступление в защиту художественно-образных знаний.

Группа V готовит выступление в защиту паранаучных знаний.

провести урок в виде

Заслушиваем выступление

Итак, Какие знания дают мифы?

Переходим ко второй группе, которые ответят нам:

Можно ли доверять опыту?

Третья группа.

В чем состоит народная мудрость?

Задаю вопросы:

Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой:

Не спрашивай старого – спрашивай бывалого.

Иному горе – ученье, иному – мученье.

Не испортив дела, мастером не станешь.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

Примеры народной мудрости:

Афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить»;

Поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

Суждения: «Куй железо, пока горячо».

Отличительная черта народной мудрости свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

4 группа:

Помогает ли искусство лучше понять мир?

5 группа: Можно ли полагаться на достоверность информации паранауки?

вот и закончилась наша деловая игра, и давайте подведем ее итоги.

– С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?

– Какой из них показался вам самым убедительным?

Что объединяет все эти направления?

Вернемся к тому вопросу, который я задала вам в начале урока:

Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине?

Таким образом:

Познавательная деятельность человека весьма разнообразна. Многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности.

Теперь запишем задание нам дом: учебник -§23 (Л.Н. Боголюбов),

Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо работали!

Выставляю оценки…

Отвечают на первый вопрос

Отвечают на второй вопрос

Ученики записывают в тетради тему и план урока.

записывают

Отвечают учащиеся I группы - «Миф – первая фаза познания и объяснения общества».

Ученики делают выводы:

докладывают

отвечают

перечисляют

Думают и отвечают

Дети записывают домашнее задание

А. Средневековый мыслитель Фома Аквинский утверждал, что «истина есть тождество вещи и представления». Французский философ XVII в. Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету». Таким образом , истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета. В этом выражается важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

б. В истории философии, особенно в период Нового времени, выделились два направления, представители которых по-разному определяли роль чувств и разума в познании.

Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

Для представителей другого направления - рационалистов - критерием истины выступал разум

2. Итак, Абсолютная истина - это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец (идеал) или предел, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели мы получаем относительные истины, т. е. неполное, ограниченное знание. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего сам мир бесконечно изменчив.

- космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной;

- антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;

- мифы о культурных героях – мифы о происхождении тех или иных культурных благ;

- эсхатологические мифы – мифы о «конце света», о конце времени;

- биографические мифы – рождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.

Роль и значение мифов:

- черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

- создаем картину целостной жизни народа;

- мифы сохраняют жизненный опыт народов;

- постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с продовым опытом коллектива, сообщества людей;

- обеспечивает преемственность культурного опыта;

- передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Специфика искусства:

Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми они оперируют.

Причина появления – ограниченные возможности наук4и, которая не может ответить на все вопросы.

- паранаука отличается претензией на универсальность; - завышенные претензии на внимание к себе;

- нередко нетерпимость к традиционной науке.

1.Миф и познание мира.

2. Жизненный опыт.

3.Народная мудрость и здравый смысл.

4.Познание средствами

искусства.

5.Паранаука.

Точного ответа нет на этот вопрос, но к абсолютной истине не приведут.

Материалы для группы 1.

  • Задание. Подготовьте выступление в защиту мифологических знаний,

Мифология.

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

Что же такое миф и как он появился?

Миф - это слово, предание. Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нем. По определению Н.А.Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщание») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф – это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

Миф – это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

Миф, таким образом, представляет, по определению русского философа, религиозного мыслителя А.Ф.Лосева, магическое слово (имя), т.е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф – предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличии – то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

  • Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Определите, к какому типу мифов они относятся? Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать? Можно ли эти сведения назвать знаниями?

В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос – громом, кровь – реками и водоемами, волосы и усы – созвездиями, пот – дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами – предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они – потомки белых обезьян.

Миф – первая форма познания и объяснения общества.

Основные тематические циклы мифов:

  • Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной,
  • Антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества,
  • Мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ.
  • Эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времени.
  • Биографические мотивы – рождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.
  • Этиологические мифы – мифы, объясняющие происхождение отдельных предметов и явлений природы и человеческой культуры.
  • Этногонические мифы – мифы о происхождении народов.
  • Календарные мифы – мифы о смене времен года.

Особенности мифологического мышления:

  • Неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т.д.
  • Замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении.
  • Все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспроизведения, повторения.
  • Миф совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего.

Роль и значение мифов:

  • Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей.
  • Создаем картину целостной жизни народа.
  • Мифы сохраняют жизненный опыт народов.
  • Постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей.
  • Обеспечивает преемственность культурного опыта.
  • Передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Материал для группы 2.

  • Задание. обыденных знаний, Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

«И опыт, сын ошибок трудных…».

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт. В отличие от специальной познавательной деятельности, в отличие от науки, где знания – самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт». Например, человек строит лодку. Его цель – лодка, а побочный результат его деятельности – это знание о том, какое дерево лучше использовать, чем и как его обрабатывать и т.п. И это знание он получает только с опытом. При этом этот человек не нуждается в теоретическом обосновании, он просто знает, что, так или иначе будет лучше.

  • Это результат активного опыта, накопляемого поколениями людей.
  • Дает элементарные сведения о природе, о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях.
  • Знания прочны, но разрозненны, представляют набор сведений.
  • Способ формирования практического знания – трудовая деятельность.
  • Жизненный опыт сочетает практическое и научно-практическое знание.
  • Практическое знание – это усвоение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне: «Дай мне действовать, и я пойму». Действия, орудия, инструменты предназначены для получения практического результата. Учитель физкультуры сначала объясняет и показывает, как совершить бросок баскетбольного мяча в корзину. Но только во время бросков ученик сам освоит технику забрасывания.
  • Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».
  • Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).
  • Этот вид знаний передается во время непосредственного общения, ограничен опытом отдельного человека и удовлетворяет конкретную потребность.
  • Духовно-практическое знание – это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе. Например, религиозные заповеди.
  • Ученики делают выводы:
  • - опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;
  • - способ формирования практического знания – трудовая деятельность;
  • - практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;
  • Практическому знания свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок»;
  • - приобретаются не только практические знания, но и оценки, норму поведения.

Материал для группы 3.

  • Задание. Подготовьте выступление в защиту народной мудрости, Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

Народная мудрость и здравый смысл.

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленных на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения в виде описаний. Такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости.

На ранних этапах истории человечества мудрость приписывалась прежде всего богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей. У древних греков олицетворением мудрости являлась Афина Паллада. Со временем изменилось понимание мудрости – она стала трактоваться как умение разбираться в земных событиях, без соотнесения с миром богов.

Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения. Большинство положений народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельности. Загадки тесным образом связаны с искусством древних оракулов, предсказателей, прорицателей.

Отличительной чертой народной мудрости является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлениям. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения – например, «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» и «Утро вечера мудренее».

Здравый смысл включает в себя определенные сведения, знания, усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности. Это так называемое природное мышление, которое присуще каждому человеку. Здравый смысл подсказывает, что можно делать, и что нельзя. Здравый смысл, будучи связан с опытом многих людей, опутан заблуждениями, предубеждениями, стереотипами, принимаемыми людьми данной эпохи в качестве абсолютных истин. Так, считалось, что Земля – плоская и предположение о том, что Земля круглая противоречило здравому смыслу. Здравый смысл – явление консервативное, новые сведения медленно вытесняют старые.

  • Народная мудрость – это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, сказаний, примет, загадок.
  • Народная мудрость – обобщенные практические знания.
  • Примеры народной мудрости:
  • Афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить».
  • Поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
  • Суждения: «Куй железо, пока горячо».
  • Загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».
  • Отличительная черта народной мудрости – свод рецептов поведения для разных случаев жизни.
  • Народная мудрость – неоднородна, противоречива, т.к. к одним и тем же явлениям, поступкам выражают отношение разные люди.
  • Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.
  • Помогает ориентироваться в окружающей реальности.
  • Верно указывает направление и способ деятельности.
  • Противостоит выдуманным схемам и штампам.
  • Не поднимается до уровня научного объяснения реальности.
  • Не проникает в сущность явлений, дает поверхностное суждение.
  • Создает иллюзию абсолютной правды и истины.

Материал для группы 4.

  • Задание. Подготовьте выступление в защиту художественно-образных знаний.

Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

Познание средствами искусства.

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.

Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.

Искусство имеет дело с художественным освоением мира. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Так, можно изучать историческое прошлое по документам, архивным данным, но можно многое узнать о прошлом с помощью художественных произведений. Художественное произведение (а в это понятие входит и литература, и архитектура, и живопись) дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои/вещи прошлого, но и отношение к ним, помогает ощутить дух прошлого.

В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», поскольку перед читателем предстают разные стороны жизни русского общества. Мир чувств, образов, предстающий в лучших произведениях искусства, не только обладает способностью улавливать важные процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную информацию, как бы оживляющую знания о мире.

Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства - это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета. С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Эта гипотеза непременно требует от воспринимающего и познающего мир собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, наконец, готовности воспринимать мир таким образом. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности, могут быть приравнены к научным моделям; экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут.

Специфика искусства:

  • оно является образным и наглядным;
  • для него характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов;
  • воображение и фантазия познающего субъекта.
  • Произведения искусства помогают ощутить дух времени.
  • Особенность этой формы познания – художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.
  • Художественный образ – это отражение действительности через субъективное восприятие его самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.
  • Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.
  • Искусство выражает эстетическое отношение к действительности.

Материал для группы 5.

  • Задание. Подготовьте выступление в защиту паранаучных знаний. Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

Там, где кончается наука.

Паранауки (лат. para – при-, околонаучное знание) отвечают на те вопросы, на которые у науки нет ответов. На данный момент к паранаукам можно отнести уфологию (о НЛО), в какой-то мере астрологию и т.п. Часто используются сведения, не подтвержденные экспериментами, не вписывающиеся в принятые теории. Паранаука отличается претензией на универсальность, для неё характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам. Однако не стоит однозначно отрицательно относиться к таким «паранаукам» - возможно в будущем они разовьются до статуса науки, став более объективными, и раскроют нам тайны природы, дадут ответы на такие вопросы как «существуют ли внеземные цивилизации» и т.п.

  • Паранаука – околонаучное знание.
  • Характерные черты паранауки – туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.
  • Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

  • Паранаука отличается претензией на универсальность.
  • Завышенные претензии на внимание к себе.
  • Нередко нетерпимость к традиционной науке.
  • Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика- экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

  • Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и приведений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М.Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соответствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

  • Почему столь многие из нас с нетерпением ждут предсказаний астролога в свежем номере газеты, почему мы готовы верить этим предсказаниям и действовать в соответствии с ними? Ведь беспристрастные проверки не раз показывали несостоятельность астрологических предсказаний и прогнозов.

В духовном опыте человека наряду с научным существуют также и различные пути вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. Многообразие путей и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря разностороннему познанию,


окружающий мир можно объяснить по-разному: не только чувства­ми и умом ученого, но и духовностью верующего человека, эстети­ческими образами или нравственными нормами.

Его можно постигать взором художника и скульптора, а также ти­пичными, родовыми способностями всякого индивида. Только так познается и постигается истина - при рассмотрении объекта в разных ракурсах, с помощью многообразных способов его истолкования.

К вненаучным путям и способам освоения человеком окру­жающего мора и самого себя относятся: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, нравственное познание и другие.

В духовно-практической деятельности человека видное место занимает обыденное познание. Иногда его называют «повседневным» (или «житейским») чувственным отражением и мышлением, «обы­денным разумом». В нем отражаются ближайшие, непосредствен­ные условия и содержание жизнедеятельности людей - природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания явля­ется так называемый здравый смысл, который включает элементар­ные верные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей по­вседневной жизни и от других людей через передачу культурного опыта. Здравый смысл служит целям ориентации в мире и его практическом освоении. Известно, например, что человеку важно знать о том, что можно потреблять в пищу, а что нельзя, что вода существует в твердом, жидком и парообразном состоянии, а при нагревании до 100°С закипает, что до оголенного электропроводни­ка дотрагиваться опасно и т.п.

Эта форма познания включает в себя не только простейшие и нужные человеку знания о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора как своеобразную кристаллизацию познавательной деятельности. Обыденное позна­ние «схватывает» поверхностную информацию о связях бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть дождю; если в лесу очень много красной рябины, то это к холодной зиме. В рам­ках повседневного познания люди в состоянии приходить к глубо­ким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству. В таких обобщениях и существует народная мудрость, социокультурный опыт народов.

Обыденное познание, особенно современного человека, вклю­чает элементы научных знаний и представлений. В целом же оно развивается стихийно, «по жизни», поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования и суеверия, мистику.

Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, ко­гда еще не было свободной личности с развитым интеллектом.


Миф - это фантазийное эмоционально-образное восприятие мира, закрепившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил ок­ружающей природы и духа, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Мир в мифологическом соз­нании - это арена деятельности и соперничества богов, титанов, леших, домовых, чертей и т.п., где человек является в основном зри­телем их поединков и пиршеств.

Из древней мифологии дошли до нас, например, наивные пред­ставления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рожда­лись Земля и Небо, Ночь и День, Свет и Тьма, как появились пер­вые живые существа - боги и люди. Сохранились сказания о все­могущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других боже­ствах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, ко­торый якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на вечные муки. Древ­ние мифы оставили после себя не только образный стиль мышле­ния и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую для пищу художественного творчества, развития других форм общественного сознания и всей культуры общества.

Элементы мифотворчества существуют и в сознании современ­ного общества как архетипы культуры. Это обусловлено историче­ской преемственностью развития духовного мира людей, потребно­стями не только в приобретении различных истинных знаний, но и в достаточно свободном, нестрогом мышлении, связанном с меч­той, идеалом, фантазией, надеждой.

Среди путей познавательной деятельности человека специфиче­ское место занимает религиозное познание-постижение. Оно пред­ставляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное, включает в себя сложный комплекс иллюзор­ных представлений о мире. Сущностью религии является вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых усло­виях установить контакт, получить от сверхъестественного спасе­ние, защиту и иные блага, а также наказание за грехи и другие не­гативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное - это Бог как творец мира, его великие созидательные деяния. В этом смысле, религиозное познание - богопознание. Религиозное чувствование и мышление основаны на обладающих якобы безус­ловной истинностью догмах. Так, в христианстве основными дог­мами являются положения о троичности Бога, о сотворенности все­го сущего Богом из ничего, о присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека.

Религиозное познание сформировало свою картину мира, кото­рая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и ду-


ховную культуру человечества. Религия - одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания более человечного мира, нежели этот несовершенный земной мир.

Одно из проявлений вненаучного постижения человеком окру­жающего мира - художественное отражения действительности. Оно представляет собой мышление художественными образами, воплощенное в различных формах искусства и народном творчест­ве. Художественный образ является в данном случае основным средством познания и постижения мира, чувственно-наглядным воплощением объекта познания.

Познание мира в искусстве как профессиональном художествен­ном творчестве осуществляется с помощью таких понятий, как пре­красное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное, серьезное и игровое. Важнейшими видами искусства яв­ляются театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино, аудио и видео искусство, художественная литература и др. Каждый вид искусства имеет свои методы и средства познания: звук в музы­ке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный персонаж и т.д. Благодаря искусст­ву человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружаю­щей действительности и своего бытия, научается творить новый мир по законам красоты. Но изначально художественное постижение бы­тия сформировалось в необычайно многообразном и богатом по со­держанию народном художественном творчестве.

Универсализм познавательной деятельности человека выражен философским познанием. Ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского по­знания характерен специфический язык, глубоко личностное отно­шение мыслителя к исследуемому объекту, многие другие черты. Философия стремится привести совокупность сведений о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное. Философия - это органическое единство научного знания и обы­денной жизненной мудрости человека. Философствовать - означа­ет не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания - обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художест­венным. Ее предназначение - постигать всеобщее в бытии (начала бытия, его законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Философский интел­лект - великий дар и обретение духовной культуры человечества.

Основные понятия Вненаучное познание, обыденное познание, мифо­логическое познание, религиозное познание, ху­дожественное познание, философское познание.



Статьи по теме